К л. 1 об. Верста – мера длины, равная 500 саженям (1,08 км). До XVIII в. для межевания и определения расстояния между населенными пунктами существовала межевая верста, равная 1000 саженям (2,16 км). Вотчина – вид земельной собственности; владение, приобретенное или пожалованное за службу с правом передачи по наследству. Царевич Милитинский – Александр Арчилович Имеретинский (1674–1710), один из сподвижников Петра I, генерал-фельдцехмейстер. Его отец – Арчил Вахтангович, князь Имеретии, перешел под покровительство России и в 1684 г. переехал в Москву, где прошло детство Александра. Будучи ровесником юного царя, он принимал участие в военных играх Петра Алексеевича и снискал его расположение. В 1697 г. A.A. Имеретинский сопровождал Петра I в путешествии по Европе, где изучал артиллерийское дело. После возвращения в Россию был назначен судьей Пушкарского приказа. Командовал артиллерией в войне со Швецией (1700), попал в плен под Нарвой, умер в Стокгольме. Лев Кириллович Нарышкин (1668–1705) – боярин, стольник (1682), дядя Петра I по материнской линии. В 1690–1702 гг. возглавлял Посольский приказ. В 1697 г., когда Петр I уехал с Великим посольством в Европу, был назначен первым после Ф.Ю. Ромодановского членом Совета из четырех бояр, который управлял Россией в отсутствии царя. По воспоминаниям современников, например, князя Б.И. Куракина, Л.К. Нарышкин – человек посредственного ума и гордого нрава, государственными делами не занимался, был склонен к казнокрадству и «невоздержан к питию». Новодевичий монастырь – основан в 1524 г. великим князем Василием III в память о возвращении в состав Русского государства Смоленска (1514). Расположенный на юго-западе Москвы около Девичьего поля, монастырь входил в южное оборонительное полукольцо, состоявшее из Донского, Данилова, Симонова, Новоспасского и Андроникова монастырей и защищавшее столицу от врага со стороны дороги на Смоленск и Литву. В 1571 г. Новодевичий монастырь был сожжен крымским ханом Девлет-Гиреем; в 1591 г. держал оборону во время набега на Москву крымского хана Казы-Гирея. В 1611 г. сгорел в период польско-литовской интервенции, при царе Михаиле Федоровиче был восстановлен и укреплен. В вв. в монастырь постригались женщины из царской семьи и знатных боярских родов (жена царя Федора Иоанновича Ирина, сестра Петра I царевна Софья и др.). К началу XVIII в. монастырь имел значительные земельные наделы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечательно, что его владельцами были исключительно известные, знатные и родовитые люди – в данном обстоятельстве наблюдается интересная традиция. В начале XVII века «село Рожественское, на речке на Корожечне» принадлежало боярину Михаилу Глебову сыну Салтыкову. Возможно, вотчина была получена в конце XVI века, поскольку в Писцовых книгах он отмечен в чине окольничего – до пожалования в боярство (1601). М.Г. Салтыков был полководцем и дипломатом, участником многих событий периода Смуты, – в частности, прихода к власти Лжедмитрия I и заговора против него, избрания на русский престол королевича Владислава. В 1611 году перешел на службу к польскому королю Сигизмунду III, утратив прежние владения. В 1619 году вотчина была пожалована стольнику князю Андрею Фёдорову сыну Литвину-Мосальскому «за московское осадное сидение королевичева приходу». Он принадлежал к числу Рюриковичей, потомков черниговских князей. Разные ветви князей Мосальских состояли на службе в Литве, Польше и России. Андрей Фёдорович тоже имел явную пропольскую ориентацию, был в числе тушинцев, присягнул Сигизмунду III, но, как видно, вовремя перешёл на нужную сторону. Осенью 1618 года он участвовал в обороне Москвы от войск королевича Владислава, за что и был награжден вотчиной, в которую помимо села входили деревни Хлудово и Лукьяново «на речке на Курге», Яковлево на берегу Корожечны. За долгую жизнь ему довелось возглавлять Пушкарский и Сыскной приказы, командовать полками в нескольких войнах, дослужиться до чина окольничего. А.Ф. Мосальский умер бездетным в 1664 году – с ним пресеклась одна из линий княжеского рода. Период его владения оставил особую страницу в истории села. Несмотря на то, что формально оно называлось Рождествено на Корожечне и позднее сменилось немало других владельцев, за селом закрепилось название – Масальское, обычно писавшееся через «а». По какой-то причине один из давних владельцев оставил по себе такую память. Позднее село переходит в собственность князей Хованских – потомков литовского великого князя Гедимина, принадлежавших к числу наиболее привилегированных кругов княжеско-боярской аристократии, «родам первой статьи». В числе владельцев был Иван Иванович (1650-1726) – сын известного главы Стрелецкого приказа Ивана Андреевича Хованского «Тараруя», учинившего названное его именем восстание, казнённого в 1682 году. Далее вотчиной владели Михаил Иванович (1684-1735) и Сергей Михайлович (1721-1768). Первый был капитаном лейб-гвардии Преображенского полка, а второй упоминается в чинах поручика, титулярного советника. После кончины старшего брата владельцем села становится отставной поручик Михаил Михайлович Хованский (1710-1785), с чьим именем обычно связывается строительство каменной церкви. Помимо селений в состав вотчины входили рыбные ловли на реке Корожечне протяжённостью по обоим берегам 6 вёрст и 50 саженей.

http://sobory.ru/article/?object=17478

В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве. В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в. и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) — вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского. К сер. XVII в. усердием первых Романовых — царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства. А. Васнецов " Новодевичий монастырь "

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

Согласно писцовой книге Леонтия Аксакова и Алексея Малахова 1582-1584 гг., на территории З. м. располагались каменные Покровский и Симеоновский храмы и деревянная теплая Благовещенская ц. ( Майков. 1911. С. 78). В результате швед. оккупации Новгорода 1611-1617 гг. З. м. был разорен. В «Росписи новгородских монастырей и церквей» (1615) упомянуты храм Положения ризы, «другой мирский храм соборный, Симеон Богоприимец, оба каменные, да в трапезе храм Николай Чудотворец древяной - все разорены» ( Евгений [Болховитинов]. 1808. С. 81). Одна из церквей «развалилась до подошвы». В росписи 1615 г. Благовещенская ц. не упомянута, но в монастырской описи 1682 г. вновь названа в числе др. построек; сообщение о Никольской ц., возможно, ошибочно. После разрушений Смутного времени в З. м. была возобновлена Симеоновская ц. (1654) и был перестроен Покровский храм (1672 (1682?)), к к-рому с зап. стороны пристроен теплый придел Благовещения Пресв. Богородицы. В 1721 г. оскудевший З. м. был приписан к Сыркову в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастырю , куда перевели и монахинь, а игумению - в тихвинский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь . В 1727 г. была восстановлена самостоятельность З. м., прежние насельницы вернулись из Сыркова. В 1737 г. в З. м. проживали 4 монахини во главе со строительницей Анной. В 1797 г. в Сырков мон-рь из Зверина была переведена на настоятельство игум. Евпраксия. При учреждении штатов 1764 г. З. м. был причислен ко 2-му классу. Церковь (1399) и собор (1899-1901) в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2008 г. Церковь (1399) и собор (1899-1901) в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2008 г. С нач. XIX в. за счет пожертвований на территории З. м. развернулись строительные работы. В 1804 г., при игум. Елисавете (1800-1824), вместо старого Благовещенского придела сооружена новая трапезная, и в ней освящены 2 престола - Благовещения Пресв. Богородицы и свт. Ионы Новгородского, устроенные еп. Евгением (Болховитиновым). При игум. Людмиле (1824-1841) приделы были расширены и «все отделано в новом вкусе» (1827). Между 1841 и 1860 гг., при игум. Агнии, сооружены каменные ограда с 5 башнями, надвратная колокольня с 2 корпусами келий (1846, архит. Р. К. Кржижановский), 2-этажным настоятельским и сестринским; одноэтажный трапезный корпус, над которым в 60-х гг. XIX в. надстроен деревянный этаж. Архитектура корпусов выдержана в формах провинциального классицизма с элементами рус. стиля (напр., колокольня имела шатровое завершение). В 1849 г. обители был пожертвован 2-этажный каменный дом.

http://pravenc.ru/text/199663.html

По велению вел. кн. Иоанна III в мон-ре разбирают деревянный и закладывают каменный собор. Миниатюра и Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 289) По велению вел. кн. Иоанна III в мон-ре разбирают деревянный и закладывают каменный собор. Миниатюра и Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 289) В 1571 г., во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея, М. И. м. был сожжен, затем восстановлен, в 1611 г. разорен поляками, в 1613 г. возобновлен. В писцовых книгах 1621 г. значится «монастырь Златоустовской» с каменным Иоанновским храмом, братскими кельями, дворами «стряпчаго» и конюшенным. «Земли внутри монастыря по святыя ворота 54 саж., позади 51, по сторон 55 саж.». Рядом с мон-рем имелись «жилецкие» дворы, в т. ч. двор кн. Андрея Тюменского ( Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 7). В 1663 г. по инициативе и на средства кн. Федора Никитича Барятинского в М. И. м. был возведен одноглавый собор Нерукотворного образа Спасителя. По описи 1679 г., в обители находились каменный собор свт. Иоанна Златоуста (со 2-м престолом ап. Тимофея) с нижней ц. Покрова Пресв. Богородицы, «под колоколами» - каменная ц. вмч. Феодора Стратилата, храм Нерукотворного образа Спасителя, каменные св. ворота, деревянная ограда, игуменская и ок. 10 братских келий, хлебопекарня, хозяйственные службы. Собор во имя свт. Иоанна Златоуста. 1479 г. Фотография. 1914 г. Собор во имя свт. Иоанна Златоуста. 1479 г. Фотография. 1914 г. На Московский Собор 1666-1667 гг. среди др. настоятелей московских мон-рей был призван златоустовский игум. Ермоген (ДАИ. Т. 5. 102. С. 476). В апр. 1675 г. М. И. м. посетил царь Алексей Михайлович , 25 апр. 1678 г.- вел. кн. Феодор Алексеевич . В 1676 г. игум. Дионисий участвовал в коронации царя Феодора Алексеевича. При венчании на царство великих государей Петра I и Иоанна V Алексеевичей в 1682 г. настоятель М. И. м. вместе с 3 другими служителями нес царскую державу (ДАИ. Т. 10. 15. С. 37-40). Среди пожертвований в М. И. м. известны вклады старицы инокини Марфы Иоанновны (30 р.), царя Алексея Михайловича (1654; напрестольное Евангелие из Приказа Большого дворца), кнг. Анны Григорьевны, жены касимовского царевича Никифора Васильевича («ризы золотой парчи по красной земле»), Конона, Петра, Андреяна и Никиты Апраксиных (700 р.), Ф. Н. Апраксина (1632; напрестольное Евангелие), князей П. И. и И. П. Пронских (1649, 1678, 1679; толковое Евангелие, напрестольное Евангелие, обложенное красным бархатом, серебряный позолоченный потир и др.), Михаила Бахтеярова (1658; напрестольный крест с частицами мощей различных святых), бояр Зюзиных (1661; 570 р., неск. богато украшенных икон), кн. Ф. Н. Барятинского (1666; сосуды и облачения на 920 р.), кнг. Е. В. Пожарской (1696; 100 р.), кнг. А. С. Урусовой (богато украшенное серебром Евангелие) и др.

http://pravenc.ru/text/2564222.html

В 1991-1992 годах началось постепенное возрождение Высоко-Петровского монастыря. В его зданиях, частично переданных Церкви, разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. С 2009 года восстанавливается собственно монашеская жизнь. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV в., в нём архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 г. архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского. В 1326 г. проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием. При пожаре 1493 г. обитель выгорела. По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 г. возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 г. собор был освящён. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII в. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 г. польско-литовскими интервентами. В 1612 г., после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной. В конце XVII в. монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 г. Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна.

http://sobory.ru/article/?object=03404

В 1602 г. открыта епархия астраханская со значением архиепископии, в 1667 г. получившая звание митрополии. В 1621 г. учреждена архиепископия сибирская в Тобольске. В 1616 г. во Пскове Архиепископ Иоаким (Древл. Вивл. 15, 214–216). В 1667 г. назначались Епископы для Холмогор, Вятки, Томска, Енисейска, Устюга, Воронежа, Тамбова, Углича, Каргополя, Белоозера, Дмитрова и Ржева т. е. 13. Но собор русских архипастырей оставался довольным, если бы поставлены были архиерейские кафедры в первых 6 городах. В нояб. 1681 г. Царь и Патриарх предполагали ввести степени между пастырями с тем, чтобы в ведении 13 Митрополитов было 25 Архиепископов и Епископов, именно 6 Архиепископов и 19 Епископов. Но когда Царь предложил это собору, собор (1682 г.) положил: открыть вновь кафедры Архиепископов или Епископов, только без зависимости от Митрополитов, дабы иначе не вышло церковного разногласия в архиерейском чине, не явились распри и превозношение ко вреду Церкви. О новых кафедрах полагал, что достаточно будет, если определены будут Архиепископы в Севск, в Холмогоры, в Енисейск и Устюг, – Епископы в Галич, Арзамас, Тамбов, Воронеж, Болхов и Курск. На деле в исполнение сих определений могли открыть только епархии а) белгородскую в 1667 г. и нижегородскую в 1672 г. со званием митрополии; б) в 1682 г. епархии устюжскую и холмогорскую со званием архиепископии и то же название тогда же получили епархия вятская, открытая для Епископа в 1658 г; а суздальская архиепископия наименована митрополией, «ради древнего великого княжения суздальского»; в) тогда же в 1682 г. посвящены Епископы воронежский и тамбовский (Акт. Эксп. 4, 204. 155. Акт. Ист. 2, 422. 5, 110. 111. 480. 481. Собр. грам. 4 391. 393. Записки для Сибирской Ист. в древл. Вив. 3, 2. Ист. Иер. 1, 30. 35. 169–73.). По описи 1702 г. самые обширные епархии, после патриаршей (пр. 6), новгородская с 1017 Церквей, рязанская с 955, суздальская с 902, ростовская с 731, вологодская с 588 Церквами, – самые меньшие воронежская с 182 Церквами, вятская с 181, тамбовская с 168, смоленская с 171, псковская 159, сибирская с 150; а всех Церквей было 12 076; но в описи не показаны Церкви епархий киевской, астраханской, черниговской (Ист. Иер 1, 72.). С назначением иркутской епархии в ведении тобольского Митрополита оставались округи тобольский, енисейский, исетский и екатеринбургский. Суздальская епархия заключала в себе уезды суздальский, юрьево-польский, шуйский, верхне- и нижне-домовский, темниковский и киренский; до 1667 г. и тарусский. Границы епархии много еще представляли затруднений для управления, хотя и определены были лучше, чем прежде. Приходы древней новгородской области, отшедшие с 1611 г. к Швеции, оставались в ведении новгородского пастыря. (Акт. Ист. 5, 243. 325).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

288 " Временник» Императорского Московского Общества истории и древностей Российских, XXIV, стр. 109, ст. С. Шпилевского «О благоустройстве по Уложению». 291 И. М. Снегирев. «Памятники московской древности». Москва, в типографии Августа Семена, 1842–1845, 200. 292 " Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете«, 1848 г., 7, стр. 130. 293 " Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете», 1860, кн. II. Смесь. Ст.: «Поимянная опись кто чем промышляет в Моск. слобод. (1677 г.)». 297 Тем не менее нельзя пройти молчанием замечательного проэкта, составленного царем Феодором Алексеевичем в том же 1682 г. Предположено было построить две шпитальни или богадельни, – одну в Знаменском монастыре, что в Китае-городе, а другую на Гранатном дворе, что за Никитскими воротами. На содержание их назначить вотчины, бывшие за Архангельским владыкою и за Знаменским монастырем. Предположено было нищих брать на улицах и для разбора приводить в Аптекарский Приказ: увечных – отсылать в шпитальню, а притворщиков подвергать наказанию. – Проект этот напечатан у Берха в его истории Феодора Алексеевича, часть II-я, стр. 87–93. 298 И. Т. Посошков. «Сочинения», изд. М. П. Погодиным, М. Типография Николая Степанова, 1842, 106. 301 П. М. Строев, «Описание старопечатных книг славянских и российских графа Ф. А. Толстова», М. 1829, 127, стр. 273. 303 Первая форма присяги не была известна автору «Опыта российской библиографии», о второй же и третьей он упоминает, и притом, как о изданных отдельно, – каждая. (В. С. Сопиков. «Опыт российской библиографии, или полный словарь сочинений и переводов, напечатанных на словенском и российском языках от начала заведения типографий, до 1813 г.» в 5 т. СПб., 1813–1821, т. I, 1813. 1650–1651, стр. 266–267.). 309 Иногда говорили «ино не буди на мне милости святых» и при этом упоминали тех угодников к заступлению которых прибегали с живейшею верою. В клятвенной записи кн. Холмского 1474 г. сказано: «ино не буди на мне милости Петра митрополита и Леонтия епископа Ростовского» («Собрание государственных грамат и договоров», I, 103). В записи кн. Дим. Бельского 1524 г. читаем: «ино не буди на мне милости Петра митрополита и Алексея митрополита и Леонтия и Сергия Чудотворца и всех святых» («Собрание государственных грамат и договоров», I, 152). В крестоприводной записи Феодора Борисовича Годунова 1605 г. прибавлено: «и не буди на мне благословения и прощения московского патриарха Иова и митрополитов, и архиепископов, и всего освященного собора»... («Собрание государственных грамат и договоров», II, 85). Не одни те подвергаемы были проклятию, которые нарушали присягу, но и те, которые отказывались присягать, что можно видеть из записи кн. Пожарского 1611 г. «А кто не учнет по сей записи креста целовати..., тот человек проклят в сем веце и в будущем»... («Собрание государственных грамат и договоров», II, 253).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи св. Ольги, свв. Бориса и Глеба и преп. Феодосия Печерского сокрыты были или сокрылись под спуд во время нашествия на Киев Монголов; мощи св. Леонтия епископа Ростовского ипрепп. Аврамия и Меркурия Смоленских сокрыты были или сокрылись под спуд при взятии Ростова войсками самозванца в 1608-м году и при взятии Смоленска Поляками в 1611-м году, а мощи кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора, перенесенные в Москву из Чернигова в 1572-м году, сокрыты были или сокрылись под спуд (вероятно) при взятии Москвы Французами в 1812-м году. Из числа святых, о сокрытии под спуд мощей которых, обретенных нетленными и находившихся на вскрытии, ничего не может быть нами сказано, назовем, делая перечисление в хронологическом порядке открытия мощей: кн. Всеволода-Гавриила Псковского, мощи которого открыты были в 1812-м году 682 , Никиту Переяславского 683 , мощи которого открыты были при митр. Фотии, следовательно между 1408–1431-м годами; Мартиниана Белозерского, мощи которого открыты были около 1510-го года, Тихона Луховского, мощи которого открыты были в первой половине XVI века 684 , Ефрема Перекомского, мощи которого открыть были в 1545-м году, Стефана Махрищского, мощи которого открыты были в 1550-м году, Логгина Коряжемского, мощи которого открыты были в 1556-м году, Василия Блаженного, мощи которого открыты были в 1588-м году 685 , Геннадия Любимоградского или Костромского, мощи которого открыты были в 1646-м году, Иоанна юродивого Московского, мощи которого открыты были в 1672-м году, Пахомия Нерехотского, мощи которого открыты были в 1675-м году, Аркадия Новоторжского, мощи которого открыты были при царе Федоре Алексеевиче, следовательно между 1676–1682-м годами, Иоанна и Иакова Менюжских, мощи которых открыты были при Иоанне и Петре Алексеевичах, следовательно между 1682–1689-м годами 686 . Вместе с мощами, которые то или другое время находились на вскрытии, а теперь снова находятся под спудом, должны быть указаны мощи, которые, находясь на вскрытии, подверглись большему или меньшему действию огня во время пожаров тех церквей, в которых они находятся или находились.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На протяжении всего периода иноземного господства на Кипре жители острова не оставляли надежд на освобождение отечества. Рост национально-освободительных настроений достиг апогея к началу XIX в. После начала в Греции восстания 1821 г. киприоты с оружием в руках вступили в борьбу за освобождение от османского ига. В ответ на это наместник острова Мехмед Кучу обрушил на православных жителей Кипра жесточайшие гонения: все три митрополита (пафский Хрисанф, киттийский Мелетий и киринейский Лаврентий) были казнены, архиепископ Кипрский Киприан (1810–1821) был повешен на центральной площади Никосии. Всего за пять дней, с 9 по 14 июля 1821 г., было убито 486 игуменов монастырей, священников и старейшин. Почти все православные монастыри и храмы были отобраны и обращены в мечети или хозяйственные помещения. Восстановлена иерархия Кипрской церкви была в том же 1821 г. с помощью антиохийского патриарха Серафима (1813–1823), который послал на Кипр епископов, рукоположивших трех митрополитов и нового предстоятеля Кипрской церкви. 10. Православие в Албании в османский период В 1501 г. последние албанские земли были захвачены турецкими войсками. Символом сопротивления завоевателям стал героический полководец Георгий Кастриотис, более двадцати лет противостоявший иноземной экспансии (1451–1468) и отразивший три крупные экспедиции османских войск. В то время как большая часть албанских епархий оставалась частью Охридской архиепископии, южные кафедры Албании по-прежнему относились к юрисдикции Константинопольского Патриархата. Из 18 дошедших до нас имен предстоятелей Дельвинской епископии особо примечательны знаменитый книжник Софроний (1540), выдающийся проповедник и благотворитель Захария (1670–1682) и основатель ряда учебных заведений Манассия (1682–1695). Источников о жизни Дриинопольской епископии вв.) гораздо больше. Из более чем сорока известных имен предстоятелей этой кафедры выделяются Матфей (ум. 1611) – участник антитурецкого восстания Дионисия Скиллософоса, Софиан (1672–1700) – героический борец с исламизацией, Митрофан (1752–1760) – знаменитый песнотворец и Досифей (1760–1799), построивший около 70 храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010