Титул Патриарха – Московский и всея России – был установлен и утвержден соборным определением от (Российская Православная Церковь . Определения Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 1. M., 1918 (репринт: 1994). С. 4). Титул изменен без изложения мотивации и без обсуждения при реставрации Патриаршества в 1943 г. – Московский и всея Руси. 26.01.1589 10.06.1605 (30.06.1605 17.05.1606 03.06.1606 20.03.1611 03.1611 08.1611 Игнатий Грек, паки 08.1611 26.12.1613 24.06.1619 24.06.1619 01.10.1633 06.02.1634 28.11.1640 28.11.1640 27.03.1642 27.03.1642 15.04.1652 25.07.1652 10.07.1658 10.07.1658 06.08.1664 06.08.1664 20.12.1664 27.12.1664 02.1667 10.02.1667 17.02.1672 07.07.1672 19.04.1673 26.07.1674 17.03.1690 24.08.1690 15.10.1700 16.10.1700 16.12.1701 16.12.1701 14.02.1721 21.11.1917 25.03(07.04)1925 30.04(13.05)1922 12(25)06.1923 30.03(12.04)1925 27.11(10.12)1925/27.09(10.10)1937 01(14)12.1925 25.11(08.12)1926 25.11(08.12)1926 16(29)12.1926 16(29)12.1926 14(27.03)1927 30.03(12.04)1927 30.08(12.09)1943 30.08(12.09)1943 02(15)05.1944 02(15)05.1944 22.01(04.02)1945 22.01(04.02)1945 04(17)04.1970 05(18)04.1970 21.05(03.06)1971 21.05(03.06)1971 20.04(03.05)1990 20.04(03.05)1990 25.05(07.06)1990 25.05(07.06)1990 28.05(10.06)1990 28.05(10.06)1990 Алексий II Ридигер Второе викариатство ленинградской епархии, обн. (см. Ладожская, обн.) 1012 «...Алексий архиепископ, прислан в Русь в 865 г., Св. Фотием, Патриархом Константинопольским . Он крестил в Киеве, в мае 866 г. (подруг. 867 г.) русских князей Аскольда и Дира (во крещении Николая и Илию) и народ...» (Н.Д. Девятисотлетие... С. 99, со ссылкой на статью епископа Порфирия (Успенского) – Труды Киевской духовной академии. 1877. Кн. 10). Ныне более вероятной датой «Аскольдова крещения представляется 862 г. (или около этого года). По мнению Н. Д. Дурново, епископы происходили «…большей частью из Македонских славян» (Н. Д. Девятисотлетие... С. 101). 1013 Неизвестный по имени архиепископ, поставленный на кафедру россов от Патриарха Св. Игнатия и императора Василия Македонянина, согласно свидетельству императора Константина Порфирогенета. С этого времени начинается автономия Русской Церкви. Богослужения совершаются на славянском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

735 ...нижегородца, посадцкаго человка Козмы Минина. – Кузьма Захарович Минин-Сухорук (?–1616) – земский староста в Нижнем Новгороде, по инициативе которого осенью 1611г. стало собираться Второе земское ополчение для освобождения Москвы, которое возглавил князь Д. М. Пожарский. 736 ...князь Дмитрей Тимофевичь Трубецкой... – Князь Д. Т. Трубецкой (?–1625) впервые упоминается в 1608 г. в звании стольника при Василии Шуйском, позже служил «тушинскому вору» (входил в состав тушинской Боярской думы). После убийства Лжедимитрия поддержал Первое земское ополчение и в марте 1611 г. подошел к Москве с казачьими войсками со стороны Калуги. Казачьи полки были плохо управляемы, недисциплинированны и разобщены. Сам князь ревниво относился к Д. М. Пожарскому и не спешил ему помогать. Однако после изгнания поляков и до избрания на царство Михаила Романова был главным и единственным правителем государства, получив титул «спасителя Отечества». В 1613–1614 гг. освободил Новгородские земли от шведов. Умер воеводою в Тобольске. 737 ...бояся итти под Москву Иоанна Заруцкого... – Иван Мартынович Заруцкий (?–1614), казачий атаман. Подошел к Москве в составе войска Ивана Болотникова, от которого переметнулся к Лжедимитрию II, став одним из ближайших его сподвижников, что не помешало Заруцкому перейти на сторону Сигизмунда III. Почувствовав непопулярность и этого «царя», примкнул к П. П. Ляпунову и вместе с ним и Д. Т. Трубецким возглавил Первое земское ополчение. Используемый М. Мнишек, мечтая о личной власти, призвал избрать на русский престол сына Лжедимитрия II и Марины. Не добившись успеха под Москвой, пытался подчинить лжецаревичу южные города. После избрания на престол Михаила Федоровича Романова был разбит отрядами князя И. А. Одоевского, бежал в Астрахань, оттуда на Яик, но был выдан казаками, доставлен в Москву и посажен на кол. 738 ...убилъ под Москвою воеводу Прокопия Петровича Ляпунова... – Прокофий Ляпунов (?–1611), глава рязанского дворянства. Вместе с ним против поляков боролись четверо его братьев (один из них, Степан, был повешен в лагере Сигизмунда под Смоленском в 1612 г.) и трое племянников. Именно он начал движение за освобождение Москвы и всего государства от интервентов. К Рязани присоединились Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Муром. Так было сформировано Первое земское ополчение, к которому примкнули остатки «тушинцев» во главе с Трубецким и Заруцким. В марте 1611 г. оно подошло к Москве. 22 июля 1611 г. по решению казачьего круга Ляпунов, выдвигавший наиболее жесткие требования дисциплины и выполнения приказов, был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но парализовать деятельность Виленс­кого православного братства всё же этим самым не удалось, так как оно со всеми своими учреждениями перешло к построенной к тому времени (1609 г.) церкви Св. Духа. В отличие от «Троиц­кого» униатского, оно с этих пор стало имено­ваться «Свято-Духовским братством». При церкви Св. Духа образуется монастырь. «7 марта 1609 г. Свято-Троицкий Виленский монастырь оказывается под властью униата Руцкого. Листом от 22 апреля король за сопротивление Потею и Руцкому высылает бывшего Свято-Троицкого архимандрита Самуила Сенчилу. Те из Свято-Троиц­ких иноков, кото­рые не приняли Унию, бежали в Свято-Духов мо­настырь, бывший тогда ещё келиотским и не имевший ни игумена, ни архимандрита (во всяком случае, известные нам источники о таковых не сообщают). Православное монашест­во Вильни, таким образом, с конца апреля 1609 г., живёт без духовного руководителя, а с сере­дины августа, когда выгнаны были из монастыря «о. Троцький и о. Феодор», – ещё и без бого­служения. Вместе с тем известно, что Свято-Духов монастырь, начинавшийся как келиотский, к маю 1611 г. является уже, безусловно, киновией и имеет игуменом некоего о. Павла: именно им написано предисловие к изданию «Молитв повседневных» (Евье, 1611) за подписью «Павел Игумен... з Кронь». А все изда­ния братской типографии с 1611 г., включая и названное, подготовлены, как узнаём из титульных листов, «працею иноков Свято-Духова общежительного монастыря» (25). Из грамоты короля Владислава IV (1633 г.) следует, что «першым архимандритом» Свято-Духова монас­тыря был Леонтий (Карпович). По мнению современных исследователей, «наиболее воз­можная дата возведения Леонтия Карповича в сан архимандрита представляется... с августа 1609 г. (предполагаемое время хиротонии) по апрель 1610 г. (когда исповедник был арестован и заточён в темницу). К этому времени Свято-Духовская церковь , построенная православным братством на земле, находящейся в частном владении князей Воловичей, остаётся единственной православной церковью во всём сто­личном городе Вильне; 13 других особым декретом короля были отняты у православных «на имя короля в распоряжение для униатов» (18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Временник» Тимофеева полон восторженных отзывов о Скопине. Тимофеев противопоставляет последнего как храброго и инициативного полководца безвольному Василию Шуйскому. Царь Василий не мог противостоять напору тушинцев на Москву, а Скопин-Шуйский освободил столицу от тушинской осады и самого царя выпустил как птицу из клетки. 31 Сравнивая Скопина с Татищевым, Тимофеев замечает, что хотя у них и было одно имя, но первый отличался от второго как свет от тьмы. 32 Близость Тимофеева к М. В. Скопину-Шуйскому подтверждается материалом одного судебного дела, относящегося к апрелю 1611 г. и хранящегося в Стокгольмском государственном архиве. Из этого дела видно также, что среди лиц, стоявших у власти в Новгороде, была группа, враждебная Тимофееву и стремившаяся его скомпрометировать. Это, очевидно, сторонники убитого М. И. Татищева. В апреле 1611 г. гость Степан Иголкин заявил в Новгороде боярину И. Н. Большому Одоевскому и дьякам Корнилу Иевлеву и Семейке Самсонову, что, когда в результате новгородского восстания погиб М. И. Татищев, ему, С. Иголкину, поручили быть вместе с И. Тимофеевым «у переписки и у оценки» оставшихся после убитого «опальных животов». Среди них имелись две иконы – «образ Спасов да образ Николы, обложены золотом ... и украшены жемчюги и каменьем дорогим». При переписи «рухляди» М. И. Татищева дьяк Иван Тимофеев «тех образов смотреть не давал неведомо для чево». В 1611 г. Степану Иголкину было поручено «считать дьяка Петра Третьякова в приходе и в росходе»; во время этой ревизии он ознакомился с книгами, в которых были описаны «образы окладные и неокладные» М. И. Татищева, и установил, что в указанной описи образа Спаса и Николы чудотворца отсутствуют. Иван Тимофеев , допрошенный по заявлению С. Иголкина, показал: «приказал де ему переписывать ... опальную рухлядь» М. И. Татищева боярин и воевода князь М. В. Скопин-Шуйский; вместе с Тимофеевым «у той переписи были гость Степан Иголкин и иные торговые люди»; среди описываемой «рухляди» имелись и образа Спаса и Николая чудотворца, отданные, по распоряжению М. В. Скопина-Шуйского, софийскому протопопу Амосу, по словам которого М. И. Татищев «был ему сын духовной, и те де образы приказал ему при себе по своей душе и по своих родителех».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

не был перемещен во Псков, где и скончался. Епархия Смоленская, считавшаяся архиепископиею, перешла после взятия Смоленска поляками (15 июня 1611 г.) во владения Польши на много лет, пока Смоленск не был возвращен России. Может быть, как бы взамен этой утраченной архиепископии Псковская епархия в 1611 г. по воле царя Михаила Федоровича возведена на степень архиепископии . Другие епархии если и не были закрыты среди тогдашних смутных обстоятельств, то оставались без архипастырей на более или менее продолжительное время. В Астрахани после известного архиепископа Феодосия († 18 декабря 1606 г.), столько пострадавшего еще при первом самозванце и участвовавшего в перенесении мощей святого Димитрия царевича из Углича, не было архиерея почти девять лет, там происходили постоянные смуты, волнения и убийства от казаков и других мятежников, и только при царе Михаиле Федоровиче туда поставлен был новый архиепископ Онуфрий (15 февраля 1615 г.). Тверская кафедра, после того как архиепископ Феоктист взят был тушинцами в плен (1608) и потом убит ими, оставалась праздною около пяти лет и только с воцарением Михаила Федоровича, в мае 1613 г., отдана была архиепископу Арсению Елассонскому, проживавшему при московском Архангельском соборе. В Ростове после взятия митрополита Филарета Никитича тушинцами в плен не было архиерея около трех лет (1608–1611). В Суздале после изгнания архиепископа Галактиона теми же тушинцами не было епархиального владыки около четырех лет (1608–1612). Вследствие тех же прискорбных обстоятельств от Новгородской епархии временно были отделены Каргополь и другие города и уезды по Двине и Вагу. Они отданы были Вологодскому архиепископу Нектарию (с 1613 г.) «для его скудости и вологодского запустенья» в то время, когда Новгород находился под властию шведов. С возвращением же Новгорода под власть России возвращены к Новгородской епархии грамотою царя Михаила Федоровича (6 июля 1617 г.) . В числе архипастырей, правивших нашими епархиями в то тяжелое время, немало было, как мы уже видели, таких, которые показали высокие примеры приверженности к православной вере и отечеству, теперь упомянем еще о двух — Смоленском и Новгородском.

http://sedmitza.ru/lib/text/436107/

§ 4. Епархии В состав московского патриархата, при его учреждении, взошли те самые епархии, которые прежде составляли севернорусскую митрополию: Московская (бывшая митрополичья, теперь патриаршая), новгородская, ростовская, казанская, суздальская, тверская, рязанская, смоленская, вологодская (бывшая пермская), сарская или подонская (крутицкая; она прежде занимала области по Хопру и Дону, теперь в южных пределах Калужской губернии) и коломенская. Но с течением времени к ним присоединялись новые, или выделяясь из прежних, или открываясь вновь по мере расширения русских владений, или же отходя от южнорусской митрополии. При этом происходили изменения и в достоинстве некоторых кафедр. В майской уложенной грамоте 1589 года так определялся штат епископских кафедр в московском патриархате: 4 митрополии, 6 архиепископий и 8 епископий. В том же 1589 г. действительно наделены были титулом митрополичьим прежние 4 архиепископа: новгородский, ростовский, казанский и крутицкий, архиепископским – бывшие епископы кроме коломенского, епархия которого была очень мала. Возвышение всех этих епископов вызывалось возвышением митрополичьей кафедры в Москве до степени патриаршей. Однако вместо предполагаемых новых 8 епархий в 1589 г. открыта была только одна псковская. В 1598 году к ней еще прибавилась корельская; обе выделены из новгородской митрополии. В 1602 г. учреждена астраханская архиепископия, отделенная от казанской митрополии. В смутное время некоторые епархии, лишившись своих архипастырей, подолгу оставались не замещенными; так, астраханская–в течение 9 лет (18 декабря 1606 – 15 февраля 1615 г.), тверская – около 5 лет (1608 – 1613 г.), ростовская – около 3 лет (1608 – 1611 г.) и суздальская – около 4 лет (1608 – 1612); а епархия смоленская, после взятия Смоленска Поляками (15 июня 1611 г.), на время отошла от московского патриархата в ведение Польши; корельская же, после захвата ее Шведами (1611 г.), совсем прекратила свое существование. После смутного времени наличные епархии устроились, а новые продолжали открываться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Собор низложил Патриарха свт. Иова и на его место избрал грека Игнатия (бывш. еп. Иерисоса и Св. горы, с 1603 архиеп. Рязанский). 8 мая 1606 г. А. Э. участвовал в короновании Марины Мнишек, 11 мая явился во дворец с поздравлениями и подарками новобрачным Лжедмитрию и Марине. 19 мая А. Э. был среди высшего духовенства Русской Церкви, когда после расправы с Лжедмитрием состоялось избрание царем Василия Иоанновича Шуйского . Вслед за этим Игнатий был низложен и Патриархом избрали Казанского митр. сщмч. Ермогена . Далее А. Э. стал свидетелем появления Лжедмитрия II и пленения поляками Василия Шуйского (июль 1610), пожара в Кремле (1611), при к-ром пострадал и дом А. Э. После ареста поляками 1 мая 1611 г. Патриарха Ермогена А. Э. стал главой правосл. духовенства в Москве и в этом качестве участвовал в переговорах боярского правительства с кор. Сигизмундом III , 5 окт. 1611 г. Архангельский архиепископ подписал 2 грамоты Сигизмунду и его сыну Владиславу, содержавшие «убеждение королевича к скорому приезду в Москву» для последующего коронования на царство. Потерявший почти все свое имущество и голодавший во время осады Кремля рус. ополчением в авг.-окт. 1612 г., А. Э. сподобился явления ему прп. Сергия Радонежского , к-рый предсказал скорое избавление от бедствий. 27 нояб. во главе московского духовенства А. Э. с Владимирской иконой Божией Матери встречал вступавшее в Москву рус. войско. 2 мая 1613 г. он вместе со всем духовенством встречал близ Москвы Михаила Феодоровича Романова и его мать Марфу и сопровождал их к царским гробницам, где служил молебен. 11 мая он поставил свою подпись на грамоте об избрании царем Михаила Феодоровича, 11 июля участвовал в венчании юного царя. В 1613 г. А. Э. был назначен на Тверскую кафедру (наиболее ранний известный документ, в к-ром он назван «архиепископом Тверским и Кашинским», датируется июлем 1613 - ААЭ. Т. 3. СПб., 1836. 4. С. 7), за ним был также сохранен титул «архиепископ Архангельский». В 1613 г. А. Э. подписал антиминс для храма в Оршине мон-ре .

http://pravenc.ru/text/76326.html

В грамотах, рассылаемых по России, святитель Гермоген дает «разрешение» русскому народу от присяги польскому королевичу Владиславу. Факт этого «разрешения» от присяги нельзя недооценивать — таким образом патриарх создавал законные основания для объединения сил русского народа в стремлении к освобождению, а сама борьба против польско-литовских войск принимала легитимный характер. Когда же патриарх не мог передать письменные послания (т.к. патриаршие «дьяки и подъячие и всякие дворовые люди пойманы, а двор его весь разграблен»), он давал устные «благословения», о чем свидетельствует грамота Прокопия Ляпунова в Нижний Новгород от 31 января 1611 года. Кроме того, патриарх Гермоген распорядился, чтобы другие церковные архиереи составляли поучительные грамоты в полки и писали во все города от его имени, чтобы все стояли за веру. Как считают современные исследователи, именно формулировка «благословение патриарха» стала основной в посланиях времени Первого ополчения. Грамоты различных городов призывали народ идти «по благословению нового исповедника и побарателя по православной вере, отцом отца, святейшего Ермогена Патриарха Московского и всея Русии, второго великого Златоуста… истины обличителя на предатели и разорители нашие Хрестьянские веры». Следовательно, глава Церкви, святейший патриарх Гермоген служил примером в стоянии за православную веру, которому должны были последовать все православные христиане. Более того, можно утверждать, что святейший Гермоген стал знаменем восстания и духовным лидером ополчения. И только имя патриарха Гермогена могло объединить в тот период самые различные элементы русского общества. Поляки понимали значение личности патриарха для русского народного движения сопротивления. В начале 1611 года его посадили под домашний арест на патриаршем подворье. Его смущали всяческими посулами и обещаниями, но святейший Гермоген оставался стоек и не поддавался ни на какие уговоры. Тогда в марте 1611 года Гермогена свели с патриаршего престола и заточили на Кирилловом подворье в Московском Кремле.

http://pravmir.ru/uroki-smuty-narod-i-ve...

Европой, Швеция во всех войнах с Россией, начиная с крестового похода 1295 г., ставила своей целью овладение этой территорией и основным содержанием истории Корелы в течение 5 столетий было ее героическое противостояние иноверному врагу. В мирное время в крепостных казематах содержались важные узники: при шведах историк Арнольд Мессениус (1631-1645), в русский период «император под запретом» Иоанн VI Антонович (1762), 2 жены Е. И. Пугачёва и трое его детей от первого брака (1775-1833), 9 офицеров-декабристов, в т. ч. В. К. Кюхельбекер (1826-1828), петрашевец Р. А. Черносвитов (1849-1854) и др. Кексгольм, оказавшись уездным городом Великого княжества Финляндского, оставался важным центром православного просвещения. В 1847 г. на средства казны здесь был возведен Рождество-Богородичный собор по проекту франц. архит. Л. Т. И. Висконти (не действовал в 1944-1991, с 2013 кафедральный). В 1892 г. на старинном кладбище фин. архитектор и прозаик Ю. Я. Аренберг построил храм Всех святых, или Андреевскую церковь,- по имени благотворительницы купеческой дочери Е. В. Андреевой (не действовал в 1944-1989, с 1990 подворье Валаамского монастыря). В 2007 г. архит. Е. А. Зюкин возвел ц. в честь Рождества Христова. В Сердоболе на средства петербургских купцов братьев Г. П. и С. П. Елисеевых в 1873 г. архит. Н. П. Гребёнка построил Петропавловскую ц. (в 1947 вновь освящена как Никольская, не закрывалась в советский период). Епископы Сильвестр (1599-1613), Павел (1613-1616). Монастыри Действующие: ставропигиальный Валаамский (мужской, на Валаамском архипелаге Ладожского оз., основан ок. X в. или на рубеже XIV и XV вв., не действовал в 1581-1597, 1611-1715, 1940-1989), Коневский Рождество-Богородичный мужской (на о-ве Коневец в Ладожском оз., основан в 1393, не действовал в 1581-1597, ок. 1611-1715, 1940-1991). Упраздненные: Троицкий Сенной (мужской, на о-ве Сенном (ныне Хейнясенмаа) в Ладожском оз., основан в 70-80-х гг. XV в., разорен в 1581, возобновлен ок. 1597, уничтожен ок. 1611), Воскресения Христова (мужской, в островной крепости-детинце в Кореле, упом.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

В 1611-м году Николаевский монастырь дал у себя убежище валаамским инокам, оставшимся в живых 110 после избиения большей части и собратий шведами, опустошавшими в это время северные пределы нашего отечества. 111 В переписи 7116 года (1628) о Николаевском монастыре значится: «в нем церковь каменная во имя Иоанна Златоустог о с трапезой; 2) церковь во имя Николая Чудотворца каменная рассыпалась; три кельи, игуменов в монастыре Феодосии; братии и с бельцами 5: крестьян 3 человека». 112 Что было причиной разрушения Николаевской церкви, о том в переписи не говорится. Может быть, этой причиной было время, на все налагающее свой разрушительную руку; и церковь , существуя быть может много лет, рассыпалась от ветхости. А может быть, она рассыпалась и от руки врагов. Известно, что в 1611 году шведы неоднократно вторгались в Ладогу, овладевали ей и производили в ней, особенно на посаде, большие опустошения. Николаевой монастырь, вероятно, разделил участь своего родного города; – не мало пострадал от насилия шведов. Если, впрочем, каменная церковь Иоанна Златоустог о создана или воссоздана не после 1611 года, а сохранилась в целости от древних времен; то, очевидно, Николаевой монастырь не был предан шведами полному разрушению, подобно лежавшему на противоположном берегу Волхова Васильевскому монастырю, который был совершенно опустошен шведами 113 Между 1614 и 1695 годами, – вероятно ближе к первому из сих годов, – совершено было воссоздание Николаевской обители и главного храма её неким Антипой. К тому заключению, что Антипа, по всей вероятности, совершил возобновление обители не раньше, а после 1614 года, нас приводят следующие соображения. В синодике монастырском 1614 года он сам (Антипа) и его «сродники гиблые» записаны не той рукой, которой написаны имена царей, князей, святителей и (выше Антипы записанных) создателей обители, а равно и настоятелей её, живших до 1614 года и одной рукой занесенных в синодик 1614 года, очевидно из старого синодика. Антипа со сродниками записан другой позднейшей рукой. Это ясно свидетельствует о том, что Антипа жил, возобновил монастырь и умер после 1614 года, – времени появления вышеупомянутого синодика, и даже после 1628 года, когда церковь Николаевская еще была рассыпавшейся, не воссозданной. С другой стороны Антина жил и благотворил Николаевскому монастырю не позже 1695 года. В этом году уже Николаевская церковь с приделом св. Антипы была совершенно воссоздана; в ней в 1695 –1697 годах даже устроен уже был и освящен перенесенный из Зеленецкого монастыря придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери, 114 чего не могло бы быть, если бы Николаевская церковь осталась до сего времени рассыпавшейся.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010