34 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 35 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 36 Евангелие от Матфея, XVIII, 5. 37 Даже (церковнослав.). 38 Михаил Евстафьевич Лобанов (1787–1846) – русский писатель, драматург. Перевел трагедию Ж. Расина «Федра». 39 У меня сердце материалиста, но мой разум отвергает материализм (франц.) . 40 Никон (1605–1681) – патриах Московский и всея Руси. Имел сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, что привело к разрыву с царем Алексеем Михайловичем. 41 Икона Божьей матери. «Купина неопалимая» – куст, который горел, но не сгорал (Исход, III, 2). 42 Заушить (устар.)  – оскорбить, опорочить. 43 Все вокруг меня окрашено мрачными красками (франц.) . 44 Мытари – древнееврейские сборщики податей. 45 Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. О юноше сказано в Евангелии от Марка, XIV, 51, 52. 46 Иерей – священник. 47 Совершать таинство Евхаристии и причащать имеют право только лица, имеющие священнический сан. 48 Плат с изображением положения во гроб Христа. 49 По греческой мифологии счастливым временем, «золотым веком» было, когда богиня справедливости Астрея пребывала на земле. 50 Трагедия В. А. Озерова (1769–1816). 51 Да приидет Царствие Твое (лат.). 52 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для свершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: „Этот человек начал строить и не мог окончить“ (Евангелие от Луки, XIV, 28–30). 53 Как здоровье? (лат.) 54 Хорошо, самодержец (лат.). 55 Хвалебные песни. 56 Под селением Кульм (Чехия) соединенные русские и прусские войска победили французов в 1813 году. 57 Песня К. Ф. Рылеева в соавторстве с А. А. Бестужевым-Марлинским. 58 По преданию, в 362 г. до н. э. на площади в Риме разверзлась пропасть, означающая, что отечество в опасности, которая может быть предотвращена, если Рим пожертвует своим сокровищем. Тогда юноша Марк Курций бросился в пропасть, и она после этого закрылась. 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Архиепископия с 26.01.1589. Митрополия с 13.06.1669 по 1723 г. Именовалась (Н.Д. Иерархия... С. 330): Муромская и Рязанская; с 12.03.1291 – Рязанская и Муромская; с 29.05.1764 – Рязанская и Шацкая; с 16.10.1799 – Рязанская и Зарайская; Рязанская и Касимовская. Викарные кафедры: Михайловская, Ранненбургская, Спас-Кпепиковская, Скопинская, Зарайская, Шацкая. 26.09.1198 03.07.1295 Стефан (1303) Кирилл) Савва(1304) Митрофан (1304) Кирилл II Феодул Иосиф II (1340) 1354 (?) 03.07.1360 Вассиан II (1379) Феоктист 15.08.1388 Евфросин II (1410) 15.12.1448 01.1462 01.02.1462 08.12.1471 08.1481 18.12.1496 12.02.1517 23.03.1522 22.04.1548 01.1554 17.03.1554 Акакий Леонид (1564) 01.1562 (11.1570?) 1572(1573?) 09.02.1573 Леонид II Протасьев (Протасов) 05.1598 07.1598 17.02.1601 30.06.1605 08.1605 10.09.1617 10.01.1619 30.04.1620 05.05.1621 15.02.1637 10.01.1638 15.02.1651 13.04.1651 10.04.1655 05.1657 28.05.1673 09.08.1674 21.09.1681 11.1681 04.09.1686 25.03.1687 03.1700 07.04.1700 27.1 1.1722 03.02.1723 25.06.1725 Сильвестр Холмский 15.07.1726 03.10.1726 30.10.1726 27.04.1731 11.05.1731 26.09.1733 Лаврентий Горка 26.09.1733 17.09.1750 21.06.1752 22.10.1757 Димитрий Сеченов 18.06.1758 20.03.1778 Палладий Юрьев 31.03.1778 17.01.1804 29.01.1804 26.01.1809 05.03.1809 14.05.1817 04.06.1817 18.08.1824 12.01.1825 25.02.1828 Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров 03.03.1828 25.07.1831 07.08.1831 09.05.1837 15.07.1837 10.05.1858 05.06.1858 11.11.1863 20.12.1863 29.08.1867 28.11.1867 09.09.1876 09.09.1876 21.08.1882 28.09.1882 02.12.1894 10.12.1894 14.10.1896 Иустин Полянский 14.10.1896 14.01.1900 22.01.1900 07.11.1902 18.12.1902 03.11.1906 03.11.1906 25.07.1911 Никодим Боков 25.07.1911 17.06.1917 14.04.1917 26.05.1917 08.05.1917 09.10.1917 17.10.1917 11.1919 13(26)07.1920 12(25)09.1923 19.09(02.10)1923 Амвросий II Смирнов 19.09(02.10)1923 08(21)02.1928 5(28)12.1923 04(17)04.1925 14(27)04.1928 09(22)01.1936 07.1937 09.1942 11(24)07.1943 02.1944 31.12.1946(13.01.1947) .1946(13.01.1947) 14(27)02.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

61. В «Словаре…» представлены источники: «Никон (1605–1681), Патр. Всероссийский, авт. “Возражения…”, посланий [с. 249: “Царю Алексею Михайловичу (двенадцать), 1652–1664 г. (Письма Русских Государей, 382–388; Дело Патриарха Никона, 1, 3, 4, 28, 33); Гетману Богдану Хмельницкому, с обещание ходатайствовать перед Царем о включении Украины в состав России, 1653 г. (Воссоединение Украины с Россией, III, 165)”] и грамот. См. также: “История о рождении… и воспитании… Никона Патриарха…” [с. 126: “Известия Ист.-фил. ин-та им. Безбородко, т. VII, Нежин, 1882, с. 1–34 (ст. М. Казминского)”], “Сказание о Никоне Патриарсе” [с. 295: “старообрядческая легендарная биография Никона, 2-я пол. XVII в. ИРЛ, II/2, с. 328; Перетц. ист.-лит. исслед. и мат., II, с. 21 сл. 47–51”], “О Никоне Патриархе” [с. 188: “старообрядческое соч. (XVIII в.). Дружинин, с. 216”], “О Патриярсе Никоне” [с. 188: “старообрядческое соч. (2-я пол. XVII в.). Дружинин, с. 218”], “Ино сказание о Никоне” [c. 116: “… и видение Димитрия, иже с Волги”, старообрядческое соч. (XVIII в.) Дружинин, с. 219”], “Повесть о ерархе нашем Никоне” [с. 224: “старообрядческая легенда о схождении души Никона в ад, 2-я пол. XVII в. ИРЛ, II/2, с. 328–329; Перетц. Ист.-лит. исслед. и мат., с. 29 сл.”], “Повесть о житии и рождении… Никона…” [с. 224: “бывшаго Патриарха Московского и всея России, собранная от многих достоверных повествователей, бывших во дни отец наших, старообрядческое соч., не ранее 1681 г. Бороздин, с. 145–167”], “О боготметнике Никоне…” [с. 182: “[Патриархе] достоверно свидетельство, иже бысть пастырь во овчей кожи, предотеча антихристов расколоучителя Федора Иванова (предположительно), не позднее 1682 г. Перетц. Ист.-лит. исслед. и мат., II, с. 51–54; Материалы раскола, VI, с. XXVI–XXVII; 299–302; Дружинин, с. 276”], “Дела Святейшего Никона Патриарха…” [с. 60: “паче ж рещи чудеса врачебная, еже соделающе жив сый, бе во изгнании в Ферапонтове и в Кириллове монастырех, подобная запись об исцелении Никоном 132 больных за 1672/73–1675/76 гг. ЧОИДР, 1887, кн. I, отд. V, с. 88–100”], “Повесть душеполезна о Никоне и о змии” [с. 220: “старообрядческое соч. (XVIII в.). Дружинин, с. 216” ] и др. См. также “Надписание над гробом… Никона…” [с. 174: “Патриарха.., стихотворная эпитафия, высеченная на камне у его гроба, не ранее 1681 г. РОБИЛ, собр. Ундольского, 1394, л. 33”]. ЧОИДР, год 3-й, 5 (1848), отд. IV, с. 17–55; Перетц. Ист.-лит. исслед. и мат., II (“Слухи и толки о Патриархе Никоне в литературной обработке писателей XVII–XVIII вв.”); Дружинин, с. 215–219». См. также: Древне-русские рукописи Пушкинского Дома (обзор фондов)/Сост. В.И. Малышев. М.; Л., 1965; Малышев В.И. Исследования и разыскания по литературному наследию древней Руси: Реферат о работах представленных на соискание уч. степ. д-ра филол. по совокупности. Л.: ЛГУ, 1967; и др.

http://pravoslavie.ru/36982.html

1911 Перевод статьи: The Old Beliver Awakum: His Role in Russian Literature//Indiana Slavic Studies. Vol. I. 1956. P. 1–51. 1912 Русское слово " протопоп», которое стало частью литературного имени Аввакума, означает " первый из священников» – одно из почетных званий, даваемых священникам. Протопоп, обычно, был приходским священником главного городского собора и наблюдал за духовенством других, более мелких приходов. 1913 Точные даты рождения и смерти Аввакума неизвестны. П.И. Мельников, первый научный биограф Аввакума, помещает дату его рождения между 1605 и 1610 гг., а 1 апреля 1681 г. дает как дату его смерти (см.: Мельников П.И. Аввакум Петрович//Мельников П.И. Полн. собр. соч. СПб.,–М., (1900), Т. 7. С. 376:382). Пьер Паскаль, автор блестящей биографии протопопа, предлагает 25 ноября 1620 г. как дату рождения и 14 апреля 1682 г. как дату смерти (Pascal Р. Awakum et les debuts du Raskol. La Crise religieuse au XVII siecle en Russie. Paris, 1938. P. 75:545). Также см.: Семен Денисов. История о отцех и страдальцех соловецких//Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. Т II. СПб., 1863. С. 46; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке (Исследования из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным). СПб., 1898. С. 8. 14 апреля 1682 г. кажется наиболее вероятной датой смерти Аввакума. 1914 Произведения Аввакума сохранились во многих рукописных копиях XVII и XVIII веков; см.: Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний. СПб., 1912. С. 131; Памятники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1. Вып. 1. Л., 1927 (РИБ. Т. 39). С. 3–4 . Совсем недавно, в 1940-х гг., В.И. Малышев обнаружил двадцать пять рукописных копий " Жития» Аввакума, и некоторые из них датируются XVII и XVIII веками (см.: Малышев В. И. Заметки о рукописных списках Жития протопопа Аввакума (Материалы для библиографии)//ТОДРЛ. Т. 8. 1951. С. 379–391). Малышеву повезло настолько, что он нашел новые, до того неизвестные страницы " Жития» (Там же. С. 358–388). Малышев констатирует, что еще в 1937–1938 гг. на Севере России была жива память о завете Аввакума (Малышев В.И. Усть-Цилемское предание о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ. Т. 6. 1948. С. 372): один усть-цилемский старожил вспомнил устное предание о том, что Аввакум, проезжая через это село, убеждал его жителей, взметнув свою руку с " крестом верным», старым русским двуперстием, и говоря: «Этого держитесь, не отступайтесь!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Быстрому распространению влияния Л. во Франции (в 1660 в стране было уже 23 общины) способствовали разрабатываемые ими программы обучения духовенства: с 1633 г. в приорате св. Лазаря проходили «конференции по вторникам» (Conférences du mardi), к-рые посещали мн. известные церковные деятели, в т. ч. Жан Франсуа Поль де Гонди, кард. де Рец (1613-1679; с 1652 кардинал, архиепископ Парижа (1654-1662)), католич. богослов Ж. Б. Боссюэ (1627-1704; с 1681 епископ Мо), один из первых членов Французской академии, поэт Антуан Годо (1605-1672; епископ Граса (1636-1653) и Ванса (1638-1672)), основатель конгрегации сульпициан Ж. Ж. Олье (1608-1657). В коллегии Бонз-Анфан с 1642 г. действовала семинария св. Фирмина. В кон. XVIII в. под рук. Л. находилось ок. 60 семинарий во Франции и более 30 в др. странах Европы. Л. вместе с членами жен. конгрегации дочерей милосердия организовывали госпитали, приюты для сирот, а также дома для священников на покое. За пределами Франции обители Л. были основаны в Риме (1642), Генуе (1645), Турине (1654), Неаполе (1668); с 1646 г. представители конгрегации действовали в Ирландии (в 1679 изгнаны оттуда англ. властями и смогли возобновить там свою деятельность только в XIX в.). С 50-х гг. XVII в. Л. проповедовали в Польше (в 1651 появилась община Л. в Варшаве, в 1656 - в Кракове, в 1687 - в Вильно); поддержку им оказывала франц. принцесса Луиза Мария де Гонзаг, в 1646 г. ставшая женой польск. кор. Владислава IV Вазы (1632-1648), а после его смерти - кор. Яна II Казимира (1648-1668). Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4) Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4) Важной частью деятельности Л. стала миссионерская работа в нехрист. странах. В 1645-1646 гг. были основаны миссии Л. в Сев. Африке (после учреждения франц. консульства в Алжире Л. были в нем капелланами, часто члены конгрегации выполняли функции временных консулов); в 1648 г.- на Мадагаскаре (из-за неблагоприятного климата, способствовавшего распространению болезней, а также из-за враждебного отношения местных жителей в 1674 миссионерам пришлось покинуть остров; в 1896 деятельность Л. на Мадагаскаре была возобновлена). В 1656 г. члены рим. общины Л. отправились с миссионерской деятельностью в Ливан. В 1697 г. 1-я миссия Л. появилась в Китае. С нач. XVIII в. Л. проповедовали на о-ве Бурбон (ныне Реюньон, заморский деп. Франции). С 1780 г. действовала миссия Л. в Гоа. В 1782 г. была основана миссия Л. в Стамбуле.

http://pravenc.ru/text/2462507.html

Мы имеем дело с поистине странным явлением, которое трудно истолковать с помощью привычных категорий общественного мышления. От духовности совершенно практического характера, которая преобладала в ту эпоху в России и на Афоне, через более или менее слабый контакт с великим учителем умной молитвы старцем Василием Поляномерлуским 515 Паисий выдвинулся в высококлассного учителя-теоретика самоучку, обновителя православной мистики византийского характера во всеправославном масштабе. Возникает вопрос: какой путь ведет его на Святую гору Афон? Несомненно, обращение к истокам и их знание. Во времена Паисия православная церковная жизнь характеризовалась обширной засухой в области духовности. Защитники православной традиции давно уже потеряли способность обновить ее и ограничили православную духовную жизнь бесплодной системой практического морального учения, лишенного всякой жизненной силы. Хотя облик православной традиции отличался от западной по своему колориту, в глубине ее встречались течения, которые шли с Запада и которым православие теоретически противостояло. Поиски какой-либо отдушины, которая вывела бы из этого духовного упадка, неотложная необходимость обновления, обретения нового кругозора привели Величковского к разрыву уз не только с Киево-Могилянской академией, 516 но даже и с формами официального монашества. 517 Не случайно к подобному большому скачку пришел и его земляк и соученик Григорий Саввич Сковорода (1722–1794). 518 Упадок киевского богословия их времени, действуя отрицательно, породил, несмотря на это, величайшего православного духовного руководителя XVIII в., а также и первого русского философа. Оба они вновь обратились к греческой мысли, один – к философской, а второй – к святоотеческой, и оба нашли там новые миры. 519 Греческое влияние на Россию XVII в., главным проводником которого был патриарх Никон (1605–1681), имело как положительную, так и отрицательную сторону, содействуя образованию причин, приведших к трагическому расколу в лоне Русской Церкви. 520 В случае же с Величковским греческое влияние, имея уже другое содержание и суть, действовало как сдерживающий элемент, как фактор единства, ибо это был возврат к подлинной православной традиции, в отношении которой не могло быть сомнений. В ней все могли найти общее начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf NIKON (MININ) NIKON (MININ), Patriarch of Moscow, liturgical reformer (1605–1681 ). After a monastic education and life, he became abbot of the Koyozerski Monastery (1642), archimandrite of the Novospaski Monastery in Moscow (1646), Metropolitan of Novgorod (1649), and Patriarch of Moscow (1652) by order of Tsar Alexis, over whom Nikon had great influence in his early episcopal years. As patriarch, Nikon immediately initiated liturgical reforms that resulted in the Old Believer (q.v.) schism for which he was famous-or infamous. Initially Nikon’s program was rigorously enforced by civil authorities. But as early as 1653, other respected clerics (Neronov, Avvakum, etc.) who supported an awakening of faith in the Russian Church accused Nikon of heresy (q.v.). The prospect that Church and state had erred in their overly zealous reform policy-which they well did-called into question the whole premise of an infallible symphony of “God-appointed” institutions that comprised “Holy Russia.” Scholars inside and outside of Russia continue to debate the “rightness” of Nikon’s reforms (especially Makarii Bulgakov [q.v.], and recently Paul Meyendorff), in the last centuries with more objectivity when the political question of the Old Believers became less pressing. In 1658 Nikon himself rendered the “symphony” of Church and state a cacophony. He not only claimed complete independence in ecclesiastical matters, having been given the title “Great Sovereign” by the tsar, but also claimed primacy over the tsar-an attitude that caused him to fall into disfavor. It should be observed that Nikon asserted himself in direct imitation of the Roman papacy (q.v.), and that this prerogative was not in keeping with Orthodox tradition. As a result, he resigned the patriarchate (q.v.) and retired to a monastery, but then attempted to regain his office. Due to this attempt he was deposed and banished by the Councils of Moscow (1666–67), though his reforms were accepted and remained. After suffering fourteen years in a distant monastery, he was recalled by Tsar Theodore II, but died on returning and was posthumously reinstated and buried with honors. He has been recognized as “perhaps the greatest bishop of the Russian Church” (Oxford Dictionary of the Christian Church, page 976) by very few in the Orthodox world since the time of William Palmer. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

К 17 в. церковнославянская языковая традиция сохранилась в России только в двух центрах – в Москве и Киеве, и каждый из них имел свою сферу влияния. После присоединения Украины к Москве в середине 17 в. унификация двух традиций стала неизбежной и совершилась ценой серьезных напряженностей и конфликтов. Деятельность киевских ученых в Москве и ревизия богослужебных текстов там во времена патриарха Никона (1605–1681) по «украинским стандартам», установленным во Львове и Киеве, вызвали бурное и ожесточенное сопротивление. Но, в конечном счете, киевская традиция одержала полную победу в Москве и стала практически русской традицией, а старая московская языковая и литературная традиция почти исчезла. Эта общая русская традиция – единственное сохранившееся свидетельство церковнославянской языковой преемственности, и именно эта версия церковнославянского по-прежнему составляет язык богослужения во всех славянских православных церквях (хотя язык богослужения униатских церквей Галиции, по-видимому, непосредственно продолжает старую западнорусскую славянскую традицию). Распространение церковнославянского в чисто светской литературе началось в 17 веке в Киеве, и ученые Московии просто шли по следам южных учителей. Церковнославянская традиция оказала глубокое влияние на формирование современного русского литературного языка; но сегодня церковнославянский присутствует только в богослужении. Кириллица по-прежнему используется русскими, болгарами и сербами, хотя и в модернизированной (и западной форме): старинное написание букв сохраняется только в богослужебных книгах. Изобретение особого алфавита для славян было неотделимой частью создания литературного языка преп. Кириллом и Мефодием. Фактически, существуют две системы азбуки – «кириллица» (повсеместно используемая и поныне) и «глаголица» (засвидетельствованная лишь в немногих раннесредневековых текстах и сохранившаяся только в некоторых частях Хорватии). Многие современные ученые убеждены в том, что преп. Кирилл создал глаголицу, хотя происхождение знаков пока спорно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В том же году, указом от 28 июня, п. Иоаким повелел жить у приходских церквей нищим, которые теснились в избушках и клетях на улицах Кремля, Китая, Белого и Земляного города, а те избушки и клети сломать и впредь на тех местах не ставить, а на строенье тем нищим, которые учнут избушки ставить у приходских церквей, давать из своего Казенного Приказа, по 1 рублю на человека 291 . У Арбатских ворот, при церкви св. Тихона, построена п. Иоакимом на собственное иждивение богадельня, которая стала называться «Тихоновскою» и «Патриаршею», по примеру Кировской на Кулижках, построенной патриархом Иовом (1589–1605) 292 . Благодаря таким мерам, предпринятым патриархом, нищенство должно было утратить свой площадной, подчас соединенный с кощунством характер. Распоряжение п. Иоакима, приближая христорадников к храмам, тем самым возвращало им истинное их значение и вместе вводило в их жизнь более легальности. Но за всем тем, как вообще на Руси, так в частности, и особенно в Москве, численность нищей братии не уменьшалась, что зависело, быть может, с одной стороны оттого, что устроенные приюты глубоко были пропитаны официальным характером, так что, поступить туда нередко бывало так же трудно, как и получить место какого-нибудь дьяка в Приказе– и оттого с другой, – что уличное кормление Христовым именем во всяком случае не сопровождалось для нищих теми стеснениями и ограничениями вольностей, каким они неизбежно подвергались в приютах. От чего бы, впрочем, то не зависело, но всетаки численность нищих, как я сказал, на самом деле не сокращалась и при устройстве богаделен, – и в конце XVII стол. она достигла громадных размеров. По свидетельству Берха («Царствование Феодора Алексеевича …», I, 86), нищих в одной Москве насчитывалось тогда до 1000. По словам Флетчера, они бродили в несчетном множестве, приступали к каждому встречному с словами: «дай мне, или убей меня!» Днем они просили, ночью крали или отнимали, так что в темный вечер люди осторожные не выходили из дому. Мало того, христорадничество в то время даже в официальных описях городских ремесл и промыслов значилось как особое ремесло под рубрикою: «кормится Христовым именем» 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Освященная примерами наших царей и первосвятителей добродетель нищелюбия была всегда одною из господствующих в нашем отечестве. Так, мы видим, что примеру наших царей и святителей следуют и частные лица. Блаженная Иулиания Лазаревская, вдова помещица Муромского округа (ск. 2 янв. 1605 г.), в субботы и воскресенья ставила трапезу попам, вдовам, сиротам и слугам. Она более всего пеклась о нищих, по слову Спасителя: когда творите пир, не зови родню, ни соседей богатых, чтоб они тебя позвали. Но зови нищих, и воздастся тебе в воскресение праведных. В житии этой подвижницы, написанном уже в XVII веке сыном ее Каллистратом Осорьиным, между прочим, рассказывается: однажды настал голод; святая распустила рабов своих и велела готовит хлебы из древесной коры и лебеды. Этим хлебом она питала нищих два года; а их бесчисленное множество. И когда соседи возражали: «что вы ходите к Иулиании? – она сама умирает с голоду!» нищие отвечали: «много сел мы обходим, а так в сладости не наедаемся, как у этой вдовы». И соседи, для испытания посылали к ней за хлебом, ели его и дивились, говоря: «горазды рабы ее есть хлебы», а того не разумели, что молитвою ее хлеб был сладок 280 . А царский постельничий Феодор Михайлович Ртищев († 1673 г.), по словам его жития 281 , устроил в Москве нечто в роде богадельни. «В царствующем граде Москве, видя скитающиеся и по путем лежащие, всякие недужные никакого прибежища имущие, купи некий домец и устрои в нем две келии и тамо собрав овогда 13 человек, а овогда 15, питаше и упокоеваше тыя» 282 ... Еще как на примерного благотворителя, мы можем указать на известного нашего дипломата второй половины XVN ст. – Афанасия Лаврентиевича Ордына-Нащокина. Царь Алексей Михайлович, облекая его саном «думного боярина», между прочим, писал: «пожаловали мы тебя за твои к нам великие службы и радение, что ты, помня Бога и святые Его заповеди, алчных кормишь, жаждущих поишь, нагих одеваешь, странных в кровы вводишь, еще и ноги им умываешь»... Вообще в каждом зажиточном доме постоянно жили нищие; они получали пищу и готовое поношенное платье, а в больших городах, на рынках, каждое утро некоторые покупали хлеб, разрезывали на куски и раздавали бедным 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010