28 . Филиокве (лат. Filioque – «и от Сына») – учение Римско-католической Церкви об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца (на чем настаивают православные богословы), но и от Бога-Сына. Оно входит в принятое Римско-католической Церковью, на Толедском соборе в 589, прибавление к разделу Никео-Константинопольского Символа веры , касающемуся исхождения Святого Духа: qui ex patre filioque procedit («который исходит от Отца и Сына») – вместо to ek tou patros ekporeuomenon («исходящий от Отца»), стоящего в греческом тексте. Центральным пунктом богословских расхождений Востока и Запада «филиокве» становится только с 11 в. 29 . Левант (от франц. Levant или итал. Levante – Восток) – общее название стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Турция, Греция, Кипр), в узком смысле – Сирии и Ливана. 30 . Кутневич Василий Иванович (1786–1865) – русский богослов, профессор философии Московской духовной академии, основатель школы «философствующего теизма», обер-священник военно-морского флота и член Священного Синода, протопресвитер. 31 . Amabilis sane sententia, sed perniciosissima doctrina (лат.) – «прекрасное мнение, но пагубное вероучение». 32 . Quoad (лат.) – «в отношении», «что касается», «в качестве». 33 . Никон (Никита Минов; 1605–1681) – патриарх Всероссийский (1652–67), духовный писатель. Проект церковной реформы, предложенной Никоном, предусматривал унификацию церковной жизни и литургической практики, с ориентацией на греческие образцы. Преобразования, инициированные Никоном, породили сопротивление, вылившееся в движение старообрядцев, сохранивших до настоящего времени дониконовские церковные обряды и богослужебные книги. 34 . Схизма (греч. «раскол») – церковный раскол или разделение. Здесь отделение Православной Церкви как вышедшей из подчинения Папе Римскому в 867 (Фотиев собор) и окончательное разделение Церквей при патриархе Михаиле Керуларии и папе Льве 9 в 1054. 35 . Икономия (греч. ο κονομα – доел, «домостроительство», «ведение хозяйства») – термин византийского церковного права, означающий отказ от применения в определенных обстоятельствах церковных законов во всей строгости. Принцип икономии предполагает, что Церковь , из-за человеческой слабости, до некоторой степени поступается точностью ради сохранения церковного мира и блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В 1821 г. возведен в сан архимандрита Шацкого Николаевского Чернеева монастыря. С 1822 г. – ректор и учитель Иркутской семинарии и настоятель Иркутского Вознесенского монастыря. С 1826 г. – ректор Тамбовской семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. В 1829 г. вызван на чреду священнослужения в Петербург. В 1831 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 1834 г. – епископ Калужский и Боровский. Скончался в Лаврентьевском монастыре, погребен в кафедральном соборе. Преосв. Николай был простым, внимательным и отзывчивым пастырем. Серьезные недоразумения были у него в бытность епископом Калужским в отношении Оптиной Пустыни. Не разобравшись в сути старчества и поверив наветам недоброжелателей, преосв. Николай в 1835–1836 гг. перевел старца Льва из скита в монастырь, запретил ему принимать посетителей и носить схиму. Но милостью Божией и заступничеством митрополита Киевского Филарета эти искушения вскоре миновали. Старец и преосвященный расстались в этой жизни в добрых чувствах друг к другу. – 43, 138, 157, 164. Николай – схимонах, сподвижник преп. Паисия Величковского . Вместе со старцем Феодором подвизался сначала на Украине, затем в Молдавии у старца Паисия, а потом в Поляномерульском скиту. Там к ним вскоре присоединился старец Онуфрий. После кончины последнего старец Феодор возвратился в Нямецкий монастырь. Старец Николай еще зиму оставался в скиту, а затем также перешел в монастырь, где и скончался незадолго до старца Паисия. Отличался особым смирением. – 116. Никон – Патриарх Московский и всея Руси. 25 мая 1605 † 17 августа 1681. – 68. Никон – Оптинский иеромонах. 1805 † 2 октября 1850. В мире Николай Иванович Огиевский (Огневский). Из дворян г. Глухова Черниговской губернии, коллежский секретарь. Оставив службу, поступил в Оптинский скит в 1832 г. и находился под руководством старца Леонида. В 1834 г. пострижен в рясофор, 3 июня 1839 г. – в мантию. В иеродиакона рукоположен 3 декабря 1839 г., в иеромонаха – 1 февраля 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Смута, однако, продолжалась, в Тушине объявился еще один самозванец, Лжедимитрий II, а в 1609 году в Россию вошли войска польского короля Сигизмунда III (1566–1632). В 1610 году Василий Шуйский был свергнут, и власть формально перешла к Боярской думе, однако вскоре оказалась в руках польского королевича Владислава. Патриарх фактически возглавил сопротивление полякам и благословил создание в 1611 году народного ополчения. За это он был заточен поляками в Чудов монастырь, а на его место был поставлен ранее лишенный сана Игнатий. Из заточения патриарх Гермоген продолжал рассылать послания, призывая народ встать на защиту Православия. В феврале 1612 года патриарх, уморенный голодом, скончался в темнице, а в октябре того же года народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву. Игнатий бежал в Речь Посполитую, принял униатство и стал настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Исповеднический подвиг патриарха Гермогена вошел в историю Русской Церкви, и он был канонизирован в 1913 году, во время празднования трехсотлетия дома Романовых. Когда в 1613 году на царство был избран Михаил Федорович Романов, митрополитом Московским и «нареченным патриархом» стал его отец, боярин Федор Романов, в 1600 году, при Борисе Годунове, насильственно постриженный в монахи с именем Филарет. Будучи отцом и духовным наставником царя, Филарет активно участвовал в управлении государством, именовался «великим государем» (ранее патриархи употребляли только традиционный церковный титул «великий господин»), создал собственный двор по образцу царского и получил в прямое управление Патриаршую область, в которую вошло более 40 городов. При Филарете патриаршество превратилось в могущественный центр власти, по сути параллельный царскому, что в значительной степени предопределило конфликт между царем и патриархом в середине XVII и упразднение патриаршества в начале XVIII века. Конфликт разразился при сыне Михаила Романова, царе Алексее Михайловиче (1629–1676). По инициативе царя в 1652 году на патриарший престол был возведен молодой и энергичный Новгородский митрополит Никон (1605–1681). Биография этого иерарха не характерна для высшего церковного сановника его времени. Он происходил из крестьянской семьи, был приходским священником, затем стал монахом в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В середине 1640-х годов состоялось его знакомство с царем, который сделал его сначала архимандритом московского Новоспасского монастыря, затем Ростовским митрополитом и, наконец, патриархом. Как и Филарет, Никон обладал не только духовной, но и светской властью, и в 1654–1655 годах, во время военных походов царя против Польши, фактически управлял государством. Как и Филарет, Никон имел титул «великого государя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

… неуступало сочинениям епископа Иннокентия Борисова , считавшегося первым российским проповедником.— Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800—1857), знаменитый русский богослов и церковный оратор. Был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии. С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове, умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел новый метод изложения богословия» — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы и самостоятельно работая по первоисточникам. Ввел много нового в преподавание богословия, оживив интерес учащихся к своему предмету, воспитал целое поколение русских богословов и ученых. Однако его новаторство в богословии многими было встречено враждебно, было даже возбуждено «секретное дознание» о его образе мыслей, закончившееся его полным оправданием. Церковно-исторические сочинения Иннокентия положили начало его широкой известности. Был знаменит и как проповедник, произносил проповеди, которые потом, будучи напечатанными, расходились по всей России. В течение четверти столетия имел влияние на общий ход церковных дел. Большое мужество и энергию проявил в Крымскую кампанию часто находился в огне, утешая умирающих и ободряя солдат. Называет Никона великим и святым человеком.— Никон (в миру Никита Минов; 1605—1681) — русский патриарх с 1652 г. Проводил церковные реформы, вызвавшие раскол. Выдвинув тезис «священство выше царства», пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Как некогда и Филарет (Романов), пользовался титулом «великого государя» наравне с царем Алексеем Михайловичем. Разрыв его с государем произошел в 1658 г., когда Никон, оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 г.-самовольно приехал в Москву и пытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церковный собор 1666—1667 гг., подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха, и он был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. В 1681 г. царь разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7/

«Заслушав доклад прот[оиерея] Красницкого о недопустимости поведения члена ЦК группы “Живая Церковь” А. И. Новикова и объяснения последнего, расширенное заседание Пленума ЦК группы “Живая Церковь” единогласно постановило: “За разложение состава группы … за образование им особого объединения под флагом левого течения " " Живая Церковь " " , ничего общего с программой группы " " Живая Церковь " " не имеющего, исключить А. И. Новикова из состава группы " " Живая Церковь " " и ЦК, со всеми вытекающими последствиями”» (Деятельность Центр[ального] К[омите]та «Ж. Ц.» 3–5-го октября 1922 г.//Живая Церковь. 1923. 1 февр. 11 (1). С. 21–22). Второй Эфесский собор, созванный в 449 г. императором Фeoдocueм II по инициативе Диоскора Александрийского и ознаменованный физическим насилием в отношении оппонентов последнего. Наименование «разбойничий» получил спустя два года на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе. Имеется в виду 1-е правило III Вселенского (Ефесского) Собора 431 г. Никон (Минин Никита, 1605–1681) – с 1649 г. митрополит Новгородский, с 1652 г. Патриарх Московский и всея России, в 1658 г. из-за ухудшения отношений с царем Алексеем Михайловичем оставил Москву, не отказавшись при этом от патриаршей кафедры. В 1666 г. был осужден и лишен сана на Большом Московском Соборе с участием Патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария. Умер на пути из ссылки, посмертно восстановлен в патриаршем достоинстве. Имеется в виду пункт 10 определения Священного Собора Православной Российской Церкви о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России от 8/21 декабря 1917 г. [Собрание определений…, 1994, вып. 1, с. 6]. Владимир (Путята Всеволод Владимирович, 1869–1936) – с 1907 г. епископ Православной Российской Церкви, с 1915 г. архиепископ Пензенский, в 1917 г. уволен от управления епархией в связи с обвинениями в аморальном поведении, запрещен в священнослужении с предписанием удалиться из Пензы, чему не подчинился. В 1918 г. после троекратного вызова на суд Архиерейского совещания Священного Собора Православной Российской Церкви был лишен сана. В августе 1923 г. «восстановлен в сане» обновленческим синодом, впоследствии приносил покаяние Патриарху Тихону и заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), но ими в сане восстановлен не был.

http://bogoslov.ru/article/6172721

Уния с Римом оказалась очень кратковременной в Византии, но перемена оказала радикальное влияние на всю ситуацию. Когда Константинополь (ныне Стамбул) был в 1453 году захвачен турками, Византийская империя рухнула. А политическое значение Москвы постепенно росло, и великий князь, или царь. Руси взял на себя роль защитника всех порабощенных христиан Турецкой империи. В 1589 году Церковь на Руси была официально признана как независимая патриархия. Совершенно иной была ситуация на западе и юге. К концу XVI века Польша стала одним из опорных пунктов римского католицизма. По разным причинам тамошние православные епископы решили присоединиться к Риму, при условии сохранения Восточного обряда и существующей церковной организации. Этот шаг встретил ожесточенное сопротивление священников и прихожан, но союз был навязан светским правом (Брестская уния 1596 года), и легально Православная Церковь прекратила свое существование в государстве. Тем не менее, она сохранилась, и в 1620 году были рукоположены новые епископы, хотя правительство их не признавало. Окончательное урегулирование произошло лишь в 1632 году с избранием нового митрополита Киевского Петра Могилы . Православная Церковь выживала в тех краях в постоянном напряжении и противостоянии с униатской церковью Восточного обряда, но в подчинении Рима, которую поддерживало польское правительство. С присоединением Киева и южных провинций в середине XVII века Киевская Церковь была включена в Московскую Патриархию, хотя и не без сопротивления. Окончательное объединение Церкви в России произошло только в XVIII веке, но различие между севером и югом, вызванное различием их исторического прошлого, никогда не было преодолено окончательно. В конце XVII и XVIII веков влияние Киева было огромным, несмотря на политическое господство севера. Главным (и трагическим) событием церковной жизни в Москве XVII века стал великий раскол – схизма так называемых староверов, отпавших от главной Церкви в знак протеста против церковных реформ Патриарха Никона (1605–1681), который пожелал приспособить формы и обычаи Русской Церкви к современному греческому обиходу. Миллионы раскольников подверглись суровому преследованию со стороны государства и ушли в отдаленные уголки страны, и даже за границу. Новое движение вскоре раскололось на отдельные ветви, яростно противостоящие друг другу по самым разным вопросам. Раскол продолжается до сих пор (1955 г.), но уже в меньших масштабах и без прежнего рвения. Упорное противостояние подогревалось опасениями западного влияния. Вообще говоря, к концу XVII века в культурной жизни Москвы ощущается сильное влияние Запада, главным образом через Польшу. Это была подготовка к полной вестернизации России, предпринятой Петром I Великим (годы царствования 1682–1725).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

в Елгомском погосте, 1643, не сохр.); крещатые шатровые храмы (Вознесенская ц. в дер. Пияла, 1651; Успенская ц. в с. Варзуга и др.); шатровые храмы типа восьмерик от пошвы с прирубами (Никольская ц. в с. Панилове (ныне дер. Карьеры Нижние), XVII в., не сохр.; Владимирская ц. в Белой Слуде (ныне дер. Б. Слудка), 1642, не сохр.) и др. В это время распространяется и значительно более сложный тип шатровой постройки - восьмерик на четверике с трапезной (трапезная и сени покрыты 2-скатной кровлей, восьмерик на четверике имеет шатровое завершение, алтарь обычно перекрыт бочкой). Наиболее ранний памятник этого типа - Никольская ц. в Троицком Муезерском мон-ре (1602). В течение XVII в. в Обонежье, Каргополье и на Сев. Двине строятся десятки храмов, имеющих подобную структуру. Возможно, еще в XVII в. на новгородских землях появились и многошатровые храмы (Воскресенская ц. в с. Сельце на р. Емце (ныне дер. Погост), 1673, не сохр.). Значительное распространение шатровых храмов на Новгородской земле, прежде всего на Рус. Севере, не находит аналогий в каменной архитектуре Новгорода XVII в., где подобные формы завершения храмов неизвестны. С сер. XVII в. строили церкви кубоватого типа, в основном распространившиеся в районе Беломорья (Пятницкая ц. в с. Шуерецком, 1666, не сохр.; Климентовская ц. в дер. Пияла, 1685, не сохр., и др.), а также многоглавые храмы (9-главая Ильинская ц. в с. Чухчерьма, 1657, не сохр.; собор арх. Михаила в Шенкурске, 1681, не сохр., и др.). Образцами для этих церквей были каменные многоглавые постройки. Уже в нач. XVII в. сформировалась мощная обонежская региональная традиция деревянного храмостроительства: в 1600 г. построен Петропавловский собор в Повенце, в 1605 г.- ц. Богоявления в Чёлмужах. После Смуты строительная история отмечена возведением церквей Флора и Лавра в Мегреге (1613) и Петра и Павла на Лычном о-ве (1620). В Присвирье одновременно в 1630 г. возводятся Никольская ц. на о-ве Брусно, Воскресенская в Важинах и Никольская в Олонце. Постройкой в 1634 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

А пока нам нужно констатировать, что в XVII столетии продолжая и развивая традиции, тенденции и богословские идеи русских столичных городов, Москва и промыслительно, и сознательно устроятся одновременно во образ " Иерусалима Нового " (как града небесного), " второго Иерусалима " (как преемника славы исторического, палестинского), " третьего Рима " (как подобия Константинополю, " второму Риму " ) и во образ Рима как державной столицы мира (с языческим, культурно-политическим оттенком). Все эти тенденции и идеи берут свое начало еще от древнего Киева эпохи князя Владимира и Ярослава Мудрого. При этом если двойственной была идея " третьего Рима " , то по-своему двойственной оказалась и идея " Нового Иерусалима " . В духовных глубинах соединяются многие символы; но во внешней, эмпирической реальности создание архитектурных образов исторического Иерусалима и Горнего (Нового) шло двумя параллельными, до времени не соединяющими линиями. В период наибольшего расцвета этих идей и начинается жизнь и деятельность святейшего патриарха Никона (1605-1681) Теперь невозможно установить в точности, когда именно и как у него родилась мысль о создании особой, явной пространственно-архитектурной иконы горнего мира на Русской земле. Эта мысль созревала постепенно. Первые архитектурные впечатления Никита Минин (так звали его в миру) получил в юности в Макарьевом Желтоволосом монастыре близ Нижнего Новгорода, где в первой половине 20-х годов XVII века он был послушником и где в то время как раз велись большие ремонтно-строительные работы. Они должны были дать ему и первые практические уроки архитектуры и строительства, и познакомить его с определенными богословскими идеями русской храмовой и монастырской архитектуры. Вторым важным этапом явилось для будущего патриарха почти десятилетнее пребывание в Москве до 1636 года. Невероятно любознательный, просто горевший жаждой духовных знании, чрезвычайно много читавший отец Никита никак не мог пройти мимо идей " второго " и " нового " Иерусалима, " третьего Рима " , широко распространявшихся тогда в русском церковном обществе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

П. Мещерского и редакции «Гражданина», выступавший на страницах газеты-журнала со статьями, посвященными церковным вопросам; охарактеризован в «Гражданине» как «почтенный сотрудник, который занимается вопросами о единоверии и вообще старообрядстве от дней своей юности был, пока жил в Москве, постоянным участником в прениях с раскольниками, происходивших в ту пору около Кремлевских соборов» (Гражданин. 1873. 5 марта. С. 284). Оппонент Филиппова — Иван Федорович Нильский (1831–1894) — профессор Петербургской духовной академии, специалист по истории русского раскола, автор труда «Семейная жизнь в русском расколе» (СПб., 1869). 299 …соборным определением 13 мая 1667 г. — препятствий. — Патриарх Никон (1605–1681) провел в 1653–1656 гг. при поддержке царя Алексея Михайловича ряд церковных реформ (исправление богослужебных книг и церковного обряда). Соборное определение 13 мая 1667 г. подтвердило законность сделанных Никоном исправлений церковных книг и чинов и запретило употребление дониконовского обряда, что явилось причиной раскола в православной церкви (см.: Макарий I) Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов. M., 1881; 2) История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855). Изложение соборного определения 13 мая 1667 г. дано T. И. Филипповым в его «Чтении» 26 февраля 1874 г. (Гражданин. 1874. 11 марта. С. 294–296). В царствование Екатерины II и Павла I по просьбе старообрядцев им было разрешено употребление дониконовского обряда, однако соборное определение 1667 г. не было пересмотрено. T. И. Филиппов высказывал мысль о необходимости созыва нового собора, который снял бы «клятвы» и запреты с употребления дониконовского обряда. Единоверцы, «нуждам» которых был посвящен диспут, — старообрядцы, желавшие соединиться с православной церковью при условии сохранения дониконовского обряда. Диспут «О единоверии», начатый в Обществе любителей духовного просвещения в 1873 г., завершился только в 1874 г. Итоги диспута изложены в редакционной статье «Гражданина» «Разъяснение некоторых сторон вопроса о нуждах единоверия» (Гражданин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Что касается хлебной руги, то по справке, наведенной в 1699 г., оказалось, что хлебная дача производилась руженникам по установленным в разное время окладам, по указам царей в 1626 г., 1639, 1643, 1648, 1649, 1659, 1666, 1672, 1681,1684 и 1691 г. 1604 ; при чем ружная книга 1681 г. дает возможность видеть, что ссыпной хлеб духовенству, по крайней мере с 1672 г., состоял из ржи и овса и давался лишь нексторым членам Благовещенского собора и не в одинаковом количестве, а именно: старшему отпускалось ежегодно по 9 четей ржи и овса, од­ному псаломщику – по 11 четей без полу 2 четверика ржи и овса, другому – по 9 четей ржи и овса и 2 пономарям – по 7 четей с четвериком ржи и по семи четей без полуосмины овса. По ружному же положению 1691 г. хлебная руга стала выдаваться уже не старшему дьякону, а третьему получавшему меньший оклад денежного жалования 1605 . До 1681 г. причт Благовещенского собора вместе с придельными получал еще кормовые деньги по цене на 364 рубля. 2 алтына с полуденьгою, да годового оброка протопопу с братиею и на праздник – 4 рубля. 28 алт. 1606 и по неоклад-расходу молебенных для праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы да для возжения свечи по 7 р., итого 14 р. В сем же году из сего оклада велено было отменить выдачу кормовых денег причту 1607 . Но как ни достаточны были для своего времени те статьи содержания, ка­кие шли причту Благовещенского собора из казны, и о которых мы уже сказали, тем не менее старшие члены сего причта, начиная от протопопа и кончая дьяко­нами, пользовались еще лучшим и самым верным и богатым источником со­держания, а именно вотчинами, пахатными землями и лугами, рощами, строевым лесом, мельницами и рыбными ловлями. На все эти угодья духовенство Благовещенского собора владело жалованными грамотами, данными ему в XVI и XVII в. государями. Первая из этих грамот от XVII в. относилась ко времени царя и великого князя Василия Ивановича Шуйского и дана была, за красною печатью, 26 июля 1606 г. протопопу Терентию «против прежних жалованных грамот царя и великаго князя Иоанна Васильевича и его сына царя и великаго князя Федора Иоанновича» в Московском уезде на село Кувекино и Расторопово и на деревни и на пустоши и на луга, и на все, что к тем селам и деревням из­давна принадлежало, и на мельницу по реке Десне и на рыбные ловли по этой реке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010