Святейший Патриарх Кирилл посетил музей Русского Патриаршества в Арзамасе 13 августа 2017 г. 19:35 13 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил музей Русского Патриаршества в Арзамасе — совместный проект Нижегородской епархии и Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Арзамас является малой родиной Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , 150-летия со дня рождения которого отмечается в этом году.   Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . Высоких гостей встречал директор музея, наместник Вознесенского Печерского мужского монастыря города Нижнего Новгорода архимандрит Тихон (Затёкин). Архимандрит Тихон представил Его Святейшеству и сопровождающим лицам экспозицию музея. Предстоятель Русской Православной Церкви оставил запись в книге почетных гостей: «Поздравляю устроителей музея с очень интересной экспозицией, помогающей тем, кто интересуется, прикоснуться к страницам жизни Патриархов Московских и всея Руси». Музей Русского Патриаршества был открыт в городе Арзамасе (Нижегородская область) 1 августа 2013 года. Это единственный в мире музей, экспозиция которого целиком посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси: Никона (1605-1681) и Сергия (1867-1944), уроженцев Нижегородской земли, а также Патриархов Русской Православной Церкви XX — начала XXI веков: Aлekcuя I (1877-1970), Пимена (1910-1990), Aлekcuя II (1929-2008) и нынешнего Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. В музее представлены современные реплики и подлинные вещи Патриархов. Музей располагается в историческом центре, на Соборной площади, в здании городового магистрата, являющегося уникальным памятником архитектуры второй половины XVIII века. Музей Русского Патриаршества признан лучшим учреждением культуры города Арзамаса, решением мэра города от 9 мая 2016 года внесен на городскую доску почета. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4981130.ht...

Первая часть издания представляет исследование Светланы Дорошенко " Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц к нему касательных " , насчитывает 1200 страниц и 160 иллюстраций. Летопись открывается обращением к читателю управляющего делами Московского Патриархата митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия. " Сложные исторические события на переломе эпох, участником которых довелось стать Святейшему Патриарху Никону, как и богатейшее его наследие, неизменно вызывали и продолжают вызывать горячий интерес. В настоящее трехтомное сочинение вошли исследования и избранная археография, знакомящие нас, людей третьего тысячелетия, не только с трудами средневекового церковного деятеля, но и с жизнью Руси в XVII веке " , - подчеркнул митрополит. Патриарх Никон (1605-1681) во многом определил ход государственной и церковной истории в XVII столетии. Царь Алексей Михайлович называл Никона своим " собинным другом " , вместе они мечтали объединить под московскими знаменами весь православный мир, воплотить в жизнь теорию старца Филофея " Москва - третий Рим " . Седмица.Ru Редакция текста от: 27.03.2010 00:00:00 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ

http://drevo-info.ru/news/8110.html

В 1662 году в монастыре был возведен первый (всего за историю обители их было четыре) деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра и южным во имя Алексия человека Божия. В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь. К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями и рыбными промыслами. Увеличение монастырских угодий требовало множества рабочих рук. Монастырь набирал крестьян и рассылал их для заселения своих земельных наделов в Верхотомском стане, около Иштанской протоки и на р. Шегарке. Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 " мужских ревизских душ " . На момент своего создания в 1605 году монастырь, как и вся Сибирь, входил в состав Вологодской епархии. В 1620 году с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана (Старорусенкова) монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии вплоть до открытия в 1834 году самостоятельной Томской епархии. В 1681 году монастырь был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича. С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром. Уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов. В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска. В 1744-1746 годах по благословению епархиальной власти в обители открывается первое на юге Сибири русское духовное училище. В 1818 году трудами архимандрита Иеронима- " Гимназиарха " (Кириллова) была открыта первая в Томске русско-латинская гимназия. Через два года она была преобразована в Томское духовное училище. В XVII веке при монастыре появилась первая в крае больница. В исторических материалах XVIII века монастырская больница описывается уже как " довольно обширная " и имеющая хорошее устройство.

http://sobory.ru/article/?object=09738

http://www.openmoscow.ru/novospaspamrubl.php Новоспасский монастырь, некогда один из каменных стражей Москвы, защищавший Коломенную дорогу - " внук " Данилова монастыря. Основан в 1330 году, первоначально назывался Спасским и располагался в Кремле, а первыми его насельниками были монахи переведённого в Кремль Данилова монастыря. В связи с начавшейся в конце 15 века перестройкой Кремля, в 1462 году, Спасский монастырь был перенесён на новое место - на Крутицы, на Васильевский лужок, и назван Новоспасским. В 1491-1496 годах в Новоспасском монастыре был сооружён каменный монастырский собор. С 16 века Спасский собор стал родовой усыпальницей боярской семьи Романовых. Здесь погребена, в частности, инокиня Марфа (Ксения Ивановна Романова, до брака Шестова) (ум. 1631) - мать царя Михаила Фёдоровича (1596-1645). После восхождения на престол царя Михаила Романова в Новоспасском монастыре началось большое каменное строительство. Уже в 1620-х годах были построены палаты патриарха Филарета (Фёдор Никитич Романов) (ок. 1554-1633) - Архиерейский дом. В 1630 году на средства царя Михаила Фёдоровича и его матери вокруг монастыря начали возводить стены " с мушкетным, лучным и пушечными боями " , башнями и стрельницами. Сооружение монастырской ограды было завершено в 1640-х годах. Протяжённость стен Новоспасского монастыря составляет более полукилометра, высота - до 7,5 м, толщина - 2 м. В эти же годы были построены корпуса келий. В середине 17 века при архимандрите Никоне (Никита Минин (Минов) (1605-1681), будущем патриархе, старый собор был почти полностью разобран, и на его месте в 1645 году началось строительство нового собора - величественного, торжественного, увенчанного могучим пятиглавием. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Никон и которые семь лет спустя были объявлены им " образцовыми " для всей России. Внутри собора сохранились фрески 17 века. Интересной особенностью Спасского собора были изображения в основании столбов соборной паперти, в самом низу, древнегреческих философов и мудрецов: Гомера, Орфея, Платона и других.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Мне было уже 47 лет, когда произошёл этот перелом в моей работе. Более 25 лет моей жизни я отдал миссионерской деятельности, сначала как секретарь Р.С.Х.Д. (Движения), а потом англо-православного Содружества. Я потерял надежду на выполнение моего всегдашнего желания посвятить себя так же и академической работе, поэтому неожиданное назначение в Оксфорд я пережил как дар, полученный свыше. Летом 1947 года я закончил своё секретарство Содружества. Моими преемницами были выбраны гречанка Хелле Георгиадис и англичанка Джоанна Форд. Передав им все дела, я приступил к новым обязанностям лектора по православной культуре в Оксфордском Университете. Мой переезд в Оксфорд сначала частично разлучил нас с Милицей, так как она не могла оставить свою госпитальную работу в Лондоне. Мы, однако, проводили вместе концы недели и те шесть месяцев в году, когда в университете не бывает лекций. В 1958 году она вышла на пенсию и соединилась со мною, что дало нам возможность осуществить план создания экуменического центра при университете. ПРИЛОЖЕНИЕ 21 В эти переходные годы я урывками писал книгу о Вильяме Пальмере (1811–1879), выдающемся пионере в деле единения православной и англиканской Церквей. Пальмер был первым богословом, который поднял вопрос первостепенной важности и большого практического значения, а именно – при каких условиях дозволительно вступить в общение в таинствах тем членам разделившихся общин, которые обладают единством веры. Сам Пальмер всецело принимал православное вероисповедание, но так как он не хотел порывать со своей матерью–Церковью, то его просьба о допущении к святой чаше вызвала глубокое смущение в официальных православных кругах. Не понятый ни русскими, ни греками, Пальмер в конце жизни перешёл в римское католичество, (см. мою статью «Англиканский богослов в России императора Николая Первого». Журнал «Путь» 57, Париж. 1938). Странная была судьба этого англиканского друга православной Церкви. Глухая стена недоверия и непонимания окружала его всю жизнь. Она преследовала его и после смерти. Он написал много ценных книг, главный его труд был посвящён патриарху Никону (1605–1681). Когда в 1945 году я выписал в библиотеке Британского музея шесть тяжёлых томов его исследования раскола, я нашёл страницы неразрезанными. За 70 лет, протекших со времени издания книги, ни один человек не заинтересовался ею. Из всех книг, написанных мною, только посвящённая Пальмеру осталась в рукописи, я не смог найти издателя для неё. А вместе с тем его переписка с Алексеем Хомяковым (1804–1860) является одним из наиболее ценных документов, выясняющих истинные причины, мешающие примирению восточных и западных христиан, (см. Полное собрание сочинения А. С. Хомякова. Том второй. Москва. Третье издание. 1886). 6. Преподавание в Оксфордском университете (1947–1966) (Н.М. Зернов)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

По правую сторону киота образ царя Константина, да на том же образе в молении образ блаженные памяти великого государя царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, да бывшаго Никона Патриарха . По левую сторону того ж образ царицы Елены, да на том же образе в молении ж образ блаженные памяти государыни царицы и великия княгини Марии Ильинишны, да государя царевича и великого князя Алексея Алексеевича, всея Великия, и Малыя и Белыя России. Перед Распятием (…) у киота завеса кизылбашской шолковой с проволокою золоченою в шесть полотнищ» 498 . Голгофский Крест с иконами к нему были изготовлены по заказу Патриарха Никона до его ухода с кафедры и присланы из Москвы в Новый Иерусалим по указу царя Алексея Михайловича вместе с другим имуществом Патриарха. В списке отправленных вещей значатся: «Два Креста больших самых кипарисных неписаны. Две иконы больших, которые писаны к большому кипарисному Кресту, на одной цке царь Константин, да великий государь Алексей Михайлович (…) да Великий Господин Святейший Никон Патриарх , а на другой дске – царица Елена да Государыня (…) Мария Ильинична да благоверный (…) царевич (…) Алексей Алексеевич» 499 . В надписях на этих, ныне утраченных иконах был указан возраст всех изображенных членов царской семьи и Патриарха Никона . Иконописцы соединили в композиции разновременные изображения, существовавшие, вероятно, в образцах-прорисях, которые, подобно документам, точно датировались 500 . Так, Патриарх Никон (1605–1681) представлен «в пятьдесятое лето» своего возраста, то есть изображен в 1654 или 1655 году, а царевич Алексей (1654–1670) – «в пятое лето» возраста, следовательно, не ранее 1658 года, когда, по-видимому, и были написаны иконы. Кипарисовые же Кресты, сотворенные в меру Животворящего Креста Господня, привезены, вероятно, из Палестины, как и Кийский Крест, посланный Патриархом Никоном в Крестный монастырь в 1656 году. Следует отметить, что Кийский Крест был установлен первоначально в Крестовоздвиженском соборе Крестного монастыря на месте храмового образа в деревянном киоте с завесой. По сторонам Креста помещались иконы с изображением святых равноапостольных Константина и Елены, царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и коленопреклоненного Патриарха Никона 501 . Впоследствии эта композиция получила широкое распространение как особый иконографический извод с названием «Поклонение Кийскому Кресту», причем на некоторых иконах (например, из собрания ГТГ) Крест изображается в киоте.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

НИКОЛАЙ , св. Чудотворец (IV в.) – архиепископ Мирликийский (прав. Мир Ликийских), почитаемый повсеместно, а на Руси особо благоговейно (по мнению некоторых ученых, почитание именно этого святителя вытеснило языческий культ Велеса); покровитель плавающих и путешествующих, одаривающий детей; из почитания святителя выросла традиция ожидания Санта-Клауса с подарками. С именем св. Н. связано множество легенд, сказаний, песен, духовных стихов; по преданию, он участвовал в I Вселенском соборе в Никее, где выступал с обличением ереси Ария; в 1087 г. его мощи были перенесены в г. Бари в Италии. Память 9 (22) мая и 6 (19) декабря. 6 декабря – общая дата почитания для православных и католиков. НИКОН (в миру Никита Минич, 1605–1681) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1652 г.), которому приписывается инициатива исправления русских богослужебных книг по греческим образцам. Вмешивался во внутреннюю и внешнюю политику, считал, что «священство выше царства», и стремился подчинить светскую власть власти Церкви. От государева и своего имени он объявлял распоряжения приказам и рассылал грамоты к воеводам по делам гражданского и даже военного управления. Бояре были обязаны ежедневно являться к патриарху на совет; по словам Павла Алеппского, «опоздавшие на прием бояре должны были ждать в сенях, иногда на сильном холоде, пока патриарх не давал им особого приказа войти»; при входе в палату они должны были кланяться ему в землю, сначала все вместе, и потом еще раз – каждый в отдельности, подходя к благословению. С согласия царя Никон и в официальных документах начинает в это время называться великим государем. При ближайшем его участии и, вероятно, даже по его мысли, проведена была кабацкая реформа в 1652 г., предпринятая в целях морального оздоровления народа и ставшая переворотом в финансовой политике Московского государства. Современники приписывали также влиянию Никона объявление войны Швеции. Блестящее положение Никона, однако, не могло быть прочным, потому что создавало порядок, противоречивший свойствам московского самодержавия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

в США, печатала в американской прессе статьи по спиритизму; приняла американское гражданство (1877). Под влиянием индийской философии основала в 1875 г. в Нью-Йорке Теософское общество; в 1878 г. уехала в Индию, куда было перенесено Теософское общество; в 1884 г. вернулась в Европу. Главные сочинения Блаватской: «Разоблаченная Исида» (1877), «Тайная доктрина» (т. 1–3, 1888–1897). Штейнер (Steiner) Рудольф (1861–1925) – немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Начав, как последователь натурфилософии Гете, Штейнер в 1900-х гг. возглавлял немецкую секцию Теософского общества, в 1913 г. создал Антропософское общество. По проекту Штейнера в Дорнахе было построено здание Гетеанума – «свободного университета науки о духе»). 227 Софья Петровна Хитрово (урожденная Бахметьева) была племянницей жены известного поэта графа А. К. Толстого, Софьи Андреевны. Владимир Соловьев познакомился с ней в 1876–1877 гг. (вероятно, в Петербурге), и это знакомство стало началом единственной серьезной любви Соловьева. В семье покойного графа Толстого, где стал очень часто бывать Соловьев, господствовали мистические настроения, поддерживаемые его вдовой Софьей Андреевной. Это сильно влияло на молодого философа, который незадолго перед этим пережил в Египте «свидание» с Божественной Софией; в последующих стихах Соловьева образ Софии стал сливаться с образом Софьи Петровны, и мистическая составляющая воззрений Соловьева достигла своей кульминации (см.: Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. С. 203–213). Отметим, что стремление Флоровского вывести «мистику» Соловьева исключительно из обстоятельств его личной жизни (как и общая оценка его философии) выглядит неубедительно и искажает логику мыслей великого русского философа. 229 Никон (Минин Никита) (1605–1681) – русский патриарх с 1652 г. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол в Русской Православной Церкви. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем; в 1658 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В 1652–1653 гг. начался роковой спор между реформистской группой и новым патриархом Никоном (1605–1681). Крестьянин по рождению, Никон был, вероятно, самым блестящим и одаренным человеком из тех, кто когда-либо возглавлял Русскую Церковь . Однако он страдал самомнением и авторитарным темпераментом. Никон был горячим поклонником греческого православия: «Я русский и сын русского, – говорил он обыкновенно, – но вера моя и религия греческие». Никон требовал, чтобы русское богослужение и религиозная жизнь до мелочей соответствовали правилам, принятым в четырех древних патриархатах, а русские богослужебные книги исправлены во всех местах, где они отличались от греческих. В особенности он настаивал на том, чтобы двуперстное знамение, которым на старый лад осеняли себя русские, заменить на трехперстное, принятое у современных ему греков. Такая политика вызвала противодействие многих последователей иосифлянской традиции. Они считали Москву третьим Римом, а Россию – оплотом и мерилом православия. Чтя память матери – византийской церкви, от которой Русь получила веру, они не испытывали равного почтения к современным им грекам. Они помнили о том, что греческие иерархи предали православие на Флорентийском соборе, а также кое-что знали о коррупции в Константинопольском патриархате под властью турок. Все это отнюдь не возбуждало в них желания рабски копировать современные им греческие порядки. В частности, они не видели оснований к тому, чтобы принимать трехперстное крестное знамение: ведь русская практика в самом деле была более древней. Вопрос о крестном знамении может показаться тривиальным, однако нужно помнить, какое огромное значение православие вообще, а русское православие в особенности, всегда придавало обрядовым действиям и символическим жестам, в которых выражается внутренняя вера христиан. В глазах многих перемена крестного знамения означала перемену веры. Этот спор вокруг крестного знамения послужил тем ядром, вокруг которого выкристаллизовалась вся проблема отношения русских православных к греческому православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

316. Уитмен Уолт (1819-1892) — американский поэт, журналист, эссеист. 318. кодекс Юстиниана — часть «Corpus juris civilis» (свод гражданского права), составленного в 529-534 гг. при византийском императоре Юстиниане Великом. 320. См. т. I, главу III «Московская управа». Нужно сгладить противоречие между этими местами и тем, что говорилось на ту же тему в «Московской управе» (прим. Г. П. Федотова). 321. движение заволжских старцев во главе с преподобным Нилом Сорским. Они были представителями идущего с Афона мистицизма (практики «умной молитвы» — oraison mystique) — в то время были против государственного принуждения в делах совести (прим. Г. П. Федотова). 322. приверженность к старым церковным обычаям нашла свое выражение в постановлении Стоглавого Собора 1551 года, который закрепил старый русский обряд в противовес греческому. В XVII веке обновление этого обряда и привело к расколу (прим. Г. П. Федотова). 323. см. т. I, главу II «Начало русской культуры и русской государственности» (прим. Г. П. Федотова). 324. Никон (в миру — Никита Минин (Минов) (1605-1681) — шестой московский патриарх. 325. Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — реформатор, русский общественный и государственный деятель времен Александра I и Николая I. 326. Арсений (в миру Александр Иванович Мацеевич) (1697-1772) — митрополит Ростовский и Ярославский. Начиная с 5 марта 1763 года митрополит Арсений подавал в Святейший Синод один за другим протесты против изъятия монастырских вотчин и против вмешательства светских лиц в духовные дела. Императрица Екатерина, узнав о поступках Арсения, повелела Синоду, чтобы он судил его «как своего члена и злонамеренного преступника». По приговору Синода, смягченному Екатериной, он был лишен духовного сана и сослан сначала в Феропонтов, а позже — в Николо-Корельский монастырь. И в заключении Арсений продолжал критиковать политику Екатерины, в 1767 году он был расстрижен из монашества в крестьяне и переведен в Ревельскую крепость, где и скончался. 327. Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) — российский государственный деятель, правовед, писатель, историк Церкви. Обер-прокурор Святейшего Синода в 1880-1905 гг.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010