400-летний юбилей со дня рождения Святейшего Патриарха Никона 27 мая 2005 г. 19:38 В мае 2005 г. исполняется 400 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Никона, одного из наиболее ярких первоиерархов Русской Церкви, с именем которого связана переломная и драматичная история раскола в отечественном Православии. Патриарх Никон (в миру Никита Минов) (1605–1681) был выходцем из семьи крестьянина-мордвина. Родился в селе Вельдеманово (ныне — Перевозский район Нижегородской области) В детстве много вытерпел от ненавидевшей его мачехи и рано приучился полагаться только на самого себя. Случайно попадавшие в его руки книги пробудили жажду знания, и юношей будущий Патриарх ушел на послушание в Макарьев Желтоводский монастырь. Но через несколько лет он женился, был рукоположен и стал священником в соседнем с его родиной селе, а оттуда перешел, по просьбе оценивших его истовое служение столичных купцов, в Москву. Потрясенный смертью троих своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь и сам принимает решение покинуть мир, избрав путь иноческого служения. С 1635 г. подвизался в Соловецком монастыре, где принял постриг в крайне суровых и аскетичных условиях Анзерского скита. С 1643 г. — игумен Кожеозерской обители. Явившись в 1646 г. с берегов Белого моря на представление царю, Никон обратил на себя благосклонное внимание Алексея Михайловича и был поставлен архимандритом московского Новоспасского монастыря. Вошел в кружок «Ревнителей благочестия», искавших под руководством царского духовника, протопопа Благовещенского собора Стефана Вонифатьева, пути обновления церковной жизни. Пользуясь неограниченным доверием государя, он обладал максимальными возможностями для воплощения в жизнь своих чаяний, равно религиозных и политических. Крайне встревоженный падением нравственного уровня священнослужителей и неустройством церковной жизни, в том числе вопиющим разнобоем в богослужебных уставах, он действовал одновременно как благочестивый инок и непреклонный лидер. Став митрополитом Новгородским (с 1648 г.), решительно и с риском для собственной жизни способствовал подавлению местного бунта в 1652 г. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его «возлюбленником своим и содружебником». В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святителя Филиппа, замученного Иоанном Грозным. Во время этой поездки умирает в Москве Патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником.

http://patriarchia.ru/db/text/18770.html

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря — восстановлен и освящен! (фото) 9 мая, 2016. Дмитрий Кузьмин Чин великого освящения совершил Патриарх Кирилл 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря в подмосковной Истре и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. На торжественном событии присутствовали председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев с супругой и губернатор Московской области Андрей Воробьев. Как все происходило — в фоторепортаже корреспондента «Правмира». Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном (1605-1681). Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. Ново-Иерусалимский монастырь В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории в 1920 году открылся музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстанови тельные работы в монастыре начались в 1947 году, особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность. Ново-Иерусалимский монастырь 23 июля 2008 года монастырь посетили Президент Российской Федерации Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

http://pravmir.ru/voskresenskiy-sobor-no...

В этот период традиционные черты русского и византийского средневековья в значительной степени трансформировались. Под влиянием католического Запада в русском богословии возникла так называемая «малороссийская традиция», главным представителем которой можно считать митрополита Киевского Петра Могилу (XVII в.). В изданном в 1646 году требнике «Евхологион» отдельные литургические молитвословия (чины и последования) взяты из римского «Ритуала» папы Павла (1605–1621 гг.). Литургическое влияние католического Запада на русское богослужение в. этот период особенно заметно. Впрочем, «латинские литургические молитвы и идеи усваивались уже и раньше, и усваивались постепенно» («Пути русского богословия», 1937, с. 48). Западное влияние на некоторых русских иерархов было очевидно и в области догматической. Под влиянием «Римского Катихизиса» было составлено, например, «Православное Исповедание» (1640–1642 гг.) митрополита Киевского Петра Могилы. Другой выдающийся русский богослов XVII–XVIII вв. архиепископ Новгородский Феофан Прокопович (1681–1736) находился в прямой зависимости от протестантской мысли. В своих богословских лекциях он развивает идеи, заданные немецкой протестантской схоластикой, следуя в фарватере мыслей, главным образом, базельского реформатского богослова Аманда Поланского, автора «Sintagma theologiae christianae» (Ганновер, 1609). Архиепископ Феофан Прокопович являлся ближайшим сподвижником императора Петра I, при котором заметно усилилось влияние протестантизма в России и с особенной силой проявились трагические последствия внутреннего раскола со старообрядцами. Сильное влияние европейской схоластики на русское богословие продолжалось до начала XIX века. Несмотря на это влияние, русское Православие в народной массе сохранило свою национальную самобытность и удержало не только традиционные византийские обрядовые формы, но и различные формы восточной аскетики и мистики. Хотя в догматическом и нравственном богословии были использованы некоторые системы латинских и протестантских авторов, они соответственным образом трансформировались на русской почве, при этом, проходя через фильтр народного благочестия, было отринуто все чуждое и неприемлемое в сфере церковной жизни. В начале прошлого века было начато преобразование духовных школ в России, преподавание на латинском языке уступило место преподаванию на русском. Усиление русского национального самосознания, безусловно, было вызвано ростом патриотизма во время Отечественной войны 1812 года. В годы, когда Россия возглавила борьбу народов Европы против наполеоновского нашествия, русская тема стала неотъемлемой частью европейской, в особенности немецкой литературы. Достаточно упомянуть имена поэтов Фридриха Штегеманна, Эрнста Арндта, Фридриха Рюккерта и Теодора Кернера. Пожар Москвы, охваченной пламенем, но не сдавшейся французам, стал символом духовной стойкости русского народа: «Brandstatten kann der Himmel wieder feuchten Doch Moskaus Brand, Flammbeispiel aller Freien,

http://pravoslavie.ru/29192.html

Реклама : С.15. Вопрос номера. «Вера делает нас чужими. Что делать?»   Вера делает нас чужими. Что делать? Письмо читателя на e-mail: vopros@foma.ru/ Светлана //Фома. - – декабрь 2016. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. «Вера делает нас чужими. Что делать? »). Как правильно довести мужа. Инструкция для верующих, но несчастных жен . [Беседа с известным проповедником, настоятелем храма во имя Святой Троицы протоиереем Алексеем Уминским ]. Беседовала Валерия Михайлова . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – декабрь 2016. – С.18-25. - – (рубрика « Вопрос номера. «Вера делает нас чужими. Что делать? »). Ирина Мошкова , семейный психолог, генеральный директор АНО «Психологическая служба «Семейное благо», доцент Московского православного института святого Иоанна Богослова, кандидат психологических наук. Муж, собака и другие питомцы, или Почему иконы в доме не всегда спасают от разлада. Подготовила Дарья Баринова . Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – декабрь 2016. – С.26-31. – (рубрика « Вопрос номера. «Вера делает нас чужими. Что делать? »). ВЕРА (раздел) – С.32-53. Школа «Фомы». Суть вещей: Патриарший куколь . К у коль – головной убор Патриарха, часть повседневного облачения. К у коль в переводе с латинского языка означает капюшон. [Иллюстрированная информация: История ; Символизм ; Куколи прежних веков : Белый клобук архиепископа Василия (Калики), XIV век, Куколь Патриарха Никона (1605-1681), Куколь Патриарха Филарета (1553-1633); Церковные головные уборы : Скуфья (греч. чаша), Камилавка (греч. верблюд), Клобук (тюрк. колпак), Куколь схимника (лат. капюшон), Митра (греч. головная повязка), Апостольник. Подготовил Кирилл Баглай //Фома. - – декабрь 2016. – С.32-33. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »). Что в раю пошло не так. И почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы . На письмо в редакцию/ Светлана /отвечает Александр Ткаченко. В оформлении использованы древнерусские фрески и живопись Анри Руссо//Фома. - – декабрь 2016. – С.34-39. – (раздел « Время »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-164...

Святейший Владыка выразил признательность председателю правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А. Зубкову, губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву и наместнику обители игумену Феофилакту (Безукладникову) за труды по возрождению святыни. Затем Святейший Патриарха Кирилл рассказал об актуальных задачах дальнейшего восстановления и развития Нового Иерусалима. Стенограмма выступлений председателя Правительства РФ Д.А. Медведева и Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном (1605-1681). Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории в 1920 году открылся музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году, интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность. 23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 6 марта 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

http://patriarchia.ru/db/text/3832109.ht...

В Чудовом монастыре был погребён его основатель - митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя Алексея митрополита. На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1382 году монастырь был разорён полчищами Тохтамыша. В 1441 году здесь был заключён низложенный митрополит Московский Исидор, вернувшийся с Флорентийского собора, на котором он и представители русской православной церкви согласились с введением унии на Руси. Это, однако, одобрения в Москве не вызвало, и Исидор был низложен и заточён в Чудовом монастыре. В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишённый сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана (Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 - после 1531). Иноком Чудова монастыря был самозванец Гришка Отрепьев (Юрий Богданович Отрепьев) (ум. 1606). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Иванович Шуйский (1552-1612, царь 1606-1610). Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода патриарх Гермоген (Ермолай) (ок. 1530-1612), ввергнутый в узилище польскими оккупантами. Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале 17 века, когда его называли Великой лаврой. При патриархе Филарете (Фёдор Никитич Романов) (1554-1633) здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре был низложен патриарх Московский Никон (Никита Минин (Минов) 1605-1681). В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен бунтовщиками. Во время Отечественной войны 1812 года, когда в оставленную нашими войсками Москву вошли французы, Чудов монастырь был разграблен. Здесь находился штаб Бонапарта. Мощи св. Алексея были варварами осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаиля была устроена спалья одного из приспешников Бонапарта.

http://sobory.ru/article/?object=21396

В начале XVII века благодаря ревностному защитнику Православия князю Константину Острожскому началось возрождение обители. В 1605 г. он вызвал из монастыря Святого Креста в его имении игумена Василия Красовского и поручил ему восстановить Кирилловскую обитель. Отец Василий приложил все силы для того, чтобы вернуть монастырю былую славу. При нём были восстановлены разрушенные части церкви, сооружена новая кровля, частично обновлены потускневшие фрески. В этот период выросло число монашеской братии и для нее выстроили деревянные кельи. Чтобы увеличить доходы обители, неподалеку от нее, под горой, построили дома, которые сдавали внаем вольным людям. Король Сигизмунд III вручил игумену грамоты на владение всеми землями, когда-либо принадлежавшими монастырю. После отца Василия важную роль в деле возвышения Кирилловского монастыря сыграли игумены Софроний Жеребило-Лобужский, Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович. В 1651 г., во время освободительной войны против Речи Посполитой, обитель разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла. В 1658-1677 г.г. монастырем управлял Мелетий Дзык – бывший ректор Киево-Могилянской коллегии. Игумен Мелетий пригласил в обитель 17-летного воспитанника коллегии Даниила Туптало, который впоследствии стал известен как святитель Димитрий Ростовский. Несмотря на молодость Даниила, игумен постриг его в монашество с именем Димитрий. Ещё через год молодой монах был посвящён в иеродиаконы. После смерти Мелетия братия хотела избрать на его место 29-летнего Димитрия – тогда уже иеромонаха, – но тот отказался. С 1681 по 1697 годы во главе обители стоял игумен Иннокентий Монастырский. В этот период были полностью ликвидированы последствия нападения Радзивилла, значительно увеличились земельные владения монастыря. В его подчинении оказался Ржищевский Преображенский монастырь со всеми его землями. Это было время наивысшего расцвета Кирилловской обители, которая уступала только Киево-Печерской Лавре. После смерти игумена Иннокентия братия все же убедила будущего святителя Димитрия принять управление монастырем, но он возглавлял обитель недолго - всего пять месяцев. Родители же святого Димитрия и его родственники всю свою жизнь были благотворителями монастыря. Отец его, Савва Григорьевич, был ктитором. Сестры святителя основали неподалеку Иорданскую обитель, которая была тесно связана с Кирилловским монастырем. Родителей святого Димитрия и его старшую сестру инокиню Александру похоронили в Кирилловском храме.

http://sobory.ru/article/?object=01667

Часовня св. Феодора Томского. В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича. В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий. В 1997-1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах. Трехсвятительский храм. Построен в конце XX - начале XXI века. Храм при вратах. Построен в конце XX - начале XXI века. http://drevo-info.ru/articles/23888.html Летопись монастыря 1605 г. – Основание Усть-Киргизского (Богородского) мужского монастыря в 9 верстах от Томска на р. Большая Киргизка. 1606 г. – половодьем сносятся церковь и монастырские постройки. Монастырь переносится на более высокое и безопасное место вверх по течению реки. 1620 г. – с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии (до этого находился в составе Вологодской епархии). 1656 г. – случился пожар, уничтоживший новый деревянный храм обители. Монастырь переносится в Томск на Юрточную гору. 1656 г. – Царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю первый надел земельных владений за пределами Томска. 1662 г. – в монастыре был возведен первый деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Алексия Человека Божия и мучеников Флора и Лавра. 1663 г. – завершение строительства монастыря на новом месте. 1681 г. – монастырь в числе трех старейших сибирских обителей принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича. 1695 г. – игумены Богородице-Алексиевского монастыря получают сан архимандритов. 1698 г. – в монастыре была открыта первая в Томске школа. С 17 века при монастыре организована первая в городе больница и богадельня. 1746г. – в монастыре открывается русское духовное училище.

http://sobory.ru/article/?object=09738

С Успенским собором связаны трагические страницы Отечственной войны 1812 года. Французские варвары устроили в соборе конюшню. После войны из серебра, отбитого у интервентов, была отлита центральная люстра храма. В Успенском соборе погребены все митрополиты и патриархи московские за исключение митрополита Алексея (Елевферий Фёдорович Бяконт) (между 1292-1305 - 1378), погребённого в Чудовом монастыре, и низвергнутого патриарха Никона (Никита Минин (Минов) (1605-1681), похороненного в Новоиерусалимском монастыре. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " , Вече, 2000. Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России. Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня. В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Вера у мордвин основательная, но детская. Судить о ее силе можно на примере истории храма в Лесном Ардашеве. Жители бедного села решили построить церковь большой и красивой, в расчете на будущие поколения. Чтобы набрать необходимую сумму, одни продавали свое последнее добро, другие нанимались на работу на долгий срок почти на рабских условиях. Артельщики-строители, видя как доверчив мордовский народ, заложив фундамент и подняв стены до уровня окон, сбежали с оставшимися деньгами. Тогда ардашевцы обратились за помощью в Александро-Невскую лавру. Начав строительство храма в 1846 году, его освятили в честь св. Александра Невского лишь через пятьдесят лет. Православную веру мордвины восприняли от русских. Большой вклад в их просвещение внес известнейший деятель русской церковной и государственной истории патриарх Никон (1605-1681), происходивший из мордовской крестьянской семьи. В 1654 году, находясь на вершине церковной и государственной власти, Никон благословил на апостольские труды в Мордовии архиепископа Рязанского и Муромского Мисаила. За два года владыка Мисаил крестил около 5 тысяч человек, но в 1656 году претерпел мученическую кончину: был убит стрелой во время проповеди. Уже в наше время, в 1987 году, архиепископ Мисаил был причислен к лику святых: его память празднуется в соборе рязанских и тамбовских святых. Однако корни язычества оказались настолько сильны, что проросли сквозь православную веру ростками трудно истребимых суеверий. Как рассказали корреспондентам " НС " , особенно это проявляется в отношении к умершим родственникам. Например, на 40-й день в некоторых деревнях принято провожать душу покойника на тот свет. В каждой деревне помимо священника есть еще духовный авторитет: бабушка (иногда старик). Она идет на могилу, а возвращается как бы уже не она, а душа покойника, умершего 40 дней назад. С ней все прощаются, расспрашивают, не видела ли она на том свете их родственников. Та отвечает - да, мол, видела. Потом провожают ее обратно на кладбище - целая процессия идет. И она потом возвращается одна, но уже " в своем лице " . Или еще одна традиция - " первый блин " . Первый испеченный поминальный блин кладут на лицо покойника, а когда приходит священник, он обязательно должен этот блин съесть. При этом считается, что все грехи с покойника переходят на блин, а священник, съедая блин, их в себе хоронит. Он же святой! К слову, мордовские блины делают из манки и пшена, они толстые и очень вкусные.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010