В последнее время интерес к личности и деятельности Патриарха Никона и его наследию возвращен в научно-исследовательское поле. За последние несколько лет изданы четыре редакции жизнеописания Патриарха Никона и свидетельства современников. Обращение к образу Патриарха было связано с подготовкой к празднованию юбилейных памятных дат в отечественной истории. Юбилейные торжества пришлись на 2002 г. (350 лет со дня интронизации), 2005 (400 лет со дня рождения) и 2006 гг. (325 лет со дня смерти) этого выдающегося церковного и государственного деятеля 42 . Важным фактом культурной жизни стали юбилейные выставки: в музее «Новый Иерусалим» (1998, 31 октября 1999 г., 2001, 2002, 21–22 июня 2005 г., 26 июня 2006 г., 7 июня 2007 г.) 43 ; в Государственном историческом музее – выставка « Патриарх Никон и его время» (27 июня–18 ноября 2002 г., научная конференция – 9–10 декабря 2002 г.) 44 ; в преддверии 400-летнего юбилея Святейшего Патриарха Никона в Москве в Союзе писателей России под председательством В.Н. Ганичева прошел «круглый стол» по теме «Преодоление средостения: народ, власть, церковь . В ознаменование 400-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Никона » (июнь 2005), в Московском Кремле – выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон: Премудрая двоица» (29 сентября 2005 г. по 22 января 2006 г.) 45 ; в Кирилло-Белозерском монастыре – выставка «Святейший Патриарх Никон » (2005) 46 , в Печерском Вознесенском монастыре Нижнего Новгорода – выставка «Рожденный на земле Нижегородской» (с 31 мая 2005 г.), которые представили личные вещи, автографы и портреты Патриарха на фоне эпохи; книжная выставка в Государственной Публичной Исторической библиотеке « Патриарх Никон – государственный и общественный деятель (1605–1681)» (со 2 июня по 2 июля 2005 г.), на которой были представлены издания, вышедшие до 1918 г. Наиболее значительный вклад в изучение наследия Патриарха Никона внес В.В. Шмидт 47 . Анализируя содержание таких источников, как «Возражение или Разорение», «Духовные наставления», он доказал, что богословие Патриарха Никона было возвращением к святоотеческой традиции. В работе «Свод “Судного дела” Никона, Патриарха Московского и Всея Руси» и других архивных материалов как проблема интерпретации» приводится опись судного дела и других архивных материалов, хранящихся в РГАДА. В.В. Шмидт убедительно доказывает, что Патриарх Никон старался преобразить государственную жизнь, воскресить и реставрировать традиционный социальный строй, базирующийся на догматических принципах православия 48 . По его мнению, богословские и религиозные взгляды и убеждения Патриарха Никона полностью согласованы с традиционным святоотеческим православным вероучением, притом в его каппадокийской традиции, и представляют довольно разработанную систему, которую автор называет «иерократией».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/bo...

СТАРООБРЯДЧЕСТВО Общее наименование религиозных течений, примыкающих к русскому православию, не признающих церковных реформ, проведенных патриархом Никоном (1605-1681). В конце XVIIb. распалось на поповщину и беспоповщину. Для старообрядчества характерны искание общественных и нравственных идеалов в прошлом России - в периоде до раскола - и учение о близком конце света. БЕГЛОПОПОВЩИНА - одно из направлений старообрядчества, наиболее ранняя форма церковного раскола на Руси в XVIIb. Беглопоповцы использовали для богослужебных целей священнослужителей, отвергнувших никоновские реформы и порвавших с официальной церковью (отсюда название). Сохранили догматику православия, но разошлись с его обрядностью. В первой четверти XIXb. распались на ряд течений (согласий). БЕЛОКРИНЙЦКАЯ ИЕРАРХИЯ (Австрийское согласие) - крупнейшая старообрядческая церковь, занимающая ведущее место в поповщине. Название происходит от села Белая Криница в Буковине (Австрия), где обосновалась община поповцев, переселившихся из России. Организационно не связана с православной церковью, но по догматике и культу близка к ней. БЕСПОПОВЩИНА - наиболее радикальное и фанатичное течение в старообрядчестве, возникшее в XVIIb. Беспоповцы отвергают церковно-православную иерархию, священников, которых заменили уставниками и начетчиками. Из таинств признают только крещение и исповедь. Некоторые толки отказались от всех таинств. ПОМОРСКИЙ ТОЛК (даниловцы) - умеренное течение в беспоповщине, возникшее в конце XVII в., когда Данила Никулин с единомышленниками основал общину на реке Выг. Первоначально отрицали брак. ПОПОВЩИНА - направление в старообрядчестве, возникшее на основе беглопоповщины. Никоновскую церковь и ее духовенство поповцы рассматривают как ересь и еретиков, а не в качестве Антихриста. Принимали бежавших из никонианской церкви попов после перекрещивания или миропомазания. Признают учение о церковной иерархии и семь христианских таинств. Имеют собственную обрядность. К 1800г. часть поповцев пошла на компромисс с православной церковью. Служба в церквах велась в соответствии с обрядовой практикой старообрядчества, но священники подчинялись Синоду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/124/...

Когда в 1613 году на царство был избран Михаил Федорович Романов, митрополитом Московским и «нареченным патриархом» стал его отец, боярин Федор Романов, в 1600 году, при Борисе Годунове, насильственно постриженный в монахи с именем Филарет. Будучи отцом и духовным наставником царя, Филарет активно участвовал в управлении государством, именовался «великим государем» (ранее патриархи употребляли только традиционный церковный титул «великий господин»), создал собственный двор по образцу царского и получил в прямое управление Патриаршую область, в которую вошло более 40 городов. При Филарете патриаршество превратилось в могущественный центр власти, по сути параллельный царскому, что в значительной степени предопределило конфликт между царем и патриархом в середине XVII u ynpaздhehue патриаршества в начале XVIII века. Конфликт разразился при сыне Михаила Романова, царе Алексее Михайловиче (1629–1676). По инициативе царя в 1652 году на патриарший престол был возведен молодой и энергичный Новгородский митрополит Никон (1605–1681) . Биография этого иерарха не характерна для высшего церковного сановника его времени. Он происходил из крестьянской семьи, был приходским священником, затем стал монахом в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В середине 1640-х годов состоялось его знакомство с царем, который сделал его сначала архимандритом московского Новоспасского монастыря, затем Ростовским митрополитом и, наконец, патриархом. Как и Филарет, Никон обладал не только духовной, но и светской властью, и в 1654–1655 годах, во время военных походов царя против Польши, фактически управлял государством. Как и Филарет, Никон имел титул «великого государя». Алексея Михайловича и Никона на протяжении более десяти лет связывала теплая дружба, но в 1658 году Никон впал в немилость, царь перестал приходить на совершаемые им службы, и Никон, вместо того чтобы попытаться наладить отношения с царем, самовольно и демонстративно оставил патриаршество, удалившись в Ново-Иерусалимский монастырь. Собор 1660 года принял решение избрать нового патриарха на место Никона, однако Никон не признал решения этого Собора, назвав его «синагогой сатанинской» и «сборищем бесовским».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

6. Гл. 3). Патриарх Иосиф много заботился о строгом исполнении церковных уставов, благолепии церковной службы, благоустройстве храмов и духовном просвещении. По жребию был выбран патриархом митрополит Новгородский Никон (1605–1681). Возникший при нем церковный раскол не дает права подвергнуть сомнению, что в этом избрании была воля Божия. Первый царь избранного народа Саул закончил правление крайне неблагополучно, но избран он был Богом: «Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю» ( 1Цар. 9: 15–16 ). Мы не должны оценивать пути Господни с помощью ограниченного человеческого разума. Избрание патриарха на Поместном Соборе 5/18 ноября 1917 года проходило в храме Христа Спасителя после молебна перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Старец Алексий Зосимовский , человек святой жизни, из трех кандидатов (архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) , архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон) выбрал того, кто при открытом голосовании набрал меньше первых двух. Митрополит Антоний, получивший при голосовании больше половины голосов (309), позже писал Патриарху Тихону: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского , так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования». Надо особо сказать о тех, кто, находясь перед выбором, любит прибегать к жребию. Это не должно делать. Господь дал нам разум, чтобы, восходя постепенно в духовной жизни, стяжать дар рассуждения. Если так легко можно с помощью жребия решать вопросы, то не нужны были бы опытные наставники, ни труды, чтобы познать истину. Человек, прибегающий к жребию, легко попадает в искушение. После жребия, не имея крепкой веры, он начинает мучиться сомнением в том, что жребий указал волю Божию. Сомнения растут, но он боится отказаться от исполнения того, что указано жребием.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

§22. Патриарх Никон Московский и всея Руси (1605–1681 гг.) написал повествование о перенесении мощей свят. Филиппа, а также важное для русской церковной истории сочинение «История исправления книг с соборными деяниями». Ему же приписывается «Летопись», оканчивающаяся событиями 1630 г. Остальные сочинения патр. Никона – послания, письма, грамоты, полемические возражения и ответы – связаны с его патриаршей деятельностью и последующей внутри-церковной борьбой. §23. Протопоп Аввакум (1620–1682 гг.) по последней церковной должности был исполняющим обязанности настоятеля Казанского собора на Красной площади в Москве. Этот активный участник внутри-церковной борьбы XVII века, своеобразно понимавший верность церковной традиции, был одаренным и плодовитым писателем. Исследователи отмечают, что благодаря своему живому, образному, поэтическому, зажигательному и реалистическому стилю протопоп Аввакум не знал себе равных среди современников. Сочинения протопопа Аввакума, количество коих достигает 60-ти, делятся на экзегетические, челобитные, полемически- назидательные и автобиографические. Самым известным его сочинением является собственное «Житие», совмещающее агиографические и биографические черты. С литературной точки зрения «Житие» признано жемчужиной русской словесности. §24. Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709 гг.) – составитель прославленных Четьи Миней, являющихся по сей день главным житийным собранием по русской агиографии. Работа над Четьи-Минеями велась в течение двадцати лет. Кроме агиографических сочинений свят. Димитрий является автором нравоучительных, полемических, исторических, литургических и гомилетических сочинений. Самое известное из них – это «Алфавит духовный». Особенно стоит отметить, что свят. Димитрий, вероятно, был одним из первых церковных писателей, выступивших в Великороссии с драматическими произведениями. Ему принадлежат драмы «Успенская», «Димитриевская», «Воскресение Христово», «Есфирь и Агасфер», «Грешник кающийся» и самая знаменитая – «Рождественская».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Гречневик – высокий цилиндрический мужской головной убор из коричневой вяленой овечьей шерсти. Вернуться 37 Кликуша – человек, страдающий кликушеством – истерическими проявлениями, сопровождающимися бессвязными выкриками, бурной жестикуляцией и судорожными припадками. Вернуться 49 Оранский Богородицкий мужской монастырь, расположенный в селе Оранки Нижегородской области, был основан в 1634 году дворянином П. А. Глядковым. Вернуться 50 «Проходя по полю, называемому Оранским, вошел в непроходимый лес и увидел на горе зажженный огонь. Подошел, но никого возле огня не встретил, лишь увидел устремлявшийся ввысь сияющий столп, доходивший до неба… День же тот был сумрачным, и из-за огромных туч не только неба, но и солнца нельзя было разглядеть, и сильный дождь шел, не переставая» (церк. – сл.). Вернуться 51 Терюхане – этнографическая группа мордвы, жившая на территории Нижегородской губернии. Ныне полностью слились с русским населением. Вернуться 55 Схимонах – монах, принявший схиму – торжественную клятву (обет) соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Вернуться 61 Четьи-минеи – книги житий святых Православной Церкви. Повествования излагаются по порядку дней каждого месяца в соответствии с днями памяти святых, откуда происходит название «минеи» (греч. μηνιαος – «длящийся месяц»). Вернуться 64 Оранская Владимирская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы. Является списком или копией с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Успенском соборе Московского Кремля. Вернуться 67 Восьмиконечный крест – крест с тремя перекладинами, наиболее распространен в России. Верхняя короткая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя косая короткая перекладина – подножие, на которое опирались ноги Спасителя. Вернуться 70 Никон (Минин или Минов; 1605–1681) – московский патриарх с 1652 по 1667 год. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вернуться 73 Схоластическая диалектика – искусство вести спор, опираясь лишь на формальные логические аргументы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В 1940 г. назначен архиепископом Волынским и Луцким, с 1941 г. — митрополит Киевский и Галицкий, в 1944 — Крутицкий и Коломенский. Пользовался известностью как проповедник. Мемуаристы рисуют его человеком честолюбивым и самолюбивым. Николай I Павлович (1796–1855) — император Всероссийский с 1825 г. Николай II Александрович (1868–1918) — император Всероссийский с 1896 г. Николай Чудотворец (ок. 280–343 (345)) — архиепископ Мир Ликийских (в Малой Азии), один из самых почитаемых святых христианского мира. Память празднуется 6 (19) декабря (день кончины) и 9 (22) мая (день перенесения мощей свт. Николая в г. Бари). 19 декабря 1941 г. советские войска освободили г. Волоколамск. До революции в Волоколамске существовал местный праздник — в 6–е воскресенье после Пасхи совершался крестный ход в Иосифо–Волоцкий монастырь с чтимой иконой–статуей свт. Николая, хранившейся в соборе Волоколамского кремля в память избавления от чумы в 1771 г. После передачи Иосифо–Волоцкого монастыря Церкви в 1989 г. митрополит Питирим возобновил этот обычай, только маршрут крестного хода сократился, поскольку икона после революции попала во Введенскую церковь села Спирово в 4 км. от монастыря. Николай о. — священник, ученик митрополита Питирима по семинарии. Никольский Николай Семенович (1887–1974) — протоиерей, преподаватель Богословского института, впоследствии настоятель храма Успения Божией Матери в Новодевичьем монастыре. Никон (1605–1681) — патриарх Московский и всея Руси в 1652–156 гг. Проводимые им реформы вызвали раскол в Русской Церкви. По плану и под непосредственным наблюдением Никона были построены Иверский Валдайский монастырь на Валдайском озере (1653 г.) по образцу Афонского Иверского монастыря, Крестный монастырь на острове Кие в Белом море (1656 г.), и подмосковный Воскресенский монастырь «Новый Иерусалим», заложенный в 1657 г., главный собор которого в плане соответствует иерусалимскому храму Гроба Господня. Эти строения как бы переносили на Русь святыни вселенского Православия, утверждая ее духовное первенство в православном мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

И вот, восточных патриархов спрашивают, как высший авторитет. Так, в 1651-м году вводится т. наз. “единогласие” в церковную службу именно по отзыву и свидетельству Константинопольского патриарха, в отмену не только старого обычая, но и недавнего решения, соборно принятого в Москве всего только в 1649-м году, когда это предложение было сделано впервые. Введение “единогласия” не было только дисциплинарной мерой. Это был не только вопрос благочиния. Это была еще и певческая или музыкальная реформа, переход от т. наз. “раздельноречнаго” пения к “наречному,” что требовало и предполагало очень нелегкую переработку всего нотного материала и новое соотнесение текста и музыки...    Не Никон, патриарх с 1652-го года, был начинателем или изобретателем этого обрядового и бытового равнения по грекам. “Реформа” была решена и продумана во дворце. И Никон был привлечен к уже начатому делу, был введен и посвящен в уже разработанные планы. Однако, именно он вложил всю страсть своей бурной и опрометчивой натуры в исполнение этих преобразовательных планов, так что именно с его именем и оказалась навсегда связана эта попытка огречить Русскую церковь во всем ее быту и укладе. В этой “никонианской” реформе скрещиваются два мотива: церковное “исправление” и равнение по грекам. И “реформа” так обернулась, что именно второе оказалось главным. Казалось, что именно строгий и единообразный чин всего скорее сможет остановить начавшееся “качание” мира. Властный указ и точный устав казались лучшим и самым надежным средством борьбы против разноголосицы и разлада... Позади книжной и обрядовой справы открывается очень глубокая и сложная культурно-историческая перспектива... 3. Реформы патриарха Никона    О патр. Никоне (1605—1681) говорили и писали слишком много уже его современники. Но редко кто писал о нем бескорыстно и беспристрастно, без задней мысли и без предвзятой цели. О нем всегда именно спорили, пересуживали, оправдывали или осуждали. Его имя до сих пор тема спора и борьбы. И почти не имя, но условный знак или символ. Никон принадлежал к числу тех странных людей, у которых словно нет лица, но только темперамент. А вместо лица идея или программа. Вся личная тайна Никона в его темпераменте. И отсюда всегдашняя узость его горизонта. У него не было не только исторической прозорливости, но часто даже простой житейской чуткости и осмотрительности. Но в нем была историческая воля, волевая находчивость, своего рода “волезрение.” Потому он и смог стать крупным историческим деятелем, хотя и не был великим человеком. Никон был властен, но вряд ли был властолюбив. Он был слишком резок и упрям, чтобы быть искательным. Его привлекала возможность действовать, а не власть. Он был деятелем, но не был творцом...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

60 Хвольсон Орест Данилович (1852–1934) – физик, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, почетный член Академии наук СССР. Составил пятитомный Курс физики, долгое время являвшийся основным учебным пособием в советских вузах. 62 Патриарх Никон (в миру – Никита Минов; 1605–1681) занимал Патриарший престол в 1652–1666 гг.; имел также титул Великого Государя. Провел реформы, в результате которых в Церкви произошел раскол. Противников никоновских реформ, которых возглавил протопоп Аввакум, стали называть раскольниками или старообрядцами. Осложнение отношений между царем Алексеем Михайловичем Романовым и Патриархом привело к тому, что Большой Московский Собор, проходивший в 1666 г., лишил Никона не только патриаршего, но и епископского сана. В Соборе участвовали Патриарх Александрийский Паисий и Патриарх Антиохийский Макарий. Патриарх Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. Государь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, добился возвращения Никону сана Патриарха, но уже посмертно. 68 Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931) – ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы. В 1898–1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Санкт-Петербургском у ниверситете. 69 Ле Дантек Феликс (1869–1917) – французский биолог, философ, приверженец теории материалистического монизма. С 1899 г. – профессор общей эмбриологии в Сорбонне. 72 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10. Ч. 4. С. 149–150,156–157. 74 Свт. Макарий, митрополит Московский († 1563), – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Составил «Четьи-Минеи», которые впоследствии стали называть Макариевскими. При свт. Макарии впервые на Руси начинается печатание книг. В 1547 и 1549 гг. митрополит Макарий созвал Поместные Соборы Русской Церкви, на которых решался вопрос канонизации святых. Было установлено общецерковное почитание угодников Божиих (ранее прославление происходило по благословению местного архиерея, и святые почитались только в тех краях, где они подвизались). Макарьевские Соборы открывают новый период в жизни Православной Церкви – «эпоху новых чудотворцев», поскольку на Соборах были канонизированы многие подвижники. В 1551 г. свт. Макарий созвал Собор, который впоследствии был назван Стоглавым, так как его постановления были изложены в ста главах. Предметом рассмотрения Собора стали различные аспекты церковной жизни: от правил поведения христианина до вопросов духовного просвещения. Память святителя Макария – 30 декабря/12 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

10 протодиакон – первый или главный диакон в епархии, обычно при кафедральном соборе. Звание протодиакона может присваиваться и в качестве церковной награды. 11 Макарий (1482–1563) – русский политический и церковный деятель, писатель XVI в.; митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Приверженец идеи централизации в государстве и церкви, сторонник иосифлян, считавших самодержавие необходимой опорой православия. Макарий содействовал укреплению власти Ивана IV, был вдохновителем его Казанских походов. 13 Стоглавый собор – церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, состоявшийся в 1551 г.; свое название получил по сборнику его постановлений, поделенному на сто глав – «Стоглав». 15 Имеется в виду разделенная на сто глав книга постановлений церковного собора 1551 г., состоявшегося в Москве с участием царя Ивана IV Грозного. 16 дьячок – церковнослужитель в православной церкви, в обязанности которого входит чтение Св. Писания и пение на клиросе, церковное делопроизводство. 17 Никон (в миру Никита Минов (1605–1681)) – седьмой патриарх Московский и всея Руси в 1652–1666 гг. 19 См.: Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Вып. 1–5. М.: Университетская типография, 1896–1900. 20 осмогласие – существующая в православном церковном пении система из 8 гласов (напевов): каждую неделю поется свой глас с его текстами, после 8 недель (седьмиц) весь цикл (круг, столп) пения повторяется. 22 Триодь – богослужебные книги в православной церкви: Триодь постная и Триодь цветная. Триодь постная содержит песнопения и молитвы к великому посту. Триодь цветная посвящена прославлению Пасхи и последующих праздников. 23 штундисты – название ряда сект 60–90-х годов XIX в. В России. Название (от нем. stunde, как назывались в конце XVIII в. евангельские кружки в немецких колониях юга России) было дано миссионерами русской православной церкви; первые сектантские общины, называемые штундистскими, сами себя называли «духовными христианами», «евангельскими христианами» и др. Вероучение и обрядность штундистов имеет протестантский характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010