Рубрики Коллекции Патриарший куколь: суть вещей 1 мин., 07.12.2016 Поделиться Куколь — головной убор патриарха, часть повседневного облачения. Куколь в переводе с латинского языка означает капюшон. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  История На православном Востоке куколем называлось покрывало, которое полагалось поверх вязаной монашеской шапочки. Головные уборы патриархов сохранили древнюю форму сферического колпака, обтянутого белым куколем. Белый куколь имеет византийское происхождение. Его носили константинопольские патриархи, которые к моменту возведения в сан не были монахами: например, святитель Тарасий, патриарх Константинопольский (годы патриаршес­тва: 784–806). Позже патриаршие куколи стали украшать камнями, бисером, иконами и крестами. Символизм Белый цвет куколя символизирует чистоту помыслов, которая должна быть у высшей церковной иерархии. Куколь Патриарха с образами серафимов указывает на то, что Патриарх, как предстоятель всей Русской Церкви и молитвенник за нее, уподобляется ближайшим к Богу высшим ангельским чинам. Куколи прежних веков Белый клобук архиепископа Василия (Калики) , XIV век Впервые белый куколь (он же клобук) появился на Руси в 1352 году. Это был дар константинопольского патриарха Филофея новгородскому архиепископу Василию. Куколь состоял из полусферической шапочки с длинными отвесами, которые были украшены яхонтами и крупным жемчугом. Позже такой куколь-клобук стал принадлежностью всероссийских митрополитов и патриархов. Куколь патриарха Никона (1605–1681) Сверху крест из камней, на лобной части изображен Деисус, на плечах — иконы святых иерархов Церкви. Куколь патриарха Филарета (1553–1633) Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/patriarshiy-kukol.html

Закрыть Кийский крест В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь 05.10.2017 901 Время на чтение 10 минут Рассмотреть детали: +4 История Кийского креста По преданию, в 1639 году будущий Патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове в устье реки Онеги. Ступив на землю, Никон спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)» Остров был непригоден для жизни и названия не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». В память о своем спасении Никон установил на острове простой деревянный крест. Патриарх Никон (1605-1681). Начал реформу по изменению богослужебных книг и обрядов Русской Церкви. У значительной части верующих изменения вызвали неоднозначную реакцию. В 1666 году в качестве простого монаха отправлен на заточение в монастырь. Его реформы одобрили и продолжили, но самого Патриарха оправдали только перед смертью. Став Патриархом, Никон рассказал об острове царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора в 1656 году по заказу Патриарха Никона, изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Христа. Освящение креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста ). В память об этом на нижней части святыни была сделана соответствующая надпись. Кийский крест находился в обители до ее закрытия в 1923 году. Во время Крымской войны, в 1854 году, когда в тех местах велись бои с англичанами, крест пришлось вывезти из монастыря, но потом его вернули обратно. При этом были утрачены некоторые иконы святых. В 1923-1930 годах крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. В 1991 году святыню передали в московский храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, где она доступна для поклонения. Звезды восьмиконечные · I Камень Гроба Господня • III Камень от пещеры, где постился Господь 40 дней • II, IV, V, VII, X, XI, XII, XIII Камни не надписаны

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/5/ki...

На родине святейшего Никона двадцать лет назад мы с Кельдюшкиным нашли запустение. Вальдеманово делит надвое глубокий овраг. Зеленый овраг, травяной. Та сторона, где родился Никита Минов - таково мирское имя святейшего, - высокая. За потемневшими изгородями ломились под тяжестью созревших ягод вишневые деревья, убирать урожай было некому. Едва живая старушка, чуть ли не единственный житель этой стороны, показала нам пустырь над кручей - место избы Миновых. - У нас ведь раньше било двенадцать святых ключей. Все в землю ушли! Люди-то теперь неверующие... Перешли овраг - храм посмотреть. Высокий, просторный - и мерзость запустения. Через двадцать лет мы застали почти ту же картину, а может быть, даже худшую. В 2005 году исполнится 400 лет со дня рождения святейшего Патриарха Никона. В Нижегородской епархии озаботились, прислали священника отца Александра Ионова. Нашлись и деньги на восстановление церкви. Батюшка начал строить дом для себя, дом для воскресной школы, поправили несколько кровлю... И вот она, наша действительность: строительные материалы умыкнули, деньги исчезли, батюшку убрали. Местные люди не верят в наивность отца Александра. Теперь пишут письма - в епархию, Патриарху. О храме просят: ведь если храм не восстановят к столь почтенному юбилею, то уже никогда не восстановят. А народ верует. Татьяна Николаевна Наумова, покинув Нижний Новгород, перебралась в Вальдеманово, батюшке помогать. Батюшка " испарился " , а Татьяна Николаевна трудится. Собирает детей, учит их молитвам, церковному пению. Рабочий люд городу стал не нужен, вернулся к своим вишневым садам. Ожили дома. За двадцать лет - всей заботы о памяти Патриарха: положили камень на месте избы Никиты Минова. Камень невелик, но с надписью: " Здесь родился Патриарх всея Руси Никон (1605-1681) " . Местный житель Григорий Иванович Башкирцев воздвиг возле камня крест из железных труб, врыл в землю скамейку, посадил елочки и березки. Оградой обнес. Ограду украли. Все это горькое, а сладкое - святой ключ в Вальдеманове пробился. Один из двенадцати.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг, как повествуют русские и татарские летописи, он увидел во сне гору великую, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела она Тамерлану оставить пределы Руси. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение. Ему отвечали, что Сияющая Жена - это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом непобедимый хан на следующий день бежал из Русской Земли. До сих пор историки теряются в догадках относительно причин этого бегства. Но православные восприняли и воспринимают это событие с верой и благодарностью Божией Матери, усердной Заступнице рода христианского. В память избавления от врага на месте встречи ( " сретения " по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора (это был главный праздник Москвы, исторический праздник города), а во время Отечественной войны 1812 года образ находился в обители постоянно. Со Сретенским монастырем связаны имена многих деятелей русской истории. Так, Иван Грозный, возвращаясь после взятия Казани, посетил Сретенскую обитель и одарил ее щедрыми пожертвованиями. Последующие русские цари также были богомольцами, вкладчиками и строителями монастыря. Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича - первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. Особую помощь монастырю оказывал патриарх Никон (1605-1681), так что художник, расписывавший в 1707 году новый каменный монастырский собор, даже изобразил Никона в числе святых. Знаменитые деятели Русский Церкви: московские митрополиты Платон (Левшин), святитель Филарет (Дроздов), выдающийся богослов и церковный историк святитель Макарий (Глухарев?) и многие другие - принимали активное участие в делах по благоустройству Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра находилась именно в Сретенском монастыре. А уже в советское время, 4 декабря 1925 года, здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков - будущий Святейший Патриарх Пимен.

http://pravoslavie.ru/sretmon/history.ht...

Он продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг.За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних. Иосиф – Патриарх Московский и всея Руси. Строгое исполнение церковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа. В 1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте. Это окружное послание Патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе. Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон. Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне. Никон (в миру Никита Минич Минин) (1605-1681) – Патриарх Московский и всея Руси с 1652 г.. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

Actualmente mnstirea, care timp de decenii s-a aflat în delsare, capt frumuseea de odinioar. „Când contemplm aceast frumusee, pe de o parte, noi înelegem de ce am fost lipsii în viaa noastr. Pe de alt parte, noi înelegem, cât e de important, chiar indiferent de nivelul sentimentului religios al omului, contemplarea acestei armonii, acestei frumusei, contientizarea faptului c toate acestea sunt fcute de mâinile oamenilor notri în deprtatul secol al XVII-lea, fr acele tehnologii pe care le avem azi”, a menionat Întâistttorul Bisericii Ruse. Preafericitul Stpân i-a exprimat recunotina fa de preedintele cârmuirii Fundaiei de caritate pentru restaurarea mnstirii Noul Ierusalim V.A. Zubkov, guvernatorul regiunii  Moscova A.Iu. Vorobiov i lociitorul mnstirii egumenului Feofilact (Bezukladnikov) pentru trudele depuse în vederea reînvierii sfintei relicve. Apoi Preafericitul Patriarh Chiril a relatat despre sarcinile actuale privind restaurarea în continuare i dezvoltarea Noului Ierusalim. Stenograma discursurilor preedintelui Guvernului Federaiei Ruse D.A. Medvedev i al Preafericitului Patriarh Chiril la edina Consiliului de tutel al fundaiei de caritate pentru restaurarea mnstirii Noul Ierusalim. Mnstirea Noul Ierusalim a fost fondat în anul 1656 de Patriarhul Nicon (1605-1681). Topografia, toponimia, construciile bisericeti ale mnstirii i ale teritoriului ambiant, care se întinde pe câteva zeci de kilometri, creau imaginea Sfântului Pmânt i reconstituiau principalele sfinte relicve cretine ale Palestinei. În anul 1919 mnstirea a fost închis, pe teritoriul ei în anul 1920 a fost deschis muzeul „Noul Ierusalim”, iar sfintele locuri au fost în parte distruse, în parte date uitrii i schimbate radical. Începând s se deterioreze dup închderea sa, mnstirea a avut de suferit mult în anii Marelui rzboi pentru aprarea Patriei. În timpul ocupaiei germane de trei sptmâni în anul 1941, muzeul a fost devastat. La retragerea otirilor naziste ansamblul mnstiresc a fost aruncat în aer, turla i clopotnia mnstirii au fost distruse i catedrala demolat în mare msur.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3833169...

В первом разделе экспозиции — фотографии и живописные изображения разрушений, зафиксированных в первые послевоенные годы. Особо организаторы выделяют «большеформатные, выполненные с исключительным мастерством архитекторами А.М. Климановым и П.Д. Барановским акварели-реконструкции Воскресенского собора на XVII и XVIII век». Посетители выставки увидят также оригиналы и гипсовые модели прославленных изразцов Воскресенского собора. Эксперты надеются, что экспонаты выставки привлекут внимание не только специалистов, но и тех, кому небезразлична судьба выдающегося архитектурного памятника. Восстановление храма на 50% финансируется из федерального бюджета. Предполагается, что другую половину средств составят пожертвования бизнес-структур и физических лиц. На счет фонда уже поступили денежные средства от ОАО «Газпром», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «РЖД», ОАО «Банк ВТБ», многих министерств, учреждений предприятий и организаций Московской области. Среди благотворителей как простые люди, так и государственные деятели и бизнесмены, в том числе президент Дмитрий Медведев , премьер-министр Владимир Путин , вице-премьеры Дмитрий Козак и Алексей Кудрин, мэр Москвы Юрий Лужков , губернатор Московской области Борис Громов , глава «Газпрома» Алексей Миллер, руководитель «Ростехнологии» Сергей Чемезов, гендиректор «Норильского никеля» Владимир Стрижалковский. Справка Ново-Иерусалимский монастырь основал Патриарх Никон (1605-1681 гг.), один из самых ярких и противоречивых деятелей «бунташного» XVII века, во многом определивший ход государственной и церковной истории. Царь Алексей Михайлович называл Никона своим «собинным другом», вместе они мечтали объединить под московскими знаменами весь православный мир, воплотить в жизнь теорию старца Филофея «Москва — третий Рим». Монастырь под Москвой Патриарх Никон задумал как средоточие, копию святых мест Палестины, где река символизировала бы Иордан, гора — Голгофу, а собор напоминал бы о Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Возведение обители началось в 1658 году; бóльшая часть сооружений монастыря была возведена к концу XVII века.

http://patriarchia.ru/db/text/676462.htm...

23. Воробьева Н.В. Историко–канонические и богословские воззрения патриарха Никона//Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал 2 (47)   М.: РАГС при Президенте РФ, 2009.   С. 238-258 (1,5 п.л.) http://www.rags.ru/node/3209 Книга посвящена анализу образа патриарха Никона (1605-1681), который складывался на протяжении нескольких столетий и в итоге запечатлелся в исторической памяти. Влияние идеологии как императорского, так и советского времени определило формирование ряда историографических стереотипов в отношении событий и отдельных действующих лиц церковно-государственных отношений XVII в. Такие клише прочно утвердились применительно к фигуре патриарха Никона. Образ церкви и священства в общественном сознании - один из наиболее важных для понимания сущности раскола. Вокруг него преломлялись все остальные историографические сюжеты XVII в.: причины возникновения раскола, его характерные черты и идеи, эсхатологическая составляющая, последствия " споров о вере " для жизни церкви и государства. Большинство трудов, посвященных рассмотрению личности и деяний патриарха, сосредотачивается на т.н. " деле Никона " и событиях, тесно связанных с ним. Напротив, биографическая сторона оказывается менее представленной необходимыми архивными данными и, соответственно, разработанной. Что же касается оценки деятельности патриарха Никона, то литература вопроса разделяется на два прямо противоположных направления, отражающие симпатий/антипатии, питаемые к замыслам патриарха, а равно и средствам, коими он претворял их в жизнь. Библиография Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/person/424363

Я испытываю чувство гордости за то, что тогда, в XVII веке, наши предки приняли сложное решение создать в России Новый Иерусалим. И несмотря на то, что происходило в нашем многострадальном Отечестве на протяжении веков, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря восстановлен и освящен. Близок тот час, когда закончится восстановление монастыря. Это наша с вами общая победа. В преддверии праздника Великой Победы нашей страны я сердечно поздравляю Ваше Святейшество, всех, кто присутствует сегодня на освящении, с наступающим праздником. И хотел бы сказать, что испытываю чувство счастья по поводу того, что мы являемся свидетелями такого прекрасного события. Спасибо вам!» В дар новоосвященному храму Д.А. Медведев передал старинный образ Христа Вседержителя. Верующим были розданы иконки Божией Матери «Радость всех ангелов» с изображением Ново-Иерусалимского монастыря и Патриаршим благословением. Затем Святейший Патриарх Кирилл и Д.А. Медведев в сопровождении архимандрита Феофилакта (Безукладникова) и членов Попечительского совета осмотрели Воскресенский собор и другие здания Ново-Иерусалимского монастыря. Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном (1605-1681). Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории в 1920 году открылся музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались уже в 1942 году, особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/4462280.ht...

Не Никон, патриарх с 1652-го года, был начинателем или изобретателем этого обрядового и бытового равнения по грекам. «Реформа» была решена и продумана во дворце. И Никон был привлечен к уже начатому делу, был введен и посвящен в уже разработанные планы. Однако, именно он вложил всю страсть своей бурной и опрометчивой натуры в исполнение этих преобразовательных планов, так что именно с его именем и оказалась навсегда связана эта попытка огречить Русскую церковь во всем ее быту и укладе. В этой «никонианской» реформе скрещиваются два мотива: церковное «исправление» и равнение по грекам. И «реформа» так обернулась, что именно второе оказалось главным. Казалось, что именно строгий и единообразный чин всего скорее сможет остановить начавшееся «качание» мира. Властный указ и точный устав казались лучшим и самым надежным средством борьбы против разноголосицы и разлада... Позади книжной и обрядовой справы открывается очень глубокая и сложная культурно-историческая перспектива... 3. Реформы патриарха Никона О патр. Никоне (1605–1681) говорили и писали слишком много уже его современники. Но редко кто писал о нем бескорыстно и беспристрастно, без задней мысли и без предвзятой цели. О нем всегда именно спорили, пересуживали, оправдывали или осуждали. Его имя до сих пор тема спора и борьбы. И почти не имя, но условный знак или символ. Никон принадлежал к числу тех странных людей, у которых словно нет лица, но только темперамент. А вместо лица идея или программа. Вся личная тайна Никона в его темпераменте. И отсюда всегдашняя узость его горизонта. У него не было не только исторической прозорливости, но часто даже простой житейской чуткости и осмотрительности. Но в нем была историческая воля, волевая находчивость, своего рода «волезрение». Потому он и смог стать крупным историческим деятелем, хотя и не был великим человеком. Никон был властен, но вряд ли был властолюбив. Он был слишком резок и упрям, чтобы быть искательным. Его привлекала возможность действовать, а не власть. Он был деятелем, но не был творцом...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010