Слово 56. О том, чтобы не ссориться Человек задиристый не только со своими ближними не пребывает в мире, но и с чужими. Желая удовлетворить задиристый свой помысел, всегда предается беспечности; постоянно подстрекаем, и других возмущает. Таковой ненавистным у всех людей оказывается, а скорее – самым жалким. Написано в книге Бытия, что взял Исав из иноплеменников жену, и они ссорились с Исааком и Ревеккой: Рече же Ревекка ко Исааку: стужих си жизнию моею дщерей ради сынов хеттейских ( Быт. 27:46 ). Это слово показывает, что ссориться подходит безбожникам, а не верным и благоговейным. Ибо по-настоящему благоговейные и Христовы ученики подражают Своему Владыке и Учителю, ибо Он не возопиет, ниже ославит, ниже услышится вне глас Его ( Ис. 42:2 ). И таковые решают какое-либо дело не посредством ссоры или любопрения, но посредством терпения, молитвы, послушания и единой надежды. Ибо говорит Господь: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца( Ин. 6:38 ). И Приточник говорит о ссорящихся: Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его ( Сир. 8:4 ) и: Не отвещай безумному по безумию его [да не подобен ему будеши, но отвещай безумному по безумию его], да не явится мудр у себе ( Притч. 26:4 ). И еще: Жаркий спор возжигает огонь, а жаркая ссора проливает кровь ( Сир. 28:13 ). И опять-таки: Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих ( Сир. 28:14 ). Говорит же и Иаков: Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое ( Иак. 3:16 ). Павел же говорит: А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь [Col. 1605] и теснота всякой душе человека, делающего злое( Рим. 2:8–9 ). И в других местах: Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере ( 2Тим. 3:8 ). Пишет же и Титу, говоря: Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны ( Тит. 3:9 ). Посему мы, возлюбленные, будучи чадами послушания, не станем уподобляться суетным спорщикам и любителям ссор, научаясь из Божественного Писания о вреде ссоры, чтобы нам никогда не быть осужденными вместе с беззаконными иудеями, которые всегда противились истине и говорили Владыке: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно ( Ин. 8:13 ). И опять-таки: кто же Ты? Им же Господь отвечал: от начала Сущий, как и говорю вам… аминь, аминь говорю вам, ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших ( Ин. 8:25, 24 ). Ему же слава во веки. Аминь. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Грядет Божия правда: „приблизилось царствие небесное“ ( Мф. 3:2, 4:17 ); „спасение Господне восходит“, как солнце, озаряющее мир новым светом; и свет этот озаряет все народы а не одного Израиля. И Аврааму ( Быт. 15:5 ) приказано было поднять глаза свои на небо, и звезды даны ему как образ многочисленности его потомков. Это начало обетования ветхозаветного периода. Но вот теперь дается полнейшее откровение: „царствие Господа не от мира сего“ ( Ин. 17:16, 18:36 ). Видимые плотским глазам небо и земля исчезнут как дым. Они преходящи в формах своих 1605 : „они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают как риза и как одежду переменишь их и изменятся. Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся“ 1606 . Но если спасение Божие вечно и правда Божия не престанет, то и все те, которые жаждут правды и стремятся к ней и ищут Господа и к которым обращена вся речь эта (ст. 1), также не исчезнут с преходящими формами видимого мира, ибо Господь есть „воскресение и жизнь“ ( Ин. 11:25 ) и „верующие в Него имеют жизнь во имя Его“ ( Ин. 20:31 ). Это было открыто и Псалмопевцу говорившему: „Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Ты укажешь мне путь жизни“ ( Пс. 15:10–11 ). И после Давида в одном из псалмов сынов Кореевых мы встречаем восклицание: „посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей“ ( Пс. 45:3 ). Пророчества Исаии в особенности выдаются среди ветхозаветного канона тем, что в них провидится счастье, не зависимое от земли в ее настоящем образе. 7 . Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. 8 . Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет во век, и спасение Мое – в роды родов. Слова: „знающие правду“ и „народ, у которого в сердце закон Господень“, относятся к тому грядущему времени, когда „Господь заключит с домом Израиля и с домом Иуды новый завет.... написанный на сердцах их.... и все будут знать Господа“ 1607 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Параскева Пятница представлена в традиционной иконографии – о ее мученичестве говорят красные элементы одеяния, на ее голове – корона как венец мученичества, в одной руке – крест, в другой – развернутый свиток, на котором читается текст Символа веры: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя…» Христос в темнице Иконография «Христос в темнице» явно связана с Ecce Homo (с лат. – «Се Человек»), отсылающей нас к евангельскому рассказу: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» (Ин. 19: 2-5). Пример такой иконографии мы видим в картине Караваджо (ок. 1605 года), в более расширенном варианте – в картине Иеронима Босха (1500). Если в таких вариантах Христос изображается не Один, с гонителями, несколькими или целой толпой, то в близкой иконографии «Муж скорбей» (латинское название Vir dolorum) Спаситель представлен в терновом венце, в багрянице, но в одиночестве (иногда с Ним изображают двух ангелов), оставленный всеми, в ожидании казни… – В пермской коллекции этот сюжет был значительно видоизменен, – говорит Ксения Зубакина. – Местная скульптура – это свободные вариации на тему. Например, на пермских скульптурах нигде нет багряницы, хотя в других музеях я видела скульптуры Христа из других регионов в багрянице. Христос в темнице Также мастера не делают большого акцента на изображении ран и истекающей из них крови. Кроме того, добавляется этнографический момент в изображении Христа: в Его лике передаются черты местного населения, тех людей, которые были в окружении мастера. В результате появляется образ Господа, но очень близкий для простых верующих. О таком отношении говорят рассказы старожилов деревень и сел, которые записывал собиратель нашей коллекции Николай Серебренников в двадцатых годах XX века.

http://pravmir.ru/boga-zhalko-i-na-kogo-...

Может быть, патриарх Никон - сам того не ведая - прозревал эту ситуацию? Тем более, что времена второй половины века 17-го по своим эсхатологическим ожиданиям были схожи? Почему тогда Россия не может стать последним ковчегом? Тогда замысел патриарха Никона, может быть, получит своё окончательное воплощение. Хотелось бы верить, что и чудо схождения Благодатного Огня, которое Господь посылает в утешение и поддержку людям, тоже не прекратится. И подмосковный Новый Иерусалим станет в последние времена утешением всем христианам. Для Бога всё возможно. Было же явлено чудо над гробом св.кн. Димитрия Донского. О самовозгорании свечи в Архангельском соборе Московского Кремля (из «Разрядной книги» 1475-1605 годов): «Лета 7033-го году загорелась о себе свеща в Орхангиле в церкви над гробом великого князя Дмитрея Ивановича Донскаго и гореша шесть дней, а угасла о себе же». Нам же надо: «трезветь, бодрствовать и надеяться». Россия как государство имеет огромную и великую историю. Надо воспринимать как невероятное чудо сегодняшний православный ренессанс. К сожалению, общее направление и у западных постхристианских стран, и у России - одно. Но есть надежда, что мы будем двигаться медленнее, как в анекдоте про медведя и двух охотников. Не надо бежать быстрей медведя, надо быстрее другого охотника... Ну, в нашем случае - медленнее. А там - как Бог даст. Были же сказаны когда-то пророческие слова Апокалипсиса: «Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Откр. 3: 8, 10) Послесловие от редакции : Статья Владимира Янчевского заслуживает внимания, несомненно. Однако не со всеми тезисами автора можно согласиться. Во-первых, что это был совместный «замысел патриарха Никона и Алексея Михайловича». Скорее это был замысел именно Патриарха Никона, реализацией которого он хотел в том числе поставить Церковь над Государством, или добиться, чтобы «авторитет Церкви уравновесил бы Государство», как пишет автор. В контексте тех реалий замысел Никона был вызовом царской власти. Неслучайно Государь Алексей Михайлович решительно пресёк эти попытки, добившись низложения Патриарха Никона. Конфликт Царя и Патриарха использовали в полной мере греческие Патриархи, для которых замысел Никона представлял угрозу изменения их статуса в диптихе Церквей.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/02/no...

Близок Ты, Господи, и все пути 1601 Твои – истина. Издавна я узнал из откровений Твоих, что Ты утвердил их на век. Воззри на уничижение мое и избавь меня, ибо закона Твоего я не забыл. Рассуди дело 1602 мое и избавь меня, ради слова Твоего даруй мне жизнь. Далеко от грешников спасение, ибо уставов Твоих они не хранили. Велики щедроты Твои, Господи, по суду Твоему даруй мне жизнь. Много у меня гонителей и притеснителей, но от откровений Твоих я не уклонился. Видел я неразумных и сокрушался 1603 , что слов Твоих они не хранили. Зри, как я возлюбил заповеди Твои, Господи! По милости Твоей даруй мне жизнь. Начало слов Твоих – истина, и вечны все суды правды Твоей. Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце мое. Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу. Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон Твой возлюбил. Седмикратно днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои. Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Ожидал я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. Хранила душа моя откровения Твои и сильно возлюбила их. Сохранил я заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи. Да приблизится моление мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня. Да войдет прошение 1604 мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня. Издадут 1605 уста мои песнь, когда научишь меня уставам Твоим. Возвестит язык мой слова 1606 Твои, ибо все заповеди Твои правда. Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил. Возжелал я спасения Твоего, Господи, и закон Твой – поучение мое. Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне 1607 Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл. 1526 Стоящему в тексте слав. пер. в путь нет соответствия в греч. и лат. тт., там ν δ – соответствует в слав. Библии подстрочному чт. в пути. 1529 Так переведено у преосв. Порфирия и в синод. пер., слав. дабы – греч. φελον; «речение дабы употреблено вместо о если бы» (Афан. Вел.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Обращение Савла. 1604–1605 гг. (ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме) Обращение Савла. 1604–1605 гг. (ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме) История написанных в 2 вариантах «Обращения Савла» и «Распятия ап. Петра» (1604-1605, капелла семьи Черази, ц. Санта-Мария-дель-Пополо) запутанна. 10 нояб. 1601 г. К. были оплачены 2 картины на кипарисовых досках. Однако в апр.-мае 1605 г. в капелле были размещены картины на холстах. Видимо, картины на досках, написанные первыми и, по сообщению Дж. Бальоне, «не понравившиеся хозяину», были отправлены в Испанию. «Обращение Савла» (1600-1601) попало в собрание Одескальки в Риме (следы др. картины затерялись). При стилистическом анализе 2 вариантов «Обращения Савла» очевидно, что их разделяют годы (Il Caravaggio Odescalchi: Le due versioni della Conversione di san Paolo a confronto/A cura di R. Vodret. Mil., 2006). Композиционная схема и трактовка форм на картине из собрания Одескальки тесно связаны с традициями маньеризма, для которого характерны сложность прочтения композиции, веризм, родственный североитальянской традиции XVI в. Однако сценическая световая среда и энергичная динамика уже принадлежат к XVII в. Вероятно, когда строительство капеллы завершилось, стало очевидно, что картины не согласуются с ее тесным пространством, и ок. 1604-1605 гг. К. создал новые. Композиция стала лаконичнее, количество персонажей уменьшилось, был убран пейзаж, а фигуры Христа и ангела заменены лучом света. Укрупнение фигур, ориентация на то, что сцены будут смотреть вблизи, почти физическое приближение события к зрителю способствуют отождествлению зрителя с повергнутым апостолом, живому вовлечению и приобщению к чуду нисхождения Божественной благодати (Caravaggio/Con un saggio di M. Gregori. Mil., 1994). Поцелуй Иуды. 1602 г. (Национальная галерея Ирландии, Дублин) Поцелуй Иуды. 1602 г. (Национальная галерея Ирландии, Дублин) В композиции «Ап. Матфей и ангел» (1602, утрачена), написанной для алтаря капеллы Контарелли и отвергнутой заказчиками, видно, что для своих картин К. использовал типажи уличной толпы. Простонародный облик апостола контрастировал с гибкой, манерной фигурой идеализированного ангела, который водит грубую руку старика по странице. Во 2-м варианте композиции (1602, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим) внешность святого была облагорожена, композиция формализована, а прежде реалистическая связь между апостолом и ангелом стала сверхъестественной.

http://pravenc.ru/text/1470379.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богомольная грамота патриарха Игнатия о воцарении Дмитрия Ивановича и поставлении Игнатия в патриархи. 30 июня 1605 года Грамота опубликована: СГГиД. М., 1819. Т. 2. 92. Приводится по изданию: Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): в 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 189-191. Патриарх Игнатий поспешил оповестить страну о скоропостижной смене власти в столице. Еще 1 мая 1605 г. патриарх Иов в своей богомольной грамоте объявлял о кончине Бориса Годунова и призывал народ " служити и прямити " его вдове и детям (царю Федору Борисовичу и царевне Ксении), " и иного государя... не искать и не хотеть " А в грамоте Игнатия говорится уже о царствовании чудесно спасенного сына Ивана Грозного (Лжедмитрия I) и как бы между прочим упоминается об " учинении этим государем нового патриарха. С уверенностью, характерной для нового правительства, Игнатий и не думает скрывать, что поставлен самодержцем, без выбора собором русских архиереев. К грамоте приложена " роспись " с указаниями, как поминать в молитвах царя Дмитрия Ивановича, его мать (Марию Федоровну Нагую, в иночестве Марфу, признавшую Самозванца своим сыном) и патриарха Игнатия.   Текст «Благословение великого господина Игнатия патриарха Московского и всея Русии в Сибирь на Верхотурье Неудаче Остафьевичу Плещееву да голове Матвею Степановичу Хлопову. Известно вам буди: премудрый Бог неизреченными и недоведомыми судьбами еще не до конца прогневася на останок Израительского рода, на создание пречистых его рук — омраченнии неведением умы наша и слухи, паче же и сердечныя очеса разверзе и яви нам своим достойным человеколюбием великого государя нашего прироженного, царя и великого князя Дмитрея Ивановича всея Русии самодержца, от злохищнаго смертного убивства соблюденна и доднесь во здравии пребывающа.

http://sedmitza.ru/lib/text/443580/

– Был женат единственным браком на Ирине Годуновой.   3 Борис I Фeдopobuч Годунов 1598-1605 – Государь, Царь и Великий князь всея Руси Государственное управление – Первый царь не из династии Рюриковичей. – Сближение России с Западом. Широкое привлечение иностранных специалистов. Проникновение европейской культуры в русский обиход. – Осуществление крупных строительных проектов, в том числе Смоленская крепостная стена, водопровод в Кремле. – Великий голод 1601-1603 годов, охвативший большую часть европейской территории Русского государства. Церковное управление – Обширное строительство храмов. – Был избран на царство Земским Собором (1598 год). – Талантливый и последовательный дипломат, сторонник возобновления культурных контактов с государствами Европы. – Любознателен, отсылал русских людей в учение за границу, мечтал об открытии университета в Москве.– Поборник законности и порядка в государстве. – Милостив и нищелюбив. – Чрезмерно доверял доносам, слухам и клевете. – Женат единственным браком на Марии Скуратовой-Бельской (дочери Малюты Скуратова).   4 Фёдор II Бopucobuч Годунов Апрель-июнь 1605 года – некоронованный Государь, Царь и Великий князь всея Руси Государственное управление – Одно из кратчайших пребываний на русском престоле; не успел венчаться на царство; предан и убит вместе с матерью Марией Скуратовой-Бельской собственными подданными, переметнувшимися к Лжедмитрию I. – С детства участвовал в управленческой и государственной деятельности. – Первый русский картограф. – Учредил Каменный приказ. – По отзывам современников «отроча зело чудно». – Ревностен к православной вере. – Образован, начитан, хороший ритор. – Н. М. Карамзин назвал его «первым плодом европейского воспитания в России». – Во время покушения вел себя мужественно, оказал сопротивление нападавшим, защищая мать.   5 Лжедмитрий I («Дмumpuй Иванович») 1605-1606 – Великий Государь, Царь и Великий князь всея Руссии, Цесарь и Великий князь всея России Государственное управление – Узурпатор власти. – Снятие наказаний с пребывавших в опальные при Борисе Годунове, в том числе с Романовых.

http://azbyka.ru/shemy/russkie-tsari-i-i...

В то время, когда Нобили выступил в Мадуре, иезуиты уже начали проповедь Евангелия на севере Индии, в царстве и при дворе Великого Могола. В 1575 году трое из них дружелюбно приняты Акбаром Великим [Акбар Великий, Джелал-ад-Дин Мухаммад (1542–1605) – падишах империи Великих Моголов (1556–1605), прямой потомок Тамерлана]. Но враждебное отношение мусульманских мулл заставило их немедленно покинуть страну. Другие, приглашенные вскоре после этого Акбаром, также скоро удалились, увидев, что Великий Могол, проникнутый философскими идеями, думает не о переходе в христианство, а об основании новой религии. Только в 1595 году иезуиты смогли получить прочную резиденцию в Лахоре и устроить здесь христианскую общину. Акбар милостиво предоставил им полную свободу действия. Сам он старательно изучал «Жизнь Иисуса» и биографию апостола Петра, составленные для него с помощью одного мусульманина на персидском языке Иеронимом Ксавье, племянником великого Франциска Ксавье, и благосклонно принял в подарок изображение Мадонны. Но дальше этого он не пошел. Только при его преемнике и сыне Джахангире [Джахангир (1569–1627) – падишах империи Великих Моголов (1605–1627), сын Акбара Великого] у иезуитов явилась надежда завоевать для христианства и это царство. Трое из принцев царской фамилии приняли крещение в 1610 году, а сам Джахангир открыто заявлял о своем намерении перейти в христианство. Правда, мотивом его обращения были слабая привязанность к мусульманской вере и мысль, что став христианином, он сможет свободнее предаваться вину. Пока же отцы-иезуиты смогли благодаря щедрости одного богатого армянина устроить в 1621 году коллегию при своей резиденции в Агре и открыть в том же году новую резиденцию в Патне. Преемник любившего выпить султана Шах-Джа-хан [Шах-Джахан (1592–1666) – падишах империи Великих Моголов (1627–1658), был свергнут с престола своим сыном Аурангзебом. При нем был построен Тадж-Махал] (1627–1658) также был очень благосклонен к иезуитам, а при его сыне Аурангзебе [Аурангзеб (1618–1707) – падишах империи Великих Моголов (1658–1707), которая при нем достигла наибольшей протяженности и могущества] они смогли утвердиться в Мультане и Кабуле. Но вместе с Аурангзебом к власти вернулось самое узкое мусульманское правоверие, немедленно же уничтожившее все поселения и общины иезуитов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Осенью 1603 г. шах Аббас I захватил Тебриз и Нахичевань и по пути в Ереван прошел через Джульфу, где в течение 3 дней пользовался гостеприимством арм. купцов. Захватив Ереван, в июне 1604 г. шах подошел к Карсу, но, столкнувшись с сильным османским контрнаступлением, был вынужден отступить, применив тактику выжженной земли, чтобы остановить продвижение османов. Аббас I приказал депортировать население из Вост. Армении в И. и уничтожить все дома, посевы и пастбища. Джульфа была полностью разрушена, а ее жители были вынуждены переправиться на правый берег р. Аракс, в И. Всего из провинции было депортировано в И. более 300 тыс. чел. Весной 1605 г. армяне были расселены в основном в Гиляне, Мазендеране и сельских районах между Исфаханом, Ширазом и Хамаданом. Шах депортировал также ремесленников из Еревана, Нахичевани и др. городов Армении в Исфахан, где они поселились в 4 отведенных для них кварталах. Армяне Джульфы оказались в более выигрышном положении, т. к. они были предупреждены за 3 дня до депортации и получили разрешение взять с собой необходимое имущество. Зимой 1604/05 г. им были предоставлены средства для переезда и зимовки в Тебризе. В нач. лета 1605 г. арм. община начала строительство Нов. Джульфы (Нор-Джуги), неподалеку от Исфахана, на правом берегу р. Зайендеруд. Итал. путешественник П. делла Валле (1586-1652), посетивший Исфахан между 1617 и 1619 гг., отметил, что армяне построили уже 10 церквей, и в тот же период 6 церквей были возведены в Исфахане. В 1619 г. шах Аббас I пожаловал земли Нов. Джульфы арм. общине. Франц. купец Ж. Б. Тавернье (1605-1689) отмечал, что по сравнению с др. христ. общинами, живущими в И. под властью мусульман, армяне Нов. Джульфы находились в привилегированном положении, им было разрешено владение землей и др. формами собственности. Первые десятилетия Нов. Джульфа была населена исключительно армянами из Джульфы. Иностранные путешественники сообщали, что численность армян была ок. 10 тыс. чел., или 2 тыс. семей, а само поселение занимало ок. 160 га. В Исфахане проживала еще 1 тыс. семей арм. ремесленников, к-рые жили в мусульм. окружении. После десятилетий жалоб на армян (напр., из-за колокольного звона, производства вина и т. д.) шах Аббас II запретил им жить в Исфахане, и между 1655 и 1659 гг. они постепенно переехали в Нов. Джульфу, заселив 7 новых кварталов. Ж. Шарден, ювелир-гугенот, неск. лет проживший в Исфахане, писал, что между 1666 и 1676 гг. в Нов. Джульфе проживало 3,4-3,5 тыс. семей, что составляло ок. 30 тыс. чел. Шарден сообщает, что ежегодные налоги с Нов. Джульфы при шахе Аббасе I составляли 180 туманов, а в последние годы правления шаха Аббаса II - 500 туманов.

http://pravenc.ru/text/673877.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010