де ла Барка-и-Барреда Гонсалес де Энао Руис де Бласко-и-Рианьо [испан. Calderón de la Barca y Barreda González de Henao Ruiz de Blasco y Riaño] Педро (17.01.1600, Мадрид - 25.05.1681, там же), испан. драматург и поэт, представитель культуры барокко. Родители - дворянин Диего Кальдерон, секретарь Совета по управлению гос. имуществом, и Ана Мария де Энао, дворянка нем. происхождения. Когда К. было 10 лет, умерла его мать, а через 5 лет - отец, после смерти к-рого К. и его братьям пришлось вступить в долгий судебный процесс с мачехой по вопросу о наследстве. В 1605 г. К. пошел в школу (колехио) в Вальядолиде (столица Испании в 1601-1605), но 3 года спустя по решению отца был переведен в иезуитскую коллегию в Мадриде, чтобы стать священником и унаследовать должность капеллана в Толедо, завещанную семье бабкой по материнской линии. Недолго проучившись в ун-те в г. Алькала-де-Энарес, К. стал студентом Саламанкского ун-та, окончил его в 1618 г. со степенью бакалавра права. Отказавшись стать священником, он поступил на военную службу, которую по необходимости совмещал со службой при дворах испан. знати. В 1623-1625 гг., сопровождая герцога де Фриас, побывал во Фландрии и в Италии. Участвовал во мн. военных кампаниях, в частности в осаде Фуэнтеррабии (1638) и в войне против отделения Каталонии от испан. короны (1640-1642). В 1642 г., после ранения, ушел в отставку. Занимался сочинением пьес. С 1623 г. пьесы К. ставились как в городских «площадных» театрах (корралях), так и в придворном театре (с 1634 преимущественно там). К. дебютировал как автор придворной комедии «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder). Успех к нему пришел после постановки в 1629 г. «комедии плаща и шпаги» «Дама-невидимка» (La dama duende). Покровительство испан. кор. Филиппа IV обеспечило К. заказами на сочинение пьес для постановок при дворе - сначала в интерьерах мадридского Алькасара, затем в построенном в 1632 г. театре «Колизей» в парке Буэн-Ретиро (с 1635 К. был директором этого театра). Особое место в его творчестве занимают одноактные аллегорические пьесы на библейские и мифологические сюжеты, приобщавшие массового зрителя к основам католич. вероучения,- «священные действа» (испан. «аутос сакраменталес»), которые были предназначены для постановки на городских улицах во время католич. праздника Тела Христова (1-й четверг после Троицы). Самые известные «аутос сакраменталес» К.- «Божественный Ясон» (El divino Jasón, 1625), «Пир царя Валтасара» (La cena del rey Baltazar, 1632), «Великое торжище мира» (El gran mercado del mundo, 1635), «Великий театр мира» (El mayor monstruo del mundo, 1637), «Божественный охотник» (El divino cazador, 1642). В 1636 г. кор. Филипп IV возвел К. в члены духовно-рыцарского ордена Сантьяго . Тогда же была опубликована «Первая часть» комедий К., подготовленная к печати его другом и учеником Хуаном де Вера Тассисом-и-Вильярроэлем (при жизни К. были изданы еще 8 «частей», а в 1677 вышло 1-е собрание «аутос сакраменталес»).

http://pravenc.ru/text/1320177.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОН МОСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Патриарх Никон. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. Никон ( 1605 - 1681 ), патриарх Московский и всея Руси В миру Никита Минич или Минов, родился в 1605 г., в семье крестьянина села Вальдеманова Княгинского уезда Нижегородской губернии. В детстве много вытерпел от ненавидевшей его мачехи и рано приучился полагаться только на самого себя. Случайно попадавшие в его руки книги пробудили в нем жажду знания, и он юношей ушел в Макарьев Желтоводский монастырь . Через несколько лет он стал священником в соседнем с его родиной селе, а оттуда перешел, по просьбе пленившихся его служением московских купцов, в Москву . Монашество Потрясенный смертью всех своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь, а сам на Белом озере, в Анзерском Троицком скиту , принимает монашество под именем Никона в 1630-х годах. В 1642 г. Никон переходит в Кожеозерскую пустынь и вскоре становится ее игуменом . С 1646 г. он делается известным Алексею Михайловичу , по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря . Митрополит Новгородский В 1649 году он уже митрополит Новгородский . В Новгороде Никон приобретает широкую популярность своими проповедями, заботами о церковном благочинии и благотворительностью. Во время бунта 1650 г. он с риском для собственной жизни пытается преданием проклятью и личными увещаниями восстановить порядок. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его " возлюбленником своим и содружебником " . В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа , замученного Грозным. Во время этой поездки умирает в Москве патриарх Иосиф , и Никон избирается его преемником. Патриаршее служение. Реформы. Царя и патриарха связывала настоящая дружба. Еще новоспасским архимандритом Никон каждую пятницу ездил к царю во дворец, и они подолгу засиживались за откровенной беседой; царь и сам нередко навещал архимандрита. Когда Никон стал патриархом, царь иногда целые дни проводил с ним в его загородных монастырях. Впечатлительные и порывистые, с преобладающими практическими наклонностями, и с очень развитыми эстетическими вкусами, они тем больше могли давать друг другу, что за одним чувствовалось преимущество житейского опыта и решительного характера, за другим - душевной мягкости и чуткости.

http://drevo-info.ru/articles/12151.html

Это делается, во-первых, для того, чтобы возбудить более внимательное и сосредоточенное настроение, и, во-вторых, в напоминание о том мраке, который царил во время шествия вифлеемских пастырей на поклонение Богомладенцу. 37 Никон, Патриарх Московский и всея Руси (16051681), рано вступил на путь пастырскою служения. Сначала он был приходским священником, затем стал монахом, приняв постриг в Анзерском скиту от преподобного Елеазара Анзерского. В середине 40-х гг. состоялось знакомство Никона с царем Алексеем Михайловичем (1629–1676, годы царствования с 1645), умным и образованным человеком своего времени, известным также своей глубокой религиозностью. Между ними возникли почти дружественные отношения, обусловленные общими взглядами на будущее России и Русской Церкви. Исходя из представлений об особом статусе Патриарха не только в Церкви, но и в государстве – «Священство выше Царства», Никон начал вникать в дела государственного управления, а в период участия царя в походах против Польши (1654 – 1655) фактически управлял страной. Действуя деспотично, восстановил против себя и бояр, и архиереев. В 1666 г. Собором, на который были приглашены Патриархи других Православных Церквей, осужден, извержен из сана и отправлен в ссылку простым монахом. При царе Федоре Алексеевиче, в 1681 г., Никону было разрешено вернуться в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, но по дороге туда он умер. С. 410. 38 Старец Зосима (VI в.) – преподобный, обретший Марию Египетскую в Иорданской пустыне и причастивший ее. Он же предал ее прах земле. Умер около 100 лет от роду. Память 4 апреля. С. 419. 39 Мария Египетская (VI в.) – преподобная. По преданию, в молодости была блудницей. После посещения с паломниками Иерусалима была допущена по предстательству Божией Матери до Креста Господня и сделалась ревностной христианкой. 47 лет провела в покаянии и молитве в Заиорданской пустыне. Память 1 апреля и в Неделю 5-ю Великого поста. С. 419. 40 Антоний Великий (251–356) – основатель монашества. Родился в Египте, в богатом христианском семействе.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Никон (Минин -Ларионов Никита Минич; 1605–1681), шестой Патриарх Московский и всея России (1652–1666), имел титул «Великий Государь». Родился в мордовской крестьянской семье. В 1635 г. принял постриге именем Никон в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1646 г. отправился в Москву, где явился, по обычаю новопоставленных игуменов того времени, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу; произвел на него хорошее впечатление. Царь велел игумену Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу – посвятить его в архимандрита Новоспасского монастыря. В 1649 г. хиротонисан в митрополита Новгородского и Великолуцкого. В 1652 г. был возведен на престол Патриархов Московских и Всероссийских. Многие годы собиравший греческие и византийские тексты, Патриарх Никон считал важным привести русские церковные обряды и книги в соответствие с греческими. Укорененность как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского – над киевским, а также резкость самих реформаторов привели к расколу в Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»). Патриарх Никон играл большую роль в делах государственного управления, что вызвало недовольство как бояр, так и многих духовных лиц. Охлаждение отношений между царем и Патриархом привело его к самовольному оставлению кафедры. В 1658 г. он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который сам основал в 1656 г. В 1660 г. на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд Восточных Патриархов. В ноябре 1666 г. открылся так называемый Большой Собор с участием двух Восточных Патриархов, на котором Патриарх Никон был лишен не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, а потом под надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 г. Никону, тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался. Погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (Более подробно см.: Каптерев Н. Ф. Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1–2. М., 1996; Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931–1938. Т. I–III ). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

патриарх Никон (Минин) (17.05.1605–17.08.1681) Нравственно-аскетические труды Письма Слова патриарх Никон (Минин) Выдающийся деятель Русской Православной Церкви XVII столетия, оказавший решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства. Биография Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в мае 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманова, Нижегородской губернии. Во святом крещении наречен по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. С малых лет Никита учился «святых книг чтению» и старался не пропускать ни одного богослужения. В возрасте 12 лет склонный к уединению, любознательный и любящий учение мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения. По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре был посвящен в приходские священники. Ему было тогда только 20 лет. Ревность его в служении Церкви и народу, любовь, искренность, простота, смирение и миролюбие стали известны многим в столице, куда вскоре и переехал священник Никита с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной Москве оказалась еще более суетной и так же отягощала склонного к аскетизму молодого священника — душа его стремилась к монашескому служению. 10 лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое его детей умирали один за другим еще во младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий. Священник Никита уговорил жену принять иноческий постриг, и сам в 30 лет на Соловках, в Анзерском скиту , принял монашество с именем Никон. В 1643 году он стал игуменом в Кожеезерском монастыре . В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву и так полюбился 16-летнему царю Алексею Михайловичу своей духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями, живым, благородным нравом, что царь уже не отпустил его обратно, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/

107 Павлов Платон Васильевич (1823 – 1895) – русский историк, общественный деятель. Профессор Киевского университета (1847 – 1859). По совету А. И. Герцена стал одним из организаторов воскресных школ в Киеве, затем в Петербурге. Был близок к Харьковско-Киевскому тайному обществу. После описанной Костомаровым публичной лекции, в которой Павлов осудил крепостной строй и половинчатость реформы 1861 г., он был выслан. 109 Речь идет о древнем Тракае – резиденции великих литовских князей. Замок построен в XIII в., в его центральном здании ныне расположен музей. (Здесь и далее географические названия даются в авторском написании.) 110 Шелонская битва – решающее столкновение на р. Шелони (около 30 км от оз. Ильмень) в ходе Московско-Новгородской войны 1471 г. Битва закончилась победой московских войск во главе с князем Д. Д. Холмским. В ней было убито более 12 тыс. новгородцев. 111 «Московские ведомости» – газета, выходила в Москве в 1756 – 1917 гг. Основана Московским университетом. С 1863 г., когда редактором «Московских ведомостей» вторично становится М. Н. Катков, газета приняла ярко выраженный реакционный характер. 112 Речь идет о «валуевском циркуляре» 1863 г., которым запрещалось печатание на украинском языке всех книг, кроме художественных. Однако царская цензура под любыми предлогами ограничивала печатание и художественных произведений. Поэтому с 1863 г. издание книг на украинском языке в пределах Российской империи почти прекратилось. 114 Никон (светское имя Никита Минов; 16051681) – русский церковный и государственный деятель, патриарх московский. В 1653 – 1656 гг. провел церковную реформу, исправил богослужебные книги в соответствии с греческими оригиналами, изменил некоторые церковные обряды. Часть духовных и мирян не признала реформы Никона, что привело к расколу. В 1658 г. произошел разрыв между патриархом и царем. Никон оставил патриаршество и уехал в основанный им Новоиерусалимский Вознесенский монастырь, безуспешно рассчитывая, что царь вернет его. Когда Никон в 1664 г. самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриарший престол, он был сослан обратно. Церковный собор 1666 – 1667 гг., подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 г. царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь, по дороге в который он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

35. Сергей Аркадьевич Иванов, современный российский историк, филолог, исследователь древнейшей истории славян и византийской культуры. Автор множества научных работ по теме юродства: «Славяне и Византия в VI в. по данным Прокопия Кесарийского», «Византийское юродство», «Блаженные похабы: Культурная история юродства» и др. 36. Павел (+1654, низложен), епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской Православной Церкви, принявший во время раскола сторону старообрядцев. В 1913 году постановлением нижегородско-костромского епархиального съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии было положено поминать епископа Павла в молитвах как священномученика. 37. Преподобный Иоанн Лествичник (535–602/649), христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Почитается святым Православной и Католической церковью. Память 1/14 апреля и 30 марта/12 апреля. 38. Никон, Патриарх Московский и всея Руси, в миру Никита Минич Минин (1605 - 1681), русский патриарх с 1652 года. По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру. Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол. Последователей Никона стали называть «никониане», его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы», или раскольники. Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно. Церковный собор (1666—1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре.

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

На вопрос: где и когда было написано Шушериным его сочинение? можно утвердительно отвечать, что если он и начал его в Новгороде, то окончил не прежде как по возвращении (в 1681 году) в Москву, ибо так как сам Шушерин не был на Соборе, то для описания онаго ему надобно было собрать справки у очевидцев, а сие он мог сделать лишь в Москве, также как и списать копии с тех актов, которые составляют приложение к жизнеописанию Патриарха. Последнее из упоминаемых в сем сочинении событие освящения соборнаго храма Воскресенской обители относится, как известно, к 1685 году. Итак, «Известие» Шушерина написано между 1681 в 1686 годами. Некоторые современные писатели, по-видимому вменяющие себе в особую заслугу уничижение исторических личностей (см. о сем подробно прекрасное сочинение Н.И. Субботина под заглавием «Дело Патриарха Никона ». М., 1862) бездоказательно обзывают сочинение Шушерина «пристрастным», и на этом основании готовы даже исключить его вовсе из числа источников для оценки сего Святителя. Но для нас дороже суд о сем его современников, от которых не дошло до нас ни одного столь «пристрастнаго» упрека, напротив, распространение сего сочинения по России во многих списках свидетельствует о справедливом внимании к нему русских людей. А три года тюремного заключения и десять годов ссылки, которыми запечатлелась верность Шушерина своему благодетелю, – дают ему неоспоримое право и на признание потомством искренности его убеждений, и если можно не во всем соглашаться с его умозаключениями, то, повторяем, нет ни малейшаго подозрения относительно фактической стороны «Известия», что достаточно доказано в вышеупомянутом сочинении профессора Н. Субботина . Архимандрит Леонид (Кавелин) Новый Иерусалим 1870 года Извещение о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея России В лето от мироздания, 7113 (1605) в месяце мае в пределех Нижняго Новаграда, в веси нарицаемой Велдемановой 1 , родися он – Святейший Патриарх от простых, но от благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы, и наречено имя ему Никита; по имени преподобнаго Никиты Переяславскаго чудотворца, егоже Святая Церковь прославляет маия в 24 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

(Минов Никита; май 1605, с. Вельдеманово Нижегородского у. (в наст. время Перевозского р-на Нижегородской обл.) - 17.08. 1681, р. Которосль, близ Ярославля), патриарх Московский и всея Руси в 1652-1666 гг. Основные сведения о биографии Н. до поставления на Патриарший престол содержатся в «Известии о рождении, и воспитании, и о житии святейшего Никона», к-рое было написано в 80-х гг. XVII в. И. К. Шушериным , много лет служившим у Н. Буд. патриарх род. в крестьянской семье Мины и Мариамны (Марии). В синодиках сер. XVII в. приведены имена братьев Н.- Симеон, Никифор и Григорий, имена деда по отцу и отчима отца - Василий и Иоанн и деда по матери - Гавриил. По сообщению Аввакума Петрова , земляка Н., отец патриарха был «черемисин» (мариец) (Житие Аввакума. 1991. С. 212). В последующей традиции утвердилось мнение о том, что Н. был мордвин. В раннем возрасте Никита потерял мать, мачеха обращалась с ним жестоко. Мальчик обучался грамоте у приходского священника, в «детских летех» ушел в Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь - центр зарождавшегося движения церковного обновления (см. Ревнителей благочестия кружок ), с к-рым оказались связаны судьбы мн. церковных деятелей того времени. (Существует неск. версий того, когда Никита попал в Желтоводскую обитель. Поскольку активное возрождение Желтоводского мон-ря происходило в 20-х гг. XVII в., когда Никита Минов уже не был отроком, часто пишут, что он сначала жил в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня монастыре и в нач. 20-х гг. перешел в Желтоводский мон-рь. Высказывалось мнение, что ок. 1617 Никита поселился в Макариевом Унженском мон-ре, затем перешел в Желтоводский мон-рь.) В мон-ре Никита прилежно изучал Писание, часто оставался ночевать в церкви под колоколом, чтобы не пропустить начало службы. Живя в Желтоводском мон-ре, юноша бывал «для духовных бесед» у свящ. Анании, служившего на монастырском подворье в близлежащем с. Лыскове. У свящ. Анании Никита мог познакомиться с Иоанном Нероновым , одним из вождей движения «боголюбцев» (ревнителей благочестия).

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Богородице-Алексиевский мужской монастырь г. Томска 22 сентября 2013 г. 12:24 Богородице-Алексиевский мужской монастырь г. Томска был основан в 1605 году в 9 верстах от Томска на р. Большая Киргизка и получил название Усть-Киргизский (Богородский). В 1656 году случился пожар, уничтоживший деревянный храм обители. Монастырь перенесли в Томск на Юрточную гору. В 1662 году в монастыре был возведен первый деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Алексия, человека Божия, и мучеников Флора и Лавра. В 1681 году монастырь в числе трех старейших сибирских обителей был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича. В 1695 году игумены Богородице-Алексиевского монастыря получили сан архимандритов. В 1698 году в монастыре была открыта первая в Томске школа. С XVII века при монастыре организована первая в городе больница и богадельня. В 1746 году в монастыре открыто русское духовное училище. В 1764 году монастырь стал штатным и причислен к 3-му классу. Его настоятели вновь стали игуменами. Первый каменный, ныне существующий храм обители был заложен в 1776 году. В 1779 году были освящены боковые приделы, а в 1789 году — главный придел храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1818 году при монастыре устроена русско-латинская гимназия, преобразованная затем в Томское духовное училище. После открытия Томской епархии с 1834 г. по 1883 г. Богородице-Алексиевский монастырь стал резиденцией томских архиереев, на территории монастыря был построен архиерейский дом. В 1864 году в ограде обители был похоронен святой праведный старец Феодор Томский. Могила старца сделалась местом паломничества. Казанский храм и могилу старца Феодора у алтаря храма посещали многие известные и выдающиеся люди России, в том числе представители царского Дома Романовых: великие князья Владимир Александрович (1868) и Алексей Александрович (1873), цесаревич (с 1894 г. — император) Николай Александрович (1891). В 1904 году над склепом св. Феодора Томского почитателями старца была возведена каменная часовня.

http://patriarchia.ru/db/text/3252800.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010