В Киев М. вернулся зимой 1625/26 г. Захария (Копыстенский) отказал ему в проживании в Киево-Печерском мон-ре, опасаясь за судьбу своей ставропигии, поэтому М. остановился в Межигорском в честь Преображения Господня монастыре под Киевом. Возвращаться в Вильно было небезопасно, Кобринский синод униат. епископов в нояб. 1626 г. обратился к королю с просьбой защитить их от М. В кон. 1626 г. М. решил добиваться места настоятеля в Дерманском Свято-Троицком монастыре на Волыни, к-рый принадлежал родственнику Острожских кн. Александру Заславскому, перешедшему в католицизм. В 1627 г. М. получил от князя архимандритию. Кн. Заславский и митр. Рутский склонили М. к решению о переходе в унию. (Униат. традиция связывала путешествие М. на Восток и его переход в унию с чувством вины за мученическую смерть Кунцевича. Униатство М. было признано одним из чудес во время процесса беатификации Кунцевича.) Сомнения в отношении правосл. догматики начали проявляться у М., по его словам, еще до принятия пострига. М. утверждал, что с 1615 г. в нем происходила внутренняя борьба. После поездки на Восток он признавался, что давно был приверженцем унии Церквей. 6 июля 1627 г. из владений кн. Заславского М. отправил 3 письма в Рим: папе Урбану VIII, кардиналу О. Бандини, к-рый в Конгрегации пропаганды веры отвечал за польск. дела, и Св. Престолу. М. просил папу Римского о прощении грехов и о присоединении к католич. Церкви, а также о том, чтобы его переход в унию оставался до нек-рой поры в тайне. М. изложил свой план, согласно к-рому он должен был обратиться к патриарху Кириллу Лукарису и к правосл. иерархам на Руси. У патриарха он хотел просить, чтобы тот сформулировал свои убеждения. М. предполагал, что Лукарис раскроет себя как еретик, в чем убедятся все православные. Позиция М. в данном случае совпадала с мнением Конгрегации пропаганды веры, к-рая считала Лукариса криптокальвинистом. Кроме того, М. собирался написать неск. «мнений» о различиях между Западной и Восточной Церквами, которые он хотел представить на Соборе Киевской митрополии. Эти меры должны были привести к соединению Церквей. 21 авг. 1627 г. М. написал длинное письмо патриарху Кириллу Лукарису с просьбой разъяснить учение правосл. Церкви (копия письма на латыни была отправлена в Рим). Позже письмо на польск. языке было присоединено к сочинениям М. «Паренезис...» и «Апология...».

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Грозный, Грозново : Семен Нечаев [см. Нечай] Грозново, помещик, конец XV в., Новгород; Грозный – распространенное прозвище в XV–XVII вв. в разных слоях населения Грозные Очи : кн. Дмитрий Михайлович Грозные Очи Тверской, убит в Орде в 1326 г.; кн. Василий Давидович Ярославский, вторая половина XVI в. [Ср. Очи] Громоздов Захар, крестьянин, 1551 г., Дмитров Громол Иван Нефедьев, посадский человек, 1586 г., Новгород Громыхало Матвей, дьячок, 1548 г., Дмитров Грудинка Михаил, крестьянин, 1627 г., Белев Грудца, Грудцыны : Данило Грудца, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Грудцын Савва, московский гость, 1664 г. Груздь, Груздевы, Груздовы : Владимир Груздь, крестья нин, 1510 г., Новгород; Елисей Федорович Груздов, 1628 г., Новосиль Грузило Дмитрий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Грузовы , бояре, XV в., Новгород; в последней четверти XV в. в Великом Новгороде бояре Афанасий Евстафьев Груз, «Грузовые братья» Кузьма и Тимофей Евстафьевы и племянник Груза – Тимофей Кузьмин Грузов 32 Грунка Юрий Васильевич Вельяминов, вторая половина XIV в. Грушецкий Илья Карлович, из иностранцев нового выезда, 1610 г., Кашин Грызлой Сидор, крестьянин, 1627 г., Белев; Грызловы, помещики, XVI–XVII вв., Тула Грязевы : Богдан, дьяк Лжедимитрия, 1609 г.; Иван Кириллович, дьяк, 1624 г., Москва Грязной, Грязново, Грязные : Василий Ильич Грязной Ильин Борисов, начало XVI в.; от него – Грязные; Юрий Васильевич Грязной-Ховрин, первая половина в. [см. Акишев, Колоднич, Опочинины, Ховра] Губа, Губины : Яков Михайлович Губа Викентьев, 1479 г.; Михаил Губа Стогинин [см. Стогинин], 1507 г., Белоозеро; Губины в XVI–XVII вв. несколько родов разного происхождения [см. Болотовы, Кунеев, Ших] Современное «губа»; «губы» в XVI в. «уста», а «губа» иногда в другом значении – «область, округ» Губак см. Губас Губан Иван, крестьянин, 1627 г., Белев Губанов Иван, гость, в 1555 г. сведенный на житье в Казань Губарихин Иван, кузнец, 1634 г., Тихвин Губарь, Губаревы : Иван Губарь, крестьянин, 1495 г., Новгород; Алексей Иванович, дворянин, потомок выходца из Смоленска, 1610 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вторая икона была написана для кремлевского Успенского собора, сведения о ней, драгоценном прикладе и киоте прослеживаются по соборным описям XVII-XIX вв. Между 1609 и 1611 гг. икона находилась «напротив царского места» в киоте, имевшем форму 5-главого храма. В Пискаревском летописце (сер. XVII в.) под 1554 г. она упомянута «против места царьского, идеже и доныне стоит... и киот сотвориша на церковной образец» (ПСРЛ. Т. 34. С. 189). На протяжении 1-й пол. XVII в. икона - список вятской святыни получила комплекс привесов, к-рый в сочетании с окладом и украшениями средника, а также пеленами составил узнаваемый ансамбль. Центральный образ украшали: золотой сканый венец с драгоценными камнями («два яхонта лазоревых да лал» - Описи. 1876. Стб. 297-298, 394-395) и жемчужной обнизью в одну нить; цата серебряная сканая с камнями и 3 «запанами» (запоны - декоративные пластинки.- Авт.) серебряными скаными, также украшенными камнями (ок. 20 шт.); золотая икона с изображениями Божией Матери с Младенцем и свт. Николаем, с бирюзой, жемчужной обнизью (2-я пол. XVI в., сохр. в ГММК без обнизи; Матерь Божия держит на руках Младенца, Который благословляет стоящего в молитвенном положении чудотворца) и привесами-монетами: по описи 1609-1611 гг.- «4 золотых угорских», по описям 1627 и 1638 гг.- «новгородка серебряна золочена» ( Зюзева С. Г. Наперсная икона Богоматерь с Младенцем и свт. Николай Чудотворец из фондов Музеев Кремля//Оружейная палата и плоблемы изучения рус. средневек. искусства (в печати)). Житийная рама с клеймами имела серебряный басменный оклад, венцы и оплечья серебряные резные (опись 1609-1611 гг.); «оклад чеканный по полям меж деяния оклад резной серебрян золочен» (описи 1627 и 1638 гг.). По описи 1609-1611 гг., у образа была одна атласная пелена, в центре которой нашит крест из 33 серебряных золоченых резных дробниц, по полям были шиты «слова» (тропарь), дробницы и «слова» были обнизаны жемчугом. По описям 1627 и 1638 гг., эта пелена указана уже на 2-м месте, новая пелена была также атласной, с крестом из серебряных золоченых дробниц с резными изображениями святых и жемчужной обнизью; ее кайма из лазоревой камки была украшена 16 «плащами...

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Использованы материалы сайта Московской епархии Церковь Собор Архангела Михаила, построенная исстари в селе Михайловском, в 1627 г. была «деревянная, клетцки, а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей; у церкви во дворе поп Артемий Иванов, во дворе пономарь Федка Гурьев, во дворе просвирница Марьица Иванова». В окладных книгах Патриаршего казенного приказа пишется: за 1628 г. церковь Архангела Михаила в Лужках, дани 15 алтын, заезда гривна, кормовая гривна, за 1635 – 39 гг. – в вотчине Георгиевского девича монастыря, в селе Михайловском, в Лужках, дани 2 руб. 14 алтын 4 деньги, заезда гривна». В записной книге печатных пошлин, собираемых в Патриаршем казенном приказе с благословенных грамот, выданных на построение церквей, за 1651 г. значится: «29 сентября запечатана благословенная грамота, по челобитью Георгиевского девичья монастыря, что на Дмитровке, игуменьи Анны с сестрами, в Московском уезде, в их монастырскую вотчину, село Михайловское, на один престол Михаила Архангела; пошлин гривна взято». Того же года 4 ноября «запечатана благословенная грамота, по челобитью вотчины Георгиевского девичья монастыря, села Михайловского, попа Терентия Андреева, на один престол во имя св. мученика Георгия; пошлин гривна взято». В 1680 г. церковь Михаила Архангела построена вновь, деревянная, а старая в 1679 г. сгорела. По писцовым книгам 1627 – 28 гг. значится: в селе Михайловском к церкви Михаила Архангела пашни церковной 24 чети в поле, сена 40 копен; а по осмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского 1680 г. 26 июля и по сказке попа той церкви Моисея Афанасьева «церковной земли во владении у него, попа, только 5 десятин в поле, сена 30 копен. 23 ноября 1694 г. Большого Успенского собора диакон Панкратий взял антиминс ко освящению церкви великомуч. Георгия в село Михайловское, Слободка тож». В 1704 г. церковь Михаила Архангела в селе Михайловском, Слободка тож, каменная, построенная, вероятно, в 1694 г. Село Михайловское, на реке Москве, в 1627 г. Московского уезда, Молоцкого стана, «вотчина Георгиевского девичьего монастыря, что в Москве на Дмитровке, в селе на взгорье двор монастырский ставят новый». При селе находилась Слободка с 31 двором крестьян и бобылей, которые платили за свои дворы оброк в монастырь. К тому же селу принадлежали 4 озера: Михайлова заводь, Ворон, Косное и Стреясень. В 1646 г. в селе Михайловском числилось 48 дворов крестьянских; в 1678 г. – 87 дворов крестьянских и в 1704 г. – 86 дворов крестьянских с 272 чел., дворы монастырский, скотный, садовников и 2 двора нищих.

http://sobory.ru/article/?object=01687

1 окт. 1627 г. Афанасий сообщил патриарху, что этой книги «всякому верному христианину и в доме держати, и чести недостоит», т. к. она уже осуждена в Киеве Собором архипастырей за содержащиеся в ней ереси. Тогда царь и патриарх велели рассмотреть книгу игумену московского в честь Богоявления монастыря Илии и соборному ключарю свящ. Иоанну Наседке. Критические замечания рецензентов изложены в «Прениях с «Евангелием учительным» Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого». А. П. Голубцов считал авторами «Прений...» игум. Илию и свящ. Иоанна Наседку; Т. А. Опарина приписывает сочинение игум. Афанасию (Китайчичу); не исключается участие в написании «Прений...» всех 3 книжников. При подготовке «Прений...» использовались недошедшие «Тетради» Киевского Собора 1625 г., осудившего К., которые имел в своем распоряжении игум. Афанасий (Китайчич). Вероятно, позже (по мнению Опариной, между 1649 и 1665) под редакцией игум. Сергия (возможно, справщика Московского Печатного двора) был составлен новый критический отзыв на «Евангелие учительное» - «Свиток укоризнен Кириллу Транквиллиону-Ставровецкому». 1 дек. 1627 г. царь и патриарх издали окружную грамоту, в которой, объявляя, что в этой книге «сыскались многия ереси и супротивства древним учительным Евангелиям и иным святых отец Божественным книгам», указывали: «На Москве и во всех городах «Евангелия учительные» и иные книги его Кириллова слогу собрати и на пожарах сжечь, чтоб и ересь и смута в мире не была» (Акты Московского государства. СПб., 1890. Т. 1. С. 311). 4 дек. того же года в Москве на Красной пл. сожгли 60 экз. книги. Сохранились документы об изъятии и о сожжении «Евангелия учительного» в 1627-1630 гг. в Н. Новгороде, Путивле, Верхотурье, Тобольске, Рыльске ( Шишонко В. Н. Пермская летопись. Пермь, 1882. [Т.] 2: 1613-1645 гг. С. 886; Ромодановская Е. К. Русская лит-ра в Сибири 1-й пол. XVII в. Новосиб., 1973. С. 27). Меры властей не уменьшили популярности «Евангелия учительного», и после осуждения книга находила в России горячих сторонников.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

6 июля 1627 г. в Дубно митр. Рутский тайно совершил церемонию присоединения М. к унии, о чем он информировал Урбана VIII письмом от 10 июля 1627 г. В переписке кард. Л. Лудовизи с кн. Заславским сообщалось, что М. принял католич. Исповедание веры. Немногочисленные письма М. того времени показывают, что он находился в тесных отношениях с митр. Рутским, к-рый исполнял роль цензора его сочинений. Оставаясь действующим правосл. иерархом, М. должен был убедить правосл. епископов Речи Посполитой согласиться на новую унию, что должно было привести к созданию автономного патриархата в Речи Посполитой с признанием верховенства папы Римского. Контакты М. с униат. митрополитом возбудили подозрения у православных. В нач. сент. 1627 г. на Соборе в Киеве митр. Иов (Борецкий) и архим. Петр (Могила) предложили М. представить на рассмотрение «Катехизис», с к-рым он ездил на Восток. Архиепископ согласился, но попросил издать ранее «Рассуждения о шести расхождениях» в догматике между католич. и правосл. Церквами. В апр. 1628 г. на собрании в Городке на Волыни М. имел возможность в общих чертах изложить перед православными свои «Рассуждения…», считая расхождения между Церквами несущественными и не представляющими угрозу объединению «Руси с Русью». Существует мнение, что тогда Иов (Борецкий) и Петр (Могила), лидеры киевского Православия, находили рассуждения М. убедительными и были даже близки к признанию примата папы Римского. Было решено созвать в Киеве еще один Собор с широким представительством духовенства и светских людей. М. поручалось сделать на Соборе основательный доклад о догматических расхождениях между Православием и католицизмом. «Рассуждения...» были изданы в 1628 г. во Львове на польск. языке - «Consideratiae, abo Uwaania szesciu róznic miedzy Cerkwi Wschodn y Zachodn ze strony wiary zaszych» (Размышление, или Обсуждение шести различий между Церквами Восточной и Западной, возникших в вопросах веры). Речь в сочинении идет о догмате Филиокве, о хлебе для причащения, о чистилище, об окончательности или о временности пребывания в аду грешников, о примате папы Римского, о причащении мирян под одним или двумя видами. Это сочинение также издавалось как приложение в составе кн. «Апология...».

http://pravenc.ru/text/2562844.html

– Сущность нашего разногласия с профессором Титовым и вытекающие отсюда последствия иллюстрирую примером, причем остановлюсь на примере, приводимом самим профессором Титовым. В 1627 году вышло в свет из типографии Киево-Печерской лавры первое издание Триоди постной. В 1640 году той же типографией означенная книга издана была вторично, относительно чего в ней имеется прямое указание – „второе типом издадеся”. В 1648 году вышло треть Киево-Печерское издание этой же книги, о чем в посвятительной предмове Киво-Печерскому архимандриту Иосифу Тризне (напечатанной в начале Триоди) говорится в следующих выражениях: „Преподобие твое печаловитым обмышляванем, абы сынове Православный для недостатку экземпляров не голоднели, вчастне вспомогати промышлявает. В правде подвакрот юж прореченая Житница (т. е., как видно из контекста речи, Триодь постная), за шафунком еще святой памяти Антецессоров Преподобия твоего с таковым покармом, албо хлебом душевным отвиралася. Найпервый, в року 1627 през в Богу зешлого кир 3ахарию Копыстенского, архимандрита Печерского. Потом в року 1640 през в Богу опочиваючого Преосвященного кир Петра Могилу , митрополита Киевского и архимандрита Печерского. Леч же не всем еще дакнучым сыном православно-российским оного хлеба насытитися достало, для того ж, по частокротному их жаданю и воли, по третее юж в теперешнем (1648) року, на предыдущее время поста Св. Четвередесятницы, хлеб душевный Триодион, албо Тринеснец ... выдается”. Таковы факты. Но выходя из своего положения, что показаниям старопечатных книг о выходе их в свет тем или иным изданием доверять особенно не следует (нас де не должны „смущать” такие показания). Профессор Титов, – как мы видели, – ничтоже сумняся, рассуждает так: первое издание Триоди Постной (Киево-Печерской типографии) было в 1627 году: второе – в 1640 г.; третье – в 1648 г. по библиографам (ссылка на Каратаева и друг.) известно еще издание этой книги, бывшее в 1646 году, – следовательно „издание Триоди Постной в Киево-Печерской Лавре 1648 года было не третьим, как сказано в предисловии, а четвертым”.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСИМОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в г. Касимове, между Никольским оврагом (ныне ул. Никольский Овраг) и берегом р. Оки. 1627-1917 гг. По преданию, К. м. основала по обету старица Иустина, впервые упоминаемая как игумения в 1627 г. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180. Л. 210; Оп. 240. Д. 87. Л. 243; Добролюбов. 1891. С. 74). Иустина, жительница Касимова, была 7 лет «больна ногами» и «за великое терпение» сподобилась неск. раз увидеть во сне Пресв. Богородицу, Которая приказала ей идти в Казань за образом, списанным с чудотворной Казанской иконы. Иустина направилась в Казань, где в лавке у купца, указанного ей Богородицей, нашла икону. Старица с благоговением приняла образ и сразу же исцелилась. По дороге в Касимов она посетила Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. монастырь , где получила в благословение образ прп. Макария Унженского и Желтоводского. Возвратившись в Касимов, Иустина поставила обе иконы в приходской ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы и вместе с сыновьями начала строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Земля под храм была подарена касимовским царевичем Сеит-Бурханом и его матерью царицей Фатимой Султан-Сеитовной (урожд. Шакуловой). В писцовых книгах г. Касимова 1627 г. это событие описывается так: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено белой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью» (цит. по: Добролюбов. 1891. С. 52-53; Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. С. 17).

http://pravenc.ru/text/1681219.html

См.: Костромской кремль. Сборник материалов/сост. Семенова А.В. – Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2018, с. 42–43. c. Здесь и далее тексты из писцовой книги Костромы 1627–1630 годов по современному научному изданию см. в Приложении 1. d. Волконь (волконейка) – то же, что фальконет, тип артиллерийского орудия e. Затин – место, где устанавливались пушки, барьер. f. Исправлена опечатка в тексте статьи – 15 1/4. g. Бесермены – мусульманские купцы, откупщики монгольской дани в завоеванных странах. h. Более достоверная дата – 3 марта 1609 года. См.: Баженов И.В. Обозрение упраздненных монастырей и пустынь Костромской епархии//Костромские епархиальные ведомости, 1917, 6, отдел неофициальный, с. 104. i. Исправлена опечатка в тексте статьи – Симеоном. j. В очерке И.В. Баженова «Костромской кремль» (1905 год) – фон Менгден, Гольберг, далее так же. В современном научном издании писцовой книги (2004 год) – соответственно Фамендин, Голбярхов, Волмиров, Зенгер, Мецтак. k. Официальное перемещение училища в новое здание состоялось 9 января 1895 года. См.: Епархиальная хроника//Костромские епархиальные ведомости, 1895, 2; отдел II, часть неофициальная; прибавление, с. I–II. l. Так в тексте статьи.     Приложение 1 Тексты из писцовой книги города Костромы 1627–1630 годов по современному научному изданию Ниже приводятся тексты фрагментов писцовой книги, цитируемых И.В. Баженовым , по современному научному изданию, подготовленному сотрудниками Государственного архива Костромской области (Писцовая книга г. Костромы 1627/28–1629/30 гг. Кострома, 2004). Подзаголовки (в квадратных скобках) даны редактором, в них также указаны страницы по изданию 2004 года.   [Старый город – с. 15–16] Город Кострома по старой осыпи на реке на Волге на Луговой стороне. У города ворота Болшие Спаские из Нового города от торгу. Ширина воротам четыре сажени с полусаженью, поперег две сажени с полусаженью. А от ворот вшед в город налево в стене башня Середняя. От торгу ширина две сажени с полусаженью, поперег две сажени с четвертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Говорят, что в память этого события на станах костёла были означены – год, месяц, число и даже час, когда Карл XII посетил этот костёл. Но в настоящее время нет и следа этой заметки. В 1710 году (по другим – в 1711 году) Император Пётр I Великий со своей супругой Екатериной проездом чрез Волынь был в Степани, гостил здесь два дня и отсюда отправился в Луцк для свидания с королём Августом. Здесь он останавливался в том же самом замке, где раньше гостил Карл XII. Любознательный Монарх внимательно осматривал Степанское укрепление и валы его. От этого замка ныне остались только одни развалины, как-то: часть стены вышиною до 3-х, а шириною до 2-х аршин; развалины эти известны в народе под именем «замчиска». Эго замчиско было расположено на высокой насыпной горе или в валах, окружённых со всех сторон водами р. Горыни. В этой стене есть ниша, служившая входом в тайные подземелья, искусно обшитые камнем и проведённые по разным направлениям Степани. В этих подземельях местные жители искали себе убежища во время страшных вражеских нападении – татар и казаков. Вход на это замчиско был с правой стороны посредством подъёмного моста, остатки которого и до сих пор можно видеть на самой горе. Ныне на развалинах древнего укрепления или замка одиноко стоит крест. В 3-х вёрстах от м. Степаня, с восточной его стороны, находится на возвышенности, поросшей лесом, пустынное урочище «Монастырище». Как показывает уже самое название этого урочища, здесь некогда существовал православный мужской монастырь – двухпрестольный – во имя св. Архистратига Михаила – с приделом во имя св. великомученика и чудотворца Георгия Победоносца. Когда и кем основан этот монастырь – неизвестно. Впервые о нём становится известным лишь со второй половины 16 века. Так, в 1627 году было составлено «Описание Степанского монастыря Адамом Злотолинским и Вацлавом Вержитравским по повелению ясне-вельможного князя Острожского» (на польском языке). С этим документом почти тожествен «Инвентарь Степанского монастыря», писанный на польском языке в 1627 году 11 марта тем же Адамом Злотолинским – управителем Степанским, и восполняющий первый документ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010