264 Голубев. Матер. для истор. Западнорусск. Церкви. 43, 45, 46 и прим. к ним Митрополит Иов в письме своем к царю Михаилу Федоровичу от 1 марта 1627 г., передавая ему разные известия, между прочим, писал: «Вселукавый враг, с своими горделивыми языки и лжу глаголющими устнами, обтече всех православных, Иева Борецкаго, митрополита православнаго Киевскаго, и Мелентья Смотрицкаго, архиепископа Полоцкого, блядяй отступити св. восточнаго православия и уклонитися к западной новосеченней прелести, еже никогда же и в помышлениях наших бяше... Вем, яко и вашей высокой православней державе смута сия и соблазна возможе о нас доити; но темная лжа, благодатию Христовою и несомненною яже в нас к Востоку верою, без вести бысть и помрачися...» (Москов. глав. арх. М. и. д. Дела малороссийские. Год 1627. Март. 12. 1 265 Суша. Saulus et Paulus,. Р. 35–69 Донесение папе у Коялович. Литов. церк. уния. 2. Прим. 214. С. 362–365 266 О Кассиане Саковиче и его сочинениях — у Вишневского. Historia literat. polskiej. 8 (в русск. переводе, в Киев. епарх. ведом. 1878. 11. С. 327–335 В 1620 г. Сакович издал сочинение: Problemata и в заглавии его называл себя еще Каллистом, а не Кассианом (там же). См. также: Коялович. Литов. церк. уния. 2. Прим. 214. С. 361, 362 267 Строев. Опис. старопеч. книг гр. Толстова. С. 153–154 Голубев. Матер. для ист. Западнорусск. Церкви. 35 и прим. к нему Головацк. Библиограф. находки во Львове. С. 16. СПб., 1873 Петрушевич. Сводн. галицко-русск. летопись, под 1619 г. С. 275–276 268 Письмо у Суши. Saulus et Paul. Р. 70–82 269 Суша. Saulus et Paul. Р. 82–83 Смотрицк. Protestacia (напеч. у Голубев. Матер. для ист. Западнорусск. Церкви. 57. С. 323–324 Относительно Петра Могилы — Зубрицк. Летоп. Львов. братства, под годами: 1593, 1598, 1599, 1601, 1602, 1605, 1607, 1609, 1612 Евген. Опис. Киево-Соф. собора. С. 166 270 Письмо Мелетия к Рутскому (напеч. у Коялов. Литов. церк. уния. 2. Прим. 216 Грамота Сигизмунда III Петру Могиле на архимандритство в Киево-Печ. лавре (Голубев.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Житие затворника Иринарха, подвизавшегося в Борисоглебском монастыре на Устье, написано учеником его Александром по завещанию учителя и, как можно думать, вскоре после его кончины в 1616 г. Одно из последних посмертных чудес, приложенных к житию, помечено 1653 г., а последнее 1693-м; но по изложению их видно, что они записывались позднее жития постепенно, разными людьми и даже в разных местах 487 . Простой рассказ Александра, сообщая несколько любопытных черт из истории Смутного времени, особенно ярко рисует падение монастырской дисциплины и нравственную распущенность, обнаружившуюся в русском монашестве с половины XVI в. Несколько любопытных черт из жизни сельского населения на дальнем Севере дает длинный ряд чудес, приложенных к сказанию об Артемии Веркольском, писанному жителем Верколы по благословению митрополита Новгородского Макария (1619–1627). Этот ряд, начинаясь с 1584 года, оканчивается чудом 1618 и с 1605 г. записывался автором со слов самих исцеленных: по-видимому, сказание составлено вскоре по принятии епархии Макарием в управление 488 . В рукописях XVI в. встречается простое по составу и изложению житие Макария Желтоводского, без ясных указаний на время и место написания 489 . Герман Тулупов поместил в сборнике 1633 г. другую, более пространную редакцию жития, составленную бойким пером, с изысканной витиеватостью. Этот редактор, сказав, что и до него писали о Макарие, прибавляет: «еже что от слышавших и видевших и писавших известихся, сие просто и вообразих». Биографическия известия этой редакции взяты из первой большею частью с переделкой изложения, иногда в дословном извлечении 490 . Патриарх Филарет в 1619 г. писал царю, что произведено церковное следствие о чудесах Макария, спрошены 74 исцеленных; патриарх обещал прислать и житие с подлинной росписью чудес 491 . В новой редакции прибавлено к чудесам прежней еще 6 и первое из них помечено 1615 годом; но нет намека ни на церковное следствие, ни на многочисленные исцеления, о которых писал Филарет. Житие Галактиона, сына казненного кн. Ивана Бельского, любопытно чертами, характеризующими древнерусский взгляд на отшельничество 492 . Лет через 30 по смерти Галактиона (†1612), по поводу построения жителями Вологды храма и обители в искусственной пустыне Галактиона, архиепископ Вологодский Варлаам (1627–1645) поручил составить его житие одному из иноков, вступивших в новый монастырь. Впоследствии прибавили к житию чудо 1652 г., записанное казначеем Ефремом и братией со слов исцеленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

К концу жизни Н. имел значительный авторитет и пользовался репутацией святого. Следуя указаниям Н., многие очевидцы избежали неминуемых опасностей, сделали сложный выбор на жизненном пути и т. п. Имелись свидетельства и обратного, когда люди не следовали полученным от Н. указаниям и это приводило к неприятностям. Одно из наиболее известных чудес, совершённых Н.,- воскрешение умершего 14-летнего юноши Паоло Массими для того, чтобы он смог исповедоваться в забытом грехе и, получив отпущение, умереть снова (16 марта 1583). Комната, где произошло чудо, в 1838 г. была превращена в капеллу и открыта для богослужения. Церковь Сан-Филиппо-Нери в Перудже. 1627–1665 гг. Архит. П. Марушелли Церковь Сан-Филиппо-Нери в Перудже. 1627–1665 гг. Архит. П. Марушелли В нояб.-дек. 1592 г. Н. тяжело заболел, но предсказал врачам, к-рые опасались за его жизнь, что к Рождеству поправится. После выздоровления он продолжил свою прежнюю деятельность, однако 7 июля 1593 г. сложил с себя полномочия настоятеля ораториан. Мн. члены конгрегации возражали против его ухода, но Н. заручился согласием папы Римского Климента VIII (1592-1605). Преемником Н. во главе конгрегации был избран Бароний (23 июля 1593). Весной 1594 г. Н. вновь тяжело заболел, однако внезапно полностью поправился, объяснив свое исцеление чудом Пресв. Богородицы. Через год, в мае 1595 г., состояние здоровья Н. снова резко ухудшилось; 12 мая он принял таинство Елеосвящения от своего преемника - Барония и причастие (см. Viaticum ) от кард. Ф. Борромео. Несмотря на болезнь, Н. ежедневно служил мессу до праздника Тела Христова (25 мая 1595); в ночь на 26 мая он скончался. Вечером 27 мая похоронен близ алтаря ц. Санта-Мария-ин-Валличелла. 2 авг. 1595 г. был начат процесс беатификации , собраны сведения о жизни Н. и свидетельства чудес, совершённых по молитвам к нему. В 1600 г. опубликовано 1-е Житие Н., составленное Антонио Галлонио, членом конгрегации ораториан. 24 мая 1602 г. мощи Н. перенесли в сооруженную для их хранения капеллу при ц.

http://pravenc.ru/text/2565068.html

Простой рассказ Александра, сообщая несколько любопытных черт из истории Смутного времени, особенно ярко рисует падение монастырской дисциплины и нравственную распущенность, обнаружившуюся в русском монашестве с половины XVI века. Несколько любопытных черт из жизни сельского населения на дальнем Севере дает длинный ряд чудес, приложенных к сказанию об Артемии Веркольском, писанному жителем Верколы по благословению митрополита Новгородского Макария (1619–1627). Этот ряд, начинаясь с 1584 года, оканчивается чудом 1618 и с 1605 года записывался автором со слов самих исцеленных: по-видимому, сказание составлено вскоре по принятии епархии Макарием в управление 489 . В рукописях XVI века встречается простое по составу и изложению житие Макария Желтоводского, без ясных указаний in время и место написания 490 . Герман Тулупов поместил в сборнике 1633 года другую, более пространную редакцию жития, составленную бойким пером, с изысканной витиеватостью. Этот редактор, сказав, что и до него пис.ьли о Макарии, прибавляет: «Еже что от слышавших и видевших и писавших известихся, сие просто и вообразих». Биографические известия этой редакции взяты из первой большей» частью с переделкой изложения, иногда в дословном извлечении 491 . Патриарх Филарет в 1619 году писал царю, что произведено церковное следствие о чудесах Макария, спрошены 74 исцеленных; патриарх обещал прислать и житие с подлинной росписью чудес 492 . В новой редакции прибавлено к чудесам прежней еще 6 и первое из них помечено 1615 годом; но нет намека ни на церковное следствие, ни на многочисленные исцеления, о которых писал Филарет. Житие Галактиона, сына казненного кн. Ивана Вельского, любопытно чертами, характеризующими древнерусский взгляд на отшельничество 493 . Лет через 30 по смерти Галактиона († 1612), по поводу построения жителями Вологды храма и обители в искусственной пустыне Галактиона, архиепископ Вологодский Варлаам (1627–1645) поручил составить его житие одному из иноков, вступивших в новый монастырь. Впоследствии прибавили к житию чудо 1652 года, записанное казначеем Ефремом и братией со слов исцеленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

108 Никто из современников не сомневался, что царевич убит по воле Годунова. Только в наше время стали возникать сомнения: некоторые полагали, что вместо царевича подставлен и убит другой ребенок; другие разделяли мнение следователей о самозаклании царственного отрока; наконец третьи отвергали виновность Годунова. Но если бы убитый не был царевичем, могли ли не видеть обмана не только царица и братья ее, но и весь народ Угличский, хорошо знавший и любивший Димитрия? При осмотре тела царевича, в левой руке его нашли ширинку (платок), а в правой орехи: мог ли он держать орехи, если бы бросал ножом в тычку? Если бы он, в припадке болезни, упал на нож, горло было бы проколото, а в действительности – гортань была перерезана рукою сильного злодея, а не слабою, детскою. Если же царевич пал от руки злодея, то кого можно считать главным виновником страшного преступления, кроме правителя Годунова? Кому, кроме Бориса, нужна была смерть Димитрия? Пределы статьи не дозволяют нам дальнейших подробностей; желающие могут найти их в превосходной статье покойного преосв. Филарета Черниговского : «Исследование о смерти царевича Димитрия» (Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1858. 1). 109 Прославление мощей св. страстотерпца царевича Димитрия будет описано в одной из следующих глав. 111 Кирилл Завидок, в последствии архимандрит Сергиевой лавры (с 1594 г.), а с 1605 года митрополит Ростовский, скончался в 1619 году и погребен в Ростовском Успенском соборе. (Историч. описание Святотроицкой Серг. лавры изд. 1857 г. стр. 90. Древние святыни Ростова Великого, соч. гр. М. Толстого , изд. 3-е прилож. I, стр. 12 и 13). 112 Анания иконописец, помещенный в списке святых Новгородских в одной рукописи XVII века, погребен в обители, но место могилы его забыто. 113 Этот самый Нифонт написал обширное описание преложения мощей преподобного Антония и бывших при том чудес. Он говорит о себе так: «Аз многогрешный первый желатель бых и понудитель преложити честное тело преподобнаго из гроба на верх земли» (лист. 215). Описание составлено им в Сергиевой Лавре в первые дни царствования Бориса Годунова, 22 марта 7106 (1598) года, по повелению патриарха Иова, от которого были сообщены ему подлинные документы: «взимах у него (патриарха) чудесем святаго писанныя памяти до преложения честнаго и многочудеснаго тела преподобнаго и имена исцелевшим» (лист. 216). Монах Сергиевой Лавры Герман Тулупов списал сказание Нифонта в 1627 году, и был без сомнения современником сего последнего. Тем важнее для нас труд старца Германа, в Минее-четье месяца августа, писанной его рукою (Библ. Серг. лавры рук. 681).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

174. Книга сокровище Цыцероново. 175. Книга Амбросия Медиоламского. (Ambrosii operum t. IV-us. Lat. Parisiis, 1642. См. в Приложениях стр. CCCLXXI, 19). 176. Книга Иоанна Дунс Скота сентенции (Job. Duns. Scoti, t.1. Venetiis, 1627. См. в Приложениях стр. CCCLXXII, 39). 177 . Книга Григория Богослова том 2-й греколатинская. (Gregorii Nazianzeni opera. Graece et latine. Parisiis, 1630. См. в Приложениях стр. CCCLXXI, 12). 178. Книга собрания всех соборов. 179. Книга гистория церковная Анастасия библиотека. (Anasmasii Bibliothecarii historia ecclesiastica et de vitis pontificum. Parisiis, 1649. См. в Приложениях стр. CCCXVI, 1). 180. Книга Иоанна Дамаскина дела (Johannis Damasceni opera. Lat. Parisiis, 1619. См. в Прилож. стр. CCCLXXI, 18). 181. Книга трапеза пищ духовных. 182. Книга толкования на Иезекииля пророка Корнилия Аляпиде. (Commentaria in Ezechielem prophetam. Antv. 1634. См. в Приложениях стр. CCCLXXI, 28). В полдесть: 183 . Книга политика. 184. Книга дело лекарственное или начало физики. 185. Книга арифметика и геометрия. 186. Книга светлость евангельская. 187. Книга цветы прикладов церковных. (Flores exemplorum sive catechismus historialis. Coloniae Agrippinae, 1618. См. в Приложениях стр. CCCLXXIII, 51). 188. Книга гистория церковная Иоанна Горацыя. 189 . Книга оглашения о исповедании веры. (Harmonia confessionum fidei orthodoxarum et reformatarum ecclesiarum. Geneva, 1581. См. в Приложениях стр. CCCLXXIII, 67). 190. Книга кивот лекарственный скорбей душевных. 191 . Книга Новый Завет сирский с латинским языком. (Novum Testamentum syriace cum versione latina. 1622. См. в Приложениях стр. CCCLXXII, 48). 192. Книга толкования некоих мест из Библии . (Notationes in sacra Biblia. Antverpiae, 1580. См. в Приложениях стр. CCCLXXIII, 63). 193. Книга земли описание. (? Geographiae universae tum yeteris, tum novae Venetiis, 1596. ibid. Стр. CCCLXXVIII, 138). 194. Книга симболя героичная. 195. Книга собрание святых времен. 196 . Книга богословия лютарская. (Operum theologicorum Zanchis, tom. III, 1605. См. в Приложениях, стр. CCCLXXII, 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

6) Савва с I571 года переведен из игуменов Снетогорских, а в 1572 году хиротонисан в епископа в Тверь. В бытность его настоятелем царь Иоанн Васильевич пожаловал монастырю льготную грамоту и многие деревни и угодья; а также повелел на иждивение казны своей обложить золотом икону Успения Богородицы и устроил на оную серебряный кивот, как выше уже сказано. 7) Сильвестр с 1572 года переведен из игуменов Снетогорских. Ему с братией царь Иоанн Васильевич пожаловал несколько земляных пустошей. 8) Трифон, с которого года был, неизвестно, А в синодике церковном записано, что он был после митрополитом, но где, не сказано. 9) Никон, был с 1581 года. Ему с братией царь Феодор Иоаннович пожаловал несудимую грамоту и многие деревни и угодья. 10) Мелентий, он в 1587 году на спрос псковского боярина и воеводы князя Никиты Романовича Трубецкого о чудесах, бывших от Чудотворной иконы Успения Божией Матери, составил и послал ему описание оных. Он упоминается и в 1590 году. 11) Иоаким переведен сюда в 1593 году из Новоторжских Борисоглебских игуменов. Он в 1660 году обновил гробницы первых Печерских подвижников Марка и Иоанна (в монашестве Ионы) и супруги его Вассы и вместе с ветхими раками переложил их в новые. По сем с 1605 года учреждено в сей обители архимандрическое, и в сан сей произведен вышеупомянутый игумен. 1)       Иоаким. Он в 1617 году хиротонисан в сан первого архиепископа Псковского. 2) Антоний, произведен в архимандрита из иеромонахов сего же монастыря в 1617 и пребыл по 1671 год, а в сем году хиротонисан в Рязань епископом. З) Иоасаф, в 1621 году произведен в архимандрита из иеромонахов сего же монастыря и пребыл в оном по 1627 год, и в сем году хиротонисан в архиепископа Псковского, а с 1634 года возведен во всероссийское патриаршество. 4) Иов, из игуменов Никитского монастыря Переяславля-Залесского, произведен архимандритом в сей монастырь и пребыл по 1634 год. 5) Порфирий, переведен в 1634 году из архимандритов Рождественского монастыря и пребыл по 1639 год. А в сем году указом государя царя и Великого Князя Михаила Феодоровича повелено ему отъехать в Москву, и куда определен, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

а.: о плате греко-слав. и лат. бакалаврам и их помощникам («подбакалаврам»), о размере денежного содержания хора). В Остроге возник острожский распев. О высокой муз. культуре Острога свидетельствует существование здесь цеха музыкантов. Сохранились сведения о б-ке в Остроге, которую начал собирать еще кн. Константин Иванович Острожский. Острог в период существования О. а. стал центром межправосл. связей. Тесные контакты с ним имели львовское духовенство и члены Успенского ставропигиального братства. Поддерживались связи с такими важными центрами монашеской жизни, как Унев, Крехов, Манява. Острог стал влиятельным центром международного общения. Через Мукачевских епископов Амфилохия (Ардановского; 1596), Сергия (Тисмянского; 1601-1624) и Иоанна (Заславского; 1627-1633), к-рые длительное время находились в Остроге или в ближайших к городу монастырях, распространялось влияние Острожского кружка на Закарпатье и Буковину. Существовали контакты с Афоном. Сложившийся в Остроге тип славяно-греко-латинской академии был перенесен в Киев, оттуда распространился в Молдавии, позже появился в Москве. В последнее время в лит-ре было высказано мнение о локальном характере О. а., якобы готовившей кадры для собственного педагогического процесса и для местной общественной и церковной жизни (см., напр.: Яковенко Н. Нарис icmopiï cepeдhьobiчhoï та ранньомодерноï Украïни. К., 20052; работы В. Ульяновского). Однако факты свидетельствуют о другом. Правосл. современники высоко оценивали значение О. а. для церковной и культурной жизни. Рассказ о создании О. а. как часть повествования о деятельности кн. Константина Константиновича Острожского в поддержку правосл. Церкви содержится в «Перестороге» (ок. 1605). Высокую оценку Острожскому центру дал Захария (Копыстенский) в «Палинодии» (1619-1622). Автор писал, что в Остроге находились выдающиеся ораторы и «любомудры», ученые, владевшие греч., слав. и латинским языками, математики и астрологи (Naлuhoдiя//Памятники полемической лит-ры в Зап. Руси. СПб., 1878.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Бочка, Бочкины : Алексей Гаврилов Бочкин, 1564 г., Новгород; Григорий Бочкин, 1564 г., Олонец; Андрей Федорович Бочкин, 1596 г., Луки Великие; Бочка Михаил и его сын Ефим Бочкин, крестьяне, 1605 г., Арзамас Бочкарь Первушка [см. Первуша], нищий, 1628 г., Карачев Бошин Иов Никитич, 1628 г., Карачев Бояринец, Бояринцевы : Бояринец Васильевич Пушкин [см. Пушка], конец XV в.; Иван Тимофеевич Бояринец Вельяминов, середина XVI в.; Яков Семенович Бояринцев, 1595 г., Рязань; Алешка Андреевич, 1628 г., Рыльск Боярчуков Иван Замятнин [см. Замятня], посадский человек, Тверь Бояшев Федор Михайлович, ротмистр, иноземец, 1610 г., Углич Брага, Брагины : Амвросий Брага, холоп, 1594 г., Новгород; Брага Огарков Симанский [см. Огарок, Симанские], 1571 г.; Иван Брагин, крестьянин, 1502 г., Новгород; Брагины, посадские люди, XVII в., Тотьма [см. Щит] Бражник, Бражников : Василий Иванович Бражник За болоцкий [см. Заболоцкий], 1495 г.; Яков Павлович Бражник Вердеревский [см. Вердеревские], первая половина XVI в., Рязань; Афанасий Бражников, подья чий, 1614 г., Москва Бражницын Вассиан, старец, 1612 г., Нижний Новгород Бралья Евдокия Якушева, холопка кн. Ромодановских, 1522 г. Братухин Никита Никифоров, 1638 г., Москва Братцевы , помещики, конец XV в. и позже, Новгород [см. Гундор] Бревнов ( Бревков ) Савелий Иванович, 1622 г., Углич Бредихины , вторая половина XVI в. и позже в Тульском уезде; Семен Бредихин, дьяк царя Михаила Ср. бредина – ивняк разных пород Бреев Илья, подьячий-дозорщик, 1620 г., Кострома; Афанасий, писец Перми и Соли Камской, 1622 г. Брежнев Федор, посадский человек, 1660 г., Венев; Брежнев Кирей [ср. Киреевы], крестьянин, 1610 (1627? С. В.) г., Белев Брен, Бреневы, Бреновы : Иван Брен, крестьянин, 1545 г., Новгород; Петр Курчебин [см. Курчеба] Бренев, неделыцик, 1586 г., Новгород; Гридя [см. Гридя] и Иов Федоровы, крестьяне, 1511 г., Кострома Бренко Михаил Андреевич, воевода вел. кн. Дмитрия Донского, убит в 1380 г. на Куликовом поле; Иван Бренко, крестьянин, начало XV в., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1896 г. по совокупности своих трудов Болотов получил степень доктора церковной истории. БОССЮЭ (BOSSUET) ЖАК БЕНИНЬ (1627–1704) – французский католический епископ, проповедник, писатель и историк, сторонник провиденциализма в истории. Создал концепцию исторического развития как осуществления Божественного Провидения, как движения, направленного к определенной Богом цели. Автор сочинений: «Рассуждение о всеобщей истории...» (1681) «Политика, извлеченная из Священного Писания» (1709); отстаивал идею непосредственного вмешательства Бога в ход человеческой истории, идею Божественного происхождения абсолютной власти монарха. Он отличал абсолютизм от деспотизма, как форму правления, подчиненную разумному началу, говорил об обязанностях монарха. Боссюэ выступил как идеолог галликанства («Декларация французского духовенства», 1682). Церковные проповеди и «Надгробные речи» (1669) Боссюэ сохранились главным образом в черновиках и отрывках. Сочинения писателя отличают рационалистическая строгость стиля, точность метафор. Позднее исторические труды Боссюэ были подвергнуты критике просветителями XVIII века – Монтескье и Вольтером. БОРИС ГОДУНОВ (ок. 1552–1605) – русский царь с 1598 г. Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство; усиливал закрепощение крестьян. БОРИС И ГЛЕБ – первые среди канонизированных русских святых, сыновья Владимира, князья, мученики-страстотерпцы (оба погибли от руки брата Святополка в 1015 г.). Чествование памяти Бориса и Глеба (24 июля/6 августа) – признанных покровителей Русской земли – отличалось особой торжественностью. БРЕНТАНО (BRENTANO) КЛЕМЕНС (1778–1842) – немецкий поэт-мистик, представитель Гейдельбергской романтики. Автор лирических стихов; рассказов и баллад в народном духе; составитель сборников народных сказок и песен «Волшебный рог мальчика» (1806–1808, издан совместно с Л.А. Арнимом). БРИХНИЧЕВ ИОНА ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ ( 1879–1968) – публицист, поэт, священник в Тифлисе. Участвовал вместе с Флоренским, Эрном, Свенцицким в «Союзе христианской борьбы», стремившемся к радикальному обновлению общественного строя. В 1907 г. лишен священнического сана за антиправительственную деятельность; издавал с 1910 г. в Москве газету «Новая земля», после ее закрытия с 1912 г.– журнал «Новое вино», орган «Голгофских христиан». После высылки из Москвы, с 1913 г., жил на юге России, один из редакторов и автор передовой статьи «Дело Иисуса» федоровского сборника «Вселенское дело» (Одесса, 1914). После революции в 20-е гг. служил в различных советских учреждениях: секретарем Помгола, в Наркомпросе; ревностно вел антирелигиозную пропаганду, опубликовал памфлет «Патриарх Тихон и его церковь » (М., 1923). В 1929 г. вышел из компартии, написал брошюру «Книга в жизни великих людей» (М., 1931); сотрудничал с Белорусской академией наук. Умер в Москве в доме для престарелых.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010