Лыско, Лысков : кн. Михаил Иванович Лыско Сугорский, 1495 г.; Василий Михайлович Лыско Чертов [см. Черт], конец XV в.; кн. Иван Никитич Мещер ский, 1558 г.; Петр Илларионович Лысков, 1571 г. Лысцов Андрей, дворянин в новгородском походе, 1495 г.; Иван Андреевич и Михаил Петрович, середина XVI в.; Лысцовы, вторая половина XVI в. и позже, Рязань Лысый Иван Степанович Самарин [см. Самара], вторая половина XV в. Лытай кн. Федор Васильевич Охлябина [см. Охлябина], середина XVI в. Лытай – бездельник, шатун Лытка, Лыткин : Лытка, крестьянин, 1545 г., Новгород; Иван Михайлович Лытка Вельяминов, конец XVI в.; Степан Лыткин, таможенный голова, 1623 г., Псков; Лыткины, торговые люди, 1612 г., Ярославль Лытка – бедро, голень, окорок Лыч, Лычевы : Иван Лыч, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Кузьма и Гридя [см. Гридя] Лычевы, крестьяне, 1475 г., Белоозеро Лыч – 1) свиное рыло, 2) комлевый отруб бревна Лыченицын Петр, таможенный целовальник, 1623 г., Соль Вычегодская Лыщин Богдан, крестьянин, 1627 г., Курмыш Льгота Клементьев Бяконтов [см. Бяконт], посадский человек, 1623 г., Гороховец Льняников Никита, помещик, 1608 г., Нижний Новгород Льяло , несколько крестьян в Новгороде XV и XVI вв.; кн. Константин Федорович Стародубский, середина XV в., прозванный Льяловским по своей вотчине, селу Льялово, под Москвой Льяло – форма для литья металла, изложница, матица Любава Ивановна Панова, замужем за Степаном Языковым [см. Языков], 1623 г., Арзамас [см. Полуня] Любава – распространенное женское имя [Ср. Нелюба] Любавский Степан Юрьевич, 1512 г., Рязань; Любавские и Каменевы-Любавские [см. Каменевы-Любавские], позже, Рязанский уезд [см. Дробыш, Ненаш] Любивец , крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий Любивцев, помещик, 1578 г., Арзамас Любим, Любимовы – очень распространено; Ермолай Иванович Любим Аксаков [см. Аксак], родился около 1605 г., Арзамас [см. Атамашев, Бриляков, Горностай, Столбицкий] [Ср. Нелюбим] Любимцев Дмитрий, помещик. 1578 г., Арзамас Любинович Михаил, псковский посол к немцам, 1341 г. 57

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

М. С. Желтов, И. О. Попов Изображения На древнейших сохранившихся А., к-рые представляют собой небольшие льняные платы, чернилами в центре изображался крест «о разных степенях»: 4-, 6-, 7-, 8-конечный, часто на Голгофе с Адамовой головой, с копьем и тростью по сторонам. Так, на греч. А. XVI в. мон-ря Симонопетра на афоне начертан 30-конечный крест на Голгофе. Рядом с крестом обычно писали теонимограмму Христа «IC XC», «NIKA», по краю А. обрамляло надписание о его освящении, содержащее дату, имя престола, имена духовных и светских владык, иногда храмоздателя. 1-й известный рус. А. датируется 1148/49 г. и происходит из Георгиевского собора Юрьева-Польского (37 ´ 37 см; ГЭ). Были А. и без к.-л. изображений, только с надписями, напр. А. из храма Сергия Радонежского в Свияжске 1551, 1558 и 1605 гг., хранившиеся в казанском архиерейском доме (впрочем, нельзя исключать, что крест мог быть написан нестойкой краской и со временем выцвел). Гравированные А. появляются в 1-й пол. XVII в. Ранний известный А. отпечатан с оловянной доски для Вологды в 1612 г. С нач. 20-х гг. XVII в. в Киеве начинают регулярно печатать А., тогда же печатные А. попадают и в Россию. На них изображались 3 типа композиций, 2 первые восходят к зап. иконографическим источникам. 1) Поясное изображение Христа за гробом, из раны на Его груди истекает кровь в чашу, стоящую на гробе. За Христом находится крест, по краям - 2 ангела с копием и тростью, в углах А. изображены евангелисты (А. 1627 митр. Киевского Иова (Борецкого) хранился в ризнице Александро-Невской лавры). К тому же иконографическому типу относится и живописный А. 1664 г. из афонского скита св. Анны. 2) Воскресший Христос, сидящий на гробе (А. 1623 в ГИМ и 1626 в ГРМ). 3) Краткий вариант традиц. композиции евхаристических воздухов «Положение во гроб» с 4 ангелами. Антиминс. Освящен в 1668 г. Филаретом, архиеп. Смоленским (МФ) Антиминс. Освящен в 1668 г. Филаретом, архиеп. Смоленским (МФ) Широкое распространение печатные А. приобрели со времени церковных реформ Патриарха Никона, когда они стали изготовляться на Московском Печатном дворе.

http://pravenc.ru/text/115730.html

Материальное положение обители зависело от пожертвований верующих, наибольшее количество вкладов получили луцкий Братский и Почаевский (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ) мон-ри. С нач. XVII в. в мон-рях Волыни вводили общежительный устав, к 1648 г. он был принят в 20 монастырях. В обителях Волыни не получила распространения скитская жизнь. В условиях утверждения униатства Киевский митр. Петр (Могила) усилил архипастырский надзор за мон-рями Киевской митрополии, в т. ч. волынскими. Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Наиболее значительные мон-ри Л. е.: Гощанский, дерманский Троицкий, дорогобужский Успения Пресв. Богородицы, дубенские - Воздвижения Честного Креста, Вознесения Господня, Преображения Господня, жидичинский Воскресения Господня, корецкий Успения Пресв. Богородицы, кременецкий Богоявленский, луцкие - Воздвиженский, Троицкий, Успенский, острожский Троицкий, пересопницкий Рождества Пресв. Богородицы, Почаевский Успенский, Степанский арх. Михаила, Чернчицкий Преображенский и др. Статус архимандритии имели Жидичинский и Овручский мон-ри (недолго входил в Л. е.). В волынских обителях служили: прп. Иов (Железо) , являвшийся игуменом дубенского Воздвиженского мон-ря (вероятно, 70-е гг. XVI в.- нач. XVII в.) и Почаевского мон-ря (между 1617 и 1623-1651), Иннокентий (Гизель), возглавлявший Гощанский мон-рь в 1640-1642 гг., Мелетий (Смотрицкий) , игум. Дерманского мон-ря в 1627-1633 гг., Иов (Княгиницкий) , мон. Дерманского мон-ря в 1602-1605 гг., Павел Домжив-Люткович Телица, игумен Чёрненского мон-ря в 1631-1634 гг. Мон-ри были центрами благочестия, книжности, иконописного искусства. Приходская сеть Л. е. сформировалась к кон. XVI в., для нее было характерно скопление храмов в многочисленных городах епархии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Нифонт, святой 74 Ницше Фридрих (1844–1900), немецкий философ 451 Ноак Август (1 822–1905), немецкий художник 295 Носов Исаак Павлович (1847–1940), старообрядческий священник, собиратель и торговец иконами 188 О Овербек Фридрих Иоганн (1789–1869), немецкий художник 310 Овчинникова Е.С. 97, 99, 100, 101, 139, 160, 206, 316, 467, 481 Олеарий Адам (1603–1671), немецкий путешественник, автор «Описания путешествия в Московию» 24, 26, 28, 37, 44, 76, 467 Олсуфьев Юрий Александрович, историк искусства 304 Ольга, великая княгиня 350 Ольга, святая 350 Онаш К. 7, 467 Онуфрий, святой 74 Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605–1680), боярин, государственный и военный деятель 370 Островский Г. 30, 292, 467 Острогорский Г. 230, 296, 467 Остроухов Илья Семенович (1858–1929), художник, коллекционер 195 П Павел, апостол 92, 141, 277 Павел (1754–1801), император (с 1796) 108 Павел, архимандрит 34, 122–124, 135, 212, 467 Павел Алеппский (ок. 1627–1680), архидьякон, автор описания путешествия в Россию 21, 22, 24, 28, 32–39, 54, 77, 100, 135, 148, 158, 159, 170, 410, 411, 459 Павел Любопытный, старообрядческий писатель 148 Паисий 81 Палеотти Габриэль 394 Палецкие, князья 159 Панкратов Семен (упом. 1648–1649), иконописец из Владимира 182 Панкрышевы А.И. и ИА. (вторая половина XIX-haчaлo ХХ в.). иконописцы, владельцы иконописной мастерской в Мстере 168, 332, 350, 354, 355 Панофский Э. 436 Пантелеймон (ум. 305), св. великомученик 278 Панченко Х.М. 83, 380, 396, 447, 465, 467 Папулин Николай Андреевич, судиславский купец, собиратель и торговец иконами 216 Параскева, святая 234, 332 Парилов Иван Иванович, иконописец из Палеха 190, 191 Парилов М.И. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец из Палеха 385 Парилов М.Л., иконописец, преподаватель Палехской учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи 279 Париловых Л. и М. мастерская, в Палехе 168 Пармиджанино Франческо (1503–1540), итальянский художник 305 Пафнутий Боровский (ум. 1478), святой 67, 240 Пекарский П.П. 221–223, 234, 467

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Но блистательная Порта фирманом своим предписала внести пошлину только за два дерева в каждой сотне и, следовательно, за 98 ничего не платить. В том же году монастырь приобрёл себе покупкой один дом с садом в Александрии, близ водоёма, называемого Хандидие. В 1602 г., по решению местного кадия Мохамета Абд-ел-Фетаха, православный христианин Ибрагим, сын Ильи Петцаса, отдал монастырю дом, завещанный отцом его за 8 лет назад тому и находящийся в части города, в которой живут копты, подле мечети так называемых тавасядов. В 1605 г. обмежёваны были границы дома христианина Марка, и этот дом впоследствии был приложен монастырю. В 1620 г., мая 22 дня, отпевали и похоронили в монастырской церкви рабу Божию Екатерину, скончавшуюся на 17-м году от рождения к неутешной скорби супруга её Иоанна Бавдойна. В 1627 г., при блаженнейшем патриархе александрийском кир Герасиме некто Еммануил Лампиди написал св. образа на дароносице, стоящей поныне на престоле в обители. В 1659 г. в патриаршество Паисия принесён был в обитель точный снимок с чудотворного образа Кипрской Божьей Матери, известной под названием Кику. В 1669 г., Июня 5 дня, государь царь Алексей Михайлович, по прошению александрийского патриарха Паисия, изволил пожаловать грамоту монастырю Саввы Освященного, коею дозволялось игумену сего монастыря Леонтию с братией, и кто по нём будет, приезжать в Московское государство за милостынею в седьмой год. В 1670, году в декабрь папа и патриарх Паисий извещал письмом государя царя Алексея Михайловича: «Господь возвратил нас (из России) на наш патриарший престол. Корабль принёс нас в Александрию 6 дня марта, в пятницу, в воскресенье же приходилось крестопоклонение; и мы совершили божественную и священную службу в благолепном монастыре преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного и тотчас после службы и благоговейного поклонения честному и животворящему кресту вознесли моление к Всецарю и Господу о здравии и благосостоянии державного и святого царства твоего». В этом же письме патриарх умолял государя помочь сему монастырю, с которого неверные просили 1.000 реалов за починку стен, и назвал сию обитель единственной похвалой своего престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но все эти несчастья не могли пока сломить крепко организованное братство. Оно скоро восстановилось после погрома и пользовалось некоторое время полным спокойствием. Его средства стали поправляться: в 1635 году, по духовной игумена Черненского монастыря Сильвестра, братство получило его типографию письмен славяно-русских (как было сказано в VI главе) и из книг, отпечатанных в братской типографии, известна лишь одна, именно «Апостолы и Евангелиа» чрез все недели и праздники, вышедшая в 1640 году. 1605 В период времени от 1631 по 1638 г. братство одаряют деньгами и земельными участками: Урсул Рудецкий, Анна Гулевич, князь Николай Черторыйский и Древинский. В 1638 году Анна Мельницкая пожертвовала братству на помин души капитал в 300 злотых для раздачи ежегодных пособий в пользу игумена и на церковные и богаделенные потребности. 1606 В 1645 году дворянин Александр Мозели, – родом грек и по профессии врач, получивший, по сло- —175— вам Петра Могилы , чудесное исцеление от тяжкой болезни в Киевских пещерах, 1607 – устроил на свои средства, с дозволения короля Владислава IV, новую богадельню для братства, а в 1647 году, по смерти Мозели, все его имения, движимые и недвижимые, по духовному завещанию, тоже утвержденному королем, перешли в собственность Луцкого братства и монастыря. 1608 Из описи разных вещей и документов, принадлежавших братству (с 1627 по 1654 г.), мы узнаем, что помимо драгоценных камней, серебряных вещей и ценной материи, хранившихся в братской казне, братский монастырь был снабжен богатою церковною утварью, образами Московской работы, множеством разных книг и нот и даже огнестрельным оружием для защиты церкви. 1609 Кременецкое братство. Воспользовавшись наступлением благоприятного времени для православных, известный русский деятель Лаврентий Древинский вместе с хорунжим Ела-Малинским, выхлопотал в мае 1633 г. у короля Владислава IV дозволение учредить в г. Кременце —176— на купленных ими участках земли монастырь во имя Богоявления и при нём образовать братство, и, по правилам старших братств: Львовского, Виленского и других, завести школу, типографию, гошпиталь, с тем, чтобы братство и монастырь находились под властью православного Киевского митрополита и его преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ноздря Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород Ноздряк Гридя [см. Гридя], холоп, 1455 г., Муром Нокуев Якуш, крестьянин, 1574 г., Обопежье Нороватый Лука Пашков [см. Пашковы], помещик, 1500 г., Новгород; Ширяй [см. Ширяй] Нороватый, городовой приказчик, 1562 г., Переяславль Норок кн. Михаил Юрьевич Ромодановский, 1520 г. Норок – 1) ласка, хищный зверек, 2) болезнь от испуга (Даль) Норыгин Василий Иевлев, 1540 г., Белоозеро Нос, Носовы : Григорий Андреевич Большой Нос Колычев [см. Колыч], начало XVI в.; кн. Федор Семенович Дубовый Нос [см. Дубовый Нос] Шехопский, вторая половина XV в. Носакин Антон Васильевич, 1590 г. Владимир Носенок Степан, крестьянин, 1627 г., Белев Носко , крестьянин, XVI в., Новгород Носырь, Носырев : Носырь Андреевич Вельяминов, середина XVI в.; Герасим Носырев, посадский человек, 1636 г., Тотьма Нохра , крестьянин, 1465 г., Владимир Нюнка кн. Андрей Андреевич Голенин [см. Голеня], 1495 г. Нюнка – нюня, плакса. Ср. нюни – брылы, слюнявые губы Нюхалов Якуш, крестьянин, 1603 г., Муром О Обакан Васильевич Титов, 1531 (1532? –С. В.) г., Переяславль Обакша , холоп, портной, 1539–1576 гг., Новгород Обалишин Фома, посадский человек, 1660 г., Зубцов Обарин Захар Григорьевич, 1550 г·, Тверь [Ср. Оборины] Обара, опара – тесто Обатур, Обатуровы см. Оботур, Оботуровы Обед, Обедовы : Василий Ильич Обед Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], 1495 г., Новгород; от, него – Обедовы [см. Лупанда] Обедня Алексей Юрьевич Курицын-Каменский [см. Курица, Каменский], середина XVI в. [см. Аминь] Обезьянинов Бурнаш [см. Бурнаш] Васильевич, 1561 г., Коломна; Обезьянинов, XVII в., Рязанский уезд [см. Смирка] Обелмин Григорий, посадский человек, 1560 г., Устюжна Обельмицын Аким, крестьянин, 1610 г., Белев Обельцына Иван, крестьянин, 1604 г., Белев Обернибесовы : Дмитрий Федоров Обернибесов, пристав вел. кн., 1507 г.; Кудаш [см. Кудаш] Артемьевич, 1577 г., Ржева Владимирова; Савелий, казнен в 1570 г. в Новгороде; Петр Иванович, 1605 г·, Новгород [см. Горчак, Непогодье, Страх] Оберучев Иов Онтуфьевич, Соль Галицкая; Григорий, 1534 г., там же

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

При Льве Армянине 1627 , царе греческом, иконоборческая ересь опять возымела силу, вследствие того, что сам царь покровительствовал ей. Святой Тарасий явился в сонном видении Льву и с великим гневом повелел некоему воину Михаилу ударить мечом этого зловерного царя. Тот ударил и пронзил царя. В страхе и трепете пробудился Лев от такого сна и сильно недоумевал. Думая, что в монастыре святого Тарасия находится какой-либо Михаил, который злоумышляет на его жизнь, он послал туда узнать об этом Михаиле. Он не знал, что этот Михаил был при нем, – это был воевода по прозванию Валвос или Травлий 1628 , который потом поразил царя мечом в самый день Рождества Христова. Так погиб сей злочестивый царь, будучи побежден молитвами святого Тарасия, утверждающего веру в Пресвятую Троицу. Аминь. Кондак, глас 3: Православными догматы церковь уяснив, и Христову, блаженне, честную икону почитати и поклонятися всех научив, обличил еси иконоборцов безбожное веление. Сего ради вопием ти: о отче, радуйся мудре Тарасие. 1598 Патрициями называлось высшее сословие в Римской, а потом и в Византийской империи, соответствовавшее нашему родовитому дворянству. 1602 Мать императора Константина была супругой Льва Хозара. По воцарении своего сына она в продолжение 10 лет, до 790 г., управляла государством вместо него; потом, по низложении Константина, она царствовала до 802 года. 1605 Это объясняется тем, что Ирина издала тогда указ с объявлением общей свободы совести. По распоряжению императрицы иконы были опять поставлены на свои места и среди восторженного народа ходило много рассказов о минувших страданиях и чудесах. 1607 Так называется пролив, соединяющий Черное море с Мраморным. На берегу Босфора расположен Константинополь. 1612 Этот собор происходил в 754 г. в царском дворце близ Константинополя на азиатском берегу Босфора. Собор провозгласил, что иконопочитание есть то же, что идолопоклонство, и определил удалить из церквей все иконы. 1613 Вифиния – северо-западная провинция Малой Азии, по берегу Мраморного моря, Босфора и Черного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Севрюк – угрюмый, суровый; севрюки – служилые люди станичной службы на степной окраине Руси (Даль) Седун Якут, крестьянин, 1495 г., Новгород Седуха Февронья, холопка, 1605 г., Новгород Сезенев Петр Иванович, 1587 г., Тула Секач Васильевич Бачманов [см. Бачмановы], вторая половина XVI в. Секач – 1) острый кузнечный молот, 2) старый кабан, 3) морж-самец (Даль) Секира Василий Романович Косицкий [см. Косицкий], середина XV в.; от него – Секирины, позже Сикерины; Григорий и Михаил Васильевичи, 1500 г., Вотская пятина [см. Кудаш, Нелюб] Секистов Афанасий Михайлович, рязанец, убит в 1571 г. под Москвой татарами Ср. село Секистово, недалеко от Рязани Селдевнос (!? – С. В.) Тарас, посадский человек, 1625 г., Вязьма Селева, Селевин : Селева Аносов, крестьянин, 1484 г., Москва; Алехно и Богдан Селевины, смоляне, в 1492 г. казнены за ересь; Дмитрий Яковлевич Селевин, конец XV в., Новгород; Селевины, с конца XV в. на по местьях в Новгороде; Леонтий Максимович Селева Палицын [см. Палица]; Селева Федоров, крестьянин, 1545 г., Новгород Селева, селявка, сеньгавка – уклея, уклейка, мелкая рыба Селевачев Исаак Власьевич, 1596 г., Новгород Селезень, Селезеневы , Селезневы : кн. Иван Иванович Селезень Елецкий, 1500 г.; Селезневы, бояре, XV в., Новгород; Оноха Селезнев, крестьянин, 1550 г., Рязань; Ананий, Иван и Ширяй [см. Ширяй] Селезневы, казнены в опричнине Селех кн. Иван Петрович Засекин [см. Засека], 1627 г. Селех – селезень Селеховские кн., начало XVI в. Фамилия от села Селехова в Тверском уезде [см. Бутора] Селеховы , 1623 г., Орел 81 Селивановы , конец XV–XVII в., Рязанский уезд [см. Какуля, Лук, Смутенъ, Стафур, Сулимка] Селиван – растение быковник Селин Василий, посадский человек, 1623 г., Гороховец Село Афанасий Михайлович Ознобишин [см. Ознобиша], умер в 1669 г. Селунские ( Солунские ), греки, выехавшие в Москву в конце XVI в. Сельчук Никифор Леонтьевич Бартенев [см. Бортень], 1618 г. Селюга, Селюгин : Селюга, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Селюгины, крестьяне, 1564 г., Олонец

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Спасо-Суморин монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Спасо-Суморин монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Песоцкая в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (близ Кубенского оз. в Вологодском у., муж., основана до 1588, упразднена в 1764); во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких пуст. (на р. Двине в Великоустюжском у., муж., основана во 2-й пол. XVI в., упразднена до 1764); Заоникиевская Владимирская пуст. (в Фетиньинской вол. Вологодского у., муж., основана в кон. XVI в., упразднена после 1917); Коровина Александрова пуст. (при р. Шингарь в Грязовецком у., муж., основана в 1530, в 1656 приписана к Арсениеву Комельскому мон-рю, упразднена в 1722); в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь (в Вологде, муж., основан до нач. XVII в., упразднен до 1764); во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (близ оз. Бабьего в Тотемском у., муж., основана ок. 1605, упразднена в 1764); Леонидова Усть-Недумская пуст. (на оз. Чёрном в Великоустюжском у., муж., основана ок. 1608, упразднена в 1764); Верхотерменский в честь Воскресения Господня мон-рь (на р. Терменьге в Вельском у., муж., основан до 1609, упразднен до 1764); Шидоровский в честь Преображения Господня мон-рь (на р. Двине в Сольвычегодском у., муж., основан до 1612, упразднен в 1764); Репная Спасская пуст. (в Богородской вол. Кадниковского у., муж., основана до 1613, упразднена в 1764); вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь (в Вологде, муж., основан ок. 1627 как Галактионова пуст., с 1654 Свято-Духов мон-рь, упразднен в 1918); Подольный в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в Кадниковском у., муж., основан до 1617, упразднен в 1764); во имя ап. Иоанна Богослова пуст. (на р. Кохтыш в Грязовецком у., муж., основана в XVI в., в XVII в. приписана к архиерейскому дому); во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (близ Вологды, жен., основан до 1623, упразднен до 1764); Ухренская в честь Воскресения Господня пуст. (в Вельском у., муж., основана до 1623, упразднена до 1764); Маркова в честь Богоявления Господня пуст. (на Белавинском оз.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010