вложена торжественная речь. Не исключено, что к И. восходит традиция осуждения ученика свт. Филиппа и его преемника по управлению Соловецким мон-рем игум. Паисия. В Житии свт. Филиппа, начиная с Краткой редакции, сообщается, что Паисий, польстившись на обещание епископского сана, оговорил своего наставника в ходе суда над святителем, состоявшегося в нач. нояб. 1568 г. в Москве. Однако за свое предательство Паисий не получил желаемого и вскоре после суда был сослан вместе с неск. соловецкими старцами. В. А. Колобков, исследовавший этот сюжет, пришел к выводу о противоречивости и недостоверности обвинения против Паисия (см.: Колобков. 2004. С. 90-100). В момент отправки с Соловков в Москву Паисия и др. старцев И., вероятно, находился в мон-ре, на суде над свт. Филиппом не был и мог опираться лишь на слухи. Паисия, являвшегося учеником свт. Филиппа, власти могли покарать как человека, близкого к митрополиту. За годы игуменства И. соловецкая монастырская б-ка пополнилась 94 книгами, написанными в обители, пожалованными царем Феодором Иоанновичем, подаренными богомольцами и приобретенными игуменом. На нек-рых кодексах есть записи о том, что они изготовлены «по повелению игумена Иакова». И. составил келейное собрание книг. 27 рукописей XV-XVI вв., принадлежавших И., поступили в монастырскую б-ку, многие из них имеют экслибрис И.- один из первых русских книжных знаков (вложенные И. 27 книг перечислены отдельной статьей в описи Соловецкого мон-ря 1597 г.- см.: Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 164, 237-240). В частности, соловецкий игумен был владельцем древнейшего списка Холмогорской летописи (ГИМ. Собр. Чертковых. 173, кон. XVI в.), по-видимому переписанной по его заказу. Летопись содержит ряд уникальных сообщений за кон. XV - сер. XVI в., указанный список имеет экслибрис И. Весной 1597 г. И. был переведен в костромской Ипатиевский во имя Святой Троицы монастырь , став 1-м в истории этой обители настоятелем в сане архимандрита (отводная книга передачи имущества Соловецкого мон-ря от И.

http://pravenc.ru/text/200179.html

III. Историческое обозрение Коренной Пустыни Историческое обозрение Коренной Рождество-Богородицкой Пустыни можно разделить на три периода или отдела, сообразно важнейшим событиям, замечаемым в её внешней и внутренной жизни. Период первый от основания Обители в 1597 году до 1618 года, с которым совпадает её возобновление после разорения Крымскими Татарами в 1611 году. Период второй от 1618 до 1764 года, в который обитель эта состояла в зависимости от Курского монастыря, и период третий от 1764 до 1862 года, в который обитель сия постепенно благоустраивалась во внешнем и внутреннем отношениях. а) Период первый. От 1597 до 1618 года Период самостоятельного существования новопостроенной по Царскому изволению и Его иждивением, на месте явления Чудотворной Иконы, обители, продолжался весьма не долго, но несмотря па это, он несравненно богаче сведениями, нежели последующий за тем долгий период её зависимости от Курского монастыря. Как мы видели, ближайшим поводом к устроению сей последней обители было перенесение по Царскому Указу из пустыни в город Курск, чудотворной Иконы, по причине опасности от неприятельского нашествия. К которому именно году относится это перенесение, утвердительно сказать нельзя, а надобно полагать, что оно случилось в 1598 или 1599 годах; так например, известно что в 1598 году Царь Борис посылал гонцов «с милостивым словом» в Украинные города: Тулу, Оскол, Ливны, Елец Курск, и Воронеж, а в 1600 году Крымцы нападали на Белгород и шли к Курску, но были прогнаны Орловским Воеводой Князем Борисом Петровичем Татевым 5 5. С достаточной вероятностью можно предположить, что эта самая опасность и была поводом к сказанному выше распоряжению о перенесени чудотворной Иконы из пустыни в Курск, где она была поставлена в соборной Воскресенской церкви, в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, построенном собственно для сего Игуменом Евфимием. Сей Игумен Евфимий, совершая Божественную службу и молебные пения у Св. Иконы, посылал каждое лето в день явления Иконы, то есть, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября) со святой водою в Москву к Великому Государю сына своего иерея Константина, доходами подаваемыми же от богомольцев с соборными священниками не делился, отсылая их на содержание своей пустынной обители, почему священники и подавали о сем челобитную Царю Борису. Однако Царь от того дохода им отказал, а пожаловал их угодьями, рыбными ловлями и венечными пошлинами; упомянутыми же доходами приказал владеть Игумену Рождество – Богородицкой Пустыни Отцу Евфимию с братией.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление Патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых. Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие святого, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также Сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием. Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель шел крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония. Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде находится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима. «Жития русских святых»   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ri...

жил в Египте. Патриарх заново обустроил монастырь св. Саввы в Александрии, вел проповедническую деятельность, в т. ч., как утверждают нек-рые авторы, на араб. языке. Он поддерживал связи с главами Коптской Церкви и эфиоп. царем Малак-Сагадом (1563-1597), боровшимся с мусульманами и не принимавшим союза с католиками. К 1592-1594 гг. относится активизация миссионерской деятельности латинян среди коптов. Посольство Коптского патриарха, прибывшее в Рим в 1594 г., подписало документы о принятии унии, возможно тем самым превысив свои полномочия. В копт. общине начались волнения. Нек-рые копты в знак протеста против заключения унии перешли в юрисдикцию правосл. патриарха. М. вмешался в копт. конфликт, выступив на стороне противников католичества. По утверждению зап. авторов, патриарх прибег к помощи османских властей, традиционно препятствовавших католич. прозелитизму на своих землях. Известно окружное послание М. к коптам от дек. 1594 г., касавшееся даты празднования Пасхи и непризнания григорианского календаря. В итоге Коптский патриарх Гавриил VIII (1587-1603) отказался от принятия унии и введения нового календаря под давлением большинства своих единоверцев (Там же. С. 269-271). Продолжительное отсутствие патриарха на К-польском престоле в 90-х гг. XVI в., частая смена недолговечных патриархов привели в расстройство церковные дела. Собор архиереев и архонтов К-польской Церкви обратился к М. с просьбой принять местоблюстительство Патриаршего престола. Это обращение поддержал и султан Мехмед III (1595-1603). В марте 1597 г. М. прибыл в столицу. По настоянию султана он выступил посредником в мирных переговорах Высокой Порты и мятежного валашского правителя Михая Храброго (1593-1601), вытеснившего османов из земель севернее Дуная. Возобновление Михаем в 1598 г. военных действий пошатнуло позиции М. при дворе. Он потерял расположение султана. Евр. ростовщики требовали погашения огромных долгов К-польской Церкви. В апр. 1598 г. М., обремененный этими проблемами, уступил К-польский престол бывш.

http://pravenc.ru/text/2562856.html

С южной стороны храма пристроена часовня, сооруженная, по преданию, на том самом месте, где явилась святая икона. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Над высоким песчаным берегом реки Тускарь, на фоне обширного коренского леса сияют кресты монастырских церквей, белокаменные сходы стройными уступами спускаются к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, чем-то напоминая сходы в пещеры Киево-Печёрской лавры или прибрежные афонские монастыри... " Курскаго уезду Обмяцкаго стану, - пишется в старинной рукописи, - от Московской проезжей дороги разстояниемъ шесть вёрстъ, в Чёрном Коренном лесу, на вышедшемъ съ небольшихъ двухъ логовъ вышнемъ холме, над рекою, прозываемой тускорь, по имянному блаженныя и высокодостойныя памяти благочестиваго и Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодара Иоанновича Самодержца Всероссийскаго указу, лета отъ Рождества Христова 1597, сооружёнъ общежительный монастырь и учреждено игуменство и во ономъ монастыре первый бысть игуменъ Евфимий. Онаго монастыря пространство въ длину трёхаршинныхъ сажней 53, а попереченъ 18 " (113х38 м). Сама Царица Небесная указала на это место чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса, с тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва. Благочестивый и богобоязненный царь Феодор Иоаннович по праву считается основателем Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни. Заботясь об укреплении южных рубежей державы от набегов татар, государь в числе других южных русских городов, таких как Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, велел отстроить и Курск. Произошло это в 1597 году. В том же году по царскому повелению чудотворный образ Божией Матери Курской был перенесён из пустыни в Москву. Когда икона была уже вблизи первопрестольной, государь встретил её вместе с патриархом Иовом, ближними боярами и войском. После совершения в царских палатах торжественного молебного пения перед святыней царь повелел, чтобы вокруг небольшой по размерам иконы был сделан кипарисовый оклад, а на нём царскими изографами были изготовлены образы Господа Саваофа, Святого Духа и девяти ветхозаветных пророков, которые возвещали бы пришествие в мир Христа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=02500

К Кушалинскому приходу была приписана Никольская церковь в пустоши Замки (42 км Бежецкого шоссе), обращенная в часовню с 1851 г. в память бывшего в XVI в. Николаевского монастыря; в настоящее время утрачена. В с. Ведное - часовня Святого Блаженного князя Александра Невского. На территории округа, в с. Рождество, расположена Христорождественская церковь постройки 1848 г., не работает с 30-х гг. ХХ в., и в д. Волково - Воздвижения Креста Господня, кирпичная, не работает, также требует восстановления. По материалам книги: Рамешковский район. Населённые пункты. Серия Энциклопедия " Тверская деревня " . - Тверь: Издательство " Альба " , 2001 Храмовый комплекс в центре села Кушалино состоит из двух храмов – выдающейся и в архитектурном, и в историческом плане церкви Смоленской Иконы Божией Матери (1597 г.) с позднейшей трапезной и колокольней и церкви Сошествия Святого Духа (1847 г.). В селе Кушалино, на его окраине, до Смутного времени находился монастырь Михаила Архангела, однако никаких следов его не сохранилось. В XVI веке здесь была вотчина Симеона Бекбулатовича, «царя Всея Руси» при Иване Грозном. Смоленская церковь Смоленская церковь в селе Кушалино была построена в 1597 г. (различные источники называют также 1592 и 1594 гг.). Строителем храма был князь Симеон Бекбулатович, один из виднейших политических деятелей времен Ивана IV Грозного. В летописях он неоднократно упоминается, сначала как касимовский хан Саин-Булат, потомок Чингизидов, а позднее, после принятия крещения – Симеон, Великий Князь Тверской. Храм был построен, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе Кушалино в опале после смерти Грозного. О том, как Симеон Бекбулатович оказался в Кушалино и как решил построить храм, говорится в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и в «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Борис Годунов начал опасаться Великого Князя Тверского, Симеона Бек-Булатовича, «как наивернейшего и усерднейшего почитателя царской священной фамилии». В летописи говорится, что «его свели в село Кушалино, дворовых людей было у него не много, жил он в скудости». Супруга Симеона, Анастасия, дочь князя Ивана Федоровича Мстиславского, от перенесенных лишений и тягот удалилась в монастырь и приняла постриг как инокиня Александра. Сам же «царь Всея Руси» «прибегнул в горести душевной к небесной заступнице Пресвятой Богородице» и в честь ее Смоленской иконы воздвиг в своей скромной вотчине замечательную шатровую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07646

Яков Васильевич Милюков († до 1604 г.), выборный дворянин по Суздалю. Кормовое поминовение («корм большой») инока Иосифа, его отца Василия и сына Ивана совершалось 28 мая (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 37–38). Иван Федорович Крюк Колычев, московский дворянин в 1584–1603/04 гг. Филипп Федорович Голенищев, дьяк в 1597/98–1611 гг. Иван Владимирович Кольцов Мосальский, князь, стольник в 1606–1607 гг. Второй Иванович Озеров, гость, упоминается в Костроме под 1602 г. По-видимому, архимандрит Костромского Ипатьева монастыря Яков в 1597–1606 гг., после удаления в Соловецкий монастырь принял схиму с именем Илья. Иона (Брутков; † 1621 г.). Арсений Елассонский († 29 апреля 1630 г.), архиепископ при московском Архангельском соборе в 1607–1613 гг., в 1613–1615 гг. архиепископ Тверской, а с 1616 г. – Суздальский. Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642 гг.), князь, боярин в 1613–1642 гг. Вероятно, это Иван Давыдович Панин, в иночестве Иона († 1623 г.), выборный дворянин по Козельску в 1602/03–1606/07 гг. Аггей Леонтьевич Кафтырев, в 1580-х гг. сын боярский. Борис Тимофеевич Овцын, московский дворянин в 1618–1630/31 гг. Федор Меньшой Чеботов, приказной человек великой старицы Марфы Ивановны Романовой. Петр Исаакович Шахов († 1613 г.). Петр Иванович Пронский Рыбин, князь, стольник с 1606/1607 г., московский дворянин в 1618/19–1647 гг. Григорий Леонтьевич Никитников, гость с 1613/14 г., таможенный глава в Москве, Архангельске и Холмогорах в 1620–1640 гг. Никифор Емельянов († 1615/16 г.), дьяк в 1608/09–1615/16 гг. Индитья – тканевый покров на алтарь. Дмитрий Федорович Скуратов († 1627 г.), московский дворянин в 1611–1627 гг. Панагия – (от греческого panagia, «всесвятая»), небольшая украшенная иконка, носимая на груди архиереями . Григорий Семенович Овцын, возможно, выборный дворянин по Костроме в 1648/49 гг. Иван Иванович Внуков († 1623 г.), московский дворянин в 1604–1618 гг. Митрофан, архимандрит Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря в 1612–1619 гг. Дмитрий Яковлевич Плещеев († 1614 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Ныне в Коренной пустыне четыре каменные церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы, существующая с 1597 года; при ней придел Рождества Иоанна Предтечи, позднейшего устроения. 2) Михаила Архангела, построенная в царствование Бориса Феодоровича Годунова. 3) Живоносного Источника, над колодцем, на том самом месте, где обретен вышеозначенный образ; построена в 1597 году. 4) Архангела Михаила и Великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы; устроена при Царе Борисе Феодоровиче Годунове. – При этой пустыне бывает на 9 неделе после Пасхи значительная ярмарка, известная под именем Коренной – и в это время приносится с крестным ходом из Курска и самая явленная икона, которая здесь пребывает до 12 сентября в церкви Живоносного Источника, где к самому колодцу, находящемуся ныне внутри храма, сделана в недавнем времени архимандритом Паисием, превосходнейшая, по образу своего построения, лестница. Этот крестный ход учрежден в 1618 году. ГЛИНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ пуст. муж. в Путивльском уезде, между небольших речек Обесты и Клевени, среди леса. Здесь три церкви из коих: 1) Соб. Рождества Богородицы; 2) Иверской Божией Матери, над вратами, построена около 1832 года. О времени основания пустыни ничего неизвестно. МОЛЧАНСКАЯ пуст. муж. в 20 верстах от уездного города Путивля, при большом болоте, называемом Молче, где в 1635 году явилась икона Божией Матери, находящаяся ныне в самом Путивле, в Молчанском Печерском монастыре. Пустынь эта когда именно основана, сведений нет; а известно только, что в 1583 году она уже существовала, и при нашествии татар на город Путивль, в нач. XVII века, была разорена; после чего более 20 лет находилась в совершенном запустении. Около 1630 года она возобновлена, с построением новой каменной церкви Рождества Богородицы; а в 1653, по прошению жителей города Путивля указом царя Алексея Михайловича, и штат иноков в ней учрежден, но с зависимостью от Молчанского Печерского монастыря. Когда же, в 1656 году, Преподобный Софроний вступил сюда в число братства, то пустынь эта, по прошению его, сделана самостоятельной, а св. Софроний Строителем ее – и с тех пор она получила название Софрониевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Углич и последний потомок Рюрика от 1591 до 1597 года В Ярославской губернии, в 340 верстах от Москвы, на правом берегу Волги лежит старинный город Углич. Читатели мои знают, что он был некогда уделом князя Дмитрия Юрьевича Шемяки. В царствование Федора Иоанновича окрестность Углича была 24 версты, церквей в нем было 150, монастырей 12, а жителей более 30 000 человек. В то время Углич мог гордиться перед другими Русскими городами: в нем жил младший сын Иоанна Грозного, царевич Дмитрий с матерью. Годунов ненавидел его как возможного наследника престола, в случае, если Федор умрет, не оставив детей, поэтому разлучил его с братом и отправил в Углич как в ссылку; но бедный малютка не понимал этого: он был вместе со своей милой матерью и ничего больше не желал. Жители Углича также были счастливы, радуясь тому, что умирающий Иоанн выбрал их область в удел своему сыну. Они с восхищением смотрели на маленького царевича — ожидаемого наследника царства, последнего из рода государей, так долго составлявших славу России, и гордились тем, что он вырастет в их стенах. Они не думали, что какая-нибудь опасность могла бы угрожать прекрасному малютке; он был всегда так здоров и весел, его так нежно любил и его брат, и каждый Русский; о нем молились миллионы людей, надеявшихся некогда стать его подданными. Одним словом, казалось, все улыбалось счастливому Дмитрию; печально было только лицо царицы, матери его. Бедное ее сердце, угадывая намерения Годунова, как будто предчувствовало судьбу милого сына: каждую минуту ей казалось, что убийцы стерегут его, что жизнь его в опасности, и потому старалась как можно меньше разлучаться с Дмитрием. В таком беспрестанном страхе она воспитывала его до восьмилетнего возраста. В это время честолюбие Годунова достигло высочайшей степени: его адский план был совершенно устроен, и оставалось найти злодея, который бы, не боясь Бога, мог совершить ужасное дело. Последнее было труднее всего для преступного правителя: уже многим делал он страшное предложение, но все отказывались.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В новгородской ц. на Торгу к 1685 г. их было 9, включая чудотворную икону и древнюю или древнейшую - «корсунский перевод», 2 житийные («в чудесех») в храме и на паперти и резной образ в киоте, лицевую пелену к чудотворной иконе, а также икону-заместительницу на аналое, к-рую носили в «крестоходах» ( Анкудинов. 2003. С. 230-232). Согласно Писцовой книге Гдова (1584/85 - 1587/88), в одноименной церкви «за Кушелскими воротами за Гдовскою речкою на городе» было 3 иконы святой: на обороте выносной Богородичной иконы, пядница в алтаре, житийная («в чудесех») в притворе ( Французова. 2002. С. 174, 175, 347-348). Иконы П. с др. святыми, прежде всего с женами, известны по описям рус. храмов, приходских и монастырских, начиная с XVI в. Икона П. с др. св. женами хранилась, напр., в надвратной Преображенской ц. Кириллова Белозерского мон-ря (1595). Согласно описи 1601 г., над царскими дверями среди пядниц в окладах была икона «…святых мучениц Пятницы, да Екатерины, да Варвары» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. с. 106). Пядница с фигурами мц. Екатерины и П. была в приделе во имя святых Зосимы и Савватия в Преображенском соборе Соловецкого монастыря (по описям 1582 и 1597 гг.). Из описей 1582 и 1597 гг. дошли сведения об иконе-складне в золоченом окладе в пядничном ряду Преображенского собора с образом молящегося Богоматери на престоле прп. Сергия Радонежского, на поле к-рой были изображены П. и др. чудотворцы ( Дмитриева, Мильчик. 2003. С. 92, 99, 135). Лицевая пелена-«плащаница малая» с фигурой П. хранилась в ризнице Корнилиева Комельского мон-ря, согласно описи мон-ря 1676 г. (Переписные книги. 2011. С. 323). Большое распространение получили деревянные круглые и рельефные изображения П., часто в паре с «иконой на рези» свт. Николая Чудотворца, как знаменитые принесенные в 1540 г. во Псков иконы «в храмцах» (киотах), к-рые были с почестями приняты горожанами и архиеп. Макарием и поставлены в соответствующие именам святых городские храмы, о чем сохранились записи псковских и новгородских летописей (ПсковЛет.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010