поэзии. Самые искусные лицевые рукописи XVI в. лишь повторяют визант. образцы или восходящие к ним произведения критских мастеров на миниатюрах с образами евангелистов в Евангелии-тетр (Ath. Cutl. 290, XVI в. Fol. 7r, 63r, 97r, 154r), появившемся в К. в авг. 1562 г., в 2 кодексах Евангелия-апракос (Ath. Cutl. 291, XVI в. (ок. 1576), и Ath. Cutl. 292, XVI в.). К образцам печатной графики с причудливым соединением вост. орнаментальных мотивов и имперской символики (двуглавый орел) восходят заставки Евангелия-апракос (Ath. Cutl. 293, ок. 1597), написанного в Москве «при державе царя Феодора» иером. Матфеем из Погонианы - протосинкеллом Великой ц., входившим в московский кружок греч. интеллектуалов архиеп. Арсения Елассонского и написавшим в рус. столице др. рукописи, ныне хранящиеся в различных б-ках и мон-рях. Благодаря активным греческо-рус. культурным связям в эпоху позднего средневековья в Россию попали нек-рые пергаменные рукописи из К., напр. вывезенная иером. Арсением Сухановым в 1654 г. Лествица, написанная на Синае (?) в 899 г. (ГИМ. Син. греч. 145), или Евангелие-тетр 999 г. письма мон. Николая (ГИМ. Муз. 3644). Иллюминация поздних рукописей являет пример причудливого синтеза различных художественных традиций: мотивов печатной гравюры в рукописном исполнении - в Служебнике (Ath. Cutl. 562м, (1657)), в т. ч. воспроизведение заставки из Апостола Ивана Фёдорова 1564 г. (Fol. 80), европ. барочной книжной орнаментики и средневек. «плетенки» - в Служебнике (Ath. Cutl. 531м, 1677) или вост. (турецких?) цветочных мотивов - в Евангелии-тетр (Ath. Cutl. 286, XVIII в.). Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004. С. 53, 226; Θησαυρο το Αγου Ορους Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. 1. Εικ. 295-403. Σ. 236-309, 451-470; Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: Греч. рукописи в России. М., 1977. С. 60-61, 100; Treasures of Mount Athos: Exib. cat. Thessal., 1997. Cat. 2.101, 2.108, 2.123, 2.130, 8.7, 11.35, 12.4, 18.20, 18.28, 21.15, 21.18; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. М., 2004. С. 120, 131-134. Кат. II. 4, 7, 47; Τ οτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθνα, 2010. Σ. 295-314. Κατ. 7.1-7. 3. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Свт. Афанасий III Пателларий (1597 — 5.04.1654) — Лубенский чудотворец (память 2 мая), Патриарх Константинопольский (1634 — 1652). В 1652 г. он навсегда покинул Константинополь и искал защиты " от обиды нечестивых агарян... от бусурманской обиды и многих налогов... " у русского царя Алексея Михайловича, " волею своею оставив свой патриаршеский престол... И ты, праведный государь... меня иностранца призрел... " Скончался свт. Афанасий в Мгарском Преображенском монастыре близ г. Лубны (совр. Полтавская обл.) и был погребен по восточному обычаю сидящим на троне. 56 Иванский — муж сестры Глафиры Орестовны, Наталии Орестовны. Старец Амвросий видел, что он пытается обмануть Глафиру при покупке ее наследственной части имения Алехино, и заботился о том, чтобы этого не произошло. 57 Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова. Ч. 1 – 2. СПб., 1844. 58 Ин. 11, 49. 59 Примеч. авт. (зачеркнуто). 60 Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. 61 Пс. 142, 8. 62 Мф. 10, 37. 63 Пс. 90. 64 Наталья Орестовна Иванская – замужняя сестра Глафиры Орестовны 65 Мф. 10, 36. 66 Кольми паче (церк.-слав.) – тем более. 67 Пс. 33, 2. 68 Пс. 102, 1. 69 См. Мф. 11, 12: От дний же Иоанна Крестителя доселе Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е... 70 Мухояр – старинная азиатская ткань (Даль В. И. Толковый словарь . Т. II. С. 363). 71 Пс. 39. 1 72 Поверить – проверить, чтобы убедиться на деле в верности. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. III. С. 151.) 73 Презорство (церк.-слав.) – презирание, пренебрегание, непослушание, строптивость. 74 Первая настоятельница Шамординского монастыря схим. София (Астафьева-Болотова) († 24.01.1888). 75 Ср. Мк. 6, 56: ...которые прикасались к Нему, исцелялись. 76 См. Деян. 5, 15: ...выносили больных на улицы... дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. ...И исцелялись все. 77 Игумения Евфросиния (Розова), управляла монастырем с 1888 по 14.04.1904 г. 78 На этом рукопись обрывается. comments Комментарии 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

ст. по мат-лам Всерос. науч. конф. с междунар. участием «Человек и мир человека». Барнаул, 2008. С. 398-412; она же. Писец Николай с Родоса и архим. Иаков с Мелоса: О некоторых док-тах, относящихся к пребыванию патр. Макария Антиохийского в России в 1654-1656 гг.//ОФР. 2009. Вып. 13. С. 244-288; eadem [Tchentsova V.]. Le premier voyage du patriarche d " Antioche Macaire III Ibn al-Za‘m à Moscou et dans les Pays roumains: 1652-1659//Relations entre les peuples de l " Europe Orientale et les chrétiens arabes au XVIIe siècle: Macaire III Ibn al-Za‘m et Paul d " Alep: Actes du Ier Colloque intern. le 16 sept. 2011, Bucarest/Éd. I. Feodorov. Bucur., 2012. P. 69-122; eadem. Le patriarche d " Antioche Macaire III ibn al-Za‘m et la chrémienmé latine//Réduire le schisme?: Ecclésiologies et politiques de l " Union entre Orient et Occident (XIIIe-XVIIIe siècles)/Éd. M.-H. Blanchet, F. Gabriel. P., 2013. P. 313-335; она же. Первое путешествие Антиохийского патр. Макария III ибн аз-За‘има в Москву (1652-1659): Контакты и конфликты//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2013. Вып. 5(35). С. 116-130; она же. Еще раз о дате кончины Павла Алеппского//Там же. 2014. Вып. 5(40). С. 100-110; eadem. Les artisans grecs des projets culturels du patriarche Macaire III d " Antioche//RESEE. 2014. T. 52. P. 315-346; Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: Первые три столетия. М., 2012; он же. Православные арабы - осведомители российского Посольского приказа в XVII в.// Он же. Православные арабы: Путь через века. М., 2013. С. 367-379; он же. Православные арабы и Кавказ в сер. XVII в.//Там же. С. 379-395; он же. Спутники антиохийского патр. Макария в его первом путешествии в Россию//Там же. С. 348-367; он же. Вспомнить прошлое: Антиохийский Патр. Макарий III аз-За‘и  м как историк//Miscellanea Orientalia Christiana=Восточнохристианское разнообразие. М., 2014. С. 359-384; Lake A. The First Protestants in the Arab World: The Contribution to Christian Mission of the English Aleppo Chaplains, 1597-1782: Diss.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

Сафа почему-то не пользуется этим сильным аргументом.] 453 Для справок читателей помещаем здесь список патриархов от времени смерти Иеремии II (1595) до конца правления Самуила (1774): Матфей II (1595); Гавриил I (1596); Феофан 1 (1596-1597); Мелетий, патриарх Александрийский, местоблюститель (1597-1599); Матфей II, вторично (1599-1602); Неофит II (1602-1603); Рафаил II (1603-1607); Неофит II, вторично (1607-1612); Кирилл I (1612); Тимофей II (1612-1621); Кирилл I, вторично (1621-1623); Григорий IV (1623); Анфим (1623); Кирилл I, во второй, третий и четвертый раз (1623-1630- 1634); Кирилл II (1634); Афанасий III (1634); Кирилл I, в пятый раз (1634-1635); Кирилл II, вторично (1635-1636); Неофит III (1636-1637); Кирилл I, в шестой раз (1637-1638); Кирилл II, в третий раз (1638-1639); Парфений I (1639-1644); Пар- фений II (1644-1645); Иоанникий II (1646-1648); Парфений II, вторично (1648- 1651); Иоанникий II, вторично (1651-1652); Кирилл III (1652); Афанасий III, вторично (1652); Паисий I (1652-1653); Иоанникий II, в третий раз (1653-1654); Паисий I, вторично (1654-1655); Иоанникий II, в четвертый раз (1655-1656); Парфений III (1656-1657); Гавриил II (1657); Парфений IV (1657-1662); Дионисий Ш (1662-1665); Парфений IV, вторично (1665-1667); Клим (1667); Мефодий III (1668-1671); Парфений IV, в третий раз (1671); Дионисий IV (1671-1673); Герасим II (1673-1675); Парфений IV, в четвертый раз (1675-1676); Дионисий IV, вторично (1676-1679); Афанасий IV (1679); Иаков (1679-1683); Дионисий IV, в третий раз (1683-1684); Парфений IV, в пятый раз (1684-1685); Иаков, вторично (1685-1686); Дионисий IV, в четвертый раз (1686-1687); Иаков, в третий раз (1687-1688); Каллиник II (1688); Неофит IV (1688-1689); Каллиник II, вторично (1689-1693); Дионисий IV, в пятый раз (1694); Каллиник II, в третий раз (1694- 1702); Гавриил III (1702-1707); Неофит V (1707); Киприан (1708-1709); Афанасий V (1709-1711); Кирилл IV (1711-1713); Киприан, вторично (1713-1714); Косьма III (1714-1716); Иеремия III (1716-1726); Каллиник III (1726); Паисий II (1726-1733); Иеремия III (1733); Серафим I (1733-1734); Неофит VI (1734-1740); Паисий II, вторично (1740-1743); Неофит VI, вторично (1743-1744); Паисий II, в третий раз (1744-1748); Кирилл V (1748-1751); Паисий II, в четвертый раз (1751 - 1752); Кирилл V, вторично (1752-1757); Каллиник IV (1757); Серафим II (1757-1761); Иоанникий III (1761-1763); Самуил I (1763-1768); Мелетий II (1768-1769); Феодосии II (1769-1773); Самуил I, вторично (1773-1774)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Сафа почему-то не пользуется этим сильным аргументом.] Для справок читателей помещаем здесь список патриархов от времени смерти Иеремии II (1595) до конца правления Самуила (1774): Матфей II (1595); Гавриил I (1596); Феофан 1 (1596–1597); Мелетий, патриарх Александрийский, местоблюститель (1597–1599); Матфей II, вторично (1599–1602); Неофит II (1602–1603); Рафаил II (1603–1607); Неофит II, вторично (1607–1612); Кирилл I (1612); Тимофей II (1612–1621); Кирилл I, вторично (1621–1623); Григорий IV (1623); Анфим (1623); Кирилл I, во второй, третий и четвертый раз (1623–1630– 1634); Кирилл II (1634); Афанасий III (1634); Кирилл I, в пятый раз (1634–1635); Кирилл II, вторично (1635–1636); Неофит III (1636–1637); Кирилл I, в шестой раз (1637–1638); Кирилл II, в третий раз (1638–1639); Парфений I (1639–1644); Пар- фений II (1644–1645); Иоанникий II (1646–1648); Парфений II, вторично (1648– 1651); Иоанникий II, вторично (1651–1652); Кирилл III (1652); Афанасий III, вторично (1652); Паисий I (1652–1653); Иоанникий II, в третий раз (1653–1654); Паисий I, вторично (1654–1655); Иоанникий II, в четвертый раз (1655–1656); Парфений III (1656–1657); Гавриил II (1657); Парфений IV (1657–1662); Дионисий Ш (1662–1665); Парфений IV, вторично (1665–1667); Клим (1667); Мефодий III (1668–1671); Парфений IV, в третий раз (1671); Дионисий IV (1671–1673); Герасим II (1673–1675); Парфений IV, в четвертый раз (1675–1676); Дионисий IV, вторично (1676–1679); Афанасий IV (1679); Иаков (1679–1683); Дионисий IV, в третий раз (1683–1684); Парфений IV, в пятый раз (1684–1685); Иаков, вторично (1685–1686); Дионисий IV, в четвертый раз (1686–1687); Иаков, в третий раз (1687–1688); Каллиник II (1688); Неофит IV (1688–1689); Каллиник II, вторично (1689–1693); Дионисий IV, в пятый раз (1694); Каллиник II, в третий раз (1694– 1702); Гавриил III (1702–1707); Неофит V (1707); Киприан (1708–1709); Афанасий V (1709–1711); Кирилл IV (1711–1713); Киприан, вторично (1713–1714); Косьма III (1714–1716); Иеремия III (1716–1726); Каллиник III (1726); Паисий II (1726–1733); Иеремия III (1733); Серафим I (1733–1734); Неофит VI (1734–1740); Паисий II, вторично (1740–1743); Неофит VI, вторично (1743–1744); Паисий II, в третий раз (1744–1748); Кирилл V (1748–1751); Паисий II, в четвертый раз (1751 – 1752); Кирилл V, вторично (1752–1757); Каллиник IV (1757); Серафим II (1757–1761); Иоанникий III (1761–1763); Самуил I (1763–1768); Мелетий II (1768–1769); Феодосии II (1769–1773); Самуил I, вторично (1773–1774)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Большое значение для истории текстуальной критики с XVI в. имели и многочисленные новые издания библейского текста подлинного и переводного. Особенно важны были в данном отношении библии – полиглотты Комплютенская (1514–1517), Антверпенская (1569–1512), Парижская (1629–1645) и Лондонская (1654–1657). Большое влияние на развитие библейской текстуальной критики и ее методов с конца XVI в. имели и появившиеся около этого времени опыты критики римских классиков. Так, в 1537 г. Ф. Робертелл издал в Падуе книгу De arte sive ratione corrigenda antiquorum libros disputatio. Автор ставил своей задачей указать способ scriptores pristine nitori et elegantiae reddere и в этих видах трактовал о характере рукописей, о сокращениях, перестановке букв и т. п. Такого же содержания были сочинения Стефана Castigatio in M. T. Ciceronis locos, quan plurimos и Скоппия De arte critica et praecipue de ejus parte emendatrice (1597). Последнее сочинение, между прочим, направлялось против неумеренных исправителей древних текстов, действующих “безрассудно и с юношеской смелостью”. Поставленные названными авторами задачи критики классических писателей и приемы этой критики постепенно стали прилагаться и к книгам библейским. В XVII в. Были уже установлены и главнейшие основы текстуальной критики ветхозаветных книг. Поводом к этому послужил не прекращавшийся долгое время ученый спор о сравнительных преимуществах еврейского и греческого ветхозаветного текста. Протестанты в силу господства вербальной теории богодухновенности, единственно надежным источником божественного слова считали текст оригинальный, унижая при этом, значение текста LXX и особенно Вульгаты. Опровергая эти воззрения, экзегеты католические старались доказать ненадежность еврейского текста и превосходство над ним LXX и Вульгаты. В виду такой задачи было обращено особенное внимание на выяснение истории названных текстов. Из появившихся до половины XVIII в. многочисленных трудов по исследованию библейского текста наиболее важное значение имели работы И. Морина, называемого иногда “отцом” такстуальной библейской критики 6 , Капелла, Карпцова, Буксдорфов и Клерика. В своем сочинении Exercitationes biblicae de hebraei graecique textus sinceritate (Paris, 1633) И. Морин старался доказать, что еврейский библейский текст поврежден как намеренными искажениями иудеев (militia judaeorum), так и случайными ошибками переписчиков (incuria librariorum). Повреждения еврейского текста, по мнению Морина, столь значительны, что этот текст не может уже считаться источником и нормой Писания. Такое значение могли бы иметь автографы ветхозаветных книг, но они не сохранились, и первотекст вследствие этого может быть восстановлен только приблизительно. Главным руководством в деле этого восстановления должен служить текст LXX, ибо он произошел ex purissimis Hebraeorum fontibus, подтвержден апостолами в их цитатах Ветхого Завета, отцами церкви и иудейскими учеными 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Доказывается это, во-первых, тем, что в московской триоди 1656 г., равно как и в киевских, в паримиях и в псалмах выставлена нумерация стихов, причем в московском издании она в иных местах подправлена: против Иса. 8:20 (понед. 3 седм.) Евфимий в правленом экземпляре даже пометил — «отсде стихи почал чести». В греческих изданиях нумерации стихов нет. Во-вторых, в паримии четверка 3 ей седмицы из Иса II гл. 13 — 15 стихи обычно опускаются. Киевские справщики, правившие текст паримии тоже по библии, эти стихи по ошибке оставили, московские справщики последовали их примеру, но перевод исправили: ясно, что они имели пред глазами не триодный текст паримии, но какое-либо печатное издание греческой библии. По-видимому, такой выбор оригинала для паримии сделан был не без влияния Епифания Славинецкого. Евфимий в своем сообщении об исправлении Епифанием славянской библии говорит, что оригиналами для нового перевода ему служили издания греческой библии, выпущеннае «в Франкфорт… лета 1597, в Лондинии печатанные лета 1600, и иные издания лета 1587». В писанном собственоручно Евфимием списке принадлежащих ему книг, находящемся в собрании М.П.Погодина 1963, л. 179) также упоминаются: «библиа в десть 70 тех переводчиков печатанная в Франкофурте» и «другая библия греческая же в полдесять печатанная в Лондини». Из этих изданий автор мог достать лишь франкфуртское, но его текст не совпадает с текстом паримий в триоди 1656 г.: неизвестно, что представляют собою лондонские издания, франкфуртское же до известной степени является критическим.    Работа над исправлением и печатанием триоди 1656 г. велась очень энергично. От начала печатания 8-го января 1654 г. до 3-го августа того же года, когда печатный двор по случаю морового поветрия был закрыт, было отпечатано почти ¾ книги (654 стопы, 24 дести при 1.200 экземпл., около 520 — 530 лл., 66 тетрадей, — приблизительно до в. понедельника). До марта 1655 г. печатный двор был закрыт, но справщики, по-видимому, в это время продолжали работать. В расходной книге печатного двора от 4-го августа 1657 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

Драница, Драницын : Драница Иван Григорьевич Чурилов [см. Чурило], боярин, 1377 г., Москва 37 ; кн. Александр Андреевич Драница Шаховской [см. Шаховские], вторая половина XV в.; кн. Иван Михайлович Драница Вадбальский [см. Вадбальские], 1520 г.; Ларион Драницын, крестьянин, 1564 г., Олонец Драничников , посадский человек, 1600 г., Нижний Новгород Драч , пристав вел. кн. Василия Темного, 1430 г., Переяславль; Иван Артемьев Драчев, 1608 г., Нижний Новгород Дремин Дмитрий, пушкарь, 1624 г., Зарайск Дремков Семен, помещик, 1585 (1597 ?– С. В.) г., Арзамас Дрисков Карп Дементьев, крестьянин, 1546 г., Новгород Дробинин Иван, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Дробыш, Дробышев : Федор Андреев Дробыш, крестьянин, 1533 г., Москва; Дробыш Любавский [см. Любавский], первая половина XVI в., Рязань; Ефим Васильевич Дробышев, 1596 г., Новосиль; Антон Дробышев Пилюгин [см. Пилюга], получил поместье в Арзамасе, деревню Дробышево-Пилюгино, 1576 г. [см. Должиков, Рожай] Дровни Семен Иванович Рождественский Всеволож, середина XV в.; его потомки писались Дровниными Дрожжин Федор Михайлович, казнен в опричнине, около 1568 г. Дрозд Иван Васильевич Юрьев, митрополичий слуга, 1498 г.; Петр Дрозд, крестьянин, 1495 г., Новгород [см. Мисюрь] Дрока, Дрокин : Семен Дрока, крестьянин, 1475 г., Звенигород; Федор Дрокин, холоп, 1604 г., Новгород Дрокун Семен (Семейка), крестьянин, 1607 г., Арзамас Дрочень Иван, 1654 г., Двина Дрочень – баловень; дроченый – изнеженный, избалованный Друг Воинович Ильин, 1599 г., Кашира Друган кн. Дмитрий Михайлович Приимков-Ростовский [см. Приимок], 1571 г.; Емельян Михайлов Друган, холоп, 1603 г., Новгород [см. Глухарев, Лущиха] Другиня Полуект Полуектович Каменский [см. Каменский], первая половина XV в.; Другиня Третьяков Растопчин [см. Третьяк, Растопча], 1564 г. Другов Лука Фацаров, земский дьячок, 1598 г., Соль Галицкая Дружба Степанович Образцов [см. Образец], 1551 г. Дружина Алексеевич Лихачев [см. Лихачевы], 1506 г.; Дружина Алексеевич Караулов [см. Караул], 1550 г.; Дружина Владимирович Плещеев [см. Басарыга, Баскрыга, Бормотов, Брюхач, Горбун, Гридцов, Дулепов, Жвалов, Игла, Пахтин, Петеля, Плещей, Пустобояров, Садилов, Скирин, Сноксарев, Турзаков, Шешунов, Юр]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Монахи Л. под рук. Дени Фоше неоднократно ходатайствовали перед королем об отмене комменды, судились с аббатами из-за доходов и имущества. В 1592 г. избранный монахами аббат Анж де Фрежюс получил утверждение Папского престола, но кор. Генрих IV отказался его признать и в 1594 г. назначил своего кандидата. После переговоров с Римской курией король одобрил присоединение Л. к конгрегации Санта-Джустина при условии, что мон-рем будет руководить аббат-француз (1597). В 1611 г. монахи откупились от назначенного королем аббата, передав ему о-в Сент-Маргерит, но в 1638 г. комменда была восстановлена. Причиной этого была оккупация Л. испанцами, к-рые изгнали с острова монахов и франц. гарнизон (в 1635-1637 монахи жили в замке Валлорис). После освобождения острова кард. Луи де ла Валетт обвинил монахов-итальянцев в сговоре с неприятелем и, получив должность аббата, велел им покинуть Л. В 1639 г. кор. Людовик XIII включил аббатство во франц. бенедиктинскую конгрегацию св. Мавра (см. Мавристы ), но папа Римский не утвердил это решение. Положение мон-ря оставалось неопределенным. Кард. Джулио Мазарини (аббат Л. в 1654-1661) признал союз аббатства с конгрегацией Санта-Джустина в обмен на ежегодную выплату пенсии, но отказал монахам, просившим вывести с острова франц. гарнизон. В 1732 г. должность аббата Л. была объединена с епископской кафедрой Граса; протестовавшие против этого монахи проиграли тяжбу, и в 1756 г. Королевский совет постановил включить аббатство в конгрегацию Клюни как общину «старой обсервации». Борьба монахов с аббатами, назначенными франц. королем, привела к ослаблению дисциплины, сокращению доходов и падению авторитета Л. В XVII в. мон-рь утратил значение духовного центра и места паломничества, а почитание св. Гонората в Провансе заметно ослабело. Однако нек-рые насельники Л. внесли вклад в изучение истории мон-ря, особенно раннего периода. Гуманист Джованни Андреа (Грегорио) Кортезе (регулярный аббат Л. в 1524-1527; кардинал с 1542) составил неск. поэм о св. Гонорате и о мон-ре ( Gregorii Cortesii Omnia, quae huc usque colligi potuerunt, sive ab eo scripta, sive ad illum spectantia.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Возрождения. Возможно, в К. учился и Луис де Камоэнс. Старый ун-т в Коимбре (Пасу-даш-Эшколаш, бывш. резиденция кор. Жуана III). XIII–XVIII вв. Старый ун-т в Коимбре (Пасу-даш-Эшколаш, бывш. резиденция кор. Жуана III). XIII–XVIII вв. В 1559 г., во время регентства Екатерины Австрийской, ун-ту были дарованы новые статуты, подтверждавшие его церковный характер (утверждены епископами К. в 1565 и 1591; в 1597 заменены статутами кор. Филиппа II Испанского (он же кор. Португалии Филипп I), исправленными в 1612). В 1615 г. создана коллегия ордена Сантьяго и Авишского ордена. После получения Португалией независимости (1640) ун-т пользовался поддержкой короля, получал финансовую помощь. Кор. Жуан IV издал новые статуты (1654), основанные на положениях предшествующего свода (1597); была учреждена постоянная кафедра математики (до этого занятия не были регулярными) в составе фак-та свободных искусств, на которой преподавали бенедиктинцы. В 1717-1728 гг. по указанию кор. Жуана V было построено здание университетской б-ки в стиле рококо (архитекторы Гашпар Феррейра, Мануэл Морейра; фасад - возможно, Клод де Лапрад). В XVII-XVIII вв. отмечается упадок образования; в ун-те уменьшается количество студентов, особенно богословского факультета ( Rodrigues. 2007. P. 708-709). По поручению маркиза Помбала, гос. секретаря и фактического правителя гос-ва при кор. Жозе I, в 1771 г. был подготовлен «Краткий исторический обзор положения университета Коимбры» (Compêndio histórico do estado da Universidade de Coimbra). На его основе в 1772 г. были составлены новые статуты ун-та, отразившие реформы, главным проводником к-рых был Франсишку ди Лемуш ди Фария Перейра Котинью, ректор ун-та (1770-1779, 1799-1821) и епископ К. (с 1779). Вместо фак-та свободных искусств создали фак-ты естественной философии и математики (влияние Просвещения), сильным изменениям подверглись богословский и правоведческие фак-ты. Были организованы студенческий госпиталь, анатомический театр, музей естественной истории, кабинет экспериментальной физики, химическая лаборатория, обсерватория и ботанический сад.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010