Свято-Знаменский женский монастырь (Гороховец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Знаменский монастырь — православный женский монастырь, расположенный в городе Гороховце Владимирской области, расположен на левом берегу Клязьмы. Самый древний монастырь в Гороховце. Содержание История [ править править код ] Знаменский монастырь на Красной Гриве первоначально был основан как мужской, предположительно в 1598г., в год смерти Федора Иоанновича - последнего русского государя из династии Рюриковичей. Однако вопрос о точном времени возникновения обители и по сей день является противоречивым. В дореволюционной литературе, где говорилось, что Гороховецкому купцу Семёну Никифоровичу Ершову разрешалось «воздвигнуть новую церковь во имя Знамения Пречистыя Богородицы», годом основания считался 1669г. В то же время в краеведческих работах к. ХХв. датой основания обители указывались 1597-1598гг. И действительно, в городской писцовой книге за 1687г. было отмечено, что «в Гороховце за рекою Клязмою монастырь на Красной Гриве построен в 7106г.» (имеется в виду от сотворения мира, т.е. в 1597-1598гг. от Рождества Христова). Однако более ранние писцовые книги о существовании Знаменского монастыря ничего не сообщают. Некоторые историки объясняют это противоречие опечаткой, содержащейся в публикации писцовой книги, утверждая, что краеведы не использовали оригинал в своих исследованиях. Но это утверждение так же является спорным. Среди устроителей Гороховецкой обители писцовая книга 1687г. указывает купца Петра Лопухина, а также «гороховлян и посадских людей». Все постройки изначально были срублены из дерева и только в XVII-XVIII вв. стали возводиться каменные здания. Строительство каменного Знаменского храма с приделами во имя ап. Иоанна Богослова и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких началось по благословенной грамоте Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывают именно с именем этого благоустроителя. Как свидетельствует монастырская опись за 1723г., Семён Ершов заложил здесь монастырские традиции не только бортничества и пчеловодства, но и дал в монастырь поступную грамоту, т.е. на крестьян.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Знаменск...

171 Оно ещё не было напечатано. Мы поместим перевод его в своём сочинении о настоящем состоянии александрийского патриархата. 175 Πανοπλα πνευματικ. Romae 1630. Σνοψις τν ϑεων κα ερν τς κκλησας μυστηρων. Romae 1633. 177 Δογματικ διδασκαλα. ν Βουκουρεστ 1703. Эта книга направлена против заблуждений нашей Духовной Академии в Киеве. 184 Σειρ τν πατρων ες τν μακριον β. ν Βενετ 1792. Σειρ 51 πομνηματιστν ες τν κττευχον κα τ τν βασιλεων Νικηφρου Θεοτκη. Τ. 2. ν Λειψ 1772. 185 Τ ψυχοσωτριον ψαλτριον παρ γαπου μοναχο. ν Βενετ 1692. Να ξγησις το ψαλτηρου παρ ϑανασου ερομονχου. ν Βενετ 1705. 188 Συναγωγ τν θεοφϑγγων ημτων ληφθεσα εκ τς ν τ ρει το ϑω μονς το Κουτλουμουσου. ν Βενετ 1783. 194 Λεξικν στορικν ες κατληψιν τν ψαλμν. Venetiis. 1643. Λεξικν γραμματικν τν ψαλμν. ν Σαλικτ. 203 Сведения об Иакове извлечены были арх. Порфирием из Афонской рукописи и напечатаны в Первом путешествии в Афонские монастыри, ч. V, отд. 2, стр. 820 сл. (Киев, 1877). Ред. 205 По свидетельству здравствующего поныне архиепископа газского Филимона, бывшего в Албании с 1816 по 1831 год, кресты Козмы поныне стоят на своих местах. Примечание 1851 года, апреля 8 дня. 210 Греческий текст напечатан в книге арх. Порфирия Успенского Александрийский патриархат (изд. Академии Наук), стр. 135–138. Далее следуют соборное деяние 1593 г. об учреждении в России патриаршества и александрийский том о Пасхе, документы, напечатанные арх. Порфирием в Трудах Киевской Духовной Академии, 1865 г., т. III, стр. 236–359, и послание патриарха Мелетия, заимствованное из книги Муравьёва. Ред. 211 В библиотеке Синайского подворья в Каире есть рукопись в большой лист, в которой между прочим помещены письма сего патриарха. Их весьма много. Я пробежал его послания: 1) к православнейшему князю Адаму Вишневецкому и благочестивейшему князю Кириаку Ружинскому с прочими боярами; тут он обличает панство и просит их хранить сокровище веры и предания отцов; 2) ко всем русинам, доблестно противоставшим треволнению, устремлённому на православную церковь бывшим митрополитом киевским и клевретами его, которые, возлюбив нынешний век, уклонились на стези иноверцев; 3) к князю Острога, Литвы, Киева и Владимира Василию (1597 г.); в конце сего длинного послания значится: «Три православные архиерея, мановением твоим, боголюбезнейший княже Василие, пусть соберутся и с согласия прочих бояр да рукоположат архиереев и митрополита православного; а отступники от веры пусть делают своё вне церкви Божией; 4) к руссам в Польше (1597); в сем письме Мелетий разрешает их разные сомнения и утверждает их в вере правой.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

157. Христофор Бронский писал под именем Христофора Филалета Апокризис или ответ на Поцеево сочинение о Брестском соборе (Оборона Брестского собора, Вильно, 1596 г.), которое в одно и то же время (Вильно, 1597 г.) издано было как на польском, так и на литовско-русском языке – сочинение превосходное по основательности мыслей и любопытное по множеству исторических документов, на которых основаны мысли. Современник говорит, что Поцей в ответ на это сочинение (Поцеево возражение на Апокризис, изданное в Остроге 1599 г.) грозил Филалету «кием». (Престорога, в Акт. зап. Росс. IV, 225). «Христофор инок, Русин, в Афоне странствуя», писал ответ на два артикула книги Скарги об унии. (Уния, Вильно, 1595 г.) Уният Стебельский пишет, что Апокризис писан по желанию князя Острожского Христофором Бронским, что Бронский получил за это сочинение от князя маетность, и что однако он был арианин; а отступник Смотрицкий говорит, что «Христофор Филалет, первый писавший против унии, был кальвинист». Не оспариваем первых двух известий о Бронском; но отзывы Стебельского и Смотрицкого о вере Филалета уничтожают сами себя своим противоречием и высказывают только злость отступников на умного защитника православия. Между тем второе сочинение Христофора показывает в нем подвижника Афонского, тогда как ни кальвинисты, ни унитарии не были охотниками до Афонского поста. 158. Иоанн Вишневский , или из Вишневца, инок и ревнитель православия, подвизался в Афонской горе, в монастыре Зографе. Как уважала его и как дорожила им южная Русская церковь , видим из постановления собора 1621 г. Здесь сказано: «послать на св. Афонскую гору, чтобы вызвать и привести преподобных мужей русских, в том числе блаженных Киприана и Иоанна прозванием Вишневского, и прочих там находящихся, процветающих жизнию и богословием». (Памятники Киевск. комм. т. I, К., 1848, стр. 247). Приходилъли блаженный Иоапн в Россию делить страдания ее, не известно. Но собор, делая свой отзыв об Иоанне, конечно, имел в виду опыты богословия его. Ныне известны писанные с Афона блаженным Иоанном: а) послание к князю Острожскому и ко всем православным с увещанием стоять в православии; б) ко Львовскому братству и к отцу Иову скитнику Марковой пустыни – о том же. в) Отступникам от православия Кириллу, Ипатию и Рогозе строгое обличение. Все эти послания отправлены в Россию, вместе с посланием Афонских старцев, изданным в Сборнике 1597 г. в Остроге, и следовательно в 1596 году. Из Уневского монастыря отец Иоанн писал старице Домникии наставление в благочестии. Такого же содержания сочинение его, писанное в Афонской пещере: «Позорище мысленное». (Рукоп. Царского 486).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В. Фундушевая запись Анны Гойской на устройство монастыря Почаевского 1597 года Выпись из книг городских Кременецких. (в русском переводе) Тысяча шестьсот шестьдесят второго года, месяца февраля первого дня. Во время судебных городских Кременецких сроков, которые последовали и начались судебным производством месяца января девятнадцатого дня, в нынешнем, выше сего на акте означенном году, пред нами городскими Кременецкими урядниками: Александром Хриницким – подстаростем, Александром Фрикасом – судьей, и Андреем Поморским писарем, явившись лично велебный в Бозе отец Софроний Подгаецкий, инок монастыря Почаевского, от своего имени, и от имени всех иноков того же Почаевского монастыря представил явочным порядком, для вписания в нынешние городские старостинские Кременецкие книги выпись, на русском языке законно выданную из книг земских Кременецких, заключающую в себе личное сознание вечной фундушевой записи, касательно предмета, ясно в ней выраженного, учиненное умершей урожденной Анной Козинской Ерофеевой Гойской, судиной земской Луцкой, в пользу вышеименовавшегося монастыря Почаевского и находящихся в нем иноков. Таковая выпись фундушевой записи, представленной в свое время в вышесказанные городские книги и принятой, писанной по-русски, заключается в следующих словах: «Выпись из книг земских Кременецких. Лета от Рождества Христова тысяча пятьсот девяносто седьмого, месяца ноября четырнадцатого дня, во время судебных земских Кременецких сроков, которые в вышеписанном году последовали и начались судебным производством спустя шесть недель после Римского праздника св. Михаила, пред нами земскими Кременецкими урядниками Янушем Жабокритским – судьей и Михаилом Краевским – подсудком, явившись лично ее милость, пани Ерофеева Гойского, судина земская Луцкая, Анна Тихоновна Козинского, по листу добровольной фундушевой записи, представленной для вписания в книги, сознала надание, в пользу Почаевского монастыря и при нем каменной церкви Успения святой Пречистой Богоматери, шести человек своих крестьян, со всеми       землями и повинностями их в селе Почаеве, также десяти волок пахатной земли и сенокосов и леса, находящегося подле монастыря Почаевского, – как это обширнее в том фундушевым листе описано и пояснено. Положивши пред нами в суде таковой лист за печатью и собственноручной подписью, также за печатями и собственноручными подписями людей, достойных веры, она просила, дабы, при том устном создании ее милости и этот лист был вписан в земские Кременецкие книги. Мы, приняв его в свое урядное ведение для вписания в книги, велели читать пред собой, вот его слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

И. приняли деятельное участие в Брестской унии (1596). В 1577 г. иезуит Петр Скарга издал соч. «О единстве Церкви Божией под единым пастырем» ( Skarga P. O jednoci Kocioa Boego pod iedinym pasterzem. Wilno, 1577), в к-ром предлагал православным Речи Посполитой порвать связи с К-польским патриархом, признать власть Римского папы и католич. вероучение при сохранении визант. обряда. Идеи Скарги были поддержаны Поссевино, также считавшим возможным обращение в католичество правосл. епископов Речи Посполитой на условиях Флорентийской унии (см. Ферраро-Флорентийский Собор ). В 1595 г. по предложению И. кор. Сигизмунд III Ваза издал универсал, в к-ром призывал православных Речи Посполитой принять унию с католич. Церковью. Отчеты и переписка Поссевино и Скарги с генералом Об-ва Иисуса К. Аквавивой свидетельствуют об участии И. в подготовке и проведении Брестского Собора 1596 г., объявившего о присоединении Киевской митрополии к католич. Церкви. В работе Собора принимал участие иезуит Мартин Латерна, теолог Львовского католич. архиеп. Дмитрия Соликовского. После заключения унии И. активно занимались ее пропагандой и распространением в Речи Посполитой и на смежных территориях. В 1597 г. Скарга издал соч. «Синод Берестейский и его защита» (Synod brzeski i obrona Synodu. Kraków, 1597). Деятельность И. подвергалась жесткой критике в апологетических антиуниат. сочинениях правосл. писателей, в т. ч. в «Вопросах и ответах православному с папежником», в «Перестроге» (ок. 1603), во «Фриносе» (1610) Мелетия (Смотрицкого) , в «Палинодии» (1621) Захарии (Копыстенского) и др. В нач. XVII в. И. во многом способствовали появлению Лжедмитрия I . 17 апр. 1604 г. иезуит Гаспар Савицкий, настоятель дома св. Варвары в Кракове, принял обращение Лжедмитрия в католичество и стал его исповедником. При поддержке папского нунция К. Рангони он был инициатором письма папе Клименту VIII, составленного от имени самозванца. В нем Лжедмитрий I заявлял о приверженности католич. Церкви и обещал после восшествия на царский престол содействовать подчинению Русской Церкви власти Римского папы, помогать строительству в России католич.

http://pravenc.ru/text/293585.html

В Японии первым был Франциск Ксаверий, лично обративший, по-видимому, человек 700. До 1593 года миссию там осуществляли одни иезуиты. К 1614 году обращенных и миссионеров (т.е. всего христиан) там было 300000. Но жестокое гонение 1614–1651 гг. почти начисто уничтожило японскую Церковь . За это время стали мучениками 111 иезуитов. Япония на два века была недоступна благовествованию. Из всех азиатских земель, находившихся под контролем Испании, широкое обращение удалось лишь на Филиппинских островах. Миссии там были и до иезуитов, которые прибыли в 1581 году. У каждого ордена была своя область. Когда Испания изгнала иезуитов из своих колоний (1767 г.), пятая часть католиков – около 200000, лишилась пастырей. Южная Америка привлекала иезуитов еще сильнее, чем Азия. В 1799 году там находилось 4/5 их миссионеров (590 – в португальской Бразилии, 2075 – в испанских владениях, 104 – во французских, около 20 – в английских). Доходили они до Канады, но в основном работали к югу от Рио-Гранде. В Бразилию первым прибыл Мануэль де Нобрета с пятью соратниками (1549 г.). К 1597 году их было уже 120 человек. Иезуиты успешно обращали и местное население, и негров-рабов. С 1556 года они стали создавать и школы для европейцев, и в последние два века на них в основном и лежало образование (коллегий было 9, семинария 1). В развитии культуры, образовании и науке иезуиты играли чрезвычайную роль. Самый главный из здешних миссионеров Хосе де Анчьета, «апостол Бразилии», трудился здесь 44 года и умер в 1597 году; ему споспешествовал проповедник и защитник угнетенных Антонио Внейра (1608−1697 гг.). Кроме Бразилии, почти весь континент принадлежал Испании. Первые постоянные иезуитские миссии появились в Перу (1567 г.) ив Мексике (1572 г.). В 1615 году в испанских владениях было 908 иезуитов, в 1710−1768 гг. Почти сразу по их прибытии в Лиме (Перу) и в столице Мексики, городе Мехико, были созданы школы. К середине XVIII века под иезуитским контролем были в испанской Америке 2 университета, 79 школ и 16 семинарий. Обращение местных жителей шло очень успешно. Индейцы-католики создавали особые общины, находившиеся под духовным, общественным и экономическим водительством иезуитов. Целью иезуитов было обратить и воспитать первобытные племена, оградить их от пороков, завезенных европейцами, и защитить от произвола. Занимались этим не одни иезуиты, и не они это придумали, но основная тяжесть лежала на них. Особенно известна их работа в специально иезуитской земле – Парагвае. Из местных жителей, индейцев-гуарани, за полтора столетия крестилось 700000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

В 1595 г. Федор объявил себя владыкой многолюдной Киргизской (Казахской) Орды, то произошло по обоюдному согласию царя Федора и казахского хана Тевкеля (Тевеккеля). Причем казахи приняли российское подданство добровольно, без всякого насилия. Русские крестьяне искони имели в стране гражданскую свободу, но без недвижимой, собственности. Крестьянин мог свободно переходить с места на место в назначенный законом срок с условием обрабатывать часть земли для себя, другую для господина. В 1592 и 1593 гг. были приняты указы, которые уничтожили право свободного перехода крестьян из волости в волость, из села в село и навеки закрепили их за своими господами. В 1597 г. вышел указ царя, в котором предусматривалось, что беглые крестьяне при их поимке в течение пяти лет любым путем должны быть возвращены своим хозяевам вместе с женами, детьми и имуществом. Чтобы защитить запад России от внешних врагов, Годунов в 1596 г. приказал построить каменную крепость в Смоленске. Строительство этой крепости закончилось в 1600 г. При правлении Федора Москва украшалась новыми сооружениями. Обновился весь Китай-город, так как старые постройки в 1595 г. уничтожил пожар, когда Москву попыталась поджечь из-за корысти. Князь Василий Щепин-Ростсзвский и другие, запалив несколько домов, хотели расхитить богатую казну, хранившуюся в Покровркрм соборе. Воры были пойманы и казнены у Лобного места. Пережив всех грозных правителей на Руси, каким-то чудом еще оставался один удельный великий князь в Твери - Симеон Беркулатович, известный тем, что во времена опричнины был объявлен Иоанном Грозным " великим князем " . Симеон, по указанию Годунова, был ослеплен, так как Борису показалось, что ему из Твери прислали отравленное вино. Сам Федор Иоаннович, и в цветущей юности не имевший иной мысли, кроме как о спасении души, в конце жизни еще меньше заботился о мирской жизни и о своем царстве. Царь Федор ходил и ездил из обители в обитель, приглашая греческих высших священнослужителей в Москву, и много молился. В конце 1597 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1925...

опис. о Российс. свят.”, 40, 121 (преп. Антоний; здесь сказано, что он скончался в 1224 г.); Ключевский, “Жит. свят.”, 144; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 77; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 92, 23; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 96 (Ц. гр. 1618 г. о пожалов. опустев. Васильев. м-ря старцу Валаам. м-ря Сильвестру; из нее видно, что при разорении Валаам. м-ря в 1611 г. иноки переведены в м-рь Онтониев на Дыми); “Акты истор.”, I, 236 (гр. 1592 г. Валаамским старцам о ненаруш. м-р. устава); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 142 (Ж. гр. 1597 г. на возобновл. Валаам. м-ря; назван здесь «Онтонов, что на Дымех»); “Акты юридич.”, 307 (Поручн. 1673 г. о судебн. явках; строит. Иосиф), 350 (Память 1655 г. о даче подвод под цесар. послов; строит. Филарет); “Временник Общ. Ист.”, 1850 г., VI, 89 (Писцов. кн. 1583 г. игум. Варлаам); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 157 душ. крест.); 1882 г., I, смесь, 29 (воспомин. крестьянина Артынова); “Русс. истор. Библиот.”, II, 1099 (ж. грам. 1597 г. на возобновление Валаам. м-ря). 16. Антониев – Николаевский , мужской, 3-го класса, Тверской губ., Весьегонского у., в 3½ вер. от заштат. гор. Красного Холма и в 76 вер. к югу от Весьегонска по дороге в Бежецк, на лев. берегу р. Могочи, при впадении в нее с правой стороны рч. Неледины. Основан в 1461 г. священноиноком и пустыножителем Белозерской обл. преп. Антонием, мощи коего почивают здесь под спудом; память его чтится 17 января. По штатам 1764 г. монастырь положен во 2-м классе, но в 1836 г. переведен в 3-й по случаю возведения Желтикова мон. из 3-го во 2-ой класс. В соборном храме во имя св. Николая, построенном из белого камня в XV ст., находятся две иконы во имя святителя, обе существующие с XV ст., и одна из них почитается явленною. Игумен Анатоний, “Истор. описан. Краснохолм. Николаев. Антониева м-ря”, Тверь, 1883 г., с видом; Жизневский, “Древний архив Краснохолмского Николаев. Антониева м-ря”, помещено в Трудах Москов. Археолог. Общ. (Древности), 1880 г., т. VIII, исследов., 1–95; “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Особенно сильны были в борьбе за православие братства: в Галиции — Львовское, в Литве — Виленское Свято-Троицкое, в Белоруссии — Могилевское, на Волыни — Луцкое, в Киеве — Софийское. Не щадя средств, братства основывали новые монастыри, как бы взамен отнятых у них униатами. Так, в первое время существования унии у православных при помощи братств и православных благотворителей появилось около десяти новых монастырей: например, на Волыни— Почаевский (1597), в Вильне— Братский Свято-Духов (1605), в Киеве— Братский Богоявленский и др. Братства открывали школы, учреждали типографии, издавали сочинения, в которых доказывали истину православия, ложь унии и указывали на предстоящие православным опасности и на средства спасения от них. Особенную ревность в этом деле проявило Виленское братство. Его стараниями в братской типографии в 1596 г. были изданы первая в России славянская азбука и «Грамматика словенска», составленная Лаврентием Зизанием (Тускановским). В типографии Виленского братства напечатан был в 1597 г. и знаменитый «Апокрисис, альбо отповедь на книжку о Соборе Берестейском» — книга, блистательно раскрывавшая и доказывающая неправды Брестского Собора, провозгласившего унию. Из этой же типографии вышел в 1608 г. «Антиграф», предавший разбору и посрамлению хитросплетения деятелей унии Поцея и Скарги. А в 1610 г. Виленское братство выпустило из своей типографии весьма полезную и нужную для борьбы с унией апологию православия, составленную иеромонахом Свято-Духовского монастыря Мелетием Смотрицким, под названием «Фринос», т.е. плач Восточной Церкви на отступление некоторых сынов ее от греческого исповедания и от повиновения Константинопольскому Патриарху. В ней, по отзыву известного униата Холмского епископа Иакова Суши, «что ни слово — жестокая рана, что ни мысль — смертельный яд» (для унии и папства). Сочинение это, по свидетельству самих униатов, пользовалось бесконечным уважением не только у православных, но и у протестантов; его передавали, как сокровище, из рода в род, по завещанию, а некоторые завещали даже класть его с собой в гроб, после своей смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Editio Basileensis. II. 1539. Editio Parisiensis I per Gagnaejum. 1545. Ed. Basileensis. III. 1550 (curavit Sigism. Gelenius). Ed. Basileensis. IV. 1562 (повторение предыдущего). Ed. Basileo-Parisiensis. 1566. (Excud. Andr. Wechelus). Ed. Pameliana-Antverpensis. I, cum Jacobi Pamelii argumento et adnot. 1579. Ed. Barraeana. 1580, studio et labore Renati Laurentii de la Barre. Parisiis apud Mich. Julianum. Ed. Pameliana-Parisiensis. I. 1583. Ed. Pameliana-Parisiensis. 1584 (per Jo. Mercerinm). Ed. Pameliana-Parisiensis. III. 1585. Ed. Heidelbergensis. I. 1596. Ed. Pameliana-Franeckerae. I, cum notis Francisci Junii. 1597. Ed. Pameliana-Genevensis. I. 1597. Ed. Pameliana-Parisiensis. IV. 1598. Ed. Pameliana-Heidelbergensis. II. 1599. Ed. Pameliana-Heidelbergensis. III. 1601. Ed. Pameliana-Franeckerae. II. 1607. Ed. Pameliana-Parisiensis. V. 1608. Ed. Pameliana-Antwerpensis. II. 1609. Ed. Pameliana-Parisiensis. VI. 1610. Ed. Pameliana-Parisiensis. VII. 1616. Ed. Pameliana-Coloniae. L 1617. Ed. La Cerdae imperfecta. Parisiis. 1624, 1630. Libri IX ex codice Agobardi, ed. Rigaltius. 1626 и 1628. (Typis Rob. Stephani). Ed. Rigaltiana. I. Lutetiae. 1634. Nicolai Rigaltii observationibus et notis illustrata. Ed. Rigaltiana. II. 1641. Tertullianus redivivus auct. P. Georgio. Paristis. 1646 – 50. Tertulliani opera omnia, op. Caroli Moreau. Parisiis. 1658. Editio Pameliana-Rothomagensis. 1662. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. Lutet. 1664. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. II. 1675. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. III. 1695. Ed. Pameliana-Franeckerae. III. 1697 (y Migne не упомянуто). Ed. Veneta. I. 1701. Ed. Veneta. II. 1744. Ed. Halensis, recensuit Jo. Sal. Semler 1769–76. Ed. Veneta III. 1776. (у Migne не упомянуто). Ed. Wirceburgensis, -ed Oberthür. 1780–1781. Ed. Halensis. II. 1827–29. Tertulliani opera, ed. E F. Leopold. Lips. 1839–41. Cur. E G. Gersdorf. в Bibliotheca patr. eccles, latin. selecta, IV–VII. (не приведено у Migne). Editio Parisiensis, ed. Migne (Patrologiac: Cursus Completus. Tom I, II, III). Parisiis. 1843, переиздано 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010