Большие Белыничи. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Белыничи в 15 верстах от уездного города Зарайска. Богородицерождественская церковь в с. Белыничах упоминается в писцовых Рязанских  книгах  князя Ивана Львова и подьячего Ивана Русинова 1628 – 29 гг., где при оной церкви земли  значится  12 четвертей в поле, сенных покосов  на 20 копен. По окладным книгам 1676 г. приходских дворов было 98, в числе коих упоминается двор монастырский. Первоначальное построение Богородицерождественской церкви относится к 1597 г. Вместо деревянной, построенной в 1781 г. и возобновленной в 1825 г. старанием священника Петра Алексеевича, а в  1863 г. сгоревшей, существующая деревянная церковь начата строением в 1864 г. и  окончена в 1876 г. При церкви находится церковно-приходская школа и часовня. Церковной земли значится 34 десятины 2022 кв. сажени, 664 муж. пола, 720 жен. пола. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и  монастырей Рязанской епархии»   1884 г. том 1  стр. 216. Село Белыничи расположено при речке Осетр, в 17 верстах от Зарайска и в 55 - от Рязани. Свое название оно получило, по народному мнению, от белого известкового камня, в изобилии встречающегося по берегу Осетра. В старину это село было помещичьим, но потом помещица, постригшись в инокини Михайловского монастыря, отпустила крестьян этого села на волю. Вместе с селом Белыничи в состав прихода входит деревня Малые Белыничи, прежде принадлежавшая тому же владельцу, какому и село. Построение первоначальной церкви в селе Белыничи во имя Рождества Пресвятой Богородицы относят к 1597 году. Около 1781 года была построена новая деревянная же церковь, которая в 1825 году была возобновлена. В 1864 году на ее место была заложена и в 1876 году окончена ныне существующая каменная церковь с каменной же колокольней. На месте старой деревянной церкви стоит деревянная часовня. Ныне существующая церковь имеет один престол, внутри расписана живописными изображениями. Иконы в иконостасе большей частью взяты из старой церкви. Замечательных по древности предметов в церкви нет. Ризница достаточна, но церковной утвари не достаточно. Библиотека также очень незначительна.

http://sobory.ru/article/?object=22505

А после сего между прочими приходящими разного звания людьми, часто приходил из оного же города Рыльска иерей Георгий. Проходя же о чудесах сея иконы во многих местах слава дошла и до ушей блаженной и вечной славы достойной памяти Государя Царя и Великого князя Всероссийского Феодора Иоанновича, почему сей Благоверный государь в 1597 году повелел разоренный Ордынским царем Батыем город Курск, на том же самом месте, где и прежде он был, построить. Строящемуся же сему городу в 1598 году оный Государь царь и Великий князь Феодор Иоаннович приказал сию Чудотворную икону из пустыни взять в царствующий град Москву к себе, и взял. По принесении оной Чудотворной иконы в царствующий град Москву, при встрече упомянутого блаточестивейшего государя царя и Великого князя Всероссийского Феодора Иоанновича с освещенным собором и воинством, внесена с подобающею честию в царские его чертоги, и по совершении молебного пения благоверный оный государь приказал вокруг оной Чудотворной иконы сделать особую доску, и на ней написать вверху: Господа Саваофа, а по сторонам и внизу разных пророков‚ и написаны‚ притом украсил её златом, серебром, жемчугом и разными другими каменьями, благоверная же Царица Ирина Феодоровна, имея о всем том украшении ревностное прилежание, привнесла еще к оной иконе красного атласу пелену, украшенную златом‚ серебром, жемчугом и разными другими каменьями, на которой вышита золотыми буквами следующая надпись: повелением Благоверного Государя Великого Князя Феодора Иоанновича всея России Самодержца, и Благоверной Государыни Великой Княгини Ирины, и их дщери Великой Княжны Феодосии, сделана сия пелена к образу Пречистой Богородицы Курской лета 7105. (1597) (оная пелена и поныне в Курском Знаменском монастыре находится в целости). По таковом украшении оной Чудотворной иконы Благочестивейший упомянутый государь царь и Великий князь Всероссийский Феодор Иоаннович, отпустил показанную Чудотворную икону с подобающей честью из Москвы в пустынь, где повелел построить монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впосл. кн. Острожский оставался наиболее значительной фигурой антиуниат. лагеря. К. К. должен был заботиться о правосл. Церкви в Польско-Литовском гос-ве: ее существование в результате Брестской унии оказалось под угрозой, поскольку власть считала униатскую Церковь единственной преемницей древнерус. Церкви. В 1597 г. в Луцке состоялся сеймик волынской шляхты, на котором присутствовал К. К. и где были приняты требования, чтобы униат. архиереи были смещены с кафедр, а на их место избраны православные. Затем в том же году на сейме, где присутствовал К. К., те же требования выдвинули правосл. послы при поддержке протестантов. На сейм К. К. был вынужден доставить протосинкелла Никифора, который был обвинен в шпионаже, заключен в тюрьму в Мальборке, где и умер. В этой связи К. К. резко порицал перед Сигизмундом III его политику, которая приведет к гибели Речи Посполитой. В 1597-1598 гг. К. К. отобрал у Луцкой кафедры «подострожские» имения и владычный двор в окольном Острожском замке - вклады князей Острожских, которые были поданы правосл. кафедре, а не униатской. Попытки Луцкого еп. Кирилла (Терлецкого) вернуть владения через суд успеха не имели. Все это побудило Луцких епископов изготовить фальсификат о том, что эти владения дал кафедре якобы сын вел. кн. Литовского Гедимина Любарт. В кон. XVI в. в острожской типографии был издан ряд антиуниат. сочинений: «Ектесис...» - изложение событий, происходивших на Брестском Соборе с правосл. т. зр., «Апокрисис...» - полемический отклик на книгу Скарги о Брестском Соборе, вышедший 2 изданиями, «Книжица в десяти разделах» - сборник посланий Александрийского патриарха Мелетия Пигаса, Иоанна (Вишенского) и К. К. В 1602 г. в Дерманском мон-ре в соответствии с пожеланием Милетия Пигаса были созданы уч-ще во главе с Исаакием (Борисковичем) и типография, где в 1605 г. напечатали переведенное Иовом (Борецким) послание Мелетия Пигаса Ипатию Потею. К. К. прилагал усилия для издания полемического сочинения патриарха Мелетия «Диалог, альбо Розмова, о православной и справедливой вере»: был сделан перевод, сохранившийся в ряде списков.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИНА Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон) Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон) [Лат. Martina], мц. (пам. зап. 30 янв.), пострадавшая в Риме, по преданию, при имп. Александре Севере (222-235). Известны агиографические сказания о М. на лат. и греч. языках. По мнению П. Франки де Кавальери, лат. Мученичество было написано в Риме, но его автором скорее всего был грек. На это указывают наличие грецизмов, упоминание папы Римского Ритория (вымышленное лицо) и др. детали. Сказание о М. было основано на греч. Мученичестве св. Татианы, сохранившемся в неск. версиях (BHG, N 1699-1699d), из к-рых более ранней считается версия BHG, N 1699, представленная в рукописях Vat. gr. 1638 и ГИМ. Син. греч. 379 (161) (обе - XI в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 571; Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 51-56). Впосл. лат. Мученичество М. было переведено на греч. язык, возможно, монахом аббатства Гроттаферрата , т. к. из этого мон-ря происходит единственная известная рукопись греч. текста (Vat. gr. 1608, XI в.; см.: Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 57-58). Сюжет Мученичества М. практически полностью повторяется в Мученичестве св. Приски (за исключением имен императоров-гонителей и рассказа о погребении мученицы; см.: Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 58-60). Вероятно, лат. Мученичество М. было составлено в Риме не ранее VIII в. ( Amore. 2013. P. 299), но не позднее IX в., т. к. к этому времени относится самая ранняя рукопись, в к-рой содержится одна из редакций Мученичества (BHL, N 5588; ркп.: Vat. Reg. Christin. lat. 516). Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме Согласно лат. Мученичеству (BHL, N 5587), в 4-й год правления имп. Александра Севера усилилось гонение на христиан.

http://pravenc.ru/text/2562424.html

Сигизмунд III разрешил клиросам управлять церковным имуществом в отсутствие епископа. С другой стороны, вводились и подтверждались ограничительные меры: в 1577 г. Стефан Баторий запретил строить в Вильно правосл. храмы и школы без разрешения Виленского католич. епископа (на практике запрет не выполнялся); в 1596 г. Сигизмунд III Ваза подтвердил этот запрет. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Вильнюсе. 1597 г. Фотография. 2013 г. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Вильнюсе. 1597 г. Фотография. 2013 г. Во 2-й пол. XVI в. территория Л. входила в состав Киевской митрополичьей епархии. Вильно был центром ее Литовско-Белорусской части, имевшей в то время большее значение, чем собственно Киевская часть, и охватывавшей территорию Виленского, Трокского, Новогрудского и Минского воеводств, а также Жямайтии. Особая роль в адм. управлении этой части епархии принадлежала митрополичьим наместникам (протопопам) и кафедральным (соборным) клиросам. Виленский протопоп имел особые полномочия, в т. ч. осуществлял надзор за богослужением в церквах Вильно. Также в этой части епархии были активны церковные братства. Интерьер церкви Св. Духа. Фотография. 2014 г. Интерьер церкви Св. Духа. Фотография. 2014 г. В 1584 г. в Вильно при виленском во имя Святой Троицы мужском монастыре образовалось православное братство, ставшее важным центром правосл. просвещения и книгопечатания. В 1588 г. оно получило от К-польского патриарха Иеремии II Траноса статус ставропигии и некоторые права по управлению Церковью (сообщать патриарху о недостойном поведении епископов и митрополита, участвовать в их избрании, распоряжаться делами монастырей, церквей, «шпиталей»). После заключения Брестской унии в 1596 г. правосл. братство возглавило борьбу против ее экспансии на землях Л. и Белоруссии. Из-за преследований со стороны униат. митр. Ипатия Потея часть братчиков недалеко от Троицкого монастыря, на землях православных шляхтянок из рода Воловичей, построила ц. Сошествия Св. Духа на апостолов и в нач.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

24 сентября 2012 года митрополит Курский и Рыльский Герман , архиепископ Берлинско - Германский и Великобританский Марк и епископ Железногорский и Льговский Вениамин совершили чин освящения восстановленного храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» и первую божественную литургию в нем. Отличительной и уникальной особенностью храма является фарфоровый иконостас, выполненный екатеринбургскими мастерами. Главный монастырский храм - Собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 года, правый придел освящен архиерейским чином 22 декабря 2011 года в честь Рождества Иоанна Предтечи. Храм Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим Патриархом Алексием II 19 сентября 1991 года. Храм «Казанской» иконы Божией Матери – освящен архиерейским чином 21 июля 1991 года. Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» - освящен архиерейским чином 24 сентября 2012 года. Храм великомученика Пантелеимона (больничный корпус), храм прп. Серафима Саровского на подворье монастыря. Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах обители. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей. КУРСКАЯ КОРЕННАЯ ПУСТЫНЬ, муж­ской мо­на­стырь в честь Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Рас­по­ло­жен в м. Сво­бо­да Зо­ло­ту­хин­ско­го р-на Кур­ской обл., на пра­вом бе­ре­гу р. Тус­карь. Ос­но­ван в 1597 по ука­зу ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча на мес­те, где, по пре­да­нию, в 1295 жи­те­лем Рыль­ска у кор­ня де­ре­ва (от­сю­да назв. пус­ты­ни) бы­ла най­де­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние». На ме­сте об­ре­те­ния за­бил ис­точ­ник. Ико­на, по­лу­чив­шая назв. ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Кур­ской Ко­рен­ной, про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ния­ми и ста­ла очень по­чи­тае­мой. При­ве­зён­ная в 1597 в Мо­ск­ву на по­кло­не­ние она по ука­за­нию ца­ри­цы И.

http://sobory.ru/article/?object=02500

Согласно «Посланию итальянских братьев» (60-е гг. XIV в.), когда папа Сильвестр принял от императора «сокровища», с неба послышался голос, возвестивший, что в Церковь проник смертельный яд. Несмотря на преследования со стороны «ложных христиан», товарищи Сильвестра отказались нарушить обет бедности и сохранили истинную веру (Ibid. S. 356). Учение о несовместимости христ. веры с властью и богатством и о том, что католич. Церковь из-за К. д. утратила благодать, было воспринято гуситами и моравскими братьями (см.: Gonnet J., Molnar A. Les Vaudois au Moyen Âge. Torino, 1974. P. 412; Cadili. 2013. P. 629-636). Представления итал. гуманистов о К. д. сложились под влиянием гибеллинов, которые рассматривали его как незаконный акт, и спиритуалов, считавших его безнравственным. Позицию гибеллинов выразил Данте в трактате «Монархия»; он привел как юридические («Константин не мог отчуждать права и владения империи, а церковь принимать их... Империи не подобает разрушать самое себя»), так и моральные («Церковь вовсе не была предрасположена к тому, чтобы принять светское... [Но] мог и наместник божий принять дарение... на благо церкви и бедняков Христовых») аргументы против К. д. ( Данте Алигьери. Монархия/Пер.: В. П. Зубов. М., 1999. С. 118-123). В «Божественной комедии» Данте писал о К. д. как о щедром и бескорыстном благодеянии образцового правителя-христианина, к-рое, однако, стало причиной великих бедствий (il mal dedutto/dal suo bene operar non li è nocivo,/avvegna che sia " l mondo indi distrutto - La Divina Commedia. Inferno. 19. 115-117; Paradiso. 20. 55-60). Впосл. на характеристику К. д. в сочинениях Данте опирались гуманисты ( Nardi. 1944; Puletti. 1993; Cadili. 2013. P. 624-626). Л. Валла. Гравюра. Мастер Ж. Ж. Буассар. 1597–1598 гг. Л. Валла. Гравюра. Мастер Ж. Ж. Буассар. 1597–1598 гг. В XV в. было сделано несколько независимых попыток доказать подложность К. д. Кард. Николай Кузанский в соч. «О вселенском согласии» (1433) критиковал К. д. с позиций Соборного движения , доказывая божественное происхождение имп.

http://pravenc.ru/text/2057118.html

Близость покрова по общему стилю к произведениям царицыных светлиц и несхожесть его с произведениями собственно монастырской мастерской 527 дает возможность считать, что он был выполнен в Новодевичьем монастыре в мастерской, принадлежавшей особе царского рода, а такой в это время здесь была старица Леонида, до пострижения – Елена Ивановна Шереметева, третья жена царевича Ивана Ивановича. Из той же мастерской вышел покров с изображением преподобного Савватия (кат. 36). В Описях Соловецкого монастыря XVI в. лицевые покровы, а именно два одинаковых, упоминаются только в 1597 г. Однотипность описаний покровов свидетельствует об одной и той же мастерской. По всей видимости, их можно идентифицировать с незадолго до того вложенными покровами старицы Леониды. ВЫСТАВКИ 1927 Москва, 50. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Соловецкого монастыря 1597, л. 92 об. 93; Опись Троицкого собора Соловецкого монастыря 1923, л. 26, 125; Списки и акты приемки предметов Соловецкого монастыря 1923, л. 11, 125; Опись Соловецкого собрания 1928/3, 481 (ошибочно – 474 сол.); Опись Оружейной палаты 1948, д. 43, 2946 соб.; Маясова 1971 (3). С. 370, табл. 131, 132; Маясова 1973 (2). С. 137–144, 146–147, ил. 3, 4; Маясова 2003. С. 77–78. 36. ПОКРОВ ПРЕПОДОБНЫЙ САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЙ Прямоличное, в рост, изображение Савватия Соловецкого 529 в преподобнических одеждах вышито по сизо-голубой камке с узором крупных клейм с растительным орнаментом и «чешуйчатых» лент. В левой руке святого, согнутой у пояса, – свернутый свиток, правая рука прижата к груди. Фигура преподобного удлиненная, с маленькими руками. Лик с высоким лбом шит тонким некрученым блестящим шелком песочного цвета швом «в раскол» по направлению мускулов. Черты лика шиты коричневым, глаза – темно-красным. Волосы и длинная окладистая борода шиты песочного цвета крученым шелком. Нимб – пряденым золотом с малозаметной коричневой прикрепой швом «городок». Мантия – золотной нитью с такой же прикрепой («двойная ягодка»), нижняя одежда – серебром (шов – «разводная клетка»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Конечно, православные не питали надежды на исполнение их обращения к королю. Поэтому постановили: в случае безуспешности их ходатайства перед королем, перенести дело об унии на Генеральный Сейм 1597 г. О происшествиях в Бресте собор издал окружное послание к православным. После Брестского собора Как и следовало ожидать, послы от собора получили в королевской инстанции отказ во всем. Королевский универсал от 15-го октября 1596 г. санкционировал собор униатский и государственно утверждал его иерархическое отлучение на православную иерархию, т. е. на двух, оставшихся в православии епископов: Гедеона Львовского и Михаила Копыстенского Перемышльского. А это значило, что два православных архиерея будут лишены их «хлебов духовных» и на их место королевским указом будут назначены другие, униаты. Православные в предвидении этого еще на сеймиках, выбиравших делегатов на Варшавский сейм 1597 г., дали им инструкцию выдвинуть, при поддержке протестантов, обратное требование о лишении мест архиереев, принявших унию. Так началась двухвековая сеймовая конституционная борьба православных, в союзе с другими диссидентами Польши, за свободу своего исповедания. Борьба эта была очень трудной и малоуспешной. Конституционный закон требовал единогласия от всего корпуса депутатов в 300 человек. Он назывался Посольской Избой. В вероисповедных вопросах этот корпус и не мог дать единогласия, ибо он отражал пропорционально всю вероисповедную пестроту Польши. Опыты голосовки всегда давали математически наперед известное разногласие, и потому все оставалось по-старому, но была и обратная сторона медали. На том же основании единогласия диссиденты часто срывали и предложения партии католиков. Правительство отомстило православным еще и тем, что обвинило экзарха Никифора в шпионаже в пользу Турции и в пользу Москвы, судило его политическим сенатским судом, заключило его в Мариенбургскую крепость, куда в недалеком будущем был заключен и митрополит Филарет Романов. Там Никифор и умер вскоре, как узник. Начался новый мученический период православной церкви в Польском государстве, как гонимого меньшинства, с протекционным насаждением унии, с борьбой православного населения, переходившей часто в гражданскую войну, в виде казацких восстаний. А все это повело через полстолетия к отпадению русской Украины к Москве. А в дальнейшем эта близорукая борьба за покорение Руси под унию ускорила конец и самой Польши и ее детища – унии, исчезнувшей в XIX в. в пределах уже России. Читать далее Источник: Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х т./Карташёв А.В. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2020./Том 1. – 571 с. ISBN 978-5-4475-9744-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

«De officio primario summi pontificis»: Eine Denkschrift Kardinal Bellarmins für Papst Clemens VIII. (Sept.- Okt. 1600)//Römische Kurie, kirchliche Finanzen. Vatikanisches Archiv: Stud. zu Ehren von H. Hoberg/Hrsg. E. Gatz. R., 1979. Bd 1. S. 377-403; idem. Il nepotismo di papa Clemente VIII (1592-1605): Il dramma del cardinale Cinzio Aldobrandini//Archivio storico italiano. 1988. Vol. 146. N 1. P. 57-93; Springer E. Kaiser Rudolf II., Papst Clemens VIII. und die bosnischen Christen: Taten und Untaten des cavaliere Francesco Antonio Bertucci in Kaiserlischen Diensten in den Jahren 1594-1602//Mitteilungen des Österreichischen Staatsarchivs. W., 1980. Bd. 33. S. 77-105; Das Papsttum, die Christenheit und die Staaten Europas 1592-1605: Forschungen zu den Hauptinstruktionen Clemens " VIII/Hrsg. G. Lutz. Tüb., 1994; Barbiche B. Clément VIII//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 380-383; idem. Clément VIII et la France (1592-1605): Principes et réalités dans les instructions générales et les correspondances diplomatiques du Saint-Siège// Idem. Bulla, legatus, nuntius: Études de diplomatique et de diplomatie pontificales (XIIIe-XVIIe siècles). P., 2007. P. 347-366; idem. La politique de Clément VIII à l " égard de Ferrare en novembre et décembre 1597 et l " excommunication de César d " Este//Ibid. P. 367-406; idem. L " influence française à la cour pontificale sous le règne de Henri IV//Ibid. P. 509-533; Frajese V. Tendenze dell " ambiente oratoriano durante il pontificato di Clemente VIII//Roma moderna e contemporanea. R., 1995. Vol. 3. N 1. P. 57-80; Freiberg J. The Lateran in 1600: Christian Concord in Counter-Reformation Rome. Camb., 1995; Alonso C. Una embajada de Clemente VIII a Persia (1600-1609)//AHPont. R., 1996. Vol. 34. P. 7-126; Paciaroni R. Note sanseverinati per il viaggio di papa Clemente VIII attraverso le Marche (1598)//Studia picena. Ancona, 1997. Vol. 62. P. 95-134; Tellechea Id í goras J. I. Clemente VIII y el episcopado español en las postrimerías del reinado de Felipe II (1596-1597)//Anthologica annua.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010