В 1374 году от св. митрополита Алексия Дионисий хиротонисан епископом в Суздаль, в 1382 году получил в Царь-Граде от патриарха Нила сан архиепископа, а в 1384 году от него же – достоинство митрополита Всероссийского, но на обратном пути в Киев схвачен князем Владимиром Ольгердовичем, как посвященный без его согласия, и послан в заточение, где и преставился 15 октября 1385 года. Мощи его почивают открыто в Антониевской пещере. Печерский-Вознесенский, 1-го класса (с 1764 года), монастырь Нижегородской губернии и уезда, близ самого города, на правом берегу Волги, между Нижним и слободою Старыми Печерами. До 1597 года находился на горной крутизне Волги, в 2 верст. к востоку от Нижнего, там, где ныне приходская церковь слободы Старых Печер. В 1597 году гора, на которой находился монастырь, сползла в Волгу, причем были разрушены все церкви и монастырские здания. По освидетельствовании местности, решено перенести монастырь на другое место, ближе к Нижнему, а на прежнем месте поставлена церковь для поминовения усопшей братии. Нижняя приходская церковь во имя Преображения Господня построена в 1794 году и в ней под спудом покоятся мощи схимонаха Иоасафа, обретенные в 1597 году при разрушении монастыря. Новоустроенный монастырь отличается богатством и благоустройством. В соборном храме во имя Вознесения находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Печерская и принесенная св. Дионисием из Киева. В монастыре сохранилась картина, представляющая вид монастыря до его разрушения. 97. Преп. Евфимий, игумен Суздальский. Один из учеников св. Дионисия, преп. Евфимий называется спостником и собеседником преп. Сергия. Он родился в Нижнем Новгороде, и в ранней юности пришел в пещерную обитель Дионисия. Здесь, по воле настоятеля, Евфимий носил воду и рубил дрова в пекарне; взгляд на огонь возбуждал в нем слезы сокрушения о грехах, ввергающих грешника в огонь вечный. Трудясь неутомимо, он проводил ночи в молитве и постился, употребляя пищу не до сыта, а воду пил мерою. Когда князь Борис Константинович в 1352 году пожелал построить в Суздале монастырь и просил у блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В 1992 г. храм возвращен верующим, богослужения возобновлены в 1993 г. Храм практически полностью восстановлен. При храме действует воскресная школа для детей. Исторический обзор о строительстве, разрушении и воссоздании храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время — самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников, крупнейшая слобода в этой части города. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Большая и Малая Бронные, Палашевский, Гранатный и др. Московские «пансыри» и сабли были настолько хороши, что в 1589 г. бухарские послы испрашивали разрешения купить их. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским по одноименной церкви в честь апостола Иоанна Богослова. Дату основания главного слободского храма, тогда еще деревянного, можно относить к последней трети XVI века в промежутке между 1570 и 1597 гг. На это указывает тот факт, что в документах начала XVII века церковь упоминается в списке храмов, не получавших никогда ругу, то есть денежные или земельные жалования из царской казны. Ругу приходским церквям, официально упраздненным Стоглавым собором 1550 года, еще выплачивали в течение последующих двух десятилетий. Следовательно, первый деревянный храм апостола Иоанна Богослова в Бронной слободе, скорее всего, мог возникнуть только после 70-х гг. XVI века, когда вновь строящиеся храмы уже не получали царскую ругу. В тоже время храм не мог возникнуть позднее 1597 г., так как на Петровском чертеже города Москвы 1597–1599 гг. между Тверскими и Петровскими воротами в слободе бронников уже отмечена Иоанно-Богословская церковь. Наступившее в начале XVII века Смутное время напрямую коснулось жизни Бронной слободы. Царские оружейники, оставшиеся верными русскому правительству и не желавшие служить «ляхам», представляли серьезную проблему для польско-литовских захватчиков. 19 марта 1611 г. в ответ на произвол поляков в Москве вспыхнул народный бунт. Для скорейшего подавления сопротивления москвичей враги решили поджечь город с разных концов. Согласно летописи, специальные карательные польские отряды «начаша жещи посады, и городы, и в Белом городе все пожгоша, и деревянный город с посады пожгоша». Слободчане спешно покидали свои разграбленные и сожженные дома. Смута не просто изменила привычный слободской уклад, она фактически уничтожила существование самой Бронной слободы. Лихолетье в буквальном смысле стерло память о прежней жизни слободы бронников. В огне безвозвратно исчезли все приказные, слободские и церковные документы, содержавшие сведения о становлении и первых временах существования Бронной слободы, а вместе с ней и храма Иоанна Богослова на Бронной.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Опись Оружейной палаты 1948 – Опись Государственной Оружейной палаты 1948 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, оп. 1948 г., д. 41; ч. 1, д. 42; ч. 2, д. 43; ч. 3, Д. 44. Опись Патриаршей ризницы 1876 – Опись Патриаршей ризницы 1631 года//Вестник ОД-РИ, 1874–1876 гг., 1–2. М, 1876. Раздел И. Материалы. С. 1–29. Опись Патриаршей ризницы 1904 – Успенский А И. Патриаршая ризница//Мир искусства 1904. Вып. 10. С. 237–264. Опись Патриаршей ризницы 1910 – Опись Патриаршей ризницы 1720 г./Подготовил Н. Попов. М. 1910. Опись Покровского монастыря 1927 – Опись Покровского женского монастыря в г. Суздале 7101/1597 г.//Георгиевский В. Т. Памятники старинного искусства Суздальского музея. М, 1927. Приложение. С. 1–57. Опись Преображенского собора Соловецкого монастыря 1923 – Опись историко-художественных предметов Преображенского собора бывшего Соловецкого монастыря, взятых на учет отделом музеев НКП представителями отдела музеев Я. Я. Померанцевым, Е. Я. Силиным и П.Д. Варановским 1923 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923 г., д. 11. Опись ризной палаты Соловецкого монастыря 1791 – Опись ризной палаты Соловецкого монастыря 1791 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук.1424. Опись ризным и церковным вещам Соловецкого монастыря 1828 – Опись ризным и церковным вещам, хранящимся в ризной палате Соловецкого монастыря 1828 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-1432. Опись собрания Карабанова 1851 – Опись вещам собрания премьер-майора Павла Федоровича Карабанова. 26 июня 1851 п – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 1, оп. 1, д. 55. Опись Соловецкого монастыря 1570 – Опись строений и имущества Соловецкого монастыря 1570 г. («Книга Отводная игумену Варлааму»), – Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д. 121. Опись Соловецкого монастыря 1582 – Опись строений и имущества Соловецкого монастыря 1582 г. («Книги переписные монастырские игумена Иакова 90 -го году»). – Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д 124. Опись Соловецкого монастыря 1597 – Опись строения и имущества Соловецкого монастыря 1597 г. («Переписные книги игумена Исидора 105-го году»), – Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д. 127.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Плетенецкий, однако ж, несмотря на волю короля, не уступил своего монастыря и продолжал управлять им еще около девяти лет, пока не перешел на настоятельство в Киево-Печерскую лавру . Особенно чувствительно было владыкам-отступникам то, что король вовсе и не думал дать им место в своем сенате, чего они так желали, и сравнять их с латинскими прелатами, как прежде обещал. Папа два раза писал в 1599 г. (от 7 апреля и 10 июля) к Сигизмунду III и просил его выполнить все обещания, данные униатским архиереям: предоставить им место в сенате и уравнять униатское духовенство с римским, но напрасно . В других милостях король униатам не отказывал. Митрополит Рагоза как архимандрит минского Вознесенского монастыря имел тяжбу с князем Петром Горским из-за села Тростенца, которое подарила тому монастырю еще королева Елена, и король решил судебное дело в пользу митрополита (28 марта 1597 г.). Вскоре за тем митрополит принес жалобу, что староста мозырский князь Юрий Радзивилл и его урядники вмешиваются в церковные дела митрополита и изъемлют из-под его власти священников, подчиняя их себе, и король строго запретил это названному старосте (10 декабря 1597 г.). Полоцкому архиепископу Герману еще в бытность его протонотарием и проповедником при митрополите Рагозе последний подарил церковный фольварок Загорский близ Новогрудка за труды по проповеданию слова Божия. Теперь Герман просил короля утвердить за ним означенный и король пожаловал ему утвердительную грамоту (19 декабря 1596 г.). Тот же архиепископ жаловался, что витебский воевода Николай Сапега удерживает у себя дани, издавна пожалованные двум витебским церквам с королевских волостей, и король приказал воеводе не удерживать этих даней и отдавать церквам, а когда воевода не послушался, то потребовал его к своему суду (6 декабря 1597 г.) . Впрочем, все эти действия короля отнюдь не выражали какой-либо особенной благосклонности его к униатским владыкам: такие же знаки внимания и справедливости он оказывал им и прежде, когда они были еще православными.

http://sedmitza.ru/lib/text/436113/

J. Die Canisius-Enzyklika «Militantis Ecclesiae»//Reformatio ecclesiae: Beiträge zu kirchlichen Reformbemühungen von der Alten Kirche bis zur Neuzeit. Paderborn etc., 1980. S. 893-910; Donnelly J. Peter Canisius//Shapers of Religious Traditions in Germany, Switzerland, and Poland, 1560-1600/Ed. J. Raitt. New Haven, 1981. P. 141-156; Wolter H. Canisius, Petrus (1521-1597)//TRE. 1981. Bd. 7. S. 611-614; Diez K. Petrus Canisius SJ (1521-1597)//Katholische Theologen der Reformationszeit. Münster, 1986. Bd. 3. S. 89-102; idem. Christus und seine Kirche: Zum Kirchenverständnis des Petrus Canisius. Paderborn, 1987; idem. Petrus Canisius als Theologe//Petrus Canisius - Reformer der Kirche. 1996. S. 178-193; Stierli J. Pierre Canisius//DSAMDH. 1986. T. 12. Pt. 2. Col. 1519-1525; Bundschuh B., von. Das Wormser Religionsgespräch von 1557: Unter besonderer Berücksichtigung der kaiserlichen Religionspolitik. Münster, 1988; Appuhn-Radtke S. Petrus Canisius im Bild: Entwicklungsstadien einer Heiligenikonographie//Petrus Canisius - Reformer der Kirche. 1996. S. 244-274; Haub R. Petrus Canisius als Schriftsteller//Ibid. S. 151-177; eadem. «Bei Gott, ich erdichte nichts; ich gebe nur der Wahrheit Zeugnis»: Impressionen zum Testament des Petrus Canisius//Petrus Canisius SJ (1521-1597). 2000. S. 313-346; eadem. Das Erziehungskonzept der Jesuiten und der Stellenwert des Katechismus// Canisius P. Der Grosse Katechismus. 2003. S. 35-48; eadem. Petrus Canisius: Botschafter Europas. Limburg, 2004; Oswald J. Petrus Canisius - Ein Lebensbild//Petrus Canisius - Reformer der Kirche. 1996. S. 21-38; idem. Petrus Canisius - ein Mystiker?: Eine Hinführung zu seinem Testament//Geist und Leben: Zschr. f. christliche Spiritualität. Würzburg, 1997. Bd. 70. H. 4. S. 260-269; Petrus Canisius - Reformer der Kirche: FS z. 400. Todestag des zweiten Apostels Deutschlands/Hrsg. J. Oswald, P. Rummel. Augsburg, 1996; Rummel P. Petrus Canisius und Otto Kardinal Truchsess von Waldburg//Petrus Canisius - Reformer der Kirche.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

В Москве основаны три монастыря: в 1591 г. Донской — в память избавления Москвы от крымского хана Казы-Гирея, так названный по имени Донской иконы Богоматери, находившейся тогда в стане московского войска; к концу XVI в.— Зачатиевский и Ивановский, оба женские. В пределах тогдашней Новгородской епархии — три монастыря: к концу XVI в.— Антониев Леохнов, в 50 верстах от Новгорода, преподобным Антонием Леохновским; в 1603 г.— Синеозерская Благовещенская пустынь, в 60 верстах от Устюжны, преподобным Евфросином, и в 1606 г.— Красногорский, в 10 верстах от Пинеги; кроме того, в 1597 г. возобновлен царскою казною Валаамский монастырь, разоренный шведами. В Казани основано два монастыря: Иоанно-Предтечев и Феодоровский Троицкий, оба к концу XVI в. В Астрахани — один, Спасо-Преображенский, в 1597 г. В Тверской епархии — один, Нилов Столбенский, в 1594 г. В Вологодской епархии — пять: в самой Вологде — Горний Успенский, девичий, в 1590 г. и Галактионова пустынь, к концу XVI в., названная по имени преподобного Галактиона, ее основателя; в 85 верстах от Тотьмы — Бабозерская Николаевская пустынь, около 1605 г.; в 80 верстах от Устюга, на реке Недуме — Устьнедумский Введенский монастырь, в 1607 г. и в Соликамске — Вознесенский, в 1608 г. На Вятке, в городе Слободском — один, Богоявленский, устроенный по просьбе всех жителей и по благословению патриарха Иова в 1599 г. В пределах нынешней Курской епархии — три: в 27 верстах от Курска — Коренная Рождества Богородицы пустынь, в 1597 г.; в Белгороде — Николаевский, в 1599 г. и в самом Курске — Троицкий, в начале XVII в., строителем Ионою Темкою. Не перечисляем других монастырей, которые только упоминаются в первый раз к концу XVI и в начале XVII в., но могли быть основаны прежде . Один из древнейших новгородских монастырей, Хутынский Варлаамов, доселе управлявшийся игуменами, возведен на степень архимандрии. В 1608 г. царь Василий Иванович Шуйский, посоветовавшись с патриархом Гермогеном, решил «для чудотворнаго места и почести тоя великия обители» быть в ней архимандриту и дать ему шапку епископскую, а патриарх благословил тогдашнего игумена этой обители Трифона в архимандриты и повелел ему служить литургию в епископской шапке, с рипидами и со свещами на ковре, как достоит епископу» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436107/

Константина Острожского, умершего в 1608 г. Примечательно, что в 1607 г. в Почаевском мон-ре значительно увеличилось число насельников, возможно вслед. перехода туда части монашествующих из Дубно. Незадолго до прихода И. в Почаевский мон-рь в обители, основанной в 1597 г., был принят общежительный устав, в 1597-1617 гг. в мон-рь была перенесена чудотворная Почаевская икона Божией Матери. И. прибыл на Почаевскую гору в качестве простого инока, но и здесь прославился аскетическими подвигами, и братия между 1617 и 1623 гг. избрала его игуменом. И. стал 5-м настоятелем Почаевского мон-ря. Преподобный любил уединяться для молитвы в глубокую пещеру в Почаевской горе, где проводил по неск. суток. В 1641 г. И. поставил на уступе скалы, вдавшемся в пещеру, список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. Однажды, когда святой молился в пещере, ее озарил необычный свет, сохранявшийся более 2 ч. Свидетелем чудесного явления был также ученик святого Досифей, описавший чудо в Житии И. Под схимнической одеждой преподобный носил власяницу и вериги. Вслед. «плоти измождения» тело И. отделялось от костей, «о чем и до сего дне,- замечает Досифей,- свидетельствуют честныя мощи нетленныя, в раке лежащия». С братией настоятель обходился кротко и ласково. И. приходилось совмещать аскетические подвиги с обязанностями игумена. На время его управления Почаевским мон-рем пришелся острый и продолжительный конфликт обители с белзским каштеляном протестантом А. А. Фирлеем, наследником скончавшейся в 1617 г. фундаторши Почаевского мон-ря Анны Гойской, ставшим владельцем Почаева, Козина, с. Орля и др. селений. Фирлей отказался выполнять условия завещания Анны Гойской, внесенного 21 марта 1617 г. в кременецкие гродские книги, в котором ему предписывалось помогать Почаевскому мон-рю и правосл. приходской церкви в с. Орля. Фирлей отнял у обители часть имений, пожертвованных ей в 1597 г. Выступая против почитания чудотворной иконы Божией Матери и отпечатка стопы Пресв. Девы на Почаевской горе, Фирлей задумал разрушить мон-рь.

http://pravenc.ru/text/578150.html

VI. Настоятели Коренной Пустыни А) Настоятели первого периода (1597 – 1618) Игумены 1) Первым Настоятелем Коренной Пустыни был Игумен Евфимий; пострижен в монашество из священников г. Рыльска, в мире именовался Георгием. Упоминается в рукописном сказании о явлении чудотворной иконы Знамения Божией Матери Курская в 1597 году. 2) Вассиан, 3) Давид, 4) Серапион: Упоминаются в одном из монастырских актов 1622 года, а именно: в деле о принадлежавшем исстари Коренной Пустыне Святом городище на реке Рати, в 15 верстах от Курска, при чем замечено, и что прежние игумены монастыря Пречистой Богородицы: Вассиан, Давид и Серапион, приходя из Пустыни (на урочище, что при реке Рати) рыбу лавливали и всяким угодьем владели. 5) Игумен Иосиф, упоминается под 1611 – 1613 годами; он перешёл с братией из пустыни в Курск от неприятельского нашествия, куда еще ранее по Царскому указу была перенесена из пустыни же Чудотворная икона и все ценное церковное и монастырское имущество, по тому же поводу; сидел в осаде 1611 года, а как в том же году монастырь что в Пустыне был разорен и сожжен Крымскими Татарами, то Игумен Иосиф и остался с братией того монастыря в Курске, где по просьбе «всякого чина градских людей» занялся строением, по данному ими во время осады обету, в малом острожке церкви и монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы, по устроении коего в 1613 году был назначен настоятелем сей новоустроенной обители. Можно полагать, что его же попечением , по миновании неприятельского нашествия, построена паки в пустыне на месте разоренной обители деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая по одному акту 1617 года, значится еще не освященной. Б) Настоятели второго периода (1618 – 1764) Строители: По возобновлении около 1618 года Пустынной Обители на месте явления Чудотворной иконы, этою Пустынькой во весь долгий период её зависимости от Курского Богородицкого монастыря (1618 – 1764) управляли иеромонахи того монастыря, которые в XVIII столетии именовались строителями; некоторые из них известны и по именам, таковы например:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По поводу Брестского Собора, точнее, двух Брестских Соборов, из которых один принял унию, а другой отверг, составлено как православными, так и униатами несколько сочинений. Православные издали в 1597 г. на польском языке в Кракове небольшую книгу «Ектесис, или Краткое изложение дел, происходивших на Поместном Соборе в Бресте Это собственно история православного Брестского Собора, повествующая, как происходили одно за другим его заседания, его сношения с униатами и латинянами, его рассуждения и решения. Автор книги неизвестен . Латиняне и униаты с своей стороны издали в том же году и там же небольшую книгу о своем Соборе, написанную иезуитом Скаргою, хотя он и не упомянул своего имени на самой книге. Она издана на двух языках, особо на польском и особо на русском и состоит из двух частей. В первой, под заглавием «Собор Берестейский», автор кратко излагает историю униатского Собора, бывшего в Бресте, а во второй, «Оборона Синоду Берестейского», заключающей в себе двенадцать небольших «розделов», или глав, старается защитить этот Собор от возражений со стороны православных и в первых двух главах доказывает, что Собор униатский был законный и правильный, хотя митрополит и владыки приняли на нем унию без согласия Цареградского патриарха и своих мирян; в следующих главах раскрывает учение, догматически и исторически, о единовластии папы в Церкви, о признании главенства папы и греками, о Флорентийском Соборе, повторяя то, что прежде обширнее изложил в своем сочинении «О единстве и, наконец, убеждает православных согласиться на унию с Римом: указывает на непоколебимость Римской Церкви как единой истинной и на упадок Церкви Греческой, будто бы постигнутой проклятием Божиим, объясняет, якобы чрез унию не вводится новая вера, а только возобновляется прежнее соединение греков с латинянами, и усиливается опровергнуть законность православного Брестского Собора, называя его не Собором, а сеймиком . Такое сочинение латинское не могло не оскорбить православных, и они поспешили еще в том же 1597 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436113/

4 Библиография, относящаяся к истории унии и греко-католической церкви очень полно представлена в трудах И. Патрило: Патрило И. Джерела и церкви. Ч. 1–2. Piм, 1975–1988; Патрило I. до та уний//Analecta OSBM XV (1996). 5 Апокрисис. Сочинение Христофора Филалета. В двух текстах, польском и западнорусском, 1597–1599 гг.//РИБ. Т. 7. СПб., 1882 (=Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 2). Стб. 1003–1820; Антиризис или апология против Христофора Филалета//РИБ. Т. 19. СПб., 1903 (=Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 3). Стб. 477–982; Ектезис. Православное полемическое сочинение 1597 года. Изд. П. Гильтебрандт //РИБ. Т. 19. СПб., 1903 (=Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 3). Стб. 328–375 (Другое издание: Ектезис. Изд. А. Н. Попов //ЧОИДР, 1879. Кн. 1); Susza J. Cursus vitae et certamen martyrii B.J. Kuncewicii Archiepiscopi Polocensis, Episcopi Vitebscensis et Mstislaviensis. Romae, 1665 (переиздано: Paris, 1865, ed. J. Martinov); Susza J. Saulus et Paulus Ruthenae unionis sanguine B. Josaphat transformatus sive Miletius Smotriscius Archiepiscopus Hieropolitanus, Archimandrita Dermanensis. Romae, 1666. 7 Kulczynski I. Specimen Ecclesiae Ruthenicae ab origine susceptae fidei ad nostra tempora in suis capitibus seu Primatibus Russiae cum S. Sede Ap. semper unitae. Romae, 1733; Poczaiöw, 1759; 3-е изд.: Paris, 1859. 8 Bullae et brevia summorum pontificum sacrorum, congregationum decreta. Poczaiöw, 1767 (публикация в русском переводе: Папские буллы по греко-униатскому вопросу. Изд. П. Парвов. СПб., 1889). 9 Бантыш-Каменский H.H. Историческое известие о возникшей в Польше унии. М., 1805; Костомаров Н.И. О причинах и характере унии в Западной России. Харьков, 1841; Иванишев И.Д. Сведения о начале унии, извлеченные из актов киевского центрального архива. М., 1858; Коялович М.О. Замечания об источниках Литовской церковной унии//Христианское чтение. 1858. Т. 2. С. 339–390; Начало унии в Юго-Западной России//Православный собеседник. 1858. Т. 2. С. 55–91, 231–261, 408–442, 537–563; Т. 3. С. 81–119, 200–231; Князь Константин (Василий) Острожский//Православный собеседник. 1858. Т. 1. С. 365–392; 536–566; Макарий, архим. Записки преосв. Георгия Конисского о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Римскою Церковию//ЧОИДР. 1847. 8. С. 1–30.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010