Оборот образа часто обтягивался парчовой тканью с пышным орнаментом в древнерус. или визант. стиле. Гладкие поля украшались сканым орнаментом с узорами повторяющихся пышных цветов с остроконечными лепестками и каплевидными листками, залитыми темно-синей и зеленой эмалью. О. имели вид рамок простой или фигурной формы, их ажурная разновидность - кружевная сетка скани, состоящей из многочисленных небольших колец с 3 или 4 завитками, напоминала витраж или кованую миниатюру. Изготовление подобных О. преследовало цель сохранить древние традиции иконопочитания, выраженные в покрытии образа драгоценным металлом, и одновременно позволяло видеть краски иконы. Ажурная серебряная скань в О. не является открытием стиля рус. модерна, такой прием был известен ранее: напр., О. 1-й трети XIV в. серб. работы для надгробной иконы свт. Николая Чудотворца, дара царя св. Стефана Дечанского (1321-1331) собору в Бари (ризница собора в Бари), сканые О. работы московских и вологодских мастеров XVIII в. (ныне в ГИМ, СПГИАХМЗ, СИХМ). Аналогичные О. изготавливали по проектам Вашкова в мастерских К. И. Конова, И. А. Алексеева, И. Е. Бутузова, Д. Л. Смирнова, С. И. Жарова (ныне в ГММК, ГМИР, ЦМиАР). Яркой особенностью обладают венцы - отполированные, как правило, без отгиба (бортика) по внешнему краю, украшенные лишь золочением, иногда - гранеными камнями или кабошонами в круглых или овальных гладких кастах. Своеобразие венцов проявляется в демонстрации его тонкого внешнего края, в то время как на всех древнерусских чеканных или гладких венцах к внешнему краю припаивалась серебряная полоска, а на басменных делалась деревянная подложка для впечатления массивности драгоценного убора. Конструкция убора напоминает визант. серебряные О. на Евангелия с наугольниками в виде глаголей. Прямоугольная форма нередко дополнялась скругленными углами, что вело к усложнению их изготовления - к внешнему и внутреннему краю по периметру с оборота припаивались тонкие серебряные полоски, придающие массивность предмету.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Известна редкая рус. икона Г. П. 1-й трети XVII в. (СИХМ). Святой (седой, длиннобородый) изображен в пещере, с ним 2 льва и змеи; слева над пещерой склонилась кормившая его вдовица с хлебом в руках; в верхнем левом углу - город, окруженный крепостной стеной. Справа от пещеры - обнаженный царь Трдат, со звериной головой, пасет свиней (в руке кнут); по центру вверху - Нерукотворный образ Спасителя; на верхнем поле - текст Жития Г. П., написанный золотом в 6 строк (Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв. М., 2003. Кат. 54). Прорись с изображением Г. П. помещена в списке Сийского иконописного подлинника 2-й пол. XVII в. ( Покровский Н. В. Очерки памятников христ. искусства. СПб., 2002. С. 224-225. Рис. 173): Г. П. представлен заточенным во рву, у края к-рого стоит вдовица, а слева - стреноженный, в виде вепря, но с человеческой головой, царь Трдат ест со свиньями. Согласно «Иконописным подлинникам» новгородской редакции кон. XVI в., Г. П. «...пишется тако: подобием Василий Кесарийский; брада посветлее Васильевы, с проседью; риза святительская богородичь, в омофоре, исподь празелень дымчат, патрахиль вохра блед; власы оброслый; сух и черен» ( Ерицов А. Д. Первоначальное знакомство армян с северо-вост. Русью до воцарения дома Романовых в 1613 г.//Кавказский вестн. 1901. 12. С. 50, 51). В лицевых иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) сказано: «Святаго священномученика Григория великия Армении, рус, аки Василий Кесарийский, брада посветлее Василиевы, с проседью, а на нем амфор, риза святительская багор дичь, испод празелен дымчат, а потрахиль вохра» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 34-35), причем в том же подлиннике образ Василия Великого, архиеп. Кесарийского, описан прямо противоположно: «...черн, во образе горбонос…» (Там же. С. 62; то же см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 162, 231). Образ Г. П. был достаточно широко распространен в рус. церковном искусстве XVI-XX вв., подтверждением чего может служить существование посвященных ему правосл. храмов, святой традиционно включался в состав минейных икон, на к-рых представлен как святитель (минейная икона из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ), годовая икона-минея (кон. XIX в., УКМ) - везде с подписью: «Сщмч. Григорий»). Изображения Г. П. носили чаще всего патрональный характер как образы тезоименитого святого. Так, на шитом сударе с изображением Св. Троицы, вложенном казанским воеводой кн. Г. А. Булгаковым-Куракиным «по своим родителям» в мон-рь, Г. П. представлен с избранными святыми (1565, Национальный музей Республики Татарстан, Казань). Ряд деятелей Русского гос-ва были соименны этому святому и чтили его память, в частности кн. Г. А. Потёмкин был инициатором строительства неск. арм. и правосл. церквей во имя Г. П. в С.-Петербурге, Ростове-на-Дону, Николаеве и др. городах; арм. общины возводили храмы во имя Г. П., рассчитывая в т. ч. на покровительство Потёмкина. Праздновались исторические события, связанные с днем памяти святого. В западноевропейском искусстве

http://pravenc.ru/text/168061.html

К 1914 г. на погосте появилась богадельня, которая в годы Первой Мировой войны служила госпиталем для фронтовиков. В 1933-1934 гг. храм на Ивановой горе был закрыт и вскоре после этого полностью разрушен. В последующие годы на территории погоста размещалась школа-интернат, а с 1960-х по 1997 г. – районная психиатрическая больница. В 1985 г. обвалился верхний ярус надвратной колокольни с венчавшим её крестом. В 1998 г. здесь вновь зарегистрирован приход Русской Православной Церкви. С 2005 года в здании богадельни действует домовый храм святого Иоанна Предтечи со статусом Патриаршего подворья. В праздник Преображения, 19 августа 2011 г. на колокольню был вновь поднят и установлен крест. Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ, tsobor.ru/?p=1515 Кирпичный церковный комплекс погоста Ивановская Гора складывался в XVIII-XX вв. Его старейшее сооружение, церковь Рождества Иоанна Предтечи, постройки 1722 г., разобрано в 1936 г., сохранившиеся постройки относятся к концу XIX- началу XX вв. В советское время комплекс погоста использовался под производство, затем под психиатическую больницу, выстроившую свои больничные корпуса и частично исказившую существовавшие церковные. С 1997 г. ансамбль был возвращен верующим и имеет статус Патриаршего подворья. Архитектурной доминантой комплекса служит надвратная колокольня, расположенная в западной линии ограды. Она строилась на средства местного уроженца, фабриканта Д.М. Хутарева. Архитектурный замысел принадлежит инженеру М.Я. Кульчицкому, а также архитекторам Н.Д. Струкову и А.И. Нетыксе. Предполагалось создать монументальное пятиярусное сооружение с боковыми часовнями-усыпальницами, на два аршина уступающее по высоте колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Во втором ярусе планировалось устройство церкви св.Диомида - небесного покровителя храмоздателя, погребенного здесь. С некоторым отступлением от первоначального замысла в 1895-1899 гг. проект был воплощен в жизнь. В 1906 г. Н.Д. Струковым разработан проект устройства погребений над часовнями.

http://sobory.ru/article/?object=08653

С. 48-57); на иконе из московского Сретенского монастыря (сер. XVII в., ЦМиАР) - на обеих в предстоянии образу Божией Матери «Знамение»; на иконах той же иконографии, но в молении Спасу Еммануилу в облачном сегменте (2-я пол. XVII в., ГММК) или Св. Троице (новозаветной) (2-я пол. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); поздний вариант иконографии представлен, напр., на иконе из фамильной часовни-усыпальницы Арсеньевых-Лермонтовых, находилась над могилой М. Ю. Лермонтова (1-я пол. XIX в., Музей-заповедник «Тарханы»). Иногда программа икон, связанных с царственными особами, расширялась, как, напр., на иконе «Богоматерь с Младенцем на престоле, с избранными святыми» (2-я пол. XVII в., СИХМ) - фигуры прп. Алексия и М. Е., подчеркивая парность одинаковым жестом сложенных крестообразно на груди рук, показаны в 1-м ряду, они фланкируют образы 5 святых; на иконе «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Св. Троице (новозаветной)» (2-я пол. XVII в., СПГИАХМЗ) и на сходной с ней по программе иконке из черного глинистого сланца (ГРМ. ДР/КАМ 126) - вверху Св. Троица (ветхозаветная), в среднем ряду - 3-фигурный Деисус, в состав к-рого введен свт. Алексий, в нижнем - М. Е., прп. Алексий и прп. Сергий Радонежский (см.: Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в слав. рецензии визант. культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 116 - предложена датировка после сер. XV в.). Вместе с творцом Покаянного канона свт. Андреем Критским М. Е. представлена на иконах, создаваемых в т. ч. как аналойные образы 1-й седмицы и четверга 5-й седмицы Великого поста: напр., на иконе из Воскресенского Кириллова Новоезерского монастыря на о-ве Красном (2-я пол. XVII в., ЧерМо, см.: Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 62. Ил. 64) - предстоят образу Божией Матери «Знамение». Образы свт. Андрея Критского и М. Е. есть на иконе, написанной Симоном Ушаковым для деревянной соборной Успенской ц.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

В середине 1920-х гг. в доме местного настоятеля протоиерея Михаила Пятикрестовского проживал преосвященный Арсений (Жадановский) – в 1914-1923 гг. епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле. В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России. Владыка выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители Святителя Алексия», а с 1912 г. издавал богословский ежемесячник «Голос Церкви». С 1927 г. епископ Арсений состоял в скрытой оппозиции Московской Патриархии, не принимая назначений и не выступая на общественных богослужениях, примыкал всецело к одинаково с ним настроенному епископу Серафиму (Звездинскому). В 1923 г. владыка Арсений был уволен от управления Серпуховским викариатством и с 1924 по 1925 гг. проживал в селе Кузьменки Серпуховского уезда. В настоятельском доме, на занимаемой им половине жилья была домовая церковь, но, к сожалению, дом этот так и не сохранился; его участок с 1990-х гг. занят частным домовладением. В 1931-33 гг. епископ Арсений трижды подвергался арестам. Жил в дачном посёлке Котельники под Москвой, совершал тайные богослужения, работал над воспоминаниями о подвижниках православия, с которыми был лично знаком, и над своей автобиографией. 14 апреля 1937 г. епископ Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября 1937 г. епископ Арсений был осуждён тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников», приговорён к расстрелу и на следующий день расстрелян. В ХХ в. Успенскому храму в Старых Кузьмёнках выпала судьба стать единственной в серпуховской округе сельской церковью, так и не закрытой советскими властями. Пилипенко А.Д., старший научный сотрудник СИХМ tsobor.ru/?p=1491 Комментарии и обсуждение Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с.Старые Кузьмёнки Серпуховского района является объектом культурного наследия федерального (ранее республиканского) значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624).

http://sobory.ru/article/?object=04791

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Не без московской «сказочности» обходится здесь понимание иллюстрации. Пророк Даниил во рву львином трактован совсем в духе книжной повести. Москва не забыла своих литературных вкусов, которые были очень мало свойственны строгановской школе. Строгановские живописцы были изощрены в изображениях сложных символических композиций. Повествователями они являлись крайне редко. Увлечение «бытейским» письмом позднее, в эпоху Алексея Михайловича, опиралось не на их суровое воображение, но на более светские вкусы московской школы. Моление Богородицы к Троице Новозаветной. Складень трехстворчатый.Икона. Ок. 1693г. Левая створка.22,6х17,8х1,6 см. СИХМ Наиболее значительным из датированных памятников эпохи Михаила Феодоровича является иконостас в церкви Чуда Архистратига Михаила в московском Чудовом монастыре (разрушен большевиками). Церковь эта сгорела во время большого Кремлевского пожара 1626г. и немедленно после того была возобновлена. Хорошо сохранившийся и расчищенный иконостас (апостольский, праздничный и пророческий пояса), а также храмовую икону «Чудеса Архистратига Михаила» датировали эпохой упомянутого пожара. Храмовая икона состояла из многих десятков «клейм», в каждом из которых изображено какое- либо чудо Архангела, и в каждом из этих клейм изображены десятки фигур на фоне самых затейливых и причудливых зданий. Композиции здесь не были подчинены никакой мерности, фигуры исполнены без всякого чувства красоты, но нельзя не подивиться тому огромному запасу «выдумки», тому интересу к быту, который проявлял здесь неутомимый московский повествователь. Иконы в ярусах иконостаса написаны человеком совершенно иного склада. Прежде всего, без сомнения, перед нами превосходный мастер – один из лучших мастеров своей эпохи, – понимавший монументальный характер создаваемого им иконостаса. Иконостас Чудовской церкви производит очень цельное и стройное впечатление, не слишком невыгодное, даже когда сравниваешь его с более древними новгородскими иконостасами. Разница, однако, все же велика, и прежде всего она обусловливается цветом.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Так, в составе клейм иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из Благовещенского собора Сольвычегодска (кон. XVI - нач. XVII в., СИХМ) присутствуют «Моление и жертвоприношение Захарии в Иерусалимском храме», «Благовестие Захарии», «Немотствующий Захария», «Целование Захарии и Елисаветы» и примыкающая к ним «Встреча Марии и Елисаветы». Самое большое количество сцен представлено в иллюстрированном Житии И. П. в т. н. Егоровском сборнике: теме «Зачатие св. Иоанна Предтечи» посвящено 25 миниатюр (Там же). В XVI в. на Руси иконография «Зачатие св. Иоанна Предтечи» претерпевала изменения. Популярность приобрела сцена «Целование Захарии и Елисаветы», в древнюю визант. композицию которой было включено изображение ложа - бытовой детали, переводящей идею встречи, приветствия (по-славянски «целования») к значению собственно зачатия. Судя по составу сцен житийных циклов И. П. XVI - 1-й пол. XVII в., именно «Целование Захарии и Елисаветы» понималось в эту эпоху как изображение момента зачатия И. П. Праздничные иконы «Зачатие св. Иоанна Предтечи» в этот период также создавались по иконографии «Целования», напр. икона из Ипатиевского мон-ря (кон. XVI в.). Композиция «Рождество св. Иоанна Предтечи» впервые зафиксирована на фресках ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.), а также на миниатюрах 2-й пол.- кон. XI в.: из Минология (ГИМ. Греч. 9/382. Л. 210 об., 1063 г.); из Четвероевангелия (Paris. gr. 74. Fol. 106v, 2-я пол. XI в.; Bodl. Clark. 10. Fol. 78r, 4-я четв. XI в.); из Лекционария (Ath. Dionys. 587. Fol. 154v, 3-я четв. XI в.); из Минология (Paris. gr. 1528. Fol. 197r, XII в.); из Четвероевангелия (Ath. Vatop. 975. Fol. 120v, кон. XI в.; Vat. Palat. gr. 189. Fol. 152r, XI в.). В средне- и поздневизантийскую эпоху изображение «Рождества св. Иоанна Предтечи» стало центральным в цикле детства И. П. (свод визант. памятников с изображением «Рождества св. Иоанна Предтечи» см.: Κατσιτη. 1998. Σ. 48). Основа композиции - изображение ложа с возлежащей прав. Елисаветой - восходит к иконографии «Рождества», заимствованной христианами из античных типологических циклов в эпоху поздней античности ( Grabar A.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Г. Строгановым в ц. Похвалы Пресв. Богородицы Орла-городка - центра пермских владений Строгановых (ПГХГ; Иконы строгановских вотчин. 2003. Кат. 75. Ил. на с. 198-201); складень письма Прокопия Чирина в ГТГ ( Рыбаков. 1995. Табл. 241) (аналогичная композиция на складне из собрания Е. Е. Егорова, ГТГ); складень письма Никифора Савина Истомина (?) из собрания Рахмановых (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве; Древности и духовные святыни. 2005. Кат. 47); складень из собрания М. С. Олив (ГРМ; Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010. Кат. 304. Ил. 134; изображены с мучениками, а не с князьями). К этим памятникам примыкает связанный со строгановской традицией складень-иконостас с праздниками и святыми ок. сер. XVII в. (Древности и духовные святыни. 2005. Кат. 64). Фигуры Черниговских святых различимы в группе царей и князей на иконе «Неделя всех святых» письма Семена Хромого, вклад Н. Г. Строганова в храм Воскресения с. Усть-Кишерть (до 1616, ПГХГ; Иконы строгановских вотчин. 2003. Кат. 81), и на иконе «Шестоднев» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVII в., ГТГ). Интерес Строгановых к образам рус. князей, проявленный и в росписи столбов Благовещенского собора в Сольвычегодске, нашел отражение в комплекте подвесных пелен 60-х гг. XVII в., вышитых в мастерской А. И. Строгановой (СИХМ), в число которых входит пелена с фигурами киевских и черниговских князей ( Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. 148. С. 320). М. В. и Феодор представлены вместе со святыми Владимиром, Борисом и Глебом, а также с крайне редко изображавшимся св. кн. Николой Святошей в молении Богоматери «Знамение»; все князья, кроме Владимира, в соответствии с новой иконографической традицией изображены с непокрытыми головами. Сходные по содержанию композиции с большим или меньшим количеством княжеских фигур создавались и в др. регионах. Молящиеся Черниговские святые в паре со святыми князьями Владимиром и Андреем (Боголюбским или Переяславским) представлены в одном из клейм поясного образа прор.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Фрагмент иконы «Походная церковь». Кон. XVI в. (ТОКГ) К рубежу XVI-XVII вв. в связи с многочисленными чудесами у гроба В. Б. и вниманием властей к прославлению нового святого иконы В. Б. получили широкое распространение, о чем свидетельствуют посвящения храмов, имевших соответствующие иконы в местном ряду иконостаса. В Описи Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. упомянуты изображения В. Б.: на поле иконы Божией Матери и на складне, очевидно вложенных в обитель между 1588 и 1601 гг. (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост. З. В. Дмитриева и М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 80, 167). С кон. XVI в. образ В. Б. часто встречается в минейных иконах на авг. (кон. XVI в., Дом-музей П. Д. Корина; 1701 г., ГТГ). Святые Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Икона. XVII в.? (ГИМ) Святые Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Икона. XVII в.? (ГИМ) Изображения В. Б. делятся на 2 основных типа. Первый - фронтальная фигура с молитвенно поднятой к груди правой рукой (или обеими руками), как на покрове 1589 г., на иконе «Походная церковь» (ТОГК) и на правой створке складня с перламутровой панагией в центре, праздниками и избранными святыми рубежа XVI-XVII вв. (СПГИАХМЗ). При этом святой может быть представлен полностью обнаженным (покров 1589), в набедренной повязке (икона «Походная церковь») или с платком-«свитком» в левой руке, прикрывающим чресла (складень из СПГИАХМЗ). Ко второму, более распространенному типу относятся многочисленные иконы В. Б., где он в трехчетвертном повороте, с воздетыми руками молится Христу, Богоматери или Св. Троице (2 последних варианта, вероятно, связаны с посвящениями важнейших престолов собора Покрова Богородицы на Рву, Покровского и Троицкого) - иконы кон. XVI - нач. XVII в. из придела во имя В. Б. собора Покрова на Рву (ГИМ, музей «Покровский собор»), из Благовещенского собора в Сольвычегодске (СИХМ), из собр. И. С. Остроухова (ГТГ), в ГРМ и др. В подобных случаях В. Б. часто изображался на фоне пейзажа и обычно не имел набедренной повязки или платка.

http://pravenc.ru/text/150789.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010