Мелетий Хребтович, епископ Брестский и Владимирский, прототроний митрополита, не подписал декларацию от 24 июня, хотя был на соборе в Бресте и подписал его решение от 20 июня 1590 г. Афанасий Терлецкий, бывший в 1590 г. архиепископом Полоцким, епископом Витебска и Могилева, занимавший второе после митрополита место в православной иерархии, не приехал в 1590 г. на собор в Брест. Он был дядей Кирилла Терлецкого 985 , архимандритом пинского Лещинского монастыря. В сентябре 1588 г. как «человек учтивый, побожный и в письме святом закону Греческого добре ученый» он был поставлен королем на полоцкую архиепископию 986 . Неучастие Афанасия Терлецкого в Брестском соборе 1590 г. объяснить весьма трудно. После смерти Афанасия Терлецкого в феврале 1592 г. Сигизмунд III отдал полоцкую кафедру Богушу Селицкому, который выделился военными заслугами как ротмистр королевских замков на Украине. Епархия была «подана» ему в качестве вознаграждения за военную службу 987 . Приняв постриг под именем Нафанаила, он управлял епархией до сентября 1595 г. Легко предположить, что он был далек от религиозных вопросов и, наверно, именно поэтому даже не принимал участия в соборах этих лет. Его преемник на кафедре архиепископа Полоцкого Григорий Загорский был поставлен в сентябре 1595 г. под открыто сформулированным королевской грамотой условием перехода под власть Рима 988 . Григорий считается сторонником унии. Он был тесно связан с митрополитом 989 , который вместе с Кириллом Терлецким весной 1595 г. просил короля назначить Загорского коадъютором тяжело болевшего Селицкого. Загорский был рекомендован ими как человек богобоязненный, образованный, сведущий в Писании и церковных делах и 5 мая стал коадъютором живого еще Селицкого 990 . Однако о позиции Загорского летом 1595 г. мы имеем противоречивые сведения. С одной стороны, Константин Острожский в письме К. Радзивиллу от 2 июля характеризует Загорского как изменника, который склонил к унии самого митрополита 991 . П. Скарга в письме генералу ордена иезуитов Аквавиве от 27 сентября 1595 года сообщал, что полоцким архиепископом поставлен человек, выступающий за унию 992 . Сам Загорский сообщал 30 августа 1595 г. в письме Николаю Радзивиллу Сиротке о своей поддержке унии 993 . Однако в королевской грамоте митрополиту Рагозе от 28 июля говорилось, что Загорский бунтовал «посполитый люд» Вильны «противко той святобливой справе и предсявзятью верностей ваших», показывая какое-то послание самого митрополита 994 . Известно также, что, несмотря на свою репутацию сторонника унии, после 1596 г. Григорий Загорский не предпринимал усилий к ее укреплению и расширению. Поэтому пока невозможно сказать, последовательно ли поддерживал Загорский унию и как он ее понимал.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Соборная грамота была подписана патриархами К-польским Иеремией, Антиохийским Иоакимом и Иерусалимским Софронием V . Александрийская кафедра была вакантной во время работы Собора (патриарх Сильвестр Александрийский к началу Собора скончался). Замещавший его Мелетий I Пигас , буд. патриарх Александрийский, не поддержал действий Иеремии и не был приглашен. Соборный томос подписали также 42 митрополита, 19 архиепископов, 20 епископов. Палеографическое исследование подлинной грамоты 1590 г., выполненное Фонкичем, показало, что среди подписей можно выделить неск. групп, в к-рых подписи сделаны одной и той же рукой. Неподлинность подписей выявляется также при сравнении с подлинными подписями грамоты К. С. 1593 г. Т. о., из 106 неподлинными являются 66 подписей ( Фонкич Б. Л. Греческие грамоты советских хранилищ: 3. Из истории учреждения патриаршества в России. Соборные грамоты 1590 и 1593 гг.//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 251-260). При этом некоторые подлинные подписи принадлежат не непосредственным участникам Собора, а епископам болг. и молдав. епархий (комментарии см.: Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 643), через к-рые митр. Дионисий Тырновский вез грамоту в Москву и доставил ее в мае 1591 г. Очевидно, что целью появления подписей на грамоте 1590 г. было создание у рус. правительства впечатления о том, что ради подтверждения установления московского Патриаршества был созван представительный Собор - это во многом определялось финансовой заинтересованностью К-польского патриарха. 1593 г. Русское правительство было недовольно отсутствием подписи Александрийского патриарха и постановлением о пятом месте патриарха Московского в диптихе и обратилось ко всем четырем вост. патриархам с просьбой о пересмотре решения Собора 1590 г. Мелетий Пигас, занявший к тому времени Александрийскую кафедру, на состоявшемся 12 февр. 1593 г. К. С. вост. патриархов (голос Антиохийского патриарха Иоакима VI на этот раз представлял именно Мелетий) признал учреждение Патриаршества на Руси. Его речь на Соборе занимает бóльшую часть текста Деяния Собора. Мелетий процитировал ряд канонов (IV Всел. 28, а также II Всел. 3, I Всел. 6 и Трул. 36), к-рые определяли статус кафедр «по достоинствам царств». В Деянии было утверждено, что московское Патриаршество в правосл. царстве легитимно и что в дальнейшем право избрания патриарха Московского будет принадлежать русским архиереям. Собор подтверждал пятое место Московского патриарха в диптихе. Все участники Собора выразили согласие с решением (греч. текст Деяния см.: Фонкич Б. Н. Греческие рукописи и документы в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 385-399; перевод соборного Деяния, сделанный еп. Порфирием (Успенским): Деяние К-польского Собора 1593 г., к-рым утверждено патриаршество в России//ТКДА. 1865. Т. 3. С. 237-248).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Как понимали подготавливаемую унию другие представители высшего православного духовенства? Неисследованность вопроса заставляет ограничиться лишь отдельными наблюдениями. Холмский владыка Д. Збируйский был одним из четырех епископов, подписавших Брестскую декларацию об унии от 24 июня 1590 г. Его биография, деятельность и взгляды известны очень плохо. Однако в заявлении от 7 июля 1595 г. 979  он объяснил мотивы шага 1590 г. и решения, принятого в Сокале в 1594 году. По его словам, за обоими обращениями стояло «наше некоторое несогласие («rozrozumienie niektore») с нашим старшим, отцом-митрополитом Киевским, который, договорившись с владимирским владыкой покойником Хребтовичем, хотел расширить свою юрисдикцию над нами далее того, что приемлемо» 980 . Четыре епископа, «не желая признавать такое нарушение порядка... вступили в заговор, пожелав подчиниться власти святого отца папы римского» 981 . При этом в протестации было отмечено, что на такой шаг епископы готовы были пойти при условии сохранения «веры, обрядов и других наших религиозных свобод» под гарантией короля 982 . Высказывание Збируйского, искренность которого в целом не вызывает сомнения, в очередной раз подтверждает, что, во-первых, главным фактором, толкавшим епископов к унии, были конфликты внутри православной церкви, а не идеал церковного единства и не католическая пропаганда; во-вторых, непременным условием унии было сохранение в неприкосновенности не только обрядов, но и «веры» и «религиозных свобод» православной церкви. Стоит обратить внимание и на тот факт, что в Холмской диоцезии католическая церковь и католические влияния были очень сильны и католический епископ осуществлял свои функции рядом с православным 983 . Еще меньше известно о турово-пинском владыке Леонтии Пелчицком, четвертом авторе Брестской декларации. Его диоцезия была самой малонаселенной и бедной. Сам Пелчицкий умер незадолго перед Брестским собором и после 1590 г. активного участия в подготовке унии не принимал. Трудно объяснить отсутствие в Бресте в 1590 г. перемышльского епископа Михаила Копыстенского 984 , чье отношение к унии нуждается в специальном изучении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Преподобный Дионисий долго подвизался на Афоне, в пустыне, питаясь каштанами; потом он на Олимпийской горе основал монастырь. Когда турки прогнали иноков, то наступила засуха, и, чтобы избежать голода и пагубы, турецкий ага призвал иноков на свое место. Преподобный совершал много чудес и многих приводил к благочестию. Почил он 24 января/6 февраля 1590 года. Святитель Феона, митрополит Солунский. Сначала жил в безмолвии, потом был игуменом в монастыре и возведен на митрополичью кафедру в Солуни. Мирно почил 4/17 апреля 1590 года. Преподобный Дометий Филофеевский подвизался в безмолвии, проводя ангельскую жизнь в обители Филофеевской. Почил в 1590 году. Память его совершается 6/19 августа. Святитель Нифонт, патриарх Константинопольский. Рано возжелал иноческого жития и жил в безмолвии со старцем, потом ушел на Афонскую Гору, где принял священство и многих назидал в боговедении. Господь озарил душу свт. Нифонта светом благодати, и он, будучи избран архипастырем, увещевал хранить веру, питать бедных и нищих. Святитель Божий многих обратил к Церкви Христовой. Много терпел от завистливых людей, еретиков и мусульман. Потом опять вернулся на Святую Гору и под видом поселянина жил в монастыре прп. Дионисия, исполняя различные послушания. За свою кротость и смирение Бог прославил свт. Нифонта даром чудотворения и прозорливости. Свт. Нифонт отошел ко Господу 11/24 августа, имея от роду девяносто лет. От мощей его исходил чудный аромат и были исцеления. Преподобный Леонтий Прозорливый подвизался в обители прп. Дионисия, где шестьдесят лет жил в подвиге, никуда не выходил. Преподобный получил дар прозорливости и отошел ко Господу 16/29 марта 1606 года в возрасте восьмидесяти пяти лет. От его мощей истекало святое миро. Преподобномученик Киприан Новый жил на Афоне в посте и молитве. В Фессалонике и Константинополе исповедовал христианскую веру. За это ему отрубили голову 5/18 июля 1679 года. Преподобномученик Иоанн Дамаскин , будучи юношей, отрекся перед турками от Христа и для покаяния ушел на Афон, где двенадцать лет оплакивал падение. В одежде мирянина он пошел в мечеть и молился там по-христиански, осеняя себя крестом и прославляя Спасителя Христа Бога. Турки били его без милосердия и 13/26 ноября 1681 года отсекли ему голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии , издатель; управлял Львовской, Галицкой и Каменец-Подольской епархией в 1607-1608 гг. И. был племянником Львовского еп. Гедеона (Балабана) . Первые упоминания об И. Балабане связаны с его участием в конфликте ставропигиального Львовского братства с еп. Гедеоном. 18 янв. 1590 г. члены братства подали жалобу на то, что племянники еп. Гедеона Иван и Адам явились в львовскую братскую школу и угрожали братчикам, требуя признать епископскую власть Гедеона, при этом произошло столкновение племянников архиерея с одним из лидеров братства - И. Рогатинцем (ЦГИАЛ. Ф. 129. Оп. 1. Д. 1035. Л. 42-44; опубл.: Monumenta confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis./Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895. N 256. P. 415-420; в издании документ ошибочно датирован 1592 г.). Иван и Адам Балабаны напали на братский львовский во имя прп. Онуфрия Великого мон-рь . Этот случай обсуждался на Соборе в Бресте 22 июня 1590 г. (см. Брестские Соборы ), утвердившем принадлежность мон-ря братству и ставропигиальный статус последнего. Между 1590 и 1595 гг. И. Балабан принял постриг с именем Исаия. Как игумен (без обозначения места служения) он упоминается в грамоте кор. Сигизмунда III Вазы от 5 апр. 1595 г., по к-рой он был признан коадъютором (викарием) и преемником Львовского еп. Гедеона (Балабана), к-рый в тот период являлся сторонником унии правосл. и католич. Церквей. Решение короля вызвало протесты Львовского братства, и в янв. 1602 г. еп. Гедеон, позиция к-рого в отношении унии к тому времени изменилась, заключил с братством соглашение, по к-рому И. был лишен права на замещение Львовской кафедры, чтобы та не стала наследственным владением рода Балабанов; И. подписался под этим соглашением. С июля 1597 г. И. упоминается как игумен тесно связанного с Львовской кафедрой Уневского Успенского мон-ря (ныне с.

http://pravenc.ru/text/674832.html

Первый документ, свидетельствующий о намерении епископов заключить унию с Римом, — т.н. Декларация от 24 июня 1590 г. Вопрос о его появлении до сих пор нельзя считать полностью проясненным. Достоверные сведения, которые позволили бы объяснить возникновение данной Декларации прямыми контактами православных епископов с католической стороной, отсутствуют. Тем не менее, едва ли можно видеть в униатской инициативе западнорусских архиереев спонтанную акцию. В любом случае, очевидно, что им было известно о проектах унии, задолго до этого уже выдвинутых католиками. Прежде всего, речь может идти о книге иезуита Петра Скарги «О единстве Церкви Божией», написанной в 1574 г., а также о проекте создания униатского патриархата на территории Речи Посполитой в случае переезда сюда Патриарха Иеремии, который разрабатывался в 1580-х гг. (15). Известно также, что один из будущих организаторов Брестской унии епископ Ипатий (Адам Поцей) еще в конце 1580-х гг. (в бытность Брестским судьей) высказывал униатские настроения. В частности, он предлагал латинскому епископу Луцкому Бернарду Мацеевскому устроить диспут с Патриархом Константинопольским Иеремией II в надежде, что его неудачный для православной стороны исход дискредитирует Патриарха и привлечет православных Речи Посполитой к унии (16). В то же время отсутствуют какие-либо сведения, которые позволили бы с определенностью утверждать о влиянии Поцея на формирование униатской позиции архиереев в 1590 г. В Декларации от 1590 г. (17) западнорусские епископы заявляли о готовности признать Папу Римского главой Церкви на условиях сохранения восточного обряда и канонического права. При этом в тексте Декларации также отмечалось намерение епископов выработать «артикулы», то есть утвержденные королем Сигизмундом III условия, на которых они согласились бы заключить унию с Римом. Обращает на себя внимание тот факт, что в Декларации вообще нет никаких упоминаний о догматических расхождениях между Православной и Католической Церквями и способе их преодоления при заключении унии.

http://pravoslavie.ru/36437.html

Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен в 1590-е гг. В 1843 г. при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. Храм взорван в 1943 г. Первый этаж восстановлен в 1960-e гг. Реставрационные работы проведены в 1995-1997 гг. Возрожденный из руин Введенский храм освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом 4 декабря 1997 г. По материалам сайта http://www.patriarchia.ru/db/text/1175496.html Здесь на берегу р. Болды в мае 1530 года преподобный Герасим основал мужскую обитель, получившую известность далеко за пределами Смоленщины " - гласит надпись на столбе, указывающим поворот со старой Смоленской дороги к монастырю. Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор, колокольня, монастырские стены и трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы. Согласно гипотезе Петра Барановского, в строительстве этих храмов принял участие государев зодчий, выдающийся строитель крепостных сооружений и храмов Фёдор Савельич Иванов (Конь). Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен до 1590 года. Это кирпичная трапезная церковь, стоящая на высоком подклете. Четверик одноапсидной церкви был увенчан восьмериком под высоким каменным шатром, с запада к церкви примыкала обширная трапезная палата, с юга - келарская. В 1843 году при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским приделом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством Петра Дмитриевича Барановского. Вот как писал о Введенском храме Барановский в то время: " Каменный монастырский храм во имя Введения, с примыкающей к нему с запада трапезной, принадлежит к типу шатровых храмов русского зодчества. Эта исконная и любимая, глубоко народная форма русских деревянных сооружений выразилась в каменных храмах того же шатрового типа с середины XVI до середины XVII в. и подверглась затем гонению со стороны духовенства, желавшего возвратиться к сооружениям византийского типа.

http://sobory.ru/article/?object=11063

Он, как свидетельствует грамота и народное предание, в давние времена заложен русскими предками, а от мещан, ктиторов церкви Успения пресвятой Богородицы, наделен фундушем, выстроен из камня, расширен пожалованными от них землями и их старанием, распоряжением, милостынями и собственными ктиторскими вкладами украшен, к чести и славе Божией и к их общему спасению: там они питали престарелых отцов и немощных братий своих, принимали странников, духовных и иноков, также погребали тела мертвых своих за большою теснотой жительства их в городе. Монастырь этот состоял под покровительством монастыря и права Уневского, а заведовали им и ключи от него всегда имели упомянутые основатели, мещане Львовские; и он, всегда находясь в митрополии нашей Галицкой, постоянно был и есть под нашим благословением». Далее из постановления митрополита видно, что он в свою очередь сделал Онуфриевский монастырь совершенно независимым от епископа Гедеона, а равно и от будущих Львовских епископов, а власть и управление над монастырем вверил Львовскому братству. – Памят. Киевск. Ком., т. III. ч. I, стр. 46 и 47. Из письма Львовского братства от 9 апреля 1598 г. ко всем христианам о милостыне узнаем, что при братском Онуфриевском монастыре находился и девичий монастырь св. Екатерины: I т. юбилейн. изд. Львов. брат. CIII. 53 Собр. древ. грам. и акт. городов Минской губ., 139, стр. 300, судная грам. Брестского собора 1590 г. в Памят. Киев. Ком., т. III, VII, стр. 60. 54 Экземпляр соборного постановления был дан братству, и потому оно посылало своих депутатов на все последующие соборы; летоп. Львов. брат. под 1590 годом. 56 В Летоп. Львов, брат. под 1590 г. упоминаются эти четыре братства при церквах предместий гор. Львова. 57 Макарий, Ист. русск. церк. т. IX, стр. 509. Сравни несколько отличное известие о Гологорском братстве в Свод. галиц. русск. лет. Петрушевича, т. I, стр. 606, пункт 6; Летоп. Львов. брат. под 1591 годом; сравни известие об этих братствах, помещенное в той же Летоп. под 1588 годом. 58 Переписка эта помещена в Труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Если доброго человека, от которого и благодеяния не видим, любим и почитаем только за то, что добр, и крайне бережемся оскорбить его, тем более Бога, Который есть наш Создатель, Промыслитель, хранитель, кормилец, защитник, помощник и, короче говоря, высочайший благодетель и человеколюбивый Отец, мы должны любить и почитать, насколько можем в немощной плоти, должны крайне беречься Его оскорбить как Единого благого. Поверь, возлюбленный, что лучше человек изберет смерть, чем грехом оскорбит Бога, если войдет в правильное рассуждение о Боге, Благость Которого столь велика, сколь велик Он Сам, и столько Его благодеяний оказано нам, сколько создано творений, и столько Его преславных дел, сотворенных Им ради нас, сколько дней, часов и минут прошло от нашего рождения. Без Него и Его благ мы и минуты прожить не можем, «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17, 28 ) ( 104, 1589–1590 ). Рассуждение о вечности может подвигнуть и переменить человеческое сердце ( 104, 1590 ). Рассуждение укореняет в сердце спасительные истины. О чем часто помышляем и чему поучаемся, то глубже укореняется в памяти и сердце. Помышляй часто и о великом и дивном деле Спасителя, и молись, и укоренится память в сердце твоем. Видишь Его образ в церкви и в доме – помышляй, что это образ Сына Божия и Небесного Царя и Бога твоего. Который ради тебя явился на землю и пожил, и потрудился. Видишь образ Богородицы – помяни, что это образ Той Пресвятой Девы, Которая плотию родила твоего Господа, и на руках носила, и материнским молоком питала... Так, когда будем часто о Нем и Его действиях рассуждать, то и углубится память о Нем в наших сердцах, что принесет великую пользу душам нашим. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1590–1591 ). Духовное рассуждение есть достояние совершенных христиан. Участвуют в этом благе значительно преуспевшие в благочестивом подвиге. Чуждо оно новоначальным и неопытным, хотя бы они были и старцами по телесному возрасту ( 109, 62 ). Рассуждение, рассматривая все помышления и дела человека, устраняет всякую мысль и намерение лукавые, неугодные Богу, и удаляет от нас прелесть ( 111, 204 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

2315 Переписка эта помещена в Труд. Киев. Дух Акад. в материалах для ист. зап. русск. прав цер. С. Голубева, март 1879 г. 2316 Дьяку этой шкоды и обучающимся в ней детям (как сказано в благословенной грамоте епископа) „вольно будет до церквей всяких ку спасению и читаню слова Божия приходить“ А священники могут брать двух или трёх детей и обучать „ку потребе церкви Божой и парахвыси своей“. 2317 А. З. Р., т. IV, 28 А. Ю. и З. Р. т. I. 206, благослов. грам. от Мелетия от 6 июля 1590 г. в Вилен. Арх. Сб., т. XI, стр. 8 см. того же тома стр. XVI. 2321 Этот привет („Просоонима“. привет кир Михаилу, митроп. Киевскому и Галицкому) был в 1591 г. напечатан на славянском и греческом языке в братской типографии. 2322 В память древнейшей деревянной православной церкви в гор. Львове, существовавшей в XIII веке, при основании г Львова галицко-русскими князьями. 2324 См. I т. юбилейн. изд. Льв. брат. LXXXVIII. Летоп. Львов. брат. под 1592 г. Макарий, Ист. Русск. церк. IX, 504. 2329 А. З. Р. т. IV. 34 – I т. юбилейн. изд. Львов. брат. XCI–XCIV – письма митроп. Дионисия, XCV – челобитная царю, XCVI – инструкция для послов. 2330 Дополнит. к Акт. Ист., т. I, 139, т. I юбил. изд. Львов. брат. XCIX и C – приказ царя о пропуске братских послов чрез границу, Летоп. Львов. брат. под 1592 годом. – Молдавские православные господари по-прежнему оказывались щедрыми жертвователями и заступниками Львовского братства пред польскими королями. Так в Летоп. Львов. братства упоминается о щедрых пожертвованиях Молдавских господарей Петра (под годом 1590), Иеремии (1599, 1601, 1603–1606), Симеона (1607–1609), Константина (1610:1611), Радуля Михня (1617:1623), Мирона Бернавского (1627:1629) В Труд. Киев. Акад. (июнь, 1878 г.), в Материалах, собранных Голубевым для ист. запад. церк., помещен ряд писем к Львовскому братству Луки Строича (логофета) и некоторых лиц из фамилии Могил: из этих писем мы видим, какие большие денежные пособия высылались братству с 1598 по 1606 г. Молдавскими господарями и с каким рвением эти православные государи, а также исполнители их поручений, относились к христианской обязанности сооружать храмы Божии. – См. также послания к Львовскому братству разных лиц Молдавского дома в Акт. Ю. и З. России, т. I, 222. Особенно важно иметь в виду все эти грамоты Молдавских господарей в редакции, помещен. в т. I юбилейн. изд. Львов. брат., под XXIV–LXXXII. – Из писем братства к частным лицам о вспомоществовании (в конце XVI века) укажем на письма от 8 окт. 1590 г. к архиеп. земли Молдавской Георгию (юбил. изд LXXXVII, а также на общее воззвание „ко всему роду Российскому“ (ibid. XC и CI).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010