874. О лжи. 1831. XLI. 236. 875. О том, чтобы мы старались немедленно искоренять страсти, прежде нежели они обратятся в злой навык души. 1831. XLII. 139. 876. О перенесении искушений с спокойствием и благодарностью. 1831. XLII. 158. II. Наставления: 877. В самоотвержении. 1826. XXIV. 6. 878. В том, что не должно осуждать ближнего. 1826. XXIV. 159. 879. В смирении. 1827. XXV. 58. 880. В страхе Божием. 1829. XXXIII. 131. 881. В том, что не должно располагать собою по собственному разуму. 1830. XXXIX. 33. 882. В том, что мы бодрственно и с известною целью должны идти по пути Божию. 1830. XL. 259. 883. О забвении самих себя. 1829. XXXVI. 22. 884. Наставление монастырскому эконому. 1831. XLIII. 61. 885. Изъяснение некоторых речений Св. Григория, поемых с тропарями во Св. Пасху. 1830. XXVIII. 155. 886. Изъяснение некоторых выражений Св. Григория, которые поются при воспоминании Св. мучеников. 1831. XLIII. 113. 887. Разговор с великим старцем Св. Варсануфием и учеником его Аввою Иоанном прозорливым. 1829. XXXVI. 154. 888. Различные краткие наречения. 1831. XLII. 56. VI. Письма: 889. Разным лицам. 1830. XXXVII. 155. 890. Начальникам в монастырях и подчиненным о том, как должно начальствовать над братиею, и как начальствующим повиноваться. 1830. XXXIX. 275. 891. Некоторым монахам, вопрошавшим его о посещении братии. 1830. XL. 30. Анастасия, Архиепископа Антиохийского †599 892. Слово на Благовещение Пренепорочной Богородицы Марии. 1841. I. 376. Св. Иоанна Постника †595 893. Послание к деве, преданной Богу, о покаянии воздержании и девстве. 1826. XXIV. 246. Св. Варсануфия и Иоанна 895. Душеспасительные наставления. 1834. I. 18. 158. III. 244. 1835. II. 262. 1836. IV. 41. Агапита, Диакона Святейшей великой Церкви Божия 896. Увещательные главы. 1827. XXVII. 248. Преподобного Исаака Сириянина †в к. 6 или н. 7 в. I. Слова: 897. О том, как далеко простираются пределы разума и пределы веры. 1821. II. 242. 898. О трех степенях разума. 1821. II. 248. 61. 268. 899. О иных образах и разумениях различия разума. 1821. II. 275.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ульрих принял результаты этого совещания лишь частично; в последующие годы он неоднократно пытался вновь настоять на своих правах, обращаясь уже не к Базельскому Собору, а к папе Римскому Евгению IV. Ульрих продолжал борьбу вплоть до кончины на обратном пути из Рима в Германию 18 окт. 1438 г. (см.: Meuthen. 1964. S. 250-256). Однако Н. К. после поражения на Соборе в 1434 г. полностью отстранился от деятельности Ульриха; его участие в переговорах в кон. 1435 г. имело лишь формальный характер. Еще 11 мая 1435 г. Н. К., несмотря на то что как сторонник Ульриха он в это время продолжал находиться под папским интердиктом, впервые после долгого перерыва обратился к папе Римскому Евгению IV с просьбой о предоставлении ему нового бенефиция в Мюнстермайфельде (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 162. N 236). Согласие папы свидетельствует о том, что с этого времени он рассматривал Н. К. как реального или потенциального сторонника. При этом Н. К. добился, чтобы его право на этот бенефиций подтвердил также Базельский Собор (см.: Ibid. S. 165-166. N 246, 248). Это ярко демонстрирует, что в период после 1434 г. позиция Н. К. была двойственной и неопределенной; он искал покровительства папы Римского, однако еще не был в нем уверен и поэтому не был готов пожертвовать своим положением на Соборе (см.: Meuthen. 1964. S. 258). Поражение представляемой Н. К. стороны в судебном процессе не имело внешних негативных последствий для его репутации как участника Собора. Об этом свидетельствует внушительный список поручений, которые он исполнял с кон. 1434 по нач. 1437 г. в качестве уполномоченного Собором лица (см.: Woelki. 2013. S. 27. Not. 85). Так, всего через 2 месяца после завершения дела Ульриха, в июле 1434 г., Н. К. был назначен одним из судей в споре между архиепископом Рижским и Ливонским орденом (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 157-158. N 228). В окт. 1434 г. Н. К. входил в группу участников Собора, рассматривавших процедурный спор между делегациями Англии и Испании (см.: Ibid. S. 158. N 229), а также был членом комиссии, разрабатывавшей соборный декрет о симонии (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Т. I. С. 300    Аскетические опыты. Т. II. С. 300    О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158    Нравственно-подвижнические слова. Издательство Оптинской пустыни. С. 104, 127    Слова подвижнические. С. 427—428    Аскетические опыты. Т. I. С. 373    Духовные беседы. С. 128, 144, 151    Отечник. С. 128    Лествица. С. 147    Слово о молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 212    Приношение современному монашеству. С. 266. Для подтверждения вышеприведенных мыслей смотри: Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 459, 463; Отечник. С. 211; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 517; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158, 161—162; Нил Синайский, прп. Мысли и увещания.//Добротолюбие. Т. 2. С. 301—302; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово. " » Добротолюбие. Т. 3. С. 19—20; Фалассий, авва. Сотни о любви.//Добротолюбие. Т. 3. С. 293, 298; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 220, 221; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 134, 190, 262    Аскетические опыты. Т. I. С. 369    Сотницы о любви.//Добротолюбие. Т. 3. С. 209    Духовные беседы. С. 127    Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 301    Сотни о любви.//Добротолюбие. Т. 3. С. 294    Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 413    Лествица. С. 181, 218    Аскетические опыты. Т. I. С. 303    Аскетические опыты. Т. I. С. 212    Аскетические опыты. Т. II. С. 300. Аскетические опыты. Т. I. С. 303    Аскетические опыты. Т. II. С. 223    Смотри: Афанасий Великий, свт. Житие преподобного отца нашего Антония.//Творение в четырех томах. Т. 3. М. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 208—209    Духовные беседы. С. 65, 391    Лествица. С. 163, также с. 149    Аскетические опыты. Т. I. С. 298    Аскетические опыты. Т. I. С. 375—376    Аскетические опыты. Т. I. С. 376    Аскетические опыты. Т. II. С. 94—96, 97    Духовные беседы. С. 345, 412, 416—417, 440. Также смотри: Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 484    Аскетические опыты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

...Страшный змий греха сопребывает с душой, соблазняет и убеждает ее, и если соглашается она, то бесплотная душа входит в общение с бесплотною злобою духа, т. е. дух входит в общение с духом, и прелюбодействует в сердце своем тот, кто приемлет в себя помысл лукавого и соглашается на оный (прп. Макарий Египетский , 66, 124). ...Грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов (прп. Макарий Египетский , 66, 127–128). Сами люди не согласуются с благодатию, почему и совращаются и впадают в тысячи зол (прп. Макарий Египетский , 66, 135). Источник. ...Если кто не борется со грехом , то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи... (прп. Макарий Египетский , 66, 135). ...Не украшенные Божиим словом, не обученные Божественным законом, напрасно, надмеваясь, думают собственною своею свободою устранить от себя поводы ко греху... (прп. Макарий Египетский , 66, 185). Источник. Не стали еще мы поклоняться Богу духом и истиною, потому что в мертвенном теле нашем царствует грех (прп. Макарий Египетский , 66, 187). Все те, которые в состоянии были преодолеть и миновать преграды греха, входят в умиренный и исполненный многих благ Небесный град, где упокоеваются духи праведных (прп. Макарий Египетский , 66, 207). Источник. Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу – эту прекрасную тварь, , – облекся лукавый (прп. Макарий Египетский , 88, 158). ...Грехи, имея в себе скрытую гибель, желательными кажутся на первый взгляд, по какому-то обольщению для неосмотрительных столько же привлекательными, как и дело доброе (свт. Григорий Нисский , 18, 158). ...Тлетворные порождения греха действительно составляют род жаб, зарождающихся, как в грязи, в нечистом сердце человеческом (свт. Григорий Нисский , 18, 280). Источник. ...При помощи добродетели борющемуся с каким-либо пороком должно уничтожать в себе первые начала злых дел, ибо с истреблением начала уничтожается вместе и следующее за ним, как Господь учит в Евангелии, едва не ясными словами говоря об умерщвлении первенцев египетских зол, когда повелевает умертвившим в себе похоть и гнев не бояться уже ни скверны – прелюбодеяния, ни ужасов убийства, потому что и то и другое не бывает само собою, если не породит гнев – убийства, и похоть – прелюбодеяния. Посему, так как чреватый грехом прежде прелюбодеяния рождает похоть и прежде убийства – гнев, то убивающий первенца, без сомнения, убивает и последующее за первенцем поколение, как и поразивший голову змеи умерщвляет целый ее состав, какой влачит она за собою сзади (свт. Григорий Нисский , 18, 288–289). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Арханг. С . 5. Сборник канонических правил. 1512 г. 4°. 205 л. Филиграни: 1) Голова быка с крестом, со змеёй, тип: Пиккар II, 3, XVI, 148 (1510–1514 гг.); 2) Голова быка с крестом, вид: Пиккар II, 2, V, 247 (1509–1511 гг.); 3) Литера Р с цветком, вид: Пиккар IV, 3, XIII, 317 (1505 г.). Запись: л. 204 об. – «А писана бысть сия книга глаголема Правила святых апостол и Богоносных отец лета 7020 при благоверном великом князе Василие Ивановиче и всея Руси, и при священом митрополите Московстем и всея Руси, и при архиепископе Ростовстем Васиане, и при епископе Перьмьстем Никоне, и при наместнице Устюжстем при Хабаре Иване Василиевиче Образцове, и при тиуне великово князя Устюжъском Василие Аксакове. А писана бысть сиа книга у великово чюдотворца Николы на Лале. А писав сию книгу аз, многогрешный Васюк, попов сын, Гаврилов вычегжанин». На внутреннем сгибе листов, уходящих в корешок, выписаны краткие заголовки статей (л. 153 об., 154, 154 об. и др ). Содержание: л. 177 об.–178 об. – разрешительная молитва над кающимся. Арханг. С. 109 Требник. Конволют: 1) л. 1–318 – 1630–1640-е гг.; 2) л. 319–349 – 1690-е гг. 4°. 349 л. Филиграни: первая часть: 1) Лилия в щите под короной, вид: Дианова, Костюхина, 910, 918 ( 1640, 1647 гг.); 2) Кувшин с одной ручкой, полумесяцем, не отожд.; 3) Лилия в щите под короной с подвеской PR, вид: Ворн, 23. (1635 г.); 4) Колонны с виноградом и литерами FD, тип: Хивуд, 3492, 3495, 3509 (1640, 1652–1654 гг), Дианова. Костюхина, 1184 (1645 г.); 5) Колонны с сеткой, вид: Дианова, Костюхина, 1207–1209 (1636, 1638 гг.); 6) Лилия и щите с литерами I S и подвеской WR (переплётный лист), вид: Ворн, 19 (1637 г.), тип: Хивуд, 1735 (1641 г.); вторая часть: Герб Амстердама, вид: Дианова. Герб Амстердама, 123 (1697–1700 гг.). Записи: л. 4–27 – «Лета 7207-го году генваря в 31 день сия книга Антониева Сиискаго монастыря иеромонаха Ипполита Коскошинца по смерти его по указу строителя игумена Варфоломея взята в книжную казну по души в вечное воспомяновение». Содержание: л. 128–132 – поучение Григория Нисского об исповедающихся; л. 133–190 – чин исповеди; л. 142–143 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 145–147 об. вопросник инокам (Основная редакция); л. 147 об.–151 об. – поновление инокам; л. 151 об.–154 – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 154–158 – поновление инокиням; л. 158–161 – вопросник священникам (Основная редакция): л. 161–167 – поновление игуменам; л. 167 об.–168 об. – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 319–321 – поучение о принятии на исповедь; л. 321–323 – поучение кающимся; л. 323–340 об. – чин исповеди; л. 327 об.–330 об. – вопросник мужчинам (из Никоновского требника); л. 332 об.–338 – поучение кающимся; л. 338–339 – вопросник женщинам (из Никоновского требника); л. 341–344 об. – чин причащения больного. Описание: Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 184, 309.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. соч. – С.96. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. — С.285. Шмеман А., протоиерей. Указ. Соч. — С.63–66. Там же. — С.66–69. Хопко Ф. , протоиерей. Указ. соч. — С.56–57. Святитель Филарет Московский. Указ.соч. – С.45. О вере и нравственности… — С.203. Святитель Филарет Московский. Указ.соч. – С.45–46. О вере и нравственности… — С.359. О вере и нравственности… — С.359. Цит. По: Митрополит Кирилл. Слово пастыря. –М.: Издательский совет РПЦ, 2004. – с.307 Осипов А.И. «Путь разума в поисках истины», М. 2005. – 350с. Святитель Филарет Московский. Указ.соч. — С.47. Осипов А.И. «Путь разума в поисках истины», М. 2005. – с. 350. Там же с.351. Осипов А.И. «Путь разума в поисках истины», М. 2005. – с. 352 Хопко Ф. , протоиерей. Указ. Соч. — С.59. О вере и нравственности… — С.361–362. Лавров А., протоиерей. Указ. Соч. — С.138. Цит. по: Алфеев Илларион, иеромонах «Журнал Московской Патриархии» 1999 с.4 Лавров А., протоиерей. Указ. Соч. — С.152. Блж. Феодорит. О третьем Вселенском Соборе. Цит. по: Помазанский М. , протопресвитер. Указ.соч. — С.49. Лавров А., протоиерей. Указ. Соч. — С.153. Цит. по: Макарий (Булгаков) , архиепископ. Ук. соч.., т.1 С.241. Священномученик Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ. Без Церкви нет спасения. М., 1998. — С.52–117. Святитель Филарет Московский. Указ.соч. — С.50. Святитель Филарет Московский. Указ.соч. — С.50. Послание Восточных Патриархов. Цит. по: Лавров А., протоиерей. Указ.соч. — С.157. Лавров А., протоиерей. Указ. Соч. — С.157. Святитель Филарет Московский. Указ.соч. — С.50. Хопко Ф. , протоиерей. Указ. Соч. — С.66–67. Святитель Филарет Московский. Указ.соч. — С.52. Помазанский М., протопресвитер. Указ.соч. — С.151. Святитель Филарет Московский. Указ.соч. – С.53. Лавров А., протоиерей. Указ. Соч. — С.158. Лавров А., протоиерей. Указ. Соч. — С.158. Святитель Филарет Московский. Указ.соч. – С.54. Там же. С.54–55. Иоанн Дамаскин. Указ.соч. – С.165–170. Пространный христианский катехизис… С.56.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

MAXIMUS CHRYSOBERGA. De processione Spiritus Sancti, 154, 1217–30. ESAIAS CYPRIUS. De processione Spiritus Sancti. 158, 971–6. JOSEPH CP. Confessio fidei, 158, 1051–2. NICOLAUS V, papa. Epistola de Unione (græce per Th. Gazam), 160, 1201–2. ORIENTALES EPISCOPI. Sententia synodalis adversus Metrophanem СР.. 147. 532–5. Epistola ad Joannem VIII, imperatorem, 533–8. JOSEPHUS METHONENSIS. Pro Concilio Florentino, 159, 959–1024. Refutatio Marci Ephesini, 1023–94. Canon in Synodum Florentinam, 1095–1102. Synaxarium Synodi Florentinæ, 1101–6. Pro Concilio Florentine, 1109–1394. MARCUS EPHESINUS. De corporis et sanguinis Christi consecratione, 160, 1079–90. Confessio fidei, 160, 13–110 (in refutatione a Gregorio Mamma), 1103–4. Epistola ad omnes orthodoxos, 111–204. Ad Georgium Scholarium, 1091–6. Ad Theophanem, monachum, 1095–1100. Latinos dialogus de additamento in symbolo 1099–1102. Verba Marci morientis ad Georgium (Gennadium), 160, 529–33. Apologia Marci morientis, 535–38. GREGORIUS MAMMAS. Apologia contra Ephesini confessionem, 160, 13–110. Responsio ad epistolam Marci Ephesini, 111–204. Ad imperatorem Trapezuntis, 205–48. GEORGIUS GEMISTUS PLETHO. De processione Spiritus Sancti, 160, 975–80. GENNADIUS (GEORGIUS SCHOLARIUS). Homiliæ 1–2, de sacramentali corpore Christi, 160, 358–75; 375–80. Orationes 1–4 in Synodo Florentina. 385–524. Responsio ad Marcum morientem. 533–36. Epistola ad Maximum monachum, fg., 537–40. De processione Spiritus S., epistola ad Plethonem, 599–630. Aliud, præmissa epistola ad Joannem Comnenum, 665–714. De additione ad Symbolum, 713–82. Contra Latinos de jejunio Sabbatino, quadragesima, matrimonio sacerdotum et barba, 737–44. Epistoæ 1–13, 747–68. Aliæ, fg., 256, 273–4. Apologia ad Constantinum imperatorem, fg., 255–6, 258. Instrumentum abdicationis, 264–5. Refutatio inchoata Marci Ephesini. Vide BessaRionem. ANDREAS COLOSSENSIS. In Marci Ephesini epis-tolam, fg., 150, 863. BESSARION. Refutatio Marci Ephesini (inchoata a Gennadio), 161, 11–244.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Этот вывод и наблюдения, приведшие нас к нему, заставляют оглянуться на результаты полученные нами в § 2, и спросить себя: не дались ли мы тогда в обман относительно второго и третьего отделов N, именно – времени их составления и историчности их содержания? В самом деле мы признали, что до с. 752/3 г. император Константин не решался вполне откровенно выступить против икон и их защитников 158 ; а в N епископ Косьма, ссылаясь на δγμα его, утверждает, что упорные иконопочитатели осуждаются императором «как противящееся его державе», на «поток» (ες διαρπαγμν) (л. 158 а ); он говорит, что император низвергает идолов уподобляясь Христу в Египте (л. 145 а ). Не разумеется ли здесь указ – привести повсеместно в исполнение определение 754 года 159 , или даже – рассылка по провинциям требований иконоборческой присяги? Далее, мы признали, что даже после 754 года иконы истреблены были не везде и не сразу; а для второго, и особенно для третьего отдела N иконоистребление, очевидно, дело настоящего времени, а не будущего и не прошедшего только. Мы признали, что первый достоверный мученик за иконы при Константине V есть Петр влахернский в 761/2 году; а наш Георгий пропадает где-то безвестно в византийской тюрьме, по нашему предположению уже до 754 года. Не правильнее ли в виду всего этого отнести Георгия хотя бы к числу тех 342 исповедников о которых под 764/5 годом говорит житие Стефана? Странно, конечно, и даже очень странно, что о соборе в N нет ни слуху, ни духу; странно, с чего бы Георгий и Косьма (если они действительные лица) стали молчать о нем; еще страннее, с чего бы автор N (если эти лица им вымышлены, и цель Ν, следовательно, не биографическая, а полемическая) стал обходить собор, и почему он взял эпонимами православия и ереси не отвлеченных «православного» и «еретика», и не корифеев борьбы (вроде Иоанна Дамаскина и кого-либо из известной иконоборческой триады. Феодосия Ефесского, Василия Трикаккава или Сисинния Пастиллу); но... мало ли какие бывают странности! Историку приходится иной раз констатировать явления, совершенно необъяснимые при состоянии наших знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Denissoff Е. Maxime le Grec et l " Occident. P. 99—100; Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 83. 143 Там же. С. 102–103. 144 Там же. С. 110–111. 145 Там же. С. 112–113. 146 Там же. С. 104–105. 147 ПСРЛ. Т. 13. С. 118. 148 О предшествующих связях в начале XVI века см.: Россия и греческий мир. С. 131–136, 142–149, 153 4–6, 15, 17, 18, 23–29, 35). 149 Там же. С. 153–158 36–40). 150 Там же. С. 336–338. 151 ПСРЛ. М„ 2000. Т. XIII. С. 28; М., 2001. Т. VIII. С. 263 (с лаконичным названием «О митрополите»); М., 2001. Т. 6. Вып. 2. С. 413 (здесь механический случайный пропуск одной строки с именем Максима). 152 Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подг. Н. Н. Покровский; под ред. С. О. Шмидта. С. 118—119. Здесь записаны показания «свидетелей» на одном из допросов, Максимова келейника Афанасия, Сербян Федора и Арсения, они передавали слова обвиняемого по поводу практики поставления русских митрополитов; среди прочего он якобы рассказывал, что, принимая митрополита Григория, великий князь не принял патриаршеского благословения «и чести ему никоторые не учинил. И митрополит его с иконами не встретил, разве как пришел к нему, и митрополит его через порог благословил». Далее в ходе очной ставки к этому эпизоду не возвращались, во всяком случае, какие?либо записи по этому поводу отсутствуют. Вероятно, это была слишком деликатная тема, касавшаяся особ великого князя и митрополита. 153 Россия и греческий мир в XVI веке. Т. 1. М., 2004. С. 124—131, 334–340. 154 Георгиевский Г. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1995. С. 409. 155 ПСРЛ. Т. XIII. С. 29. 156 Там же. 157 Там же. С. 30—31. 158 Там же. С. 29–33. 159 Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. 1. Памятники дипломатических сношений с импе- риею Римскою. СПб., 1851. Т. I. С. 366–388 (далее — ПДС); Шмурло Е. Ф. Рим и Москва. Начало сношений Московского государства с папским престолом (1462—1528)//Записки Русского исторического общества в Праге. Кн. 3. Прага Чешская; Нарва, 1937 (С. 91–136). С. 106–107. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Тот же Дамаскин является автором рукописи βρων 967 (учебник первой половины XVIII в. 1021 ), согласно следующему позднее подписанному на листе ЗЗО об. зарифмованному колофону: «При начальствующем над областью Иоаннин,//написал я, то есть, Дамаскин, книгу,//фессалиец и музыкант//и при всем том еще Иверский насельник;//благоцветную и медоточивую книгу//с старанием написал я и после долгого времени,//если кто захочет изучить ее с любовью,//то часто будет видеть над нею пчел...» 1022 . Нужно предположить, что этот Дамаскин успешно занимался преподаванием пения, поскольку кроме упомянутого Иверского иеромонаха Анфима, родом из Самоса, известен в качестве его ученика другой Иверский священноинок – Афанасий влах; это становится известно из соответствующего замечания последнего, которое помещено в нижнем поле л. 1 рукописи βρων 967: «И сия книга вместе с прочими принадлежит мне, иеромонаху Афанасию, влаху из монастыря Ивирон, и подарена мне учителем моим в музыке господином Дамаскином, фессалоникийцем и ивиритом» 1023 . Особенно интересно то, что помимо своего музыкального наставничества, он был еще и учителем духовным, чему есть свидетельство. Следующее указание, находящееся на л. 3 рукописи Ιβρων 1091, должно быть отнесено к этому же Дамаскину: «1863 г., 11 мая, я упомянутый выше Иоанн Каралоглис в день Пятидесятницы принял ангельский образ и взял меня в качестве своего духовного чада музыкальнейший в монахах и мой старец из сей обители Иверской, господин Дамаскин» 1024 . Как сочинитель, Дамаскин известен, главным образом, по составленному им ряду воскресных причастное: «Хвалите Господа с небес». Самое древнее из установленных свидетельств об этих композициях принадлежит к 1772 г., т.е. сделано еще при жизни Дамаскина, и находится в автографе иеродиакона Гавриила в рукописи Μεταμορφσεως 92, на листах 158 об.–162 об. Там помещено полностью шесть композиций, записанный на глас первый (л. 158 об.), второй (л. 159 об.), третий (л. 160), четвертый (л. 160 об.), пятый (л. 161) и восьмой (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010