Одновременно продолжение статьи о крещении с подобной целью высылаю и Николаю Дмитриевичу. На днях послана Вам статья В. Г. Введенского о праздновании св[ятой] Пасхи. Благословите приехать к Вам в среду на третьей седмице утром, с тем чтобы несколько часов можно было поработать, а затем купно с Вашим Преосвященством отправиться в Москву и сопровождать Вас вплоть до Монетчиковского. В эти дни идут заседания Священного Синода. К четвергу на следующей седмице Владыка Митрополит уже освободится и сможет, я так думаю, принять Ваше Преосвященство. Владыка Мануил вчера прибыл в Москву, а сегодня уже отправился в Ленинград. Желает меня видеть в понедельник 3-й седмицы в Москве, что я и постараюсь выполнить. Простите и благословите всех нас. Послушник Вашего Преосвященства свящ[енник] П. Соколовский. Д. 21. Л. 158–158 об. Подлинник. Автограф. 19. Не позднее 4 июня 1957 г. Неделя св[ятых] отец и память св. Алексия. Святителю совершали полиелей, как и указано в Уставе. Благословите, дорогой Владыко! Как нельзя лучше, Вашими молитвами и благословением мы с Николаем Дмитриевичем прибыли в Дмитров в 4 ч[аса] утра в Отдание св[ятой] Пасхи. С 7 часов я пошел в церковь , а Николай Дмитриевич отдохнул несколько дольше и к Литургии тоже прибыл в храм. С Николаем Дмитриевичем вчера мы разговаривали по телефону. Чувствует он себя после поездки очень хорошо. На нашем совете, одобренном Анатолием Васильевичем, мы окончательно решили о необходимости позаседать дня 2 в июне, начиная с 17. Так что, Владыко, благословите... Все же желательно, чтобы на этот раз Преосвященнейший Председатель наш прибыл для заседания в Москву. Кажется, для Великой панихиды места в Б[огослужебных] Ук[азаниях] не останется. Возможно, свободными окажутся лишь несколько листочков, а по-этому на всякий случай хорошо бы подготовить подходящий материал. На этот счет жду Ваших указаний. В журнал нашего заседания придется включить лишь следующие вопросы: Читали Указания. Вопрос о прав[едной] Тавифе. О патриаршем послании.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Отец, р.Т. Квеквескири, 29 Вдохновенный свидетель Истины, р. А. Сутормин, 44 Битва за небо, р. И. Сафаров, 44 155 10.00 Альберт Гогуадзе. Пэри-Пэртан, р. Н. Раужин, 52 Страсти по Аралу, р. А. Свешников, 94 146 13.00 А как наши космонавты, р. Г. Голубева, 7 Донецкая Вратарница, р. Н. Батраева, 44 Святитель Иннокентий (Вениаминов). Возвращение домой, р. М. Кельчевская, 56 Иван-солдат, р. Н. Иванова, 52 159 13-00 Завет, автор Б. Корчевников, 49 Елизавета Федоровна. Осталась одна молитва, р. Ю. Ермолина, 105 154 15.00 – Круглый стол: «Столетие убиения Царской семьи как историческое и духовное событие и его отражение в российском кинематографе» 16-00 Хороший день, р. Д. Чаруша,18 Параджанов Тарковский Антипенко. Светотени, р. А. Осипов, 60 Поезд идет на Восток, р. В. Эйснер, 82 160 16.00 Наш отец и наше Ветрино, р. Н. Голова, 15 Россия моя. Архиепископ Михаил, р. М. Забелина, 27 Патриарх Тихон. Нет власти не от Бога, р. Н. Попова, 44 Отмеченный перстом Божиим…, р. Е. Лобачева-Дворецкая, 79 165 19-00 Киево-Печерская лавра. Фотография тысячелетия, авторы А. Никитин, О. Марикуца, 63 Мечта, р. Д. Галушка, 65 128 19.00 Мамины куклы, р. А. Погребной, О.Самсонова 26 Русское купечество. Служение России, 1 серия, р. Э. Малютина, 44 Духовные псалмы. Схимонах Селафиил, р. М. Бабуков, 30 Информационная программа Хмельницкий Иордан, р. Н. Редькин, 27 127 26 ноября Конкурс 26 ноября ТВ-конкурс 26 ноября 10.00 Доброе сердце, р. Е. Жиркова, 5 Данька, р. Ю. Морозов, 20 Вика, р. Н. Каленова, 15 Искусственное дыхание, р. Г. Леонтьева, 55 Четверг, р. С. Мкртчян, 15 Я – Виктор, р. И. Цгоева, 11 Без острова мне никак, р. К. Михайлов, 31 152 10.00 Чужая земля, р. А. Титов, 44 Северные алтари, р. Е. Чач, 54 Златоуст земли Российской, р. Л. Геращенко, 39 Дорога к сыну, р. А. Некрасова, 21 158 13.00 Возвращение Саввы, р. Н. Федченко, 13 Россия. Многие лета…, р. А. Малечкин, 44 Революция. Западня для России, 2 серия, р. Г. Огурная, 101 158 13.00 Писательская рота, р. М. Кузнецов, 39 Культура и время. М. Шолохов, р. Н. Емельянова, 26

http://fest.radonezh.ru/2018/11/09/progr...

Напечатано в Кирилловой книге 1644 г.; 18) отрывки из книги Кирилловой (108–112); 19) несколько песнопений на крюковых нотах (113–132): из вечерняго богослужения, задостойники; 20) помянник, его же должно есть иноку или мирянину на всяк день по скончании своего келейного правила со всяким умилением и (у)сердием чести, глава 71 (132 об.–134); 21) служба воскресная шестого гласа (134 об.–146); несколько песнопений положены на крюковыя ноты; службы: 22) повседневная ко Господу Иисусу Христу (146–151 об.); 23) общая Господским праздником и предпразднеством и попразднеством Господу Иисусу Христу (152–158); 24) общая праздником Богородичным и предпразднеством и попразднеством, на вся праздники ея (158 об.–164); 25) общая святителем двема и многим (164–169 об.); 26) согласие певаемо за царя и за люди внегда исходити противу ратным – творение Филофея патриарха Царя града (170–178); службы: 27) святых великих царей и равноапостол Константина и матере его Елены; в той же день Сретение Пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Владимерския (178–182); 28) канон благоверной княгине Ольге (182–185): 29) стихиры на целование умершаго с разрешительною молитвою (185 об.–187 об.); каноны: 30) Иисусу Христу и Пресвятей Богородице (188– 198 об.), последний с акафистом; 31) Пресвятей Богородице и Ангелу хранителю (199–203 об.); 32) Пресвятей Богородице Одигитрии Смоленской (204–206 об.); 33) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (206 об.–209 об.); 34) молебен за творящих милостыню (209 об.–213); 35) Успению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Космы (213–216); 36) архангелам и ангелам (216–218); 37) Покрову Богородицы (218–221); 38) Рождеству Иоанна Предтечи (221–223); 39) Знамению Пресвятыя Богородицы – творение Пахомия Логофета (223 об.–226); 40) Николаю чудотворцу – творение Феофаново (226–229); 41) Явлению иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии Тихвинския (229–233); 42) апостолам – творение кир-Феофана (233–235 об.); 43) Сретению иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы (235 об.–238 об.); 44) молебен святителям: Петру, Алексию и Ионе (238 об.–241); 45) Пресвятей Богородице, певаемый в наведение печали (241 244 об.); 46) Всем Святым (245–250), на лл

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

282 «Если бы Христос не был описуем, то перестал бы быть человеком, и тем более – посредником... » (Письмо 1, II ч. 5 стр.). «Христос есть всецелый Бог и всецелый человек, имея в себе вполне все свойства обоих естеств из которых Он состоит, т. е. божеского и человеческого в одном лице; Он описуем и неописуем, одно по Божеству, а другое по человечеству... Поэтому веруем, что Он стал посредником между Богом и людьми, как соединивший в себе крайности и чрез Себя сделавший нас причастниками божественного естества и сынами Божиими...» (Письмо 158, II ч. 401 стр). Если Христос не описуем, то и смерть не истреблена, и подзаконное служение не прекратилось; еще нужно обрезание и прочее... Иконоборцы несомненно иудействуют (п. 23, II ч. 80 стр.). 283 «Отвергая икону Христа, Богородицы и всех святых, писал преп. Феодор, иконоборцы отвергают спасительное домостроительство, и исповедуя Христа, как бесы, отвергают Его делами. Ибо Христос не есть Христос, если Он не может быть изображаем...» (Письмо 158, II ч. 402 стр.). 284 «Если Христос не изображается, то Он не человек, а бесплотный... Посему иконоборцы отвергают и Богородицу, изображенную на иконе, и всякого святого, как не Матерь Божию и не служителей Христовых» (п. 21, II, 75 стр.). «Как, спрашивает преп. Феодор, Сын Божий может быть исповедуем человеком, подобным нам, которых и братом Он благоволил назваться, если Он неописуем, подобно нам? Как Он будет рожденным по закону природы, если Он не подобен Своей Матери? Если Он не описуем, то и не произошел от девственных кровей ее, из которых Он создал Себе храм, а носит небесное тело, как думал еретик Маркелл и бывшие прежде него древние нечестивцы. Отсюда следует, что и Матерь Его не есть истинная мать, но лжеименуемая, и с нами Он не сходен, а иного естества», (п. 23, 79 – 80 стр.). 285 «Чего только нечестивого не сделали иконоборцы? Оскорбили Христа... иконоборцы посему справедливо могут быть названы антихристами, как говорит Богослов и Евангелист: и ныне антихристы мнози» (Письмо 30, II ч. 93 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Death, 96, 77–78, 104, 113, 143 Deification of man, 28, 98, 146, 167 Demons, 57,74–75, 135 Diakrisis, 154 Discernment of spirits, 135 Discrimination, 154 Dispassion, 156, 174 Doubt, 19 Dualism, 58–59 Elder: see Spiritual father Energies, the divine, 27–28, 31, 158, 167–9 Epektasis, 185 Epiclesis, 46, 118, 124 Epiphany, 45, 84, 123 Essence of God, 37, 93–96, 167–8 see Energies Eternal life, 183–5 Eucharist, 46, 48, 69, 85,145–6 Evil, 23, 59–60, 73–76, 86 Evolution, 67 Experience, personal, 8, 22, 134–5 Faith, 18–19, 27 Fall, 74–81 and Incarnation, 9293, 100 and Virgin Mary, 102 Fasting, 156 Father, God the, 39–40 Filioque, 40, 122 see Spirit F1esh, 79 Fools in Christ, 131–2 Free will, 61, 65, 75–76, 105, 149, 181 Geron, 127 Gethsemane, 105 Gnostics, 59 God: nearness yet otherness, 13­14 as mystery, 14–18,29–31 as personal, 18–20 experience of, 22 existence of, three pointers, 22–26 unity in diversity, 36–39 God and suffering, 82–83, 95 see Darkness, Energies, Essence, Light, Love, Trinity Grace and free will, 149 Healing, spiritual, 127 Heart, 25, 154–5, 165 Hell, 35, 57, 106, 181–2 Hesychia, 163 Holy Spirit: see Spirit Homoousios, 36, 94 Hypostasis, 37, 168 see Person Ikons, 9, 69,95, 161 Image, human beings in God’s, 49, 64–68, 69, 81, 84, 93 distinguished from likeness, 66 Immaculate Conception, 102 Incarnation, 44, 82,92–99, 104, 110,123,168 Intellect, spiritual, 61, 154, 165 Iurodivyi, 131 Jesus Christ, 88–117 true God, 36, 89–90, 94, 96­97 true man, 89–90, 94–97 two natures and wills. 94–95 human soul of, 99 takes fallen human nature, 99–100 as Saviour, 90 as Christ or Messiah, 91 see Baptism, Cross, Incarnation, Resurrection, Transfiguration Jesus Prayer, 48,90–91, 112, 164–6,175 Joy, 112, 118 Judgement, the Last, 52, 181 Kenosis, 109 Kingdom, the inner, 70–72, 86 Last Day, 64–6, 78, 178–83 Light, the divine, 15, 21, 30, 169–72, 177 Likeness, the divine: see Image Logos, logoi, 40–41,61, 158 Love: within God, 33–35 of God for creation, 56, 75, 181–2 of man for God, 20, 32, 51

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

21 Ранее того церковное пение было одним из важных средств к единению Юго-Западной Русской Церкви с греко-славянскими церквами. 23 См. ж. «Руковод. для сел. Пастырей» за 1887 г., 14 «О церковном пении Пр. Греко-Российской Церкви». 24 «Церк. пение в России» о. прот. Д. В. Разумовского, стр. 175. Подобно сему и древнее кондакарное пение. Там же стр. 112. 25 Первоначальный вид распевов греческого и киевского можно видеть и в «Руков. к практическому изучению древнего бог. пения Пр. Рус. Церкви» Н. Потулова. М. 1875 г. 26 П. Никон , по замечанию его современника, наполнил клиросы предивными певчими с гласы избранными. Пение их было одушевленное, паче органа бездушного. И такого пения, якоже у митрополита (Новгородского) Никона, ни у кого не было. См. «Церк. пение в России», о. прот. Разумовского, стр. 209. 27 Стоглав, стр. 105–107. Граматы п. Гермогена в 1610 г. и п. Иоасафа в 1636 г. См. Ж. Мин. Н. Пр., ч. 61, стр. 158. Акты Арх. Экспед., т. 4, As 327. 28 «Стоглав», глава 3.»A миряне в те поры промеж себя глумления и всякие речи говорят праздные», пишет Собору царь Иван Васильевич. П. Гермоген в своей грамоте 1610 г. пишет о собирающихся в храм: »овех убо зрю дремлющих, овех сюду и сюду озирающихся, иных друг ко другу глаголющих». См. Ж. Μ. Н. П., ч. 61, стр. 158. Акты Арх. Эксп., т. 4, 327. 29 Стоглавый собор в видах сокращения богослужения предписывал наприм. »каноны говорить», а не петь и проч. 30 См. просьбу Молдавского Господаря Александра в 1558 г. к Львовским братчикам о присылке четырех молодых дьячков для изучения этих напевов и извещение о прибыли таковых же из Перемышля. «Церк. пение в России», прот. Д. В. Разумовского, стр. 81. 31 По засвидетельствованию г. Ст. Смоленского, рассматривавшего певчие рукописи Соловецкой библиотеки, «крюковая нотация, кроме означения голосовых движений по ритму и относительной высоте и длительности звуков, ещё выражает вполне точно и в высшей степени наглядно внутренние основания построения напева, отдельные попевки, периоды мелодий и даже своеобразные оттенки исполнения. Вообще она даёт ключ к уразумению частностей мелодики и ритмики русского пения. Ноты решительно не выражают знаменного распева». Ж. «Прав. Собеседник» за 1887 г., стр. 242–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Парсуна. Неизвестный мастер патриарших монастырей. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Начало 1660-х гг. Холст, масло. Илл. 3. Патриарх Никон . Неизвестный художник, вторая половина XVIII в. Холст. масло. Кирилло-Белозерский музей-заповедник. (Каталог выставки 2005 г. С. 115. 61) Илл.4. Патриарх Никон . Иконописец Мария Тодорова. Москва. 2005 г. Дерево, левкас, темпера. Илл. 5. С. Д. Милорадович «Суд над патриархом Никоном ». 1906 г. Холст, масло. Илл. 6. Кончина патриарха Никона . Художник И.Д. Дмитриев-Оренбургский. Х1Х в. Илл. 7. Место погребения ученика, клирика и жизнеописателя патриарха Никона Иоанна Корнильевича Шушерина у южной стены трапезы Архангельской церкви Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Фото 2006 г. Илл. 10. Патриарх Никон . В.С. Петров, Н.В. Полторацкая. Истра, 1995 г. Гипс, отливка по глиняной модели. Храм Св. Архистратига Михаила в Малом Иерусалиме. Илл. 11. Проект памятника патриарху Никону . Скульптор В.С. Петров. Истра, 1997 г. Бронза, отливка с земляной формы. Илл. 12. Проект памятника патриарху Никону . Скульптор И.И. Лукин. Нижний Новгород. 2005 г. Илл. 13. Трёхсвятский колокол. Вылит 21 января 1666г. Резчик монах Паисий. Литейщик – монах Сергий (Турчанинов). Фото 2003 г. Илл. 14. Богоявленская пустынь патриарха Никона . Вид с юго-востока. Фото 1998 г. Илл. 15. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Современный вид. Фото 2005 г. 1335 На обороте первого сстава (л. 124об.) помета об адресате почерком всего документа Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, и помета о получении документа, сделанная другим почерком 158 (1659)-го [года] апреля въ 13-й день с митрополичим недельщиком съ Ярофейком Офонасьевым. Подана в Верхъ. 1381 На обороте столбца (л. 126об.) помета об адресате основным почерком Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии, и помета о получении, сделанная другим почерком 158 (1650)-го марта въ 31–й де[нь] с софийским плотником с Ывашком Кузьминымъ. 1395 На обороте первого столбца помета об адресате основным почерком Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всея Русии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Какие же средства предлагает святитель для уврачевания недуга гордости? Это размышление о «многих причинах», которые «нашу низлагают гордость. 1) Люди наипаче гордятся или ради чести и славы, или ради богатства, или ради разума, или ради крепости, или ради благородства. Но вся сия перемене подлежат, и не суть наше, но Божие есть. Посему Богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку смиряться , дабы, что имеет, не отнято было ради гордости. 2) Низлагает гордость нашу рождение и воспитание наше, 3) нагота наша, 4) бедствия наши, 5) конец жития нашего, яко земля есмы и в землю пойдем. 6) Чем более Христа будем познавать и поминать, взирая на глубочайшее Сына Божия смирение, тем более свою подлость (низость – и. Н.) и окаянство будем узнавать, и так смиряться. 7) Бойся, – глаголет Василий Великий гордящемуся, – падения, подобного диаволу». Кроме того, отсекается гордость общими средствами борьбы с грехом, приводится же к смирению искушениями 21 (3, 158–160; 27, 226). Коварство гордости заключается в том, что «кто от смертоносного сего зла начинает благодатью Божией уклоняться, сего другое злейшее зло сретает – духовная гордость и высокоумие», которое «фарисейские слова хотя вне и не произносит, однако же внутри сердца своего говорит: несмь якоже прочии человецы» ( Лк. 18, 11 ). Так святитель разделяет гордость, склонную показывать себя вовне, сродную тщеславию, и фарисейство. Последнее «в тех наипаче обыкает гнездиться, которые много постятся, много дают милости, заключаются в монастыри, часто и много молятся, и прочая, по-видимому, не худые дела делать тщатся. Так бедному человеку везде сия ехидна приседит и ищет ядом своим его умертвить» (27, 221, 225). Кроме того, что «гордость не токмо сама собой есть грех тяжкий и мерзкий», она, как было показано, «и других грехов причиной бывает. Ибо Бог , Который гордым противится, праведным судом от гордого благодать Свою отъемлет; сатана же к такому дому, яко пометенному и украшенному, удобно приступает ( Мф. 12, 44 ). Потому человек, без благодати Божией оставшийся, яко немощный и ко всякому злу удобопреклонный, во всякий грех удобно падает» (3, 158).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ср.: В. Н. Лазарев, ук. соч., с. 14–34. 368 246, с. 459. 369 См. мои наблюдения по этому вопросу в 113, с. 106. 370 Ср., к примеру, 143, с. 126–160; очень полный библиографический обзор, охватывающий всю дискуссию о сущности паламизма, — 168, с. 231–341. 371 9. с. 40–44. 372 См., в частности, 21. 373 140, XCVI, стлб. 557С–596В: ср., в частности, Палама, «Триады», 111, I, 22, издание 107. с. 596–599. 374 Послание Кириллу, изд. Леонид, 224. с. 4. Перепечатано у В. Лазарева, ук. соч., с. 113. 375 Ср.: М. В. Алпатов, «Искусство Феофана Грека и учение исихастов», 251, 33, 1972, с. 190–202. Надо добавить, что официальное изложение паламитского богословия привез в Россию митрополит Киприан, друг преп. Сергия, вместе с Синодиком Православия, принятым в Константинополе (236, VI, стлб. 239, 241). 376 Эту идею проводит Н. К. Голейзовский: «Заметки о Феофане Греке», 251, 24, 1964, с. 139–149; Исихазм и русская живопись XIV–XV вв., 251, 29, 1968, с. 196–210. 377 Такой взгляд проводит X. Г. Бек (10, с. 780) и другие. Он появляется и у М. В. Алпатова, ук. соч., с. 196–197. 378 Ср.: П. М. Батюшков, «Белоруссия и Литва», СПб., 1890, с. 70. 379 102, I. с. 523 (в 1370 г.). 380 102, II, с. 12 (в 1380 г.), т. е. уже после его смерти. 381 «Зловерный и безбожный и нечестивый» — 246, с. 402. 382 Historia, XXXVI, 34, ed. Bonn, III, с. 517–518. 383 Лучший рассказ об этих событиях на английском языке: 46, с. 60–110. 384 Ср. 246, с. 344–345. 385 Ср.: «Житие Петра», написанное Прохором Ростовским (1327), в 210, IV, I, с. 310; другое «Житие» митрополита Киприана: 195, с. 170–171. 386 Ответ патриарха Нифонта на послание Михаила сохранился в славянском переводе: 236, с. 150–158. 387 Ср. рассказ об этом Акиндина великому князю Михаилу: 236, с. 150–158. 388 Патриарха Нифонта, судившего Петра, самого обвиняли в симонии (ср. рассказ Никифора Хумноса: 11, с. 255–283). 389 201, II, I, с. 108–110. 390 «Посланный патриархом клирик прииде на Русь, собор собирает в граде Переяславли», — 195, с. 171. 391 Этого понимания уже не было, по–видимому, у преемника Афанасия патриарха Нифонта, который писал Михаилу Тверскому в тоне, крайне неблагоприятном для Петра (ср. выше, прим. 11), но короткое правление Нифонта (1310–1314 гг.) мало повлияло на русские дела, в то время как союз Москвы и митрополита стал совершившимся фактом. 392

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Мещерский В.П. В улику времени. СПб., 1879. С. 248-249, 282-285. Мещерский В.П. Дневник, 24 ноября//Гражданин. 1894. 25 ноября. N 325. С. 3. Дневник Мещерского для Александра III " О нашем земельном дворянстве " , г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 105. Л. 158-158 об. Мещерский В.П. В заключение десятилетия//Гражданин. 1884. 23 декабря. N 52. С. 2. Мещерский В.П. Дневник, 2 февраля//Гражданин. 1892. 3 февраля. N 34. С. 3. Дворянская школа//Гражданин. 1897. 16 марта. N 21. С. 3. Мещерский В.П. Предания и прогресс//Гражданин. 1897. 6 июля. N 52. С. 3. Проблему материального обеспечения дворянских учебных заведений Мещерский предлагал решить " по справедливости " : " Кто главная платёжная сила в земстве? Дворяне! На кого идут деньги, сбираемые земством на народное образование? Только на крестьян!.. Не будет ли гораздо справедливее половину земской суммы, сбираемой на народное образование, и именно дворянские деньги, обратить на содержание дворянского приюта или Пансиона при гимназии, а крестьянские деньги - на крестьянскую школу?.. " (Дневник Мещерского для Александра III, 4 января 1885 г.//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 107. Л. 14 об.). Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 1. С. 16-17. Колышко И.И. Воспоминания. Закат царизма//ГА РФ. Ф 5881. Оп. 1. Ед. хр. 346. Л. 16. Ср.: Глинский Б. Князь В.П.Мещерский (Некролог)//Исторический вестник. 1914. N 8. С. 586. Авторство Мещерского очевидно из переписки князя с Николаем II (см.: Oxford Slavonic papers. Vol. 10. 1962. P. 132-133). Заметки Николая II о народном образовании//Былое. 1918. N 2 (30). С. 61-66. Лишь одна из педагогических инициатив Мещерского была оформлена законодательно. По закону от 25 мая 1899 г. для обучающихся в гимназиях и реальных училищах дворянских детей учреждались пансион-приюты, содержание которых оплачивалось наполовину казной, наполовину местным дворянским обществом. Однако сами учебные заведения сохранили свой всесословный характер (см.: Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Воспоминания 1881- 1914. М., 1997. С. 152).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010