произведение Кедрина представляет собой ни что другое, как буквальную передачу хроники Скилицы, причем лишь сглажено введение оригинала и выпущены некоторые места. Эта часть (811–1057) имеет для нас ценность лишь до тех пор, пока перед нами нет полного греческого текста Скилицы. Издания: Ed. рг. Graece et Latine G. Xylander (Basileae 1566) с комментарием, указателем, хронологическими таблицами. – В СР изд. A. Fabrotus 2 т. I. Paris 1647) с комментатемъ Goar " а, латинским переводом и глоссарием. – Перепечатка в CV 1729, – В СВ изд. I. Веккег, 2 т. Воппае 1838– 1839, с приложениями СР; текст здесь, не в пример прочим томам СВ, издан несколько тщательнее, благодаря тому, что Веккег использовал приготовленное для одного взятого из Скилицы отрывка Brunet de Presle сличение cod. Coislin. 136, содержащего оригинальное произведение Скилицы. Все же нужно остерегаться доверять особенно неудовлетворительному здесь указателю. – Повторено PG CXXI–CXXII, 1–368. § 53. Иоанн Ксифилин ( ’Ιωννης Σιφιλος). Интерес к изучению истории и к древней литературе вообще, вызванный прежде всего многосторонней деятельностью Константина Порфирородного и его редакторов, не оставался без дальнейших последствий. В следующем же столетии, а еще более в эпоху Комнинов, мы всюду находим следы деятельности, ставящей себе целью сохранение памятников древней литературы. К числу авторов, которые были снова переработаны в это время и хоть в обширных выдержках сохранены для потомства, принадлежит Дион Кассий. Именно, после того, как эксцерпторы Константина Порфирородного уже использовали Диона Кассия, два византийца, один – конца XI-ro, другой – начала XII-ro века, положили труд этого историка в основу своих собственных описаний: первый сделал из доступных ему книг Диона весьма обширное извлечение, рассчитанное на потребности его времени; второй вставил в рамки большой всемирной хроники другую часть этого труда, очевидно, уже ставшего довольно редким. Первый из этих двух родственных по духу писателей – Ксифилин, второй – 3онара; оба имени поэтому самым тесным образом связаны с историей античной историографии. Иоанн Ксифилин из Трапезунта, племянник одноименного патриарха, был монахом и жил в Константинополе во 2-ой половине XI века. По поручение императора Михаила Парапинака (1071–1078) он сделал извлечение из римской истории Диона Кассия. К сожалению, оно содержит только книги 36–80, так как в экземпляре Диона, которым пользовался Ксифилин, не хватало первых книг; но и помимо этого, в его экземпляре были пробелы – яркое доказательство того, что действительно пора было спасти этого древнего автора, насколько это было еще возможно. Впрочем, есть много оснований предполагать, что Ксифилин имел под руками не первоначальный текст Диона, а лишь воспроизвел извлечение из последнего. Таким образом, благодаря Ксифилину, сохранилось содержание совершенно утраченных последних книг Диона (приблизительно – последние две декады), а первые были во многом дополнены и исправлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

228 Преп. Иоанникий (=Аникий, Аника), из поселян Мариканских в Вифинии, служил в войске императора Льва IV  екскувитором (οτω τος φλακας ωμαοι καλοσι, Прокоп.) и участвовал в войне с Болгарами; потом удалился на Олимпийскую гору и, по 12-летних подвигах, принял монашество; скончался в 846 году (Чет. Мин. 4 ноября). 229 Церковь св. Прокопия находилась на площади Вола (ες τν Ταρον): так называлась половина площади Феодосиевой, лежавшая в части города (Κωνσταντινις, σελ. 34). Церковь эта была построена Иустинианом; а после пожара, вновь выстроена Антониною, женой Велизария, по совету Иустиниановой сестры Вигленции (Famil. aug. Byz. ed. 1. p. 98), с которою она жила вместе, по смерти своего мужа. Близ этой церкви Иустиниан построил много других зданий в честь Вигленции: поэтому и самая местность носила название τ Βιγλεντας, и церковь Прокопия – γιος Προκπιος τ Βιγλεντας (Кодина, Περ κτισμ. p. 108. Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 418).– Св. Прокопий, Иерусалимлянин знатного рода, из воеводы – великомученик Христов, обезглавленный в Кесарии Палестинской в первый год Диоклитианова гонения, в 303 году (Чет. Мин. 8 июля. Ассемани, Kalend. eccl. univ. t. VI. 465–469). 230 Монастырь Пантократора, или Вседержителя, основан супругою императора Калоиоанна Ириною, в монашестве Ксениею (По Месяцослову Сирлета, 13 августа: μνμη τς οδιμου κα παμμακαρστου βασιλσσης κα κτιτορασης τς σεβασμας μονς το Пαντοκρτορος Σωτρος Χριστο Ερνης, τς δι το γου κα γγελικο σχματος μετονομασϑεσης Ξνης μοναχς (Сн. Киннама, Ист. кн. I. гл. 4. ed. Воппае. 1836. p. 9)), дочерью Угорского короля Владислава (Famil. aug. Byz. р. 179), и окончен сыном ее Мануилом I Комниным. Этот монастырь, имевший вскоре после основания своего уже до 700 монахов, был одним из знаменитейших в Царьграде; и настоятель его, по закону, стоял выше настоятелей многих других монастырей (Номок. тит. 10. гл. 20). Стефан Новгородец говорит о монастыре Пантократора: «идохом к Спасу Великому монастырю рекше Вседержителю: внити во врата первая, и есть над враты Спас мусиею утворен, велик бо образом и высок; также и в другия врата внити, тож в монастырь, видети здание чудно и красно, а церковь мусиею удивлена, аки сияет» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

13 . Для монастырской братии также следовало бы установить в известные часы беседы в трапезной или другом помещении, где знающими лицами разъяснялись бы им как истины христианского вероучения, сущности и цели жизни иноков, так и обязанности их и прочее. 14 . Дознано, что прибывающие в монастыри богомольцы вынуждены бывают смущаться через то, что им предлагают так называемые «записчики», сидящие с книгами, записать себя или родных своих на помин за известную плату. Поэтому этих «записчиков», своею профессиею довольно напоминающих древних мытарей, следовало бы упразднить. 15 . Завести бы во всех монастырях живописные мастерския, и способных к живописи послушников обучать рисованию и живописи, дабы каждый монастырь мог предлагать богомольцам иконы своей работы и хорошаго письма. Это в конце-концов вытеснило бы продаваемые ныне иконы на жести или хотя и на дереве, но крайне плохого письма суздальских «богомазов» [цит. по 158, с. 34–35]. Из приведенных отрывков статьи «простецов» видно, что они весьма точно представляли себе не только проблемы общества, но и проблемы иноков и обителей. Съезд был открыт докладом Преосвященного Никона (Рождественского) , епископа Вологодского и Тотемского «Нужды современнаго русскаго монашества», в котором Владыка обличал возможную потерю духа и цели жизни монашества при навязывания обителям просветительской и благотворительной деятельности на подобии светских их форм [см. 158, с. 46–47], хождение иноков с иконами не в благоговейных миссионерских Крестных ходах, но с целью сбора средств на содержание монастырей [см. 158, с. 48], при превращении «отправления богослужения в механическое выполнение обряда» [цит. по 158, с. 52; см. п. 6 первой части доклада] и др. Докладчик акцентировал внимание на необходимость расширения практики святоотеческих поучений. «… посмотрите, с каким вниманием миряне устремляются к амвону, когда монах выходит читать их 98 . Даже простое, монотонное чтение не всегда грамотного монаха оставляет впечатление. Следует только читать не по славянски, а в русском переводе, причем желательно читать именно по переводу Оптинской пустыни (такия книги, как аввы Дорофея , Иоанна Лествичника , Симеона Новаго Богослова и под.). … Но не для мирян, главным образом, следует читать творения отеческие, хотя и они, конечно будут назидаться, а для назидания самих иноков и послушников. … Иногда можно разнообразить чтения, заимствуя их и из современных учителей Церкви… Особенно полезны поучения святителя Феофана, Вышенскаго затворника» [цит. по 158, с. 54].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

59, л. 6. Речь. 1913. 12 августа. Определение Святейшего Синода от 27 августа 1913 года за 7644//Церковные ведомости. 1913. 35; РГИА, ф. 797, оп. 83, 2 отд. 3 ст., д. 83, л. 76 об. – 77. Государственная дума. Стенографические отчеты. 1913–1914. Созыв 4-й. Сессия 2-я. Ч. 3. СПб., 1914. Стб. 1546–1548. Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2007. С. 548–549. Никон (Рождественский), архиеп. Плоды великого искушения около Святейшего Имени Божия (Из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон)//Прибавления к Церковным ведомостям. 1913. 34. С. 1506. Архив Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне (далее – АРПМА), оп. 10, д. 158, 5310, л. 21 об.; д. 5309, л. 14. Никон (Рождественский), архиеп. Мои дневники. Сергиев Посад, 1913. С. 150. Там же. Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т. 1. С. 549–552; Иларион (Алфеев), архиеп. Имяславие. С. 461. Никон (Рождественский), архиеп. Мои дневники. С. 144–148. АРПМА, оп. 10, д. 156, 146, л. 193–194, 323–333. Там же, д. 155, 145, л. 42, 193. Там же, д. 158, 5311, л. 5. Определение Святейшего Синода от 27 августа 1913 года за 7644; Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 г. в Пантелеймоновом монастыре. М., 1913. С. 11–12; РГИА, ф. 797, оп. 83, 2 отд. 3 ст., д. 83, л. 76–79. Русский афонский отечник XIX–XX веков. Святая гора Афон, 2012. С. 312. Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т. 1. С. 549–552. Никон (Рождественский), архиеп. Мои дневники. С. 153. Никон (Рождественский), архиеп. Плоды великого искушения… С. 1508. Там же. С. 1504–1521; Никон (Рождественский), архиеп. Мои дневники. С. 153–154. АРПМА, оп. 10, д. 158, 5311, л. 6. Определение Святейшего Синода от 27 августа 1913 года за 7644; РГИА, ф. 797, оп. 83, 2 отд. 3 ст., д. 83, л. 76–79. См.: Утро России. 1913. 18 июня. Определение Святейшего Синода от 27 августа 1913 года за 7644; РГИА, ф. 797, оп. 83, 2 отд. 3 ст., д. 83, л. 76–79. АРПМА, оп. 10, д. 158, 5311, л. 8. Иларион (Алфеев), еп.

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

Вероятно, рукою епископа Порфирия все листы рукописи перенумерованы внизу арабскими цифрами. У нас нижс приводятся два параллельных столбца, из которых в одном листы следуют друг за другом, как теперь, в другом – как должны бы следовать, и следовали: теперь: должно: КВ лист 153 КВ лист 153         »     154         »     157 r         »     155         »     157 v КГ   »     156         »     158         »     157 r         »     159         »     157 v         »     160         »     158         »     161         »     159         »     154         »     160         »     155         »     161 КГ   »     156         »     162         »     162 За листом 153 прямл следовал л.157, и, таким образом, соединяются Дeяh. I, 1–7 Дeяh. I, 7–12 , две половины апостольского чтения на Вознесение Господне. После л. 161 сразу следовал л. 154, и этим опять соединяются в целое Ebp. II, 2–3 Ebp. II, 4–10 , половины апост. чтения на день архан. Михаила. После л. 156 (который теперь получает правильную отметку КГ, как первый после 8-ми предыдущих с отмеченнымъ КВ сразу следовал л. 162, и так восстановляется цельность третьего разорванного чтения: 1Kop. I, 18–25 Кор. I, 25–29, на Воздвижение св. Креста. Листы 157 v , 158, 159 и 160, писанные другою рукою, так и стояли между лл. 153 и 161. Первый копиист видел эти листы и считал, и, вследствие, именно, их присутствия здесь, отметил свой 156 лист буквами КГ. Но упорядочение листов не решает всех затруднений. Неизвестно, почему второй копиист отмечал у себя дыхание и ударение, когда первый нигде этого не делал раньше и после. Мефологическая часть остается не вполне стройною, так что: 1) неделя Всех святых стоит пред 50-цею (лл. 157. 158) 99 . 2) после 24 июня следуют 1 и 8 ноября (лл. 159. 160. 161), за которыми 6 и 15 августа; 3) 29 августа остается по прежнему после великой субботы (л. 169). Вообще мефологическая часть производит впечатление как бы ранее заготовленной рамки, в которой не все отвечает вставленному в нее. Напр., есть четыре случая, где оглавления апостольских чтений иные, чем самые нижеследующие чтения. Это – под 4 декабря (названо послание к Евреям, а нужно – к Галатам), под 24 июня (к Евр.; нужно – к Римл.), под 1 ноября (к Евр.; нужно – к Корин. 1) и после 29 августа погребальное апостольское чтение (к Корин.; нужно – к Фессал. 1). §2. Характер письма рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

158 году апреля в 11 день дал вклад в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа костромитин посадцкой человек Иван Федоров сын с братом своим с Василием коня гнеда осми лет за двенадцать рублев, при игумене Герасиме. (Л. 139 об.) 158 году марта в день дала вклад окльничево князя Петровская жена Федоровича Волконсково вдова княгиня Пелагея Григорьевна с сыном своим князем Юрьем Петровичем двадцать рублев по окольничем, по князе Петре Федоровиче, во иноцех Пафнутии . 158 году дал вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Володимер Иванович Зюзин по жене своей конь бур санник лет сросл за… (Л. 140) 158 году генваря в 7 день дал вклад костромитин посадцкой человек Устин Яковлев сын Самсонов кузнец блюдо оловянное, весу в нем пол-шести гривенки. Тогож году дал вклад при игумене Герасиме патриарший крестьянин Никольской слободы из-за Волги Ананья сапожник десять рублев денег, и за тот вклад пострижен в монастыре. Того ж году дал вклад при игумене Герасиме посадцкой человек костромитин Кипреян мерин гнед за пять рублев, да сто шестнадцать аршин холстов хрящу за два рубли, две пищали долгия за три рубли, пять рублев денег. И за тот вклад постричь в монастыре. 159 году декабря в 3 день дал вклад при игумене Герасиме Полянския слободы Федор Артемьев полпуда воска. (Л. 140 об.) Месяца февраля в 2 день дал вкладу при игумене Герасиме з братьею костромитин посадцкой человек Никита Алексеев сын Низемцов полтора аршина камкасейна, на поручи, в церковь, за двадцать алтын. 159 году февраля в 4 день дал вклад при игумене Герасиме з братьею костромитин посадцкой человек Григорей Федоров сын Новокрещенной Сырейщик по родителех своих ведро вина церковного да фонарь слюдяной большой за три рубли. 165 году марта в 8 день дала вклад Григорий Федоров сын Сырейшик к старому своему вкладу два ведра вина церковного. (Л. 141) 161 году генваря в 30 день дал вклад в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при игумене Герасиме боярина Михаила Михайловича да кравчего Петра Михайловича Салтыковых человек их Семен Сидоров сын Бронников по вере своей ризы камчатые рудожелтые, оплечье шито золотом и серебром, опушен кушаком.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Литература Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2-х т. Т. 1. Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. – 575 с. – (Российские Пропилеи). История византийской философии. Формативный период/В.М. Лурье. При участии В.А. Баранова. – СПб.: Axioma, 2006. XX+553 с. (В.А. Баранов совместно с В.М. Лурье автор раздела: Иконоборчество и иконопочитание. Византийское богословие в VIII–IX веках. С. 407–486). Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. – Милан; М.: Христианская Россия, 1999. – 231 с. Справочные издания и словари Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т./Сост. И.Х. Дворецкий. – М., 1958.   Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. – Милан; М.: Христианская Россия, 1999. С. 198–199. Никифор, свт. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова. Опровержение первое , 15//Творения святых отцов в русском переводе. Т. 67. Творения святого отца нашего Никифора Архиепископа Константинопольского. Ч. 2. – Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907. – 254 с. С. 16. Никифор, свт. Опровержение первое, 16. Указ. соч. С. 17. Никифор, свт. Опровержение первое, 23. Указ. соч. С. 41. Никифор, свт. Опровержение первое, 15. Указ. соч. С. 16. (PG 100, 225 B–C). Никифор, свт. Опровержение третье, 18. Указ. соч. С. 155–156. Курсив наш. – В.Н. PG 100, 403 D – 404 A. Василий Великий, свт. О Святом Духе, 18.45// Его же. Творения: В 2 т. Т. 1. – М.: Сибирская Благозвонница, 2008. С. 135. SC 17bis, p. 406. Никифор, свт. Опровержение третье, 19. Указ. соч. С. 156–157. Никифор, свт. Опровержение третье, 21. Указ. соч. С. 158, 160. Никифор, свт. Опровержение третье, 22. Указ. соч. С. 160–161. Курсив наш. – В.Н. Никифор, свт. Опровержение третье, 20. Указ. соч. С. 157–158. Никифор, свт. Опровержение третье, 21. Указ. соч. С. 158–159. PG 100.277 A. Цит. по: Шёнборн К. Икона Христа. С. 198. Другой пер.: «икона есть подобие первообраза, сходственно отпечатлевающее в себе внешний вид изображаемого, но отличающееся от него, при различии сущности, материей, – или: она есть подражание и отражение первообраза, отличающееся от него по сущности и материалу; или: она есть произведение искусства, созданное в подражание первообразу, но отличающееся от него по существу и по материи. Если бы икона ничем не отличалась от первообраза, то она была бы уже не иконой, а первообразом» (Опровержение первое, 28. Указ. соч. С. 54–55).

http://bogoslov.ru/article/6193123

9 декабря. Резолюция на прошении священника об определении на его место ученика богословия с обещанием ученика взять замуж его дочь, а ему приискать другое место: «Отдавать священническое место в приданое дочери, а себе просить другого значило бы пускать священническое место в продажу, что, конечно, весьма грешно» (Резолюции. Т. 4. С. 158. 9371). 11 декабря. Резолюция на прошении диакона о переводе его в другую церковь по желанию священника и прихожан: «Преосвященный рассмотрит в том случае, есть ли просимый диакон не зять священнику места, которого просит; а есть ли зять, то разумеется, что священник и диакон в столь близком родстве при одной церкви служить не могут без отступления от принятых правил» (Резолюции. Т. 4. С. 158. 9372). 12 декабря. Резолюция на консисторском определении по делу об учреждении в Медведевой пустыни женского монастыря: «К разрешению же сего прошения надлежит принять в рассуждение, что в Медведевой пустыни уже было женское общежитие, но, по причине близости к Песношскому монастырю и усмотренных неудобств, уничтожено, что в Московской епархии женских монастырей 12; и потому начальству не настоит надобности домогаться умножения оных; что проситель не именует тех почтенных людей, которые якобы желают помогать устроению сего монастыря, и потому на сем безыменном показании ничего нельзя утвердить; что сам проситель, исключенный из духовнаго звания, не заслуживает такого Доверия, чтобы поручить ему собирание подписки на учреждение монастыря» (Резолюции. Т. 4. С. 158–160. 9373). Резолюция на консисторском определении об увеличении наказания священнику за то, что не допустил бывшего церковного старосту до Святого Причастия: «Священник говорит, что о исповедной записке напомнил ему диакон и тем расположил его допустить старосту до святого причастия. Но диакон по его ссылке сего не подтвердил. Следственно, священник есть ли не допустил сначала по истинному сомнению, то после без основания допустил, а есть ли, допуская, не сомневался, то должен заключить, что и сначала изъявлял сомнение притворно, чтобы только оскорбить старосту, которого еще в феврале укорял вором и, следственно, к делу святому примешал свою страсть, оскорбил святость таинства и сделал смущение и соблазн предстоящим в столь важное время» (Резолюции. Т. 4. С. 160–162. 9374).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

354. Минея, месяц апрель , в четвертку, 209 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–-9 приписка скорописью: «Положил сию книгу Минею месяц априль Богоявленьской поп Григорей Мерькуев сын в дом всемирному Воздвижению и преподобному Ануфрию великому и преподобному Дионисию Глушицкому чудотворцу по своих родителех». 355. Минея, месяц апрель , в четвертку, 186 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. 1-й л. чистый. На задней доске переплета запись: «Писана лета 7088 (1580) царь и великий князь Иван Васильевич царевич Иоан царевич Феодор». На л. 186 об. приписка скорописью: «А сия книга Мения Рабанского монастыря дал вкладу игумен Герасим за полтину месяца апреля лета 7084 (1676) сентября...». Между прочими под 26 апреля служба Стефану Пермскому (149 об.–161 об.). 356. Минея, месяц апрель , в четвертку, 184 л., до 158 л. полууставом XVI в., с 158 л. до конца полууставом XVII в., в попорченном кожаном переплете. 146 лист должен следовать за 61 листом. На полях внизу листов 1–2 приписка киноварью: «Из Успенского Песочного монастыря». Службы русским святым: 1) 17 апреля – Зосиме Соловецкому (158 – 168 об.), 2) Савватию Соловецкому (169–172 об.), 3) 26 апреля – Стефану Пермскому (173– 184 об.). 357. Минея, месяц апрель , в четвертку, 310 лл., полууставом XVI–XVII вв., в дощатом переплете, разбита. Нескольких листов в рукописи не достает. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Минея от церкви Рождества Богородицы Раменье отобрана на Вологде». Между прочими под 26 апреля служба Стефану Пермскому (276–289 об.). С 290 л. по 310 л.: «Сборник еже наречется сказание житиа святых пророк и апостол и святых мученик и святых преподобных отец Богу угождшых муж и жен трепение и страсти, исправление от обоюнадесять месяц с Богом починаем»; за таким заглавием следует житие Симеона столпника (290–310). Начало: «Странна и дивна бысть тайна в дни наша; изволися мне грешному Антонию написати». 358. Минея, месяц апрель , в четвертку, без конца, 248 лл., полууставом XVI–XVII вв., в дощатом переплете. На полях внизу листов 1–18 приписка скорописью: 1) «Лета 7123 (1615) октября в 13 день сию книгу Минею дал в память по своих родителех Василей Григорьев сын Данилов Домнин в дом Благовещенью Богородицы и великому чудотворцу Николе a подписал по повеленью Василья Григорьевича Данилова Домнина подьячей Гришка Георгиев»; 2) «Сия книга Минея месячная Благовещенской церкви в Коданове». Рукопись состоит из двух частей, писанных разными почерками и составлявших когда-то две разныя рукописи. В первой части (1–59 об.) помещены службы: 1) 30 июня – Собору 12-ти апостолов (1–16), 2) 9 мая – Николаю чудотворцу (16 – 32 об.), 3) 30 августа – патриархам цареградским: Александру, Иоанну и, Павлу и преподобному Александру Свирскому (34–44) и 4) 17 апреля – священно-мученику Симеону, епископу Персидскому и преподобному Зосиме, Соловецкому игумену (44–59 об.). Вторая часть (60 об.–172 об.) – службы начиная с 3 апреля по 17-е того же месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каким образом мы можем стяжать кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, если будем скорбеть и плакать ( 42, 398 ). Великое нужно старание, чтобы знать, в чем состоит кротость. Старание необходимо потому, что с кротостью смешивается малодушие. Каждому нужно смотреть, чтобы, предаваясь пороку, не приписывать себе добродетели ( 43, 418 ). Всякий кроткий склонен к человеколюбию и не может перенести пренебрежения к находящемуся в нужде, считая бедность других несчастьем для себя ( 46, 387 ). Бог не столько любит род человеческий за девство, за пост, за презрение имущества, за готовность простирать руку нуждающимся, сколько за кротость и достойные нравы ( 46, 387 ). Много добродетелей, необходимых христианам, но больше всех – кротость, потому что только сияющих ею Христос называл ревнителями Божиими ( 46, 390 ). Хотя бы ты творил чудеса, хотя бы воскрешал мертвых, хотя бы делал что-нибудь другое подобное... никогда не будут удивляться тебе в такой мере, как видя тебя кротким, добрым, обходительным ( 46, 484 ). Кротостью называется не только то, когда кто-нибудь переносит обиды от сильных людей, но когда уступает, будучи оскорбляем и людьми, которые считаются низшими ( 46, 531 ). Не будь кроток с одним и дерзок с другим, будь кроток со всеми, будет ли то друг или враг, великий человек или малый... Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 532 ). Кротость есть устроение души, которая и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковой ( 57, 88 ). Кротость есть подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит против огорчения ( 57, 158 ). Кротость есть утверждение терпения... мать любви, начало духовного рассуждения ( 57, 158 ). Кротость ходатайствует об отпущении грехов, она дает дерзновение на молитве, становится вместилищем Святого Духа. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 158 ). Истинно кроткий не может перенести только преступление Божиих заповедей ни в каком человеке. Но и при этом он плачет о преступающих эти заповеди и грешащих, и так же искренне, как если бы сам грешил.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010