149 В Неделю о самаряныне в митрополии Трикалы совершается крестный ход, посвященный Небесному покровителю города – святому Виссариону. У греков сохраняется традиция почитания святых покровителей городов и сел. В день праздника святого покровителя, как и на всякий престольный праздник, совершается торжественное шествие по городу с духовым орке­стром, с иконами, хоругвями, с пением молебных песнопений, ектений, во­досвятием приходских окрестностей (прим. ред.). 151 В Греции сохраняется традиция совершения обручения за некоторое вре­мя до Таинства венчания. В Требнике эти два последования – обручения и венчания осмысляются как самостоятельные (прим. ред.). 155 Καννες γων ’Αποστλων 39; Πηδλιον, θναι 1970, с. 43; Ιγνατου Αντιχειας, Σμυρναοις 9, 1, с. 281, стих. 29– 30. 157 Βος αγου ερομοναχο Παγκρατου, επισκπου Ταυρομενας, Ματθαου Λαγγ, Μ.Συναξαριστς, т. 7, θναι 1990, с. 157–158. 158 Средневековый комплекс монастырей, выстроенных на вершинах отвесных скал, в Фессалии, неподалеку от Трикалы (прим. ред.). 159 Молитва Малого входа: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на Небесех чины и воинства ангел и архангел, в служение Твоея славы: сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих твою благость...», из Служебника. 161 Святой Спиридон, епископ Тримифунтский (ум. 384, память 12/25.12), покровитель острова Керкира (Корфу), где покоятся его мощи. Отпустительный тропарь святителя Спиридона Тримифунтского (прим. ред.). 162 «Прости» (греч. ορθο – досл, «прямые») – призыв к стоянию перед Богом, выпрямив спину и сосредоточив свой ум на молитве; от слав. «простий» – прямой, простертый (прим. ред.). 165 Евхаристический канон (анафора) – центральная часть Божественной ли­тургии, на которой происходит возношение Святых Даров, то есть заранее приготовленного хлеба и вина, и их преложение в Плоть и Кровь Иисуса Христа (прим. ред.). 169 Молитва первого часа: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего,

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

478 Приношение современному монашеству. С. 110—111 479 Аскетические опыты. Т. II. С. 189. 194, 196, 198 480 Приношение современному монашеству. С. 264 481 Приношение современному монашеству. С. 265 482 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 157 483 Цветы прекрасные. С. 25—27 484 Аскетические опыты. Т. I. С. 211 Там же. Т. II. С. 309 Приношение современному монашеству. С. 268 485 Антоний Великий, прп. наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С.61; Отечник. С. 9; Макарий Великий, прп. Духовные беседы. С. 23; Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 282; Отечник. С. 208; Духовно-нравственные слова. Издание Оптинской пустыни. С. 411, 412; Марк Подвижник, прп. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 491; Филофей Синайский, прп. Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 412 486 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 180, также с. 169 487 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 436 488 Слова подвижнические. С. 179, 387 489 Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 417 490 Лествица. С. 136—137 491 Аскетические опыты. Т. I. С. 300 492 Аскетические опыты. Т. II. С. 300 493 О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158 494 Нравственно-подвижнические слова. Издательство Оптинской пустыни. С. 104, 127 495 Слова подвижнические. С. 427—428 496 Аскетические опыты. Т. I. С. 373 497 Духовные беседы. С. 128, 144, 151 498 Отечник. С. 128 499 Лествица. С. 147 500 Слово о молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 212 501 Приношение современному монашеству. С. 266. Для подтверждения вышеприведенных мыслей смотри: Исаия, авва. Слова.//Добротолюбие. Т. 1. С. 459, 463; Отечник. С. 211; Еваргий, авва. Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 517; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 158, 161—162; Нил Синайский, прп. Мысли и увещания.//Добротолюбие. Т. 2. С. 301—302; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово. " » Добротолюбие. Т. 3. С. 19—20; Фалассий, авва. Сотни о любви.//Добротолюбие. Т. 3. С. 293, 298; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 220, 221; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 134, 190, 262

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Известны несколько настоятелей И. м. этого периода: Евгений (1-я четв. XII в.), Иосиф (приблизительно 1108), Иоанн III (Калакала; до сер. XII в.), Михаил (сер. XII в.), Иоанн IV (3-я четв. XII в.), Василий (3-я четв. XII в.), Георгий V (1169), Павел (март 1170-1183/84), Георгий VI (1183/84), Макарий (кон. XII в.), но о них сохранились весьма скудные сведения. Иоанн III (Калакала) дал указание экклисиарху Иоанну (Таплаисдзе) собрать разрозненные записи «Книги агап» и переписать их «по порядку», в соответствии с церковным календарем. Были оставлены свободные места, иногда целые страницы, для внесения записей, к-рыми впосл. пополнялась «Книга агап» (НЦРГ. А 558), 1-ю редакцию к-рой в 1074 г., во время настоятельства прп. Георгия Олтисари, составил Микаел Дагалисонели. В поминальной записи 165 «Книги агап» (Lefort. 1990. Vol. 2. P. 10-11) имеются обширные сведения о настоятеле И. м. Павле, к-рый 8 месяцев собирал пожертвования в К-поле и смог выплатить все долги, а также получил грамоты, закрепившие владения мон-ря. Во время его игуменства была воздвигнута и расписана ц. Пресв. Богородицы Портаитиссы, выстроены большая башня в И. м. и келлии в Карее, увеличена ограда И. м., приобретен мон-рь Каниск (το Κανισκ), в Волве основано подворье и выстроены церковь и 2-колесная мельница, проведены хозяйственные работы во владениях И. м.: в Радоливе, Довровикии, Мелитзиане, Волве, на подворье св. Варвары в Писоне на п-ове Халкидики, в Каламокопии близ Фессалоники, в Фессалонике и др. В описи И. м. 1183/84 г. (поминальная запись 158 - Ibid. P. 10) отражено хорошее состояние обители, которая владела значительным движимым и недвижимым имуществом. Преемником Павла стал эконом Георгий VI; в поминальной записи 158 описан процесс его выборов: уходящий настоятель назвал кандидата, «собрание всего братства» утвердило его. В 1197 г. на Афон прибыли серб. кор. Стефан Неманя (св. Симеон) и его сын, буд. свт. Савва I, в т. ч. они побывали в И. м. и «сделали пожертвования монастырю», а также дали по золоту «каждому брату» (Ibid. P. 41).

http://isihazm.ru/?id=748

О потреблении святых Даров Если священник служит без диакона или с диаконом не причащающимся, то он по причащении не пьет теплоты и рук не умывает, а делает это после потребления им святых Даров. При потреблении святых Даров на жертвеннике нужно иметь всякое опасение, как бы какая-нибудь от малейших крупиц или капель не осталась во святой чаше непотребленною, потому чашу должно ополаскивать вином 42 не раз только, а два и даже три, потом тщательно вытирать ее губкою или платком, который нарочито имеется для этой цели (губу же или тот платок во святой чаше следует оставить (Служебник). «По совершении божественной литургии и по потреблении божественных Таин, абие прежде совлечения священных одежд или по совлечении, из алтаря не исходя, должен есть чести со всяким умилением благодарным сердцем молитвы благодарной по святом причастии и придя домой не сразу приниматься за свои житейские дела, но пробыв несколько времени в молитвах и размышлениях о величии дара, какого удостоился он во святом причащении. В этот день он должен воздержаться от излишнего ядения, пития и сна, особенно же от плотских удовольствий и от всякой плотской любви, ради любви и чести Небесного Царя, Которого сподобился принять в храм души своей» («Известие Учительное»). О разъяснении затруднительных случаев, с самим священником и со святыми Дарами бываемых, и вообще о разных особенных обстоятельствах при совершении сего таинства изложено в «Известии Учительном», помещенном при Служебнике. О пролитии святых Даров, по какой бы случайности это ни произошло, священник должен сообщить своему епископу, с чувством раскаяния, и доколе не последует распоряжение епископа, не должен приступать к совершению литургии (Номок., прав. 158). За намеренное пролитие виновный лишается сана, за ненамеренное подвергается церковной епитимьи (Номок., прав. 158). Священнослужащие при совершении божественной литургии обязательно должны приобщаться святых Таин (апост. прав. 8). Примечание. Священнослужители не имеют права приобщать себе равных по степени священства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

а) Ильи Абурруса, Латинская уния в Сирии. Стр. 138–140. б) Георгия Чанишвили, Отношение Грузинской церкви к Армянской. Стр. 223–225. 91 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия действительного студента 59 курса МДА Димитрия Лебедева, Из истории православной пасхалии. Основание и эпакта, «Журналы собраний Совета МДА» за 1904 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. Стр. 7–11. 92–93. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 60 курса МДА в «Журналах собраний Совета МДА» за 1905 год. Сергиев Посад, 1906: а) Григория Божовича, Савва Неманич, первый архиепископ и просветитель Сербии. Стр. 162–163. б) Николая Драганчула, Положение христиан в римской империи при императоре Коммоде по мученическим актам того времени. Стр. 170–171. 94–95. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 61 курса МДА в «Извлечении из Журналов собраний Совета МДА» за 1906 г. Сергиев Посад, 1907: а) Петра Соколова, Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Стр. 170–171. б) Николая Чернявского, Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении. Стр. 181–184. 96–97. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 64 курса МДА в «Журналах собраний Совета МДА» за 1909 год. Сергиев Посад, 1910: а) Ардалиона Вещезерского, Третий вселенский собор. Стр. 158–159. б) Михаила Чубарова, История анти-иудейской полемики в древнейшее время. Стр. 293–295. 98–101. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 65 курса МДА в «Журналах —110— собраний Совета МДА» за 1910 год. Сергиев Посад, 1911: а) Свящ. Алексея Вьюкова, Догматические воззрения Оригена по его сочинению «О началах». Стр. 103–107 (2-й отзыв). б) Леонида Дмитревского, Блаженный Иероним, как пастырь и учитель о пастырстве. Стр. 121 (2-й отзыв). в) Свящ. Василия Соколова , Леонтий Византийский . (Его жизнь и литературные труды). Стр. 216–220 (1-й отзыв). г) Евгения Рождественского, Св. царица Феодора. Стр. 370 (2-й отзыв). 102 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия действительного студента 65 курса МДА Димитрия Вышеславова, Церковные историки Сократ и Созомен по их сравнительной ценности для изучения церковно-исторических событий IV и первой половины V века. «Журналы собраний Совета МДА» за 1911 год. Сергиев Посад, 1912. Стр. 158–160 (1-й отзыв).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Игумен Антоний , при царе Борисе описал жизнь преп. Нила Столбенского († 1555 г.). См. Царского 107; Толстого II, 232. Около того же времени написано житие преп. Макария Унженского, и вероятно в 1594 г., когда строителем обители, по воле царя Феодора, определен боярский сын Давид Хвостов. Самый старший список жития, из известных ныне, писан в 1602 г. (Царского 743). 194. Варлаам , из архимандритов Чудова монастыря митрополит Новгородский 1594–1604 г., писал увещание Валаамским старцам в Дымский монастырь – не нарушать Валаамского устава (Ист. Акт. I, стр. 236). Его распорядительные грамоты изданы там же, стр. 231–235, 237–241, 244. Иона Думин , с 1589 г. из архимандритов Путивильских архиепископ Вологодской, в 1598 г. подписался под грамотою об избрании царя Бориса, а в 1600 г. был на соборе об установлении празднования преп. Корнелию Комельскому, причем подтвердил верность сведений о чудесах преподобного (А. э. II, 7, 222). Он писал похвальное слово благоверному князю Александру Невскому: «Всех произволяющих Бог спасти желает». Здесь скрыл он имя свое в анаграмме (Зап. Археолог. Общ. III, 149; IV, 141). Без сомнения. Им же исправлено было описание жития благоверного князя Невского, сочиненное бедным Василием (§ 127). Его список сочинений Максима Грека , всего 82, с замечанием: «писана сия книга Максим Грек с добрых переводов (списков), а трудов и потов много положено, как правили сию св. книгу» – у Царского, 241, 242. 195. Нифонт , постриженик Антониева монастыря, просил и упросил царя и патриарха открыть мощи преп. Антония Римлянина, дотоле почивавшие под спудом, и в 1598 г. описал в Сергиевой Лавре чудеса преп. Антония 1678–1697 г., тогда как чудеса 1648–1678 г. описаны уже были прежде (Царского 133, 128; Румянцева 158). Описание Нифонта любопытно и по рассеянным в нем историческим и топографическим сведениям. Усердный Нифонт написал и похвальное слово преп. Антонию. Вероятно, им же написаны: а) проречение преп. Варлаама о мразе и воспоминание о том, установленное при царе Борисе; б) воспоминание о св. Ионе архиеп. Новгор. и повесть о чудесах его, с службою; в) повесть о братьях Алфановых. Эти сочинения помещены подряд с Нифонтовым описанием чудес преп. Антония – у Румянцева 154, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Можно предположить, что в тот период работы были приостановлены, и артель полностью или частично распущена. После щедрых пожертвований и новых льгот они возобновились. Нет ничего невероятного в том, что митрополит новгородский прислал и мастеров для продолжения работ. В 1658 году почти законченная колокольня получила повреждения во время пожара. Восстановление верхних ярусов, а также возведение часовой палатки, ризницы и книгохранилища велось уже при непосредственном участии монастырского келаря Паисия. Возможно, что состав артели изменился и между этими этапами. Сведений о нем не сохранилось. Это могли быть и вологодские или новгородские каменщики из разных артелей, и монастырские рабочие, и присланные из Москвы, и «из поморцев и онежан» Храм-колокольня во имя Трех Святителей Московских в Антониево-Сийском монастыре все еще требует изучения, многие вопросы до настоящего времени остались невыясненными. Будем надеяться, что дальнейшие изыскания среди архивных материалов и археологические исследования помогут более точно установить состав строительных артелей, трудившихся над ним, и имя мастера (или мастеров), руководившего ими. Кроме того, новые данные могут выявить образец, который был взят за основу при строительстве этого храма. Известно, что Троицкий собор монастыря строился «в меру и подобие» собора Вознесенского монастыря в Москве. Гармоничное сочетание всех ярусов в единую композицию и цельная система декора позволяют предположить, что и у церкви «иже под колоколы» тоже существовал некий прообраз. Библиография: Брызгалов В.В. Строительство храмов в Антониево-Сийском монастыре в 16-17 вв. М., 2005. С.: 12, 15, 17, 20-22 Макарий еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре//Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском университете. Кн. 3: Июль - сент. 1878 г. Спб., 1878. С.: 5, 14, 17, 18, 75, 97 Краткое историческое описание монастырей Архангельской Епархии. Архангельск, 1902. . С.: 86, 97, 119, 124, 126-128, 139, 151, 158 Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониево-Сийскаго монастыря 1575-1694 (7084-7202) гг. М., 1917. С. 2. Базилевский П. Описание историко-статистическое Холмогорского уезда: Сийский монастырь. С.: 141. 20. С.: 156//Архангельские губернские ведомости. 1851. Часть неоф. С.: 141–143; С.: 148–151 и С.: 156–158. Летописец Антониево-Сийского монастыря с 1593 по 1694 год//БАН. Арханг. Д.375. Л. 155. Цит. по: Рыжова Е.А. Литературное творчество книжников Антониево-Сийского монастыря 16-18 вв. С.: 225//Книжные центры Древней Руси. Северно-русские монастыри. СПб., 2001. С.: 218-246 Свято-Троицкий Атониево-Сийский монастырь//Православные монастыри: Путешествия по святым местам. 54. М., 2010. С.: 18 Перовский Вс. Антониево-Сийский монастырь Архангельские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1897. 11. С.: 371; 14. С.: 427, 429, 432, 434-436; 15. С.: 469; С.: 508, 515

http://sobory.ru/article/?object=08674

Погод. 1931. Л. 86 об., под 31 дек., день успения святителя). В рус. искусстве XIX в. фигура М. присутствует в произведениях исторического жанра: среди просветителей на юго-зап. стороне горельефного фриза на памятнике, посвященном 1000-летию России в новгородском Детинце (1862, архит. В. А. Гартман, скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер); на картине акад. А. И. Шарлеманя «Речь царя Иоанна IV на Лобном месте перед созывом Земского собора 1550 г.», с к-рой была выполнена гравюра на стали Ф. А. Брокгауза (80-е - 90-е гг. XIX в. для цикла «Русская галерея: Сцены из рус. истории»), где М., в клобуке и фелони, с панагией и наперсным крестом, по правую руку от царя; левой рукой он опирается на посох, а правую поднимает, чтобы благословить царя (Царь Иоанн Грозный. 1904. С. 20). После общецерковного прославления в 1988 г. стали появляться новые иконные изображения М. в различных техниках (икона, мозаика, литье, шитье); также в произведениях исторических живописцев ( Михайлов. 2003). Святой изображается старцем, в митрополичьем саккосе, шапке, с недлинной седой бородой из 2 прядей, с волосами, прикрывающими наполовину уши; он держит Евангелие обеими руками или благословляет правой, а кодекс держит на левой руке. В стиле житийных икон первых московских чудотворцев Петра и Алексия работы мастера Дионисия создан житийный образ М. Святого изображают в чине Московских святителей как в расширенном составе, так и в поклонении иконам, напр. чудотворной Владимирской иконе Божией Матери, а также в чине святых иконописцев на полях икон Божией Матери. Как молитвенника за Москву его фигуру помещают на фоне ландшафта с узнаваемыми архитектурными сооружениями, напр. на фоне Московского Кремля. Ист.: РНБ. F. IV. 232; ГИМ. Син. 962. Л. 113 об., 158-158 об., 163 об.-165, 167-168, 169, 173 об., 177 об., 178, 179 об., 180, 198, 201, 214, 228 об., 258-258 об., 273 об., 283 об., 296 об., 379 об., 391 об., 424, 431, 444, 448 об., 490, 495 об., 501-501 об., 509 об., 524, 525 об.; ГИМ. Син. 149. Л. 97 об., 98, 173 об, 219 об., 221, 231 об., 246 об., 249 об., 251, 254-254 об., 265, 278-281, 282, 283, 285, 285-286 об., 287 об., 288-289 об., 292 об., 293 об., 299-299 об., 305, 310, 319, 325 об., 326, 331 об., 335-335 об., 336, 350 об., 351, 369, 391, 443-443 об., 445 об.-446, 460-461 об., 466-466 об., 480 об., 481 об., 487 об., 490, 498 об., 505, 629 об., 642-643, 645-650, 652 об., 657, 658-660; РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 314.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Кроме того, в группу богословских сочинений входят канон Божией Матери (к-рый включает краткое изложение в поэтической форме и осуждение мариологических заблуждений, свойственных различным ересям) и толкования богослужебных канонов прп. Иоанна Дамаскина. В рукописях к этим толкованиям иногда примыкает трактат о Св. Духе: Monac. 58. Fol. 52-255, 256-259, XVI в.; 226. Fol. 122-295, 296, XIII в.; 286. Fol. 78-271, 272-276, XV в. ( Hardt I. Catalogus codicum manuscriptorum graecorum Bibliothecae regiae Bavaricae. Monachii, 1806. T. 1. P. 309-310; T. 2. P. 486-487; T. 3. P. 197-198). В рукописях встречаются также совершенно не исследованные и до сих пор не изданные богословские произведения И. З.: толкование на Октоих в Vat. Ottob. 339. Fol. 256-298, XVI-XVII вв. (Codices manuscripti graeci Ottoboniani Bibliothecae Vaticanae. 1893. P. 177-179); «Песнопения Зонары и Никифора Патрикия» (Joannis Zonarae et Nicephori Patricii cantica) в Paris. gr. 1310. Fol. 30-33v, XV в. ( Omont. 1886. P. 295); «Толкование Зонары, монаха и философа» (Ζωναρ μοναχο φιλοσφου ξγησις), объяснение нек-рых богословских понятий, в ркп. Marc. XI 24. Fol. 88v - 95v, XV в. (Codices graeci manuscripti bibliothecae divi Marci venetiarum/Rec. E. Mioni. R., 1972. Vol. 3. P. 135). Сочинения со спорным авторством Под именем И. З. опубликовано 3 письма (в примечаниях к трактату «Против антропоморфитов» свт. Кирилла Александрийского). Издатель писем Б. Вулканий хотел опубликовать их полностью, но умер, не успев осуществить свое намерение. В рукописях - напр., в Vat. gr. 1718, XVI в.- насчитывается 55 писем (или глав) И. З., адресованных разным лицам и имеющих богословское содержание (Codices Vaticani graeci: Cod. 1684-1744/Rec. C. Giannelli, P. Canart. Vat., 1961. P. 88-90). Эти письма, однако, обычно атрибутируются Михаилу Глике; в PG под именем Михаила Глики издано 29 писем (PG. 158. Col. 648-957). Тем не менее вопрос об авторстве данных писем, которые в рукописях встречаются под именами как Михаила Глики, так и И. З., остается спорным (аргументы за и против авторства И. З. и сведения о рукописях см.: Du Cange. 1864. Col. 23-26; PG. 158. Col. IV. N «b»; Col. XV-XVI, XX-XXI, XXVII-XXX).

http://pravenc.ru/text/471214.html

Кротость мужа поминается у Бога (см.: Пс. 131, 1 ), и душа негневливая делается храмом Святаго Духа (прп. Нил Синайский , 90, 267). Для кроткого человека прилично верное слово, ибо он не искушает долготерпения Божия и не побеждается частым нарушением заповедей Божиих (прп, Марк Подвижник , 69, 22). Источник. Кроткий по Богу премудрее премудрых, и смиренный сердцем сильнее сильных, ибо они разумно несут иго Христово (прп. Марк Подвижник , 69, 38). Источник. Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым (прп. Иоанн Лествичник , 57, 88). Источник. ...Признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 89). Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию предтеча есть кротость... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 157). Источник. Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего без смущения и искренне о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся, а сама она не колеблется. Источник. Кротость есть утверждение терпения, дверь или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного, ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим ( Пс. 24, 9 ). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святаго. На кого воззрю, глаголет Господь, токмо на кроткого и безмолвного (ср.: Ис. 66, 2 ). Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит против огорчения (прп. Иоанн Лествичник , 57, 158). Источник. Души кротких исполнятся разума, а гневливый ум – сожитель тьмы и неразумия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 158). Источник. ...С кротостью тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 185).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010