Находим список другой биографии, к которой редакция XVII в. относится как сокращенная переделка и автором которой назван Герман 399 . По слогу и некоторым местам этой биографии можно заметить подновление и вставки, сделанные позднейшей рукой; но безыскусственность рассказа, в котором Герман выражается о себе в первом лице, и обилие мелких подробностей заставляют думать, что основа этой любопытной биографии принадлежит перу Германа, писавшего вскоре по смерти Филиппа, в конце первой половины XVI века 400 . Житие кн. Иоасафа Каменского относят к первой половине XVI века. Оно могло появиться не раньше 1547 года; приложенные к жизнеописанию предисловие и похвальное слово буквально выписаны из Василиевой биографии Евфросина 401 . Поэтому трудно извлечь из этого жития что-нибудь определенное об авторе. По его словам, прежде жития он написал канон святому, тропарь и кондак. Эта скудная фактами, хотя многословная биография почти ничего не прибавляет нового к известиям Паисия Ярославова о князе, и сам биограф дает попять, что не мог найти других источников. Посмертные чудеса внушают подозрение: по крайней мере одно из них, исцеление кн. Романа, племянника кн. Иосифа Дорогобужского, выписано из жития кп. Феодора ярославского. Составитель жития Авраамия Чухломского, называя себя иноком Протасием, говорит, что он прожил 3 года, «содержа жезло паствы», в Успенском монастыре около Галича, первом из 4 монастырей, основанных Авраамием; в другом месте он прибавляет, что был и в Покровской обители около Чухломы, где похоронен Авраамий, и видел чудеса от гроба его. Сохранилась грамота Покровского Чухломского монастыря, подтвержденная царем в 1551 г. при игумене этой обители Протасие 402 . Этим определяется приблизительно время составления жития. На изложении последнего заметно влияние жития Павла Обнорского: это оправдывает предположение, что биограф Авраамия – тот игумен Павлова монастыря Протасий, при котором в 1546 г. найден в земле гроб Обнорского пустынника и который потом перешел в Авраамиев монастырь; в таком случае он же еще до игуменства в Павловом монастыре составил записки о Сергие Муромском, послужившие потом Ионе материалом для биографии Сергия и теперь по-видимому исчезнувшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего Имени Божия. — Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504–1505. 1540 Т. е. имяславцев. 1541 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего имени Божия. С. 1506. 1542 Т. е. противников имяславия. 1543 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон и плоды»великого искушения». Цит. по: Мои дневники. С. 144–148. Статья»Моя поездка на Старый Афон»является почти дословным воспроизведением статьи»Плоды великого искушения»из Прибавлений к Церковным ведомостям 34,1913, однако содержит некоторые уточнения и дополнения. В дальнейшем мы ссылаемся на обе версии статьи. 1544 Забытые страницы русского имяславия. С. 55–56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). Другие источники датируют прибытие»Донца»на Афон 4–м июля. 1545 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 150. 1546 Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 9. 1547 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1548 Помещение для приема гостей. 1549 Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 9. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1550 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1551 Одну такую депутацию из десяти иноков архиепископ Никон принял 6 июля. Подойдя к архиепископу под благословение, иноки вместо благословения услышали от него:«Я не могу вас благословлять, потому что вы противитесь Святому Патриарху и Св. Синоду, и отвергаете Церковь». Диспут имяславцев с архиепископом закончился тем, что пришедший в каюту владыки генеральный консул Щебу–нин выгнал их с корабля. Подробнее об этом см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 56–58 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1552 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151–153; Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 10–12. 1553 Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 183–184 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.). 1554

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

О различных вкладах в обитель, сделанных при игумене Афанасии, содержит сведения Кормовая монастырская книга. Под 31 декабря записан вклад «по Митрополите Макарие при игумене Афанасии, денег 150 рублев» 901 . При нем же сделал вклад в Кирилло-Белозерский монастырь макарьевский книжник В. М. Тучков, автор жития преподобного Михаила Клопского. Кроме икон он дал также 12 четьих Миней 902 . Деятельный игумен заботился о духовном просвещении братии, о пополнении монастырской библиотеки. По благословению игумена Афанасия инок Серапион, ученик старца Гурия (Тушина), переписал для монастыря в 1540–1541 годах Псалтырь; инок Иона – рукописный сборник (1543–1544 гг.); инок Тит – Толковые Евангелия от Иоанна (1548–1549 гг.) и от Луки (1549); диакон Иоанн – сентябрьскую половину Пролога (1549) 903 . В конце 1546 года великий князь Иоанн IV совершил богомольную поездку в Великий Новгород и «был в те поры в Кирилове монастыре, и с своею братею да и молебны в манастыре в церкви каменой в болшей отслушали в Кирилове, при игумене Афонасьи» 904 . В 1549 году под председательством Митрополита Макария в Москве проходил Собор, осудивший бывшего чудовского архимандрита Исаака (Собаку). Среди участников Собора назван Кирилловский игумен Афанасий 905 . Знакомство государя и Митрополита Макария с кирилловским игуменом могло повлиять на последующее его возведение в архиерейское достоинство. В 1551 году в Москве проходил Стоглавый Собор, в работе которого, несомненно, участвовал Кирилловский игумен Афанасий. А после Собора, 17 мая, была произведена ревизия всех государственных льгот монастырям. Царь Иоанн IV, выслушав грамоту «Успенья Пречистыя Кирилова монастыря пожаловал игумена Офонасья с братьею, или кто по нем иный игумен будет, велел им сю грамоту подписати на свое царево и великого князя имя» 906 . Очевидно, после Стоглавого Собора кирилловский игумен назад не вернулся, так как через месяц была совершена его архиерейская хиротония. Монастырский летописец обители преподобного Кирилла называет игумена Афанасия девятнадцатым настоятелем монастыря после преподобного Кирилла Белоезерского и указывает последующие этапы его служения в Церкви: «19. Афонасей – 12 лет, епископ был в Суждале и архиепископ в Полотцке» 907 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Об одном «великом старце в «Луге Духовном“ рассказывается, что он пятьдесят лет провел в своей пустыни, не пил вина, не ел хлеба, кроме отрубей, и три раза в неделю приобщался (tertio singulis hebdomadibus communicabat). 1546 Преподобная Мария Египетская, достигшая необычайного молитвенного совершенства, 1547 однако же просит Зосиму принести ей Св. Дары. 1548 По свидетельству Василия В., отшельники имели с собой запасные дары и сами себя приобщали: «все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, сами себя приобщают“. 1549 И такое отношение подвижников к причащению Св. Таин обусловливалось верой в необходимое спасительное значение этого причащения, особенно важного именно для пустынников, которые подвергаются особенно жестокому нападению демонов. 1550 Причащение Св. Таин считалось столь необходимым для спасения, что возникло верование о причащении живущих совершенно уединенно подвижников из рук ангелов. 1551 Вот, наконец, несколько фактов, свидетельствующих о почитании подвижниками достоинства священного сана и церковных праздников. Во дни общественных празднеств ( ν ταις δημοτελεσι πανηγρεσι) подвижник Симеон Столпник проявляет особый вид терпения. После заката солнца и до самого восхода его на восточном крае горизонта, он стоит всю ночь ( παννχων) с поднятыми к небу руками, препобеждая сон и усталость. 1552 При всех своих подвигах ( ταυτα παντα δρν) Симеон Столпник «не оставляет заботы и о святой Церкви ( ουδ τς τν γιων Εκκλησιν αμελε προμθειας), то сражаясь с языческим нечестием, то сокрушая дерзость иудеев, то рассеивая сборища еретиков, иногда посылая об этом письмо императору, иногда возбуждая в начальниках ревность к Богу, а иногда самих пастырей Церкви убеждая, чтобы они прилагали большее попечение о своих пасомых“. 1553 О подвижницах Марине и Кире блаж. Феодорит говорит, что они для него «приказывали отворять дверь, почитая достоинство священного сана“ ( τς ερωσνης τν προεδραν τμσαι). 1554 Иоанн Ликопольский, строгий отшельник и аскет, из толпы приходивших к нему выделял клириков, к которым относился с особым уважением, как к лицам особенно облагодатствованным (см. характерный разговор его с одним дьяконом, который скрывал свой сан). 1555

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Об умеренности можно сказать, вслед за Иоанном Лествични- ком, что она «общий знаменатель всех добродетелей» 1544 и, в более узком смысле, что ее роль состоит в том, чтобы «упорядочивать в нас бессловесную (иррациональную) часть» 1545 и подавлять телесные вожделения. Основание учения об отречении от плоти в богословии ап. Павла «Ходите по духу и не будете исполнять вожделений плоти...» ( Гал 5:16 ). Василий Великий уподобляет дух и плоть двум враждующим войскам, сошедшимся на битву. Помочь одному из них – значит обеспечить ему победу. Тот, кто заключает союз с плотью, воюет против духа, и тот, кто переходит на сторону духа, побеждает плоть и берет ее в плен 1546 . Философские установки нередко смешивают с библейскими убеждениями 1547 , когда стремятся доказать, что умеренность (воздержание) 1548 , или отказ от чувственных удовольствий – добродетель монашеская по преимуществу. «Апостол говорит: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» ( Рим 13:14 )... Он же наставляет нас, что неумеренность – грозный грех... Напротив тому, все святые прославились своей умеренностью. Все житие святых и блаженных и пример самого Господа нашего, когда Он жил среди нас во плоти, изрядно помогают нам и поощряют подвизаться в сей добродетели» 1549 . Умеренность имеет многие формы 1550 ; важнейшая из них осуществляется в отношении к нечистым желаниям (похоти) и к пище. Целомудрие Чистотой называется телесное целомудрие. «Другие грехи, – пишет Григорий Нисский , – как бы щадят плоть того, кто впал в них... но блуд вовлекает и душу и тело» (cp. 1Кор 6:18 ) 1551 . Хранение крещальной чистоты, составляющее суть этой добродетели, – долг каждого христианина. Возникновение монашества не выделило из целомудрия какой-то одной, особой части, чтобы целиком оставить ее за монахами. «Жить с законной супругой также есть целомудрие» 1552 . Климент Александрийский прекрасно выразил этот принцип во многих своих сочинениях 1553 . В то же время законный брак охраняет целомудрие. Иосиф Волоколамский напомнил это одному из своих духовных чад, боярину, советуя, чтобы тот всех юношей, начиная с пятнадцати лет, женил или же посылал в монастырь. «Иначе ты будешь в ответе, – заключил он, – если юноша или девица впадут в блуд». И добавил: «Увы, обычай этот перевелся у нас на Руси» 1554 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Обновленческий Миссионерский совет, таким образом, предпринимал то же самое, что несколькими годами раньше сделал Миссионерский совет Патриаршей Церкви. 1545 В январе 1925 года пленумом Синода был создан (по крайней мере формально) институт противосектантских миссионеров, одновременно с этим стала формироваться служба разъездных миссионеров. 1546 Обновленцы пытались реанимировать те миссионерские структуры, которые существовали до революции. Остается открытым вопрос о том, функционировали ли эти структуры. Год спустя, на общем собрании членов Синода 16 апреля 1926 г., А.И. Введенский говорил о необходимости создания миссионерского совета так, будто бы его прежде не было. Председателем этого вновь организованного Миссионерского совета стал сам Введенский. А в его состав вошли представители Украинского синода (епископ Августин (Разумовский) 1547 и протоиерей Н. Фетисов), Белорусского экзархата (архиепископ Иосиф (Кречетович)), 1548 а также митрополит Корнилий (Попов), 1549 митрополит Петр (Сергеев), 1550 митрополит Василий (Смелов), 1551 архиепископ Алексий (Диаконов), 1552 протопресвитер П.Н. Красотин, протоиерей А.П. Эндека, 1553 протоиерей Н.Ф. Розанов (Ростов-на-Дону), протоиерей А.А. Акципетров (Московская епархия), протоиерей И. Мальцев (Череповец), протоиерей И.Н. Уфимцев, 1554 протоиерей В.И. Адаменко, протоиерей А.И. Боярский и Т. Скобелев (Ленинград), протоиерей Т.Д. Попов (Воронеж). 1555 Обращает на себя внимание присутствие среди членов Совета так называемых «идейных обновленцев» (Эндеки, Адаменко, Боярского), известных не политическим интриганством, а реальной миссионерской работой. В феврале 1927 года прошел Всесоюзный миссионерский съезд (иногда его называют Всесоюзным миссионерским собранием) – первое и, по всей вероятности, единственное за весь советский период крупное миссионерское совещание. В работе участвовало более 70 человек. 1556 Съезд подготовил обращение «Ко всем верующим в Господа Иисуса Христа, Сына Божия». 1557 Авторы обращения подчеркивали, что принципиальное отличие этого съезда от дореволюционных заключается в том, что дореволюционные миссионеры работали не только на Церковь , но и на государство, а теперь миссия решает только церковные задачи. Однако в самом обращении никаких новых идей не содержалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Позднее Иосиф Волоцкий 1541 советовал совершать эту молитву тем, кто не знает Псалмов, из чего следует, что к тому времени она была уже достаточно известна. В Стихах духовных Матерь Божия советует пономарю, который хочет увидеть св. Алексия, творить молитву Иисусову: «Твори ты Иисусову молитву, Святой тебе сам объявится» 1542 . С эпохи возрождения филокалического движения Иисусова молитва вводится в качестве ежедневной практики в монастырях; она рекомендовалась также и мирянам. Ею могут заниматься и новоначальные, считает Феофан Затворник , ибо цель подвижничества – «очищение сердца и восстановление духа», а молитва Иисусова, по словам святого автора, соединяет в себе оба этих элемента 1543 . Рассмотрим еще одно свидетельство из Жизни старца Силуана. Одним из уроков для новоначального послушника было наставление о том, что келейную молитву следует совершать преимущественно по четкам с молитвой «Иисусовой». И брат Симеон молился горячо и много. «Так прошло немного времени, всего около трех недель, и однажды вечером, при молении пред образом Богородицы, молитва вошла в сердце его и стала совершаться там день и ночь» 1544 . Остается неясным, может ли эта молитва заменить собой церковные службы и другие молитвы 1545 . Ответ Феофана Затворника совершенно однозначен: лучше всего сочетать обе формы молитвы 1546 . И в заключение обратимся к небольшому труду св. Игнатия Брянчанинова Слово о молитве Иисусовой 1547 , который как бы подводит итоги того, что стало общим мнением о молитве Иисусовой уже во времена молдавских старцев – схимонаха Василия Поляно-Мерульского и Паисия Величковского . Сила имени Иисуса Если даже мы не будем затрагивать учение об «имяславии», споры о котором волновали Русскую Церковь в 1912–1913 годах 1548 , можно заметить, что русские духовные писатели часто утверждали, что духовная сила молитвы Иисусовой заключена в самом имени Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа 1549 . О. Сергий Булгаков настаивает на этой вере, ибо она есть нербходимое противостояние современному школьному рационализму и номинализму 1550 . И Кологривов замечает, что она связана с богословием иконы: «Имя Иисусово открывает Господа и содержит Его, как содержится Он в освященной иконе» 1551 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Пребывая в Кирилло-Белозерском монастыре, он дал в обитель вклады, и память о нем молитвенно творилась в день его кончины, о чем свидетельствует запись в Кормовой монастырской книге 408 и синодике 409 . Возвратился святитель Иоасаф в обитель своего пострижения, как отмечают исследователи, в 1547 году 410 . Однако, это произошло несколько ранее, т. к. уже в одной вкладной грамоте 1545/1546 г. Троицкому монастырю митрополит Иоасаф назван в числе послухов 411 . Можно говорить о высоком уровне умственной жизни в Троицкой обители в середине XVI в., когда в ней находился также преподобный Максим Грек 412 , трудился энергичный келарь старец Адриан (Ангелов) 413 и т. д. Сохранились некоторые сведения о нем, относящиеся ко времени его пребывания на покое. В 1548 г. возникла переписка митрополитов Макария и Иоасафа в связи с Исаком Собакой, которого митрополит Иоасаф в свое время возвратил из заключения и возвел в настоятели Симонова монастыря. В феврале 1549 г. Исак Собака был соборне осужден 414 . В 1551 г. в Троицкий монастырь привозили на отзыв постановления Стоглавого Собора. Сотая глава соборных материалов является ответом митрополита Иоасафа. Он дает оценку некоторым постановлениям, либо оговаривает некоторые исключительные случаи, выходящие за рамки соборных решений 415 . В 1552 г. бывший митрополит Московский Иоасаф встретил в обители преподобного Сергия возвращавшегося из победного похода царя, покорителя Казани 416 . Однако в послании царя Иоанна в Кирилло-Белозерский монастырь, написанном в 1578 г., находятся нелицеприятные слова автора в адрес своего крестного отца: «А Асаф, что был митрополит, снялся [т. е. спорил – а. М.] с Коровиным, да меж себя бранятся» 417 . В другом месте того же послания мы читаем: «А Асаф митрополит не мог уговорить Арсения Айгустова, чтобы поваров прибавить перед чудотворцем». Ниже он добавляет: «Пригоже ли так в Кирилове быти, как Иосаф митрополит у Троицы с крылошаны пировал» 418 . На сегодняшний день известно 29 книг, принадлежавших митрополиту Иоасафу 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Протестантские комментаторы XVI века Все главы протестантизма комментировали какую-либо часть Библии: 1) Лютер (1483–1546) – Бытие, Псалмы, Притчи, Послание к Галатам; – 2) Меланхтон (1497–1560) – Бытие, Псалмы, Притчи, Даниила, послания к Римлянам и к Колоссянам, – 3) Бренц (1490–1570), Эколоипад (1482–1531) и Цвингли (1484–1531) объяснили почти все книги Ветхого и Нового Завета, – 4) Кальвин (1509–1564) изъяснил Пятокнижие, Псалмы, Притчи и весь Новый Завет, за исключением Апокалипсиса, с большею научностию, чем другие, но с неменьшим конфессиональным неправомыслием. Сами протестантские богословы в настоящее время признают, что экзегес первых основателей протестантства был очень несовершенен. Католические комментаторы XVII века 1) Антоний Агелли (Agelli или Agellius, 1532–1608), член комиссии учрежденной для приготовления официального издания Вульгаты, очень сведущий в библейских языках, Commentar. in Psalmos, Париж, 1611, превосходная работа; Jn Lament., Proverbia Salomonis, 1649, in prophetam Habacuc, Антверпен, и т. д. – 2) Антонио Дельрио (Delrio, 1551–1608), In Canticum Canticorum Commentarius litteralis et catena mystiea, in-f., Ингольштадт, 1604; Париж, 1608; Лион, 1611; Commentarius litteralis in Trenos Jeremiae, in-4°, Лион, 1608; Adagia sacra V. T. in-4°, Лион, 1612. – 3) Николай Серарий (Serarius), иезуит (1555–1609), из Лотарингии, названный Баронием „светом германской церкви“, Comment, in Josue, Майнц, 1609; Judices et Ruth., ib., in libros Regum et Papalip., ib., 1617; in Tob., Judith, Esther, ib., 1600. Ero комментарий на Иудифь напечатан у Миня , Cursus completus Scripturae Sacrae, t. XII. – 4) Бенедикт Перерий (Pererius, 1555–1610), иезуит, составил Commentaria in Danielem, Рим, 1587, и Comm, in Genesim, ib., 1589–1598. Тот и другой были часто печатаемы. – 5) Людовик Алказар (Alcacar), иезуит (1554–1613), Vestigatio arcani sensus in Apocalypsi, 1614, был часто печатаем. – 6) Вильгельм Естий (Estius, 1542–1613), Comment, in omnes Pauli et aliorum Apostolorum Epistolas, Дуайе, 1614, еще и в настоящее время один из лучших и полезнейших; Annotationes in loca difficiliora Scripturae, Дуайе, 1620.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Прп. Параскева. Роспись фасада ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Арборе, Румыния. Ок. 1541 г. Мастер Драгош Коман. Фото: D. Codrescu началось благодаря господарю Молдавского княжества Петру IV Рарешу (1527-1538, 1541-1546), к-рый после военной кампании 1538 г. тур. султана Сулеймана I Великолепного был вынужден бежать в Трансильванию, а в нач. 1540 г. прибыл в К-поль для переговоров с султаном о своем возвращении к управлению княжеством. С молитвенной мольбой о содействии он обратился к П., мощи которой уже находились в османской столице ( Mure an. 2001. P. 268). Вернувшись в февр. 1541 г. на престол, Петру IV решил поблагодарить святую за помощь: ей были посвящены 2 церкви - во дворце господаря в г. Тыргу-Фрумос и в г. Роман. Последняя была возведена на фундаменте ктитории молдав. господаря Романа I Мушата (1392-1394), в к-рой господарь Александру I Добрый (1400-1432) совершал поминальные службы по своим предшественникам ( Giosanu. 2015. P. 118),- именно в ней Петру IV положил привезенную им частицу мощей П., а неизвестный художник под рук. еп. Романского Макария II (1531-1548, 1551-1558) представил святую на фресках. Цикл из 11 сцен жизни П. иконописец Драгош Коман поместил на зап. фасаде храма в Арборе (ок. 1541). Оба агиографических фресковых цикла основывались на Житии П., составленном свт. Евфимием Тырновским. Еп. Романский Макарий II в своей хронике в число важных исторических событий включил и перенесение мощей П. из Белграда в К-поль: «Въ тридесятых над седмыя бя тысющ [ошибочно указан 7030 г., а не 7029 (1521)] въздвиг ся царь Сулпимен, по съмърти Селима отца своего, от Цариграда и устръми ся горе по Дунавстеи реце... и достиже до Белграда и много ръва... и възвратишя ся въспят и възяшя мощи преподобныя матере наш Параскевы от Белограда и донесошя их въ Константин град» (Cronicile slavo-române. 1959. P. 74-105). Между 1580 и 1590 гг. в Брашове неизвестный книжник перевел на румын. язык Житие П. свт. Евфимия Тырновского, взяв текст из «Сборника», изданного диак. Кореси в Себеше в 1580 г. по венецианскому изд. 1538 г. Б. Вуковича (самый ранний список перевода - Bucur. Acad. Româna. Bibl. N 5023. Fol. 32-45v; Mare . 2005. P. 54).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010