В конце 1546 года великий князь Иоанн IV совершил богомольную поездку в Великий Новгород и “был в те поры в Кирилове монастыре, и с своею братею да и молебны в манастыре в церкви каменой в болшей отслушали в Кирилове, при игумене Афонасьи” 69 . В 1549 году под председательством Митрополита Макария в Москве проходил Собор, осудивший бывшего чудовского архимандрита Исаака (Собаку). Среди участников Собора назван Кирилловский игумен Афанасий 70 . Знакомство государя и Митрополита Макария с кирилловским игуменом могло повлиять на последующее его возведение в архиерейское достоинство. В 1551 году в Москве проходил Стоглавый Собор, в работе которого, несомненно, участвовал Кирилловский игумен Афанасий. А после Собора, 17 мая, была произведена ревизия всех государственных льгот монастырям. Царь Иоанн IV, выслушав грамоту “Успенья Пречистыя Кирилова монастыря пожаловал игумена Офонасья с братьею, или кто по нем иный игумен будет, велел им сю грамоту подписати на свое царево и великого князя имя” 71 . Очевидно, после Стоглавого Собора кирилловский игумен назад не вернулся, так как через месяц была совершена его архиерейская хиротония. Монастырский летописец обители преподобного Кирилла называет игумена Афанасия девятнадцатым настоятелем монастыря после преподобного Кирилла Белоезерского и указывает последующие этапы его служения в Церкви: “19. Афонасей — 12 лет, епископ был в Суждале и архиепископ в Полотцке” 72 . Вслед за сообщением о поставлении 14 июня 1551 года Новгородского архиепископа Серапиона 73 Никоновская летопись говорит о хиротонии еще одного нового Владыки: “Того же месяца июня 18, в четверток четвертыя недели Петрова поста, поставлен бысть епископ в Суздаль Афонасий, бывый игумен Кирилова монастыря” 74 . Он сменил на кафедре владыку Трифона (Ступишина; 1549–1551), ушедшего на покой. Таким образом, отбыв в Москву на Собор в сане игумена, Кирилловский настоятель был поставлен затем во главе древней Суздальской епархии. Первое деяние нового Владыки относится к 15 июля 1551 года, когда по завершении работы Стоглава был принят Соборный приговор о просфорной пошлине в Великом Новгороде.

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

Московские государи не оставляли П. О. м. вниманием. С 1488/89 до 1677 г. насчитывается 11 жалованных грамот вел. князей и царей. В 1488/89 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич пожаловал П. О. м. земли в Комельской и Обнорской волостях: леса на 8 верст в длину и на 3 - в ширину и пашни к волоку Лежскому на 4 версты, а также деревни Вантиево, Кебас, Половоз и сельцо Зыбалово - и освобождение их от податей. В грамоте содержалась санкция «ведати и судити своих людей и крестьян игумену з братьею самим во всем или кому прикажут». Упомянутый при этом игум. Никон 1 мая 1502 г. был хиротонисан во епископа Коломенского, но через 2 года удалился на покой в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Эту грамоту подтверждали вел. кн. Василий III (1506, игум. Евстратию) и его преемники. Вологодский кн. Андрей Васильевич Меньшой, брат вел. кн. Иоанна III, пожаловал обители рыбные ловли на истоке Вексе (в устье р. Вологды) и на р. Сухоне, что подтвердили вел. кн. Иоанн III, 28 февр. 1607 г. царь Василий Иоаннович Шуйский игум. Филарету, 14 февр. 1614 г. царь Михаил Феодорович игум. Памве, 15 мая 1625 г. царь Михаил Феодорович и патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов) игум. Алимпию и в 1646 г. царь Алексей Михайлович . Пятым февраля 1506 г. датирована жалованная двусрочная грамота вел. кн. Василия III игум. Алексию (подтверждена 7 мая 1551 царем Иоанном IV). В 1533 г. вел. кн. Василий III подписал «пашенный перемер» между Павловым и Корнилиевым мон-рями. 25 апр. 1538 г. составлена жалованная грамота вел. кн. Иоанна IV игум. Протасию на вотчины в Костромском и Вологодском уездах (подтверждена 5 янв. 1546). Причина выдачи этой грамоты - разорение монастырских вотчин казанскими татарами. Монастырские крестьяне были освобождены на 4 года от уплаты дани, ямских денег и от «посошной службы». По великокняжеской грамоте, датированной 5 июня 1541 (1542?) г., на монастырское с. Козлятево были выменены деревни Дор, Ермолино, Кокорево, Звягино, Филино. Жалованной грамотой от 11 февр. 1546 г. игум. Протасию вел. кн. Иоанн IV присоединил к монастырским землям с. Скалино и подтвердил право собственности обители на с. Инжевор и др. бывш. владения князей С. А. Шелешпанского и И. В. Угольского в Вологодском, Костромском и Белозерском уездах (подтверждения царя Иоанна IV 12 сент. 1550, царя Феодора Иоанновича 20 окт. 1584, царя Бориса Феодоровича Годунова и царевича Феодора Борисовича 1 марта 1599, царя Василия Иоанновича Шуйского 28 февр. 1607, царя Михаила Феодоровича 1 янв. 1615, его же и патриарха Филарета 15 мая 1625).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

1462 . Вступление на престол первого единодержавного в России государя Uoahha III , собирателя земли Русской. 1471 . Смерть Фомы Кемпийского. 1472 . Брак Uoahha III с Софией Палеолог. 1472 . Рождение Коперника. 1478 . Покорение Новгорода и присоединение его к Московскому государству. 1480 . Свержение татарского ига. 1483 . Учреждение инквизиции в Испании. 1485 . Присоединение Твери к Московскому государству. 1487 . Покорение Казани. 1489 . Покорение Вятки. 1491 . Первая печатная книга на церковнославянском языке (в Кракове). Первое открытие серебряных и медных руд в России (в окрестностях Печоры). 1492 . Открытие Америки. 1497 . Издание «Судебника» Uoahha III . Васко да Гама объехал мыс Доброй Надежды. 1498 . Открытие морского пути в Индию. 1505 . Начало торга неграми. 1506 . Смерть Колумба. 1509 . Основание г. Тулы. 1510 . Падение Пскова и присоединение его к Московскому государству. 1514 . Воссоединение Смоленска с Московским государством. 1517 . Начало реформации. Прения Лютера о незаконности продажи папских индульгенций. 1520 . Покорение Египта турками. Стокгольмская кровавая баня. Смерть Рафаэля. 1521 . Присоединение Рязани и северных земель к Москве. Вормский сейм. 1522 . † Иоанн Рейхлин. 1526 . Священная лига (против Карла V). 1429 . Смерть Макиавелли. 1530 . Аугсбургское исповедание. 1531 . Его апология. Шмалькальденский союз протестантов. 1532 . Реформация английской церкви. 1533 . Кальвин полагает основание обществу реформатов в Швейцарии. 1536 . † Эразм Роттердамский. 1540 . Основание ордена иезуитов Игнатием Лойолою. 1546 . Смерть Лютера. 1547 . Принятие вел. князем Иоанном IV Васильевичем Грозным царского титула. 1549 . Открытие Японии португальцами. 1550 . Второе издание „Судебника“. 1551 . Галликанское исповедание. 1555 . Присоединение Казанского царства. Первая типография в Москве. 1556 . Аугсбургский мир. 1556 . Окончательное покорение Астраханского царства. 1560 . Смерть Густава Вазы. 1561 . Падение ливонского ордена. 1562 . Гейдельбергский катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

4:20–21. Отцы наши в горе сей 1545 поклонишася: и 1546 вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает 1547 . Глагола ей Иисус 1548 . Приняв Господа за действительного пророка и —283— Иудея, она весьма похваляется (перед Ним) отечественными обычаями и утверждает, что Самаряне думают правильнее Иудеев. Иудеи, держась еще грубых представлений о божественной и безтелесной Природе, утверждали, что Богу всяческих надлежит поклоняться в одном только Иерусалиме или на соседнем ему Сионе (холме), как будто бы совершенно вся неизреченная и необъятная Природа почивала там и могла быть заключаема в нерукотворенных храмах. Посему и изобличались за это гласом пророков как весьма неразумные, так как Бог говорил: небо Мне престол, земля же подножие ног Моих: какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место упокоения Моего! ( Деян.7:49 из Ис.66:1 ). Но и Самаряне в свою очередь не далеко отстояли от неразумия Иудеев, будучи соседями их как по стране, так и по невежеству, ибо думали, что должно возносить молитвы и воздавать поклонение Богу на так называемой горе Гаризин, за что также не избегали справедливого осмеяния. Впрочем и у них был предлог для этого неразумного мнения, а именно тот, что на горе Гаризин было дано благословение, как об этом написано во Второзаконии (27:12). Вот об этом-то предмете женщина и предлагает Спа- —284— сителю вопрос, как некую важную и трудно решимую задачу, говоря так: отцы наши на горе сей совершали поклонение и прочее. 4:21. Веруй Ми 1549 , жено 1550 , яко грядет 1551 час 1552 , егда 1553 ни в горе сей 1554 , ни во Иерусалимех 1555 поклонитеся 1556 Отцу. Осуждает невежество тех и других (Иудеев и Самарян) вместе, говоря, что образ богослужения у них обоих переменится на более истинный, так как, говорит, уже не будет отыскиваться такое место, о коем станут думать, что собственно и исключительно в нем одном обитает Бог, но как всё Наполняющему и всё Объемлющему Своею силою «поклонятся Господу кийждо от места своего» ( Соф.2:11 ), как говорит один из святых пророков. Часом же и временем такой перемены обычаев называет Свое явление со плотью в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Антоний (Радиловский) в 1537-1549 гг. являлся коадъютором еп. Лаврентия, по желанию последнего стал его преемником на Перемышльской кафедре, которой управлял более 30 лет. Он частично возвратил кафедре имения, утерянные ранее, и приобрел новые, в 1546 г. добился освобождения самборского духовенства от уплаты некоторых податей. Он получил от кор. Сигизмунда II привилей о подсудности его и последующих Перемышльских епископов исключительно королю или королевским комиссарам (1553), добился от короля запрещения польск. шляхтичам в Саноцкой земле препятствовать своим правосл. подданным в отправлении богослужений. В результате судебного процесса Антония с католич. Перемышльским епископом правосл. кафедра перестала выплачивать десятину с церковных имений в пользу католич. еп-ства. Еп. Антоний получил разрешение на строительство церквей: в Нов. Самборе, в имении католических епископов г. Радымно, в Перемышле. При храмах строились дома для священников, на церковной земле Владыче были построены дома для клирошан. Архиерей поддерживал «русских» ремесленников в Перемышле, предоставив им церковные земли; возобновил работу школы в Перемышле (1548), создал училище в Саноке (1551). Еп. Антоний основал церковные братства : при ц. Св. Троицы в Судовой Вишне (1563) и при перемышльском кафедральном соборе (известно с 1571), также было образовано братство при Крестовоздвиженской ц. в Дрогобыче (известно с 1556; с 1589 упом. братства при дрогобычских церквах св. Юра и вмц. Параскевы). В 1578 г. архиерей добился назначения своим преемником племянника Ивана Радиловского, однако в 1581 г. уступил епархию Стефану Брылинскому (в монашестве Арсений). При еп. Арсении (Брылинском; 1585/1586 - нач. 1591) епархия пришла в упадок. В 1581 г. галицкие правосл. дворяне в письме митр. Онисифору (Девочке) сообщали о том, что П. е. отдана тиуну Стефану Брылинскому, подданному перемышльского старосты. Староста распоряжался имениями кафедры, и Брылинский ему не противоречил. Кроме того, номинированный епископ был человеком, «не ученым в Слове Божьем». Несмотря на то что шляхтичи просили не рукополагать Брылинского во епископа, он был хиротонисан. После кончины еп. Арсения в 1591 г. митр. Михаил (Рагоза) поручил Львовскому еп. Гедеону (Балабану) провести ревизию П. е. По донесению еп. Гедеона, дела в епархии были в полном расстройстве: священнослужители не слушались епископа, не приезжали к нему, не брали св. миро, совершали беззаконные браки, среди священнослужителей было много двоеженцев. При еп. Арсении восстановили Спасскую ц. за Старым городом.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским . Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393г. и Карфагенском Соборе 397 г. История деления Библии на главы и стихи Деление слов в Библии ввел в 5м веке диакон Александрийской церкви Евлалий. Современное деление на главы ведет свое начало от кардинала Стефана Лангтона, разделившего латинский перевод Библии, Вульгату, в 1205 г. А в 1551 году женевский печатник Роберт Стефан ввел современное деление глав на стихи. Классификация книг Библии Библейские книги Ветхого и Нового Заветов условно подразделяются на Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие. Например, в Новом Завете Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова. Переводы Библии Греческий перевод семидесяти толковников –  Септуагинта – был начат по воле египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Рождества Христова. Православная Церковь с апостольского времени пользуется священными книгами по переводу 70-ти. Латинский перевод — Вульгата — был обнародован в 384 году блаженным Иеронимом. С 382 г. блаженный Иероним Стридонский переводил Библию с греческого на латинский; в начале работы он пользовался греческой Септуагинтой, но вскоре перешел на использование непосредственно еврейского текста. Этот перевод стал известен как Вульгата – Editio Vulgata ( vulgatus означает «широко распространённый, общеизвестный»). Тридентский собор в 1546 г. утвердил перевод св. Иеронима, и он вошёл во всеобщее употребление на Западе. Славянский перевод Библии сделан по тексту Септуагинты святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, в середине 9го века по Р. Х., во время их апостольских трудов в славянских землях. Остромирово Евангелие –  первая полностью сохранившаяся славянская рукописная книга (середина XI века).

http://azbyka.ru/bibliya

Кроме вышеприведенных посланий архиеп. Феодосия, известны еще три послания его же к царю Ивану Васильевичу, писанные в 1545, 1546 и 1547 гг. и два послания к каким-то неизвестным боярам. Первые два послания к царю писаны по поводу уведомления его царем о своем намерении идти на Казань. В том и другом послании Феодосий пишет государю, что все богомольцы его в Новгороде, все духовенство день и ночь молят Бога о его государевом многодетном здравии и спасении, и о даровании ему победы, и одоления над супостатами; и при этом преподает государю прощение и разрешение во всех его грехах и призывает на него милость Господа Бога, по молитвам Богородицы и всех святых 299 . В третьем послании, которое написано по дошедшим слухам о намерении Ивана Васильевича венчаться на царство и вступить в брак, Феодосий спрашивает государя, не будет ли от него по этому случаю каких-либо приказаний 300 . Послания к боярам оба благодарственные. В одном владыка, называя боярина своим духовным сыном, благодарит его за любовь, за присланное письмо и особенно за извещение о том, что государь освободил боярских детей новгородского владыки от участия в походе на Казань 301 . В другом также благодарит неизвестного боярина и духовного своего сына за любовь и за письмо, о котором отзывается, что оно «Омеровым именем подтверждено и афинейским мудрованием украшено», желает боярину всех благ душевных и телесных, а по смерти – вечно-блаженной жизни. «Да благословляю тебя, прибавляет владыка, великого господина и сына своего, что к нашему смиренью о Христе свою безмерную любовь имеешь и поминки великие посылаешь таковы, якож и в странах наших не обретается» 302 . Имея великую веру к святителю и чудотворцу Иоанну, архиеп. Феодосий в 1547 г. установил в церкви Иоанна Предтечи в темнице, где почивают мощи угодника Б., ежедневную службу, обязав софийских священников совершать оную поседмично; а в след. 1548 г. возобновил, расширил и украсил эту придельную церковь , пристроенную к северо-западной стене Софийского собора. Обновление и украшение сего придела, по описанию летописца, состояло в том, что «подпоры деревянные из церкви выметал да своды каменные доспел, да над гробом чюдотворцевым доспел каменной теремец, да церковь всю выбелил, да двери пробил на северную страну противо чюдотворцева гроба, да икон в церкви и в олтари прибавил, да иконами и свещами и книгами церковь украсил, а чюдотворца Ивана написал да и сребром всю икону обложил, да и позлатил, да и гривны златые и сребряны ко образу чюдотворцеву приложил.... и у гроба чюдотворцова свещу неугасимую поставил» 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Понеже бо, рече, но священных апостольских правил, 46-го и 47-го правила, единым токмо епископом и священником дано бысть святого крещения свершение, а иному никому; явлено же есть се и от 26-го и 46-го 1541 иже в Лаодикии собора: ову 1542 убо не вопрошающе отречения от них на крещение, иже не πредприведенных от епископ, повелешву, овуже 1543 – просвещенные веру возвещать ли епископом и священником 1544 ; или ни, но и 1545 реченные на 6-м соборе и еже в Карфагене, иже извещение не имуще о некоторых, аще 1546 крещены будут, без сомнения крещать повелевают. Никако убо есть преподобно, ниже утверждено, крещенного от не приемшего власть крещать и ради крещения оставление дать согрешением (чистительно бо сим крещение божественное), верных 1547 считать к лику достоит. Не мала 1548 бо беда, еда некако от такового неизвещенного сомнения той убо от святого крещения очищению лишен будет; мы же не крещенному не ведяще приобщаемся: понеже якоже убо он несвящен, тако и си не крещени вменятся». Сего ради о сей вещи о случившейся ищете, что суть крещены от лживого того священника, и колико их обрящете, и паки крещайте их по преданию святых Апостолов: во имя Отца и Сына и Святого Духа, да потом мажьте миром великим. Слышах же, чада мои о Господе возлюбленные, о вашем православном христианстве, како держите православную веру, по преданию святых Апостолов и святых Отцов семи соборов, иже утвердиша веру. Аз же 1549 паки возвеселихся о семь радостью сердечною, и на том нас своих детей благословляю и молюсь о вашем православии Всемилосердому Богу и Пречистой его Матери, на соблюдение и утверждение державы вашей, и на ограждение и на помощь. Вы же паки так и стойте за православное христианство, и к Богу чисту любовь держаще, да помилование паки от него примете о всем, и да подаст вам вместо тленных неизреченная оная 1550 благая и неизреченного оного света наслаждение, да имате и мою молитву и мое благословление. А дана грамота на Москве, месяца июня 22. 1551 1539 Далее приводится место из алфавитной Синтагмы Властаря, лит. В. гл. 3. (Σντ. καν. VΙ, 120–121). 1544 В греческом подлиннике яснее: το μν (καννος) μ φορκζειν τος μ προαχθντας π πισκπων κελεοντος, το δ, τος φωτιζομνους τν πδτιν παγγλλειν τος πισκποις πρεσβυτροις. 1547 В подлиннике верным; исправлено по С и согласно с греческим текстом; τν πιστν καταλγειν χορ. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В 1540 г. король учредил в К. 5 новых профессорских кафедр (Regius Professor): греч. языка, иврита, теологии, гражданского права и медицины. С 1534 г. при ун-те официально действует изд-во, старейшее в мире ( McKitterick. 1992-2004). На историю ун-та во многом оказала влияние начавшаяся в 1536 г. кампания по закрытию мон-рей и упразднению монашеских орденов (диссолюция). Так, в 1542 г. на основе общежития учившихся в К. монахов-бенедиктинцев (Бекингем-колледж) был создан колледж св. Марии Магдалины (Модлин-колледж). Упраздненные обители нищенствующих орденов также со временем стали принадлежать ун-ту. Мон-рь кармелитов отошел колледжу Королев (Куинс-колледж). На месте доминиканских и францисканских мон-рей возникли Эмманьюэл-колледж (1583) и Сидни-Сассекс-колледж (1596) соответственно. В 1545 г. король провел через парламент закон об упразднении капелланств (chantries), коллегиальных церквей, религ. братств. Опасались, что под действие этого закона подпадут и университетские колледжи, также имевшие статус церковных учреждений. Однако руководство ун-та, в первую очередь вице-канцлер М. Паркер (с 1559 архиепископ Кентерберийский), задействовав связи при дворе, добилось сохранения колледжей. В следующем году кор. Генрих VIII принял решение объединить Кингс-холл, Майклхаус и некоторые более мелкие университетские учреждения в новый Тринити-колледж, ставший крупнейшим и наиболее финансово обеспеченным в К. ( Loewe J. A. Cambridge " s Collegiate Crisis: King Henry VIII and the Suppression of Colleges, 1546//Reformation & Renaissance Review. Camb., 2009. Vol. 11. N 2. P. 139-164). Несмотря на то что после опалы и казни Кромвеля (1540) канцлером университета стал противник радикальных церковных преобразований Гардинер, К. оставался крупнейшим центром англ. Реформации. Двенадцать из 13 составителей 1-го варианта «Книги общих молитв» (1549) были связаны с Кембриджским ун-том. Туда приезжали преподавать и многие видные протестантские богословы из континентальной Европы. В 1549-1551 гг. профессором теологии в К. был страсбургский реформатор М. Буцер. Вместе с ним в К. переехал и христианский гебраист П. Фагиус († 1549). Преемником Фагиуса на посту профессора иврита стал библеист итальянец Дж. Э. Тремеллио († 1580). Несколько раньше в К. преподавал греческий язык Ф. де Энсинас († 1552), автор 1-го перевода НЗ на испан. язык.

http://pravenc.ru/text/1684165.html

в) первыми, кто попытался выделить из этого материала наиболее достоверный текст, были теологи испан. университета в Алькале (Комплютум), с 1502 г. работавшие над изданием Комплютенсианского Полиглота (многоязычное издание Б.), в шестой том которого, напечатанный в 1514–1517 гг., был включен и греч. текст НЗ. Но из-за задержки, связанной с разрешением Папы на публикацию, испанцев опередил Эразм Роттердамский. В 1516 г. он опубликовал составленный по нескольким позднесредневековым Базельским спискам греч. текст с собств. лат. переводом. Второе издание этого труда (1519 г.) М.Лютер использовал как основу для своего перевода НЗ. Испан. труд вышел в свет лишь в 1522 г. После переработки текста Эразма Р. Стефаном (1546–1551 гг.), Т.Безой (1565–1604 гг.) и Эльзевиром (1624 г.) последний в предисловии ко второму изд. своей книги (Лейден, 1633 г.) объявил этот вариант текста «всеми принятым», после чего он действительно получил всеобщее признание. И только И.А.Бенгель распознал слабые стороны Textus receptus и в собственном изд. греч. НЗ, снабженном науч. аппаратом (1734 г.), предпринял первую попытку на основании сравнения большого колич-ва списков составить единый достоверный текст. В XIX в. появилось множество науч. изданий НЗ. К.Тишендорф, лично обнаруживший часть рукописей, и среди них Синайский кодекс, в 1869–1872 гг. выпустил большое издание греч. НЗ, основанное на егип. текстовых вариантах, и прежде всего – на Синайском кодексе. Обработав тексты этой же группы, но отдав при этом предпочтение Ватиканскому кодексу, Б.Ф.Весткотт и Ф.Дж.А.Хорт предприняли свое издание НЗ в 1881 г. В 1894–1900 гг. свой вариант новозаветного текста опубликовал Б.Вейс. Систематизировав все доступные списки, фон Зоден (1902–1913) попытался на основании этих материалов восстановить первонач. текст НЗ. С 1898 г. выходят многочисл. издания НЗ под ред. Э.Нестле, причем каждое новое изд. перерабатывается с учетом вновь найденных рукописей НЗ. С 1952 г. дело Нестле продолжает К.Аланд (26-е изд. 1979 г.). III. ХРИСТИАНСКИЕ ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010