« Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор.1:10).   Алексей Михайлович Величко , доктор юридических наук, профессор   Флоровский Георгий, протоиерей. Откровение и истолкование//Флоровский Георгий, протоиерей. Вера и культура. СПб., 2002. С.619. Соловьев В.С. Значение догмата//Соловьев В.С. Собрание сочинений. В 12 т. Т.8. СПб., б/г. С.123. Шмеман Александр, протопресвитер. О духовности, церковности и мифах//Шмеман Александр, протопресвитер. Собрание статей 1947-1983. М., 2009. С.791. Флоренский Павел, священник. Столп или утверждение Истины//Флоренский Павел, священник. Сочинения. В 2 т. Т. 1(1). М., 1990. С.63, 67. Соловьев В.С. Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей//Соловьев В.С. Собрание сочинений. В 12 т. Т.11. Брюссель, 1969. С.22. Флоровский Георгий, протоиерей. Промысел Святого Духа в Богооткровении//Флоровский Георгий, протоиерей. Вера и культура. С.489. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. В 2 т. Т.1. СПб., 1883. С.19. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. Т.1. С.14. Декреты от 4 февраля 1546 г., 8 апреля 1546 г., 17 июня 1546 г., 13 января 1547 г., 11 октября 1551 г.//«Тридентский собор: каноны и декреты». СПб., 2019. «Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам». СПб., 1859. С.203. «Окружное патриаршее и синодальное послание к преосвященным и боголюбезнейшим во Христе братиям – митрополитам и епископам священному и благоговейному их клиру и всему благочестивому и православному народу Святейшего Апостольского и Патриаршего престола в Константинополе»//«Догматические послания православных иерархов XVII – XIX веков о Православной вере». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.251. Каливас Еммануил, архимандрит, штатный проповедник митрополии Аттики. Осуждение папства. Афины, 1999. С.15, 16.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/16/...

(Bucur. Acad. Româna. slav. 101, 505; Panaitescu. 1959. P. 128-129, 342-344), переписанные по его указанию и преподнесенные в дар Нямецкому мон-рю. Так же, как и его предшественник, митр. Феоктист II в конце жизни принял схиму с именем Феодор. Скончался 15 янв. 1528 г., похоронен в Нямецком мон-ре. Следующий митр. Молдавский - Каллистрат - упомянут в 2 колофонах в рукописи «Деяния апостолов», написанной мон. Евлогием в Сэлэжанском мон-ре близ Ясс. Также известно, что в 1529 г. Петру IV отправил его с дипломатической миссией в Польшу ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 471). Митр. Григорий (Рошка) и прп. Даниил Отшельник. Роспись притвора кафоликона мон-ря Воронец. 1547 г. Митр. Григорий (Рошка) и прп. Даниил Отшельник. Роспись притвора кафоликона мон-ря Воронец. 1547 г. Митр. Феофан I (1530-1546) до архиерейской хиротонии предположительно подвизался в мон-ре Воронец (известно его особое попечение об этой обители, где благодаря его заботам была поновлена живопись притвора и начаты работы по росписи фасадов, что было реализовано позже, при митр. Григории I (Рошке) в 1547), затем был епископом Рэдэуцким (1528-1530). При нем М. м. получила новые владения от господаря и бояр ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 471). Буд. митр. Григорий I (Рошка) ок. 1523 г. стал игуменом мон-ря Пробота. Из его письма монахам Проботы, написанного им уже в сане митрополита, известно, что он убедил Петру IV построить в мон-ре новую церковь, к-рая впосл. стала бы усыпальницей господаря. Изображение игум. Григория сохранилось на фреске справа от входа в притвор. Известен и др. его ктиторский портрет, уже как архиерея, в росписи фасада (слева от входа в притвор) ц. во имя вмч. Георгия мон-ря Воронец. В 1551 г. митр. Григорий I покинул кафедру (предположительно из-за конфликта с господарем Ильяшем II Рарешем (1546-1551), который обложил М. м., епископии и мон-ри поборами) и удалился в Воронец († 1570). М. м. в период усиления османского господства С сер. XVI в. с усилением османского господства положение в Молдавском княжестве становилось все более нестабильным из-за частой смены господарей.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Первым епископом был назначен 8 янв. 1537 г. де Вальверде, приступивший к служению в нач. сент. 1538 г. В том же году в Куско на месте инкского здания Сунтур-Уаси, где располагался арсенал, была построена 1-я церковь, получившая название «Эль-Триунфо» в честь победы испанцев над Манко Инкой в 1536 г. и временно выполнявшая функцию кафедрального собора. В 1560 г. в Куско, на месте дворца Сапа Инки Виракочи (ок. 1410-1438), был заложен новый кафедральный собор (строительство завершено в 1654). Изначально территория еп-ства Куско простиралась от юга совр. Колумбии до Огненной Земли (Чили), на западе граница проходила по Тихому океану. 14 мая 1541 г. еп-ство Куско передало часть своей территории новому еп-ству Лима. В 1546 г. Лима стала архиеп-ством, в юрисдикцию к-рого вошло еп-ство Куско. Первым епископом (впосл. архиепископом) Лимы был доминиканец Херонимо де Лоаиса-и-Гонсалес (1541-1575), к-рый в 1549 г. основал больницу Санта-Ана-де-лос-Натуралес, предназначенную гл. обр. для лечения коренных жителей, и в 1551 г. освятил кафедральный собор в Лиме (перестроен из 1-й церкви, заложенной в 1535 Писарро). Он способствовал созданию школ, в к-рых получали образование дети колониальной элиты наряду с детьми местных касиков, и поддержал доминиканца Томаса де Сан-Мартина (1482-1555), основавшего в 1551 г. Ун-т Сан-Маркос (старейший в Нов. Свете). Из еп-ства Куско также были выделены еп-ства Парагвай (1547; ныне архиеп-ство Асунсьон), Ла-Плата-о-Чаркас (1552; ныне архиеп-ство Сукре), Уаманги (1609; ныне еп-ство Аякучо). Фасад церкви св. Августина в Лиме. 1710–1720 гг. Фото: Diego Delso Фасад церкви св. Августина в Лиме. 1710–1720 гг. Фото: Diego Delso В 1542 г. было учреждено вице-королевство П. со столицей в Лиме. В мае 1544 г. туда прибыл 1-й вице-король - Б. Нуньес Вела (1495-1546). Проводимая им политика по защите прав коренного населения вызвала недовольство местных чиновников и духовенства и привела к междоусобной войне. В сент. 1544 г. вице-король был арестован и отправлен в Панаму.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

пиастров ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 117). 22 янв. 1862 г. в Бухаресте было создано единое правительство и созвано Представительное собрание (Парламент), что заложило основы для создания единого национального гос-ва, получившего офиц. название Румыния. 18 июня 1863 г. была произведена инвентаризация ценностей и документов преклоненных мон-рей. Не использовавшиеся во время богослужения ценные предметы утвари следовало сдать на хранение в мон-рь Голия в Яссах под военную охрану. В авг. того же года представитель Румынии в К-поле подал Порте проект решения вопроса о секуляризации земель преклоненных мон-рей. Согласно проекту, св. места должны были получить компенсацию в размере 80 млн тур. пиастров, из них изымался накопившийся долг (ок. 29 млн). Кроме этого, Румынское гос-во предоставляло 10 млн тур. пиастров на основание светской школы и госпиталя в К-поле. Однако представители св. мест отвергли это предложение. 13 дек. 1863 г. была самопровозглашена автокефалия Румынской Православной Церкви, М. м. вышла из юрисдикции К-польской Патриархии и с тем же названием вошла в юрисдикцию новообразованной национальной Церкви (см. в ст. Молдовы и Буковины митрополия ). Митрополиты М. м. Иосиф (ок. 1387-1388 - ок. 1415), не принятые в княжестве - Феодосий (после 1388 - до 1392/93) и Иеремия (1392/93 - ок. 1410), Макарий, Григорий, Дамиан (1437-1447), Иоанникий (1447-1453), Феоктист I (1453-1478), Георгий I (1478-1508), Феоктист II (1508-1528), Каллистрат (1528-1530), Феофан I (1530-1546), Григорий I (Рошка) (1546-1551), Георгий II Бистрицкий (1551-1552), Григорий II Нямецкий (1552-1563), Феофан II (1563-1572, 1578-1579, 1582-1588), Анастасий (1572-1577), местоблюститель митрополичьего престола, епископ Романский Никанор (1579-1582, митрополит в 1591-1594), Георгий III (Мовилэ) (1588-1591, 1595 - май 1600, сент. 1600-1605), Митрофан (1594-1595), Мардарий (1595), Дионисий (Ралли-Палеолог) (май-сент. 1600), Феодосий (Барбовский) (1605-1608), Анастасий (Кримка) (1608-1617, 1619-1629), Феофан III (1617-1619), Афанасий (1629-1632), свт. Варлаам (1632-1653), Гедеон (1653-1659, 1664-1671), Савва (1659-1664), свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674, 1675-1686), Феодосий из Брази (1674-1675), Каллистрат (Вартик) - местоблюститель (1686-1689), Савва Романский (1689-1701/02), Мисаил (1701/02-1708), Гедеон (1708-1722), Георгий IV (1722-1729), Антоний (1730-1739), Никифор (1739/40-1750), свт. Иаков I Путнянский (1750-1760), Гавриил (Каллимаки) (1760-1786), Лев (Леон) (Геукэ) (1786-1788), Иаков II (Стамати) (1792-1803), Вениамин (Костаки) (1803-1808, 1812-1821, 1823-1842), Мелетий (Лефтер) (1844-1848), Софроний (Миклеску) (1851-1860). Архитектура и искусство М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

По его поручению Романский еп. Макарий составил летопись, охватившую историю М. к. за 1504-1556 гг. Также по распоряжению господаря были отреставрированы монастыри Молдовица и Бистрица, перестроен монастырь Кэприана ( E anu. 2003. P. 13-14). В период правления Петру IV Рареша наблюдался расцвет наружной церковной настенной живописи, которая стала известна далеко за пределами страны (фрески мон-ря Пробота, ц. вмч. Георгия в Сучаве, мон-рей Хумор, Воронец, Молдовица, ц. вмч. Димитрия в Сучаве, церкви в Кошуле и др.). Внешняя живопись не только была носительницей художественных и духовных ценностей, но и имела патриотическую направленность в борьбе за преодоление османского сюзеренитета ( Ulea. 1963. Vol. 10. N 1. P. 57-92; 1972. Vol. 19. N 1. P. 37-53). Петру IV Рареш умер 3 сент. 1546 г. и был похоронен в мон-ре Пробота. После него правили его дети Ильяш II (1546-1551) и Штефан VI (1551-1552). Первый окончательно отказался от претензий на Покутье. Покинув престол, он принял мусульманство и стал силистрийским пашой ( Grigore Ureche. 1958. Р. 168). Штефан VI Рареш безуспешно пытался вернуть трансильванские владения своего отца, выступил против пропаганды идей Реформации в М. к., защитив правосл. Церковь. Однако конфискация имущества арм. купцов и преследование боярских группировок привели к заговору против него великих бояр и к убийству господаря (1552) (Cronicile slavo-române. 1959. Р. 129, 139-140). Внутриполитическая неустойчивость была характерна для М. к. и в период правления Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568) и Деспота Водэ (1561-1563). Первый добился престола при помощи Польши, но вскоре, обеспокоенный возросшими претензиями польск. короля в качестве сюзерена, сменил курс в сторону отношений с Портой. Его авторитарное правление привело к заговору бояр, к-рые при помощи Польши и Габсбургской монархии отстранили его от власти и возвели на престол Деспота Водэ - грека-авантюриста и сторонника Реформации. Он покровительствовал протестантам, нашедшим убежище в М.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Отдельные образа местного, деисусного и праздничного ярусов значительно ранее 1601 года упоминаются не раз во «вкладных книгах», в которых записаны пожертвования, начиная со 2-й четверти XVI века. Так еще в первой половине этого столетия Феодор Семенович Воронцов (казненный 21 июля 1546 года, см. Новгор. Летопись, в Рукоп. библ. прот. Никольского), «обложил 3 иконы местные: Троицу Живоначальную, да Пречистую Одигитрие, да Кирила чюдотворца» (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 74), т. е. те самые иконы, которые оставались в местном ярусе и в 1601 году (см. об этом ниже). Не позже 1563 года Мисаил Короваев обложить 2 иконы «местные: Хвалите Господа с небес да О тебе радуется» (Рукоп. Соф. библ 1152, л. 95; о времени написании рукописи см. в приложении к главе II). Обе эти иконы в 1601 году находились на левой стороне местного яруса (см. об этом ниже). Оклады к «деисусу» выполнялись также в половине XVI века на пожертвования Константина Мясоеда Семенова сына Вислого (в игуменство Афанасия, т. е. в 1539–1551 годах), бывшего митрополита Иоасафа московского (проживавшего в Кириллове монастыре в 1542–155 / 3 годах), старца Ионы Ручкина (в игуменство Симеона, т. е., в 1551–1555 годах), Василья Михаиловича и Ивана Михаиловича Воронцовых (Рукоп. Кирил. библ. 78–1317, л. 56, 91 об., 107 об., 73 об., 75). Последний обложил кроме того «в праздникох икону: Господь вечеряет со апостолы», а на оклад 12 праздников было пожертвовано еще при игумене Афанасие (1539–1551) 43 1 / 2 рубля Матфеем и Феодором Васильевичами Охлопковыми (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 73 и л. 89 об.–90). – Таким образом, не может подлежать никакому сомнению, что местный, деисусный и праздничный ярусы существовали на кирилловском иконостасе еще в первой половине XVI века. Что же касается до пророческого яруса, то ранних указаний на него мы не встретили во вкладных книгах, быть может, потому, что брат при украшении иконостаса окладами наблюдала, очевидно, последовательность, восходя от низа к верху, – Возможно, что в половине XVI века над местными образами находились уже и пядницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В предисловии к Минее январской сказано: «Минея, январь, напечатана в Венеции и содержит весьма многие тропари, самогласны, каноны и синаксари, ныне выбранные из многих и хороших книг, так как их не было в других Минеях, прежде напечатанных другими издателями. По сему светлейший сенат венециан предоставил гг.Андрею и Иакову Спинеллам право сего светлейшего города венециан на 20 лет такое, что никто не смеет ни печатать, ни инде напечатанное продавать в местах, принадлежащих сей державе. В лето Боговоплощения 1551-е». В 1546 году Никандр Нукиос, керкиреец, издал устав св.Саввы. Эта весьма редкая и неизвестная Фабрицию книга хранится в Венеции, у тамошнего греческого братства. В 1548 году в Венеции напечатаны были месячные Минеи. Из них июльскую и октябрьскую я видел в библиотеке монастыря Афонорусского и из посвящения июльской Минеи Вселенскому патриарху Дионисию II, святительствовавшему с 1543 года по 1551, выписал следующие строки: «Знатнейший у нас Иероним Корнилий, муж из первых в великославном сенате венециан, большой любитель еллинов, человеколюбивый, проведший долгое время на острове Крите и достаточно узнавший Церковь нашу, присоветовал Андрею Спинелли, мужу скромнейшему и благочестивому, напечатать для пользы рода нашего сии Минеи новыми наилучшими буквами, прочно отлитыми и очень хорошими на вид. Спинелли, приняв этот совет благосклонно, не только изготовил такие матицы, каких никто из прежних типографов не имел, но изобрел и бумагу белейшую и по составу своему добротную для продолжительного употребления книг. К тому же он не щадил ни трудов, ни издержек, приняв к себе в сотрудники благоговейного протопопа навплийского Николая Малакса, мужа благочестивого и ученого, который в прежних ошибочно напечатанных книгах все исправил и поставил здорово. – Напечатана в Венеции настоящая Минея у Варфоломея Янинца иждивением и старанием господина Андрея Спинелли, которому и светлейшая республика венециан предоставила право на 20 лет такое, что никто не смеет напечатать Минеи, ни напечатанные в другом месте продавать в селитвах, принадлежащих сей державе, иначе поплатится весьма много. В лето от воплощения Господа нашего Иисуса Христа 1548-е, в 8-й день октября».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

(по характеру, объему и структуре к позднейшему Индексу наиболее приближен список, подготовленный согласно указанию Карла V богословским факультетом Лувенского университета в 1546 г.; в 1550 и 1558 гг. тот же факультет опубликовал его новые редакции); в Англии аналогичные распоряжения издавались Генрихом VIII и английскими епископами в 1526–1555 гг. В 1542 г. парижская Сорбонна получила от парламента право составлять список книг, которые она находит полезным запретить; сорбоннские списки публиковались в 1544, 1547, 1551 (в соответствии с установками Шатобрианского эдикта Генриха II от 27 июня того же года, согласно которому ко всем подданным короля был обращен призыв доносить на гугенотов) и 1656 гг. Но еще до издания этих документов Вормсский эдикт (1521) запрещает продавать, покупать, списывать, печатать или защищать все сочинения Лютера на каком бы то ни было языке. В Испании по приказу короля архиепископ Севильи и Великий инквизитор дон Фернандо де Вальдес Салас (1483–1568) в 1551 г. обнародовал Лувенский список 1550 г. в расширенном виде; в 1554 г. он издал первый экспургационный список: он предписывал некоторые книги (различные издания Библии) отбирать у владельцев для исправления ( expurgatio) с последующим возвратом. В 17–18 вв. испанская инквизиция издала ряд Индексов независимо от Римской курии. В Италии списки запрещенных книг издавались местными властями: в Лукке (1545), Венеции (1543, 1549), Милане (1554). Религиозные войны, сотрясавшие в это время Европу, убеждали и Католическую церковь , и протестантов, что только совместный контроль церкви и государства за книгопечатанием может затормозить распространение еретических учений. Результатом этого убеждения стал первый римский Список запрещенных книг (т.н. Index Paulinus), составленный в 1559 г. при папе Павле IV (1555–1559), который был до избрания папой Великим инквизитором Неаполя и Рима. Список этот, имевший, помимо контрреформационной, также выраженную антигуманистскую направленность (по крайней мере, отмечается его враждебность к аристотелизму и платонизму), был утвержден папским декретом Moderatio Indicis librorum prohibitorum (его оригинал был обнаружен только в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта публикация послужила основой для немецкого перевода Лютера (1522). В третье издание (1522) Эразм был вынужден включить так называемую Comma Johanneum «пассаж Иоанна» о трех небесных свидетелях: ν τ οραν Πατρ, Λγος, κα τ γιων Πνεμα· κα οτοι ο τρες ν εσι. κα τρες εσιν ο μαρτυποντες ν τ γ ( 1Ин 5.7–8 ) «на небе Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле». Пассаж был введен в латинскую письменность в IV в. Присциллианом (†385) и имел антиарианское значение, потому закрепился там. Он известен лишь четырем поздним греческим минускульным рукописям: 61, XVI в., 88, XII в. (вписан на поле поздней рукой), 629, XIV–XV в., 635, XI в. (вписан на поле в XVII в.). Критики обратили внимание Эразма на рукопись 61, в которую, как выяснилось впоследствии, пассаж был внесен не слишком щепетильным францисканским монахом. Поскольку «пассаж Иоанна» был известен авторитетной латинской традиции, Эразм не отказался добавить его в греческий текст. 56 В 4-е издание (1527) Эразм внес немало исправлений Апокалипсиса на основе Комплютенской Библии. Пятое издание (1535) вышло посмертно, в нем мало отличий от четвертого. В последующее время осуществлено было более 30 анонимных перепечаток Эразмова текста без всяких перемен. Кроме того, в распространении его приняли участие несколько почтенных издателей и издательств. Известный парижский печатник Робер Этьен (Robert Estienne, упоминается также под латинизированной формой имени Stephanus, 1503–1559) выпустил четыре издания Нового Завета (1546, 1549, 1550 и 1551). Из них особое значение имеет 3-е, «королевское» («editio regia», 1550), в критическом аппарате которого приведены разночтения по Комплютенской Библии и 14 рукописям, включая кодекс Безы (05 D). 57 В его же женевском издании 1551 г. текст впервые разбит на стихи. 58 Десять изданий Теодора Безы не внесли в текст ничего нового, но на них опирались переводчики английской Библии короля Иакова (1611). Голландское издательство братьев Эльзевиров выпустило 7 изданий; в предисловии ко 2-му (Лейден, 1633), основанному на 1-м издании Безы (1565), к читателю были обращены следующие слова: «Вот перед тобою текст, ныне принятый всеми, в котором мы не даём ничего искаженного или испорченного» («textum ergo habes, nunc ab omnibus receptum, in quo nihil immutatum aut corruptum damus»).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

133 Учение Лютера привлекало к себе преимущественно купцов, мещан, ремесленников; шляхта же показывала более сочувствия к кальвинизму. Кальвинизм перешел в Литву из Малой Польши, где он распространился во многих провинциях. Весьма сильным покровителем его был Ян Фирлей, краковский воевода, любимец королевы Боны. Отец его, Петр Фирлей, воевода русский, был ревностный католик и построил до двадцати костелов; но сын его Ян увлекся учением Кальвина и устраивал реформатские школы. Уважаемый королем Сигизмундом II Августом, он в то же время пользовался весьма большим уважением во всей Речи Посполитой. Малую Польшу велико-поляки стали называть еретической, вследствие обширного распространения в ней реформатского учения. В Литве покровителем кальвинизма был виленский воевода Николай Радзивил, прозванный Черным. Фамилия Радзивилов одна из самых знатных и богатых литовских фамилий. К огромным родовым имениям их присоединились около 1513 имения Кишков, вследствие брака Яна Радзивила Бородатого, сына воеводы виленского и канцлера литовского Николая Старого (1398–1508), с дочерью Станислава Кишки из цехановца Анной. Жена принесла ему в приданое Олыку, Несвиж и Ляхву. Сын этого Радзивила, Ян IV († 1551), первый стал писаться князем на Олыке. 134 Ян умер бездетным. Брат его, знаменитый Николай IV Черный († 1567), великий маршал и канцлер литовский, получил от короля Клецкие имения и титулы на Несвиже, 135 Олыке и Клецке. Он был отцом столь же знаменитого Николая V Сиротки, с которым мы встретимся после. От другого сына Николая Старого, Юрия, идут князья, писавшиеся на Биржах и Дубинках. 136 Дочь его Варвара была сперва замужем за воеводой троцким, Станиславом Гаштольдом, из славнейшей и древнейшей литовской фамилии, а потом супругой короля Сигизмунда Августа. 137 Сын Юрия, Николай V, прозванный Рыжим, возведенный германским императором в 1546 г., вместе с двоюродными братьями Николаем Черным и Яном IV, в княжеское достоинство Римской империи, был, как увидим после, также покровителем кальвинистов, хотя не имел ни такой силы, ни такой энергии, как Николай Черный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010