14 Это взаимное условие ясно выражено в одной мировой 1587 года; в ней сказано: «Се яз Иван Герасимов сын, да яз Первой Иванов сын Шебанов... и во всех крестьян место Воскресенского приходу и Покровского и Ширыхаловы слободы помирилися есма полюбовно с старостою Климом Ивановым сыном Частиковым, да с Яковом Ивановым сыном Ивашевым и во всех крестьян место Тавренской волости Ильинского приходу в том, что клали мы пред выборного судью на Таврежане в новой пустоте челобитную, с которые идет в государеву дань и оброк восмьдесять рублев с полтиною; и мы счетчи с Таврежаны приняли на свои Воскресенский и Покровский приход из Тавренские пустоты к своей низовой пустоте Бережную деревню со всеми угодьями... а в ней обжа. А что осталось в нашей волости в Тавренской, в Ильинском приходе пуста сем обеж; и нам к себе в ту пустоту впред Воскресенского и Покровского приходу не притягивати ни в которые разрубы. А нам Воскресенскому и Покровскому приходу Таврежан Ильинского приходу в свою нижнюю пустоту и в Бережную обжу, что приняли у Таврежан, не притягивати ни в которые разрубы, а из их из осми обж нам у них не принимать» (АЮ. 272). Здесь две крестьянские общины в платеже за пустые обжи порешили тем, что одна община приняла у другой одну деревню с угодьями. 15 Так, например, в 1591 году крестьяне Глотовой слободки били челом Государю, чтобы в платеже податей отделить их от Вычегжан, Вымичей и Сысоличей, потому что у них в Глотовой слободке живут все молодые люди, кормятся пиктою за зверем, а хлеба не пашут и не торгуют ничем, а на Вычегде и на Сысоле живут прожиточные люди, торгуют всякими товары и хлеб пашут (ААЭ. Т. I. 350). Или в 1546 году жители Шестаковского городка и Деревень жаловались на жителей Слободного городка, что слобожане на них емлют проторы и розметы сполна; и просили по бедности и по недавнему поселенью, отделить их от слобожан (ibid. 16 Так в уставной грамоте, данной крестьянам Плесской волости в 1551 году, сказано: «Се яз царь и великий князь... пожаловал есми своих крестьян Плесские волости... которые были приданы к городу к Володимеру боярину князю Дмитрию Федоровичу Вельскому судом и кормом. А ныне велено было ту волость ведати на меня царя и великого князя, кормы брати и крестьян тоя волости судити Володимерскому городовому приказчику... И крестьяне тое волости у дьяка нашего Угрима Львова пооброчились дати им в нашу казну оброком за наместничей и тиуновы кормы, и за пятно и за выводную куницу, и за повоженный убрус, и за присуд... и за все наместниковы и его пошлинных людей пошлины, на год 15 рублев; а дати им тот оброк в нашу казну на два срока, подесма рубля на покров Святой Богородицы лета 7060; а другая им половина дати на сборное воскресенье лета 7060 года» (в моем собрании грамот).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

1521 Разумеется издание академического журнала Творения св. Отцов в русском переводе с Прибавлениями духовного содержания, начатое с 1841 года. 1526 Охотин, с 1858 г. – рект. Яросл. сем. с 1871 г. – еп. Острожский; потом: Харьковский, Подольский, Курский, с 1893 г. и доселе арх. Херсонский. 1528 Евгений Феодорович, магистр Московской духовной академии XVIII курса (выпуска 1852 г.), скончавшийся, к сожалению, очень рано (8 марта 1863 г.). 1535 Иван Михайлович, после преподаватель Тульской дух. семинарии, скончавшийся, по выслуге пенсии, приходским священником г. Тулы в 1889 г. 1536 Она скончалась в 1883 году, до самой смерти занимая должность начальницы этого женского духовного училища. 1537 Его дружеские отношения к преосвящ. Савве установились и укрепились в Витебске, где преосв. Савва состоял епископом (Полоцким) в 1866–1874 годах и за то время в «Хронике» о нем будет упоминаемо часто. 1538 О пребывании преосв. Иринея на Иркутской кафедре, в последнее время, помещено очень много рассказов в журнале «Русская старина», за 1872, 78, 79 и 82 годы. Скончался преосв. Ириней в 1864 г., мая 18 ч. 1539 Известный аскет, ранее (в 1833–1857 гг.) бывший настоятелем Сергиевской, близ Петербурга, пустыни. Скончался в Николо-Бабаевском монастыре, 30 апр. 1867 г. 1546 Ляпидевскому, епископу Курскому, также назначенному для участия в открытии мощей святителя Тихона, вместе с первенствующим членом св. Синода, митрополитом Новгородским и СПБ Исидором († 1892 г.) и архиепископом Воронежским Иосифом Богословским. 1547 Богословский: с 27 авг. 1853–14 ноябр. 1864 г. – еп. Воронежский. † 19 февр. 1892 г. на покое. 1551 Более подробные сведения об открытии мощей св. Тихона помещены в Прав. Обозр. 1861 г. т. VI, стр. 130–135. 1553 Т.е. из архиепископских покоев, в Сергиевой Лавре, по нерасположению наместника архим. Антония к А.Н. Муравьеву. 1556 Леонтий Лебединский – с 5 мар. 1860 г. по 20 дек. 1861 еписк. Ревельский, с 1891 г. – митр. Моск. † 1 авг. 1893 г. 1559 Руднев. С 6 окт. 1860 г. – рект. СПБ акад. с 16 мая 1861 г. епископ Выборгский; затем с 1864 г. Саратовский, с 1873 г. Нижегородский: с 1877 г. архиепископ и в том же году экзарх Грузии. 27 июня 1882 г. митрополит Московский и с 17 ноября 1891 г. – Киевский, с 25 дек. 1898 г. первенствующий член св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1539. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего Имени Божия. — Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504–1505. 1540. Т. е. имяславцев. 1541. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего имени Божия. С. 1506. 1542. Т. е. противников имяславия. 1543. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон и плоды»великого искушения». Цит. по: Мои дневники. С. 144–148. Статья»Моя поездка на Старый Афон»является почти дословным воспроизведением статьи»Плоды великого искушения»из Прибавлений к Церковным ведомостям 34,1913, однако содержит некоторые уточнения и дополнения. В дальнейшем мы ссылаемся на обе версии статьи. 1544. Забытые страницы русского имяславия. С. 55–56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). Другие источники датируют прибытие»Донца»на Афон 4–м июля. 1545. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 150. 1546. Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 9. 1547. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1548. Помещение для приема гостей. 1549. Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 9. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1550. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1551. Одну такую депутацию из десяти иноков архиепископ Никон принял 6 июля. Подойдя к архиепископу под благословение, иноки вместо благословения услышали от него:«Я не могу вас благословлять, потому что вы противитесь Святому Патриарху и Св. Синоду, и отвергаете Церковь». Диспут имяславцев с архиепископом закончился тем, что пришедший в каюту владыки генеральный консул Щебу–нин выгнал их с корабля. Подробнее об этом см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 56–58 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1552. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151–153; Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 10–12. 1553. Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 183–184 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1539 Честертон Г. К. Пролог к сборнику «Пять праведных преступников».//Избранные произведения в 4-х томах. Т. 4. – М., 1994, с. 255. 1540 Носков О. Н. Черное в белом. Эссе об озверевших богах.//Ориентация. – Новосибирск, 1993, вып. 1, с. 32. 1541 Флуссер Д. Иисус. – М., 1992, сс. 82-83. 1542 Единственное исключение – устная ссылка ап. Павла на слова Спасителя – «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20,35). 1543 Керигма (букв. – «проповедание») – формула проповеди, краткое и емкое изложение сути вероучения, «символ веры». 1544 Принцип в основных чертах. Четвертый уровень. – Pinkafeld, Austria. 1990, p. 880. 1545 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. – Сергиев Посад, 1908, с. 85. 1546 Св. Григорий Нисский. Творения. – М., 1868. Ч. 7, с. 127. 1547 Св. Григорий Нисский. сс. 127-128. 1548 Болотов В. В. История древней Церкви. – СПб., 1917, т. 4, с. 480. 1549 Гарнак А. Сущность христианства. – М., 1907, с. 168. 1550 Паскаль Б. Мысли о религии. – М., 1905, с. 265. 1551 Замечательно, что обычай предписывал читать минимум три стиха. Но Христос остановился на середине второго и не стал читать его продолжения – «и день мщения Бога нашего». 1552 Напомню, что по толкованию Климента Александрийского в этом слове Христа речь идет о том, чтобы быть готовым отказаться от следования общественным предрассудкам (естественно, даже в том случае, если эти предрассудки побуждают родителей воспитывать сына в духе противления Евангелию). 1553 Против этого толкования специально предупреждает библейский автор: «Сын мой! не живи жизнью нищенскою; лучше умереть, нежели просить милостыни. Кто засматривается на чужой стол, того жизнь – не жизнь, – он унижает душу свою чужими яствами; но человек разумный и благовоспитанный предостережет тебя от того. В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни, но в утробе его огонь разгорится» (Сир. 40,29-32). 1554 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Изд. А. П. Лопухина. Т. 8. – СПб., 1911, с. 82. 1555 Лев Ж. Великие учители молитвы. – Брюссель, 1986, с. 76.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1543. Иеромонах Игнатий (Васильев) — с 1832 по 1837 г. — послушник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Троице-Сергиевой пустыни, с 1839 г. — иеромонах, с 1841 — казначей, а с 1844 г. — наместник Троице-Сергиевой пустыни. Письма архимандрита Игнатия из Николо-Бабаевского монастыря за время его отпуска к иеромонаху Игнатию (Творения. Кн. 6. С. 367–462) содержат много ценной для нашей темы информации. 1544. Творения. Кн. 6. С. 401. — Письмо от 18 септ. 1847 г. 1545. Воспоминание о Бородинском монастыре//Библиотека для чтения, 1847. Т. 85. Науки и художества. С. 121–122. — Подпись: И.; То же. СПб.: тип. К. Крайя, 1847. 4 с. — Подпись: И. Вошло в «Сочинения…». — См.: Настоящее издание. Т. 4. С. 473–475. 1546. См.: Творения. Кн. 6. С. 367–462. — Письма: 13, 17, 20, 21, 28, 42. 1547. См.: Творения. Кн. 6. С. 843. — Письмо от 6 септ. 1862 г. 1548. Александрова А. А. — лицо не установлено. 1549.  Игнатий Брянчанинов. Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия. М., 2001. С. 230. — Письмо от 7 сент. 1847 г. 1550. Творения. Кн. 6. С. 401. — Письмо от 22 сент. 1847 г. 1551. Творения. Кн. 6. С. 413. 1552. Там же. С. 402. — Письмо от 25 сент. 1847 г. 1553. Фамилию Снессоревой писали по-разному, но сама София Ивановна в документах и в своих произведениях подписывалась: Снессорева. 1554. Архимандрит Игнатий имел в виду сочинение «De imitatione Christi» (о подражании Христу), автор которого — Фома Кемпийский, собственно Ф. Гамеркен или Гаммерлейн, (1380–1471), знаменитый мистик аскет, родился в Кемпене близ Кёльна, — был приором августинского ордена. Указанное произведение выдержало 5000 изд., переведено на все языки. Эту книгу святитель Игнатий неоднократно называл написанной в состоянии прелести. См., например, развернутый анализ ее в статье «О прелести». (Настоящее издание. Т. 1. С. 235–239). 1555. Творения. Кн. 6. С. 424. — Письмо от 1 дек. 1847 г. 1556. Замысел архимандрита Игнатия не был исполнен. Произведения, написанные в это время, Святитель включил в собрание своих сочинений; в 1862— 1867 гг. некоторые из них были изданы отдельными брошюрами или опубликованы в журнале «Домашняя беседа» (См.: Библиография трудов святителя Игнатия и литературы о нем — Настоящее издание. Т. 4. С. 654–655, 666–668).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1545. Первый биографический очерк А. П. Бочкова появился в 1874 г. в качестве предисловия к изданию его книги «Русские поклонники в Иерусалиме» (Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. I—VIII) и принадлежал хорошему знакомому о. Антония (имя Бочкова в монашестве), иноку Николо-Угрешского монастыря, скрывающемуся под астронимом (у И. Φ. Масанова не раскрыт). Хотя автор очерка имел возможность воспользоваться позже утерянным дневником Бочкова и его монашеским послужным списком, тем не менее, в его труде много ошибок и неточностей, которые мы можем выявить лишь при сопоставлении приводимых им данных с достоверными архивными или книжными источниками. Дополнительные биографические сведения о Бочкове можно найти в посвященных ему заметках А. А. Ивановского, А. А. Чумикова, князя Н. С. Голицына, архимандрита Пимена (точные библиографические данные их приведены в последующих примечаниях). К сожалению, они не освещают всех этапов жизни Бочкова, к тому же многие из этих сведений противоречат друг другу. Последний краткий биографический очерк А. И. Рейтблата (в кн.: Русские писатели, 1800–1917: Биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 322–323) тоже не лишен неточностей, не говоря уже о вполне объяснимой и извинительной в данном случае неполноте материала. 1546. См.: Исаков С. Г. О ливонской теме в русской литературе 1820–1830-х годов//Ученые зап. Тартуского ун-та. 1960. Вып. 98. С. 158–170. См. также: Русская повесть XIX века. Л., 1973. С. 112, 117, 118, 131. 1547. О «Записках» о. Антония см.: Чумиков А. А. Алексей Поликарпович Бочков, в монашестве о. Антоний//Русская старина. 1889. С. 380. 1548. Прежде всего по письмам к матери Марии (Е. Н. Шаховой), см.: РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. 1549. См.: Стихотворения о. Антония Бочкова. — РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 1–102 об.; Стихотворения игумена Антония. — РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 1–113. 1550. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 2. 1551. Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. II. 1552. РО ИРЛИ. 3582. XIX б. 20 (8 рисунков, главным образом с видами Череменецкого монастыря); РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 14 (16 рисунков, также в основном с видами Череменецкого монастыря).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

183 , и части его стали известны Эразму не ранее 1522 г. Издания гуманиста Дезидерия Эразма (1469–1536) 1516, 1519, 1522, 1527 и 1535 гг., Альдинское в Венеции 1518 г. и Парижское Колинея 1534 г., Стефановские (Robert Estienne, 1503–1559) 1546, 1549, 1550 (это textus receptus в Англии) и 1551 гг., десять Теодора Безы (1519–1605) и лейденских типографов братьев Бонавентуры и Абрама Ельзевиров 1624 и 1633 гг. (европейский textus receptus) 184 . Более критический характер имеют издания в полиглоттах Антверпенской (тома 5–6, 1571 г.), Парижской (том 5, части 1–2,1630–1633 гг.) и Лондонской (том 5,1657 г.) Бриана Валитона (1600–1661), позднее еп. Чес- терского; [издания] арминианина Стефана Курцеллея (de Courcelles, 1586–1659) в Антверпене 1658 г., Оксфордское 1675 г. Иоанна Фелля (1625–1686), другое там же 1707 г. Иоанна Милля (1645–1707), Людольфа Кюстера 1710 г., Гергарда 1711 г., Бенгеля (1687–1752) 1734 г., Веттштейна (1693–1754) 1751–1752 гг., Маттэи (1744–1811) 1782–1788 и 1803–1807 гг., Альтера 1786–1787 гг., Бирха 1788, 1798, 1801 гг. 185 Но собственно критическая разработка новозаветного текста была положена галльским проф. Иоанном Иаковом Грисбахом (1745–1812), который редактировал два издания 1774–1777 гг. и 1796–1807 гг. 186 Примыкая к воззрениям Бенгеля и своего учителя Землера, он первым высказал и научно обосновал критические приемы текстуальной реконструкции. Весь материал сначала был разделен на 5–6 фамилий 187 , но потом сведен к трем группам рецензий: александрийской (у Оригена , в А В С L и египетском переводе), западной (в D, древнелатинском, Вульгате, у латинских отцов) и византийской (19–20 минускулов и почти все прочие авторитеты). Решающими были для него первая и – по согласию с ней – вторая, а третья устранялась совершенно. Эта теория встретила яростную оппозицию со стороны Маттеи, но нашла поддержку в лице римско-католического декана богословия в Боннском университете Иоанна Мартина Августина Шольца (1794–1852), выпустившего Новый Завет в 1830–1836 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1-й период (1-я – 8-я сессии): декабрь 1545 г. – март 1547 г. Болонский период (9-я – 10-я сессии): март 1547 г. – сентябрь 1549 г. 2-й период (11-я – 16-я сессии): май 1551 г. – апрель 1552 г. 3-й период (17-я – 25-я сессии): январь 1562 г. – декабрь 1563 г. Декрет о принятии священных книг и предания После трех подготовительных сессий Собор обнародовал два первых вероучительных текста. Первый и самый важный рассматривает источники веры и канон Священных Писаний. Дело в том, что протестанты отказались от Предания как от подлинного источника веры. Тщательно потрудившись, Собор попытался уточнить это понятие. Внешние традиции (посты, ритуалы покаяния, обряды и т. п.) были исключены как не имеющие непосредственного значения для жизни веры. Таким образом, в декрете речь идет только о вероучительном Предании, касающемся непосредственно веры и нравов, которое могло быть передано устно или письменно с Апостольских времен. Собор решительно отказался предоставить список истин, переданных таким образом, ограничиваясь принципиальным утверждением [ХВ 148–149]. Что касается Писания, уже гуманисты, как, например, Эразм Роттердамский (1467–1536) и кардинал Каэтан (1469–1534), выразили сомнение относительно подлинности некоторых стихов Нового Завета, в частности, некоторых Посланий. Со своей стороны, Мартин Лютер (1483–1546), исходя из религиозных соображений, различал внутри традиционного канона три группы Писаний, нисходящих по значению: 1) «привилегированные»: Евангелие от Иоанна, Послания Римлянам, Галатам, Ефесянам, 1 Петра, 1 Иоанна); 2) «ординарные» (Евангелия от Матфея, Марка, Луки, остальные Послания Павла, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна); 3) «презираемые» (Евреям, Лука, Иуда, Откровение, многие Книги Ветхого Завета). По этой причине Собор составляет список канонических текстов [ХВ 150–152]; он отличается от списка Флорентийского Собора только деталями формулировки [ХВ 147/1]. (148, 1501) Святой Вселенский и Всеобщий Тридентский Собор, законно собравшийся в Духе Святом, всегда хранит замысел соблюсти в Церкви, устранив все ошибки, чистоту Евангелия, которое, будучи ранее обещано пророками в Священном Писании , было возвещено устами Самого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Который затем повелел Апостолам Своим «проповедовать Евангелие всякой твари» [ Мк 16, 15 ], как источник всякой спасительной истины и всякого нравственного закона. Явственно видя, что эта истина и этот закон содержатся в писаных Книгах и в неписаных Преданиях, которые, будучи получены через Апостолов из уст Самого Христа или переданы Апостолами из рук в руки под наитием Святого Духа, дошли до нас, (149, 1501) Святой Собор, следуя примеру правоверных Отцов, принимает и почитает с одинаковым благочестием и одинаковым уважением все Книги, как Ветхого, так и Нового Завета, ибо Бог – единый Создатель того и другого, так же, как и Преданий, касающихся веры или нравов, ибо они исходят из уст Самого Христа или внушены Святым Духом и сохранены Вселенской Церковью в непрерывной преемственности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

2 Кор. 11:14. 1518 2 Кор И, 14. 1519 2 Кор. 11:15. (В тексте Писания: и служителие его преобразуются (μετασχηματζονται) яко служители правды ). 1520 Рим. 16:18. 1521 Синезий Птолемаидский, De insomniis, 5 — PG 66, 1293D. 1522 Здесь игра слов: «δαιμνιον — εδαμονας». 1523 Этот и следующий параграфы почти дословно повторяют находящиеся в Первом письме к Варлааму, 46–47. 1524 Порфирий. О жизни Плотина, 22 — Brehier, v. 1, p. 24. 1525 Там же, р. 25. 1526 У Плотина, как и вообще у античных авторов, термин «δαιμνιος» не несет отрицательной коннотации, и его следовало бы скорее переводить как «божественный» (как переводит это место и М. Л. Гасиаров: «из гробницы исторгнув Божию душу свою, устремляешься в вышние сонмы Светлых богов»), но, следуя контексту Паламы, мы сочли необходимым перевести его как «демонический». 1527 Там же, р. 25–26. 1528 Маврикий. Жизнь Прокла, 23 — J. F. Boissonade (ed.), Paris, 1862, p. 162–163. 1529 Там же, 18 — p. 160. 1530 Григорий Богослов, Слово 39, 5 — PG 36, 340А. 1531 Кол. 3:3. 1532 Откр. 20:5, 6. 1533 «λυδα», — чаще «λυδα λθος», — кремнистый камень, первоначально открытый в Лидии (область в Малой Азии) и использовавшийся для химического анализа золота. 1534 Буквально: «то, чего надлежит избегать». 1535 Прем. 7:23. 1536 Еф. 1:19. 1537 Ср.: 3–й тропарь канона на утрене в Неделю торжества православия; 1–я молитва Обручения в чине браковенчания. 1538 Аристотель, Никомахова этика, 9, 10. 1539 Быт. 2:24. Ср.: Еф. 5:31; Мф. 19:5. 1540 Прем. Сол. 7:23. 1541 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 713А. 1542 1 Кор. 6:17. 1543 Пс. 39:17. 1544 Макарий Великий, Слово 4 (О терпении и рассудительности), 13 — PG 34, 876D. 1545 2 Кор. 11:14. 1546 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — Е. Des Places, Sources Chrétienne, v. 5, p. 108. 1547 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrütienne, v. 5, p. 149. 1548 Ср.: Пс. 45:11. 1549 Мф. 6:6. 1550 Пс. 50:12. 1551 Пс. 118:103. Изложение в этом параграфе в основном следует «Лествице» Иоанна Синайского. 1552

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

38. Ко второму патриаршеству Макария (1390–1391, первое 1376–1380) относится десять документов 1546 . 39. К первому (1389–1390) и второму (1391–1396) патриаршеству Антония IV относится девяносто шесть документов, из коих девять относятся к браку (а) о недействительности обручения без благословения священника, b) об извержении священника, тайно повенчавшего брак в 4 ст. кровного родства, с) о разрешении третьего брака, d) два послания, разрешающие благословить второй брак жены, после законного расторжения первого, е) о расследовании по поводу обручения, совершенного чрез простое согласие (consensus), при чем решается вопрос, возможно ли нарушившего такое обручение и заключившего новое допустить к посвящению во священника, f) прещение каноническими наказаниями прелюбодею, g) признание брака некоего Меркса, сначала считавшегося незаконным, h) послание к митрополиту Солунскому о том, что жена, вступившая в монастырь, может предъявлять имущественные претензии к мужу до тех пор, пока брак не расторгнут церковью, приглашение двух митрополитов к оправданию в благословении брака в 5-ой степени) 1547 , и 13 относятся к делам русской церкви 1548 . 40. К патриаршеству Каллиста II Ксанфопула (1396–1397) относится пять документов, из коих два касаются спора о наследстве 1549 . 41. К патриаршеству Mamфeя I (1397–1410) относится сто шестьдесят шесть документов, из коих четыре касаются браков (а) протокол, составленный по поручению патриарха о 30 обручениях и браках, заключенных в промежуток времени от 4 августа 1399 до 24 января 1400 г. с благословения патриарха, b) такой же протокол о браках от 1 февраля до 30 апреля 1400 г., с) расторжение брака, заключенного при помощи обмана, d) оправдание священника, благословившего четвертый брак вследствие обмана) 1550 и один относится к русской церкви (просьба о милостыне) 1551 . 42. Иосифа II (1416–1440) грамота от 1416 г. к русскому митрополиту Фотию о Григории Цамблаке 1552 . 43. К патриаршеству Митрофана II (1440–1445) относится постановление о последствиях третьего брака и действии брака незаконного; находится в рукописи в Вене. Cod. Vindob. hist. gr. 7, f. 201 1553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010