99 Откр.13:8 . 100 Древнегреческое слово σταυρς действительно означает «столб» или «крест». Однако на столбах не распинали, а вешали, распинали же только на крестах. Новый Завет и вся христианская традиция (устная, письменная и изобразительная) свидетельствуют о Распятии Иисуса именно на Кресте. 101 Тетраграмматóн (тетраграмма) (греч. τετραγρμματον; от слов τετρα — «четыре» и γρμμα — «буква») — в иудейской религиозной традиции – четырехбуквенное непроизносимое Имя Господа. 102 Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) — крупнейший православный богослов девятнадцатого века. В 1994 году прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в святительском чине. 103 Лютер Мáртин (1483–1546) — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма. 104 Смит Джóзеф (1805–1844) — американский религиозный деятель, основатель и первый президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). 105 Рáсселл Чарльз Тейз (1852–1916) — американский проповедник, один из основателей религиозного движения, а с 1884 года – президент «Общества Сторожевой башни, Библий и трактатов, Пенсильвания». 106 Кальвин Жан (1509–1564) — французский богослов, основатель кальвинизма. 107 Цвингли Ульрих (1484–1531) — швейцарский реформатор Церкви, христианский гуманист и философ. Издал свое исповедание веры, в большей части пунктов сходное с учением Лютера. 108 Ср.: Ис.48:20: «Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев». 109 Никон (1605–1681) — шестой Московский Патриарх, имевший официальный титул: «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх». Никон предписал совершать крестное знамение тремя перстами, что процедурно было не вполне корректно, поскольку двоеперстие в Московской Церкви было закреплено актом Стоглавого собора 1551 года. Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

In Isaiam. Hippolytus, 10, 629–32. Origenes, hom. 1–9, 13, 219–54; fg. 217–20. Eusebius Cæs., 24, 89–528. Theodorus Heracleensis, 18, 1307–78. Basilius Cæs., 30, 117–667. Chrysostomus, c. 1–8, 56, 11–94. Homiliæ in Seraphim, 1–6, 97–142. In Is. XLV, 7, 141–52 . Cyrillus Alex., 70, 9–1450. Theodoretus, 81, 215–494. Hesychius, 93, 136S-86. Procopius Gazæus, 87, 1817–2718. Nicolaus Muzalo (Præfatio in catenam), 106, 1059–62. In Jeremiam. Origenes, 13, 255–606. In Threnos, 605–62. Chrysostomus, 64, 739–1038. In Jer., X, 23, 56, 153–62. Cyrillus Alex., 70, 1451–58. Theodoretus, 81. 495–760. In Threnos, 779–806. Olympiodorus, 93, 627–726. In Threnos, 725–62; in epistolam, 773–80. IN BARUCH. Cyrillus Alex., 70, 1457–8. Theodoretus, 81, 759–80. Olympiodorus, 93, 761–76. In EZECHIELEM. Hippolytus, 10, 631–34. Origenes, 14, 663–826; 17, 287–88. Ps.-Gregorius Nazianzenus, 36, 665–70. Cyrillus Alex., 70, 1457–60. Theodoretus, 81, 807–1256. Hesychius, 93, 1385–88. In Danielem. Hippolytus, 10, 637–700. Chrysostomus, 56, 193–246. Cyrillus Alex., 70, 1461–62. Theodoretus, 81. 1255–1546. Hesychius, 93, 1387–88. Ammonius Alex., 86, 1363–82; 1823–26. De Daniele et Susanna. Africanus ad Origenem de Susanna, 11, 41–8. Origenis ad Africanum responsio, 11, 47–86. Asterius, 40, 239–50. Chrysostomus, 56, 589–94.   De Tribus Pueris. Chrysostomus, 56, 593–600. Cyrillus Alex., 77, 1117–8. Symeon Metaphrastes, 115, 371–404. Eustathius Thessalonicensis, 136, 289–302. IN prophetas MINORES. Theodorus Mops., 66. Cyrillus Alex., 71–72. Theodoretus, 81. Hesychius, 93. Basilius Neopatrensis Prologus, 111, 411–16. In Oseam. Origenes, 13. 825–8. Theodorus Mops., 66, 123–210. Cyrillus Alex., 71, 9–328. Theodoretus, 81, 1551–1632. Hesychius, 93, 1345–48. Theophylactus, 126, 563–820. In JOELEM. Theodorus Mops., 66, 211–40. Cyrillus Alex.. 71, 327–408. Theodoretus, 81, 1633–64. Hesychius, 93, 1347–50. In Amos. Theodorus Mops., 66, 241–304. Cyrillus Alex., 71, 407–582. Theodoretus, 81, 1663–1708. Hesychius, 93, 1349–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Блаженные памяти великий государь царь и великий князь Феодоръ Ивановичъ всеа Русин посл тово вскоре, оставя земное царство,//(л. 7об.) преселился въ вечные обители. А посл, де, государь, тово стояло Смутное время многие годы. Тот 1543 де, острожокъ 1544 , избы, и анбары 1545 , и всякой заводъ нын знаютъ, и останокъ еще есть, и старожиловъ 1546 еще мочно сыскать. А какъ, государь, мн, богомольцу твоему, хать будтъ нын с мощми святаго чудотворца Филиппа митрополита с Соловковъ рекою Онгою, а приехавъ на усть Онжское под порогъ, покамста изъ судовъ перекладыватца, и порогъ поднимаючи, будтъ дни с три и съ четыре мешкать 1547 . А та Золотая, государь 1548 , гора, ис которой длано бывало 1549 золото, будтъ отъ устья реки Онги верстъ за шестьдесятъ. Мн 1550 , государь, богомольцу твоему, до то Золотые горы, гд преж сего длано золото, будть ты, государь, на то изволишь послати, и то горы и заводу старыхъ, гд было 1551 копана золотая руда, напередъ досмотрети, послать для подлинново вдома можно и чмъ 1552 золотая руда отъвдать мастера сурмы и виннова 1553 камени, и селитры, и что къ тому золотому длу годно. Вли, государь, ко мн, богомольцу своему, свой, государевъ, указъ учинити. Сия 1554 отписка послана ко государю къ Москв с нарочным гонцомъ, с московским стрельцом приказу Леонтия Романова Озарьева, с Михалком Яковлвым, съ новгородцомъ, и память ему дана о подвод къ прикащику, къ Давыду Каменеву. Примечания Л. 6об. ...Романъ Неплюевъ... – В московских боярских книгах Роман Иванович Неплюев упоминается как дворянин московский с 1636 г. – Указатель 1853, 290. В 1648–1650 гг. он был воеводой в Ольшанске – Барсуков 1902, 161. ...былъ игуменомъ в Кожеозерскомъ монастыр... – Как сообщает И. Шушерин в «Известии» о патриархе Никоне , в Кожеозерский монастырь Никон пришёл в 1639 г., когда лодка, на которой он покинул Анзерский скит, после бури на Белом море пристала к берегу Онеги. На следующий год по благословению настоятеля обители Никон удалился на остров возле речки Виленги в 40 поприщах от монастыря, построил себе келью и начал жить по распорядку Анзерского скита. А в августе 1643 г. новгородский митрополит Аффоний поставил Никона игуменом Кожеозерского монастыря – Шушерин 1997, 29–30. Имя игумена Никона впервые встречается в грамоте 13 августа 7151 (1643) г. – Кр. описание, 480. При вступлении в должность Никон дал в монастырь вклад «двадцать рублев денег, да херувими и серафими в церковь он же дал ризы кутняные брусничной цвет оплечье бархат черной подложены крашениною червчатою за пять рублев» и «киндяк лимонной» – Кр. описание, 480; Лобачёв 1995, 64; Рягузова 2002, 44. В 1646 г. патриарх Иосиф поставил Никона архимандритом московского Ново-Спасского монастыря – Шушерин 1997, 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Бог Троица от века предначертал ангелам быть зрителями Божественной славы и исполнителями Своего пресвятого и вседейственного хотения. Восхотев явить пучину благости, Он всесильным мановением и повелением создал ангельские лики и соделал их уделом Свои дарования 1538 . Святые ангелы являются украшениями Троицы. Освещаемые Ее сиянием, они славят Ее непрестанно 1539 . Если мыслить о творении ангелов Богом Троицей, то следует сказать, что Бог Отец сотворил или составил ангельские природы Сыном и Духом. Ангелы принимают светоявление от Бога Отца через Слово Отчее в Духе Святом и неиссякаемой любовью желают неуклонно служить Создателю 1540 . Они – подобия благости Божией 1541 и всегда видят Божию трисолнечную красоту 1542 . Через Божие Слово им сообщаются сила нетления и слава бессмертия 1543 . Излиятель трисолнечного озарения ангелам есть Дух Святой 1544 . Браздами Его вышние силы управляются 1545 и научаются почитать единое Трехличное Божество 1546 . Выражение богословия о просвещении ангелов «через Христа» ближайшим образом означает то, что Христос, Сын Божий по Отчей воле в Духе Святом, украшает бесплотных духов нескончаемой светлостью 1547 и красотой 1548 . Ангелы предстоят Ему с крайним желанием 1549 и радостно служат 1550 . Приближение к Богу – Первожизни и просвещение от Него лучами трисолнечной красоты 1551 наполняет ангельские природы вечно сияющим светолитием 1552 , чудно насыщает и воспламеняет любовью к Богу 1553 . Бесплотные светоносцы чувственно отображают в себе, как в зеркале, Божественную чистоту 1554 , мысленно просвещаются превышними разумениями 1555 и огненными языками воспевают Бога 1556 . Сердца их, от осияния сыновнего страха пред Богом 1557 , исполнены истинного смирения 1558 и чрезвычайного благоговения 1559 . Воля их жаждет всегда быть в Боге 1560 и приобретает по благодати твердость неотпадения 1561 от Бога. Ангельских чинов – девять или три третицы во образ Святой Троицы. Первая триада бесплотных духов – серафимы, херувимы и престолы. Они предстоят престолу Божию, подъемлют зари начальства от Бога через осияния непосредственно, а не по ходатайству о том и преподают Божественную светлость прочим ликам ангелов 1562 . Серафимы, в восхищении Божественной любви, воспевают священными устами Пресвятую Троицу, херувимы приводятся светолитием к Божественной мудрости, престолы – разумно наслаждаются премирным блистанием 1563 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В 1517 году Султан Селим 1 завоевал Египет. Еще в бытность его в Каире Синаиты поднесли ему известное ахтинаме Магомета, и в замен получили Фирман, подтверждающий все права христиан и монахов, изложенные в этом дееписании лжепророка. С сей поры Синайский монастырь постоянно пользовался покровительством турецких Султанов и получал от них милостивые Фирманы и бераты, а от их Пашей и судей – приказы, коими предоставлялись ему разные преимущества и льготы. Все эти Дееписания на турецком языке бережливо хранятся в Джуванийском подворье. Я видел их, 52 но по незнанию сего языка не понимал, за исключением тех, которых содержание на обороте хартий объяснено по Гречески. Эти последние акты суть следующие: Годы. 1., Приказ, воспрещающий Синайским Бедуинам входить в монастырь вместе с поклонниками 952/1536 1., Сулеймана II 938/1522 2., Его же 942/1526 3., Его же 954/1538 4., Его же 958/1542 5., Солимана II 967/1551 6., Копию с Султан. Берата, данного Синайск. архиепископу 984/1568 7., Амурата III 1000/1584 8., Мурата 1002/1586 9., Османа 1029/1613 10., Османа. II 1034/1618 11., Солимана III, разрисованный, великолепный 1106/1690 12., Ахмеда III 1115/1699 13., Абдул-Хамида 2., Приказ Кадия, освобождающий Синаитов от всех таможенных требований в городах Яффе, Сидоне и проч. 954/1538 3., Фирман Султана Сулеймана II о невзимании податей с Синайского монастыря 962/1546 4., Фирман, воспрещаюший Евреям ходить в Раифу и жить там 975/1560 5., Приказ Египетского Паши Махмуда, содержащий тоже самое воспрещение. На обороте его помечено по Гречески летосчисление от Адама и Христа 7074/1566 Июл.12 6., Фирман Султана Мурата о том, что Имам в мечети Синайского монастыря должен быть из Аравитян, а не из другого племени 991/1575 7., Приказ Хиадар Паши о том, что Синаиты свободны от податей в городах Дамиатте, Розетте, Александрии, и Каире 1007/1591 8., Фирман Султана Османа о невзимании с них таможенных пошлин в тех же городах за. доски, сахар и проч. 1029/1613 9., Фирман дозволяющий Синаитам безпрепятственно служить литургию в Джуванийском подворье

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1548 году (ранее июля) Белозерец, городской человек «Онанья Родионов» дал наволок Грибонин на реке на Шексне против Самосора и свой двор на посаде, на Большой улице, тяглый с огородом 1058 . Иван, Васильев сын, Турген, (или Тургенев) дал в Кириллов монастырь «свое подворье на Москве» (стоимостью в 100 рублей) «на пожаре, на конец улицы Петровские на левой стороне от Неглинны» «после своего живота» 1059 . В феврале 1549 года монастырь получил в вотчинную собственность (в Романовском уезде в Пошехонской волости» и в Арбужевце») село Воздвиженское Санниково с деревнями (именно деревни: Бродач, дер. Добрынское, дер. Лукинское, дер. Непотяговской Вагач, дер. Охоту да дер. на речке на Шексне Борок со всем, что к селу и деревням потягло), которым de facto монастырь владел уже с 1546 года, когда Истома Васильев сын Охлопкова передал Кирилловской братии кабалу, по которой Вологодский прикащик Петр Васильев сын Ушакова заложил ему это село за 80 рублей. В 1549 году Иван IV дал в Кириллов монастырь на это село жалованную грамоту 1060 . В 1549 году Иван, Федоров сын Гаврилов, Вологжанин, дал в Вологодском уезде пожню Расловской Прилук на Нижней Сухоне, на Никольской стороне 1061 . В 1549–50 (7058) году Терентий, Матфеев сын Монастырева, дал по общанию в Кириллов монастырь («после живота») свою вотчину сельцо Пантелеймоново «с лесы и с дуги и с отхожими пожнями что на реке на Мотоме 1062 сверх реки Мотомы»... «да и закосы что на болоте о(т) речки от Кобылки и со всеми угодьи». Цена вотчины на случай выкупа была назначена в 100 рублей 1063 . В 1550–1 году «Огрофена, Якимова дочь Кемина, Шевелевская жена», завещала Кириллову монастырю 2 пожни подле озера, за устьем Шексны 1064 . Всех вотчин в игуменство Афанасия было куплено на сумму 478 руб. московских, а чрез вклады приобретено не менее, чем на 1000 рублей московских. Большинство этих вновь присоединенных земель было расположено в пределах прежних владений, в уездах Белозерском, Вологоцком и Дмитровском. Начиная со времени преемника Афанасия игумена Симеона (1551–17 марта 1555 года) и кончая смертью Грозного, процесс постепенного расширения монастырских вотчин должен был столкнуться с рядом юридических мероприятий, направленных к ограничению монастырского землевладения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В 1860 году, по распоряжению нижегородского епархиального начальства, вытребован в нижегородский архиерейский дом и определён духовником оного. В 1861 году, марта 3 дня, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, определён настоятелем Павло-Обнорского монастыря и в том же году, мая 8 дня, произведён во игумена. Приложения к описанию Павло-Обнорского монастыря и документы Павло-Обнорского монастыря по описям 1654 и 1743 года 51 В описи монастыря 1654 года, составленной по указу Царя Алексия Михайловича, по грамоте Патриарха Никона и по повелению архиепископа Вологодского Маркелла, показаны следующие и в следующем порядке грамоты и документы: 1.Граммата Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея Русии, жаловальная, несудимая, на монастырския вотчины и на всякия угодья, а судити указано на три срока; лета 7129 (1621) года. 2.Его же Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея Русии, жаловальная, несудимая же, лета 7133 (1625), подписана на Государево Царево и Великаго Князя Алексия Михайловича имя во 7154 (1646) году. 3.Граммата Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея Русии, жаловальная на подмонастырскую вотчину 7125 (1617) году, и на ней подписи ветхи. 4.Граммата Великаго Князя Ивана Васильевича, всея Русии, жаловальная на деревни Вантиево, да на деревню Зыбалово с деревнями лета 7054 (1546). 5.Граммата Великаго Князя Василья Ивановича, всея Русии, лета 7014 (1506), подписана на Царево и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русии имя, лета 7059 (1551). 6.Граммата Царя Ивана Васильевича всея Русии на село Богданово, лета 7074 (1566). 7.Две сотные выписи на подмонастырскую вотчину: одна письма и меры Фёдора Измайлова, да подьячего Михайла Бухарова, другая – письма и меры Семёна Коробьина да подьячего Фёдора Стогова. 8.Сотная на Пошехонскую вотчину, Петра Алябьева да подьячего Григорья Софонова; другая сотная на ту же Пошехонскую вотчину Юрья Ребрилова, да подьячих Петра Наумова да Петра Гридякина. 9.Сотная на Костромскую вотчину, на Макарьеву пустыню и на село Покровское с деревнями, князя Василья Волконского да подьячего Остафья Колупаева.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В житии Филиппа Ирапского, составленном в конце XVI века, есть известие, что святой рассказал свою жизнь каменскому старцу Герману, долго жившему с ним на И рапе, и Герман, похоронив Филиппа, записал слышанное от него себе на память 399 . Находим список другой биографии, к которой редакция XVII века относится как сокращенная переделка и автором которой назван Герман 400 . По слогу и некоторым местам этой биографии можно заметить подновление и вставки, сделанные позднейшей рукой; но безыскусственность рассказа, в котором Герман выражается о себе в первом лице, и обилие мелких подробностей заставляют думать, что основа этой любопытной биографии принадлежит перу Германа, писавшего вскоре по смерти Филиппа, в конце первой половины XVI века 401 . Житие кн. Иоасафа Каменского относят к первой половине XVI века. Оно могло появиться не раньше 1547 года: приложенные к жизнеописанию предисловие и похвальное слово буквально выписаны из Василиевой биографии Евфросина 402 . Поэтому трудно извлечь из этого жития что-нибудь определенное об авторе. По его словам, прежде жития он написал канон святому, тропарь и кондак. Эта скудная фактами, хотя многословная биография почти ничего не прибавляет нового к известиям Паисия Ярославова о князе, и сам биограф дает понять, что не мог найти других источников. Посмертные чудеса внушают подозрение: по крайней мере одно из них, исцеление кн. Романа, племянника кн. Иосифа Дорогобужского, выписано из жития кн. Феодора Ярославского. Составитель жития Авраамия Чухломского, называя себя иноком Протасием, говорит, что он прожил 3 года, «содержа жезло паствы», в Успенском монастыре около Галича, первом из 4 монастырей, основанных Авраамием; в другом месте он прибавляет, что был и в Покровской обители около Чухломы, где похоронен Авраамий, и видел чудеса от гроба его. Сохранилась грамота Покровского Чухломского монастыря, подтвержденная царем в 1551 году при игумене этой обители Протасие 403 . Этим определяется приблизительно время составления жития. На изложении последнего заметно влияние жития Павла Обнорского: это оправдывает предположение, что биограф Авраамия – тот игумен Павлова монастыря Протасий, при котором в 1546 году найден в земле гроб обнорского пустынника и который потом перешел в Авраамиев монастырь; в таком случае он же еще до игуменства в Павловом монастыре составил записка о Сергии Нуромском, послужившие потом Ионе материалом для биографии Сергия и теперь, по-видимому, исчезнувшие. В житии Авраамия Протасий пишет, что, видя чудеса от мощей святого, он спросил старцев той обители, есть ли какие записки о жизни святого, и иноки принесли ему «мало нечто написано о житии преп. Авраамия, ветхо и издранно, аз же едва прочтох и известно уверихся о житии преподобнаго». Эти записки, очевидно, и сберегли для Протасия в продолжение почти 200 лет любопытные подробности его рассказа 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В октябре 1715-го года уставщиком был иеромонах Павел 1539 , посвященный в январе 1716-го года во епископа, а в 1716-м году в апреле уставщиком назван уже иеромонах Боголеп 1540 , также вскоре посвященный в архиерея. После него в 1719-м году уставщиком был иеромонах Викентий (Ченцов) 1541 . В октябре 1719-го года написан был указ об отсылке его в братство Иверского Монастыря, но был задержан 1542 , и иеромонах Викентий отпущен был в свой Троице-Сергиев Монастырь 1543 . Его заменил в должности иеромонах Дионисий 1544 . Иеромонах Дионисий, по пострижении в монашество, до поступления в Невский Монастырь, был в монастырях Новоспасском, Суздальском Спасо-Евфимиевом, Владимрском Цареконстантинове и Чудове. 15-го февраля 1722-го года назначен архимандритом в Лужецкий Можайский Монастырь, где и настоятельствовал до 1737-го года, когда, за старостью, имея свыше 90-и лет от роду, отпросился на покой в Спасо-Евфимиев Монастырь 1545 . В1722-м году уставщиком был иеромонах Лука (Тимоновский). Он был сын священника Преображенской церкви Каменца Подольского, родился в «Польском городе» Немирове, в мире именовался Лаврентий Тимофеевич, 38-и лет в 1713-м году принял монашество в Московском Богоявленском за Ветошным рядом Монастыре, в Александро-Невский прибыл в 1717-м году, был уставщиком и годовщиком 1546 . В 1725-м году был иеромонах Спиридон 1547 . Первым ризничим по документам лаврского Архива упоминается в 1716-м году иеродиакон Варфоломей 1548 . В 1718-м году он умер 1549 . Его место занял «новопостриженный» иеромонах Макарий 1550 , бывший пред тем трапезным 1551 . Иеромонах Макарий, в мире Максим Феодоров, до пострижения в монашество был священником в Москве, при церкви Вознесения на Никицкой, потом с 1705-го года в Петербурге при Сампсоновской церкви, по принятии в 1716-м году монашества он, по тогдашнему обыкновению, проживал в Монастыре, не совершая священнослужения, и только в 1719-м году получил разрешение «иеромонашеская действовать» 1552 . Иеромонах Макарий недолго был ризничим, в 1719-м году, в летнюю кампанию, он уже служил во флоте 1553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Во время пребывания в Николо-Бабаевском монастыре Святитель, несмотря на болезненное состояние, полностью отдается написанию духовных произведений. С первых дней своего отпуска он беспокоится, высланы ли брошюры о Валаамском и Бородинском монастырях знакомым [ 1546 ], а также через иеромонаха Игнатия передает в подарок некоторым своим духовным чадам новые произведения, которые писал нередко по их просьбе. Об этом Святитель говорил неоднократно. Например, в одном из поздних писем он писал: «Относительно моих сочинений тебе известно, что я писал их для себя и для коротких, немногих знакомых моих, из настроения, полученного и усвоенного монастырскою жизнью» [ 1547 ]. Так, в начале сентября 1847 г. в ответ на просьбу своей духовной дочери — А. А. Александровой [ 1548 ] — архимандрит Игнатий обещает написать «желаемое ею краткое сочинение и прислать по почте» [ 1549 ], а уже 22 сентября просит иеромонаха Игнатия в письме: «Приложенный при сем конверт, запечатав, доставь А. А. Александровой. Тут маленькое мое сочинение для них; прочитай его, — только другим не давай» [ 1550 ]. Через месяц он справится: «Отдал ли А Жит море» [ 1551 ]? Таким же путем, через Сергееву пустынь, архимандрит посылает в подарок Софии Ивановне одно из самых ярких своих произведений — «Чашу Христову». Сочинение это было написано, вероятно, осенью 1847 г. Уже в конце сентября в письме к иеромонаху Игнатию архимандрит размышлял на эту тему: «…Скорби — чаша Христова на земле. Кто на земли участник чаши Христовой — тот и на небе будет участником этой чаши. Там она — непрестающее наслаждение…» [ 1552 ]. Передавая «Чашу Христову», он пишет иеромонаху Игнатию: «Приложенное письмо, прочитав, доставь Снесарев  [ 1553 ]. Вот образчик книги, которая давно формировалась у меня в голове, а теперь мало-помалу переходит из идеального бытия в существенное: это будет вроде «Подражание Христу» — известной западной книги [ 1554 ], только наша. [Включаю тебя и прочих ради Бога единомудрствующих со мною в число сочинителей книги, потому употребляю выражение: «наша».] Совершенно в духе Восточной Церкви — и выходит сильнее, зрелее, основательнее, с совершенно особенным характером. Эту книгу желалось бы подвинуть хоть до половины, доколе я здесь в уединении. Такое дело, сделанное до половины, почти уже сделано до конца» [ 1555 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010