История запрещенных книг на Западе до начала XVII в. 1 Боннский профессор исторической теологии Генрих Рейш не так давно издал в свет любопытную книгу под названием «Der Index der verbotenen Bücher, – ein Beitrag zur Kirchen und Literaturgeschichte» (Erster Band. Bonn, 1883). Сочинение это обширно (S. XII+624) и отличается такими научными достоинствами, что, кажется, не остается желать ничего более, по крайней мере при теперешнем состоянии науки. Что сочинение Рейша (Reusch) заслуживает внимания любителей духовного просвещения, это ясно видно из следующих слов предисловия книги: «Задача, поставленная мной при исполнении этого труда, – говорит автор, – состоит в том, чтобы дать связный обзор развития церковного законодательства относительно книжного дела до конца XVI в.». Отсюда видно, что отчет о книге Рейша будет уместен на страницах духовного периодического издания. Прежде чем передадим содержание книги, позволим себе привести некоторые замечания автора, помещенные им во введении, так как эти замечания послужат к уяснению содержания книги. В 1559 г., при папе Павле IV, пишет Рейш, появился в Риме «список писателей и книг» (index autorum et librorum), от которых римская и вообще инквизиция предостерегает всех христиан под угрозой прещений и наказаний. Ближайшие преемники Павла не раз издавали этот же индекс, умножая число книг и авторов, подвергнутых запрещению. С тех пор время от времени издавались в Риме новые индексы – число которых простирается до 40, – в которых к прежним писателям и книгам, подлежащим запрещению, присоединялись новые, осужденные или папскими декретами, или же декретами индекс-конгрегации (т. е. конгрегации, назначение которой было рассматривать, какие книги следует запретить), инквизиции или других конгрегаций. Индекс папы Павла есть первый индекс запрещенных книг, но и до издания этого индекса, до 1559 г., существовало много списков запрещенных книг, только они носили название не «индекса», а каталогов; так, вне Рима такие каталоги были изданы: Лувенским университетом (в Бельгии) в 1546, 1550 и 1558 гг., Парижской Сорбонной в 1544, 1547 и 1551 гг., папским легатом Казой в Венеции в 1549 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНО [испан. Cano] Мельхиор (Мельчор) (1 или 6.01.1509, Таранкон, совр. пров. Куэнка, Испания - 30.09.1560, Толедо), доминиканец, католич. богослов, представитель Саламанкской богословской школы. Род. в семье юриста Фернандо Кано, к-рый отправил сына учиться в ун-т Саламанки. С 1523 г. К. подвизался в доминиканском монастыре Сан-Эстебан в Саламанке, в авг. 1524 г., принеся «вечные» обеты, вступил в орден доминиканцев. С 1527 по 1531 г. в Саламанкском ун-те его наставником был испанский богослов Франсиско де Витория, занимавший в 1526-1546 гг. кафедру теологии. К. продолжил образование в орденской школе (коллегии) Сан-Грегорио в Вальядолиде, с 1533 г. преподавал там. Одним из его наставников, а затем и коллегой был Бартоломе Карранса (с 1557 архиеп. Толедский и примас Испании). В 1542 г. К. стал профессором философии в ун-те г. Алькала-де-Энарес; в 1546 г., после смерти Ф. де Витории, занял кафедру теологии в Саламанкском ун-те. Два из прочитанных К. в 1546-1552 гг. курса лекций (Relectio de sacramentis in genere habita in Academia Salmanticensis anno 1547; Relectio de paenitentia habita in Academia Salmanticensis anno 1547) были опубликованы в 1550 г. Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791 Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791 По поручению имп. Карла V К. вместе с др. доминиканским богословом Доминго де Сото участвовал в работе 2-й сессии Тридентского Собора (1551-1552). В 1552 г. по представлению императора папа Римский Юлий III назначил К. епископом Канарских о-вов. Через некоторое время К. отказался от епископского служения. Вернувшись в 1553 г. в Вальядолид, он стал ректором доминиканской коллегии Сан-Грегорио, а в 1557 г.- приором монастыря Сан-Эстебан в Саламанке. В 1556 г. составил для испан. короля докладную записку («Consultatio theologica»), в к-рой призвал монарха противостоять притязаниям Римских пап и доказывал правомочность короля распоряжаться церковными доходами в своих владениях.

http://pravenc.ru/text/1470221.html

[лат. Index librorum prohibitorum], офиц. перечень книг, к-рые Римско-католическая Церковь объявляла противоречащими основам католич. вероучения или не соответствующими нормам морали, тем самым запрещая их чтение, перевод, хранение и распространение. Хотя Церковь всегда осуждала еретические учения и сочинения (в т. ч. налагая дисциплинарные санкции за чтение и распространение осужденных сочинений вплоть до отлучения от Церкви), списки запрещенных книг стали создаваться только с ростом книгопечатной продукции (после изобретения книгопечатания). Инициаторами создания таких списков часто выступали правители: в 1529 г. по указанию имп. Карла V список запрещенных книг был составлен для Нидерландов (в 1540 и 1546 пересмотрен и дополнен Лувенским университетом; впоследствии именно этот список с дополнениями и изменениями неоднократно издавался испан. инквизицией независимо от рим. И. з. к.); в 1543 г. подобный список появился в Венецианской республике, в 1552 г.- во Флоренции, в 1554 г.- в Милане. В 1551 г. свой список запрещенных книг был составлен в Парижском ун-те. После того как папа Павел IV поручил рассмотрение вопросов, связанных с запретом еретических сочинений, рим. Конгрегации инквизиции, в 1557 г. ей было поручено составление 1-го офиц. И. з. к., утвержденного папой и опубликованного в 1559 г. В этом И. з. к. на каждую букву алфавита приводились 3 группы (класса) авторов и сочинений: в 1-м классе перечислялись авторы, осужденные католической Церковью как еретики, все сочинения которых, уже написанные или те, что будут написаны, запрещались (in odium auctoris); во 2-м классе - авторы, отдельные сочинения которых были осуждены Церковью; в 3-м классе - сочинения анонимные и опубликованные под псевдонимами. Отдельно оговаривалось, что запрету подлежали все анонимные сочинения, опубликованные после 1519 г. В приложении к И. з. к. приводился список запрещенных изданий книг Свящ. Писания, а также перечень 62 издательств, продукция которых могла способствовать распространению еретических учений.

http://pravenc.ru/text/Индекс ...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Ряполовский, Андрей Иванович Ряполовский , Андрей Иванович (Стародубский, Стригин) – князь, сын князя Ивана Федоровича Ряполовского-Стригина, умершего окольничим, нередко смешивается с князем Андреем Ивановичем Ряполовским-Хрипуновым и с князем Андреем Ивановичем Оболенским-Стригиным. В 1546 г. он принимал участие в Казанском походе. В 1551 г., с 27-го сентября, в предполагавшемся Полоцком походе, он был назначен первым воеводой одного из полков, а в ноябре того же года отправлен восьмым воеводой под Могилев. В 1554–55 гг. был послухом в данной князя Ивана Александровича Оболенского Троице-Сергиеву монастырю на сельцо Бубнец с деревнями в Переяславском уезде (на обороте данной сохранилась подпись князя Андрея). Вместе с племянником, Никитой Михайловичем Стародубским, он участвовал в Полоцком походе 1563 г., причем состоял посыльным воеводой. В 1565 г., во время нашествия Крымских татар, был вторым воеводой передового полка на берегу Оки; в 1567 г. состоял первым воеводой в Мценске, а в 1569–70 гг. был наместником в Почепе, по получении же вестей из Путивля о приближении татар, был назначен третьим воеводой большого полка на берег Оки. В Ливонском походе 1570 г. Р. был прислан переменным воеводой к Юрьеву. В том же году, сентября 4-го, послан в Серпухов вторым воеводою передового полка, с приказанием, в случае, если Крымские татары не уйдут с берега Оки, а станут грабить украинские местности, идти за реку воеводой сторожевого полка. В том же году, сентября 22-го, отправлен был «с берега» вторым воеводой в Тулу, где, по-видимому, и скончался 28-го октября 1570 г. Был похоронен в Троице-Сергиевом монастыре, против западных дверей церкви Сошествия Св. Духа. Князь Андрей был женат на княгине Марии Тимофеевне Пожарской и приходился, таким образом, дядей известному князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. От этого брака детей не было. Он владел вотчинами в уездах Московском (село Льялово), Дмитровском (деревни и пустоши в Рязанском конце) и Стародубе-Ряполовском (села Волосынино и Пантелеево). По духовной 1556–57 гг. все его имущество, движимое и недвижимое, было завещано им жене, причем половина села Пантелеева по ее смерти должна была поступить в Троице-Сергиев монастырь; во исполнение воли мужа, княгиня Марья дала в 1569–70 гг. данную монастырю на эту половину, часть же села была продана ею племяннику мужа, князю Никите Михайловичу Стародубскому, сын же последнего, Иван, передал и эту часть, в 1571–72 гг., в Троице-Сергиев монастырь. По родословным князь Андрей и брат его Михаил считаются последними представителями рода Стригиных-Ряполовских, но это утверждение неверно, так как князь Михаил имел сына Димитрия, по словам Курбского, казненного Иоанном Грозным, и уже упомянутого Никиту, а у последнего был сын Иван; те же родословные не отмечают третьего сына Ивана Федоровича Стригина-Ряполовского – Симеона, умершего ранее 1556–57 гг., женатого на княгине Евфросинии и имевшего дочь Феодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скопины-Шуйские, князья Скопины-Шуйские , князья, составляют немногочисленную ветвь рода князей Шуйских, потомков владетельных удельных князей Суздальско-Нижегородских. У кн. Василия Вас. Шуйского, носившего прозвание Бледный и жившего в XV в., было три сына: Юрий и два Ивана. Юрий умер в младенчестве. Иван Васильевич меньшой, по прозванию Хрен, умер бездетным, а князь Иван большой Васильевич Скопа – вотчинник в Рязанских пределах, жил в XVI в. и является родоначальником князей Скопиных-Шуйских. Прозвание Скопа произошло, по-видимому, оттого, что в волостях кн. Ив. Вас. Шуйского в большом количестве водилась хищная птица из породы орлов – скопа; оттуда получил свое название и город Скопин, в настоящее время уездный город Рязанской губернии, бывший прежде слободой и в окрестностях которого находились вотчины кн. Шуйских. Князья Скопины-Шуйские составляли старшую ветвь в той линии кн. Шуйских, из которой произошел царь Вас. Ив. Шуйский. Это обстоятельство имеет большое значение при определении политического положения кн. Мих. Вас. Скопина-Шуйского, известного «народного героя» Смутной эпохи. У кн. Ивана Васильевича Скопы был единственный сын Феодор, который вместе со своими родственниками, князьями Иваном и Андреем Михайловичами Шуйскими, принимал участие в управлении Московским государством. В 1533 г. он был воеводой в Вязьме. В 1537 и 1540 гг. в сторожевом полку воеводой на Коломне, а затем на Плесе. В 1541–44 гг. воеводой на Костроме. В 1544 г. получил боярство, содействовал удалению царского любимца Воронцова, был сослан в правление Глинских вместе со своими родственниками, но вскоре возвращен ко двору. В 1546 г. был воеводой в правой руке у кн. Юрия Васильевича (брата великого князя). В 1547 г., после страшного московского пожара, кн. Феод. Ив. Скопин и некоторые другие влиятельные лица не только уверяли царя в виновности Глинских, но и возбудили против них народ до такой степени, что один из Глинских сделался жертвой разъяренной черни. Иоанн пощадил кн. Феод. Ив. Скопина и его единомышленников, быть может, потому, что в их числе были: протоиерей Федор Бармин (духовник Иоанна) и дядя царицы Анастасии Романовны, Григорий Юрьевич Захарьин; но они обманулись в своих ожиданиях и власть Глинских к ним не перешла. В 1548 г. на свадьбе кн. Юрия Вас. с кн. Ульяной Дм. Палецкой он был послан звать «на место» кн. Юрия Васильевича. В 1551 г. – воевода сторожевого полка в Коломне. В 1548 г. оставался в Москве, во время отсутствия царя, с кн. Владимиром Андреевичем, а в 1553 и 1555 гг. – с кн. Юрием Васильевичем. В 1555 г. участвовал в торжествах на свадьбе кн. Ив. Дм. Бельского с кн. Марфой Вас. Шуйской. Кн. Ф. И. Скопин умер в 1557 г., приняв перед кончиной схиму с именем Феодосия. У него были местнические счеты с кн. Вл. Ив. Воротынским и с кн. И. И. Турунтаем-Пронским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1551 г., после того как был поставлен г. Свияжск и назначены «годовать» воеводы, ходили туда воеводы из Мещеры, а со служилыми татарами С. В 1552 или 1553 г. царь велел в Мещере, в «Шатских воротах», поставить город «Николина дня Вешнего; город ставил С. В 1558 г. был воеводой в Чебоксарах. В 1559 г. в Ливонском походе был у воевод передового полка с казанскими «горними» и «луговыми» людьми. В 1562 г. в походе к Полоцку был у «наряду» с боярами кн. M. Π. Репниным и Мих. Ив. Вороного-Волынским. Назначение двух бояр показывает, что артиллерия была в большем против обыкновенного составе. В 1563 г. провожал до Белоозера кн. Евфросинию, мать кн. Владимира Андреевича, постриженную в Москве 5 августа этого года на Кирилловском дворе Кирилловским игуменом Вассияном. В 1566 г. в Соборной грамоте об отказе польскому королю в перемирии С. написан с вичем и сейчас после печатника, но отдельно от дьяков: «... а у бояр в суде яз Борис Иванович Сукин». В 1567 г., 17 февраля, к царю Ивану Васильевичу в Ново-Александровскую Слободу явилось посольство от шведского короля Ирика и просило, чтобы царь пожаловал Ирика, «учинил себе в братстве», а Ирик король за это пришлет Иоанну польского короля сестру Катерину, которая была за его Ириковым братом за Яганом. Царь согласился и отправил встречать королеву у рубежа бояр Мих. Як. Морозова и Ив. Як. Чеботова и с ними С. и дьяка Андрея Щелкалова. В 1572–1573 г. г. С. был «печатником», т. е. хранителем государственных печатей, и по своей должности заседал в Боярской думе. Его поместья упоминаются в писцовых книгах Московского и Коломенского уездов XVI в.; кроме того, он владел монастырской вотчиной, селом Никитским, данным в 1546 г. Троице-Сергиеву монастырю Матв. Ив. Тюменевым; вотчину эту С. купил у монастыря в 1547 г. за 150 руб. и обязался держать ее за собой «до живота», а после отдать в монастырь на поминовение, чтобы «игумену меня, Бориса, и моих родителей, отца моего и матерю мою, написати в сенаники в вечные». Впоследствии С. отдал село с деревнями в монастырь, но выговорил себе право жить в этой вотчине до смерти. В синодике Чудовского монастыря записан «Род Бориса Ивановича Сукина»; в синодике Троице-Сергиевой Лавры, согласно договору С., записаны его родители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Х. Епархия Рязанская Рязанская епархия древностью своей возводится к началу XIII века; но это требует разъяснений. Шестая из второклассных. I. Епископы Рязанские 1. Арсений , 1207–12. 2. Евфросин , 1225, 37. 3. Иосиф , 1284. 4. Василий , святой, † 1294. 5. Григорий , 1326, 40. 6. Кирилл , прежде 1353. 7. Василий хирот. 1356. 8. Афанасий , прежде 1378. 9. Феогност хирот. 15 авг. 1388. Упом. 1390. 10. Иеремия , Грек, 1390–92. 11. Феогност упом. 1396 и 1401; † 1407. 12. Сергий Азаков , из архим. Симоновских, в начале XV века. (1423?) 13. Иона , с 1433 по 1448; потом митрополит всея Русии. Святой. 14. Евфросин Звенец , 1455–61; † ... (? Рязанский и Муромский. Акт. Ист., I, 68). 15. Давид хирот. 1 февр. 1462, из казначеев митрополичьих. Упом. 1465. 16. Феодосий хирот. 8 дек. 1471 из архим. Чудова монастыря; в 1481, по болезни, оставил епархию. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. II. Епископы Рязанские и Муромские 17. Симеон хирот. в 1481 (духовник митрополита Геронтия); † 1496. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. 18. Протасий хирот. 18 дек. 1496; оставил епархию в 1516; † в апр. 1520. 19. Сергий хирот. 12 февр. 1517 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; по 1521. 20. Иона хирот. 23 мар. 1522 из архим. Юрьевских; по 1547. [† 1546 ... (sic).] Погребён в Архангельском соборе. 21. Михаил хирот. 22 апр. 1548 из архим. Чудова миря; † 1551. Погребён в Архангельском соборе. 22. Кассиан , из архим. Юрьевских?, упом. с 1551; в начале 1554 лишён сана и сослан в Кириллов Белоезерский мнтрь († там 21 окт. 1556). 23. Гурий Лужецкий 17 мар. 1554 хирот. из игум. Троице-Сергиевских; по 1562. Погребён в Архангельском соборе. 24. Филофей в 1562 хирот. из архим. Симонова монастыря; в исх. 1568 (или в начале 1569?) лишён сана. 25. Сергий , в 1569–72. Феодосий Вятка (Опис. Рум. Муз., 784. Сравн. Троицкую Сергиеву Лавру). 26. Леонид Протасьев в 1573 хирот. из игум. Иосифова монастыря; отрешён в начале 1586. III. Архиепископы Рязанские и Муромские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 96. Иван IV Васильевич (в иночестве Иона)прозванием Грозный, первый царь всей Руси сын Василия III Ивановича, великого князя Московского и всей Руси, от второго брака с княжной Еленой Васильевной Глинской, дочерью князя Глинского, прозванием Слепой, православного литовского выходца татарской крови. Родился в Москве 25 августа 1530 г.; по смерти отца объявлен государем под опекой матери 3 декабря 1533 г.; по смерти матери попал в опеку князей Шуйских, сперва Василия, за ним Ивана, в 1538 г.; по низвержении князя Ивана Шуйского сделался питомцем князя Ивана Вельского в 1539 г.; лично распоряжал изготовлением Москвы к защите от крымцев летом 1541 г.; увидел опекуном своим снова князя Ивана, Шуйского, которому удалось низвергнуть князя Ивана Вельского в 1542 г.; попав в опеку вместо одного князя Ивана к трем Шуйским, неожиданно велел казнить главнейшего из них, князя Андрея, и объявил себя самодержцем 29 декабря 1543 г.; поставил над всеми князей Глинских, дядей своих, в 1544 г.; казня и милуя крамольных бояр, слал две рати на Казань в 1545 г.; находился три недели при полках в стане у Коломны в 1546 г.; венчался на царство 16 января, вступил в первый брак (с Анастасией, см. 17) 13 февраля, видел уничтожение Москвы пожаром 24-го и убиение князя Юрия Глинского, дяди своего, московской чернью 25 июня, узнал пресловутого попа Сильвестра и, всенародно исповедав грехи своего правления, тут же, на Лобном месте, приблизил к себе Алексея Адашева в 1547 г.; выступив на Казань, возвратился от Нижнего за беспутицей, в 1548 г.; безуспешно осаждал Казань и обнародовал знаменитый Судебник в 1550 г.; учредил постоянное войско стрельцов, предписал Казани условия мира, заложил г. Свияжск и созвал в Москве собор, известный под названием Стоглава, в 1551 г.; после славной осады взял Казань приступом 2 октября 1552 г.; после тяжкой болезни, ознаменованной крамолами бояр у самого одра государя (11 марта), завел в Москве первую на Руси типографию в 1553 г.; честил в Москве Ченслера, капитана первого английского корабля, прибывшего к месту нынешнего Архангельска, и получил известие о покорении державе московской Астрахани 2 июля 1554 г.; заключил первый торговый трактат с Англией, обнародовал Писцовый наказ и заложил Покровский собор ( церковь Василия Блаженного) в Москве в 1555 г.; принял в русское подданство башкиров и мужеством Ивана Васильевича старшего Шереметева в бою на Судбищах (село Новосильского уезда Тульской губернии) избавился от нашествия к Москве крымских полчищ Девлет-Гирея в 1556 г.; начал войну с Ливонией, где, взяты царскими воеводами Нарва, Нейшлот, Нейгаузен, Дерпт, Веэен-берг и опустошен весь край до самого Ревеля в 1558 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

отв. ред. Д. С. Лихачев Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря Протасий (сер. – 2-я пол. XVI в.) – игумен Чухломского Покровского монастыря, составитель Жития Авраамия Галицкого (Чухломского). Весьма скудные и в значительной степени предположительные сведения о Протасий реконструированы В. О. Ключевским . Ключевский предполагает, что в 40-х гг. XVI в. П. был игуменом Павлова Обнорского монастыря и при нем в 1546 г. были открыты мощи Павла Обнорского. До игуменства в Павловом Обнорском монастыре П. составил записи о Сергии Нуромском (не сохранившиеся), на основе которых инок Иона в 1584 г. написал Житие Сергия Нуромского. Из Павлова монастыря П. перешел в Успенский монастырь около Галича, а потом в Покровский монастырь около Чухломы. Оба этих монастыря – два из четырех монастырей, основанных Авраамием в Галичской земле в сер. – 2-й пол. XIV в. (Авраамий умер в 1375 г.). Из грамоты Покровского Чухломского монастыря 1551 г. видно, что игуменом монастыря в это время был П. (АИ. Т. 1. С. 185). В близкое к этому году время П., по-видимому, и составил Житие Авраамия Галицкого, которое носит заглавие: «Месяца июля в 20 день, житие и жизнь и преставление преподобнаго и богоноснаго отца нашего Авраамия, игумена городецкаго чюдотворца, в Чухломском уезде, на Городке, и о явлении ему чюдотворныя иконы пречистыя богородицы, и о составлении обители, в нем же имать и от божественных чюдес его». П. пишет, что в основу составленного им Жития он положил имевшиеся в монастыре старые записи: «И вопросившу ми иноков тоя святыя обители благоговейных и многолетных, есть ли каково списание о житии и о пришествии на место сие преподобного Авраамия. Иноцы же тоя святыя обители принесоша ми мало нечто написано о житии преподобного Авраамия ветхо и издранно, аз же едва прочтох и известно изверихся о житии преподобного. Не токмо же от писания сего, но и сам своима очима видех от святаго его гроба многая чюдеса». С. П. Розанов обнаружил в одном из списков Жития Авраамия Смоленского такие сведения об Авраамий, которые, как он считает, относятся не к Авраамию Смоленскому, а к Авраамию Галицкому (Чухломскому). По мнению Розанова, обнаруженный им текст – отрывки из первоначального вида Жития Авраамия Галицкого, который лег в основу сочинения П. Розанов предполагает, что П. был также автором Жития Павла Обнорского. Текст Жития Авраамия не издан, оно не исследовано. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 276; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 6–7; Строев. Словарь. С. 318–319; Розанов С. П. Отрывки из неизвестной древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского//РФВ. 1912. 3 (отд. отт. 11 с.); Будовниц. Монастыри на Руси. С. 149–152. Л. А. Дмитриев Читать далее Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси/АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-./Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, с.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

прот. Александр Мень Этьенн Этьенн , Эстьен, Стефанус (Estienne,) Робер (1503–1559), французский реформатский деятель, типограф, ученый-филолог, основатель французской лексикографии, издатель Библии. Родился в Париже в дворянской католической семье. Его отец был основателем крупной издательской фирмы. Этьенн с юных лет принимал участие в ее работе, в частности, редактировал латинское издание Нового Завета и Псалмов (1522–1523), что вызвало протесты Сорбонны, поскольку Этьенн был светским лицом. В 1526 Этьенн возглавил фирму и продолжал печатать Библии, которые продавались по сравнительно дешевой цене. В своем издании (1527–1528, 1557) Этьенн стремился как можно точнее воспроизвести текст перевода, сделанного Несмотря на явные симпатии Этьенна к Реформации, ее противники долго не могли помешать его деятельности. В 1539 король Франциск I назначил его своим типографом. Под его эгидой Этьенн опубликовал ряд античных классиков и раннехристианских отцов Церкви. Он также выпустил еврейский текст Ветхого Завета (1539, 1544–1546). После смерти короля Этьенн переселился в Женеву (1550), где стал страстным приверженцем (его преданность реформатору была столь велика, что он даже одобрил расправу Кальвина над Умер Этьенн в Женеве. Из изданий Нового Завета, выпущенных им, наибольшее значение имела греко-латинская 1551, в которой типограф ввел текста на стихи, оставшееся общепринятым и поныне. В 1555 Этьенн завершил работу над ко всей Библии. Фирма Этьеннов просуществовала до середины 17 в. Кроме научных, философских и художественных произведений она продолжала дело издания Библии на различных языках. ♦ Les censures des théologiens de Paris раг lesquelles ils avoyent faulsement соndamné les Bibles imprimées раг Robert Estienne, Genève, 1552. Кацпржак Е.И., История книги, М.,1964; ЭСБЕ, т.41; Armsmrong E., Robert Estienne, Royal Printer, Camb. (Eng.), 1954; Enc.Kat., t.4, s.1150; LTC, Bd.3, S.1116; ODCC, р.1308; RGG, Bd.6, S.360. Читать далее Источник: Библиологический словарь/Протоиерей Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том./Т. 3. : Р-Я. - 525, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010