28. Антоний (Храповицкий), митр. Слово при погребении преосвященнейшего епископа Таврического Михаила (22 авг. 1898 г.): [Сказано на литургии, во время причастного]/Епископ Антоний//Таврические епархиальные ведомости. 1898. 18. С. 1210–1215 (ч. неофиц.). 29. Антоний (Храповицкий), митр. Слово при погребении преосвященнейшего епископа Михаила (22 авг. 1898 г.)/Епископ Антоний//Полтавские епархиальные ведомости. 1898. 29. С. 1047–1052 (ч. неофиц.). 30. [Заупокойная литургия в 20-й день по кончине преосвященнейшего Михаила, епископа Таврического и Симферопольского]//Таврические епархиальные ведомости. 1898. 19. С. 1241 (ч. офиц.). 31. [Заупокойные литургии по в Бозе почившем преосвященнейшем Михаиле, епископе Таврическом и Симферопольском]//Таврические епархиальные ведомости. 1898. 18. С. 1164–1166 (ч. офиц.). 32. Леонтьев А. Речь, сказанная пред опусканием гроба в могилу/Смотритель дух. училища А. Леонтьев//Полтавские епархиальные ведомости. 1898. 29. С. 1052–1058 (ч. неофиц.). 33. Лепер Р.Х. Памяти преосвященного Михаила, епископа Таврического/Лепер//Церковные ведомости. 1898. 36. С. 1342–1343 (ч. неофиц.). 34. Лепер Р.Х. Памяти преосвященного Михаила, епископа Таврического/Лепер//Таврические епархиальные ведомости. 1898. 19. С. 1283–1286 (ч. неофиц.). 35. Над Евангелием. Е.М.: [Рец.]/СР.//Христианское чтение. 1898. Т. 206, 11. С. 752–755. 36. От редакции: К сведению почитателей в Бозе почившего преосвященнейшего Михаила, епископа Таврического//Таврические епархиальные ведомости. 1898. 22. С. 1463; 24. С. 1667–1668 (ч. неофиц.). 37. [Панихида в день св. Архистратига Михаила]//Таврические епархиальные ведомости. 1898. 23. С. 1532–1533 (ч. офиц.). 38. [Сообщение о панихиде, отслуженной Филиппом, епископом Прилукским, в полтавском кафедральном Успенском соборе по в Бозе почившем преосвященнейшем Михаиле, епископе Таврическом и Симферопольском]//Полтавские епархиальные ведомости. 1898. 26. С. 671 (ч. офиц.). – В публ.: Архиерейские служения. 39. Последние дни жизни, кончина и погребение преосвященного Михаила, епископа Таврического и Симферопольского//Церковные ведомости. 1898. 41. С. 1528–1532 (ч. неофиц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Theodoricus. De natura corporis et animae. II//PL. 180. Col. 724). Впрочем, следуя мистической традиции своего ордена, Вильгельм не останавливался на этом и указывал еще 3 уровня жизни Д. согласно тому, «что может душа по отношению к самой себе» (имеются в виду любовь и познание Бога, а также сохранение праведности). Облачение праведных душ в белые одежды. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. 1530-1532 гг. Облачение праведных душ в белые одежды. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. 1530-1532 гг. Особо выделялись 5 телесных чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). Значительная часть мыслителей понимала чувства (sensus) в смысле «органов чувств», а потому описывала их как принадлежащие телу, а не Д. (habet corpus quinque sensus - Alcherus Clarevallensis. De spiritu et animae. 22, 32//PL. 40. Col. 795, 803). При этом сами акты чувств безусловно приписывались Д.: «Акт чувственного восприятия принадлежит не телу, но душе, осуществляющей его при помощи тела… что же касается того, что пять чувств души называются телесными… то это так потому, что посредством тела осуществляется чувственное восприятие или побуждается воля» ( Abaelardus. Expositio in Epistolam Pauli ad Romanos. I 2//PL. 178. Col. 812-813). Предпринимались также попытки различения Д., чувств и органов чувств. Так, Вильгельм из Сен-Тьерри полагал, что невидимая и бестелесная Д. действует в отношении видимого и телесного (т. е. в отношении объектов чувственного восприятия) через невидимое, но телесное (т. е. через зрение, слух, осязание и т. д.). При этом такие чувства следует отличать от собственно органов чувств (глаз, ушей и т. д.), к-рые, как и объекты чувственного восприятия, видимы и телесны. Существовало также и альтернативное (восходящее к Халкидию) мнение о том, что чувство есть претерпевание или свойство тела (passio corporis); это мнение упоминал Иоанн Солсберийский, однако неизвестно, насколько оно было распространено. В нач. и сер. XII в.

http://pravenc.ru/text/180712.html

С.- патроном Фессалоники. Жители верили, что любые замыслы против города обречены на неудачу, т. к. дом Д. С. не может быть осквернен. Если же город все-таки становился добычей врагов (в 904, 1185 и 1430), считалось, что Д. С. оставлял его из-за грехов жителей. Авторитет Д. С. как защитника Фессалоники был так высок, что его почитание затем распространилось по всей империи. В Чуде I, 9 упоминается, что Д. С. оказал помощь имп. Феодосию I Великому (379-395) во время похода на императоров Евгения и Арбогаста (394) (PG. 116. Col. 1260). В Житии прп. Ипатия, игум. Руфинианского мон-ря близ Халкидона (406 - ок. 446), Фессалоника упоминается в числе наиболее важных центров паломничества ( Callinicus. Vie d " Hypatios/Ed. J. M. Bartelink. P., 1971. P. 226). Базилика «А» в Никополе (сер. VI в.) была освящена во имя Д. С. Предпринимались попытки перенести реликвии великомученика и центр почитания в К-поль. Имп. Маврикий (582-602) потребовал у архиеп. Евсевия прислать ему мощи Д. С. Евсевий ответил отказом, пояснив, что еще имп. Юстиниан (527-565) хотел получить мощи святого, но при попытке раскопать то место, где, как полагали, они находились, внезапно вспыхнуло пламя и послышался голос Д. С., велевший прекратить работы (Чудо I, 5). Чудо вмч. Димитрия о двух девицах. Клеймо иконы «Вмч. Димитрий Солунский в житии». 1609 г. (ГТГ) Чудо вмч. Димитрия о двух девицах. Клеймо иконы «Вмч. Димитрий Солунский в житии». 1609 г. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле Залесском. 1530–1532 гг. Вмч. Димитрий Солунский. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле Залесском. 1530–1532 гг. В визант. эпоху в К-поле насчитывалось 9 церквей, освященных во имя Д. С., и довольно известный мон-рь ( Janin. Églises et monastères. P. 88-94). Самым древним храмом, вероятно, была ц. Д. С. в Девтероне, перестроенная имп. Василием I Македонянином (867-886), где проводились офиц. торжества по случаю праздника в честь Д. С. Императоры Македонской династии (867-1056) выказывали особую приверженность культу Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

В настоящее время число колоколов на Иване Великом уменьшилось почти вполовину: «На колокольне Ивана Великого 18 колоколов. Самый большой колокол – Успенский, весит 4000 пудов (он был отлит в XIX в. мастерами Завьяловым и Русиновым)». С востока от Ивана Великого установлен и расколовшийся знаменитый Царь–колокол, голос которого, в недавнее время искусственно синтезированный и воспроизведенный, должен был бы быть ещё более низким и «незвонким», чем звучание Успенского. «Потом рядом с церковию Ивана Лествичника великий князь Василий III Иоаннович повелел фрязину Петроку Малому соорудить ещё церковь во имя Воскресения Христова. Она была начата в 1532 г. и кончена в царствование Иоанна IV, но с наименованием уже собором Рождества Христова. Из неё была сделана в 1552 г. к Успенскому собору лестница, разобранная при императоре Павле Петровиче. Рождественский собор был возобновлен еще в 1635 г.: патриарх Филарет Никитич сделал из этой церкви пристройку для помещения колоколов. Пристройка имела четыре простенка, над которыми возвышалась выкрашенная ярью глава с позолоченным крестом и подле неё шпиль также с крестом, окруженный маленькими башенками со шпилями. В 1812 г. пристройка эта взорвана и на месте её выстроена та, которая существует и теперь, но, как говорят знатоки зодчества, она сделана выше прежней и потому отнимает много грандиозности от самого Ивана Великого. Крайняя часть этого здания, к северу, называемая Филаретовскою, оканчивается пирамидальным верхом и готическими орнаментами, а средняя, подле самого Ивановского столпа, носящая наименование Успенской, имеет более гладкую наружность и наверху большой купол с вызолоченной главою, под которою на сквозной арке висит самый первый из колоколов по весу, называемый Успенским. Внутри здания помещается церковь Николая чудотворца Гостунского, переименованная в 1816 г. из прежнего собора Рождества Христова, в которую тогда же, по упразднении Гостунского собора, перенесены часть мощей святителя и чудотворные его иконы». «Успенская часть – широкий четырехугольник, тоже с золоченою главой – построена в 1532 г.

http://sobory.ru/article/?object=03382

М, А. Сперанского : «Древние гробницы Георгиевской церкви в губ. г. Владимире», посвященная нарочитым речам о том, что во Владимирской Георгиевской церкви напрасно две гробницы принимаемы были за гробницы князя ВФеодора Ярославича и матери его вел. кн. – и Феодосии. 32 . Макарий Желтоводский и Унженский 231 , основатель двух монастырей: Макариева Троицкого Желтоводского, который находится в городе Макарьеве Нижегородской губернии, и Макариева Троицкого Унженского, который находится в городе Макарьеве Костромской губернии, скончавшийся 25-го Июля 1444-го года. Есть известие, что в соборной (прежней) церкви города Солигалича (Костромской губернии), который в 1532-м году заступлением преп. Макария избавился от нападения Татар, в том же 1532-м году построен был в честь его придел 232 . Если известие справедливо, то к первой половине XVI века должно быть относимо и начало празднования Макарию. В 1607-м году царь Василий Иванович Шуйский в своих грамотах в Унженский монастырь называет Макария чудотворцем 233 . В 1609-м году жители Галичской области называют Макария, вместе с Аврамием Городецким, своим великим чудотворцем 234 . В 1618–19-м году при гробе Макария начали совершаться многочисленные чудеса и патр. Филарет (с 24-го Июня 1619-го года) посылал в Унженский монастырь «для сыску» о них особую комиссию; когда комиссия, произведшая тщательное дознание, привезла удостоверение в действительности чудес, патриарх в Августе месяце 1619-го года соборно подтвердил празднование преподобному 235 . 33 . Выше мы говорили, что не оконченная запись в святцах одной Волоколамской рукописи, говорящая под 20-м Июля об установлении в 1553-м году празднования неизвестно кому, по всей вероятности, разумеет преп. Аврамия Чухломского 4-й этого отдела). Если это так, то в 1622-м году вторично или подтвердительно было установлено празднование Аврамию. В 1621-м году, с Покрова Богородицы, составляющего главный праздник Аврамиева Чухломского монастыря, в котором находятся мощи преподобного, начались от мощей чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

по ист. древн. ц. II в. 306 сгр.). 320 Об антитринитарных движениях XVI в. см. в исследованиях проф. Будрина Е. А. Михаил Сервет и его время. Каз. 1878. Фауст Социн и его предшественники (Пр. Соб. 1885, III; 1886, I-III). Сотрудники Ф. Социна (там же, 1887, авг.). Лелий Социн (Пр. Соб. 1886, 1). См. также его же ряд статей против главнейших заблуждений социнианства (Пр. Соб. 1887–1892 г.), особенно: Теология социниан о единстве Божием (1889, I). То же в отдел. издании: Антитринитарии XVI в. I-III ч. Каз. 1886–1889 г. 321 Таковы были: Людвиг Гетцер (обезглавлен в 1529 г.) и Иоанн Денк († 1528 г.), распространявшие свое лжеучение в Швейцарии, Иоанн Кампан (за ересь заключен в 1532 г. в тюрьму, где и умер) – в Виттенберге и его окрестностях, Мельхиор Гофман (ум. в тюрьме после 1532 г.) – в Страсбурге, Рудольф Мартини и особенно Давид Иорис († 1556 г., а в 1559 г. сожжен его труп) – в Голландии и Нидерландах, Клавдий Савойский († после 1550 г.). Все они ограничивались почти только критикою и отрицанием церковного вероучения вообще, а особенно догмата о Св. Троице, заявлениями о поврежденности Писания, о необходимости переустройства церкви с внешней стороны и со стороны вероучения и пр. 322 Число сочинений Сервета, в которых он подвергал критике церковное учение о Троице и излагал собственное понимание этого догмата, довольно значительно. Наиболее выдающиеся из них: „De Trinitatis erroribus“ и „Christianismi restitutio“. 323 Из представленных особенностей учения Сервета о Боге вытекает и его своеобразное учение о лице И. Христа. Христос, учил он, есть человек, но не Богочеловек. Человек Христос есть и Сын Божий, ибо при рождении Христа Бог заступил место отца. Человек Христос есть и Бог, но Бог не по естеству, а потому, что полнота Божества, бывшая прежде в изречении или в слове Бога, сосредоточилась в человеке – Христе. 324 Сотрудники и преемники Ф. Социна – многочисленны. Все они были выдающимися и образованными людьми своего времени (XVI-XVII в.). Из них любимцем и гордостью секты самими социнианами считается Иоанн Крелль († 1633 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Число храмов в Западнорусской Церкви не только не уменьшалось, но еще увеличивалось: в Вильне, например, их было до 18, если не до 20, и во всяком случае гораздо более, по свидетельству Герберштейна, чем храмов латинских, в Пинске – 12, во Львове – 9, в Овруче – 8, в Полоцке – 7 кроме семи монастырских, в Городне – 6. Некоторые из храмов, особенно в монастырях, отличались богатством украшений и церковной утвари. Мы уже упоминали, какими драгоценными сосудами, облачениями и книгами наделил Дерманский монастырь князь Константин Иванович Острожский. Теперь укажем еще на монастырь Супрасльский. Вся главная церковь его, во имя Благовещения, была расписана разными изображениями, равно как и ее алтарь; все большие иконы в нижнем ярусе ее иконостаса были в серебряных, позлащенных ризах, с такими же венцами, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. В церквах монастырских находилось несколько серебряных и позлащенных разной величины крестов, дискосов, потиров, лжиц, блюд; несколько серебряных подсвечников, киотов, кадил и другой церковной утвари; шесть больших напрестольных Евангелий, кованных со всех сторон серебром и позлащенных; множество риз, бархатных, камчатных, мухояровых, шитых золотом и жемчугом, а на колокольне – шесть колоколов. Богослужебных книг еще при трех первых настоятелях (1500 – 1532) в монастырь приобретено: семь Служебников, четыре Апостола, между ними один большой на пергамене, тринадцать Псалтирей, в том числе большая, подаренная митрополитом Солтаном, два Устава, две Триоди, постная и цветная, два Октоиха, два Часослова великих, двенадцать Миней старых, четыре Ирмолоя знаменных и пятый без знаменья. Требник, Канонник, Панихидник, три Пролога полных, на двенадцать месяцев, и четвертый неполный, только на шесть месяцев. При четвертом настоятеле, Сергии Кимбаре (1532 – 1557), вновь поступили в монастырь: Евангелие, четыре Апостола, Служебник, четыре Псалтири, Устав, две Триоди, два Октоиха, три Часослова, тринадцать Миней новых, два Ирмолоя, два Требника, два Канонника, Панихидник, Минея новых святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Богослужебных книг еще при трех первых настоятелях (1500–1532) в монастырь приобретено: семь Служебников, четыре Апостола, между ними один большой на пергамене, тринадцать Псалтирей, в том числе большая, подаренная митрополитом Солтаном, два Устава, две Триоди, постная и цветная, два Октоиха, два Часослова великих, двенадцать Миней старых, четыре Ирмолоя знаменных и пятый без знаменья, Требник, Канонник, Панихидник, три Пролога полных, на двенадцать месяцев, и четвертый неполный, только на шесть месяцев. При четвертом настоятеле, Сергии Кимбаре (1532–1557), вновь поступили в монастырь: Евангелие, четыре Апостола, Служебник, четыре Псалтири, Устав, две Триоди, два Октоиха, три Часослова, тринадцать Миней новых, два Ирмолоя, два Требника, два Канонника, Панихидник, Минея новых святых. Достойно замечания, что в числе книг Супрасльского монастыря упоминаются пять «книг битых», т. е. печатных, хотя и не сказано каких, и потом еще названы прямо Псалтирь битая и битый Апостол: эти последние могли быть из тех, которые напечатаны тогда (1525) в Вильне доктором Скориною в типографии Бабича . Несколько богослужебных рукописных книг того времени, употреблявшихся в Литовской митрополии, сохранились доселе. Таковы — пять Евангелий XVI в., из которых одно, Нобельское, писано в 1520 г. при епископе Туровском и Пинском Ионе и князе Федоре Ярославиче для Николаевской церкви местечка Нобли Пинского повета, а другое, Еленское, начала XVI в., принадлежало Николаевской церкви местечка Елени в Брестском повете ; два Апостола, шесть месячных Миней, две цветных Триоди и одна постная, Октоих, два Пролога ; еще Октоих, писанный в 1539 г. для Николаевской церкви города Могилева при митрополите Киевском Макарии и Полоцком архиепископе Симеоне; Служебник киевского Межигорского монастыря, писанный около половины XVI в.; архиерейский Служебник XVI в., употреблявшийся в одной из литовских епархий, хотя и перешедший впоследствии в епархию Ростовскую; другой архиерейский Служебник вместе с Требником начала XVI в., писанный, вероятно, в Смоленске, но употреблявшийся в епархии Туровской и Пинской еще при жизни князя Федора Ярославича .

http://sedmitza.ru/lib/text/436047/

Число насельников на протяжении XVI в. колебалось от неск. десятков до 150. Поскольку в 1568/69-1570/71 гг. скончалось 300 монахов, количество насельников в 1-ю пол. XVI в. превышало 100 ( Зимин. 1950. С. 21-22). В 1578/79 г. было 130 насельников, в 1598/99 г.- 97, в 1601 г.- 140, в 1603/04 г.- 110 монахов. Среди соборных старцев ведущую роль играли выходцы из вотчинников среднего достатка Волоцкого и соседних уездов. В XVI в. это были представители семей Ленковых (Герасим, Тихон, Феогност, Гурий (Руготин)), Полевых (Нил, Серапион, Симеон, Филофей, Герман), Ступишиных (Алексий, Трифон), Коровиных-Кутузовых (Иоасаф, Вассиан, Пафнутий), Мечёвых (Иов, Макарий), Толбузиных (Леонид), Плещеевых (Арсений, Феодосий), Ржевских (Арсений, Макарий, Тихон, Феодорит), Пушкиных (Вассиан, Феодосий), Ельчаниновых (Герман), Садыковых (Пимен), Ростопчиных (Зосима, Макарий). В 1-й пол. XVI в. заметное место в управлении И. В. м. занимали члены семьи Ленковых. Герасим (Ленков) в 1517-1559 гг. был соборным старцем, в 1522 г. возглавлял монастырь, в 1532 г. был казначеем, участвовал в неск. Соборах, в 1553 г. вел следствие по делу М. С. Башкина , в 1555 г. сопровождал на кафедру 1-го Казанского архиепископа св. Гурия. Феогност (Ленков) служил в 1531/32-1563/64 гг. соборным старцем, в 1531-1532 гг. вместе с Тихоном и Лукой (Ленковыми) надзирал за сосланным в обитель Вассианом (Патрикеевым) , в 1534/35 г. был казначеем. В 1525-1531 гг. Феогносту (Ленкову) был поручен надзор за прп. Максимом Греком . Со времени основания в И. В. м. переходили игумены и архимандриты из др. мон-рей (игумены из Саввина Сторожевского мон-ря Иоасаф и Каллист, архим. Кассиан из Симонова мон-ря, архим. Вассиан из тверского Вотмицкого мон-ря). Мн. представители духовенства принимали постриг в И. В. м., в т. ч. диаконы Вавила и Левкий Акишев, протопоп Симон Благовещенский, свящ. Андрей Симонов, архангельский ключарь Дионисий Фёдоров. В 1590-1596 гг. в И. В. м. проживал старец Мисаил Безнин, ранее бывший думным дворянином при царе Иоанне IV. В 1595/96 г., после конфликта с др. старцами, Безнин перешел в Троице-Сергиев мон-рь.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Церковь в честь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. Фотография. 2012 г Церковь в честь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. Фотография. 2012 г В К. восстановлена церковная жизнь. В обоих храмах XVI в. (ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Дьякове и ц. в честь Вознесения Господня), закрытых в 20-х гг. XX в., но сохранявшихся в качестве памятников старины, возобновилось богослужение. РПЦ возвращена трапезная ц. вмч. Георгия Победоносца, в к-рой освящен алтарь (древнейшая часть сохр. музейные функции). Церковь в честь Вознесения Господня (с 1994 памятник архитектуры ЮНЕСКО) получила статус Патриаршего подворья. Богослужение в ц. Казанской иконы Божией Матери (1649-1653) в советское время не прекращалось. Колокольня была построена ок. сер. XVI в., возможно на месте звонницы перед юж. крыльцом ц. Вознесения Господня. В 1640 г. на нее был повешен благовестный колокол, отлитый мастером Даниилом Матвеевым. Ее переоборудование и освящение в ней престола во имя вмч. Георгия Победоносца произошли в 1678 г., в нач. 40-х гг. XIX в. нек-рые каменные и деревянные стены разобрали частично с фундаментами, с запада пристроили кирпичную трапезную, внутри нижнего яруса столпа был устроен свод. Под рук. Барановского с 20-х гг. XX в. были разобраны поздние пристройки, после реставрации 1966-1967 гг. храм приобрел древний облик. В плане колокольня представляет собой круглую 2-ярусную башню, перекрытую купольным сводом и увенчанную малой главкой, в декоре варьируются большой и малый ордеры, круглые формы кокошников разного размера. Дворцовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. 1666 г. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. 1666 г. Фотография. 2012 г. с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и свт. Аверкия Иерапольского была выстроена на месте обветшавшей деревянной церкви того же посвящения и соединялась с дворцовыми покоями переходом, разобранным, как и дворец, в 1767 г.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010