В янв. 1532 г. татары напали на г. Соль Галицкая (ныне Солигалич). Местные жители, укрывшиеся в кремле, сопротивлялись из последних сил. В Житии говорится, что в Успенской ц. находился «образ Макария чюдотворца Желтоводского». Священники вынесли икону из храма на площадь, где отслужили молебен о спасении города. Пока люди молились, за городскими стенами в солеварнях шел бой с татарами. Утром следующего дня, 18 янв., жители увидели в городских воротах «мужа честна, многолпными сдинами украшена; и одежда б ему огнеобразна, иночесъкаго чину багровидну. Конь же имя под собою сивъ» (Там же. С. 286). Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице. Икона. 2-я пол. XVII в. (Музей русской иконы, Москва) Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице. Икона. 2-я пол. XVII в. (Музей русской иконы, Москва) После чудесного избавления города в Успенском соборе Соли Галицкой был устроен придел во имя прп. Макария Унженского, по которому часто храм именовался Макариевским (собор разрушен в 30-х гг. XX в.). С XVIII в. одной из главных святынь города стал скульптурный образ М., с крестом и копьем (до нач. XX в. хранился в Успенском соборе, ныне находится в Костромском музее-заповеднике). После событий 1522 и 1532 гг. почитание М. как небесного защитника и «крепкого хранителя» распространилось по всему Костромскому краю. «Макарьево Желтоводцкого добродетельное житие» было известно свт. Макарию , митр. Московскому: об этом упоминает патриарх Филарет (Романов) в письме от 1619 г. царю Михаилу Феодоровичу (Письма рус. государей. 1848. С. 28). В 1596 г. царь Феодор Иоаннович , узнав о «преславном чудодйствии, отъ честныхъ мощей его бываемом», прислал в Унженскую обитель строителя Давида Хвостова, повелев ему «монастырь той строити, и о всякихъ потребахъ возвщати его царскому величеству» ( Калинников. 1835. С. 8-9). Во время Смуты М. стал небесным покровителем земского движения, начавшегося на верхневолжских землях в 1608-1609 гг. Как следует из «Сказания о чудесех преподобнаго… во граде Юрьевце Поволском и в пределах его во время… нахождения безбожных ляхов…», известного в составе унженских сборников, жители Юрьевца, деревень Елнатской, Березниковской и Коряковской приписывали победу, одержанную ими 28 июня 1609 г.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Георг Саксонский, герц. Генрих II Брауншвейгский, Альбрехт II, архиеп. Майнцский, и Матеус Ланг фон Велленбург, архиеп. Зальцбургский), ее внутренней непрочности (противоречия между Габсбургами и баварскими Виттельсбахами), так и из-за того, что, ведя войны с Францией и с Османской империей, император был остро заинтересован в поддержке немецких, в т. ч. протестантских, князей и городов. Члены Шмалькальденского союза соглашались предоставить императору военную помощь в борьбе с турками только при условии свободного распространения протестантизма на нем. территориях, входивших в состав Свящ. Римской империи. К. был вынужден принять это условие и подписать компромиссный Нюрнбергский религ. мир (23 июля 1532). По условиям мира преследования за веру прекращались, а рассмотрение в имперском камеральном суде дел против протестантов приостанавливалось. Император получил значительную субсидию; в окт. 1532 г. было собрано войско ок. 80 тыс. чел., к-рое выступило против подошедшей к Вене тур. армии. На Шпайерском рейхстаге 1544 г. императору удалось вновь получить финансовую помощь нем. князей в войне с Францией после обещания выполнить требования протестантов: прекратить религ. тяжбы и юридически признать равноправие лютеран и католиков; был оговорен характер соглашения, правда временного,- до созыва вселенского или национального Собора или до нового соглашения между представителями различных конфессий. На рейхстаге в Шпайере в июне 1544 г. К. заявил о намерении созвать общеимперский Собор. Папа Римский Павел III выразил недовольство действиями императора, написав ему, что без согласия Римской Церкви такой Собор не будет иметь статус легитимного и что соглашение с протестантами противозаконно. Ж. Кальвин по этому поводу составил «Отеческое увещание римского понтифика Павла III, направленное непобедимейшему цезарю Карлу V, со схолиями» (Admonitio paterna Pauli III Romani pontificis ad invictissimum Caesarem Carolum V cum scholiis// Ioannis Calvini Opera quae supersunt omnia/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

...Тюрьмы, больницы, клубы находятся еще во многих строениях старинных обителей. Слишком велик разгром, устроенный безбожным правительством в XX веке. И пройдет не один год, прежде чем они снова обретут свой старый статус – спасение каждого из нас и всего земного шара в целом. Здесь нужны не только деньги. Должна очнуться душа человеческая для подвигов, для бескорыстной работы. Сведения о преподобном отце нашем Макарии Оредежском, Новгородском 2 Память его празднуется месяца августа в 9-й день † 1532 Преподобный Макарий Оредежский – ученик преподобного Александра Свирского . Он является основателем Успенской пустыни на реке Оредеже, в Олонецком уезде. Преставился мирно в 1532 году. Мощи его покоятся в церкви упраздненного монастыря. Тропарь, глас 8 В тебе отче Макарие, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой. Кондак, глас 2 Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Макарие, отче наш, моли непрестанно о всех нас. Житие преподобного отца нашего, игумена Александра (в крещении Амоса) Свирского 2 , Новгородского чудотворца Память его празднуется месяца апреля в 17-й день и месяца августа в 30-й день † 1533 Благословен Бог, дарующий на пользу бедных людей таких великих подвижников благочестия, таких близких к Нему рабов Своих, каков преподобный Александр Свирский . Жизнь его – чудно высокая, отражение чистой Евангельской жизни; и чего не может он получить от Господа, став так близким к Нему высокою жизнью своею. Дивный раб Божий родился в древней Обонежской пятине в селе Мандере, что ныне в Олонецкой губернии, и при святом крещении наречен Амосом. Когда он отдан был учиться грамоте, то сначала тупо учился в сравнении с прочими. Это сильно огорчало его. Раз со слезами молился он в храме о раскрытии разумения своего и услышал голос: «Встань, что просил, получишь». Веселым воротился он в дом и с того времени легко и скоро стал понимать книжную мудрость. Богобоязненное дитя был и отроком таким же: постоянно соблюдал пост и молился по ночам. «Зачем ты, сын мой, так изнуряешь себя?» – со скорбью говорила мать. Сын отвечал: «Зачем же тебе, мать моя, отклонять меня от приятного мне воздержания?» Родители хотели, чтобы вступил он в брак, но он уклонялся от того под разными предлогами и думал об одном, как бы совсем расстаться с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После избрания на Папский престол Александра VI Фарнезе получил должность казначея в Римской курии (6 сент. 1492). Папа, испанец по происхождению, нуждавшийся в поддержке знатных римских семейств, 20 сент. 1493 г. возвел Фарнезе в достоинство кардинала-диакона; 23 сент. он получил диаконию святых Космы и Дамиана (с 29 нояб. 1503 и до 25 сент. 1513 занимал также диаконию св. Евстафия). В апр. 1494 г. он был возведен в сан субдиакона и диакона. 14 нояб. папа назначил Фарнезе легатом в Патримонии св. Петра (1494-1496). 28 апр. 1501 г. он, не будучи пресвитером, стал администратором диоцеза Корнето-Монтефьясконе (1501-1519). 26 нояб. 1502 г. папа Александр VI назначил его легатом в Анконской марке (1502-1509). При следующих папах кард. А. Фарнезе благодаря семейным связям, обходительности и дипломатическим способностям укрепил свое положение: он был администратором диоцезов Ванс (1508-1510), Беневенто (1514-1522, 1528-1530), Сен-Понс-де-Томьер (1514-1534), Ананьи (апр.-июнь 1525), Битонто (1530-1532), Сована (апр. 1532), Сора (янв.-июнь 1534). В окт. 1508 г. стал архипресвитером Латеранской базилики. В 1509 г. назначен епископом Пармы, занимал кафедру до 1524 г. От имени болевшего в то время папы Римского Юлия II (1503-1513) открыл заседания Латеранского V Собора (3 мая 1512). В отсутствие кардинала-перводиакона короновал папу Льва X (19 марта 1513). В авг. 1516 г. сам Фарнезе стал кардиналом-перводиаконом. После возведения в достоинство кардинала-епископа занимал субурбикарные кафедры Фраскати (с 15 июня 1519; в связи с этим назначением 26 июня рукоположен во пресвитера, 2 июля - во епископа), Палестрины (с 9 дек. 1523), Сабины (с 18 дек. 1523), Порто и Санта-Руфины (с 20 мая 1524), Остии и Веллетри (с 15 июня 1524). Декан коллегии кардиналов (с 1524). При папах Римских из рода Медичи - Льве X и Клименте VII (1523-1534) - Фарнезе стал одной из наиболее влиятельных фигур при папском дворе. После смерти папы Климента VII, к-рый рассматривал его в качестве своего преемника, Фарнезе был избран папой Римским.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

Этого нельзя сказать о плащанице. В 1508 году она была вынесена для поклонения. Чтобы доказать, что она не создана художником, ее долго кипятили в масле, мыли и терли, но не смогли снять и уничтожить отпечатков. Плащаница неоднократно попадала в огонь (пожары 1201, 1349, 1532, 1934 годов). Во время пожара 1532 года в храме города Шамбери некоторые места ее обуглились. Серебряный ковчег частично расплавился. На плащанице остались следы капель серебра. После пожара плащаницу чистили. В то время в качестве растворителей использовалось горячее растительное масло. Поскольку в 1988 году при исследовании плащаницы это учтено не было, то результаты его являются научно некорректными, а датировка не может быть признана правильной. В 2011 году завершилось пятилетнее исследование плащаницы учеными Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию во главе с Паоло ди Лаццаро. Ученые решительно опровергли утверждение, что Туринская плащаница является средневековой подделкой: «Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях». Отсутствие технических возможностей повторить изображение на ткани не позволяет создать достоверную гипотезу о механизме формирования отпечатка. Исследователи установили важный факт: под каплями крови нет изображения. Это означает только то, что кровь появилась раньше, чем рисунок. На ткани отсутствуют следы разложения тела. Тело Распятого было завернуто в плащаницу примерно два дня. Это полностью согласуется с евангельским повествованием: после крестной смерти истерзанное бичами тело Спасителя было завернуто в погребальную пелену. Самым важным фактом является то, что плащаница свидетельствует не только о распятии Спасителя, но и о Его воскресении. Это великое чудо ставит предел возможностям науки. Проникнуть в тайну она не может, но может косвенно подтвердить Евангелие. Результаты исследователей ученых ENEA: «Общая мощность ультрафиолетовой радиации, необходимой для мгновенного окрашивания поверхности льняной простыни, соответствующей телу человека среднего роста, равна тридцати четырем миллиардам ватт, а такую мощность не способен произвести ни один из существующих ныне источников ультрафиолетового излучения». Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2:24). В 1997 году точная копия Туринской плащаницы была передана в Московский Сретенский монастырь. В том же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил ее как Нерукотворный Образ Спасителя.

http://pravoslavie.ru/69806.html

Немало радел архиеп. Макарий о благоукрашении Новгорода и св. храмами. Подражая примеру святителя, богатые граждане соорудили много новых храмов, на место ветхих, а несколько храмов было воздвигнуто по особому распоряжению его самого. Строения таковых храмов он вверял людям опытным и благочестивым, каков был московский гость Дмитрий Сырков и др. Число храмов, устроенных в одном Новгороде при архиеп. Макарии, из коих некоторые были освящены им самим, простирается свыше 34-х. В 1527 (7035) г. 9 сентября с соборным и совсем городским духовенством архиеп. Макарий торжественно святил церковь св. апостола Филиппа на Нутной улице; «и ту на обедне простил Бог жену очима больну». А еще ранее – 23-го августа того же года освящал он придел во имя Луки Евангелиста на Лукине улице, устроенной в паперти, так как большая церковь от бывших пожаров «запала» 236 . В 1528 (7036) г. 29 июня освящена деревянная церковь во имя Святителя Николая в монастыре в Воротниках, а в монастыре на Колмове освящена каменная церковь в честь Успения Божией Матери на самый праздник 237 , эта последняя церковь была заложена весной в 1527 г. 238 В 1529 (7037) г. 9 сентября освящены два придела на «полатех у св. Николы на Дворище: в честь Вознесения Господа нашего I. Христа и в честь зачатия св. Анны: а в 13 день сентября освящена каменная церковь во имя св. апостола и Евангелиста Луки, на Лубянице на Поле. В этом же году 12 июня освящена деревянная церковь во имя преподобного Онуфрия в монастыре на Болотове, и построена в 7-мь месяцев каменная церковь во имя великомученика Прокопия, с погребом, на Ярославле дворе, строителем ея был Московский гость Дмитрий Иванов сын Сырков» 239 . В 1530 (7038) г. по благословению архиеп. Макария заложена каменная церковь с трапезою в монастыре на Колмове во имя Живоначальной Троицы; а в 1538 (7041) г. эта церковь постройкой была окончена и освящена по благословению святителя 240 . В 1532 (7040) г. архиеп. Макарий, по повелению государя в. к. Василия Ивановича, построил в каменном городе у стены деревянную церковь в честь Успения Божией Матери, с приделом св. Иоанна Предтечи; в честь государя в. князя и освящал сам владыка «велми чинно и честно, месяца марта в 17 день»; в том же году в церкви Воскресения на Павловой улице устроены два придела – один во имя св. апостола Иакова Зеведеева, который был освящен апреля в 28 день, а другой в честь зачатия св. Иоанна Предтечи и освящен 23 сентября; оба эти придела строил гость Московский Богдан Семенов сын Корюкова. Наконец, осенью того же 1532 г., по повелению архиеп. Макария, поставлена на владычнем дворе каменная церковь святителя Николая возле церкви святых исповедников; «а нарядчиком был Дмитрий Сырков» 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Церковь св. Иоанна Крестителя в Уаро. XVI в. Фото: Л. К. Масиель Санчес Церковь св. Иоанна Крестителя в Уаро. XVI в. Фото: Л. К. Масиель Санчес В сент. 1513 г. испан. конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа (ок. 1475-1519) пересек Панамский перешеек и узнал от местных индейцев о существовании процветающей, богатой золотом страны в юж. части Тихого океана. В 1522 г. испанец Паскуаль де Андагойя (1495-1548) принял участие в походе в П., однако при попытке вторжения в гос-во инков потерпел поражение. В 1524 г. Франсиско Писарро (ок. 1478-1541) совместно с военным Диего де Альмагро (1475-1538) и со свящ. Эрнандо де Луке († ок. 1533) организовал т. н. Левантийскую компанию по исследованию тихоокеанского побережья к югу от Панамы. В том же году они предприняли 1-е плавание в П., но достигли лишь дельты р. Сан-Хуан. Во время 2-й экспедиции, в 1526-1528 гг., Писарро достиг г. Тумбес, находившегося в составе инкского гос-ва. С целью получения финансирования 3-й военной экспедиции Писарро отправился в Испанию, где добился аудиенции у Карла V . В 1529 г. была подписана «Толедская капитуляция» - королевский декрет, согласно которому Писарро был назначен пожизненным губернатором, генерал-капитаном и главным альгвасилом пров. Перу. Ему были пожалованы дворянский герб и звание рыцаря военно-религ. ордена Сантьяго. Согласно этому же декрету, де Альмагро был посвящен в рыцари и назначен командующим г. Тумбес, а де Луке был объявлен епископом Тумбеса. В 1531 г. Писарро во главе небольшого испан. отряда (ок. 180 чел.) отправился в 3-ю экспедицию в страну инков и в мае 1532 г. достиг г. Тумбес. В том же году конкистадоры основали 1-й колониальный город на перуанской земле - Сан-Мигель-де-Пьюра. 15 нояб. 1532 г. испанцы вступили в оставленный жителями г. Кахамарка и пригласили на переговоры Атауальпу. На следующий день Сапа Инка прибыл в город. На центральной площади один из участвовавших в походе доминиканцев , Винсенте де Вальверде (ок. 1498-1541), протянул ему Библию и призвал признать власть испан.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Паломничество в монастыри Румынии Избранный в начале сентября 2007 года новым Предстоятелем Румынской Церкви Патриарх Даниил еще совсем недавно возглавлял митрополию Молдовы и Буковины. Ясская кафедра (главная кафедра митрополии) считается самой почетной в Румынии – именно оттуда вышли два предшественника Патриарха Даниила. Летом этого года корреспондент Православия.Ru посетил митрополию и предлагает посетителям сайта воочию убедиться, что последние предстоятели Румынской Церкви являются выходцами не только из самой благочестивой, но и из самой монашеской части страны. Монастырь Путна Монастырь Путна расположен в 62 км к северо-западу от Сучавы. Основан молдавским господарем Стефаном Великим в 1466-1469 гг.. Главный монастырский храм посвящен Успению Богородицы, строился господарями Василием Лупу и Георге Штефаном в 1654–1662 гг. В храме находится гробница св. Стефана Великого и частица мощей св. Даниила Отшельника. Сохранилась пещера св. Даниила. Путна расположена в очень живописном уединенном месте Главный храм монастыря — собор Успения Богородицы (1466 г.) Стасидия Божией Матери — покровительницы монастыря Перед чтимым образом Богородицы Гробница Стефана Великого (основателя монастыря) у внутренней южной стены храма Монастырские ворота Казначейская башня, выстроенная по приказу Стефана Великого Первые колокола обители Монах с билом созывает на вечерню Пещера преподобного Даниила Отшельника Монастырь Молдовица Монастырь основан Петру Раресом в 1532 г. Монашеская жизнь в монастыре прервалась в 1785 г. и возобновилась в 1932-м, с прибытием общины монахинь. После реставрации с 1954 по 1960 гг. монастырь Молдовица был объявлен объектом, охраняемым ЮНЕСКО. Престольный праздник- Благовещение Пресвятой Богородицы. Собор Благовещения (построен в 1532 г.) Роспись внешней стены Благовещенского храма Роспись внешней стены храма Знаменитая фреска взятия турками Константинополя в 1453 г. (роспись внешней стены храма) Роспись под куполом храма Монастырский иконостас Румынская икона свт. Николая Чудотворца

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery35....

Это могло произойти в 1532 году, когда Плащаница сильно пострадала от пожара в соборе французского города Шамбэри. Серебряный ковчег, где она хранилась, расплавился, помещение храма было сильно задымлено - и в этих условиях Плащаница находилась несколько часов. Д-р Джексон сделал Лаборатории по исследованию биополимеров в Москве (руководитель - д-р Дмитрий Кузнецов) заказ на проведение экспериментальных исследований по изучению химического присоединения углерода из атмосферы молекулами целлюлозы. В 1993-1994 годах эти исследования были проведены. Они показали, что целлюлоза в условиях пожара 1532 года действительно химически присоединяет углерод из атмосферы. Мировая общественность вышла из состояния шока от недавних результатов датирования Плащаницы XIV веком. Однако вскоре опыты показали, что величина присоединяемого углерода составляет всего 10-20% от того количества, которое могло бы изменить датировку с XIV века на I век. На возникшие трудности легко было бы ответить, что изображение на Плащанице возникло чудесным образом и поэтому к нему неприменимы естественнонаучные методы исследования. Да, чудо и воля Божия здесь несомненно присутствуют. Но если бы изображение на Плащанице возникло просто для создания лика Иисуса Христа, то следовало бы ожидать большего сходства с цветным портретом, чем с монохромным негативом. Более естественно предположить, что образ на Плащанице возник хотя и не без промысла Божия, но все же как следствие другого чуда, а именно Воскресения Господня. В момент Воскресения произошли чудесные события, вызвавшие за собой процессы, которые далее развивались естественным образом по законам природы. Естественнонаучные методы исследований, конечно, не могут объяснить чуда, но они могут указать на то, что причиной того или иного события было чудо. Александр Беляков 3 сентября 2003 г. Рейтинг: 9.2 Голосов: 48 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5859.html

(не поименован). Согласно надписи рядом с клеймом, в нем проиллюстрировано поклонение Тихвинскому чудотворному образу «благоверных царей и чудных святителей и преподобных отцов», среди к-рых названы преподобные Кирилл Новоезерский, Мартирий Зеленецкий и Макарий Унженский. Композиции с М., восходящие к образцам XVI-XVII вв., воспроизводились в более поздних лицевых рукописях, напр. в Сказании о Тихвинской иконе Божией Матери (БАН. 16.3.6. Л. 109 об., XVIII в.). Для атрибуции изображения М. необходимо изучение лицевых рукописей со Сказанием о Тихвинской иконе кон. XVII-XVIII в., хранящихся в разных б-ках и архивах (РГБ. Ф. 98. 885, 80-е гг. XVII в.; ГИМ. Увар. 804, 1696 г.; ГИМ. Барс. 905, сер. XVIII в.; ГАТО. Ф. 1409. 1029, 1699 г.; РГАДА. Ф. 201. 112, 1699 г.; РНБ. Бусл. F.I.731, 1747). В лицевых циклах помимо Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери фигура М. появляется в иллюстрациях Жития прп. Александра Свирского (ГИМ. Муз. 344. Л. 115, XVII в.), в тексте которого описано явление прп. Александра и М. настоятелю Свирского мон-ря Иродиону (с 1533, дата окончания игуменства неизвестна). Возможно, эта композиция восходит к иконописным образцам. Миниатюры представляют М. участником всех значительных событий в жизни города и страны и составляют своеобразный иконографический фонд М.: поставления в сан, погребение жертв пожара в Вел. Новгороде (Л. 921 об.), получение указа вел. кн. Василия III о размежевании и об охране улиц (Л. 922). В рассказе о поставлении мон. Феодосия из Иосифова Волоколамского мон-ря архимандритом Хутынского мон-ря, в сцене получения грамоты государя и личной встречи с кандидатом М. представлен в мантии и белом клобуке (Л. 930), в сцене возведения мон. Феодосия в сан архимандрита - в фелони и в шапке (Л. 930 об.). Как правило, М. на миниатюрах изображен облаченным в мантию с «источниками», в белом клобуке (напр., в рассказе о приходе «лоплян» для крещения) или в архиерейских служебных одеждах - белой фелони с омофором (в сценах поставления и освящения новгородских церквей, молебнов о прекращении мора в Пскове в 1532, засухи в Новгороде в 1534), иногда в шапке (напр., на миниатюре с освящением в 1532 новгородских церквей).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010