Депутаты-католики, прибывшие на Регенсбургский рейхстаг (1532), принуждали императора самостоятельно созвать Собор, если папа Римский не сделает этого (Ibid. P. LXXIII). Однако Карлу V, заинтересованному в поддержке нем. князей для борьбы с турками, пришлось гарантировать тем правителям, кто приняли Аугсбургское исповедание, что в гос-ве сохранится сложившееся к этому времени положение, а вопросы о религ. принадлежности правителей и их подданных будут рассматриваться только Собором (Нюрнбергский религиозный мир, 23 июля 1532). Тридентский Собор (1545-1563) был созван следующим папой, Павлом III (1534-1549). Папа Римский Климент VII с процессией. Миниатюра из миссала. Ок. 1523 г. Худож. В. Раймонди (NY. Morgan. M. 1134) Папа Римский Климент VII с процессией. Миниатюра из миссала. Ок. 1523 г. Худож. В. Раймонди (NY. Morgan. M. 1134) На время понтификата К. приходится утверждение Реформации в Скандинавских странах. В 1523 г. начался конфликт со швед. кор. Густавом I Вазой (1523-1560), который без согласия папы назначил на архиепископскую кафедру Уппсалы Иоанна Магнуса (Юхана Монссона). К. счел незаконным смещение предыдущего архиеп. Уппсалы Густава Тролле (он был обвинен в гос. измене) и отказался утвердить назначение Иоанна Магнуса. Король, сначала относившийся негативно к распространявшемуся в стране лютеран. учению (в 1523 он издал указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера), в поисках дополнительных источников средств добился того, что в 1527 г. на Вестеросском риксдаге он был объявлен главой Церкви, а имущество мон-рей передано в королевскую казну. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королем. Папа обращался к швед. церковным иерархам с призывом помешать распространению лютеран. учения. Архиеп. Иоанн Магнус активно выступал как против реформаторских действий Густава Вазы, так и против деятельности лютеран. проповедников Олауса и Лаврентия Петри. В 1526 г. король отправил Иоанна Магнуса послом к Московскому вел.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

30 . Князь Феодор Ярославич, брат Александра Невского, скончавшийся в Новгороде 5-го Июля 1233-го года. В 1614-м году мощи его перенесены были из Юрьева монастыря, в котором он был погребен, в Софийский собор, и так как при этом совершились от мощей чудеса 1419 , то вероятно полагать, что тогда и установлено было ему местное празднование, которое стало потом общим празднованием. 31 . Макарий Желтоводский и Унженский, основатель двух монастырей: Макариева Желтоводского Троицкого, который находится в городе Макарьеве Нижегородской губернии, и Макариева Унженского, который находится в городе Ма- —209— карьеве Костромской губернии, скончавшийся 25-го Июля 1444-го года. Есть известие, что в соборной церкви города Солигалича (Костромской губернии), который в 1532-м году молитвами преп. Макария спасся от нападения Татар, в том же 1532-м построен был в честь его придел. 1420 Если известие справедливо, то к первой половине XVI века должно быть относимо и начало празднования Макарию. В 1607-м году царь Василий Иванович Шуйский в своих грамотах в Унженский монастырь называет Макария чудотворцем. 1421 В 1618–19-м году при гробе Макария начали совершаться многочисленные чудеса и патр. Филарет (с 24-го Июня 1619-го года) посылал в Унженский монастырь «для сыску» о них особую комиссию; когда комиссия, произведшая тщательное дознание, привезла удостоверение в действительности чудес, патриарх в Августе месяце 1619-го года соборно подтвердил празднование преподобному. 1422 32 . Выше мы говорили 4), что неоконченная запись в святцах одной Волоколамской рукописи, говорящая под 20-м Июля об установлении в 1553-м году празднования неизвестно кому, по всей вероятности, разумеет преп. Аврамия Чухломского. Если это так, то в 1622-м году вторично или подтвердительно было установлено празднование Аврамию. В 1621-м году, с Покрова Богородицы, составляющего главный праздник Аврамиева Чухломского монастыря, в котором находятся мощи преподобного, начались от мощей чудотворения. Игумен монастыря донес о чудотворениях царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету, и патриарх прислал в монастырь «для свидетельствования чудес» архимандрита и игумена с товарищами. Когда следователи донесли патриарху, что «тех людей, которые от оного преподобного от болезней своих здравие получили, по взятии оных, в том монастыре (они) по приличности расспрашивали и по обыску явились настоящие исцеления, а не притворные»; то патриарх и установил вторично или подтвердительно праздно-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оказывается, он вовсе не сразу получил «ослабу», но, напротив, снова был заключен в оковы и отправлен в заточение.Об этом же свидетельствует и краткое сочинение, в котором обозначена дата – 7040-й год (т. е. период между сентябрем 1531 – августом 1532 г.). Даты встречаются в сочинениях этого автора далеко не часто, как правило, тогда, когда он пишет о каких-то очень важных событиях. Так, среди сочинений первого периода дата обозначена лишь в одном из посланий В. И. Карпову против астрологии 1524 г. Это был год, когда ожидалось предсказанное в венецианском астрологическом Альманахе всеобщее «преиначение, в котором увидели предсказание нового всемирного потопа. В России его распространял Николай Булев, полемике с ним, обличению астрологических предрассудков посвящено датированное послание Карпову. 9 В 1531/32 г. он пишет сочинение, озаглавленное «сия словеса сътворил есть инок в темници затворен и скорбя... в 7040-е лето». 10 Обозначая дату, автор, надо полагать, выделяет такую веху своей жизни как возвращение к литературной деятельности, возможность писать (что было запрещено в 1525 г. Видимо, лишь в этом заключалась некоторая «ослаба» после суда 1531 г., лишь в таком ограниченном объеме была удовлетворена просьба прота. Но затвор, темница и скорбь сохранялись по крайней мере осенью 1531 г. или на протяжении части 1532 г. (суд, напомним, состоялся в мае 1531 г.). Однако остается неясным, в каком монастыре находилась эта темница и куда он был отправлен после второго суда. Единственным источником, содержащим известие о том, что после Собора Вассиана отправили в заточение в Иосифов монастырь, «Максима же – во град Тверь, ко Акакию епископу, до уреченных лет», является «Выпись о втором браке Василия III – памятник тенденциозный, содержащий неподтверждаемые другими источниками известия. 11 В выписи смешаны Соборы 1525 и 1531 г., составитель их различает. Не ясно, откуда взяты и достоверны ли сведения об «уреченных летах», т. е. о заранее обозначенном определенном сроке. Выпись создана позднее описываемых в ней событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Б. Старая ризница Троицкого собора в Пскове Первоначальное построение Троицкого собора, по преданию, восходит к отдаленнейшим временам. Но в его настоящем виде он явился в 1699 году. Несмотря на неоднократные разрушения и пожары он, все-таки, сохранил много предметов церковной старины, относящихся к отдаленной древности и потому заслуживающих внимания, тем более, что до настоящего времени предметы эти, за немногими исключениями, не были изданы в точных снимках. Это особенно нужно сказать о старой ризнице Троицкого собора. Евангелие 1532 г. Троицкого собора Евангелие (табл. IV) в формате ип 8°, написано прекрасным полууставом первой половины XVI века. Оклад ажурный серебряный, с кабошонами. Характер ажурной орнаментики показывает, что его основные черты представляют собою эволюцию древней плетушки. Формы плетушки здесь синтезированы и по местам спутаны, – рисунок сбит. В середине изображение распятия И. Христа новое в западно-европейском стиле (табл. IV). Па первом листе: в чернильной рамочке, напоминающей план трехапсидного русского храма, находится запись: «лета 7040 написана бысть книга сия глаголемая Евангелие повелением раба Божия Елисея Борисова сеша на престол святым трем святителем да и Деисус поставил над престолом при игумени при Геронтеи церкви Божии на украшение, а себе на память и родо своему» (табл. IV). Очевидно, Евангелие это первоначально предназначено было для монастыря трех святителей вселенской церкви, где в 1532 г. игуменом был Геронтий. По всей вероятности, это был Спасо-Елеазаров Трехсвятительский монастырь 19 . Одно из лучших украшений текста Евангелия составляют прекрасные заглавные буквы, написанные разными красками. Впереди текста каждого из четырех Евангелий находятся изображения соответствующих Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Изображения эти написаны в строгой новгородской манере. Ев. Марк (табл. IV) – средовек, сидит на табурете среди новгородских шаблонных палат, видимых одновременно изнутри и снаружи, перед ним на столике – пюпитр с развернутым свитком; в другом свитке Ев. Марк пишет: зачало Евангелия Х–ва.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В 1988 году, в год празднования 1000–летия крещения Руси, местночтимый святой преподобный Максим Грек был причислен к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания, а в 1996 году произошло обретение его мощей, ныне покоящихся в Свято–Троицкой Сергиевой лавре. ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА МАКСИМА ГРЕКА Около 1470 — Михаил Триволис родился в городе Арта (Эпир) в семье образованных византийцев Мануила и Ирины. 1492 — отъезд во Флоренцию с греческим ученым Иоанном Ласкарисом. 1492—1494 — обучение у Ласкариса, возможное сотрудничество с ним в издательском деле. 1494— 1498 — обучение и труды в итальянских городах (Болонья, Венеция, Падуя, Феррара, Верчелли). 1495— 1502 — служба у Джованни Франческо Пико делла Мирандола. Посещение Милана. 1499—1500 — возможная поездка на остров Корфу. 1502, июнь — 1503, апрель — возможное пребывание в монастыре Сан- Марко во Флоренции в качестве новиция (послушника). 1503—1505 — сотрудничество с издателем Альдом Мануцием в Венеции. 1506 — отъезд на Афон, пострижение в монастыре Ватопед под именем Максима. 1516 — по поручению святогорских властей и просьбе великого князя Василия III уезжает в Россию дня перевода духовных книг. 1518 — прибытие в Москву. 1518—1521 — перевод Толкового Апостола. 1521—1522 — перевод Толковой Псалтыри. 1524—1525 — перевод Бесед Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна совместно с учеником, троицким монахом Селиваном. 1525, февраль — арест. Май — первый суд по обвинению в ереси и заточение в Иосифо- Волоколамском монастыре. 1531, апрель — май — второй суд. 1532 — возобновление литературной деятельности. Между 1532 и 1537 — перевод в Тверь под покровительство епископа Акакия. 1547 — освобождение из ссылки по поручению царя Ивана IV, возможный переезд в Москву. 1551 — перевод в Троице–Сергиеву лавру по ходатайству игумена Артемия. 1555, декабрь — кончина Максима Грека. 1988, июнь — канонизация на Поместном Соборе Русской православной церкви. 1996, 3 июля — обретение мощей преподобного Максима Грека, пребывающих ныне в Успенском соборе Троице–Сергиевой лавры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

И сейчас при беглом взгляде на Плащаницу в первую очередь бросаются нам в глаза ожоги и следы того страшного пожара. Др Джексон заказал Лаборатории провести экспериментальные исследования по изучению процессов химического присоединения углерода из атмосферы к молекулам целлюлозы в условиях пожара 1532 года. Эти исследования были проведены, и было экспериментально доказано, что целлюлоза в условиях пожара 1532 года на самом деле химически связывает с собой углерод из атмосферы. Такое явление приводит к изменению изотопного состава углерода в Плащанице за счет присоединения более «молодого» углерода из атмосферы, что не может не сказаться на ее датировании. Эти исследования вывели мировую общественность из состояния шока от недавних результатов датирования Плащаницы XIV веком. Однако количественные оценки, сделанные в этих экспериментах, показали, что количество присоединяемого таким образом углерода составляет всего 10-20% от необходимого для того, чтобы можно изменить датировку с XIV века на I век. Реакцией на возникшие трудности в научном исследовании Плащаницы может стать мнение, что изображение на ней возникло чудесным образом, и поэтому к нему не применимы естественнонаучные методы исследования. Однако если изображение на Плащанице возникло благодаря намерению Божиему создать образ Иисуса Христа, то от такого образа естественно было бы ожидать большего сходства с цветным портретом, чем с монохромным негативом. Поэтому более естественно предположить, что образ на Плащанице возник хотя и в результате чуда, но чуда другого, а именно – Воскресения Господня. В момент Воскресения произошли чудесные события, свидетелем которых и была Плащаница, записавшая их на своем языке. Естественнонаучные методы исследования, конечно, не могут объяснить чуда, но они могут помочь прочитать свидетельство Плащаницы об этом чуде. По-видимому, первая гипотеза о возможном механизме возникновения образа датируется десятым веком, и принадлежит она архидиакону Григорию из храма Святой Софии в Константинополе.

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/tain...

В ночь с 3 на 4 декабря 1532 года в Шамбери случился пожар. Стали распространяться слухи, что Плащаница погибла. В ночь с 3 на 4 декабря 1532 года в Шамбери случился пожар, в результате которого полностью сгорела часовня, где хранилась святыня. Стали распространяться слухи, что Плащаница погибла. Некоторые обвиняли савойскую принцессу Беатрису Португальскую в том, что она устроила пожар, желая похитить и вывезти Плащаницу. Чтобы прекратить сплетни, папа Климент VII (1523–1534) (тезка антипапы, о котором речь шла выше), приказал провести официальное расследование. Комиссия из кардинала-легата и трех епископов установила, что Плащаница уцелела. Выяснилось, что во время пожара серебряный ларец с реликвией так раскалился, что капли расплавленного металла насквозь прожгли сложенное в 48 слоев полотно Плащаницы. Полотно обрызгали водой, которая оставила следы, образовав ореол вокруг прожигов. В 1534 году монахини ордена святой Клары отреставрировали Плащаницу: они пришили 22 заплатки из алтарной скатерти, укрепили Плащаницу, подшив с внутренней стороны небеленым голландским полотном. Кроме того монахини составили подробное описание реликвии, в котором в частности говорилось: «Когда Плащаница была разложена на… полотне, мы увидели снизу раны так, как будто смотрели на них через оконное стекло». (Только в 2004 году ученые смогли понять эти слова, когда они, отпоров подкладку, с удивлением увидели изображение на обратной стороне Плащаницы). В 1535 году из-за войн Франции со Священной Римской империей (1521–1559) Плащаницу эвакуировали из оккупированной французами Савойи последовательно в Турин, Милан и Ниццу. Так что в Шамбери она вернулась только в 1561 году. Со временем столица герцогства Савойского перешла в Турин, и герцог Эммануэль Филоберт вознамерился перенести святыню из Шамбери туда, однако не имел на то законных оснований. Дело в том, что, согласно светским и церковным документам, местом пребывания Плащаницы была часовня в Шамбери и хранителями реликвии считались не только каноники, но и все верующие данной местности.

http://pravoslavie.ru/70051.html

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила. Карта и ближайшие объекты Храм соборный, каменный, холодный, во имя Пресвятой Троицы, построен в 1530 г. великим князем Московским Василием III, отцом Иоанна Грозного, с северным приделом во имя преп. Даниила, построен в 1660 г., возобновлен в 1813 г. ; Мощи преп. Даниила Переславского, обретенные 30 декабря 1652 г., покоятся на вскрытии в арке, отделяющей соборный храм от придела имени преподобного, в серебряной раке, устроенной в 1816 г. московским купцом Космою Васильевичем Крестовниковым (переложены из медной раки 28 июля 1816 г.). В соборном храме за левым клиросом находится особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, оставленная преп. Даниилом в благословение основанной им обители. На иконе серебряная вызолоченная риза, украшенная драгоценными каменьями, устроена в 1894 г. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908 г. Троицкий собор Данилова монастыря 1530-1532 гг. занимает особое место среди памятников древнерусской архитектуры старинного города Переславля-Залесского. Его простые и монументальные формы выдержаны в традициях среднерусской архитектуры первой трети XVI века. Фресковая роспись, выполненная в 1662-1668 гг., - первая самостоятельная работа знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина " с артелью " . Фрески Троицкого собора, включающие в себя обширный цикл иллюстраций Апокалипсиса, соединяют в себе опыт монументальной живописи предшествующего столетия с новыми приемами мастеров костромской школы второй половины XVII века... На средства великого князя Василия в Даниловом монастыре был построен первый каменный храм – Троицкий собор (1530-1532) с приделом святого покровителя новорожденного Иоанна Крестителя. Сам монастырь переименовали в Троицкий по посвящению главного храма Св. Троице. Троицкий собор принадлежит к числу древнейших архитектурных памятников Переславля-Залесского. Он был возведен в тот период, когда город после длительного перерыва вновь оказался в сфере строительной деятельности московских государей. В начале XVI века здесь был, вероятно, только один каменный храма – Спасо-Преображенский Собор XII столетия. О уже в 1520-1530 годах на средства великого князя Василия III каменные цекви строятся сразу в трех пригородных монастырях: Никитском, Горицком и Даниловом. Из построенных в то время храмов только Троицкий собор Данилова Монастыря дошел до нас без существенных переделок.

http://sobory.ru/article/?object=05685

Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника - будущего царя Ивана IV. Соответственно, решение о строительстве он принимал после августа 1530 года. Однако многие современные учёные сомневаются, что храм мог вырасти за какие-то два года при технологиях XVI века. Ведь даже строительство возрождённого храма Христа Спасителя в 1994-1997 годах шло дольше. А стены и пилоны Исаакиевского собора в Петербурге возвели за восемь лет (с 1828 по 1836 гг). По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год. Так, исследователь истории Москвы и окрестностей А. Корсаков писал в 1870 году: " Великий князь Василий был здесь в 1528 году, когда готовился встретить крымских татар, приблизившихся к Оке... Через четыре года по его повелению здесь была построена каменная церковь Вознесения " . Отсюда возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника. Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина. В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части храма обнаружили надпись " 1533 " арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истёк двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоежёнства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской.

http://sobory.ru/article/?object=03324

Одним из первых деяний святителя Макария в Новгородской епархии было введение общежительного устава в монастырях 639 . В результате этого в обителях увеличивается число монашествующих, строятся трапезные и другие необходимые поме- —257— щения. В 1532 году в Колмовом монастыре по благословению архиепископа Макария был освящен трапезный храм Живоначальной Троицы. Это строительство, связанное с архипастырской деятельностью Новгородского владыки, было осуществлено Д. Сырковым 640 . Архиепископ Макарий был почитателем святителя Николая. Мирликийскому Чудотворцу был посвящен домовый владычный храм, о строительстве которого читаем в летописи под 1532 годом: «Того же году в осенинах поставленна бысть церковь камена во владычне дворе святый Никола, подле святых Исповедник, на старом основании, повелением Пресвященнаго архиепископа Макария, а нарядщик 641 был Дмитреи Сырков» 642 . Три года спустя Д. Сырковым был сделан «верх камен» в приделе преподобного Варлаама Хутынского в «голбце» 643 Никольского собора на Ярославовом Дворище 644 . Под 1536 годом в летописи Дубровского говорится об освящении 30 апреля в храме Жен-Мироносиц придела апостола Матфея, который ранее был посвящен мученику Прокопию 645 . «...И —258— по благословению архиепископа Макария антиминс пременили и освящали во имя святаго Апостола Еуаггелиста Матьвея» 646 . Его строительство связывается уже с сыном Дмитрия Сыркова – Федором, который явился продолжателем трудов своего отца и в 15481556 годах был государевым дьяком в Новгороде 647 . Его деятельность, согласно историческим источникам, имеет многосторонний характер. После успешно выполненной в Ревеле (Таллинне) возложенной на него дипломатической миссии, сопряженной с опасностью для жизни, дьяк Федор Сырков, возвратившись, по обету основал в середине XVI века монастырь под Великим Новгородом в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери 648 , в котором были построены храмы во имя преподобного Феодосия Киево-Печерского, а также в честь Владимирской иконы Богоматери 649 . Святыней обители был образ Владимирской иконы Богоматери, получивший именование Сырковской 650 . Ктитор давал в основанную им обитель книги в каче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010