В 1815 году Когда взяты в академию Студенты богословия 800–806 Студенты философии 803–810 Ученики риторики 804–811 Ученики поэзии 805–812 Ученики синтаксимы 806–814 Ученики грамматики 807–814 Ученики информатории 1807–1815 Ученики отделения 1811–1816 Ученики 3-го рос. класса 1804–1815 Ученики 2-го рос. класса 1806–1815 Ученики 1-го рос. класса 1806–1815 Число учеников в казанской академии простиралось от 500–850, включая в это число иноепархиальных и русской школы учеников. Число учеников при пр. Павле Зернове и Амвросие Протасове увеличивалось год от году. Замечательно, что в низших классах всегда было гораздо более учеников, нежели в высших. В низших классах, напр. в информатории число учеников иногда доходило до 290; но к философскому классу minimum и maximum оставалось: 40–90, к богословскому: 40–80. Постепенное уменьшение числа воспитанников от низших классов к высшим зависело от того, что 1) большая часть выходили из средних классов и определялись на священноцерковнослужительские места, некоторые поступали в гражданскую службу, или переходили в другие учебные заведения, и 2) многие, по неспособности к высшему образованию, переводились из первых и средних классов в русскую школу, для приготовления к церковнической должности. Труды начальствующих и учащих в академии 1) Наставничество Главною обязанностью начальников и учителей академии была обязанность наставничества. Ректор обыкновенно был наставником богословия, префект учил философии, за ним следовали учители: риторики, пиитики, синтаксимы, грамматики, информатории и русской школы. В свободное от классов время наставники читали ученические сочинения и задачи, руководили воспитанников высших классов в чтении книг. Одному учителю поручались три, четыре предмета, напр. учителю синтаксимы: латинский язык, катихизис и арифметика. Труды наставников не ограничивались одним преподаванием, они должны были за неприличное поведение в классе и вообще за неисправность наказывать учащихся в классе стоянием на месте, или на коленах, или назначали наказание напр. голодный стол, стояние в столовой на коленах; они репортовали об учениках, не явившихся в срок. Наставники должны были отбирать и представлять в правление различные показания и объяснения учеников, напр. почему кто из них опускал классы, не ходил в церковь , не исповедовался, приехал поздно после вакации, на ком из учащихся не была натуральная оспа и др. На обязанности наставников было также: 1) репортовать о выписке потребных для класса учебных книг и о поведении учеников в классе. Учитель отделения Прокопий Брусвянов напр. в 1816 году так ре- портовал академическому правлению: «сего 1816 г. октября 11-го дня, по окончании послеобеденнаго класса ученики отделения при выходе из класса произвели опасное бешенство, ибо, кроме обыкновеннаго крика, начали толкать, давить друг друга и наваливаться; от сего составилась большая куча, в которой многие едва не передушились: о чем казанскому академическому правлению покорнейше и репортую».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. 1533 г. возникла необходимость ускорить бракоразводный процесс из-за беременности Анны Болейн и тайного брака, заключенного между ней и королем в янв. того же года. Перед следующей сессией парламента, начавшейся 4 февр. 1533 г., К. смог благодаря очередным дополнительным выборам увеличить влияние на палату общин. Он добился принятия в нач. апр. Акта об ограничении апелляций, запрещавшего обращения к папе Римскому по судебным и иным вопросам. Соответственно какое бы решение ни было принято англ. светскими и церковными властями по поводу развода короля, теперь оно не могло быть оспорено на основании мнения понтифика, по-прежнему возражавшего против расторжения 1-го брака Генриха VIII. Принятие этого акта позволило значительно ускорить бракоразводный процесс: уже в мае архиеп. Кентерберийский Томас Кранмер объявил брак короля и Екатерины Арагонской незаконным и признал его союз с Анной Болейн, которая летом была коронована как англ. королева. За усилия К. в этом деле монарх даровал ему поместье Ромни в Ньюпорте в Уэльсе (17 мая 1532), он также был назначен хранителем королевских драгоценностей (14 апр. 1532) и канцлером казначейства (12 апр. 1533). С дек. 1533 г. по королевскому приказу папа и католическая Церковь активно критикуются в памфлетах и проповедях по всему королевству. Окончательный разрыв Церкви Англии со Св. престолом был оформлен актами, принятыми на 2 сессиях парламента в 1534 г. (с 15 янв. по 30 марта и с 3 нояб. по 18 дек.). К. по-прежнему оказывал решающее влияние на деятельность парламента, фактически управляя им. Во многом благодаря его усилиям в марте 1534 г. парламент принял Акт о престолонаследии, объявлявший принцессу Марию, дочь Екатерины Арагонской, незаконнорожденной и провозглашавший наследником престола нерожденного ребенка Анны Болейн (в сент. того же года у нее родилась дочь, впосл. кор. Елизавета I). По акту все, от кого этого потребуют, были обязаны принести присягу новой королеве и ее буд. ребенку, отказавшиеся подлежали суду за гос. измену. В ту же сессию парламент принял Акт о лепте Св. Петра и диспенсациях, не только запрещавший платежи в пользу папы Римского, но и передававший архиепископу Кентерберийскому право издавать диспенсации, к-рое принадлежало Св. престолу, а также разрешавший королю проводить визитации монастырей. На следующей, 7-й, сессии «реформационного парламента» разрыв церкви Англии с Римом был окончательно оформлен Актом о супрематии, провозглашавшим короля единственным главой Церкви, а отрицание этого установления каралось новым Актом о государственной измене (в соответствии с данным статутом были казнены Мор и Джон Фишер, еп. Рочестерский). Кроме того, на этой сессии был принят 2-й Акт о запрете аннатов (1-й действовал с 1532), полностью упразднявший этот вид платежей в пользу папы, а также де-юре установивший королевский контроль над избранием епископов (де-факто король утверждал их и раньше).

http://pravenc.ru/text/2462031.html

Огромное количество памятников псковского литья было утрачено в 1920-е – 1930-е годы, в том числе и наиболее древние, относящиеся к началу XVI в. Часть из них исчезла в годы Отечественной войны. Сохранившиеся колокола разновременны, созданы различными мастерами. Однако, несмотря на то, что число их невелико, они дают возможность судить о творчестве псковских колокольни ков XVI-haчaлa XVII в. На основании летописных упоминаний следует полагать, что колокола бытовали в Пскове, как и в других городах, задолго до XVI в. Наиболее ранние известные нам даты – 1520 и 1521 гг., которыми были отмечены два больших (200 и 100 пудов) колокола, литых Михаилом, Ануфрием и Максимом Андреевыми для Спасо-Мирожского монастыря 191 . Михаил и Максим отливали также пару колоколов, один из которых висел на Варлаамовской церкви (он был выполнен между 1522 и 1528 гг.) 192 . Пару колоколов для церкви Василия на Горке в 1532 г. исполнил Максим 193 . Вероятно, теми же мастерами в 1520-х годах был отлит колокол для Снетогорского монастыря 194 , а в 1532 г. – для церкви Петра и Павла с Бую 195 . Михаил Андреев выполнил колокол для церкви Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре 196 . Для Хутынского монастыря в 1532 г. мастер отливал колокол-благовестник весом 120 пудов 197 . В 1551 г. Михаил Андреев и его сыновья Матфей и Кузьма на средства Петра Ивановича Шуйского исполнили отливку 400 пудового благовестника для Кирилло-Белозерского монастыря 198 . По-видимому, только два колокола работы Михаила Андреева сохранилось до наших дней. Один из них выполнен в 1544 г. для церкви Козьмы и Демьяна с Примостья на Запсковьи 199 (см. илл.). Церковь Козьмы и Демьяна – одни из крупнейших храмов Пскова. Он был возобновлен после пожара в 1462–1463 гг. на средства псковского князя степенных посадников 200 . В 1499 г. церковь вновь «выгорела» 201 , а в 1507 г. во время пожара на Запсковьи «колоколы у Козьмы и Демьяна сгорели, и предел подле церкви зельями (порохом. – И.П.) розодрало» 202 . В 1541 г. летописи вновь сообщают, что выгорело все Запсковье 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

он поддержал решение об установлении королевского контроля над церковным законодательством, прошлым и настоящим. Томас Кранмер, архиеп. Кентербери. 1545 г. Худож. Г. Флик (Национальная портретная галерея, Лондон) Томас Кранмер, архиеп. Кентербери. 1545 г. Худож. Г. Флик (Национальная портретная галерея, Лондон) После скоропостижной кончины У. Уорема (22 авг. 1532) Генрих VIII назначил архиепископом Кентерберийским кембриджского богослова Томаса Кранмера (1532-1556), который активно участвовал в деле о разводе на стороне короля. В это время Кранмер находился с дипломатической миссией в Германии, вел переговоры с нем. лютеранами и летом 1532 г. тайно женился (несмотря на сан пресвитера) на Маргарите, родственнице жены нем. реформатора А. Озиандера . Хотя в Римской курии было известно о лютеран. симпатиях Кранмера, папа Климент VII утвердил его избрание, не желая дальнейшего ухудшения отношений с англ. королем. Однако сразу после епископской хиротонии (30 марта 1533) Кранмер отказался от ранее принесенной им присяги папе Римскому и в дальнейшем стал одним из главных деятелей Реформации в Англии ( Ayris P., Selwyn D. Thomas Cranmer: Churchman and Scholar. Woodbridge, 1999. P. 117-123). С началом кампании по секуляризации церковных земель и имущества (диссолюция) в К. были закрыты жен. бенедиктинский приорат Гроба Господня (1536), приорат св. Григория регулярных каноников-августинцев (1536), конвенты доминиканцев, францисканцев и августинцев-еремитов (1538), монастырь св. Августина (1538) - часть аббатства была снесена, другая часть переделана в королевский дворец. В том же году разграбили и уничтожили святыню кафедрального собора в К.- гробницу католич. св. Фомы Бекета. Считается, что мощи святого были сожжены, а прах развеян по ветру в соответствии с королевским приказом, однако точных сведений об этом нет. Появился офиц. запрет называть Фому Бекета святым, отменены все службы в его честь, предписывалось исключить его имя из богослужебных и иных книг и изъять все его изображения.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

В 1531 г. М. был привлечен к суду над прп. Максимом Греком и обвинен в самовольной правке священных текстов, носившей, по мнению судей, еретический характер. М. отвечал, что правил рукописи по указанию прп. Максима Грека и по настоянию старца Вассиана (Патрикеева) . Показания М. на суде содержат уникальное свидетельство о руководящей роли Вассиана в деятельности медоварцевской мастерской и о причастности самого великого князя к ее работам. М. сообщал судьям: «А велел… мне Максима во всем слушати, и писати, и заглаживати Васьян старец, как Максим велит. И аз… по их велению так и чинил, и блюлся есми… преслушати князя Васьяна старца, занеже был великой и временной человек у государя. И я так и государя великого князя не блюлся, как его блюлся и слушал» (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 107). Соборное осуждение предписывало отправить М. «на Коломну владыце Васьяну (см. Вассиан (Топорков) .- Н. С.) в двор держати в крепости в велицей неисходно» (Там же. С. 74-75). Последнее известие о М. относится к осени 1532 г. В Летописце (Син. 939) последняя переписанная им статья датирована 1532 г. Можно объяснить это тем, что либо приговор суда 1531 г. не был приведен в исполнение, или М. очень скоро вернулся из ссылки в Москву и приступил к прежним трудам, закончив переписку Летописца. Вероятно, вскоре после 1532 г. М. скончался. Лит.: Погорелов А. А. Б-ка Моск. синод. типографии. М., 1901. Ч. 1. Вып. 3. С. 96-128; Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. [Вып. 1]. С. 286-317; она же. Новые рукописи Михаила Медоварцева//Там же. М., 1974. Вып. 2. С. 145-149; Амосов А. А. Из истории кодекса сборника Д. 193 Архангельского собр. РО БАН СССР//Рукописные и редкие печатные книги в фондах Б-ки АН СССР. Л., 1976. С. 32-42; Лурье Я. С. Рассказ о боярине И. Д. Всеволжском в Медоварцевском летописце//ПКНО, 1977 г. М., 1977. С. 7-11; Дмитриева Р. П. Медоварцев Михаил//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 109-113 [Библиогр.]; Цыпкин Д. О. Сказание «О Молукитцкых островех» и Повесть о Лоретской Богоматери: (Из сборника БАН, Архангельское собр., Д. 193, XVI в.)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 378-386; Каталог славяно-рус. рукоп. книг, хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2. С. 272-282. 156; С. 640-642, 643, 649-651; Сиренов А. В. Летописцы в рукописях Михаила Медоварцева//ЛиХ: Новые исслед., 2013-2014. М.; СПб., 2015. С. 235-347.

http://pravenc.ru/text/2562770.html

Когда скончался один из князей Кемских, он завещал своим родственникам, оценив свои имения, “да цену роздати по манастырем и по церквам Божьим по его душе и по всему роду” 58 . При решении данного вопроса “все четыре вотчичи били челом государю своему игумену Офонасью Кирилова монастыря”, чтобы он прибыл в “вотчинку в Кемоозеро”, решив, “что нам государь наш игумен Офонасий приговорит и старцы, и нам их слушать” 59 . При игумене Афанасии производилось межевание монастырских земель и владений Ростовского архиепископа Алексия (1543–1548) 60 . Актовый материал свидетельствует об общении игумена Афанасия с другими иерархами того времени. Епископ Вологодский Алексий (1525–1543) 5 октября 1539 года дал жалованную грамоту, освобождающую монастырь от церковных даней 61 . Тремя месяцами ранее Ростовский архиепископ Досифей (1539–1542) дал игумену Афанасию жалованную грамоту со своей стороны, освобождающую от дани приписные монастырские храмы 62 . В другой своей грамоте он сделал игумену Афанасию указания об уплате венечной подати за венчание вступающих в брак 63 . Известна жалованная грамота Вологодского епископа Киприана (1547–1558), данная им игумену Афанасию 64 . Поскольку при исполнении различных монастырских послушаний мог наноситься ущерб, то “приговорил игумен Афанасий со всеми соборными старцы о слугах”, оговорив меры возмещения наносимых ими монастырю убытков 65 . О различных вкладах в обитель, сделанных при игумене Афанасии, содержит сведения Кормовая монастырская книга. Под 31 декабря записан вклад “по Митрополите Макарие при игумене Афанасии, денег 150 рублев” 66 . При нем же сделал вклад в Кирилло-Белозерский монастырь макарьевский книжник В. М. Тучков, автор жития преподобного Михаила Клопского. Кроме икон он дал также 12 четьих Миней 67 . Деятельный игумен заботился о духовном просвещении братии, о пополнении монастырской библиотеки. По благословению игумена Афанасия инок Серапион, ученик старца Гурия (Тушина), переписал для монастыря в 1540 –1541 годах Псалтырь; инок Иона — рукописный сборник (1543–1544 гг.); инок Тит — Толковые Евангелия от Иоанна (1548–1549 гг.) и от Луки (1549); диакон Иоанн — сентябрьскую половину Пролога (1549) 68 .

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

1528 год – начало игуменства Александра (1528–1529). Сентябрь 1529 года – путешествие Василия III и Елены Глинской – его второй супруги (после насильственного пострижения первой жены Соломонии) – в Троицкий монастырь на богомолье о даровании ребенка. В том же году – начало игуменства Иоасафа (Скрипицына; 1529–1539), впоследствии Митрополита всея Руси. В малолетство Ивана IV, вследствие боярских интриг, был сведен с кафедры в 1542 году. Скончался у Троицы, после заточения в Кирилло-Белоезерском монастыре. В 1530 году (4 сентября) крещен был в Троицком монастыре сын великого князя Василия Ивановича Иван, будущий царь Иван Васильевич Грозный. 4 декабря 1533 года – кончина великого князя Василия III, при которой присутствовал Троицкий игумен Иоасаф (Скрипицын). 1539 год – начало игуменства Порфирия 2-го (1539–1541). В марте 1540 года великий князь Иван IV пожаловал Троицкой обители грамоту о бесплатной и беспошлинной заготовке камня для строительства крепостных стен. Начало строительства крепостных стен вокруг обители. 1541 год – начало игуменства Алексия (1541–1543), впоследствии Архиепископа Ростовского. 1543 год – пятинедельное игуменство Порфирия 3-го. Начало игуменства Никандра (1543–1545), впоследствии Архиепископа Ростовского. 1545 год – начало игуменства Ионы (Шелепина; 1545–1549). 25 февраля 1547 года – церковный Собор установил повсеместное почитание памяти преподобного Никона Радонежского. В том же году – два царских богомолья к Троице, в январе и феврале. 1548 год – поставлена каменная церковь над гробом преподобного Никона Радонежского. 1549 год – начало игуменства Серапиона (Курцова; 1549–1551), впоследствии Архиепископа Новгородского. 1551 год был богат на события. Началось игуменство Артемия (Пустынника), постриженника преподобного Корнилия Комельского, ученика Порфирия, бывшего игумена Троицкого, подвизавшегося в его пустыни. Отличался своеобразием в духовной жизни. Так уже в конце 1551 года он отказался от игуменства, как неполезного его душе. По ходатайству игумена Артемия в Троицкую обитель из Тверского Отроча монастыря был переведен находившийся в опале преподобный Максим Грек – ныне прославленный святой Русской Православной Церкви, чьи мощи почивают в Троице-Сергиевой Лавре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адрианов Свято-Успенский монастырь — мужской монастырь Рыбинской епархии Русской православной церкви, расположенный в окрестностях Пошехонья. Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. Адриана Пошехонского, написанному в 1570-х гг., которое является важнейшим источником сведений о монастыре, в 1539 г. постриженики Корнилиева Комельского монастыря преподобные Адриан и Леонид Пошехонские по благословению игумена монастыря прп. Лаврентия Комельского ушли в пошехонские леса ради создания новой общежительной пустыни во имя Божией Матери. Место для нее на р. Вотха (Ветха), между селами Белым, Пострабольским, Шельшедомским, Кештомским и Ухорским, было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить отшельников в «пустыню непроходимую». Божественное покровительство избранному месту проявилось в чуде явления на дереве иконы Успения Богоматери (по др. сведениям, иноки принесли икону с собой и, выбрав место для монастыря, поставили ее на дубе). После трех лет отшельнической жизни преподобные Адриан и Леонид решили основать мужской монастырь, для чего отправились в Москву, где получили благословение свт. Макария, митр. Московского, на устроение монастыря и строительство храма в честь Успения Богородицы и собрали пожертвования; тогда же прп. Адриан был возведен в сан игумена обители. В монастыре был введен строгий общежительный устав, по образцу устава Корнилиева Комельского монастыря. 31 мая 1543 г. была заложена «малая церковь с трапезою». С 1543 г. до конца XVII в. все монастырские постройки: храмы, трапезная, кельи, звонница и ограда - были деревянными. Помимо Успенской соборной церкви, имевшей 2 придела - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Михаила Малеина, построенных, судя по посвящениям, в годы царствования Михаила Феодоровича (1613-1645), в монастыре находилась еще надвратная церковь во имя мучеников Адриана и Наталии с приделом прп. Михаила Малеина. В 1659 г. при Успенской церкви значились два придела - свт. Николая Чудотворца и прп. Адриана Пошехонского. В 1699 году монастырь сгорел до основания. В начале XVIII в. по благословению Ростовского митр. Иоасафа (Лазаревича), а затем свт. Ростовского Димитрия (Туптало) на месте сгоревших храмов были выстроены новые. В 1701 г. игум. Феодосий испросил позволения на строительство церкви свт. Николая Чудотворца, освященной в 1704 г. Был ли этот храм отдельной постройкой или одним из соборных приделов, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=03659

В Вологодском уезде: В Ракульской волости – вотчина под монастырем – село Коровничье, Выпрягово тож, в селе церковь св. Николая Чудотворца. 8 Эта церковь  и при ней теплая во имя Всех Святых упоминается уже в 1543 году. Конечно, она была еще деревянная. В 1646 году церковь описана так; церковь Воскресения Христова древяна вверх, клинчатая, да придел Успения, другой придел Николы чудотворца; другая церковь – Всех святых древяна вверх шатровая. Каменную церковь стали собираться строить в 1680 году. Околомонастырский ключ(округ): в нем село Васисильевское, три сельца и четырнадцать деревень. Тошенская волость: в Верховской трети село Сергиево и десять деревень. Оларевская волость:в ней шесть деревень. Водожская волость: в ней село Домшино с церковью Николая Чудотворца и девять деревень. Ныне самостоятельный приход, в 55 верстах от г. Вологды. В 1543 году упоминается в Домшине церковь Николая Чудотворца да теплая Косьмы и Дамиана. Городской стан Троицкого угла:в нем село Богородское с церковью Положения пояса Пресвятой Богородицы и две деревни. Село Богородское дано игумену Иоакиму в монастырь в 1573 году Варварой Васильевой дочерью, Стефановой женой Андреева сына Лаврова, по приказу сына ее Василия, когда он отправлялся в Казань. В этом году был уже в селе храм Положения пояса Пречистой Богородицы и другой – преп. Димитрия Прилуцкого. Городской стан – Пуркаловское окологородье:в нем село Ивановское и четыре деревни. Оно завещано в монастырь в 1636 году Максимом Васильевым сыном Лихаревым в вечный поминок и утверждено было царской грамотой от 20 июня 1637 году. В Грязовецком уезде: Троицкий угол:в нем село Лоптуново с церковью св. Николая Чудотворца и шесть деревень. Ныне в 10 верстах от Вологды приход Грязовецкого уезда. В 1543 г. Лоптуново еще деревня, в 1646 г. упоминается уже церковь Николая Чудотворца и преп. Димитрия Прилуцкого, древяна клетцки. Лоскомская волость:в ней село Бурдуково с церковью Николая Чудотворца и восемь деревень. Село Бурдуково завещано игумену Иоакиму в 1571 году Григорием Феодоровым Матафтиным; тогда в нем были церкви Николая Чудотв. и теплая Феодора Стратилата. Григорием же Матафтиным оно было куплено у дяди его Ширяя Тимофеева Матафтина и у сына его в 1531 году. Духовная Г. Матафтина были утверждена епископом Вологодским и Великопермским Варлаамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010