Дело о создании федосеевского центра в Казани в определённой I мере облегчалось тем, что 3 сентября 1815 г. в Казани произошёл грандиозный пожар, и значительную часть города необходимо было отстраивать заново. Сам же купец В.А. Савинов с 1815 по 1817гг.] занимал в городовом магистрате должность бургомистра (21). Конечно, должность сама по себе не имела большого веса, тем не менее, для купечества и мещанства данный факг мог иметь определённое значение и, в известной степени, способствовать благополучному и ускоренному решению вопроса о согласии на создание I старообрядческого кладбища и богадельни в Стекольном заводе. Казанское губернское правление своим указом от 11 ноября 1815 г. приказало Казанской полиции, чтобы она, совместно с врачебной управой, освидетельствовала место, уступаемое купцом Савиновым для устройства старообрядческого кладбища. Перед полицией ставилась задача выяснить: не повлечёт ли устройство старообрядческого кладбища в Прилуцком каких-либо неудобств для жителей Казани, а также расследовать, не имеют ли старообрядцы уже особого кладбища (22). Уже 23 ноября 1815 г. казанский полицмейстер Симанов направил в губернское правление рапорт, в котором отвечал, что им «свидетельство обще с членом врачебной управы чинено было, которое место оказалось от города в дальнем разстоянии, и жителям никакого неудобства и вреда причинить не может» (23), а 24 ноября того же года губернское правление, на основании имеющихся правовых актов и экспертных заключений, приказало казанской полиции отвести старообрядцам землю при озере Прилуцкое под кладбище (24). К январю 1818 г. В.А. Савинов огородил принадлежащую ему территорию в Стекольном заводе деревянным тесовым забором, троил там каменную часовню, что вызвало на него донос со стороны благочинного казанской Богоявленской церкви протоиерея Петра Талева (25). В марте 1818 г. В.А. Савинов разъяснил Казанскому губернскому правлению, что в Стекольном заводе существует не часовня, а богадельный дом, и при нём — «молитвенная храмина», но она не является вновь заведённой, «а с изстари [предками их здесь в Казане устроенная, только что перенесена из Тихфинского прихода по случаю ветхости оной не после пожара, а прежде за долгое время, и в ней содержится обряд не раскольнической, а кафолической веры, по старопечатным книгам совершается служба. И относительно умерших телес отведено местною I полициею и врачебною управою по указу губернского правления, состоявшемуся 1809 г. августа 9 дня, кладбище, сообразно заведенному порядку в Москве в Преображенском старообрядческом богадельном доме, позволенном и утверждённом именным Его Императорского Величества мая 15-го дня 1809 г. указом» (26).

http://sobory.ru/article/?object=24406

Продолжение следовало. И, значит, отодвигалось подведение итогов. И, стало быть, рано было оплакивать свою монаршую участь. И, получалось, вновь настоящее было в будущем. Настоящее торжество. Настоящее благо. Настоящее искупление. Год 1815. Июнь. 10. Получено известие о победе союзных войск под Ватерлоо. Лицейское братство и Священный Союз Год 1815. Июнь. 13. Наполеон вторично отрекается от престола в пользу сына. Так и вышло, что первым из глобальных послевоенных проектов Александра Павловича стало создание Священного Союза Европейских Государей. Акт «Братского Христианского Союза» подписан будет 14/26 сентября 1815 года, в день Воздвижения; огласят его 25 декабря — на Рождество; такой выбор не мог быть случайным; даты говорят за себя. Чем больший разлад царит в душе человека (особенно если этот человек и сам — царит), тем сильнее его тяга к упорядоченности. Педанты и аккуратисты слишком часто оказываются тайными неврастениками, равно как натуры мистические нередко совмещают порывы за пределы эмпирического опыта с напряженным интересом к муштре и палочной дисциплине. Была прямая связь между обострением интереса послевоенного Aлekcahдpa I к фрунту, любовным обустройством военных поселений, экспериментальной реорганизацией Остзеи, Финляндии, Польши — и все нараставшим в его душе страхом перед непредсказуемостью истории. Государственная эстетика компенсировала сердечный разлад. Не столь непосредственно, но и все же связан с этим разладом проект Священного Союза. Именно в те дни, когда царь обдумывал свой многозначительный тост «За мир Европы и благоденствие народов», провозглашенный во время прощального смотра русским войскам близ Вертю 29 августа 1815 года, он отдал приказ Ермолову арестовать и отправить на союзническую гауптвахту тех полковых командиров, чьи полки сбились с ноги при входе в Париж. А вечером того же дня, обнаружив пропажу депеши от посланника при Нидерландском дворе, долго кричал на князя Петра Волконского, после чего велел принести Библию и погрузился в деятельное созерцание.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский . Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви (1815)// Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский . Творения. – [М.]: Отчий дом, 1994. – С. 448. Там же. Владимир (Сабодан), архиеп. Дмитровский , проф., ректор МДАиС. Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением. – Магистерская диссертация. – Загорск, машинопись, 1979. – С. 89. Там же, с. 96–97. Противоречие в определении (лат.) Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский . Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви (1815)// Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский. Творения. – [М.]: Отчий дом, 1994. – С. 446. Болотов В. В . Лекции по истории древней Церкви/Под ред. проф. А. Бриллиантова. – СПб.: Тип. М. Меркушева. – Т. 1: Введение в церковную историю. – 1907. – С. 13. Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский . Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви (1815)// Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский . Творения. – [М.]: Отчий дом, 1994. – С. 402. Там же, с. 424. Там же. Там же, с. 448. Там же, с. 403. Там же. Там же, с. 449. Там же, с. 407. Там же, с. 408. Иларион (Троицкий), архим . Единство Церкви и Всемирная конференция христианства// Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. – М.: Православная беседа, 1992. – С. 67. Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский . Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви (1815)// Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский . Творения. – [М.]: Отчий дом, 1994. – С. 408. Рейтинг: 9.4 Голосов: 121 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина И. 28 июля 2020, 01:11 Да простит меня Господь. Немного добавлю. " недостатки в богословии обоих святителей не помешали возрастанию в любви к Богу и ближним, которая и привела их к вечному блаженству в Божественной славе у престола Божия " . Любовь к Богу и ближним, несомненно, проявилась у митрополита Московского Филарета (Дроздова) в том великом и благородном деле, как перевод Библии на русский язык. Несмотря на мощную волну противодействия в лице адмирала Шишкова, графа Аракчеева, графа А.Толстого и мн.свящ.лиц, святителю удалось в 1858г, после 30-летнего закрытия Российского Библейского Общества, возобновить труды по переводу Священного Писания на понятный народу язык. Это известный ныне всем синодальный перевод.

http://pravoslavie.ru/132855.html

Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы. Том 2: 1802–1815. М., 2017. С.709–710.  Рассуждения историков о личной религиозности Александра I см.: Надлер В. К . Император Александр I и идея Священного союза. Т. 1. С.11–50; Т. 5. С.251–291; Пыпин А.Н. Исследования и статьи по эпохе Александра I. Т.1. Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916. С.130–132, 338–343; Вишленкова Е. А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002. С.134–135; Menger Ph. Konversion und Politik: Alexander I. von Russland//Historisches Jahrbuch. Vol.130 (2010). S.157–180; Werth P.W . The tsar’s foreign faiths. Toleration and the fate of religious freedom in Imperial Russia (Oxford Studies in Modern European History). Oxford, 2014.  Eylert R.Fr. Charakterzüge und historische Fragmente aus dem Leben des Königs von Preussen Friedrich Wilhelm III. Magdeburg, 1845. T. 2. Abt. 2. S.248.  Ibid. S.249.  Внешняя политика России XIX и начала XX века (далее – ВПР). Сер. 1. Т. 7. М., 1970. С. 369–374.  Цит. по: Шильдер Н.К. Император Александр I: его жизнь и царствование. СПб., 1897. Т. 3. С. 382.  Николай Михайлович, великий князь, Император Александр I. Опыт исторического исследования. СПб., 1912. Т. 1. С. 546.  Выражение из письма Александра I Ф.-С. Лагарпу от 29 мая/10 июня 1815 г.: Андреев А.Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы. Т. 3: 1815–1832. М., 2017. С. 57.  Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2001. С. 306–311; Ghervas S. Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance. Paris, 2008. P. 261–262.  Empaytaz H.L. Notice sur Alexandre, empereur de Russie. 2-me edition. Genève; Paris, 1840. P.40–41.  Eylert R.Fr. Charakterzüge… T.2. Abt.2. S.243–249.  Кондуров В.Е. Политическая теология Карла Шмитта… С.63.  Манифест о заключении священного союза между Их Величествами Императорами Всероссийским и Австрийским и Королем Прусским. 25 декабря 1815 г.//Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое (далее – NCЗ-I). СПб., 1830. T.XXXIII. 26045.

http://bogoslov.ru/article/6175891

Барнаул. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Одигитрия " иконы Божией Матери Год постройки:Между 1795 и 1815. Год утраты:1935 (разрушена) Адрес: Располагалось она на пересечении Московского переулка (пр. Ленина) и Большой Тобольской улицы. Координаты: 53.329617, 83.796467 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменное здание Богородице-Одигитриевской церкви начали строить в 1795 г., закончили в 1815 г. Освящена в 1815 г. Располагалось оно на пересечении Московского переулка (пр. Ленина) и Большой Тобольской улицы. Рядом находилась базарная площадь. Деньги на строительство выделил купец Иван Пуртов. Здание было «двухэтажным, крыша железная, покрыта зеленой краской, утварью достаточное». Эту церковь называли в Барнауле «купеческой»: по месту расположения у Торговой площади и церковными старостами в ней были долгое время представители купеческого рода Суховых. В 1914 году церковь обслуживала около 1300 прихожан, при ней действовали церковно-приходская женская школа и школа грамоты. После 1935 года здание было разобрано. От усадьбы храма остались сквер и искаженное перестройками церковное гостиничное здание. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1842054 Одигитриевская церковь каменная, двухэтажная, во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии и во имя Преображения Господня, с двумя приделами в нижнем этаже: во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и во имя св. пророка божия Илии, построена в 1815 г., расстоянием от г. Томска 385 верст. Причта по штату: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: проценты причтового капитала 500 руб. 86 коп. и доходы от треб. Прихожан обоего пола 1300 душ, в том числе, раскольников и иноверцев 70 чел. При церкви часовня, построена в 1884 г. Церковно-приходская женская школа открыта в 1900 г. и школа грамоты. В районе прихода три школы гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1898 г.

http://sobory.ru/article/?object=37171

Покров-Пема. Церковь Воскресения Христова. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская, что на Пеме (пог. Покров-Пема), зданием каменная, с такою же колокольнею; построена в 1815 г. на средства прихожан. Ограда полукаменная. Кладбище при церкви. Престолов 3: а) в честь Воскресения Христова, б) Успения Божией Матери и в) Покрова Божией Матери. Расстояние от Костромы 132 в., от Галича 13 в. Ближайшие церкви: Рождественская с. Игнатова и Николаевская с. Никольского в 3 в., Предтеченская с. Филимонова Чухл. уезда в 4 в. и Богоотцовская с. Туровского в 6 в. В 1857 г. в селе, иждивением г. Николая Готовцева, построена вторая каменная церковь во славу Иисуса Христа Спасителя. Разобрана в 1888 г. http://www.old-churches.ru/ga_022.htm Церковь построена в 1815 г. на средства прихожан. Храм кирпичный. Основной объём - двусветный четверик с боковыми портиками, увенчанный меньшим по размерам восьмериком с пятиглавым завершением. Трёхъярусная колокольня со шпилем соединена с церковью двухпридельной трапезной и притвором. Приделы Успенский и Покровский. Закрыта не позже 1930-х г.г., пустует. Главным сооружением комплекса является характерный для региона тип церкви в стиле позднего классицизма. Кирпичное, оштукатуренное здание построено в 1815 г. на средства прихожан. В 1857 г. по заказу Н. Готовцева была сооружена вторая каменная церковь, разобранная уже в 1888 г. Возможно, к сер. 19 в. относятся Святые ворота и несохранившаяся «полукаменная» ограда. Церковь Покрова стоит на северной окраине села (которое в настоящее время не существует). По ее оси к западу расположены Святые ворота, а примерно в 50 м к северу — дом причта, построенный в кон. 19 — нач. 20 в. Церковь Покрова, 1815 г., обладает традиционной продольно-осевой композицией. К пятиглавому храму типа «восьмерик на четверике» примыкают более узкая прямоугольная в плане апсида с полукружием на востоке и более широкая трапезная со скругленными углами. Грани восьмерика, расположенные по странам света, шире диагональных.

http://sobory.ru/article/?object=30289

Гранитную и каменную кладку взялся сделать, за 9½ тысяч, кроншт. мещанин Лука Филиппов Тузов. Он же взялся за работы кузнечные и плотничные, кроме полов. В 1883 году он отстроил церковь вчерне. К 1884 г. на постройку истрачено более 50 тыс., не считая доставки материала прихожанами. Храм строится во имя св. Николая, с приделом Покрова; другой придел еще не намечен. Храм пятиглавый, длиною, с колокольнею, в 17 саж., шириною в 13, а высотою – в 22 саж. с крестом. В церковном архиве хранятся: 1) Указ Феофана, от 28 ноября 1726 г., за 126-м, об освящении церкви, выстроенной на месте сгоревшей; 2) План и межевая книга 1785 года; 3) Копия с плана на участок церковной земли, отрезанной в 1879 г. землемером Божуковым. На плане значится: под выгоном и сенокосом, с молодым кустарником, 36 десятин, под моховым болотом, проселочными дорогами, пулуручьями, неудобной 1 дес. 800 саж. Сперва причт составляли: священник, диакон, дьячек и пономарь. В 1815 году положено два священника, два пономаря и просвирня. В 1844 г. церковь причислена ко 2 классу и жалованья причту положено 600 р. С 1882 г. настоятель получает 240 р., помощник его – 160 р., псаломщики – по 80 р. и просвирня – 30. Вот прежние священники: до 1815 г. служили: Феодор Мартинов (ок. 1726), Стефан Антипов (ок. 1785) и Антип Степанов (ок. 1816). С 1815 года положено два причта и приход разделен на две половины. В первой половине священствовали: Иоанн Знаменский (1815–1852), Павел Державин, зять его (1852–1857), Григорий Певцов, другой зять его же (1857–1870), Петр Лабецкий (1870–1877), оставивший по себе плачевную память: жена его Екатерина Афанасьева удавилась, а он сам умер в умопомешательстве. С 1877 года до ныне служит Николай Лавров, настоятель церкви. Во 2-й половине священствовали: Иоанникий Антипов, служивший сперва дьячком (до 1805), потом – диаконом (1805–1816) и наконец – священником (1816–1832), Феодор Близнецкий (1833–1846), Иоанн Заозерский (1846–1871), бывший благочинным, Петр Тихомиров (1871–1880), Петр Смирницкий, бывший с 1849 г. диаконом (1880–1883) и Иоанн Николаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Коденцово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1809 и 1815. Год утраты:приблизительно 1957 Адрес: Россия, Воронежская область, Каменский район, с. Коденцово, ул. Красная Координаты: 50.607667, 39.444943 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Время появления первого храма в слободе неизвестно. Есть информация, что первая деревянная церковь появилась уже в середине 18 века. Как сообщается на сайте администрации сельского поселения: " К середине XVIII-ro века здесь насчитывалось около 70-и дворов, имелась небольшая деревянная церковь. К концу XIX-beka в селе проживало более 3-х тысяч человек, имелись кирпичная церковь, школа, несколько ветряных мельниц, крупорушка. " Никакой дополнительной информации о деревянной церкви в Коденцово более неизвестно. Но известно, что первая деревянная церковь на территории современного Каменского района упоминается в 1710 году в Марках. В начале 19 века была построена каменная церковь. В разных источниках годы постройки несколько отличаются. Первая датировка: " В 1809—1815 годах в Коденцево построена каменная Благовещенская церковь и после этого Коденцово стало считаться полноценным селом. " Вторая датировка: " В 1816 году была построена каменная Благовещенская церковь. " Известно, что в 1813 году в храм был назначен первый штат (священник, дьякон, дьячок и пономарь). А в 1815 году был назначен второй штат (священник, дьячок и пономарь). С учётом информации о назначении священников можно предположить, что строительство храма началось в 1809 году, в 1813 году в храме начались регулярные службы, в 1815 году были достроены приделы, а в 1816 году строительство было закончено. По информации краеведов, храм был трёхпрестольный, однако названия приделов неизвестны.  Благовещенский храм стал первым каменным храмом на территории современного Каменского района. Правда опережение было относительно небольшое, в Марках и Татарино каменные храмы появились в 1822 году. Но в Марках и Татарино храмы построены уже явно после Отечественной войны. А в Коденцово строительство каменного храма почти наверняка началось ещё до Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=17751

Без колокольни храм – не храм. Первая деревянная звонница Богоявленского собора сгорела в середине семнадцатого века, вторая – в начале восемнадцатого, пожара третьей решили не ждать. В 1764 году на средства местного купца Алексея Потёмина была построена каменная колокольня, а, вернее, «церковь под колоколы» - так называли колокольню, внутри которой был ещё освящён и собственный храм. У этой колокольни «церковью под колоколы» стала Казанская, от неё и пошло название всего сооружения. Соборная колокольня являлась классическим образцом Тотемского барокко. Стены её были богато украшены тотемскими клеймами, сиречь знаменитыми картушами. Над алтарём был очень интересный орнамент, из них составленный и напоминавший узорочье некоторых московских церквей. Кстати, гордостью этой соборной колокольни был тотемский Царь-Колокол. Отлит он был из трёх старых колоколов и весил целых 700 пудов! Отлил такую красоту мещанин Пётр Денисов в 1815-1816 годах. В 1840 году на колокольне появилась ещё одна гордость: часы с боем, установленные кузнецом Сидором Мишуринским. Кстати, часы эти были не новые, а отремонтированные старинные, те, что висели ещё на деревянной колокольне в остроге. Нет уже ни колокольни, ни часов, ни самой церкви... Пустое место у стены обезглавленного Богоявленского собора – вот всё, что осталось от стоявшей тут когда-то лучшей колокольни города. Главная тотемская городская церковь - Богоявленский собор - сначала стояла внутри стен старинного деревянного острога, или кремля. Краевед-священник П. П. Арсеньевский считал, что первый храм здесь был выстроен около 1543 года. После того как в 1743 году остатки укреплений вместе с деревянной соборной церковью Рождества Богородицы сгорели, началось строительство каменного храма, нижний этаж которого в 1749 году и был освящён во имя Богоявления Господня. Эта церковь являлась одним из лучших образцов стиля тотемского барокко. Клейма покрывали все межоконные пролёты на стенах, хотя и не отличались разнообразием форм, если судить по рисунку-панораме Тотьмы начала XIX века, сохранившегося до наших дней. На нём отчётливо просматривается как Богоявленская церковь, так и соседняя церковь " под колоколами " - Казанская, тоже с картушами. К сожалению, 14 июня 1815 года верхняя церковь Рождества Богородицы выгорела и к 1822 году по плану архитектора И. А. Фохта была перестроена. Затем здание собора в 1863-1872 гг. сильно расширили по проекту П. В. Иконникова, для большей вместимости прихожан, да так, что от первоначального облика барочной церкви уже ничего не осталось.

http://sobory.ru/article/?object=06401

Колокольня «Иван Великий» стала образцом для мн. рус. К. на протяжении последующих веков; широкое распространение получили столпообразные К. нередко с церквами в нижних ярусах, напр. круглая Георгиевская в с. Коломенском под Москвой (ок. сер. XVI в.) с 5 арками звона и изысканным ордерным декором. К этому типу относятся суздальские К.: столпообразная ц. Происхождения честных древ Креста Господня в Покровском монастыре (1515, шатровый верх - XVII в.), с усыпальницей в подклете, храмом в среднем ярусе и звоном наверху; 9-гранный столп Спасо-Евфимиева мон-ря (нач. или сер. XVI в.) с подклетом, ц. св. Иоанна Предтечи и 3-м ярусом звона; уникальная 6-гранная К. Свято-Троицкого Болдина монастыря под Дорогобужем (90-е гг. XVI в.). Восьмигранная К. Спасо-Каменного мон-ря (1543-1549; архитекторы Пахомий Горяинов, Григорий Борисов) на Кубенском оз. под Вологдой была соединена с трапезной. Церковь-колокольня Распятия Господня в Александровой слободе. XVI в. Церковь-колокольня Распятия Господня в Александровой слободе. XVI в. Отдельного внимания заслуживает Распятская К. Александровой слободы. Выстроенная в 10-х гг. XVI в. как храм во имя свт. Алексия, митр. Московского, первоначально она представляла собой 8-гранный столп с галереей звонов наверху, увенчанный горкой кокошников и шлемовидной главой. Сбоку к столпу примыкала стенообразная звонница в 3 пролета для крупных колоколов. Т. о., здесь в едином комплексе совмещались храм-К. и звонница. В 70-х гг. XVI в. царь Иоанн Грозный повелел укрепить древний столп обходной аркадой и надстроить его высоким шатром, водруженным на горку кокошников. Под шатром устроили дополнительный ярус звона. Перестроенная церковь в Александровой слободе стала первой шатровой К. в России. Звонили здесь и «в очеп», и «в языки». Колокольня «Иван Великий» (1505) и Успенская звонница (1814–1815) в Московском Кремле Колокольня «Иван Великий» (1505) и Успенская звонница (1814–1815) в Московском Кремле Создание сложных многосоставных комплексов, соединявших столпообразную К.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010