Первоначальные звонницы Кремля Предшественницей Успенской звонницы Московского Кремля, в которую был перенесён Николо-Гостунский храм, была церковь в честь Воскресения Христова со звонницей, начатая обрусевшим итальянским мастером Петроком Малым в 1532 - 1539 годах. Постройка была завершена в 1543 - 1552 годах, уже после отъезда зодчего из Москвы. В 1555 году престол храма-звонницы был освящён в честь Рождества Христова . Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже " Кремленаград " начала 1600-х годов. В течение XVII века церковь была преобразована в звонницу , получившую название Успенской . Для этого в 1624 году по распоряжению патриарха Филарета с северной стороны прежнего храма зодчим Баженом Огурцовым была сооружена пристройка в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола. В 1812 году французские войска заложили под колокольню Ивана Великого и Успенскую звонницу мины, взорвав их при отступлении из Москвы, в ночь на 11 октября. Столп колокольни устоял, но звонница с пристройкой оказались полностью уничтожены. Успенская звонница с Николо-Гостунским храмом Разрушенная взрывом Успенская звонница с Филаретовской пристройкой были восстановлены на прежнем фундаменте в 1814 - 1815 годах архитекторами Д. И. Жилярди, Л. Руска и И. В. Еготовым. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, новые строители повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объёма. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала XIX века. Место утраченного Рождественского храма заняли святыни и утварь Николо-Гостунского собора, перенесённые сюда в 1817 году, после чего последовало освящение новой церкви на втором ярусе звонницы в 1818 году. В 1849 - 1852 годах архитектором К. А. Тоном было построено высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее в церковь Николы Гостунского. При артобстреле Кремля в ноябре 1917 года снаряд разорвался в алтаре Гостунской церкви, но престол чудом остался невредимым. Вскоре на звоннице поставили часовых, которые расписали стены " памятными " надписями. Храм в звоннице был закрыт в 1918 году, чтимая икона церкви пропала. В последующие десятилетия помещение собора было занято под хранилище музеев Кремля, доступа туда посетителям не было. При этом, в советский период время от времени в нижнем ярусе Филаретовской части устраивались выставки.

http://drevo-info.ru/articles/13676546.h...

и звонницу, было заметным явлением XVI в. Так, в Московском Кремле с севера к колокольне «Иван Великий» пристроили 2-этажную ц. Воскресения с приделом Рождества Христова (1532-1539; архит. Петрок Малый Фрязин, достройка в 1543-1552). Церковь имела сложное завершение с кокошниками, волютами и одной главой. Вероятно, при Иоанне Грозном над церковью устроили арки для колоколов. Внизу, между столпом и приделом Рождества Христова, была звонница, предназначенная для «Большого Успенского» колокола, самого крупного на Руси. В 20-х гг. XVII в., при царе Михаиле Феодоровиче, верх Рождественской ц. окончательно был переделан в звонницу палатного типа с 3 колоссальными арками для больших колоколов. По имени самого большого колокола звонницу назвали Успенской. Сооружение увенчала мощная глава. С севера к новой церкви-звоннице примкнула Филаретова пристройка (1624; архитекторы Бажен Огурцов, Джон Талер) с причудливой готической шатровой палаткой для колокола «Лебедь», а еще севернее - семисотенная пристройка (кон. XVII в.). На новой звоннице звонили уже только «в языки». В 1812 г. французы взорвали Успенскую звонницу, она была воссоздана архит. Д. Жилярди и др. в 1814-1815 гг. (в наст. время там висит колокол, перелитый в 1817-1819). Сложившийся в Московском Кремле уникальный ансамбль стал в XVI-XVII вв. образцом для мн. комплексов монастырских К. Напр., к столпообразной К. Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале в 2 этапа (1599 и 1691) была пристроена палатная звонница с 3 крупными арками и асимметрично возвышающейся часозвоней. В XVI-XVII вв. возник многосоставный комплекс из нескольких звонниц у стен ц. Св. Духа Троице-Сергиевой лавры (уничтожен в XVIII в.). Параллельно продолжал существовать тип псковско-новгородских стенообразных звонниц. Вероятно, он оказал влияние на московскую церковь-звонницу Рождества Пресв. Богородицы (сер. XIV в.; не сохр.) при ц. Покрова Богородицы на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной пл. Она была 3-пролетная в 3 яруса звона, увенчана 3 шатрами. Упрощенной вариацией на эту тему можно считать изящную 3-пролетную звонницу при ц.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

1808 г. 12°; 2) «Вельзен, или Освобожденная Голландия», трагедия в 5 д. в стихах. Смоленск, 1810 г. 12°; 3) «Подвиги графа Михаила Андреевича Милорадовича в Отечественную войну 1812 года, с присовокуплением некоторых писем от разных особ», М. 1814 г. 12°; 4) «Черты из жизни Тадеуша Костюшки, плененного российским генералом Ферзеном», СПб., 1815 г., напечатано также в «Письмах русского офицера», переведено на польский язык (Вильно, 1821 г.); 5) «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг., также Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1815 год, с присовокуплением замечаний, мыслей и рассуждений во время поездки в некоторые отечественные губернии». 8 ч. М. 1815–1816 г. 12°, первоначально печатались в «Русском Вестнике» 1814 г., «Сыне Отечества» 1815–1816 г. и «Вестнике Европы» 1815 г.; 5 частей, касающиеся войн 1812–1815 гг., впоследствии вышли 2-м изданием под заглавием «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием Отечественной и Заграничной войны с 1812–1815 г.», 5 ч. М. 1870 г.; 6) «Письма к другу, содержащие в себе замечания, мысли и рассуждения о разных предметах, с присовокуплением исторического повествования: Зиновий-Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Россия». 3 ч. СПб., 1816–1817 г. (историческая повесть была напечатана также в «Соревнователе просвещения» 1819 г., тома V и VI, и отдельно, в 2 ч. СПб., 1819 г.); 7) «Краткое начертание Военного Журнала». СПб., 1817 г. 4°; 8) «Гимн величию и всемогуществу Божию». СПб., 1818 г. (первоначально в «Русском Вестнике» 1818 г. 5, а потом вошло в «Опыты священной поэзии»); 9) «Лука да Марья», народная повесть. СПб., 1818 г., 2 изд. M. 1845 г. 12°; 10) «Подарок русскому солдату». СПб., 1818 г. 18°; 11) «Рассуждение о необходимости деятельной жизни, ученых упражнений и чтения книг, также о пользе и настоящем положении учрежденного при Гвардейском Штабе для военных читателей книгохранилища».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Попробуем определить, насколько серьезным было греческое влияние в Антиохийской церкви. По имеющимся данным, первое радикальное вмешательство греков в антиохийские дела произошло при патриархе Дорофее III (1541–1543 гг.). Дорофей, довольно загадочная личность, начал свое правление с беспрецедентной попытки унии с маронитской церковью. Он предложил маронитскому патриарху вступить в молитвенное общение и допустить смешанные браки между двумя общинами, при сохранении в неприкосновенности вероучения каждой из них. 1280 В XVI века подобные «экуменические» проекты на Арабском Востоке были возможны в силу обоюдного – у православных и маронитов – упадка богословских знаний и недопонимания догматических расхождений между двумя церквями. Арабские хронисты сообщают, что вскоре Дорофей был низложен за анти-канонические поступки соборным решением остальных восточных патриархов – Иеремии I Константинопольского, Иоакима Александрийского и Германа, собравшихся в Иерусалиме. Ж. Насралла и, вслед за ним, Р. Хаддад, видят здесь анти латинские настроения греческих патриархов и, возможно, опасения османов, помнивших о формальной унии маронитов с Римом. 1281 Впрочем, для таких выводов надо предварительно убедиться, что соборное низложение действительно имело место. Порфирий Успенский , например, отрицает факт собора трех патриархов в Иерусалиме в 1543 г., считая, что в арабских летописях произошло раздвоение, путаница с аналогичным иерусалимским собором 1524 г., низложившим Иоанникия Созопольского, незаконно овладевшего константинопольским престолом. 1282 Почти полное совпадение повода и состава участников обоих соборов очевидно. Кроме того, Иеремия I в 1543 г. был уже довольно стар и ему не так легко было вторично отправиться в Палестину. Впрочем, эти аргументы недостаточны для того, чтобы безоговорочно принять точку зрения Порфирия Успенского . Перепроверить информацию о соборе 1543 г. по каким-либо другим источникам пока не представляется возможным. Вопрос об обстоятельствах низложения Дорофея III остается открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1542 г. К. познакомился с испан. иезуитом-послушником Альфонсо Альваресом, к-рый прибыл в Кёльн для обучения в ун-те. Альварес сообщил К. об основании Игнатием Лойолой (1491-1556) Общества Иисуса (Societas Jesu; см. Иезуиты ) и утверждении ордена в 1540 г. папой Павлом III (1534-1549), а также познакомил К. с основными духовно-аскетическими принципами иезуитов. Узнав, что один из основателей ордена, Пьер Фавр (1506-1546), путешествует по герм. землям, К. решил послушать его проповедь и познакомиться с ним. В нач. апр. 1543 г. он отправился в Майнц, где Фавр в то время читал в ун-те лекции по Псалтири по поручению кард. Альбрехта Бранденбургского, одного из ведущих деятелей Контрреформации . Из письма К. известно, что он был радушно принят Фавром, поселился рядом с ним в доме местного пресвитера и регулярно встречался для духовных бесед (PCEA. Vol. 1. P. 76-77). Вскоре К. решил присоединиться к ордену иезуитов и под рук. Фавра прошел полный 30-дневный курс т. н. духовных упражнений (специально разработанных Лойолой медитаций). 8 мая 1543 г. К. был принят Фавром в число послушников ордена и принес «первые», или «простые», обеты: добровольной бедности и послушания руководству ордена в целом и Фавру в частности как своему духовному наставнику; 3-й обет, целомудрия, уже был принесен им ранее (см.: PCTest. S. 32; PCEA. Vol. 1. P. 39). Вопреки встречающемуся в лит-ре мнению, принесение этих обетов еще не означало окончательного принятия К. в орден; об этом, в частности, свидетельствует особый пункт в обетах: К. обещал в случае отказа в приеме в орден иезуитов вступить в к.-л. другой монашеский орден по усмотрению руководства иезуитов (текст см.: PCEA. Vol. 1. P. 75-76). Вскоре К. вернулся в Кёльн и продолжил занятия теологией. Одновременно он искал среди студентов и преподавателей ун-та тех, кому были близки духовные принципы иезуитов, намереваясь по поручению Фавра создать в Кёльне постоянную иезуитскую общину. К кон. 1543 г. ему удалось собрать вокруг себя ок. 9 чел., желавших стать иезуитами. После смерти отца в дек. 1543 г. К. решил использовать унаследованное им состояние для того, чтобы арендовать в Кёльне отдельный дом, где он и др. члены кёльнской общины иезуитов, возглавляемой Фавром, могли бы вести монашескую жизнь. В янв. 1544 г. Фавр приехал в Кёльн с 2 учениками; до своего отъезда в июле того же года он жил в организованном К. общинном доме, к-рый стал важным центром религ. жизни Кёльна ( Brodrick. 1935. P. 43, 53).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 228.. Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894: в 5 т. Т. 1: 1815–1859. –М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. С. 74. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С.191–197. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение. 1897. Ч.1. С. 54. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 190 Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение.1897. Ч. 1. С. 54–55. Письмо Ивана Александровича Крутикова к Ивану Николаевичу Корсунскому//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1966. Л. 8—8об. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение.1897. Ч. 1. С. 56. См. Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894: в 5 т. Т. 1: 1815–1859. –М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. С.80—81. См. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 203–204. Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894: в 5 т. Т. 1: 1815–1859. – М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. С. 88. Подробно см. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 215–218. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 123—124. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение. 1897. Ч.1. С.56.

http://bogoslov.ru/article/5065084

На рентгеновском снимке также видно, что складка на полотне разбита на несколько нитеобразных отрезков, там, где обугленная ткань разошлась. Обугленная ткань очень хрупкая, не выдерживает напряжения сгиба и рвется. Однако мы видим, что обугленная ткань явно имеет деформации по линиям складок, что можно объяснить лишь тем, что складки образовались до пожара 1532 года. Таким образом, становится очевидным, что складки появились на Плащанице до пожара 1532 года, когда полотно было целым. Огонь лишь повредил ту часть Плащаницы, которая была ранее деформирована складкой. Широко известно, что кроме пожара 1532, Плащаница пострадала от термического воздействия, дату которого не удалось установить, и следы которого остались на полотне в виде ожогов в форме буквы L. Эти следы нарисованы на изображении Плащаницы, сделанном в 1516 году. Так случилось, что складка B пересекает некоторые из этих ожогов. И опять мы видим, что складки без каких-либо отклонений или изменений проходят до самых краев следов от ожогов. Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что восьмикратный рисунок складок появился на Плащанице по меньшей мере до 1516 года. Давайте теперь посмотрим, как должна была быть сложена Плащаница, чтобы на ней остались такие складки. Используя теневые фотографии для определения направления складок, мы проанализировали фотографии 1978 года и, основываясь на характере рисунка складок, сделали предварительный вывод о возможном хранении Плащаницы. Четверка складок в области F представляла собой особую проблему. Поскольку они находятся на равном расстоянии друг от друга, мы сделали простое предположение, что полотно оборачивалось вокруг квадратного бруса, который, по-видимому, был вложен внутрь скрывающей конструкции. Получившаяся конфигурация, которая, как мы полагаем, соответствует фотографическим данным, представляет довольно сложную модель складывания Плащаницы. Действительно, мы видим, что Плащаница сложена в четыре раза, при этом часть Плащаницы с фронтальным изображением показана слева, а остальная часть - справа. Лицо на Плащанице остается слева.

http://pravoslavie.ru/5857.html

В том же году К. поступил на постоянную службу к кард. Т. Уолси. Когда в 1524 г. канцлер решил учредить 2 новых колледжа - Кардинал-колледж (ныне Крайст-Черч-колледж) в Оксфорде и колледж св. Марии в Ипсуиче, он поручил К. провести диссолюцию ок. 30 мелких мон-рей, чтобы финансировать их создание. В задачи К. входило проведение инвентаризации собственности этих корпораций, а также организация продажи их движимого имущества и земель. Успешно выполненное задание укрепило положение К.: в 1526 г. лорд-канцлер включил его в свой совет, а не позднее 1529 г. он стал личным секретарем Уолси. Бракоразводный процесс Генриха VIII и Екатерины Арагонской, начавшийся в 1527 г., и провал переговоров с папскими легатами фактически привели к падению Уолси. После его опалы осенью 1529 г. К., несмотря на свое положение в окружении лорд-канцлера и тот факт, что он не относился к числу обвинителей Уолси, смог избежать негативных последствий для карьеры, перейдя на службу к королю. В нояб. 1529 г. К. был избран в палату общин специально созванного «реформационного парламента», который в течение неск. следующих лет принял основные законодательные акты, устанавливавшие независимость Церкви Англии от Рима и ее права, утверждавшие королевскую супрематию. По-видимому, в кон. 1530 г. К. был назначен членом Тайного совета (наиболее раннее упоминание в этом качестве относится к янв. 1531) и исполнял рутинные адм. обязанности. К нач. 1531 г. он был одним из основных сторонников королевской политики в парламенте, отстаивал интересы монарха во время 2-й сессии «парламента реформации» в янв.-марте 1531 г. По крайней мере с 1532 г. он стал одним из основных авторов законопроектов, в частности, правки, сделанные его рукой, встречаются на черновике Акта об ограничении апелляций, принятого парламентом в 1533 г. Во время подготовки 3-й сессии «парламента реформации», происходившей с янв. 1532 г., К. оказал значительное влияние на формирование состава нижней палаты во время дополнительных выборов. В ходе заседаний, манипулируя антицерковными настроениями парламентариев, он вынудил палату общин подать Генриху VIII петицию, в к-рой осуждались злоупотребления духовенства и власть церковных судов, а король назывался «единственным главой, государем, покровителем и защитником» Церкви. После завершения следующей сессии парламента лорд-канцлер Т. Мор ушел 14 мая 1532 г. в отставку, а его место в янв. 1533 г. занял Т. Одли, сторонник развода короля.

http://pravenc.ru/text/2462031.html

Инки - одно из племен кечуа, расселившихся на территории П. в кон. I тыс. по Р. Х.,- пришли в долину Куско на рубеже XII и XIII вв. К кон. XIV - нач. XV в. здесь возникло раннегос. образование, контролируемое инками. Согласно легендам, основателем гос-ва инков Тауантинсуйу со столицей в г. Куско был Манко Капак, сын бога Солнца Инти и богини Луны Мама Килья. Слово «инка» обозначало не только название племени, но и господствующий слой аристократии, а также верховного правителя (Сапа Инка - «единственный инка»). Вторым после Сапа Инки лицом в гос-ве был верховный жрец - Вильяк Уму (прорицатель), к-рый происходил из семьи царствующего правителя. Ему подчинялся совет, возглавлявший религ. жизнь в крупных провинциях. Все члены совета должны были происходить из одного перуанского рода, носящего название Тарпунтай. В каждой из провинций и на вновь завоеванных территориях обязательно возводились храмы Солнца. Их главные жрецы также относились к жреческой аристократии. Верховный жрец назначал инспекторов, к-рые посещали храмы и следили за соблюдением доктрин и практики богослужения. Работу этих инспекторов тайно проверяли чиновники, т. е. область религии была подчинена верховной власти. Основным храмом Тауантинсуйу был храм Солнца (Инти-Уаси) в квартале Кориканча в Куско. Религия инков была политеистична (см. ст. Инков религия ). Ок. 1438 г. в долину Куско с запада вторгся народ чанка, близкий по языку и культуре к инкам. Побочный сын верховного правителя Виракочи Инки, Пачакути (Пачакутек) Юпанки, уничтожил их основные силы и объявил себя Сапа Инкой. После смерти Пачакути (1471) власть перешла к его сыну - Тупаку Инке Юпанки (ок. 1471-1493), который распространил власть инков на огромную территорию вдоль тихоокеанского побережья. Последним из завоевателей стал один из сыновей Тупака Юпанки - Уайна Капак (1493 - ок. 1527). К концу его правления гос-во инков простиралось с севера на юг на 4 тыс. км и включало часть территорий современных П., Чили, Боливии, Аргентины и Эквадора общей площадью ок. 1 млн кв. км. Численность населения Тауантинсуйу, по разным оценкам, составляла от 5 до 15 млн чел. Когда Уайна Капак скончался, правителем стал его сын, Уаскар (ок. 1527-1532). Его сводный брат, Атауальпа (ок. 1500-1533), развязал междоусобную войну, в результате к-рой была истреблена значительная часть аристократии, поддерживавшая Уаскара. В мае 1532 г. Уаскар был взят в плен и позже казнен, Атауальпа стал единовластным правителем (1532-1533). Эта борьба ослабила гос-во инков и способствовала его завоеванию испанцами.

http://pravenc.ru/text/Перу.html

Исполнить угрозу Аугсбургского сейма Карлу V, однако, не удалось. С одной стороны, ему было опасно ссориться с немецкими князьями, а с другой – опасность от турок заставляла его быть осмотрительным. Все это содействовало тому, чтобы настроить его миролюбиво. После того как исчезла всякая надежда покончить мирно с турками, он заключает в 1532 г. с протестантами религиозный мир. Нюрнбергский мирный договор 1532 г., утвержденный Карлом V, был непрочен, так как император заключил его только от своего имени. Он не связывал имперское правительство. Сейм, заседавший в то время в Регенсбурге, не обратил на него никакого внимания. Договор имел силу только до созыва Собора. Однако протестанты гордились достигнутым успехом своей политики, ибо Нюрнбергский мир явился началом нового развития Реформации в Германии. Карл V хотел создать договор на очень короткий срок, но последующие события в Европе растянули этот срок на сорок лет и позволили Реформации сделать за это время такие колоссальные успехи, что ее победа казалась делом недалекого будущего. НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ОТ НЮРНБЕРГСКОГО МИРА 1532 г. ДО ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА 1648 г. Нюрнбергским договором было постановлено, что до окончательного решения обе стороны должны соблюдать мир. «Аугсбургское исповедание» было дозволено, хотя на другие новые учения дозволение это не распространялось. Протестанты считали такое положение за прочный мир, но для императора это было только перемирие. Для него программа оставалась прежней: протестанты должны подчиниться Риму, Рим же должен подтвердить необходимость реформ, исходящих из центра. Вступать в борьбу с Шмалькальденским союзом император считал опасным предприятием, так как нуждался в поддержке немецких князей. Таким образом, благодаря участию императора Карла V в великой европейской политике, развитие протестантизма было на многие годы ограждено от всяких посягательств. Однако во всем, что не касалось веры, протестантские князья были целиком преданы императору. Благодаря перемирию протестантизм получил доступ в такие города, как Вюртемберг, Померания, Ангальт, Франкфурт-на-Майне и др., а также в Данию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010