Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУТТЕР [нем. Hutter] Якоб (90-е гг. XV в.- 25.02.1536, Инсбрук, Австрия), один из лидеров анабаптистов , по имени к-рого получило название движение гуттеритов . Г., путешествуя, познакомился с учением анабаптистов предположительно в Клагенфурте. Начал проповедовать в Пустертале, там же основал первую общину, к-рая собиралась в домах Бальтазара Гуттера (родственника Г.) и Андреаса Планера. В нач. мая 1529 г. властям стало известно о собраниях общины. 26 мая были арестованы 14 братьев и сестер общины, но нек-рым из них удалось бежать, в т. ч. и Г. Преследованиям подверглись также общины в Тироле, но, несмотря на запрет властей, Г. продолжал проповедовать в городе. Последователи Г. обратились к анабаптистам в Моравии с просьбой объединить общины и, получив согласие, переехали к ним, но вскоре между вновь образованными в Ауспице (ныне Густопече) и старыми общинами в Аустерлице (ныне Славков-у-Брна) возник конфликт, что привело в 1530 г. к расколу. В янв. 1531 г. Г. был приглашен в Моравию для урегулирования конфликта. В июне 1533 г. общины анабаптистов из района Гуффидауна (ныне Гудон, Италия) уполномочили Г. подготовить для них «новую родину» в Моравии. 11 авг. 1533 г. Г. приехал с неск. братьями в Ауспиц. В Моравию переехали также богатые представители общин анабаптистов из Швабии, Пфальца, Силезии. В 1535 г. был издан приказ кор. Фердинанда I об изгнании общин анабаптистов из Моравии. Г. вновь отправился в Тироль. 30 нояб. 1535 г. в Клаузене (ныне Кьюса, Италия) он был арестован, затем его переправили в Инсбрук. После того как Г. отказался отречься от своих взглядов, он был заживо сожжен. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168444.html

По Светога Писма Бог небо и 1525 ; небо престо а ногама 1526 ; Он све држи силе 1527 ; све оживотворава 1528 ; очински се стара о свима заповеда своме сунцу те и зле и добре, и дажд и праведнима и неправеднима 1529 ; од постанка света Он непрестано дела у свету 1530 ; све се држи 1531 ; у руци душа свих и дух свакога човека 1532 ; од зависи и и живот, и покрет: jep у живимо, и се, и 1533 ; Он место и време за живот створова 1534 , и им све што потребно за Он свима живот и и све 1535 ; без ни длака с главе не пада 1536 ; Он надгледа и залива покрива небо облацима, дажд, производи траву, храну стоци и птицама, заодева пшеницом; Он све храни, све одржава, све надгледа 1537 ; нема ничега што без иван од икроз и у све 1538 ; Он створио небо, небеса над небесима и сву и све што на мора и све што у и Он све то 1539 ; Он сам надгледа све што под небом, шта на све што створи 1540 . У Бог брине бригу свих створова, и и 1541 ; Он храни птице небеске, и одева их,анекмоли 1542 ; Он силе у те расту и се красотом неисказаном 1543 . са молитвеним о свеопштем и многобрижном промислу премудри Соломон се овако Богу: Ти сва и не гнушаш се ничега што си створио; када би нешто мрзео, Ти га не би створио. Како би пак ишта када Ти не би хтео? или како би се сачувало нешто што Ти ниси позвао (у 1544 Уопште, промисао тако очигледно откривен у Светом Писму, вели Климент Александриски, да то не треба ни доказивати, треба изобличавати и онога мисли да промисла нема 1545 . Очигледно да свети догмат о промислу свом садржином извире из Светога Писма. По Светог промисао природна и логична последица Бог зато што Творац; у о свету продужено на известан начин, стваралаштво у свету, по речи Отецъ мой доселе делаетъ (εργζεται), и азъ делаю (κγ εργζομαι) 1546 . Осим тога и сама Богом створеног света захтева промисла о свету. Ако свет има Богом онда мора промисао, би тога 1547 . Промисао непотребан ако свет нема Створивши свет из Бог га промислом кроз води ка а да се твар усавршена са Творцем, да Бог буде све у свему 1548 . Пошто Бог из и по доброти створио свет, не може се не бринути о свету. Многобрижно о свету да Он из створио свет и да Он и вечито добар. Васцело Свето Писмо, како у целини тако и у свима стварни летопис о свету. Створивши свет, Бог остао у свету и са светом, ма да и над светом; Он увек бди над и промислом га божанском 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

И какъ, де, государь, отъ прикащиковъ, которые были у золотого дла, сошнымъ людем 1526 почала быть болшая налога и продажа, и т, де, сошные люди били челомъ о той ихъ налог 1527 блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Федору Ивановичу всея России. И по ево, государь, царского величества указу велено про то сыскать, и то золотые руды досмотрть и смтить, будт ли в той золотой руд впредь прибыль. А посланъ, де, государь, былъ для сыску и досмотру тово золотово дла дворянин за крестнымъ целованьемъ, а хто именемъ – тово я, богомолецъ твой, не упомню. И тотъ, де, дворянинъ приехалъ на устье 1528 Онеги реки, сталъ, не доезжая горы 1529 верстъ за шестьдесять и больши, началъ 1530 збирать съ сохъ даточныхъ 1531 людй, которыми людьми ему та золотая руда длать. И 1532 сьшные, де, государь, люди, видя то, что имъ отъ то золотые руды чинитца налога великая, а какъ, д, то золотое дло учнутъ длать въпредь болшимъ заводомъ, и имъ, де, будтъ отъ то золотые руды, збирая с сохъ даточныхъ людй, вконецъ погибнутъ 1533 и, покинувъ 1534 домы свои, росбрестися, били челомъ тому дворянину, чтобъ онъ, осмотря гору Золотуху и в ней золотую руду, прихавъ къ Москв, сказалъ, что в той золотой руд в дле за всякими росходы прибыли не будеть. И давали ему отъ того поминокъ 1535 большее. И тоть дворянинъ и 1536 далъ свое слово на то 1537 , что онъ по ихъ прошенью имъ то дло здлаетъ, бывъ у то золотые руды, мастеровъ нмецъ сведть и дловцовъ, которые иманы съ сохъ, распуститъ. И сошные 1538 , государь, люди, по договору тому дворянину поминокъ 1539 давъ, чтобъ имъ в даточныхъ людхъ у золотаго дла отъ прикащиковъ впредь продажи не было. И дворянинъ, де, государь, взявъ у нихъ т поминки, к Золотой горе здилъ и, досмотря, того золотаго дела нмецъ, которые золото длали, свлъ и деловцовъ распустилъ. И, прихавъ, де, государь, къ Москв, крестное целованье преступилъ и 1540 сказалъ, что в той золотой руд впредь прибыли не будтъ. И 1541 с техъ, де 1542 , государь, мстъ то золотую руду по скаске тово дворянина длать престали. Да и потому, д, государь, то золотое дло в забвнии стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Никако убо смерти да боимся, дверь она в вечность, чинно готовимся 1526 . Ко безсмертию смертию преходим, тою ся в вечность небесную 1527 родим. Ея же несть леть кому наследити, токмо 1528 чрез двери смерти преходити. Исход убо смерть, паче 1529 преход, реку, из пути во дом добру человеку. От изгнания та – возвращение в отчество небес, не погубление. Той в мире долго жити да желает. иже всю сладость в мирских быти чает, Его же сласти земныя прелщают, от вечных благих к себе отвлекают. Мы христиане, их же мир не любит, паче же 1530 гонит, томит, мучит, губит. Не любим его, нас ненавидяща, любим же Христа, верно нас любяща. За Его имя смерти не страшимся, охотно на ню. яко на пир, тщимся. Не умрем, паче живи вечно будем, жизнь есть Христос Бог за Нь умершим людем. Тело на время в тление вселится 1531 а дух в небесну радость водворится. В конце же веков снидет и по тело. еже востанет здраво, честно, цело. И будет купно с душею на небе. то. читателю, да даст Господь тебе 1532 . Смирение Велий честию аще мужь смирится, зело приятен Богу сотворится 1533 , ибо той Ему 1534 любезен бывает. кто ся смиряет. И поскольку болий в мире бяше и Христа ради низость восприяше. потолику Бог онаго прославит. в чести поставит. Сущий 1535 убо на высоте славы, смиряйте сердца, смиряйте и главы. Бог вознесет вы, елико есть требе, и вселит в небе. 2 Г лавы смиренныя мечь не посецает, но и тяжку 1536 вину всяк удобь прощает. Бог же смиренныя обыкл возносити, тем смиряйся, хотяй Богом почтен быти. 3 Епископ Трекасинский. Люпус 1537 нареченный, еже толкуется Волк, но муж божественный. Аттиле 1538 град обступлшу: Кто сей 1539 , вопросил есть, иже 1540 полки своими 1541 град наш обступил есть? Услышав ответ, яко деет то Аттила, бичь Божий, и его то обступила сила. Воздохнув, рече: Увы. аз волк окаянный. расхищах 1542 овцы 1543 , должен быти наказанный. Накажет мя бичь Божий, врата отверзите, преклоняю хребет мой. безспорно впустите. Людие. яко овцы, его послушаху. отверзше врата, бичу путь свободный даху.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

И крепость их да сокрушится. И прочая вся нечестивыя языкы, хотящая бранем, да разрушит Господь, да сокрушит Господь 1531 . И рог православнаго царя нашего да возвысит, л.126. и вся супротивныя враги да покорит под нозе ему, и многолетнаго здравия и радости да исполнит со всею державою его, яко да 1532 и мы, в тишине их мирно, и немятежно, и богоугодно живуще 1533 , радостотворно всегда воспрославляем Животодарную Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, и Пречистую Богородицу, и всех святых, от века угодивших Богу». И некогда в нощи сия ж[е] во уме имущу ему, и 1534 абие в сон сведен быс[ть], и видит себе яко во обители Данилове. Самого ж[е] Данила зрит на манастыре 1535 ег[о], яко на некоем на горнем месте об. седяща, и окрест его необычным мужем предстоящим. Себе ж[е] зрит, яко мало вдале прямо подножию Данилову приседяща и святую манатию 1536 на себе имуща. И о сем со удивлением недоумевашес[я], и помышляше, яко наяве коим обычаем 1537 обретеся на нем манатия. И к Данилу як[о] стыдяшес[я] приступити и о сих вопросити. Предстоящии ж[е] окрест Данила мужие рокоша к Данилу: «что повелевавши о сем, на немже манатия, яко 1538 супруга и чада имат?» Преподобный же Данил реч[е]: «хощет Бог сему, да л.127. пощадися» 1539 . И абие возбну трепеща от видения. Мняше, ако наяве манатия на нем, и рукою 1540 осязашеся 1541 повсюду, ища манатни, ея же яве не ощути, и неосязам 1542 бо ес[ть] чювьствено 1543 Божия благодати покров и молитвы святых всегда пребывающь 1544 на всех, уповающих 1545 на Бога. И абие быс[ть] радостен цервовник 1546 , яко велику надежу 1547 спасения 1548 , 1549 и помощи получи 1550 , еяж[е] об. чаяше и о них [же] 1551 моляшес[я]. И откры оконце храмины, еще нощи глубоце 1552 сущи, и видит явьствено 1553 , а не во сне, над градом Казанию свет необычен; и разливашес[я] свет по всему граду, и во свете мнози столпи пресветлии, яко огнени 1554 блещахуся, и яко свещи к небеси 1555 воспалахуся 1556 . Возбуди же ту 1557 некоег[о] велможу 1558 , спяща, уязвлена стрелою на брани, иже ближнии у благочестиваг[о] царя, як[о] да и той 1559 видит таковый чюдный свет над градом и во граде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

12 . Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть устоишь. 13 . Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Заметим, что пророк говорит, что Вавилон занимался чародейством от юности; мы в этом видим прямое указание на шаманство и магию, которые процветали при самом основании царства в то время, когда Кушиты встречаются с племенами шаманскими, говорившими приклеевающими языками, и, сливаясь с ними, заимствуют от них те знания, которые составляли достояние племен кочевых средней Азии: бирки, как начало гвоздеобразного письма, эмпирическую медицину, основанную на наблюдениях над животными, и металлургию, начала которой ищут в горах центральной Азии 1535 . Пророк именем Господа с иронией спрашивает Вавилонян, думают ли они устоять своими волшебствами против приговора Вседержителя? Могут ли их астрологи предсказать что будет, или отвратить бедствие? (Ср. выше Ис. 41:23,26, 44:25 , 45с прим.). 14 . Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. 15 . Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону, никто не спасет тебя. Горят языческие суеверия, бесстыдные обряды, сатанические чары, животные нравы растленного народа, и с ними горят те жрецы лжи, которые поддерживали лжеименным знанием тьму среди толпы, которая едва умела отличить правую руку от левой 1536 . Пламень, которым горят порождения лжи и сатанинских обманов, не пожар, возженный воинами Кира; это -совершается приговор Божий, изображенный в знаменательной X главе в ст. 17 словами: „Свет Израилев будет огнем и Святый его пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день“ 1537 . Не остается материалов для огня; все пожжено, что составляло основание и гордость древней Семито-Кушитской культуры. Стих 15-й рисует одиночество, в котором остается бездетная вдова, изображающая Вавилон. Очевидно, что под именем тех, которые отвергнулись от нее, не подали ей никакой помощи, – между тем, как она прежде вела с ними оживленную торговлю, -надо разуметь все области передней Азии, Малую Азию, Сирию, Финикию и самую Аравию. Что Вавилонский культ и его мифы отразились на религиях передней Авии-и через них даже в Греции-в том нет сомнения 1538 , но и в отношении языческого культа в Аравии, Ленорман в своих Lettres Assyriologiques, в письме о Каабе 1539 , указывал общность происхождения всех этих Сиро-Арабских мифов, в которых преобладающее влияние играет богиня воспроизведения и плодородия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Он не знает никакого автоматизма кармического воздаяния – и потому прощает раскаявшегося разбойника. Дмитриева полагает, что распятие не входило в то служение спасения, совершить которое пришел Христос. Но апостол Павел пишет, что гефсиманская молитва Христа была услышана: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоволение» (Евр. 5,7). И это действительно так, потому что завершилось гефсиманское борение мольбой о том, чтобы исполнилась воля Отца. Если волей Христа было избавить Израиль от ухудшения его кармы через минование Голгофы – какова же тогда была воля Отца, которой Христос подчинился? Христос знал, что ничего хорошего из Его распятия не выйдет, а Отец – не знал? Или знал, но желал «оккультного возмездия»? А если Христос знал, что от Голгофы произойдет лишь зло, почему же Он молился Отцу о том, чтобы быть укрепленным в решимости пойти на Крест? Получается, что у Отца и Сына был злобно-сатанинский замысел об утяжелении кармы человечества, и вдруг из какой-то совестной глубины Христа прорвался луч сомнения и противления. Но усилием воли и обращением за укреплением к Отцу Христос все же был утвержден в необходимости покарать евреев и все человечество. Дмитриева, желая того или нет, продолжает все те же теософские игры в демонизацию Бога… Дмитриевский «Христос» действует подобно ребенку, в гневе обещающему родителям: «Вот возьму и умру назло вам, чтобы посмотреть, как вы на моей могилке плакать будете!». Далее Дмитриева вопрошает: «Неужели и сейчас не остановили бы палачей даже ценой собственной жизни? Неужели выбрали бы Варраву? Неужели не спасли бы Великого Сына Света, только потому, что Его смерть покрыла бы их собственные грехи» 1535 . Такой порыв был у апостолов. Но это естественное движение любви Христу показалось неуместным. Он приказал Петру вложить меч в ножны. Легионы ангелов могли прийти к Нему на помощь – он ее устранил. «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26,53). Он желал остаться один на один со смертью. И даже Отец оставил Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Сразу же после смерти Василия III международное положение Русского гос-ва серьезно осложнилось. Пытаясь вернуть земли, утраченные в прежних русско-литов. войнах, кор. Сигизмунд I отказался подтвердить мирный договор на имя нового рус. государя; в 1534 г. активизировались нападения литов. войск на пограничные рус. города. В кон. осени при участии митр. Даниила было принято решение о войне. Войско во главе с князьями М. В. Горбатым-Шуйским и Телепневым-Оболенским, к к-рому присоединились полки из Вел. Новгорода, повернуло назад в 40 верстах от Вильно. Особенно опасная ситуация сложилась летом 1535 г., когда на Чернигово-Северскую землю направились главные литов. силы, к к-рым присоединилось наемное польск. войско. Были заняты Гомей, Почеп, Радогощ, после 6-недельной осады штурмом был взят Стародуб. Однако в дальнейшем литовцам удалось удержать только Гомей. Уже в февр. 1536 г. виленский воевода Ю. Радзивилл обратился к Телепневу-Оболенскому с предложением начать мирные переговоры. В нач. 1537 г. был заключен мирный договор, по к-рому Великому княжеству Литовскому отошел Гомей, а Русскому гос-ву - ряд волостей на новгородской границе, где во время войны были поставлены пограничные крепости Себеж и Велиж. Под воздействием сообщений об успехах литов. войск летом 1535 г. в находившемся под рус. протекторатом Казанском ханстве 25 сент. 1535 г. произошел переворот: ставленник вел. кн. Василия III Джан-Али был убит, новым казанским ханом стал крымский царевич Сафа-Гирей. В дек. 1535 г. началась война с Казанским ханством, последовали набеги на нижегородскую округу, была разорена Балахна, в 1536 г. набегам подверглись костромские и галичские земли, в 1537 г. Сафа-Гирей во главе крымских татар и ногайцев предпринял поход на Муром. Весной 1538 г. между Москвой и Казанью начались переговоры о заключении мира. К внешним конфликтам добавились внутренние. Младший из братьев вел. кн. Василия III старицкий кн. Андрей, недовольный тем, что ему «не придали городов», поднял мятеж. Войска князя после 1534 г.

http://pravenc.ru/text/189751.html

Кроме того, в школе была обязательная церемония сдачи ключей от шкафчиков – поскольку у каждого ученика был свой персональный шкафчик, то, сдавая его, выпускники оставляли в них что-то для тех, кто придет после них: мягкую игрушку, какое-то пожелание, сюрприз, чтобы новый ученик, открыв, получил такой добрый привет и подарок. А ключи собирала завхоз в образе черепахи Тортиллы. Это повторялось из года в год, но надо понимать, что в «Класс-центре» небольшие выпуски, и одно дело – поиграть в эту игру с десятью-тридцатью выпускниками, и совсем другое, когда их триста человек. Среда лицея 1535 во многом похожа на ту, которая была в «Класс-центре» – в части атмосферы семейственности, дружбы и взаимопонимания. Например, в этом году мы вручали выпускникам лицея 1535 вечный пропуск, и это когда-то была идея Сергея Зиновьевича Казарновского: у него каждый выпускник получал вечный пропуск, который давал ему право беспрепятственного прохода в школу. Единственное, что я добавил в 1535-м, – я сделал этот пропуск в виде пластиковой карты, и на другой стороне пропуска мы перечислили возможности: «Посещать библиотеку, играть на гитаре, приходить общаться с лицеистами» и так далее. Мы вручили такие пропуска в этом году «юбилейным» выпускам и планируем это делать ежегодно. Важно понять, что ребенок получил за эти годы в школе Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор лицея Высшей школы экономики: Дмитрий Фишбейн Мне всегда казалось странным, что когда дети заканчивают школу, это отмечается два раза подряд – на последнем звонке и на выпускном, поэтому мы решили для себя сделать эти два мероприятия разными. Последний звонок у нас, в первую очередь, для выпускников и преподавателей. На нем оценивается тот путь, который был пройден выпускниками за эти два года. А выпускной вечер, когда вручаются аттестаты, – это более официальное мероприятие, и оно тоже должно быть, потому что это осознание ступени образования и определенного барьера, который должен быть пройден ребенком для вхождения в последующую взрослую жизнь.

http://pravmir.ru/slezyi-na-glazah-zmeyk...

Во время тюремного заключения М. завершил 2 небольших религиозных сочинения, начатые еще на свободе, которые посвящены размышлениям о страданиях Иисуса Христа и о Евхаристии: «Рассуждение о Страстях Христовых» (Treatise on the Passion, 1534) и «Рассуждение о принятии благословенного Тела Христова» (A Treatise to Receive the Blessed Body, 1535). Помимо этого в тюрьме он успел написать еще 2 сочинения: «О печали Христа» (De Tristitia Christi, 1535) - трактат посвящен теме Гефсиманского борения Иисуса Христа; «Диалог об утешении в страдании» (A Dialogue of Comfort Against Tribulation, 1535) - трактат на англ. языке, содержащий глубокие и проникнутые духом христианского смирения и надежды размышления о значении переносимых страданий для духовного возрастания христианина. Написанные М. в тюрьме краткие заметки религ. характера и молитвы были впосл. изданы под общим названием «Наставления и молитвы» (Instructions and Prayers, 1535). М. также вел переписку со старшей дочерью и с некоторыми друзьями; сохранившиеся письма на лат и англ. языках являются не только важными историческими документами, но и шедеврами эпистолярного жанра. Судебный процесс над М. состоялся 1 июля 1535 г. М. настаивал на том, что никогда не высказывался ни положительно, ни отрицательно о главенстве короля в Церкви Англии, а сохранял молчание по этому вопросу, поэтому не может быть обвинен в измене. Однако против него было выставлено свидетельство королевского прокурора Р. Рича, к-рый заявил, что в беседе с ним М. прямо отверг главенство короля в Церкви Англии. После этого свидетельства судьба М. была решена. Согласно приговору, М. был признан виновным в гос. измене и подлежал унизительной и мучительной казни, к-рой подвергались изменники. После оглашения приговора М. смог открыто заявить о своих убеждениях; он подтвердил верность католич. учению о Церкви и осудил церковную реформу кор. Генриха VIII как противоречащую законам Бога и Его Церкви. По решению короля из уважения к прошлым заслугам назначенная М. ранее позорная казнь была заменена отсечением головы. 6 июля 1535 г. приговор был приведен в исполнение в Тауэре в присутствии немногочисленных свидетелей. Согласно сообщениям очевидцев, на пути к эшафоту М. произнес ставшую знаменитой фразу: «Я умираю хорошим слугой короля, но в первую очередь - Бога» (см.: A Thomas More Source Book. 2004. P. 357). Значение и влияние

http://pravenc.ru/text/2564150.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010