Елеонский Ф. Г. – ординарный профессор Спб. дух акад. Сочинение его, о котором здесь идет речь, есть докторская диссертация, под заглавием «История Израильского народа в Египте». Спб. 1884 г. 14-го числа донося (за 1717) Св. Синоду о смерти Настоятеля Старицкого Успенского монастыря, архимандрита Гавриила, последовавшей 28 марта, я ходатайствовал о назначении на место умершего состоявшего в моей свите архимандрита Агафангела. Ходатайство это было уважено. 17-го числа получил я два письма: одно из Ораниенбаума, другое из Твери. Из Ораниенбаума писал мне в тот же день К. П. Победоносцев : «Преосвященнейший Владыка! Просмотрев IV том писем Филарета к Антонию, спешу на всякий случай сообщить Вам извлеченный мной из книги список тех писем, в коих упоминается о записках и отзывах Владыки по разным вопросам. 1260, 1261, 1267, 1312, 1354, 1481, 1530, 1531, 1535, 1567, 1574, 1679. В 1535 упоминается об одном из годичных отчетов Св. Синода. На эти отчеты (особливо за последние годы) я давно уже советовал обратить внимание. В некоторых, как и отсюда видно, Владыко вставлял свои рассуждения и соображения о предметах церковной жизни и управлении». Любезное письмо это доказывает со стороны достопочтенного К. П-ча живое сочувствие к порученному мне делу издания бумаг блаженной памяти митрополита Филарета. Из Твери от 16-го ч. писал мне Авг. Казимир. Жизневский: «На прошедшей неделе я был в Старице и Торжке. В Старице устройство нового помещения для Казначейства идет удовлетворительно, и можно надеяться, что дом под духовное училище будет сдан в августе месяце. В Торжке я посетил Старо-Вознесенскую церковь . Она показалась мне такой же замечательно красивой, какой я восхищался в незабвенное торжество ее освящения. В Торжке, в Воскресенском монастыре я имел случай вновь убедиться в замечательных архитектурных способностях о. Архимандрита Агафангела, благодаря совету которого сохранена там церковь , давшая опасные трещины! Крайне сожалею, что в недавний проезд его через Тверь меня здесь не было: очень полезно было бы, чтобы он осмотрел Микулинскую церковь . Благодарение Богу, сбор на нее продвигается.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1987. P. 83-85). Сам К. сообщал, что он начал проповедовать и толковать Свящ. Писание для людей, приходивших к нему в поисках «чистого учения», уже через год после своего обращения (CO. Vol. 31. Col. 21), поэтому условно начало проповеднической деятельности К. может быть датировано 1534 г. Открытого разрыва К. с католицизмом в это время не произошло ( Nijenhuis. 1994. P. 7), но из обстоятельств жизни К. видно, что он все более активно погружался в религ. деятельность. Согласно Безе и Колладону (CO. Vol. 21. Col. 57), в апр. 1534 г. К. посетил в замке Нерак франц. философа, гуманиста и сторонника умеренного реформирования католич. Церкви Жака Лефевра д " Этапля († 1536); в мае К. отказался от своих бенефициев в Нуайоне (см.: Ganoczy. 1987. P. 85-86); лето он провел в Пуатье и Орлеане вместе с дю Тийе, активно проповедуя и работая над полемическим трактатом «О сне души» (Ibid. P. 75-76, 87). К. в Базеле (1535-1536). По-видимому, К. планировал продолжить как ученые занятия, так и религ. деятельность в Париже, однако внешние обстоятельства этому не способствовали: в ночь с 17 на 18 окт. 1534 г. по всему Парижу протестантами были расклеены плакаты, высмеивавшие католич. учение о Евхаристии. Разгневанный кор. Франциск I согласился начать преследование протестантов; в ноябре было арестовано неск. сот человек, среди к-рых были и знакомые К.; вскоре неск. человек были казнены. Испугавшись преследований, К. и дю Тийе решили переждать гонения в Швейцарии и направились сперва в Страсбург, а оттуда в Базель, куда они прибыли в нач. 1535 г. (Ibid. P. 91). Реформаторское движение в Базеле началось в 20-х гг. XVI в.; ведущую роль в нем сыграл Иоанн Эколампадий (1482-1531), возглавивший протестант. общину Базеля. В 1529 г. в Базеле было прекращено служение католической мессы ; в янв. 1534 г. было выпущено «Первое Базельское исповедание», в котором горожане заявляли о своем окончательном разрыве с католицизмом. Эколампадий добился от городского совета постановления об обязательном участии всех горожан в Вечере Господней, контроль за выполнением к-рого был возложен на предводителей гильдий. Т. о., для Базеля была характерна жесткая церковная дисциплина, некоторые элементы к-рой К. впосл. перенес в Женеву. Преемниками Эколампадия в Базеле стали Освальд Миконий (1488-1552) и Симон Гриней ( Гринеус , 1541). К. особенно ценил знакомство с Гринеем, к-рый был блестящим знатоком греч. языка и талантливым экзегетом Свящ. Писания; впосл. К. посвятил ему свой первый опубликованный комментарий на Свящ. Писание - «Толкование на Послание к Римлянам» (см.: Ibid. P. 91-92).

http://pravenc.ru/text/1320173.html

То есть прежде всего на Пафнутия Боровского, активного «стяжателя». Было, правда, еще обвинение в сношениях с турецким султаном, но ни одного свидетельства даже о какой-либо переписке между ними не представило обвинение. Максим наоборот надеялся, что когда-нибудь Москва «от нечестивых работ свободит» греков . В обвинительной речи митрополита московского Даниила 1531 года: «Да ты же, Максим, святыя божыя соборныя апостольския церкви и монастыри укоряеши и хулиши, что они стяжания, и люди, и доходы, и села имеют… Да ты же, Максим, святых великих чудотворцев Петра и Алексея и Иону, митрополитов всея Русии, и святых преподобных чюдотворцов Сергия, Варлама и Кирила, Пафнутия и Макария укоряеши и хулиши». Два свидетеля показали, что Максим порочил тех русских чудотворцев, это были сербы Федор и Арсений. Поскольку Максим отрицал вину, была устроена с сербами очная ставка. Из протокола: «И Максим, мало помолчав, против Арсения и Федора (обвинителей) рек: Про чюдотворцов есмь про Петра, и про Алексия, и про Сергия и про Кирила не говаривал ничего. А про Пафнутия есми молвил, того для, что он держал села, и на денги росты имал, и люди и слуги держал, и судил, и кнутьем бил, ино ему чюдотворцем как быти?» Сказать такое перед целым собором, это значило спасти себя, спасти свою совесть. На такую прямоту обвинения гадостей своей Церкви оказался не способен например один просвещенный московский священник в эти самые наши свободные дни конца второго тысячелетия христианства, который на вопрос, как он относится к сжиганию Церковью еретиков на Руси, начал выстраивать конструкцию, по которой может быть в те времена и в тех обстоятельствах людям священного звания привязать человека и развести под ним костер было пожалуй даже и можно во избежание худших зол. Интересно, какое еще могло быть зло хуже того, которое случилось из-за неприязни Церкви в частности к свободному суждению. Максим не одобрял еще развода великого князя Василия III. Примерно в те же годы второго суда над Максимом (1531) на другом конце Европы 6.7.1535 был казнен лорд канцлер Англии с 1529 по 1532, писатель, друг Эразма Роттердамского пятидесятисемилетний Томас Мор, осужденный по тем же пунктам, по которым сослали Максима: несогласие признать развод Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской и отказ официально присягой отвергнуть авторитет не местной, традиционной церковной власти; в случае Максима это Константинопольский патриарх, для католика Томаса Мора римский первосвященник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Елеонский Ф.Г. – ординарный профессор, Спб. дух. акад. Сочинение его, о котором здесь идет речь, есть докторская диссертация, под заглавием „История Израильского народа в Египте. Спб. 14-го числа донося (за 1717) Св. Синоду о смерти Настоятеля Старицкого Успенского монастыря, архимандрита Гавриила, последовавшей 28 марта, я ходатайствовал о назначении на место умершего состоявшего в моей свите архимандрита Агафангела. Ходатайство это было уважено. 17-го числа получил я два письма: одно из Ораниенбаума, другое из Твери. Из Ораниенбаума писал мне в тот же день К.П. Победоносцев : Преосвященнейший Владыко! Просмотрев IV том писем Филарета к Антонию, спешу —259— 1884 г. на всякий случай сообщить Вам извлеченный мною из книги список тех писем, в коих упоминается о записках и отзывах Владыки по разным вопросам. 1260, 1261, 1267, 1812, 1854, 1481, 1530, 1531, 1535, 1567, 1574, 1679. В 1535 упоминается об одном, из годичных отчетов Св. Синода. На эти отчеты (особливо за последние годы) я давно уже советовал обратить внимание. В некоторых, как и отсюда видно, Владыка вставлял свои рассуждения и соображения о предметах церковной жизни и управлении“. Любезное письмо это доказывает со стороны достопочтенного К. П-ча живое сочувствие к порученному мне делу издания бумаг блаженной памяти митрополита Филарета. Из Твери от 16-го т. писал мне Авг. Казимир. Жизневский: „На прошедшей неделе я был в Старице и Торжке. В Старице устройство нового помещения для Казначейства идет удовлетворительно, и можно надеяться, что дом под духовное училище будет сдан в Августе месяце. В Торжке я посетил Старо-Вознесенскую церковь . Она показалась мне такою же замечательно красивою, какою я восхищался в незабвенное торжество ее освящения. В Торжке, в Воскресенском монастыре, я имел случай вновь убедиться в замечательных архитектурных способностях о. Архимандрита Агафангела, благодаря совету которого сохранена там церковь , давшая опасные трещины! Крайне сожалею, что в недавний проезд его через Тверь меня здесь не было: очень полезно было бы, чтобы он осмотрел Микулинскую церковь . – Благодарение Богу, сбор на нее подвигается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новгородский архиепископ Серапион (1551–1552) В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий (1483–1484; †1504), избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря 1 . Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре – это архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 мар.) 2 . После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник. Он происходил из рода Курцовых (Курцевых). Его отец – Петр Курцов 3 ; и известно монашеское имя его матери – инокиня Марина 4 . Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат – монастырский келарь, старец Иов (Курцов) 5 . Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество 6 . Самый ранний документ, где упоминается “старец Серапион Курцов”, это “разъезжая грамота” Троицкого монастыря 1523, 1524 годов. По благословению игумена Порфирия (1521–1525) он в числе других участвовал в определении и уточнении границ монастырских владений 7 . Аналогичное событие имело место в 1525–1526 годах по благословению уже нового Троицкого игумена Арсения, и в документе также назван “чернец Серапивон Курцев” 8 . Несколько подобных “разъездов” было еще год спустя, причем имя старца Серапиона (Курцова) в документах называется уже на первом месте 9 . Со временем инок Серапион стал келарем в монастыре, что датируется следующими годами: “1533–1538 г. Серапион Курцов, брат келаря Иова, он упоминается старцем” 10 . Однако актовый материал позволяет говорить, что он вступил на эту должность несколько ранее. В 1531, 1532 годах он, будучи келарем, покупает для Троицкого монастыря две деревни 11 . Затем в 1534–1535 годах он участвует в разбирательстве о границах владений Троицкого монастыря и Новодевичьего 12 . Он был келарем при игумене Иоасафе (1529–1539), ставшем затем Всероссийским Митрополитом (1539–1542; пам. 27 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ныне в нижнем этаже теплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами; на правой стороне, в трапезе - во имя преп. Макария Желтоводского чудотв., а на левой в выступе – во имя первоверховных апост. Петра и Павла. В верхнем этаже холодная – во имя св. и равноапост. жен Мироносиц с приделом во имя преп. Евфимия, Суздальского чудотв., на левой стороне, в выступе над Петропавловским приделом. До половины XVIII ст. при Мироносицкой церкви было два священника, из коих один был протоиерей, и самая церковь до 1834 г. именовалась соборною, т.е. Знаменским собором, к коему собирались для крестного хода из всех церквей нижнего посада. Мироносицкая церковь в начале XVIII ст. хотя подвергалась пожарам и была поправляема, но в настоящем виде она существовала еще в 1649 г. Построение ее по нижегородскому летописцу относится к этому именно году и приписывается священнику Михаилу; первоначальное же основание Мироносицкой церкви должно относиться, по крайней мере, к началу XIV в., если не ранее. В нижегородском летописце указывается только: «в 7043 (1535) г. в 28 день августа в Нижнем на Щипоголовом дворе священна церковь жен Мироносиц», впрочем, это освящение относится не к новому начальному построению церкви, а только к ее возобновлению после пожара, бывшего в 1531 г. Она существовала еще в начале XIV ст., ибо известно, что близ нее родились преп. Евфимий и Макарий и при ней были погребены их родители. Несмотря на древность Мироносицкой церкви, древних вещей в ней почти не осталось, зато она сама замечательна по старинной архитектуре. Ее большие узорчатые кресты с короною над средним, кирпичные главы, полукружия над верхним карнизом, отделенные одни от других пустыми пространствами, и особенно ее паперть с искошенными просветами и кровлею в византийском стиле напоминают о ее давнем существовании. Из числа вещей священных более замечательны по своей древности следующие: - Икона Знамения Божией Матери, которая по размеру и письму точное подобие новгородской иконы Знамения, явившей чудо жителям Великого Новгорода в 1169 г. во время осады его суздальцами. К этой иконе многие притекают с особою верою и усердием, особенно во время общественных бедствий. Теперь она в сребропозлащенной ризе, с тремя дорогими камнями и бантиком из стразов в венце Богоматери. Цата и запястья на иконе Пресвятой Богородицы и риза на Предвечном Младенце из мелкого жемчуга с зелеными по местам камешками. Она находится в верхней Мироносицкой церкви, на левой стороне подле царских врат.

http://sobory.ru/article/?object=00918

Пермская земля неоднократно страдала от опустошительных набегов вогулов, остяков и сибир. татар (в 1481, 1505, 1531, 1539, 1547, 1572, 1573, 1581, 1582). Во время набега пелымского кн. Асыки погиб кн. Михаил Ермолич, ему наследовал его сын, Матвей Михайлович. Коми-пермяки принимали участие в походах московских воевод на югру (1482, 1485, 1499) и вогулов (1484). Окончательное присоединение Пермской земли к Русскому гос-ву произошло в 1505 г., после того как вел. князь Московский Иоанн III Васильевич назначил туда наместником кн. Василия Андреевича Ковра, сумевшего в том же году отразить нападение сибир. татар. В это же время вел. кн. Василий III Иоаннович выдал т. н. Великопермскую уставную грамоту (подтверждена и дополнена царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1553), утвердившую полномочия наместника и волостелей на Пермской земле. В 1535 г. в Чердыни возведен деревянный кремль, к нач. XVII в. мощная деревянная крепость существовала также в Соли Камской. Пермь. Фотография. Нач. XX в. Пермь. Фотография. Нач. XX в. Освоение территории совр. П. к. ускорилось после выдачи в 1558 г. царем Иоанном IV Грозным жалованной грамоты Строгановым на их пермские вотчины, центром которых сначала была Пыскорская слобода (ныне с. Пыскор Усольского р-на; в 1560 Строгановы основали там Преображенский монастырь), а затем Орёл-городок (ныне пос. Орёл Усольского р-на), построенный в 1564 г. в устье р. Яйва. С 70-х гг. XVI в. в городах региона действовало воеводское управление. Летом 1582 г. объединенное татаро-вогульское войско под командованием сибир. царевича Али и пелымского кн. Аблегирима разграбило Соль Камскую и вырезало все ее население, Чердынь была взята в осаду. Эти события стали одной из причин похода в Сибирь отряда Ермака Тимофеевича. В 1606 г. Строгановы приступили к возведению на Каме между Орлом-городком и Пыскорским Преображенским мон-рем слободы Нов. Усолье (ныне г. Усолье) - нового центра своей вотчины. На Пермской земле развивались солеварение, охота, рыболовство, судостроение, кузнечное и гончарное производство. Жители активно участвовали в защите и освоении вновь вошедших в состав Русского гос-ва территорий на вост. склоне Урала и в Зап. Сибири. Из районов раннего рус. заселения (Чердынского и Соликамского уездов) шел отток населения на Ср. Урал и в Зап. Сибирь. Наряду с этим в XVI-XVII вв. происходило масштабное переселение в регион из районов бассейна Сев. Двины и Заонежья. С XVII в. широкое распространение в регионе получила пермская деревянная скульптура. В 1708-1727 гг. территория совр. П. к. входила в состав Сибирской губ., в 1727-1781 гг.- Казанской губ.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

4, т. 1, стр. 48). Ещё, в той же описи Овруч. замка от 1545 года, село это упомянуто под именем Гощевцов «господарские люди» которого имели в Овручском замке свою городню. Городнями назывались деревянные избы, пристроенные к замку, в которых во время татарских набегов помещики и окрестные жители сносили на сохранение все свои лучшие пожитки. Таких городень, принадлежавших разным лицам, в Овручском замке было 61, в числе которых была городня попов всих Овруцких (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 36). Великий князь Витольд за военные заслуги даровал «выслуженные земли» между pp. Ушом и Жеревом Васьковичам и Ушапам, a разные другие земли в Овручском повете – Мошковцам, Воковичам, Пашиничам, Болеуновичам и Барановичам. Право на владение этими землями подтверждали им следующие документы: листы князя Олелька Владимировича (около 1454 г.), Симеона Олельковича (1454–1461 г.) и великого князя Казимира (1467 г. ), в коих поименованы были земли, принадлежавшие каждому роду; граничный лист, выданный Киевским воеводою Мартыном Гаштольдовичем Ушапам и Васьковичам на раздел между ними земель – около 1471 года; два листа вел. князя Александра, выданные в 1508 году Сидору Васьковичу, Ивану Ушапу, Мартыну Пашиничу и Андрею Волковичу на право владения землями, упомянутыми в листах; лист Сигизмунда I от 1518 года, где подтверждаются предыдущие права на владение землями всем поименованным родам, причём упомянуто, что они освобождаются от замковой повинности и обязываются только к земской военной службе; судные листы Киевских воевод Юрия Николаевича Радзивилловича (1511–1514 г.) и Андрея Яковлевича Немировича (1514–1539 г.); две подтвердительные грамоты, выданные Сигизмундом I Тимошу Барановскому – от 1531 года и Волковским и Пашинским – от 1532 года на право владения землями под условием исполнения ими земский военной службы; грамота Сигизмунда I от 1535 года к Овруч. старосте Тихону Гринковичу Козинскому – об увольнении всех упомянутых родов от замковых повинностей; подтвердительная грамота Сигизмунда I 1540 года; две подтвердительные грамоты, выданные Сигизмундом II в 1544 и 1547 годах, подтверждающие земские права всем вообще упомянутым родам и в особенности, – охранявшие от насилий Овручских старост, – Ушаповских и Мошковских; судный лист, выданный королевскими комиссарами, 1546 года по поводу тяжбы околичных шляхтичей с Овручским старостою Кмитичем; лист Сигизмунда II к Киевскому воеводе Константину Константиновичу Острожскому о предохранении околичной шляхты от посягательств Овручского старосты Филона Кмиты; подтвердительная грамота короля Стефана 1581 года; люстрации, произведённые в Киевском воеводстве в 1615 1683 годах; две подтвердительные грамоты Сигизмунда III 1600 и 1616 года; декрет Киевского гродского суда (1617 г.) по делу околичных шляхтичей с Овручским старостою Павлом Руцким и подтвердительные грамоты, выданные Мошковским, от королей: Михаила (1671 г.), Яна III (1578 г.) и Августа II (1698 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В Швейцарии разгоралась вооруженная вражда между реформаторскими кантонами и католическими (лесными кантонами). Католические отряды подошли к Цюриху в 1531 г. Войска реформаторов, не успевшие подготовиться, были разбиты. Цвингли, находившийся при войсках в качестве проповедника, был убит. Католики его труп четвертовали и сожгли. Кальвин Переустройство церкви, начатое Цвингли, после его смерти приостановилось только в немецкой Швейцарии. Во французской же Швейцарии его дело продолжали другие работники реформации. Один из них Вильгельм Фарель, в 1532 г. появился в Женеве и имел такой успех, что женевцы в 1535 г. выступили за реформацию и начали вводить церковное устройство согласно учению Цвингли. Но окончательная организация нового религиозного общества в Швейцарии, немного отличного от лютеранства, принадлежит Иоанну Кальвину. Кальвин, родом француз, родился в 1509 г., был человек весьма способный, но отличался крайне суровым и мрачным настроением духа. Изучив в Париже латинское богословие и ознакомившись там же с протестантскими мнениями, он разорвал связи с Римской церковью и выступил в роли реформатора. В 1536 г., он, не решаясь оставаться во Франции, прибыл в Женеву, сошелся с Фарлем и вскоре, несмотря на свою молодость, стал во главе реформаторский партии. Он выделялся ясностью ума, убедительностью речи, твердой волей и умением влиять на людей. Он, разделяя воззрения Лютера и Цвингли, присоединил к ним и свои. Особенность его учения заключалась в учении о таинстве Евхаристии и, главным образом, в учении о предопределении. Он написал «Наставление в христианской вере», в котором старался доказать, что протестантизм не есть собрание случайных и изменчивых мнений, а стройное исповедание истинной и божественной церкви. Кальвин направил свою деятельность на реформу нравов, приурочив ее к своему учению о предопределении. Он убеждал, что мысль о предопределении ко спасению (так как никто не знает, куда он предопределен), должна пробуждать чувство веры и преданности воле Божией, располагать к строгой нравственной жизни и т.п. Поэтому от своих последователей, как предопределенных к спасению, он требовал строгой, аскетической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Затем, и во всё последующее время представителями церкви высказывалось недовольство церковной реформой 1858–1860 гг. Вот одно из заявлений этого недовольства. Патриарх Иоаким III, вскоре после вступления на престол, в своей речи к народному собранию, между прочим, говорил: «Реформа церковного управления принесла одно зло, и современное печальное состояние церкви и народа является прямым последствием этой реформы... Миряне должны понять, что пересаживание чужого в ограду церкви, неумеренное вмешательство в церковные дела, ослабление центра (патриархии) и служителей его, которые спасли православие и православный народ, унижение священных его достоинств, раздробление его сил и отвлечение его внимания на другие его задачи служат причиной его ослабления и потери обаяния им внушаемого и ореола, его окружающего» 1531 . Неоднократно предпринимались и попытки к исправлению канонисмов; но они не имели успеха, разбиваясь о сопротивление мирян и Порты. И канонисмы продолжают действовать в константинопольской церкви по настоящее время 1532 . Что касается правовых отношений турецкого правительства к церкви, то в описываемую эпоху они оставались прежними. Реформа 1858–1860 гг. не внесла в этом отношении каких-либо заметных изменений. Требования Порты, предъявленные церковно-народному собранию и направленные к стеснению церкви, были отвергнуты. Так, отвергнуто было требование «руководственных указаний» Порты, чтобы патриарх и архиереи при своём избрании давали присягу правительству 1533 . Равным образом отклонено было и другое её требование, чтобы указание трёх кандидатов на патриарший престол принадлежало правительству и чтобы из этих трёх народ и иерархия и избирали бы патриарха; вместо этого за Портой было признано лишь право исключать из списка кандидатов на патриарший престол неугодных себе лиц, но не более трёх лиц 1534 . И церковь продолжала пользоваться автономностью в отношении турецкого правительства. Кроме канонисмов, которые, как известно, получили признание со стороны Порты, это ясно можно видеть из бератов султанов патриархам и митрополитам после реформы 1535 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010