Константинопольский Патриархат предоставлял автокефалию Болгарской Церкви (932, 1234 и 1946 гг.), Сербской Церкви (1218 и 1879 гг.), Русской Церкви в 1589 году (хотя она правомерно обрела автокефалию в 1448 году, но эта автокефалия не признавалась долго в Константинополе); автокефалия предоставлялась Константинопольским Патриархатом Элладской Церкви (1850 г.), Румынской Церкви (1895 г.), Албанской Церкви (1937 г.). Русская Церковь даровала автокефалию Польской Церкви (1948 г.), Чехословацкой Церкви (1951 г.) и Православной Церкви в Америке (1970 г.). Известны и случаи слияния нескольких автокефальных церквей в одну. Так, в 1920 году, три автокефальные церкви: Сербская, Карловацкая и Черногорская, а также автономная Церковь Босно-Герцеговинская с частью Константинопольской и Буковинско-Далматинской Церквей – объединились в одну Сербскую Церковь. Кроме Вселенского Собора, только воля кириархальной Церкви может быть законным фактором в учреждении новой автокефалии. Но история знает и иные примеры. Случалось, что автокефалия провозглашалась органом государственной власти или местным епископатом, самовольно вышедшим из подчинения соборному епископату автокефальной Церкви и её первому епископу. В настоящее время самой болезненной раной в теле Церкви является существование неправомерно провозглашённой македонской автокефалии. Незаконность подобных акций, с канонической точки зрения, очевидна: хотя в тех случаях, когда это было вызвано действительно назревшими потребностями церковной жизни, возникавшие вслед за самочинным актом разделения удавалось уврачевать позднейшим законным дарованием автокефалии со стороны Церкви-Матери. Так, элладский епископат провозгласил автокефалию Элладской Церкви уже в 1833 году, а дарована она была только в 1850 году; независимость Румынской Церкви была самочинно провозглашена в 1865 году, то есть за двадцать лет до дарования ей автокефалии Константинопольским Патриархатом; польские автокефалисты в 1923 году пошли на незаконное отделение от Русской Церкви-Матери, неправомерно получив автокефалию от Константинопольского Патриархата, и только в 1948 году вопрос об автокефалии Польской Церкви был решён в канонически правильном порядке. Подобная же причина – самочинное провозглашение автокефалии – вызвала разрыв в общении между Русской и Грузинской Церквями, продолжавшийся с 1917 по 1943 год. В этот ряд совершенно невозможно поставить группировки автокефалистов на Украине, которые представляют не большинство православных на своей территории, как это имело место с самочинно провозглашёнными в своё время автокефалиями Элладской, Румынской или Болгарской Церквей, или как это ныне обстоит с автокефалией Македонской Церкви, но схизматическое меньшинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1472 г. Иван III женился на племяннице последнего константинопольского императора, жившей в Италии и получившей западное образование. Хотя брак этот несомненно повышал его престиж, он не означал усвоения императорского титула 263 . Практическим же результатом этого брака оказалось значительное усиление итальянского влияния в Московии: тогда был перестроен итальянскими архитекторами Кремль moreimalico. В 1547 г. внук Ивана III, Иван IV, был коронован царем (славянский эквивалент императора) по измененному византийскому церемониалу, но воспринял он не титул «императора всех римлян», что требовалось при translatio imperii и теории «третьего Рима», а титул «царя всея Руси». Более того, он просил признания этого титула у Константинопольского патриарха, послав богатые дары вселенскому престолу. Ответ от патриарха Иоасафа (1555–1565) пришел в виде двух писем. В первом патриарх оговаривался: только римский папа и Константинопольский патриарх, писал он, имеют законное право короновать императоров, так что царя должен заново короновать делегат патриарха, доставивший это письмо митрополит Еврипосский. Другой документ по форме являлся синодальным актом, санкционировавшим коронование после совершения его вышеуказанным митрополитом 264 и излагавшим оригинальный план, призванный доказать законность поставления Ивана: он потомок княжны Анны, жены св. Владимира и сестры византийского императора Василия II. Повторного коронования Ивана не произошло, но эпизод этот иллюстрирует неизменное уважение московских властей к традиционным связям России с Константинопольской Церковью-матерью, несмотря на болезненный разрыв в 1448–1453 гг. Та же лояльность выражалась и в процедурах, связанных с установлением в Москве патриаршества в 1589 г. Отчаянно нуждаясь в материальной поддержке, вселенский патриарх Иеремия II в 1588 г. поехал в Москву. Это предоставляло русским властям непредвиденную благоприятную возможность задуматься о восстановлении «третьего Рима». Они действительно предложили Иеремии навсегда остаться в России с кафедрой в древнем городе Владимире, который стал бы тогда центром православного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

События 1589 г. были, однако, окружены и некоторой атмосферой нереалистичности. Не то чтобы русские или греки не хотели сохранить в России византийскую традицию; но к самому концу XVI века произошло так много исторических и культурных изменений, что политические и юридические аспекты этой традиции не поспевали за существующими политическими реалиями. Ранее я уже упомянул, что еще в XV веке великое княжество Московское начало создавать национальную империю. Царь Иван IV Грозный (1533–1584, его обычное наименование «грозный» по существу лучше всего понимать как «внушающий страх») был усердным читателем Макиавелли. Центром его культурных и политических интересов была Европа, а не Византия. В XVII веке «Европа» вторгается в самую сердцевину московского национального сознания: это будут польские и шведские завоевания в течение так называемого «смутного времени» (1598–1613), а также шедшее с Запада значительно возросшее культурное и идеологическое влияние. Все это вызвало в России настоящий кризис византинизма, который хотя и произошел в XVII веке, но зародился гораздо раньше. Кризис «византинизма» Трагедия Флорентийского собора и падения Византии были истолкованы некоторыми русскими полемистами как крайняя измена, за которой последовала Божественная кара. Но в то же время контакты русских и поддержка ими православных верующих под турецким игом, путешествия русских паломников по святым местам, посещение монастырей Ближнего Востока (в особенности Синая, монастыря преп. Саввы в Палестине и Афона) явно подтверждали, что православие и те византийские корни, что имела Россия, были живы и среди греков, арабов и балканских славян. Восприятие в 1448 г. русским митрополитом фактической церковной независимости не означало разрыва с восточными патриархами, восстановленными в Константинополе после 1453 г. 268 Кроме того, русские всегда сознавали, что православие пришло к ним «от греков», и поэтому они почти неизбежно стремились найти авторитетные источники истинной веры именно у греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

5. Pretenia Patriarhiei Constantinopolului asupra dreptului exclusiv de acordare a autocefaliei. Instituia autocefaliei s-a format în cadrul Bisericii Ortodoxe treptat i forma sa actual, este rezultatul unei dezvoltri multiseculare. Nimeni nu a acordat vreodat autocefalie scaunelor din Ierusalim, Roma, Alexandria, Antiohia sau Constantinopol: toate au devenit autocefale datorit împrejurrilor dezvoltrii istorice a Bisericii în primele secole de cretinism. Mai târziu, autocefalia avea s ia fiin i apoi s fie abolit din diverse motive, dar nu a existat niciodat o singur procedur universal acceptat pentru acordarea sau desfiinarea statutului de autocefalie. Autocefalia putea fi acordat de un Sinod Ecumenic. Astfel, de exemplu, Biserica Ortodox Greac a Ciprului a primit autocefalie ca urmare a unei decizii a Sinodului al III-lea Ecumenic din 431. Autocefalia putea fi acordat i de Biseric-Mam din care se desprindea o nou Biseric Ortodox Local independent. De exemplu, autocefalia Bisericii Ortodoxe Sârbe de trei ori – în 1219, 1557 i 1879 – a fost acordat de Patriarhia Constantinopolului, care a acordat i autocefalia unui numr de alte Biserici Ortodoxe Locale care au ieit de sub jurisdicia sa. Biserica Ortodox Rus are o istorie veche de mai bine de o mie de ani începând cu anul 988, când Rusia Kievean a fost încretinat în apele Niprului de Sfântul întocmai cu Apostolii Cneaz Vladimir. Timp de câteva secole, unica mitropolie a Rusiei, cu centrul la Kiev, apoi la Vladimir i apoi la Moscova, a fcut parte din Patriarhia Constantinopolului. În 1448 îns, Biserica Rus a dobândit o independen de facto dup ce Sfântul Iov a fost ales în scaunul mitropolitan al Moscovei fr acordul Constantinopolului. Biserica Rus a fost obligat s ia aceast decizie deoarece Patriarhia Constantinopolului în acel moment era în uniune cu Roma, în timp ce Biserica Rus a respins categoric aceast uniaie. Autocefalia Bisericii Ruse nu a fost imediat recunoscut de Constantinopol i de ceilali patriarhi rsriteni. În 1589, îns, cu participarea Patriarhului Constantinopolului Ieremia al II-lea, a fost întemeiat Patriarhia Moscovei, iar Sfântul Ierarh Iov a fost ridicat la demnitatea de patriarh. Pentru a confirma acest act, statutul constitutiv a fost semnat de Patriarhul Ieremia i cei care îl însoeau, precum i de Episcopii i Arhimandriii Bisericii Ruse. Demnitatea patriarhal a scaunului de la Moscova a fost confirmat la Sinoadele Patriarhilor rsriteni de la Constantinopol din 1590 i 1593.

http://mospat.ru/ro/news/90540/

1) στορικς Οκρανα, μετ π κοιν πορεα μ τν Ρωσα π πντε ανες, π τ 988 πο λαβε χρα κχριστιανισμς τν Ρσων, ς νιαα μητρπολη Κιβου κα πσης Ρωσας, διαιρθηκε κα ποτλεσε ξεχωριστ μητρπολη λγω ξενικν κατακτσεων κα λατινικν ονιτικν πιρρον στ μσα το 15ου ανος. Τ 1448 Μητρπολη τς Μσχας, μ περιλαμβανομνου το Κιβου, μετ τν κλογ το Μητροπολτη της χωρς καμι νμιξη το Οκουμενικο Πατριαρχεου, πο ττε εχε κπσει στν ονα, καθς εχε ποδεχθε τν νωτικ σνοδο τς Φερρρας-Φλωρεντας, πεξαρτοποιθηκε μ τν ατοανακρυξ της σ ατοκφαλη. ναγνρισ της ς ατοκφαλης κα ναβθμισ της στν Πατριαρχικ ξα γινε ργτερα πλον το νς ανος, τ 1589. Τελικ, ταν μετ τν Ρωσοπολωνικ Πλεμο το 1654-1667 κα τν νκη τν Ρσων π τν Πολωνν τερματστηκε πολωνικ κατκτηση τς περιοχς κα πελευθερθηκε τ Κεβο, δν ταν εκολο κα ναμενμενο ν νσωματωθον κκλησιαστικ ο πελευθερωθεσες περιοχς στν κκλησα τς Ρωσας; Ατ τ χαρακτρα κα τν πρθεση πομνως δν θ πρεπε ν εχε δο δεκαετες ργτερα κα τ γγραφο τς Πατριαρχικς κα Συνοδικς Πρξης το 1686, δηλαδ τς παννωσης Κιβου κα Μσχας κα τσι τς ποκατστασης τς ντητας τν πντε πρτων ανων; Μσα σ ατ τ πνεμα δν θ πρεπε ν εχε γραφτε; 2) πωσδποτε δν σημανει τι κτι ττοιο ταν π λους ποδεκτ πλον, λγω τν λατινικν κα ονιτικν πιδρσεων κατ τος δο ανες ποταγς τς Οκρανας στος Πολωνος, κα τν ρωσοφοβικν, φιλοδυτικν κα φιλοπαπικν δυνμεων πο κατ συνπεια διαμορφθηκαν μεταξ τν Οκρανν ρθοδξων. στσο τ τι να μρος το λαο δν πιθυμε τν ξρτησ του π τν κκλησα τς Ρωσας, πργμα πο ποτελε τν μνιμη ς σμερα ατα τς οκρανικς διαρεσης κα στθιας, πο δηγε σ συνεχες κρσεις, πως εναι κα παροσα μ τν χοργηση τς ατοκεφαλας, δν νατρπει τν στορικ λθεια τς κοινς πορεας τν μαιμων κα μθρησκων Οκρανν κα λοιπν Ρσων, μ τ Κεβο μλιστα ν ποτελε τν πνευματικ κολυμβθρα τν Ρσων.

http://gr.pravoslavie.ru/124523.html

Clergy were sent to Vladimir, where the famed wonderworking Vladimir Icon was. After Divine Liturgy and a Molieben on the feast of the Dormition, they clergy took the icon and brought it to Moscow. Along the way, on both sides of the road, countless people prayed kneeling: “O Mother of God, save the land of Russia!” At that same hour, when the people of Moscow were meeting the Vladimir Icon on Kuchkov Field, Tamerlane was sleeping in his tent. Suddenly, he saw in a dream a great mountain, at the summit of which were the holy hierarchs with golden staffs coming towards him. Above them, in a brilliant radiance, was a Majestic Woman. She commanded him to leave the domains of Russia. Awakening in fright, Tamerlane asked the meaning of the vision. The experts answered that the Radiant Lady was the Mother of God, the great Protectress of Christians. Tamerlane then gave the order for his troops to retreat. In memory of this miraculous deliverance of the Russian Land from Tamerlane, they built the monastery of the Meeting on Kuchkov Field, where the Meeting of the Vladimir Icon took place. On August 26, the all-Russian celebration in honor of the Meeting of the Vladimir Icon of the Most Holy Mother of God was established. Very important events in Russian Church history have occurred before the Vladimir Icon of the Mother of God: the election and elevation of St Jonah, advocate of an Autocephalous Russian Church (1448), and of St Job, first Patriarch of Moscow and All Russia (1589), and of His Holiness Patriarch St Tikhon (1917). The enthronement of His Holiness Pimen, Patriarch of Moscow and All Russia, occurred on a day of celebration in honor of the Vladimir Icon of the Mother of God on May 21 (O.S.), 1971. The historical days of May 21, June 23, and August 26, connected with this holy icon, have become memorable days for the Russian Orthodox Church. OCA.org 7 сентября 2014 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Смотри также Комментарии

http://pravoslavie.ru/73440.html

Псалом 108 В конец. Псалом Давида. Боже! К хвале моей не будь безмолвен 1447 . Ибо уста грешника и уста льстивого открылись против меня, наговорили на меня языком льстивым, И словами ненависти окружили меня и вооружились на меня без вины (моей): Вместо того, чтобы любить меня, они лгали на меня – а я молился, И воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. Поставь над ним 1448 грешника, и диавол да станет одесную его 1449 . Когда будет судиться он, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех 1450 . Да будут дни его кратки, в достоинство 1451 его да приимет другой 1452 . Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою. Скитаясь, да переселяются сыновья его и просят, да будут изгнаны из домов 1453 своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его. Да не будет у него заступника, и да не будет щедрого для сирот его. Да будут дети его истреблены, с одним родом да изгладится имя его. Да будет вспомянуто беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не изгладится. Да будут они 1454 всегда пред Господом, и да будет истреблена с земли память их, За то, что он не думал оказывать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушенного 1455 сердцем, чтобы умертвить (его). И возлюбил он проклятие – и оно постигнет его, и не восхотел благословения – и оно удалится от него. И облекся он проклятием, как одеждою, и оно вошло, как вода, в утробу его и, как елей, в кости его. Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым он всегда опоясывается. Такова участь 1456 клевещущих 1457 на меня пред Господом и говорящих злое о душе моей. Но Ты, Господи, Господи, твори со мною по имени Твоему 1458 , ибо блага милость Твоя: Избавь меня, ибо я беден и нищ, и сердце мое смущено во мне. Как тень, когда уклоняется она, я исчез, я был изгоняем 1459 , как саранча. Колена мои изнемогли от поста, и тело мое изменилось от (лишения) елея 1460 . И я стал посмешищем для них: они, видя меня, кивали головами своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Исторические судьбы Запада и Востока складывались очень по–разному. Запад приобретал, вовлекал в Церковь новые варварские народы, приходящие с севера. А христианский Восток, наоборот, терял земли под натиском Ислама. Правда, в 988 г. он получил значительное приобретение: совершилось крещение Руси. Сначала Русь была митрополией Константинопольского Патриархата, потом, в 1448 году, стала Автокефальной, то есть самоуправляющейся. Но все равно, Восток много претерпевал и от арабов, и от турок, и от монголов, все четыре восточных патриархата умалялись. А по мере успехов на западе, возрастало и мнение о себе Римского епископа. Помимо объективных успехов, создавалось и далеко не всегда добросовестное религиозно–историческое обоснование его претензий на особое положение в Церкви. Но как мы видим на примере Авеля и Каина, а также на примере Израильского и Иудейского царств, фактор внешней победы и фактор большинства – еще не являются критерием истины. И, может быть, то, что все православные народы впоследствии оказались кто под турецким, а кто под большевистским гнетом, является признаком особой заботы Господа, чтобы воспитать нас в смирении. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12:6–8 ). Вообще все вызовы, бросаемые Православию, в конечном итоге идут ему же на пользу: заставляют думать, анализировать, формулировать то, что еще недостаточно продумано и сформулировано; заставляют терпеливо относиться к собеседнику; заставляют порой увидеть и у противников нечто доброе, и внимательнее относиться к своей жизни и к своим речам. Гонения, которые периодически постигают Церковь , способствуют чистке ее рядов. Когда тебе предлагают выбор: жизнь без Христа, или смерть со Христом, тут–то и выясняется, насколько ты христианин. Как при встряхивании одеяла – все случайно приставшее отлетает, и остается только органическая основа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010