Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589) Отдел второй Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589) К оглавлению Часть 1. ТОМ 6 Вступление Со 2-й половины XV столетия начинается великая перемена в государственной жизни нашего отечества. Система уделов, бывшая столько веков главным источником бедствий для земли Русской и уже довольно потрясенная прежде, падает теперь окончательно. Монгольское иго, другой источник еще тягчайших бедствий для нее в продолжение двух последних веков, после постепенного ослабления также исчезает совершенно. Русские государи, сделавшись единовластными и независимыми, или самодержавными, обращают свое внимание на внутреннее благоустройство своего государства и дают ему лучшие, подробнейшие законы; раздвигают пределы его на восток и запад, покоряя себе царства татарские, племена финские и возвращая от Литовского государства целые области, издревле принадлежавшие России; вступают в сношения с государями Европы, откуда заимствуют начатки ремесел, художеств, и по падении Греческой империи, а особенно после брака Иоанна III с племянницею последнего греческого императора Константина Палеолога, считая себя как бы законными преемниками величия православных греческих императоров, усвояют себе, хотя и не вдруг, их имя — имя царя и присоединяют герб Греческой империи — двуглавого орла к гербу московскому — святому Георгию Победоносцу . C половины того же XV в. началась важная перемена и в церковной жизни России. Русская Церковь с самого основания своего находилась в зависимости от Константинопольского патриарха, который долгое время и избирал и поставлял для нее первосвятителей, почти исключительно из греков, и оставался верховным пастырем их и судиею.

http://sedmitza.ru/lib/text/435957/

В 1587 году Москву посетил Патриарх Антиохийский Иоаким. Он совершал богослужения совместно с митрополитом Московским святым Иовом и другими архиереями Московской митрополии. Тогда был впервые поставлен вопрос об учреждении Патриаршества в Москве. В 1588 году в Москву для сбора милостыни прибыл Патриарх Иеремия II. Он также совершал богослужения совместно с митрополитом Московским святым Иовом и другими архиереями Московской митрополии. Известные исторические факты не позволяют сделать вывод, что с 1448 по 1591 год Русская Православная Церковь (Киевская, затем Московская митрополия) рассматривалась на Православном Востоке как находящаяся в каноническом разделении с Вселенской Православной Церковью.   Учреждение Московского Патриархата Решение об учреждении патриаршества в Москве принято было на Московском Соборе 1589 года, состоявшемся 17 января 1589 года. До этого шли непростые переговоры с находящимся в Москве патриархом Константинопольским Иеремией II. В ходе переговоров было достигнуто соглашение о том, что Иеремия станет патриархом на Руси. Однако затем патриарх Иеремия отказался от этого проекта, ввиду того, что для проживания ему отводился город Владимир, а в Москве планировалось оставить митрополитом Иова. После своего отказа стать патриархом во Владимире Иеремия согласился на учреждение Патриаршества в Москве. Нет оснований считать, что патриарх Иеремия находился в Москве в «фактической неволе». В отношении него и сопровождающих его лиц соблюдались обычные правила по отношению к находящимся в Москве членам иностранных посольств и иностранным духовным лицам, которые исключали бесконтрольные контакты с местным населением. 26 января 1589 года митрополит Московский Иов был поставлен патриархом Московским. В мае 1590 года в Константинополе состоялся Собор, который рассмотрел вопрос об утверждении Патриаршества в Москве. В Соборе приняли участие патриархи Константинопольский, Антиохийский и Иерусалимский, митрополиты, епископы. Патриарх Александрийский Сильвестр к началу Собора скончался.

http://bogoslov.ru/article/4060465

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов. Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона , поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси. В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место. XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген ( 1606 - 1612 ), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608 - 1610 годах. В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону . Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, - раскол старообрядчества .

http://drevo-info.ru/articles/119.html

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь понятий и терминов 319 АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. αυτς – сам и κεφαλ – голова – самовозглавление) – юрисдикционно и административно независимые правосл. церкви, организованные по национально-территориальному принципу, имеющие собственного предстоятеля (патриарха, митрополита или архиепископа). В настоящее время насчитывается 15 А. ц. В официальном списке (диптихе) они представлены следующим образом: Александрийская; Антиохийская; Иерусалимская; Русская (с 1448); Грузинская (после вхождения Грузии в состав России Грузинская церковь потеряла свою автокефалию и снова обрела ее лишь после Февральской революции 1917); Сербская (с 1219, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, последний раз автокефалия была восстановлена в 1879); Румынская (с 1865); Болгарская (с 919, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата до 1879); Кипрская (с 431); Элладская (с 1833); Албанская (с 1922); Польская (с 1948); Чехословацкая (с 1951); Американская (с 1971). Первым шагом к автокефалии Русской церкви было самостоятельное соборное избрание в 1448 г. митрополитом Московским и всея Руси Ионы (св., память 15 июня). В 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия II возвел в сан Патриарха Московского и всея Руси Иова (причислен к лику святых в 1989 г.). В грамоте, присланной позднее и подписанной всеми восточными патриархами, Московскому патриарху определялось 5-е место после Иерусалимского и устанавливалось право избирать патриарха собором епископов Русской церкви. АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ – Церкви относительно или частично независимые по отношению к более крупным и более самостоятельным Автокефальным церквам. А. ц. могут быть установлены на уровне епархии, архиепископии, митрополии. А. ц. являются: Синайская архиепископия, Финляндская православн. и Японская автономная правосл. церкви. Автономия устанавливается решением Собора или Синода Церкви-Матери. Догматические решения Церкви-Матери обязательны для А. ц.; глава А. ц. не может канонизировать святых, устанавливать праздники, менять календарь без согласования с Церковью-Матерью; он получает от предстоятеля Церкви-Матери миро. Сегодня в Русской Православной церкви помимо Автономной Японской церкви некоторые экзархаты (Белорусский, Украинский) имеют права автономий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С момента Крещения Руси и вплоть до 1448 г. Русская Церковь была канонической частью Константинопольского Патриархата и возглавлялась митрополитом, который чаще всего назначался в столице Византийской империи. Митрополит не имел канонического права вести от своего лица какие-либо переговоры с Римским Папой, не имея санкции от Предстоятеля Константинопольской Церкви. Установление автокефалии в 1448 г. (хотя и не признанной на Востоке) происходило на фоне событий (Ферраро-Флорентийская уния), которые автоматически делали невозможными какие-либо серьезные контакты между Москвой и Римом. В 1589 г. автокефалия Русской Церкви была признана на Востоке, но отношения с католицизмом не развивались по причине наступившего вскоре Смутного времени, в период которого Римская Церковь дискредитировала себя вмешательством во внутренние дела Русского государства. В 1721 г. патриаршество в Российской империи было упразднено и заменено полугосударственным органом Святейшим Синодом. Наконец, после восстановления Патриаршества в XX в. наша Церковь очень скоро оказалась в положении, которое делало невозможным встречу Патриарха и Папы. Фактически получается, что хорошая возможность провести подобную встречу с точки зрения политической обстановки была только в 90-е годы минувшего века. Но тогда, как это было указано выше, действия католической стороны сделали эту встречу невозможной. Конечно, у нас сегодня нет никаких гарантий того, что пункты Совместного заявления будут исполняться, но сам факт отказа на официальном уровне Римского Папы от униональной политики и прозелитизма может создать по-настоящему благоприятную почву для межцерковного богословского диалога. Более того, на фоне нравственной деградации современного протестантизма и церквей Англиканского содружества, общая позиция Православия и Католицизма по ключевым социальным вопросам может помочь Христианству выстоять в эту непростую эпоху. Нам же необходимо сейчас дать себе ответ на вопрос: делает ли прошлое нас своим заложником?  Обязаны ли мы быть врагами? См.

http://bogoslov.ru/article/4871082

С нашествия на Россию монголов, когда при разгроме ими Киева (1240) погиб без вести и Киевский митрополит Иосиф, начала заниматься заря нового порядка вещей для Церкви Русской. Вследствие ли тяжких бедствий, постигших Россию и препятствовавших сношению ее с патриархом, жившим тогда в Никее, или по другим причинам русские сами избрали для управления осиротелою Церковию одного из своих соотечественников – Кирилла, который сначала носил только титул митрополита, а через несколько времени утвержден в этом сане патриархом. То был первый, хотя едва заметный, шаг к ослаблению зависимости нашей Церкви от Византийской кафедры. С этого времени мысль, чтобы митрополит Русский, по крайней мере, избирался в России и из русских пастырей, уже не могла казаться несбыточною не только у нас, но даже в Греции. И действительно, через 28 лет по смерти Кирилла, подобный случай повторился в избрании и поставлении святого Петра митрополита; еще чрез столько же лет снова повторился в избрании и поставлении святителя Алексия и потом повторялся несколько раз до 1448 г.: патриархи допускали делать избрание на Русскую митрополию в самой России или Литве, и из числа митрополитов, святительствовавших у нас в тот период, большая часть были избраны в России и великом княжестве Литовском 2071 . С 1448 г., после которого вскоре последовало окончательное разделение Русской митрополии на две. Западную и Восточную, совершен был второй и важнейший шаг к самостоятельности Русской Церкви. В Западной митрополии патриарх разрешал уже постоянно избирать первосвятителей местным епископам из круга их самих и иногда даже поставлять, впрочем с его благословения; а в Восточной митрополии предоставил раз навсегда, без всякого предварительного сношения с ним не только избирать, но и поставлять митрополитов Собору русских иерархов из среды русского духовенства, так что эта митрополия была уже независимою на деле, и ей оставалось сделать последний шаг, чтобы взойти на степень самостоятельного православного патриарха. Ныне мы займемся одною первою половиною этого переходного периода отечественной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Первый русский Патриарх В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси. В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место. XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем – исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Церковь при Петре I Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. XIX век XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь. ХХ век (начало до 1917 г.) В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции – в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925). Фильм о Патриархе Кирилле

http://expo.pravoslavie.ru/expo/patriarc...

Прецедентов подобных судебных процессов неизвестно, церковным судам никогда не подвергались ни Поместные Церкви, ни епархии, ни приходы, ни монастыри, а только миряне и клирики персонально, обвиняемые в учинении раскола, уклонении в ересь или в иных церковных преступлениях. Высшая судебная власть в каждой автокефальной Церкви осуществляется абсолютно самостоятельно, с вынесением приговоров окончательных, не подлежащих пересмотру иначе как на Вселенском Соборе. Обвинение, предъявляемое Перистерийским митрополитом Русской Православной Церкви, неосновательно по существу, потому что, как уже было сказано, никто не обязан оставаться в юрисдикции епископа, уклонившегося в раскол, и принятие в каноническое общение клириков и мирян, вышедших из повиновения иерархам, уклонившимся в раскол, – это даже не право, а акт исполнения церковного долга. Канонические границы Поместных Церквей действуют применительно к тем только Церквам, которые остаются в лоне единой Святой Соборной Апостольской Церкви, а не к раскольническим или еретическим деноминациям. Таким образом, затея митрополита Перистерийского представляет собой нагромождение нелепостей и заведомо не реализуема, но поскольку нет оснований подозревать ее автора в утрате здравого ума и доброй памяти, она, конечно, и не была рассчитана на то, что будет доведена до предлагаемого результата. Это провокация, вероятнее всего, нацеленная на углубление кризиса во взаимоотношениях между Поместными Православными Церквами, иначе говоря, на подрыв Православия. В таком случае едва ли мы имеем дело с личной инициативой, скорее, это выполнение заказа со стороны. В свое время объявлено было официально, что после победы над коммунизмом в результате холодной войны Православная Церковь должна рассматриваться в качестве главного врага «свободного мира». В оригинальной статье митрополита Григория содержится существенная историческая ошибка, которую, впрочем, делают многие авторы и кроме него – о получении автокефалии Русской Церковью от Константинопольского Патриархата. События этого никогда не было. Русская Церковь не получала автокефалии – она вынуждена была разорвать общение с кириархальной Константинопольской Патриархией, отпавшей от Православия на одиозном Флорентийском соборе, и тем самым обрела автокефалию, не нуждаясь при этом ни в каких томосах со стороны раскольнической или прямо еретической иерархии, – и не в 1589-м, а в 1448-м г.: в 1589-м г. издана была Уложенная грамота об учреждении патриаршества в Москве, подписанная среди прочих архиереев и Предстоятелем Константинопольского Патриархата, к тому времени возвратившегося из унии в лоно Святой Соборной Апостольской Церкви, где Русская Церковь неизменно пребывала на протяжении всей своей истории со времени Крещения Руси. Протоиерей Владислав Цыпин 15 марта 2022 г. Источник: Православие.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2022/03/16/protoierey...

5. Достиг ли папа своей цели 6. Как встречена была Флорентийская уния в России Примечания к тому 4 и 5 Комментарии к тому 4 и 5 КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ От редакции История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589) Отдел второй. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589) ТОМ 6 Вступление Глава I. Митрополит Иона; самостоятельность Русской Церкви и разделение ее на две митрополии 1. Иона — до поставления его в митрополита: а) происхождение Ионы, пострижение в монашество и служение в сане епископа б) избрание Ионы на митрополию и обстоятельства, замедлявшие его поставление в митрополита и возбуждавшие в русских желание, чтобы митрополит их ставился не в Греции, а в России 2. Поставление Ионы в митрополита: а) почему и как совершилось оно в Москве б) объяснение этого события верующим в России в) письма по этому случаю в Царьград, впрочем не посланные 3. Самостоятельность Русской Церкви и возведение ее на степень первой митрополии: а) возобновление наших сношений с Цареградским патриархом б) новые сношения с ним и признание всеми патриархами за Русскою Церковию права избирать и поставлять себе митрополита и считаться первою в ряду православных митрополий 4. Соединение под властию митрополита Ионы всех епархий, восточнорусских и литовских, и попечение его о последних 5. Участие митрополита Ионы в делах гражданских: а) по случаю внутренних междоусобий б) против врагов внешних — монголов 6. Разделение Русской Церкви на две митрополии: а) поставление в Риме особого митрополита для литовских епархий по имени Григория б) письмо московского князя Василия Васильевича к литовско-польскому королю Казимиру и непринятии Григория и послания о том же митрополита Ионы к литовским епископам и всем мирянам в) новые сношения Казимира и Василия Васильевича; Собор русских епископов в Москве и послание их к литовским епископам по тому же поводу г) еще послания Ионы к епископам и мирянам земли Литовской

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

- А Константинополь смирился с тем, что Москва де-факто получила автокефалию, или были сомнения, возмущения, претензии? - Просто не признавали. Не заостряли эту тему. Но каждый раз, когда возникал вопрос, то говорили, что это незаконно, что нельзя ставить первого епископа без благословения Константинополя. Это, кстати, обнаружилось во время суда и преследования преподобного Максима Грека. Статьей обвинения, ему предъявлявшейся, было непризнание нашей автокефалии. - То есть, рана давнишняя? - Да, но она была уврачевана окончательно, когда в 1589 году после долгих и трудных переговоров была издана Уложенная грамота об образовании Московского Патриаршего престола. Вот тогда в Константинополе сочли русскую Церковь получившей автокефалию из Константинополя. Некоторые наши церковные историки весь этот период от 1448 до 1589 года считают промежуточным: как бы еще не до конца автокефальная, но уже по факту таковая. Так это выражено в самой авторитетной и подробной истории Церкви у Митрополита Макария. - Если не церковно-исторически, то канонически претензия Константинополя на такое первенство чести и власти, как оказывается, все-таки имеет основание? - Первенство чести никогда не оспаривалось, разумеется, после того, как произошел разрыв с Римом. Поэтому вопрос об объеме власти, полномочий, прерогатив Константинополя не стоял, пока Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата. Хотя она и обладала неформальной фактически широкой автономией ввиду удаленности, большой территории, значительного населения. Она была во всем иной, чем обычные греческие митрополии там, на территории самой Византийской империи. Но, тем не менее, она входила в Константинопольский Патриархат. Вопрос о власти, собственно, не стоял. Власть из Константинополя была реальностью, которая была канонически правомерна. Вопрос был об объеме этой власти. Но это уже технические или частные темы. А с тех пор, как мы стали автокефальной Церковью, как и другие подобные, мы признаем первенство чести Константинополя, но это только первенство чести. Из которого вытекает предстояние перед престолом при совместном Богослужении первоиерархов - первое место занимает Константинополь, при подписании актов и, очевидно, на совещаниях председательство. Но другие православные Церкви не поддерживают далеко идущих претензий Константинополя и никаких властных полномочий, вытекающих из первенства, не признают.

http://pravoslavie.ru/113507.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010