Надгробие Иларии дель Каретто. Ок. 1406 г. Скульптор Якопо делла Кверча (собор Сан-Мартино, Лукка) Надгробие Иларии дель Каретто. Ок. 1406 г. Скульптор Якопо делла Кверча (собор Сан-Мартино, Лукка) Особой натуральностью выделяются портретные бюсты, создававшиеся по гипсовым маскам (они были наиболее популярны во Флоренции). По контрасту с условными бюстами-реликвариями средневековья они впечатляют эмпирической жизненностью. Устанавливаемые как в жилых покоях, так и в церковных капеллах, эти бюсты дополнительно подчеркивают частную, семейную атмосферу помещений, воплощая мотив вечного молитвенного предстояния. «Правда натуры» доминировала и в мемориальных комплексах, что подчеркнуто и иконографически, причем искусство играет в них все более активную сюжетно-символическую роль. Так, в надгробии папы Сикста IV, исполненном Антонио Поллайоло (1484-1493; Гроты Ватикана), мертвая неподвижность лица, явно проработанная по посмертному слепку, дополнена олицетворениями 7 свободных искусств, представленными с живой, как бы «бессмертной», непринужденностью. Обмирщенной, синкретической, светско-религиозной по духу стала образная среда, нередко уподоблявшаяся привычному жилому интерьеру либо природному или городскому, порой топографически конкретному, пейзажу. Благодаря этому прежняя система иконных клейм или скупых пейзажных аксессуаров постепенно была заменена унифицированным и натуроподобным пространством. Богословское обоснование этого процесса признавало раздумья о событиях Свящ. Писания особенно душеполезными, если эти события мысленно переносились в «хорошо знакомый город» (см. «Сад молитвы», катехитический учебник 1454 г.- Baxandall. 1971. Р. 46). Важнейшим элементом, придающим ренессансным тенденциям четкую системность, явилась прямая перспектива. Прежние разрозненные островки перспективы были объединены в 1-й пол. XV в. в конструкцию, благодаря к-рой изображение выглядело как «окно» в реальность - мотив подобного «открытого окна» (fenestra aperta) упоминает в трактате «О живописи» (1435) Л. Б. Альберти. Архитектурное творчество в данном случае лидирует: связующим звеном между ним и живописью служат оптические эксперименты Филиппо Брунеллески (наподобие камеры-обскуры) для демонстрации возможностей перспективы как метода зрительной фиксации окружающей среды (1413). Известно, что Брунеллески участвовал в постановке религ. мистерий; в 1439 г. одна из таких постановок произвела большое впечатление на прибывшего в И. для участия в Ферраро-Флорентийском Соборе еп. Авраамия Суздальского, который отметил, что изображения были «яко живы» ( Данилова И. Е. Церковные представления во Флоренции в 1439 г. глазами Авраамия Суздальского// Она же. Искусство средних веков и Возрождения. 1984. С. 161). Эффекты правдоподобия занимали умы художников и теоретиков и распространялись практически на все виды искусства.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

А.Н. Наумов Г. А. Шебанин. К вопросу о локализации Дороженя Со второй половины 90-х годов XIV в. по 30-е годы XV в. Литовское княжество проводило активную политику по распространению своего влияния на земли верховских княжеств С. 37–42] и территорию водораздельной части правобережья верховьев Дона С. 167–168]. Начало агрессии Литвы при Витовте в данном регионе относится к 1395–1396 гг., когда была разгромлена рязанская земля в ответ на поход Олега Рязанского С. 227]. Однако серьезные потери, понесенные Витовтом при разгроме на реке Ворскле в 1399 г., вероятнее всего, не позволили закрепиться ему в регионе Окско-Донского водораздела. Напротив, Олег Рязанский в 1401 г. «воевал» Смоленск, а в 1402 г. его сын Родослав ходил походом на Брянск С. 231]. В 1406 г. в бассейне Средней Упы – на р. Плаве – происходит одно из событий московско-литовской войны 1406–1408 гг. Здесь было заключено перемирие на год С. 194]. В этом эпизоде на стороне Москвы участвовали воинские силы Золотой Орды, которая проводила в эти годы антилитовскую политику. Ордынское вмешательство в русско-литовскую войну приостановило экспансию Литвы на территорию северо-восточных княжеств С. 90–92] и, в частности, в регионе верхнего, среднего течения Упы и верховьев Дона. Своего апогея внешняя политика великого князя Витовта достигает в последнее десятилетие его жизни – в 20-х годах XV в. В эти годы под сюзеренитет Литвы переходят князья новосильского дома С. 40]. В 1427 г. Витовт совершает поездку в Рязанское и Пронское княжества С. 39], в 1430 г. рязанский князь участвует в Трокском съезде С. 34]. Именно в эти годы заключается рязанско-литовский договор, по которому из рязанской земли были «вынуты» «Тула Берестен, Ретань с Паши, Дорожен, Заколотен Гордеевский» С. 68]. Однако после смерти Витовта потерянные Рязанью земли возвращаются к ней. Во всяком случае, в московско-рязанском договоре 1434 г. за Рязанью, кроме «заокских» владений, остаются «Тула и Берестеи», а также «татарские места», которые отнял или князь великий Олег, или князь великий Федор. Эти же пункты подтверждаются в московско-рязанском договоре 1447 г. С. 143–144].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Вслед за Востоком мусульманские науки водворились в Испании, причем евреи оказывали мусульманским ученым деятельную помощь. В XII веке ИбнБаджа, ИбнТофаиль (ум. в 1190 году в Севилье) и Аверроес 161 (1126–1198) возвели философскую мысль на такую высоту, какой она не достигала уже несколько столетий, как говорит Ренан. ИбнТофайль прославился своей системой «естественного воспитания», изложенной в сочинении его «Сын природы», за которое его сравнивают с Руссо 162 … ИбнХальдун (ум. в 1406 г.) был уже последним философом. По языковедению прославились составители огромных арабских словарей: ИбнСида и Фирузабади; по грамматике – ИбнМалик, ИбнАкиль, ИбнХаджиб и Джами. Были составители и биографических словарей – ИбнКыфти, ИбнАбуОсейбия, Навави, ИбнХалликан и Союти. По корановедению известен Табари (ум. в 923 г.) и толковники: Замахшари (ум. в 1143 г.), Бейдави (ум. в 1286 г.) и особенно Союти, а по законоведению. Кудури (ум. в 1036 г) и Бурханеддин Маргеланский (Ферганской обл.), составивший известный сборник «Хидая» 163 , а также Маверди 164 и тот же Союти. Этот последний является, таким образом, заключительным «воплощением арабской науки», как говорит о нем проф. А. Е. Крымский 165 . Но несмотря на столь блестящие таланты и эрудицию древних мусульманских законоведов, философов, математиков и естествоведов, арабы не обеспечили дальнейшего процветания науки. И неудивительно, если ко времени смерти Аверроеса и ИбнТофайля арабский научный гений, столь быстро расцветший и блиставший в сумерках средневековой Европы, начал угасать. После того просветительные роли снова переменились: гений Европы пробудился; арабская же наука, вдохнув временно свою жизненную силу латинскому западу, начала замирать. С 1200 года в исламе наступила реакция теологического характера и одержала верх над философским направлением; тогда философию стали изгонять из мусульманских школ и о ней историки стали вспоминать с плохим чувством; даже рукописи философские стали подвергаться уничтожению; астрономию терпели настолько, насколько она служила для определения «киблы», т. е положения молящегося, обязанного обратить свое лице в сторону Кааба и т. д. А когда политическая гегемония перешла от арабов к туркам, – в исламском мире, за редкими исключениями, в роде знаменитого ИбнХальдуна (1331–1406 г.г.), не появлялось ни одного мыслителя, отличавшегося широтою научных взглядов 166 ; наука и философия в мусульманском мире заглохла до последних годов только что истекшего (XIX) столетия...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Вернувшись в столицу империи, Иосиф поселился в Студийском монастыре (около 1402–1406), был назначен придворным проповедником (1403/04–1406), стал профессором (cathegetes) и главой патриаршей академии. Он предстает в Константинополе как «учитель научных дисциплин», «истолкователь богословия», «учитель священного богословия», «учитель великой церкви», «учитель учителей». Во время пребывания на Крите Вриенний вряд ли был экзархом патриаршего престола, его называли лишь «иерокатигором» («священным обличителем») и «учителем» (1400). В качестве топотирита (местоблюстителя) патриарха Иосиф Вриенний был направлен в 1406 г. 18 на Кипр ради объединения кипрской церкви с константинопольской и пребывал в 1406–1407 гг. в Асоматском монастыре, расположенном в гористой части острова. Его сопровождали в поездке игумен Космидийского монастыря Антоний и диакон великой церкви (св. Софии) Константин Тимофей. В 1416–1427 гг. Вриенний был монахом Харсианитского монастыря в Константинополе. Именно в то время (1421) он завещал свою библиотеку церкви св. Софии. Известно также, что Иосиф Вриенний был представителем Византии на Констанцском соборе, когда встретился с итальянскими гуманистами Поджо Браччолини, Бартоломео да Монтепульчано и Агапито Ченчи. Иосиф Вриенний постоянно был в курсе дел, происходивших в империи. Это «очевидец, достойный доверия» 19 . Ценным источником информации для Вриенния были не только личное знакомство с тем городом, где он проживал, беседы с его жителями и гостями, но и яркие впечатления от поездок, встреч с новыми людьми. Иосиф принимал участие в совещаниях высокопоставленных лиц. Так, император Мануил II Палеолог приглашал на совещания, наряду с патриархом, великим сакелларием и великим скевофилаксом, также Иосифа 20 . Накопившиеся впечатления Иосиф Вриенний обстоятельно обдумывал, а затем воплощал в устном или письменном слове. Его можно было часто видеть в православных церквах Кандии, а позже – в различных залах имперского Влахернского дворца (триклине, секрете, императорском китоне) и в апостольской церкви Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vriennij...

В Никоновской летописи это известие дополнено сообщением, что епископа оклеветали, обвинив в том, что он призывал хана Золотой Орды Шадибека напасть «на Киев и на Волынь и на прочаа грады» (ПСРЛ. Т. 11. С. 192). Это известие вызывает сомнения, т. к. соответствует тенденции этого летописного свода показывать, что духовные иерархи не могут совершать дурных поступков. В 1405 г. состоялась встреча в Милолюбе кор. Владислава (Ягайло), Витовта и К., продолжавшаяся неделю. Судя по перечню участников на встрече должны были обсуждаться важные вопросы, однако о содержании переговоров ничего не известно. Поездка К. продолжалась год и 5 месяцев. 1 янв. 1406 г. митрополит вернулся в Москву. Последние дни жизни К. были отмечены войной между Литвой и Великим княжеством Московским, вызванной агрессивными планами Витовта. В нач. 1406 г. войска Витовта вторглись на Псковскую землю, в ответ Василий Димитриевич «разверже мир» с Литвой. 7 сент. 1406 г. Василий I с большим войском двинулся из Москвы к р. Плаве навстречу армии Витовта. К этому времени К. был уже серьезно болен. 9 сент. хиротония нового Суздальского еп. Митрофана состоялась в подгородной резиденции митрополита - с. Голенищеве: у К., очевидно, не было сил, чтобы поехать в Москву. 12 сент. 1406 г. К. продиктовал духовную грамоту (завещание), ставшую образцом для аналогичных актов последующих рус. митрополитов. К. дал «мир и благословение» христианам и прощение всем, кто причинили ему к.-л. зло. К. дал «мир, благословение и последнее целование» вел. кн. Василию Димитриевичу, ему митрополит поручил «душу свою и дом Святыя Богородица», служивших ему бояр и слуг. К литов. части митрополии в завещании относятся общие формулы с упоминанием «великих и малых» князей, «великих и малых» бояр, иноков и всего причта церковного. Грамота была зачитана на похоронах К. Ростовским еп. св. Григорием . К. погребли в Успенском соборе Московского Кремля, его останки были обретены при перестройке собора в 1472 г., перезахоронены в новом здании в 1479 г. Б. Н. Флоря Книжно-литературное творчество, книгописание. Роль К. во «втором южнославянском влиянии» Лит. наследство К. включает Житие митр. Петра, службу и Похвальное слово ему же, ряд посланий преподобным Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому, ответы игумену Высоцкого серпуховского монастыря прп. Афанасию по различным вопросам монастырской жизни, грамоты в Новгород и Псков и в мон-ри Митрополичьей области, ряд др. памятников. Свт. Киприан. Фрагмент иконы «Похвала Богоматери Владимирской (Древо государства Московского)». Иконописец Симон Ушаков. 1668 г. (ГТГ) Свт. Киприан. Фрагмент иконы «Похвала Богоматери Владимирской (Древо государства Московского)». Иконописец Симон Ушаков. 1668 г. (ГТГ)

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Петрушко В. И. Между Вильно и Москвой: Русская митрополия и государственно-церковные отношения в 1-й трети XV в. В 1-й трети XV в. в государственно-церковных отношениях на Руси произошли значительные изменения, характерной чертой которых стало резкое усиление активности великих князей Литовских в сфере церковной политики. В отличие от эпохи Гедимина и Ольгерда, Русской Православной Церкви в данный период приходилось выстраивать свои отношения с властью, которая приобрела ярко выраженный католический оттенок. Таким образом, традиционное политическое соперничество между Московскими и Литовскими великими князьями в это время также в значительной мере начало приобретать характер религиозного противостояния. После кончины митрополита Киевского и всея Руси свт. Киприана Русская Церковь почти 2 года не имела Предстоятеля. Пользуясь этим обстоятельством, великий князь Литовский Витовт стал стремиться к вмешательству в жизнь Русской митрополии. Прежде всего он решил перехватить у московских великих князей инициативу в деле избрания кандидата в митрополиты и добиться поставления на Киевскую кафедру кого-либо из близких к нему западнорусских священнослужителей. Достижение компромисса в этом вопросе между Литовским и Московским государями заведомо было исключено: в 1406–1408 гг. между обоими великими князьями — Витовтом и Василием I Дмитриевичем, — несмотря на то, что первый приходился тестем второму, шла война. Данное обстоятельство побуждало Витовта еще решительнее добиваться поставления митрополитом своего ставленника, чтобы в таком случае переместить церковный центр во владения великого князя Литовского — в Киев или иной подвластный Витовту город. Уже осенью 1406 г. Витовт направил в Константинополь епископа Полоцкого Феодосия Грека с просьбой о поставлении его на Киевскую митрополию. Скорее всего, литовский государь рассчитывал на то, что в Константинополе согласятся на кандидатуру Феодосия ввиду его византийского происхождения. В то же время Витовт надеялся, что этот давно натурализовавшийся в его владениях грек будет ему вполне послушен. Вероятно, после приезда в Константинополь Феодосий был возведен в сан архиепископа, так как после 1406 г. он упоминается в документах с этим титулом. В частности, сохранилась грамота, выданная архиепископом Феодосием после 1407 г. священнику православной церкви св. Николая Чудотворца в Однако решать вопрос с поставлением нового русского митрополита в Константинополе не торопились.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

21/3 Мученицы Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Преставление святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца (1326). Благоверной княгини Иулиании Вяземской (1406). Преставление блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Перенесение мощей святителя Гавриила, архиепископа Рязанского и Зарайского (2000). Тропарь мученице Иулиании Никомидийской, глас 4 Агница Твоя, Иисусе... (общий мученице). Кондак, глас 3 Девства добротами преочищенна, девице,/и мучения венцы, Иулиание, ныне венчавшися,/даеши сущим в нуждах и недузех исцеление и спасение/приступающим к раце твоей,/Божественную бо благодать Христос источает и жизнь вечную. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Иулиание,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу, глас 4 Яже прежде безплодная земле, ныне веселися:/се бо Христос светильника в тебе показа,/яве сияюща в мире/и исцелевающа недуги и болезни наша./Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:/святитель бо есть Вышняго, сия соделоваяй. Ин тропарь, глас 8 Ликуй светло, благославнейший граде Москва,/имеяй в себе архиерея Петра,/яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща,/той бо немощи врачует/и недуги, яко тьму прогонит от вопиющих ему:/радуйся, иерарше Бога Вышняго,/тобою сия пастве твоей соделовающаго. Ин тропарь, глас 4 Благоверно пожив в мире,/житием чистым просветився,/учением святительства приим паству,/апостолом наследниче./Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/моли Христа Бога да спасет души наша. Кондак, глас 2 Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу,/ днесь любовию к тебе притекаем, песнь, богоносе, плетуще,/яко имея дерзновение ко Господу,/многообразных избави нас обстояний, да зовем ти:/радуйся, утверждение граду нашему. Ин кондак, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010