В Голенищеве он и занемог. За четыре дня до смерти им написана была прощальная грамота. Она была прочтена, согласно его воле, при его погребении, равно как после была читаема и при погребении последующих митрополитов, за исключением св. Фотия, написавшего свою грамоту. В примечании к «Житию святых» (изд. 1903 г.) о грамоте говорится: «Она исполнена любомудрия христианского, проникнута духом глубокого благочестия и с трогательным красноречием говорит о тленности, суете и ничтожестве всего земного и о памяти смертной». Преставился митрополит Киприан в Голенищеве 16 сентября 1406 г. Он был митрополитом 30 лет без полутора месяцев. Мощи его были обретены в 1472 г. при разобрании старого московского Успенского собора и потом пребывали в новом под спудом. Память святителя Киприана празднуется 16 сентября; память обретения и перенесения мощей – 27 мая. Местное празднование было установлено после 1805 года. Шестисотлетие игуменства Преподобного Сергия Радонежского 24 25 сентября, 5 июля Шестьсот лет тому назад. Свыше одного века пребывала уже Русь под татарским игом. Тяжкое, временами казалось, безысходное было время. Но переносил народ испытания, сохраняя верность Церкви и ее верным сынам, природным Государям, осторожно и планомерно воссоздававшим разоренное государство. В 1354 г. правил благочестивый сын Калиты, Великий Князь Иоанн II Иоаннович Кроткий. В глуши Радонежских лесов к тому времени возникла обитель, основанная братьями Стефаном и Варфоломеем, сыновьями ростовских бояр. В 1340 г., с благословения св. митрополита Феогноста, освящена была там церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы. В 1342 г. в убогом еще храме смиренный игумен Митрофан совершил 7 октября пострижение Варфоломея, дав ему имя святого того дня – Сергия. В 1354 г. притекшие за эти годы в обитель иноки пожелали иметь Сергия игуменом. Придя все вместе к нему, они сказали: «Отче! мы не можем долее жить без игумена; исполни наше сердечное желание: будь нам игуменом, будь наставником душ наших; мы будем каждый день приходить к тебе с покаянием и открывать пред тобою нашу совесть; а ты будешь подавать нам прощение, благословение и молитву. Мы желали бы видеть тебя совершающим ежедневно Божественную литургию, и от твоих честных рук причащаться Святых Христовых Таин. Ей, честный отче, таково наше общее сердечное желание; не откажи нам в этой милости!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, по происхождению серб (по другим источникам — болгарин) и сначала подвизался иноком на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского патриарха Филофея (1354–1355, 1362–1376), который в 1375 (1376) году посвятил Киприана в митрополита Киева и Литвы. На Константинопольском Соборе было постановлено: во избежание разделения русской митрополии «быть ему по смерти святителя Алексия митрополитом всея Руси». В Москве святитель Киприан терпел многие скорби от великого князя и потому первое время жил или в Литве, или в Константинополе. Лишь в 1390 г., при великом князе Василии Димитриевиче, он был принят как первосвятитель в Москве. Святитель Киприан явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлений. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения. Для этого рассылал он по епархиям различные церковные чинопоследования и уставы, иногда написанные собственноручно, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, сам перевел с греческого языка служебник и писал наставления касательно богослужебной практики. Среди этих забот не оставлял и литературной деятельности, памятником чего осталось несколько его по преимуществу исторических сочинений. По отзывам летописи, он был «всякаго любомудрия и разума исполнен, и вельми книжен, и духовен зело, и книг своею рукою писаше, и в молитвах часто упражняшесь, и в почитании Божественных Писаний». Скончался он в 1406 году. Мощи его, обретенные в 1472 году, почивают в Московском Успенском соборе под спудом. Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопонесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был постриженником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана († 1406; память 16/29 сентября). Выбор патриарха Матфея (1397–1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 г. святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

16/29 сентябряпамять святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, основателя Московского Сретенского монастыря. В издательстве Сретенского монастыря готовится к изданию книга историка-медиевиста, профессора и преподавателя истории Русской Церкви в Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси». Предлагаем вниманию читателей фрагмент из этой книги – отрывок из главы VII «Беды и успехи Московской Руси. Последующее возвышение Первопрестольного града». Святой Митрополит Киприан (1375–1390–1406) Митрополит Киприан встречает Владимирскую икону      Еще до первой поездки в Литву Митрополит Киприан оказался участником события, которое нашло отражение в русском Месяцеслове. В 1395 году среднеазиатский грозный завоеватель Тимур (в русских летописях – Темир Аксак) разбил Тохтамыша, разорил столицу Золотой Орды и двинулся в сторону Москвы 1 . «Преосвященный же Киприан Митрополит, тогда украшая престол Росийския митрополия, подвизаяся по вся дьни и часы, не отступая от церкви, непрестанныя молитвы и жертвы бескровныя со слезами к Богу принося… и всему народу мужьска полу и женьска заповеда пост и молитву с милостынею». В отличие от 1382 года теперь Митрополит Киприан находился в Москве, творя усиленные молитвы о спасении Русской державы. В это время в русских храмах совершались каноны и молитвы, составленные Патриархом Филофеем и переведенные святителем Киприаном, например: «За князя и за люди, егда исходити из града противу ратных». Их творили во время Куликовской битвы, а также, «судя по летописным данным, пели пятнадцать лет спустя, когда к Москве приближался Темир-Аксак – Тамерлан». Этим временем датируется написанный святителем Киприаном Молебный канон Митрополиту Петру, молебны которому, как покровителю града Москвы, несомненно, творились в дни постигшей опасности. В преддверии нашествия грозного завоевателя по благословению Митрополита Киприана в Москву была принесена чудотворная икона Богоматери из Владимира. Этот крестный ход был исполнен глубокой молитвы о заступлении, русские люди постились и молили Матерь Божию о помощи и защите. В момент встречи святого образа Тимуру, находившемуся в Ельце на Аргамачьей горе, было видение: Пречистая Дева явилась с Ангелами, устремляясь против него. После этого татарское войско спешно уходит из московских пределов. В тюркских сказаниях сохранились сведения о явлении Тамерлану его покровителя Хызра, после чего грозный завоеватель повернул назад.

http://pravoslavie.ru/97432.html

Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери от благочестивых, богатых и знатных родителей и получил высокое по тому времени образование. Еще в юные годы отличался он кротостью, не любил рассеянность. По смерти родителей своих, оставшись наследником богатого имения, Арсений обратил дом свой в дом принятия странных и бедных. Но родные сочли такую жизнь молодого человека странной и упрекали его в расточительности. «Полезно ли нам благочестие – увидим за гробом, если не видим здесь», – говорил Арсений. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и просил Господа указать ему путь. Ночью во время сна он услышал голос, звавший его в Киев, в обитель Пречистой. Он встал, тайно вышел из города и отправился в Печерскую обитель. Со слезами объявив настоятелю о своих расположениях душевных, Арсений принят был в обитель и облечен в иночество. Как и всякий новый послушник, проходил он нелегкие послушания, но проходил с любовью. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся своим благочестием, Арсений выделялся святой жизнью – строгим хранением монашеских обетов, знанием церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием. Смирением и искренним благочестием Арсений обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского († 1406, память 16/29 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у владыки архидиаконом, и когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царьграда с именем и правами митрополита всея Руси, то, отправляясь в Москву, он взял с собой и Арсения и поручил ему заведовать письменными делами митрополии, ему было поручено также письмоводительство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. 3 июля 1390 г. Арсений вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе тверского князя Михаила Александровича состоялся собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

11, 9 Мф. 13:46); или, говоря другими словами, Преподобный восприял Царство Небесное от Господа нашего Иисуса Христа. Да будем и все мы наследниками вечного блаженства по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.    Отсчет ведется от Сотворения мира, за 5508 лет до Рождества Христова.    Алавастр — узкогорлый металлический сосуд, употреблявшийся для хранения ароматов.    Речь идет об Успенском соборе Московского Кремля.    Свт. Киприан, Митрополит Московский и всея Руси (1381—1382 и 1390—1406, память 27 мая, 16 сентября). Глава 87. Чудо преподобного Сергия о том, как он избавил чел...    Есть в окрестностях царствующего града Москвы монастырь, именуемый Стромынским, расположен он на расстоянии сорока поприщ от обители Преподобного Сергия. Во время нашествия иноплеменников, польского и литовского войска, случилось трем мужам идти вместе по полю, недалеко от монастыря, и внезапно напали на них враги на конях и двоих зарубили. Оставшийся в живых, по имени Максим, видел, что смерть приближается, потому что четыре вооруженных воина окружили его и хотели зарубить, и начал он молиться Богу и призывать на помощь скорого заступника великого Сергия, прося избавления, припал лицом к земле — и исчез с глаз злочестивых врагов.    Так человеколюбивый Господь, по молитвам Преподобного Сергия, сохранил его невидимым образом и спас от лютой смерти.    В издании 1646 г. гл. 86 содержала в себе Слово похвальное Преподобному отцу нашему Сергию, которое в настоящей книге печатается на с. 249—261.    Успенский Троицкий Дубенский монастырь близ села Стромыни Московской губернии Богородского уезда. Основан Прп. Сергием Радонежским по просьбе князя Димитрия Донского, обещавшего устроить монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Куликовская битва состоялась за несколько дней перед этим праздником), если он одержит победу над татарами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Ремонтно-восстановительные работы велись с середины 1990-х годов. Со стороны реки расчистили Ионнинский родник. А в 1999 году пристроили деревянную часовню-крестильню, которую освятили во имя святого Киприана. Ныне праздничный звон с колокольни храма разносится далеко окрест и достигает Новодевичьего монастыря и Поклонной горы. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2018 г. Первые упоминания о Голенищеве восходят к XIV веку и связаны с именами святителей Алексия и Киприана, митрополитов Московских. По сказанию летописца святителя Алексия (1354–1378 гг.), на Голенищевской земле (около теперешней Троице-Голенищевской церкви) был сад, и подле сада, без сомнения, стояли клети и кельи. Преемник святителя Алексия по всероссийской митрополичьей кафедре - святитель Киприан - особенно полюбил Голенищево. Он избрал для своего пребывания место при впадении речки Раменки в р. Сетунь. Известие о том, что именно тут жил митрополит Киприан, содержится в «Степенной книге царского родословия»: «Пребывая в своем селе на Голенищеве, между двою рек, Сетуни и Раменки, идеже тогда бысть оба полы лес мног, идеже есть церковь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, и пребыва тамо, епископы и попы ставляше, иде же и книги своею рукою писаше, и многия святыя книги с Греческого языка на Русский язык преложи, и довольно писания в пользе нам остави, и великого Чудотворца Митрополита всея Руси [Петра] житие написа». Святитель Киприан занимался здесь переводом церковных книг (в том числе, и Кормчей) с греческого языка на славянский, положил основание Степенной Книге и написал житие своего предшественника святителя Петра, митрополита Московского: «книги своею рукою писаше, понеже место бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей» (т.е. суеты и шума городской жизни). А на старости лет святитель Киприан постоянно уже жил здесь «и тамо же и разболевся лежаше несколько дний и преставися» 16 сентября 1406 года «в старости велице», на 30-м году своего святительства. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля. Святые мощи его были обретены при перестройке собора 27 мая (9 июня) 1472 года. Опричная (то есть особая, построенная святителем для себя) церковь во имя Трех Святителей была, по всей вероятности, деревянной. От святителя Киприана Голенищево перешло к его преемникам; имел здесь пребывание, конечно, и святитель Иона, митрополит Московский (1449–1461 гг.). Память о нем так утвердилась в Голенищеве, что в 1644 г. при построении каменной Троице-Голенищевской церкви был при ней устроен придел во имя этого святителя. Источник в овраге близ нынешнего храма сохранил имя Ионинского. До XX века дожил «Ионинский дуб», по преданию посаженный святым митрополитом, - и был спилен в годы Великой Отечественной войны на дрова.

http://sobory.ru/article/?object=02279

– «яко же пишеть Премудрый Епифаний» 150 . 2) Оба Епифания, писец и писатель, являлись монахами, причем одного монастыря – Троице-Сергиева, и жили примерно в одно и то же время. Для писца Епифана его монашеская принадлежность следует из пометы на л. 112 об. Стихираря: «Писал чернец», а пребывание именно в Троице-Сергиевом монастыре доказывается принадлежностью лаврской библиотеке всех выявленных манускриптов, написанных рукой Епифана (Троиц. 22, Троиц. 33, Троиц. 34 – о последних см. ниже). Хронологически они охватывают период с 1380 по 1412 г. О писателе Епифании известно больше: в заголовках Похвального слова и Первой редакции Пахомия Серба Жития Сергия Епифаний называется «учеником» преподобного Сергия, а по записи Пахомия, писатель «многа лета, паче же от самого възраста юности живша съ святым», а потом был «духовник в велицей лавре всему братству» (Троиц. 116. Л. 396). По времени сочинения Епифания располагаются так: Житие Стефана Пермского написано между 1406 и 1410 г., Похвальное слово Сергию – в 1412 г., Житие Сергия Радонежского – в 1418–1419 гг. 3) Для писца Епифана и писателя Епифания Премудрого характерно пристрастие к ведению летописных записей. Характеристика Епифания Премудрого , создавшего Троицкую летопись и насытившего историческим материалом Жития Стефана Пермского и Сергия Радонежского, в этом смысле возражений не вызывает. Но летописными записями испещрены поля рукописи Стихираря Троиц. 22. Так, на л. 40, на котором проставлен номер 6-й тетради, читается: «Месяца сентября в 21 день, в пяток, на память о агиос апостола Кондрата, по литургии почата бысть писати татрать 6. В то ж день Симоновский приездил. В то ж день келарь поехал на Резань. В то ж день нача чернца увеща… . В то ж день Исакий Андроников приехал к нам. В то ж день весть приде, яко Литва грядуть с агаряны… В то ж день придоша две телезе со мнозем скрипеньемь в 1 час ночи». Начало 7-й тетради (на л. 48) было отмечено записью: «В лето 6888, месяца еемтября 26, на память о агиос Иоана Феолога, в среду, по вечерни, почата бысть писати татрать… 1 час нощи».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В юго-западном углу подле шатра находятся гробницы св. Митрополитов Фотия и Киприана. Св. Фотий Митрополит Московский родился в Греции, воспитывался в Аморейской области в Палестине. Он с ранних лет поселился в одной пустынной обители, где и начал проходить духовную жизнь, а для преуспеяния в духовных подвигах он вручил себя под руководство строгого подвижника Епископа Акакия. Строгая жизнь наставника его служила для него примером и подкреплением в подвигах пустынного жития. Случилось, что по некоторым нуждам Фотий послан был Акакием в Константинополь. В то время кафедра Русской Митрополии сделалась праздною. Великий Князь Василий Дмитриевич просил Константинопольского Патриарха Матфея прислать на Русскую кафедру достойного пастыря церкви. На сей раз, Фотий первым представился достойным святительского сана, поэтому и был рукоположен самим Патриархом в Митрополита. Как ни трудно было Фотию расставаться с своим отечеством и идти в Россию, неизвестную ему страну, но, повинуясь Промыслу Божию, он должен был согласиться на новое служение церкви. Он прибыл сначала в Киев, а потом в Москву. Радостно было его прибытие. Духовенство и народ с великим торжеством и честию встретили в Москве нового Митрополита, тем более, что это случилось во врем я Св. Пасхи. Митрополит Фотий, подобно своим предшественникам, ревностно заботился о православии Русской Церкви; он поучал свою паству и словом, и примером своей жизни; управлял церковью 22 года, скончался 1431 года июля 2 дня. Св. тело его обретено нетленным 1472 года мая 27 дня. В эти дни церковь празднует его память. 4) Св. Киприан Митрополит Московский родом был серб. Он наследовал кафедру Всероссийского Митрополита после Алексия Митрополита и был рукоположен в Константинополе Патриархом Филофеем. Митрополит Киприан сначала жил в Киеве и управлял Литовским духовенством, а по смерти Алексия Митрополита, в 1381 году, перешёл на Московскую кафедру. Святый Киприан во время своего правления церковию соблюдал православие церкви и утверждал народ в вере и благочестии. В особенности он старался в просвещении русского народа. С этой целью он собирал книги, много трудился в сочинениях и переводах с греческого языка на славянский. Драгоценные его служебник и требник и некоторые другие рукописные книги хранятся в Патриаршей Библиотеке. Незадолго до своей кончины Киприан написал прощальную грамоту, в которой просил всех простить ему все согрешения. Он скончался в глубокой старости в 1406 году сентября 16 дня. Святое тело его обретено нетленным 1472 года мая 27 дня. В эти дни празднуется его память.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Взяв преподобного Андроника, святитель Алексий вернулся в Москву. Он предоставил много средств для основания нового монастыря, место для которого было выбрано за рекой Яузой. На вопрос преподобного Андроника во имя кого построить храм в обители, святитель Алексий рассказал: «Когда мы плыли от Константинова града к Русской земле, внезапно поднялся сильный ветер в море, так что корабль начал погружаться. Тогда я дал обещание, что если Господь поможет мне, то создам церковь в честь того святого, праздник которого случится в день, когда приду к пристани. И тотчас же Божиею помощию волнение прекратилось на море, и мы вошли в пристань месяца августа в 16-й день. И завещал я поставить церковь в честь Нерукотворенного образа Спасова, но забываю в делах церковных. Ныне же хочу упраздниться от дел и исполнить обет». Так вскоре была воздвигнута прекрасная церковь , освященная митрополитом в честь пречистого Нерукотворенного образа Спасителя. Преподобный Андроник был поставлен святителем Алексием игуменом новой обители. В монастыре был принят общежительный устав. Преподобный Андроник со смирением и усердием нес настоятельские труды, пребывая во всяком воздержании и молитве; он был воистину кроток и смирен сердцем, как благоразумный ученик кроткого учителя – Преподобного Сергия. К преподобному Андронику часто приходили люди за духовным советом и благословением. Братия монастыря умножалась в числе и преуспевала в добродетелях (см.: «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего игумена Сергиа» – «Богословские труды», сб. 11., М., 1973, с. 226–227). Некоторые современные исследователи указывают на несоответствие отдельных фактов этого сказания летописным данным и отмечают, что строительство Спасо-Андрониковского монастыря было связано с деятельностью не святителя Алексия, а святителя Киприана, митрополита Московского. Как бы ни решились в дальнейшем спорные вопросы, несомненно, что первоначальная история монастыря тесно связана с именами обоих Московских святителей: Алексия († 1378, память 12 февраля) и Киприана († 1406, память 16 сентября), что позволило в непродолжительное время собрать в монастыре прекрасных зодчих, иконописцев и книжных писцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Arhiva De ziua pomenirii sfântului ierarh Ciprian al Moscovei mitropolitul de Krutitsy Iuvenalii a oficiat Liturghia la catedrala „Adormirea Maicii Domnului” din Kremlin, or. Moscova 30 septembrie 2015 14:30 29 сентября 2015 года, в день памяти святителя Киприана, митрополита Московского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Видновский Тихон ; епископ Балашихинский Николай ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; собор духовенства Московской областной епархии . Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева. После сугубой ектении владыка митрополит прочитал молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес настоятель Троицкого храма поселка Удельная Раменского района протоиерей Вадим Суворов. После богослужения и поклонения Кресту было совершено молебное пение у гробницы святителя Киприана. Затем митрополит Ювеналий обратился к участникам праздничного богослужения с архипастырским словом: «Возлюбленные братья архипастыри, всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братья и сестры! По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы сегодня, в день памяти святителя Киприана, совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Радостно мне сегодня видеть всех вас. Особенно духовенство Московской епархии и прихожан из разных уголков нашего Подмосковья, которые вместе соединились в молитве ко Господу. Мы сегодня продолжаем празднование Воздвижения Креста Господня. Воспеваем страдания Христовы и воскресение Его, потому что это смысл нашей христианской жизни: совершая земное поприще, мы готовим себя ко всеобщему воскресению и в надежде на Божие милосердие к нам в Царствии Небесном. В 1406 году скончался святитель Киприан, 30 лет связанный с Русской Православной Церковью, управляя ею в сложные времена истории нашей земли. Но никакие трудности не помешали ему — его благочестию, его ревности о Господе. В этот первосвятительский период много было сделано для просвещения, для строительства храмов и монастырей. Его цельбоносные мощи, почивающие рядом с его приемником — святителем Фотием, напоминают нам, что и сегодня он наш небесный покровитель и предстатель пред Господом и Спасителем нашим. И сегодня еще мы отмечаем среди множества святых память святой мученицы Людмилы Чешской. Многие из вас находящихся сегодня в храме носят это святое имя и причастились святых Христовых Таин. Я горячо и сердечно поздравляю вас с этим праздником — днем ангела, с принятием святых Христовых Таин, как и всех, кто сегодня сподобился этого Таинства.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4234158...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010