Архив Новости Приветствие Святейшего Патриарха Болгарского Максима по случаю международной церковно-богословской конференции, посвященной памяти святителя Киприана, Московского чудотворца Патриарх Болгарский Максим Возлюбленные о Господе чада святой Православной Церкви! В настоящем 2006 году от Рождества Христова все мы, клир и церковная полнота Болгарской Православной Церкви, отдаем дань уважения и признания памяти одного из святых архипастырей, просиявших в роде болгарском – митрополита Киевского и всея Руси Киприана, Московского чудотворца (1330–1406). Рядом с именами Рыльского чудотворца преподобного Иоанна, Тырновского патриарха Евфимия и других наших и всеправославных святых, имя святого Киприана является еще одним свидетельством нашего славного церковного прошлого, оно навсегда вписано золотыми буквами в историю болгарской святости. Святой Киприан Московский происходит из царственного града Тырново, из знатного и прославленного рода Цамблаков. Монашеский путь будущего Всероссийского митрополита начался в Килифаревском монастыре преподобного Феодосия Тырновского и продолжился в Константинополе и на Святой горе Афон. В 1375 году он был рукоположен святителем Филофеем, Константинопольским патриархом, в Киевского митрополита, а с 23 мая 1381 года и окончательно с осени 1390 года до дня своего блаженного успения (16 сентября 1406 года) святитель Киприан был фактически митрополитом Московским и всея Руси. В Москве, началось и его церковное прославление. Он был канонизирован Русской Православной Церковью в 1472 году, хотя масштабы его деятельности выходят далеко за границы этого поместного почитания. Безупречный аскет и самоотверженный пастырь, книжник  и духовный писатель уровня Святейшего патриарха Евфимия Тырновского и вдохновенный иконописец, святитель Киприан вызывает нескрываемое восхищение не только своих современников и последователей в Русской Церкви, но и признание всего православного мира. Для Болгарской Православной Церкви и родных нам богословских школ подвиг святителя Киприана есть не только основание для заслуженной гордости, но и пример, который ежедневно призывает нас ко все большему усердию и непрестанной ревности «в деле служения для созидания тела Христова» (Еф. 4:12).

http://pravoslavie.ru/news/061002164920....

Стефан был еще раз в Москве и в 1383 г. был сделан епископом края, им облагодетельствованного. Скончался 26 апреля 1396 г. § 21. Святитель Киприан, митрополит Московский (ум. 1406) Был болгарин, происходит из города Тырнова. Его племянником был Григорий Цамблак – известный литовский митрополит. По влечению к монашеской жизни он рано поселился на Афоне и затем был чиновником в константинопольском клире. Его первое появление в России относится к концу 1373 г. в качестве патриаршего посла. В течение этого пребывания он сумел склонить на свою сторону литовских князей, и те в письме просили патриарха поставить его в сан митрополита русского. Вернувшись обратно, Киприан был избран и поставлен патриархом Филофеем в сан митрополита Киевского и Литовского, с правом на всю Россию по смерти митрополита Алексия. Это был неканонический акт. В декабре 1375 г. Киприан получил поставление и уже 9 июня 1376 г. выехал в Киев, остуда он хотел проникнуть в Москву, но вел. кн. Димитрий Донской не принял Киприана, и тот решил выжидать в Киеве благоприятных обстоятельств. Св. Алексий умер 12 февраля 1378 г., однако кн. Димитрий избрал своего кандидата в митрополиты – Михаила Митяя. В ходе долгих судов и тяжб в Константинополе в июне 1380 г. Киприан соборно был лишен даже Киева, с сохранением за ним малой России и Литвы, а митрополитом русским был назначен архим. Пимен. Однако князь Димитрий отверг Пимена и пригласил к себе Киприана, а Пимена в 1381 г. схватил в Коломне и заточил.  Киприан 23 мая 1381 г. был принят в Москве с особой торжественностью, но уже в октябре 1382 г. он впал в немилость князя, и был удален в Киев, а Пимена вызвал из заточения и встречен с честью. В Киеве Киприан нашел поддержку кн. Владимира Ольгердовича, и выехал в Константинополь, где в конце 1387 г. было соборно определено митрополитом Киевским и всея Руси называть только Киприана. К тому времени умерли и Димитрий Донской и митр. Пимен. В феврале 1390 г. Киприан торжественно вступил в Москву после 14 лет скитаний. Наслаждаясь спокойствием он подолгу жил во владимирской области на «озере святом». 16 сентября 1406 г. Киприан скончался. 27 мая 1472 были открыты его мощи и произошло прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В 1357 году святитель Алексий вызван был в Орду и там исцелил Тайдулу, жену хана Джанибека. По кончине великого князя Иоанна Иоанновича, святитель принял на себя попечение о мамлолетнем сыне его Димитрии (в последствии Донском) и выхлопотал ему великокняжеское достоинство (в 1363 году). Спустя два года основан св. Алексием в Московском Кремле Чудов монастырь на месте, подаренном ему царицею Тайдуллою. Другие, основанные им монастыри, исчислены А.В. Горским (Прибавл. к Твор. Св. Отцев 1848, стр. 119–122). Сохранилось составленное св. Алексием послание или поучение пастве и Новый Завет , писанный его рукою и исправленный с греческого подлинника (Филарет, Обзор Рус. Дух. Литературы, стр. 102–105). Ум. 12 февраля 1378 и погребен в построенной им Чудовской церкви. Оттуда мощи перенесены в 1686 году в новый храм, где и ныне открыто почивают. Подле раки хранятся святительские облачение и жезл великого угодника Божия. Многочисленные списки жития, в пяти редакциях, отчетливо описанных Барсуковым (стр. 28–32). Древнейшая редакция принадлежит епископу Пермскому Питириму, по словам Степенной книги (I, 415). По «Иконописному Подлиннику», под 12 февраля: «Алексий лежит во гробе; подобием сед, брада аки Власиева, раздвоилась; на главе клобук бел, в саккосе, омофор и Евангелие» (Филимонов, стр. 270). 174. Святый Киприан митрополит преставися в лето 6914 месяца сентября в 16 день Родом Серб, митрополит всей России 1376–1406 г., пастырь образованный, заботившийся о восстановлении упавшего просвещения в России. Перенес в жизни своей много неприятностей и гонений. Посвященный на митрополию в Константинополе, еще при жизни святителя Алексия, он не был принят в Москве в.к. Димитрием, но в 1381 году призван им же на митрополию. Вскоре после нашествия Тохтамыша, разорившего Москву, по неудовольствиям от вел. князя, принужден был уехать в Киев, и только в 1390 г. возвратился в Москву, где был ласково принят сыном и преемником Донского в.к. Василием. Ум. 16 сентября 1406 года в любимом его подмосковном селе Голенищеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Мне прислали два эземпляра новаго издания полнаго Молитвослова. Посылаю один вам. Посмотрите изображения. Есть изрядное подражание древности, но не всегда с разсуждением. Сентября 12-го 1861. 1405 Отцу наместнику и братии мир. Желаю к празднику в Лавру; и не отчаиваюсь. От Коломны отказался; и не раскаеваюсь, не чувствуя себя в силах. Но до Лавры добраться надеюсь. Затруднял было слух, что 25 или 26 дня будет в Москве Государь Император: но, по новейшим сведениям, ожидают его позже. Только к 1 Октября предвидется нужным быть мне в Москве. – Скорбно посещает Господь нас погодою. Говорят много хлеба гниет на поле, и что для посевов излишняя сырость небезопасна. Ныне здесь ясный       день: но мороз сиьный не будет ли вреден для огородников. Прочитав сведения о Влахернском общежитии, имею нужду в пополнении, по вопросам при сем прилагаемым. Сентября 18-го 1861. 1406 Неужели во Влахернском общежитии нет ни одной сестры, по летам и достоинству готовой к пострижению? Очищено ли общежитие от сестер покойнаго основателя? Прекращено ли притязание их на некоторыя вещи в церковной ризнице? Сентября 18-го 1861. 1407 Священника села Воздвиженскаго нужно бы отпустить к празднику. Если он готовится завтра служить в Вифании: то нельзя ли устроить так, чтобы он, выслушав там утреню, отправился в Воздвиженское совершить литургию? – Если можно, распорядитесь так. Сентября 30-го 1861. 1408 Божие благословение отцу наместнику и братии обителей. Благодарю Бога, что побыл у вас мирно, и возвратился благополучно. Благодарю и за ваш мир, споспешествующий моему миру. Дело Дивеесвкое, кажется, обращается на лучший путь. Я написал в преосвященномуц нектарию, как полагал, с малою впрочем надеждою, которая по отправлении письма еще уменьшилась. Я узнал, что преосвященный смотрит на брошенный им жребий, как на волю Божию, и потому ставит свое дело выше решения Св. Синода. Не зная сего мнения, я и написал против него; а говорил только против незаконности и неповиновения. В Петербурге сказалась неклонность употребить строгую меру. Тогда я, доставлявший прежде только сведения, без решительнаго мнения, решился предложить, и предложил меру более скромную, именно: изъять впредь до усмотрения Дивеевский монастырь из ведомства преосвященнаго Нектария, и поручить ведомству соседняго архиерея, дабы таким образом привести дело в порядок, а преосвященному Некратию сделать чрез перверствующаго члена Синода вразумление и увещание. Не знаю, примут ли сие. Не передавайте сего ничьему любопытству.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Празднование 600-летия со дня преставления святителя Киприана Московского С 28 сентября по 1 октября по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Москве прошли торжества, посвященные 600-летию преставления святителя Киприана (1330–1406), митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца. Молебен братии Сретенского монастыря у мощей святителя Киприана 29 сентября 2006 года, в день памяти святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца, насельники Сретенского монастыря и студенты Сретенской духовной семинарии совершили молебен перед мощами святителя, которые покоятся в Успенском соборе Московского Кремля. Ектения во время молебна Семинаристы и братия монастыря Отпуст после молебна Рака святителей Киприана и Фотия У раки святителя Рака святителей Киприана и Фотия в юго-западном углу Успенского собора Фото: иеродиакон Игнатий (Шестаков), С. Власов   Молебен перед началом конференции Перед началом конференции, посвященной 600-летию со дня преставления митрополита Киприана Московского, в соборном храме Сретенского монастыря был отслужен молебен святителю. Икона святителя Киприана, написанная к юбилею Молебен святителю Киприану перед началом конференции Молебен святителю Киприану Митрополит Варненский и Велико-Преславский Кирилл Митрополит Велико-Тырновский Григорий Чтение Евангелия Приветствие архимандрита Тихона гостям Приветственное слово митрополита Варненского и Велико-Преславского Кирилла По окончании молебна Фото: иеродиакон Игнатий (Шестаков), А. Парменов, М. Родионов   Научно-богословская конференция, посвященная святителю Киприану 30 сентября в московском Сретенском монастыре, основанном митрополитом Киприаном, состоялась научно-богословская конференция, посвященная святителю Киприану. В конференции приняли участие митрополиты Варненский и Велико-Преславский Кирилл, Велико-Тырновский Григорий, Ловчанский Гавриил, епископ Бронницкий Амвросий, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон, профессор Московской духовной академии архимандрит Макарий, доцент той же академии протоиерей Сергий Правдолюбов, профессоры И. И. Калиганов, Аксиния Джурова, Невяна Дончева-Панайотова, художник А. В. Артемьев, сотрудники посольства Республики Болгария, представители духовных учебных заведений, научных и культурно-общественных организаций.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery9.h...

В Москве пройдут торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского 23 сентября 2006 г. 17:15 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 29 сентября—1 октября в Москве  пройдут торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана (1330–1406), митрополита Московского и всея Руси. В торжествах примет участие делегация Болгарской Православной Церкви в составе: митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Великотырновский Григорий, митрополит Ловчанский Гавриил,  профессор Н. Дончева-Панайотова, профессор А. Джурова. Свт. Киприан, выходец из знатного тырновского рода Цамблак, родился в 1330 году в древней болгарской столице Велико Тырново. Здесь и в Софии уже состоялись торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана. В рамках торжеств прошла научная конференция «Киприановские чтения» с участием многочисленных исследователи из Болгарии, России, Украины, Швеции и других стран. Доклады были посвящены проблемам, связанным с личностью свт. Киприана, его эпохой, культурным диалогом между русским, болгарским и другими народами на рубеже XV-XV веков. «Святой Киприан, — отметила председатель Оргкомитета торжеств в Болгарии профессор Н. Дончева-Панайотова, — одна из самых эмблематических, светлых личностей в истории болгаро-российского сотрудничества. Болгарин по происхождению, воспитанник тырновской литературной школы, а также константинопольских и афонских монастырей, свт. Киприан поднялся до вершин правления Русской Церкви и в течение 30 лет руководил ее судьбой». Свт. Киприан известен тем, что составил первую родословную русских князей и жития русских святых. Заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. Юбилейные торжества в Москве начнутся 29 сентября в день памяти свт. Киприана Божественной литургией, которую совершит митрополит Великотырновский Григорий на подворье Болгарской Православной Церкви в Москве в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

http://patriarchia.ru/db/text/144597.htm...

Однажды, когда прп. Сергий литургисал, Симон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая Сергия, так что он был объят пламенем с головы до ног. А перед причащением его Святых Тайн огонь, свившись подобно пелене, погрузился в Святую Чашу, из коей и причастился прп. Сергий. Симон стоял в ужасе и безмолвии. Отойдя от престола, преподобный спросил его: «Чадо, чего так устрашилась душа твоя?» Симон отвечал: «Отче, я узрел чудное: я видел благодать Святого Духа, действующую с тобою!» Но преподобный запретил ему рассказывать это до самой своей кончины. И оба горячо возблагодарили Бога.  Один греческий епископ не верил святости прп. Сергия. «Может ли, — говорил он, — появиться в сих странах такой светильник?» Но когда он приблизился к келье преподобного, ему стало страшно, а лишь только он взглянул на его лик, сиявший благодатью, как ослеп. Святой же, взяв его за руку, ввел в свою келью и, коснувшись очей его, исцелил их. Затем стал кротко беседовать с ним, говоря, что не следует возноситься. С тех пор епископ всем говорил, что видел земного ангела и небесного человека.  Митрополит Алексий, опасаясь, что по кончине его наступит церковная смута, желал видеть своим преемником прп. Сергия, но смиренный подвижник твердо отказался, говоря: «От юности моей не был я златоносцем». Инок понял инока, и святитель уступил, предоставив дело это воле Божией. А по кончине его (1378) смута действительно настала и окончилась лишь со вступлением на всероссийский митрополичий престол святителя Киприана (1390-1406).  В 1380 г., перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым нашествием на Русь, вел. князь Димитрий Иоаннович посетил Троицкий монастырь, чтобы помолиться и принять благословение преподобного игумена. Преподобный осенил его крестом, окропил его и сподвижников святой водой и предрек ему победу. По просьбе вел. князя преподобный послал с ним в поход двух иноков, бывших в миру боярами, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, и благословил его еще раз иконой Господа Вседержителя. 7 сентября 1380 г. русское воинство переправилось через Дон и расположилось на Куликовом поле. Перед самым боем преподобный послал вел. князю со своими иноками благословение, Богородичную просфору и грамоту, в которой утешал его надеждой на помощь Божию и предсказал победу. Знаменитая Куликовская битва произошла 8 сентября и окончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя прп. Сергий собрал братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и наконец поведал братии о победе. По возвращении своем в Москву вел. князь отправился к преподобному, чтобы рассказать ему о бое, велел поминать имена павших и сделал щедрый вклад в обитель. Тогда и была установлена поминальная Димитриевская суббота. А во исполнение обета, данного им перед походом, вел. князь с помощью прп. Сергия воздвиг на реке Дубенке монастырь в честь Успения Божией Матери. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Следующий пассаж Похвального слова Сергию, в котором говорится, что Преподобный «не взыска Царьствующаго града, ни Святыя Горы или Иерусалима, яко же азь окаанныи и лишеныи разума», – вызывал сомнение исследователей в написании его Епифанием Премудрым . Считалось, что эти слова больше подходят к Пахомию Логофету, приехавшему на Русь с Афона. Однако, сомнения эти лишены всяких оснований. Во-первых, и в другом месте Похвального слова – в эпизоде, касающемся известности Сергия Радонежского, – речь идет о Константинополе и Иерусалиме: «не токмо въ Царьствущем граде, н и в Иерусалиме, не токмо едини православнии почюдишася добродетелному житию преподобнаго, но и неверии мнози удивишася благопребывателнеи жизни его». Во-вторых, выражение «окаанныи и лишеныи разума» совершенно несвойственно творчеству Пахомия Логофета, а в Похвальном слове Сергию буквально рассыпана однотипная фразеология: «окая свое окаанство», «за оскудение разума и за мелину ума моего», «скудость же ума», «худымь своимь разумомь и растленнымь умомь», «немощен есмь, груб же и умовреденъ» (Тихонр. 705. Л. 106 об., 112, 113 об., 114). Аналогично читаем в Житии Стефана Пермского: «аз бо есмь груб умом, и словом невежа, худ имея разум и промыслъ вредоумен», «аз же окаанныи», «аз многогрешныи и неразумныи», «окаа-ныи», «скудоумныи», «грубости моеи» (Житие святого Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым . С. 2, 101, 106, 107, 111). Определим время написания Похвального слова Сергию Радонежскому. Оно составлено после 1406 г., так как о митрополите Киприане говорится в прошедшем времени: «Тогда же бе в преславнемь и пре-словущем в велицемь граде Москве, украшаяи престол пресвятыя и преславныя владычица наша и Богородица, преосвященныи Кипри-ан митрополитъ». О Сергии автор обещает рассказать в другом произведении более подробно («прочаа его добродетели инде скажемь и многаа его исправлениа инде повем») – следовательно, Слово создано до написания Жития Сергия Радонежского, до 1418 г. Некоторые детали изложения проясняют обстоятельства создания памятника. Слово было написано в похвалу Сергию, читалось 25 сентября – в день памяти Преподобного («от нас днесь ныне похваляем есть, Сергие блаженыи и преподобныи отець нашь»). Читалось оно в Троицком соборе в праздничный день («к духовному веселию ныне съзвавши и яко любителя отець в свитлии сеи церкви радостно прием-лющи и любовию веселящи») (Тихонр. 705. Л. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Также к собравшимся обратилась президент Благотворительного фонда святых Константина и Елены А.П. Оситис. Успенский кафедральный собор г. Витебска Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относится к 1406 году. Уже к началу XV века появилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы. К тому времени церковь уже была каменной. Когда восставшие горожане убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, по приговору суда Успенская церковь была разобрана, 20 человек казнены, город лишили магдебурского права и всех привилегий. В 1839 году в храме произошло торжественное богослужение по поводу возвращения униатов в Православие. В комплекс с собором входили здания Витебской духовной семинарии. После октябрьского переворота семинария и собор в Витебске были закрыты. В сентябре 1936 года здание собора было взорвано. В 1949 году на месте собора строится цех завода заточных станков, однако завод пришел в упадок и быстро прекратил существование. 26 сентября 1998 года Патриархом Московским Алексием II была заложена капсула с памятной грамотой в основание будущего храма и освящен первый камень на восстановление собора. Идею о возрождении Успенского кафедрального собора поддержал президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Строительные работы начались в июне 2000 года. 4 мая 2003 года на месте строящегося храма состоялась первая после 1936 года Божественная литургия. 14 октября 2003 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил молебен с закладкой камня в основание нижнего, Спасо-Преображенского храма. 28 августа 2005 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Божественную литургию в нижнем храме собора. 28 сентября 2009 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Успенский собор был освящен митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в сослужении всех архиереев Белорусской Православной Церкви 30 сентября 2011 года.

http://patriarchia.ru/db/text/2895468.ht...

Кафедральный Успенский собор Витебска (справка) Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относятся к 1406 году. А уже к началу XV века появилась новоотстроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы. К тому времени церковь уже была одета камнем. По приговору польского суда в связи с убийством в 1623 году униатского епископа Иосафата Кунцевича Успенскую церковь разобрали. Через несколько лет на собранные деньги витебляне восстанавливают деревянный храм, но в 1629 году он сгорел. В 1636 году сооружается новый Успенский храм, однако, через полвека здание обветшало. В 1743 году было заложено кирпичное здание храма и монастыря. Автором проекта был итальянский зодчий Иосиф Фонтана. Достраивался храм после раздела Польши усилиями русского православного генерал-губернатора Чернышева и гражданского губернатора Кречетова и был завершен в 1777 году. В 1799 году Успенский собор по приказу Павла I был передан в ведение православных. 30 августа 1799 года собор был освящен белорусским епископом Анастасием. В 1804 году на соборе был установлен купол. В 1839 году в храме было совершено торжественное богослужение по поводу возвращения униатов Белоруссии и Литвы в Православие. В 1864 году в одной из башен собора была устроена часовня во имя преподобной Евфросинии Полоцкой. Постановлением Совнаркома Белорусской ССР от 5 июля 1926 года Успенский собор был объявлен государственной собственностью республики, что не помешало в сентябре 1936 года взорвать один из красивейших храмов Белой Руси, духовную святыню Витебска. В 1949 году на месте собора был построен цех завода заточных станков. В 1980-х годах здание было заброшено, а летом 1998 года снесено. 26 сентября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  заложил капсулу с памятной грамотой и освятил закладной камень в основание возрождаемого собора. Строительные работы начались в июне 2000 года.

http://patriarchia.ru/db/text/753026.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010