Мы видели в ст. 1–10 и 18–21 пророчество о Спасителе и милосердии Божием, спасающем человека верующего; подготовление к великому событию появления Мессии мы увидим в следующих главах, а с главы LIII Исаия видит и священный земной образ Спасителя. Но настоящая глава кончается укоризною Израилю и угрозою ему, ибо упорная слепота народа, не хотящего видеть, не останется безнаказанною 1419 . 22 . Но это народ разоренный и разграбленный: все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя, ограблены, и никто не говорит: „отдай назад!“ 23 . Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего? 24 . Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. 25 . И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем. В этом пророчестве очевидно Исаия видит разграбленный Иерусалим и плен Вавилонский. Но в этом видении и-зарево Иерусалима, сожженного Титом, и толпы пленных, проданных на Римских торжищах. 1384 Халдейские перифразы Ветхого Завета, появившиеся очень поздно. Ранний из них Онкелоса считают современным Апостолам. 1390 Мы не исключаем и самых неверующих из Христиан; чтобы они ни говорили, они не могут изгладить этого образа. 1397 Дыхание принадлежит всем существам, Дух есть Божественное начало, особо дарованное человеку. О знач. 7-го стиха II гл. кн. Бытия см. прим. 8-е с выпиской из Митроп. Филарета в 1 томе Св. Летописи. О различии души от духа и о перерождении человека душевного в духовного см. 1Кор. 15:44–46 . 1398 По всей вероятности, все Пятокнижие. Мн видели неоднократно, что и другие древние книги и Псалмы были ему известны. 1406 Кук, Джонсон, Еллиот; см. в особенности в Speaker " " s Comment, vol. IV, Psalms; Elliot in Appendix; p. 506. Также Кей на Исаию в Sp. Comm. 1409 Мидяне или Греки, Римляне или Готы, Гунны или Монголы; кочевые ли расы надвигаются на цивилизацию, или культурные расы овладевают миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Юрий с мечом в руке догнал ушедшую Иулианию на дворе, изрубил ее и велел бросить в реку. Это было 21 декабря 1406 года. Гнусный убийца убежал к татарам, но, не найдя там покоя от мучений совести, удалился в Рязанскую пустынь, где в горьком раскаянии окончил жизнь в 1408 году 1067 . Весною один расслабленный бродил по берегу реки и увидел тело, плывущее против течения; изумленный тем, что видел, он почувствовал оживление в больном теле своем и услышал голос: «Человек Божий! Иди в Торжок, в соборную церковь , скажи протопопу и братии, чтобы взяли отсюда грешное тело Иулиании и погребли у южных дверей». Исцеленный с радостью поспешил исполнить приказание явившейся. В сопровождении многочисленного народа святое тело перенесено было в собор, и здесь многие больные получили исцеление. В 1598 году соборный диакон Иоанн хотел сам собою осмотреть мощи святой княгини. Он постился 40 дней и потом стал откапывать гроб; но внезапно исторгшийся из земли огонь опалил его, и он упал в изнеможении. «Не трудись напрасно, отец! – был к нему голос. – Не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией». Два месяца диакон лежал в расслаблении и получил исцеление у гробницы княгини-мученицы. В 1811 году на второй неделе Великого поста жена соборного протоиерея Артемия потеряла рассудок и зрение; много она мучилась и страдала. В день памяти святой княгини совершен был соборный молебен, и – больная освободилась от своей болезни. Три года спустя, при разобрании обветшавшего собора, открылся каменный гроб благоверной княгини Иулиании, и потекли потоки чудесных исцелений. Более 50 таких исцелений записано в книге, хранящейся в соборе, при раке святой княгини-мученицы 1068 . Повторим наставления Священного Писания, которые так свято чтила блаженная княгиня: бегайте блуда. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога,и вы не свои?Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор. 6, 18, 19–20 ). Брак у всех да будет честен и ложе непорочно: блудников же и прелюбодеев судит Бог ( Евр. 13, 4 ). Прелюбодей глупостью сердца своего наносит пагубу душе своей. Бесчестие и срам собирает он себе и бесчестие его неизгладимо (см.: Притч. 6, 32–33 ). Преставление Прокопия юродивого, Вятского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

“Тело человека, по словам блаж. Августина, до греха могло называться и смертным в одном отношении, и бессмертным в другом: – смертным, потому что могло умереть; бессмертным, потому что могло не умирать. Иное дело, если кто не может умереть, как создал Бог некоторые бессмертные существа, и иное, если кто может не умереть: в таком смысле создан бессмертным первый человек. Это сообщалось ему от древа жизни, а не от устройства его природы, поэтому, как только согрешил и был отлучен он от древа жизни, чтобы мог умереть; тогда же как, если бы не согрешил, мог бы не умереть. Итак, он был смертен по свойству своего душевного тела, и бессмертен по благодати (beneficio) Творца”. 1406 5 . Кроме того, для упражнения и развития сил телесных Бог заповедал Адаму возделывать и хранить рай ( Быт. 2:15 ); для упражнения и развития сил умственных и дара слова, сам привел к человеку всех животных, чтобы видеть как он назовет их ( Быт. 2:19 ); для упражнения и укрепления в добре сил нравственных, преподал Адаму известную заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого древа в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2:16–17 ). § 86. Заповедь, данная Богом первому человеку, ее необходимость и значение. Чтобы иметь правильное понятие об этой первой в роде человеческом заповеди Божией, надобно обратить внимание: 1 . На человека, которому она дана. Первозданный человек – а) Необходимо имел нужду в заповеди, и в заповеди определенной. Он получил от Бога нравственные силы и сотворен добрым по природе; но ему самому еще надлежало развивать и укреплять эти силы при помощи Божией; ему надлежало сделаться добрым по собственной воле. А свобода человеческая укрепляется и утверждается в чем-либо не иначе, как действуя очень долго по одному определенному правилу, пока не приобретет глубокого навыка в избранном ею роде деятельности. С этой стороны мысль о необходимости для первого человека заповеди подробно раскрывают: Тертуллиан в писаниях против еретика Маркиона и Дидим Александрийский против манихеев. 1407

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Восстанови нас, Боже, спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род? Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» (ст. 6–7). Но Господь и прежде уже обещал, и после возвращения из плена, в то время, когда возносились к Нему подобные скорбные молитвы, не переставал чрез рабов своих пророков утешать народ Свой обещаниями даровать ему мир и благоденствие, если только сам он пребудет в верности завету Божию 1405 . Псалмопевец с верою приклоняет слух свой к божественным вещаниям: «Послушаю, что говорит Господь Бог . Он изрекает мир на народ Свой и на святых Своих, только не возвращались бы к безрассудству» (ст. 9) 1406 . И таким образом, внимая обещаниям Божиим, он утешается надеждою на близость помощи божественной и в духе созерцает полноту спасения, которая должна некогда излиться над Сионом. «Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей! Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли и правда приникнет с небес. И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой. Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» (ст. 10–14). Вообще, в целом своем составе псалом наш представляет как бы сокращение молитвы возвратившегося из плена Иудейского народа и бывших к нему увещаний и утешений тогдашних пророков Аггея, Захария и Малахии. Правда, за исключением показанного нами общего соответствия его характера и содержания с состоянием тогдашних Иудеев и с сущностью пророческих писаний того времени, мы не можем указать в нем никаких особенных признаков специального отношения ко времени по возвращении из плена Вавилонского; но так как с другой стороны нельзя указать в его содержании и никаких решительно побуждений, по которым бы употребленное в начале его выражение о возвращении плена Иаковлева следовало понимать не в собственном буквальном смысле об освобождении из плена, а как-либо вообще в абстрактном значении избавления от какого-нибудь другого несчастия в более раннее или более позднее время иудейской истории 1407 , то, в связи с таким указанием на после-пленную эпоху, и вообще соответствие его характера и содержания с сею эпохою получает силу доказательства, что он действительно относится ко времени вскоре по возвращении из плена Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Дальнейшее наше повествование пойдёт не о том, от чего погибла первая в истории человечества мировая Ассирийская империя (этому можно привести много причин), а о том, почему её существование затянулось на такой сравнительно долгий срок. Почему долготерпение Божие щадило Ассирию целые века? Почему Бог так долго терпел кровавых правителей, которые держались на троне лишь силой террора? Почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют? Почему это так? В чём причина? Ведь через всю Библию красной нитью проходит весть о том, что Бог не оставит без наказания никакое беззаконие, тем более насилие над слабыми, грабежи, убийства, войны и целое море пролитой крови? Как увязать эти противоречия с понятием о правосудии Бога? Задумываясь над всеми этими «почему», так и хочется обратиться к Высшему Космическому Разуму с робким вопросом: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь. Для чего же ТЫ смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» ( Аввак.1:13 ). Строки Ветхого Завета запечатлели два закона: один написанный на каменных скрижалях (Десятисловие – Исх.20:1–17 ), другой – в сердце человека. Свод законов, которые Бог дал Моисею (ок. 1526–1406 гг. до Р. Х.), – это общеобязательное правило для народа израильского, указывающее на то, как поклоняться Богу (обрядовый закон), как жить среди людей (гражданский закон) и как вести себя (моральный закон). Закон был необходим, чтобы удержать в известных пределах падшую человеческую натуру. Он был дан потому, что люди были слишком греховны и имел целью удержать их от злых поступков. Первое убийство в истории человечества совершил Каин, поднявший руку на своего брата Авеля. Но в то время не существовала заповедь «не убивай» ( Исх.20:13 ), поэтому и убийцу нельзя было обвинить как преступника – «где нет закона, нет и преступления» ( Рим.4:15 ). Закон был дан, чтобы всякое злое действие рассматривать как преступление с юридической точки зрения. И теперь каждый, кто совершал их, становился виновным в нарушении закона – беззаконником. Подобно тому, как дорожный знак, указывающий водителю предел скорости напоминает ему о наказании за её превышение, а вина тех, кто превышает этот предел не имеет извинения, потому что они сознательно нарушили правило, так и закон провозглашал, что определённые дела порочны и запрещал их. После этого каждый, кто совершал самоволие или самоуправство, становился виновным в нарушении закона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Ихже благоволи царство ми поновив пакы приложити прежде реченным мон-ром имена же сим сиа: Три Броды, Хановци, Дражевци, Крушевица з Духовци, Изворц, Баричь, Бикинь, Пониква, Попорате» (DRH. B. ara Româneasc. 1966. Vol. 1. P. 68). Очевидно, эти действия были продиктованы стремлением серб. деспота упрочить союзные отношения в рамках складывавшегося осенью 1406 г. антиосманского альянса в составе Сербии, Валахии и Венгрии. Благодаря значению Тисманы 23 нояб. 1406 г. здесь со своим двором и с игуменами др. мон-рей остановился господарь Мирча Старый по пути в Северин, где состоялась встреча с венг. кор. Сигизмундом I Люксембургским (1387-1437). Можно предполагать, что Н. Т. был одним из посредников в деле осуществления этой миссии. В 1400-1406 гг. Н. Т. находился в Трансильвании. Там ок. 1400 г. он основал мон-рь Прислоп, сведения о чем сохранились в рифмованной хронике 1762 г. «Plângerea sfintei mnstiri a Silvaului din eparhia Haegului, din Prislop» (Плач святого Силвашского монастыря из епархии Хацега, из Прислопа) (Cronici i povestiri româneti versificate. 1967. Р. 76). Впосл. Прислоп стал преклоненной монастырю Тисмана обителью. Традиция приписывает Н. Т. основание еще 4 мон-рей в Олтении: Тополницы (рядом с Водицей), Кошуштя-Кривелника, Гура-Мотрулуя и Вишины. По-видимому, эти обители были созданы его учениками в соответствии с афонским Типиконом, введенным в Водице и Тисмане. В грамоте Мирчи Старого от 23 нояб. 1406 г. содержится запрет на ловлю рыбы в р. Тисмана всем, кроме насельников мон-ря, а также запрет пасти скот на землях, принадлежащих Тисмане. Это последний прижизненный документ, в к-ром упоминается Н. Т. (DRH. B. ara Româneasc. 1966. Vol. 1. P. 70). Он скончался 26 дек. 1406 г., похоронен близ кафоликона монастыря Тисмана в указанном им месте. Сразу же после погребения на могиле Н. Т. стали происходить многочисленные исцеления, поэтому монахи перенесли мощи и положили их в раке в кафоликоне. Согласно преданию, спустя некоторое время Н. Т. явился во сне одному монаху и попросил скрыть его мощи, дабы они не были украдены.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

Пользуясь ситуацией, В. Д. вновь повел наступление на Вел. Новгород. Весной 1401 г. в Москву по церковным делам приехал Новгородский архиеп. Иоанн II . Митр. Киприан арестовал его и продержал в заключении более 3 лет. Такая акция не могла осуществиться без ведома вел. князя, возможно, она была предпринята по его указанию. Летом того же года В. Д. направил рать на Подвинье. Оно было повоевано, мн. люди были убиты, часть местной знати попала в плен. Однако др. двинским боярам удалось разбить москвичей у Холмогор. Тогда В. Д. послал отряд на Торжок, москвичи захватили в плен 2 видных новгородских бояр, отпущенных на свободу лишь в следующем году. Мир между Вел. Новгородом и вел. князем был восстановлен. Летом 1404 г. архиеп. Иоанн вернулся в Новгород. Его освобождение было косвенно связано с нарастанием литов. активности на зап. рубежах рус. земель. В 1403 г. литов. кн. Семён Ольгердович захватил Вязьму. Весной 1404 г. литов. вел. кн. Витовт осадил Смоленск, однако 3-месячная осада города ему ничего не принесла. Пытаясь избавиться от нараставшей литов. угрозы, Смоленский вел. кн. Юрий Святославич обратился за помощью к московскому вел. князю, предлагая ему свое княжество. В. Д. отказался, не желая нарушать договоренности с Витовтом, к-рые, по-видимому, предусматривали отказ Москвы от поддержки Смоленска, а Литвы от притязаний на Вел. Новгород и Псков. 26 июня 1404 г. Смоленск был присоединен к владениям Витовта. Окрыленный успехом, литов. вел. князь начал борьбу за подчинение Вел. Новгорода и Пскова. В февр. 1406 г. он без объявления войны взял псковский г. Коложе, опустошил окрестности и увел в плен 11 тыс. жителей. В авг. на псковские волости совершили нападение союзные Витовту нем. рыцари. Псковичи обратились за помощью в Москву. В. Д. вынужден был расторгнуть мир со своим тестем и начать войну. В сент. 1406 г. московская рать и ордынцы без особого успеха воевали под Вязьмой и Серпейском. Литов. войска воевали под Можайском, захватили Воротынск и Козельск. Встретившись на р. Плаве, притоке р. Упы, стороны пошли на перемирие с 1 окт. 1406 по 16 мая 1407 г. Затем военные действия возобновились. Но в конце концов, простояв 12 дней на р. Угре, В. Д. и Витовт 14 сент. 1408 г. заключили между собой мир.

http://pravenc.ru/text/150783.html

Титульный лист в кн.: P. de Natalibus. Catalogus sanctorum et gestorum corum. Lyon, 1519 [Де Наталибус; лат. Petrus de Natalibus] (ок. 1330 - нач. 1406, Езоло, Италия), еп. г. Езоло, агиограф, автор агиографической энциклопедии «Каталог святых и их деяний» (Catalogus sanctorum et gestorum eorum, 1372). Исследователи XVIII в. приписывали П. Н. патрицианское происхождение ( Zeno. 1753. P. 31-40). Однако сохранились документальные свидетельства о его семье: завещание отца, Унгарелло Наталиса (от 14 февр. 1348), арендовавшего неск. мельниц и обанкротившегося в 1327 г., нотариальные акты и завещание сестры Джованны (от 22 сент. 1382) ( Lazzarini. 1983. P. 388-390; Paoli. 2012. P. XIV). П. Н. был старшим сыном; его братья: Марко (†1349), Франческо (†1382) и Джаннино (†1383, более известен как Джованни Джироламо), к-рый работал при канцелярии Венецианской республики во время правления дожа Андреа Дандоло (1342-1354) и считается автором поэмы «Леандрерида» (Leandreride, 1380), написанной под влиянием «Божественной комедии» Данте. Через Джаннино П. Н. был знаком с дипломатом Паоло де Бернардо (1331-1393), к-рый, возможно, познакомил его с Ф. Петраркой ( Fracassetti. 1890. P. 417-418; Lazzarini. 1930. P. 207; Paoli. 2012. P. XVII). Как считают исследователи, жизнь в Венеции при Дандоло и знакомство с П. де Бернардо сильно повлияли на ранние лит. увлечения П. Н. ( Gargan. 1976. P. 159, 164; Lazzarini. 1976. P. 514). В 1341 г. он начал службу на должности адвоката Большого совета Венецианской республики, затем выбрал церковное служение: в 1348 г. П. Н. упомянут как клирик венецианской ц. Сан-Самуэле (clericus S. Samuelis), к 1350 г. он был, по-видимому, рукоположен во диакона, затем - во пресвитера, т. к. в документах того времени назван архидиаконом ц. Сан-Пьетро-ди-Кастелло (archidiaconus ecclesie Castellane) и пресвитером и нотарием ц. Сан-Видаль (presbiter et notarius ecclesie Sancti Vitalis). К 1363 г. П. Н. служил в ц. св. Апостолов ( Lazzarini. 1983. P. 388; Paoli. 2012. P. XIV). В 1376 г. занял епископскую кафедру Езоло ( Zenatti. 1905. P. 108; Hierarchia CMRA. Vol. 1. Р. 241). Упомянут как епископ Езоло в вотивной надписи в ц. Санта-Мария-деи-Серви ( Cicogna E. A. Delle inscrizioni veneziane. Venezia, 1824. T. 1. Р. 94). В 1381 г. П. Н. был обвинен кард. Томмазо да Фриньяно, патриархом Градо (1372-1381), в несоответствии епископскому сану, поехал в Рим, чтобы отстоять свою репутацию и сохранить за собой кафедру, что ему удалось ( Zenatti. 1905. Р. 111-112; Lazzarini. 1930). Точная дата смерти П. Н. неизвестна, он умер до 8 марта 1406 г., когда епископом Езоло стал Анджело Скардони (Hierarchia CMRA. Vol. 1. Р. 241). Сочинения

http://pravenc.ru/text/2580416.html

Пока принимался этот статут, по обвинению в ереси был схвачен Уильям Сотр, священник из Норфолка, который уже отрекался от лоллардских убеждений в 1399 г., но снова впал в ересь; он предстал перед судом конвокации духовенства и был осужден. 2 марта 1401 г. Сотр был сожжен в Смитфилде по королевскому приказу (статут 1401 г. еще не вступил в силу). Примерно в это же время суд рассмотрел дело Перви; он отрекся от своих прежних взглядов и публично признал свои заблуждения у креста св. Павла. В целом общественное мнение повернулось против Л.; епископами были инициированы новые расследования их деятельности. Тем не менее растущее недовольство действиями Генриха IV вновь придало политическую окраску движению Л.; распространение получили их социальные воззрения. В 1406 г. на рассмотрение палаты общин англ. парламента была внесена петиция против Л., поддержанная принцем Уэльским. Согласно документу, Л. представляли опасность для основ общества, поскольку нападали на право собственности, а также вносили политический раздор, распространяя слухи о том, что кор. Ричард II еще жив. Составители петиции выдвигали требование, чтобы все должностные лица, обладавшие соответствующей юрисдикцией, проводили аресты Л. и представляли еретиков парламенту для вынесения решения о наказании. Принятый на основе этой петиции статут 1406 г. не предусматривал новых мер против Л., скорее он был направлен против мирян, выступавших за конфискацию церковного имущества, и клириков, к-рые оказались вовлечены в заговоры против короля. Главной задачей нового статута было увеличить роль светских властей в подавлении религ. инакомыслия. Епископы, по-видимому, не всегда использовали полученные по новым статутам полномочия для борьбы с Л. Так, Торп был арестован в 1407 г., неск. раз допрошен архиеп. Т. Арунделом, помещен в тюрьму, но сведений о его осуждении и казни нет. В 1401 г. регент-магистр Оксфордского ун-та Уильям Батлер принял решение о запрете переводов Библии на англ. язык, а также о сожжении переводов, составленных до 1401 г. В 1408 г. на конвокации духовенства в Оксфорде архиеп. Т. Арундел запретил как переводить текст Свящ. Писания на «народные» (английский и французский) языки, так и читать такие переводы, сделанные Уиклифом или после него. В 1410 г. в Оксфорде были сожжены книги с переводами библейских текстов.

http://pravenc.ru/text/2110667.html

Бар Бартоломео, но не успели еще кардиналы обнародовать это имя, как ворвалась шумная толпа и разогнала конклав: Четыре оставшихся кардинала провозгласили Бартоломео папой под именем Урбана VI (1378—1389). Урбана признали папой не только итальянские, но и авиньонские кардиналы, но этот суровый, надменный и мелочный человек, враг французов, вскоре вызвал своими действиями образование враждебной ему партии. Оскорбленные Урбаном французские кардиналы удалились из Ананьи, объявили избрание его неканоническим, как несвободное, и предложили ему сложить с себя власть. Урбан попытался вступить с ними в переговоры, но неудачно, и кардиналы провозгласили вместо него папой кардинала Роберта Женевского, принявшего имя Климента VII (1378—1394). Так начался раскол в Римской Церкви, продолжавшийся до окончательной его ликвидации почти 60 лет и доведший уже давно поколебленное здание Церкви до крайней степени нравственного и материального расстройства. На папском престоле очутились двое пап, которые вступили между собой в кровавую борьбу, разделив все западное христианство на два враждебных лагеря, причем Италия, Германия и северо-восточные государства тяготели к Риму, а Франция, Неаполь, испанские государства и Шотландия— к Авиньону. Оба папы молили о восстановлении мира и единства, но не думали поступиться своими правами и сыпали проклятия и отлучения на своих противников, так что весь Запад оказался отлученным от Церкви. Среди таковой церковной разрухи папы искали поддержки светских властителей, что породило бесконечные кровавые войны, и западные народы во время папского раскола разделились на два вооруженных враждующих лагеря. Последовательно на папский престол в Риме после Урбана VI избираются Бонифаций IX (1389—1404), Иннокентий VII (1404—1406), Григорий XII (1406—1415), а в Авиньоне после Климента VII — Венедикт XIII (1394—1417), и великий раскол в Римской Церкви не только не утихает, но разгорается и приносит Церкви весьма гибельные последствия. Раскол этот также причинил огромный материальный вред Европе, разорявшейся на содержание двух расточительных папских дворов и на бесконечные войны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010