Правда, Киприан посетил юго-западный край России в 1404–1405 гг., виделся там с Ягайлою, пользовался его расположенностию и мог исходатайствовать у него грамоту Перемышльскому владыке. Да митрополия-то Галицкая не была подчинена Киприану, и еще в 1397 г. патриарх, как мы знаем, не похвалил его за то, что он позволил себе поставить епископа в одну из галицких епархий. Следовательно, Киприан едва ли мог называться митрополитом Галицким, разве предположить, что патриарх дозволил ему впоследствии, в начале XV в., временно заведовать этою митрополиею. А гораздо важнее то, что Киприан I января 1406 г. возвратился уже в Москву и в сентябре того же года скончался. Следовательно, никак не мог лично находиться в Сандомире при написании Ягайлою грамоты в 1407 г., разве предположить, что король сослался на Киприана как на свидетеля заочно или что тут при написании года в позднейшей копии с грамоты допущена ошибка 2591 . Владислав Ягайлович, король польский и венгерский, дал свою грамоту греко-русскому духовенству по случаю Флорентийского Собора и заявляет в ней, что греки и русские соединились с Церковию Римскою во Флоренции, что теперь надобно прекратить все притеснения им, что он предоставляет в своих владениях русским владыкам и духовенству те самые права и вольности, какими пользовалось доселе одно латинское духовенство, и утверждает за владыками все села и владения, которые издавна им принадлежали. Но эта грамота, писанная в 1443 г., по всей вероятности, не была приведена в исполнение, ибо сам Владислав III в следующем году был уже убит в сражении с турками, а последствия показали, что Флорентийская уния не была принята русскими 2592 . Главою Русской Церкви в зависимости от Цареградского патриарха оставался митрополит, который одни дела по управлению решал сам, а другие с Собором своих епископов – по примеру патриарха. Митрополиту принадлежало, во-первых, право избирать и рукополагать епископов в своей митрополии, разумеется, при соучастии других епископов 2593 . Каждый новоизбранный должен был пред своим рукоположением произнести торжественно в церкви Исповедание, в котором, кроме собственно исповедания православной веры, давал следующие обеты или принимал на себя следующие обязательства по отношению к митрополиту: а) “Еще же и церковный мир исповедаю соблюдати и ни единым же правом противная мудрствовати во всем животе своем, во всем последуя и повинуяся пресвященному господину моему, митрополиту Киевскому и всея Руси...” б) “Исповедую, яже имать пошлины митрополичьский престол во всем пределе моем соблюдати непреложно...” в) “Обещеваюся, внегда поэвати мя тобе, господину моему...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Насколько актуальным было такое внимание святителя к хронологическим аспектам агио-, био- и историографии показывают летописные тексты, рассказывающие о преставлении митрополита. В большинстве летописей о его кончине читается пространный рассказ (в двух завершающийся текстом Прощальной грамоты святителя. Наиболее ранний вариант первой редакции рассказа читается в Софийской первой летописи, и начинается он с фразы: «М(е) с(я)ца се м(тября) 16 д(е)нь преставися Прес(вя)щенны митрополи т Киевьскыи и всея Руси Киприянъ, а былъ в митрополит х в с(вя)тительств л т30 без полутретия м(е) Эта фраза повторяется и в других летописных памятниках. И только в Московско-Академической летописи (далее – МАк), где вместо подробного рассказа помещено оригинальное известие о преставлении митрополита, говорится, что «Прес(вя)щенныи митрополи т» преставился 15 сентября в «ча с нощи. Пасъ ц(е)рк(о)вь Б(о)жью л т Оно расположено под 6915, а не под 6914, как в большинстве летописей, годом. Тот же 6915 г. читается в Симеоновской летописи. М. Н. Карамзин писал, что в Троицкой летописи год читался и в самой Прощальной грамоте (в других летописях год опускался, но сохранялся индикт): «В конце Киприанова завещания по древнему Т списку означено сентября 12, индикта 15, лто Понятно, что в Троицкой летописи, в основе которой лежал летописный источник, близкий и Киприанову своду, заключительная фраза грамоты содержала указание на 6915 г. Но большинство летописцев, еще не перейдя на сентябрьский год, помещали известие о смерти пастыря под 6914 мартовский, а противоречащее ему указание на год (6915) в тексте самой грамоты опускали, оставив лишь данные о дне, месяце и индикте написания духовного завещания. Индикт же указывал на 6915 г. Есть и другое хронологическое отличие известия МАк. Хотя здесь, как и в других летописях, речь идет о 30 годах святительства митрополита, в этом сообщении нет добавления «без полутретиа месяца», которое появилось в летописных текстах по недоразумению. Сам свт. Киприан в Прощальной грамоте, как было показано выше, тоже говорит о 30 годах святительства, но там это звучит как: «тридесятое лто течеть къ приходящему мсяцю декамврию въ 2 день». Имеется в виду течение тридцатого года, который стремится ко 2 декабря, когда исполнится 31 год, что и подтверждается нашими знаниями о поставлении Киприана на митрополию в декабре 1375 г. До 2 декабря 1406 г. митрополит не дожил, стало быть, был в святительстве полных 30 лет, или 31 год «без полутретиа месяца». Своих собственных подсчетов составитель Пространной повести не производил, да и, возможно, не располагал необходимыми для этого данными, а слова Киприана понял неправильно.

http://sedmitza.ru/lib/text/5677375/

Статистик карловицкой православной сербской митрополии Матвей Косовац представил в сентябре 1904 г. комитету сербскаго народно-церковного конгресса обширный доклад с статистическими сведениями о недвижимых и движимых имуществах митрополии. В этом докладе перечислены и все древности и драгоценности, которые принадлежат архидиецезе, епископиям, церквам и монастырям. Из приложенной описи видно, что все монастыри митрополии имеют 323 древних вещи, 1808 драгоценностей и 4810 книг и рукописей. Стоимость этой движимости огромна, – мало того, она неоценима. В описи сказано, что старинные вещи стоят 16 тыс. крон, драгоценности 186 тыс. все 202 тыс. крон. Но это нельзя даже и приблизительно назвать действительною стоимостью. В монастыре Вердниике между драгоценностями есть серебряная модель мо- —161— настыря Раваницы, в Сербии, бывшая и на парижской выставке, где её оценили в 50 тыс. франков, тогда как в описи она оценена в 2 т. крон (=франков). Старые рукописи и книги неоценимы. Между ними имеются рукописи от XIV в., печатные книги от XV в., грамоты сербских королей, привилегии и т. д. К сожалению, много древностей, драгоценностей, книг и рукописей уже бесследно пропало. Назад тому 40 лет они описаны были Π.И. Шафариком в его книге: «Ucmopja српске кньижевности» (1865 г.). И оказывается, что многих драгоценностей, виденных и описанных Шафариком, ныне уже не встречается в монастырских описях. Между такими драгоценностями отметим: золотой покров, вышитый для царя Лазаря царицей Милицей (1392–1406 г.), две митры князя Максима, украшенные бисером, серебряная чаша игумена Дионисия от 1523 г., митра белградского митрополита Иоакима, украшенная драгоценными камнями и бисером от 1607 г., серебряная вызолоченная рипида с драгоценными камнями митрополита Хаджи Илариона от 1664 г. Комитет народно-церковного конгресса постановил взять от монастырей древние вещи и драгоценности, выставить их в народном доме в Карловцах и таким образом образовать народный музей древностей, на что монастыри отозвались очень неохотно, а большинство их и прямо не дали своего согласия на передачу в народный дом своих древностей и драгоценностей 228 . Из доклада того же официального статистика далее видно, что в карловицкой митрополии имеется 666 народно-церковных общин, 715 приходов, 27 монастырей, 7 епархий, 9 средних и высших учебных заведений и 859 основных школ, в которых преподавание совершается на сербском языке. Из основных школ 459 вероисповедных и 400 коммунальных. В 859 школах работают 859 учителей. Что касается недвижимого имущества, то карловицкая митрополия владеет 108.267 гектарами (гектар=2197 квадр. саж.), приносящими чистого дохода 1.145.000 крон. В митрополии числится 813 церквей, 119 домов в городах, 1.511 в сёлах. Имеются рыбные ловли, водяные мельницы, сельскохозяй-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В последние годы жизни Киприан уединенно жил в Голенищеве, погруженный в книжные занятия и молитву. Он избегал Москвы даже тогда, когда необходимо было совершать епископские поставления 1633 . Умер митрополит Киприан в том же уединении 16 сентября 1406 года 1634 . Заключение Мечты и реальность История России чаше освещалась с точки зрения общих теорий, чем история любой другой европейской страны. В применявшиеся историками схемы неизбежно включался пункт о “влияниях” – византийском, западноевропейском или татарском. И всякий раз построения того или иного автора определялись его индивидуальным отношением к – соответственно – византийской, монгольской или западноевропейской цивилизации. Так что, когда речь идет о византийском влиянии в России, вывод зависит от взгляда автора на Византию и ее государственное устройство. В. Вальденберг, например, широко используя источники, показал, что русские унаследовали от Византии идею ограниченности императорской власти и ее подчиненности высшим религиозным ценностям, хранимым церковью 1635 . Англичанин Р.Г. Дженкинс, напротив, совершенно по-другому понимал Византию и, следовательно, ее влияние на Россию. Он считал, что в Византии получил развитие императорский абсолютизм, который переняли и русские цари, и современные советские руководители. “Современное русское государство, – пишет он, – просто сохраняет старую царистскую традицию... Многовековая структура остается в существе своем прежней”, и “в этой структуре очень легко узнать византийский дворец Третьего Рима” 1636 . Похожие разногласия мы встречаем у историков, рассматривающих татарское влияние. Одни видят в татарах лишь враждебную силу, которая вызвала к жизни национальное сопротивление и тем самым стимулировала возрождение национального самосознания 1637 , другие, следуя основоположнику русской историографии Н.М. Карамзину , считают, что “своим возвышением Москва обязана ханам”. Так называемые “евразийцы” полагали, что татарский образ правления лег в основу русской государственности: татарские правители заняли место вселенской Византийской империи 1638 , и русские цари, правившие в основном на тех же территориях, стали не более и не менее, как наследниками ханов 1639 . Другие исследователи напоминали о том, что московский Кремль в XV веке строили итальянские архитекторы, напоминали о притоке европейских идей, утверждая, что Московская Русь утратила связь с Византией и в политический и культурный обиход вошли идеи, сродные скорее Макиавелли, чем греческой патристике 1640 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В июне 1404 г. блаженный Киприан снова отправился в Киев. Там открылись значительные беспорядки, так что пришлось переменить как наместника митрополичьего, так и всех служащих при нем. 139 Затем был он в Луцке, где посвятил епископа; в Миролюбове, волынском городе, виделся он с кор. Ягайлом и с в. к. Витовтом и обоими принят был с уважением: но вынужден был, к прискорбию своему, сменить туровского епископа Антония. Витовт жаловался, будто епископ сносился с ханом Шади-Беком и призывал его властвовать в Киеве. – На деле против блаж. пастыря восстало со всею злостью латинское духовенство за его ревность к долгу своему. Оно выходило из себя от того, что в Литве, как говорил великий магистр пред дворами Европы, не заметно успехов латинства, литовцы больше обращаются в русскую веру». 140 Оно не могло простить Антонию того, что пастырь обличал произволу папизма и свободно крестил в православие литовцев. Святой Киприан, узнав положение дела, хотел было ограничиться тем, чтобы на время удержать Антония при себе. Но Витовт грозил отнять западные епархии у Киприана, если Антоний не будет низложен, и святитель вынужден был уступить силе. 141 1 января 1406 г. св. Киприан возвратился в Москву. Отягченный старостью и скорбями жизни, он стал чувствовать близость кончины. В с. Голенищеве он занимался теперь преимущественно молитвою и размышлениями о вечности. В начале сентября (1406 г.), уже больной, посвятил он в Голенищеве епископа Митрофана для Суздаля; потом написал духовное завещание и 16 сент. 1406 г. предал дух свой Господу. 142 Мощи его, обретенные в 1472 г., почивают в московском успенском соборе, под спудом. 143 «Многие святые книги с греческого языка на русский преложи и довольна писания к пользе нам остави», говорит древнее известие о св. Киприане. 144 «Духовная грамота» св. Киприана была читаема и при погребении преемников его. «Род людей земнородных! оплачем общую нашу долю, мы, которые так несчастно обогащены. О! как унизилось высокое создание Божие, образ и подобие Божие! Лежит без дыхания, полно червей нечистых, испускает смрад гнусный. Как пропала мудрость, замолкло слово, распалось двойственное естество!.. Увы страсти! Земля состав наш, земля – покров, хотя земля же и восстанет. Увы страсти, увы мне! Нагим младенцем вышел я для плача, нагим и отхожу. К чему же труды? К чему заботы, когда знаем такой конец свой? Выходим из тьмы в свет и отходим из света в тьму. С плачем выходим из чрева матернего в этот мир, с плачем и отходим из мира печального во гроб. И начало, и конец – слезы. Что же в середине? Сон, мечты, тени; таковы блага жизни! Увы, увы страсти! Жизнь исчезает, как цвет, как прах, как тень». 145

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лишь через три года святитель Киприан смог объединить под своим святительским омофором как Киевскую, так и Московскую части Русской Митрополии. Однако через несколько лет святитель Киприан был вновь удален из Москвы, а Пимен возвращен из ссылки и занял в Москве престол митрополии. Вместе с Киприаном в Литву отправился и игумен Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасий. В 1385 году митрополит Киприан был вызван патриархом Нилом в Константинополь для канонического разбирательства ситуации в Русской митрополии. В столицу он прибыл вместе с патриаршими послами, которые закончили в Москве следствие по делу Пимена. И в этой поездке его сопровождал игумен Афанасий. В Константинополе митрополит поселился в Студийском монастыре, известным своей библиотекой, и занимался переводами текстов с греческого на славянский. В том числе им были переведены творения Дионисия Ареопагита. Киприан составил Евхологион, по которому позднее проводилась реформа в богослужебной практике Русской Церкви, 27 апреля закончил переписывать Лествицу Иоанна Синайского. В течение этого время Киприан неоднократно как Киевский митрополит участвовал в заседаниях Синода Константинопольской Церкви. 29 мая 1387 г. святитель Киприан вновь отбыл на Русь. После этого мы видим митр. Киприана в Киеве и Литве, где он сумел убедил литовского князя Витовта возглавить антипольскую коалицию и примирить с московскими князьями. В феврале 1389 года на Соборе в Константинополе святитель Киприан был окончательно утвержден в статусе единого митрополита Киевского и всея Руси, а московский митрополит Пимен был низложен. Вскоре, 19 мая, умер великий князь Дмитрий Донской и препятствий к возвращению святителя Киприана в Москву больше не было. Из Киева святитель Киприан 6 марта 1390 года прибыл в Москву. Единство митрополии было, наконец восстановлено. Результатом деятельности св. Киприана стало даже распространение власти киевского митрополита на Молдовлахию.   Активно проводя политику объединения христиан перед лицом угрозы османского завоевания, митрополит Киприан за время своей деятельности с 1390 по 1406 годы ни разу не был ни в Орде, ни в Константинополе, но дважды на длительные сроки (с 1395 по 1397 и с 1404 по 1405 годы) оставался в «землях королевства Польского», часто старался служить на своей титульной первосвятительской кафедре в Киеве, тем самым подчеркивая ее центральное историческое и духовное значение для Руси. В 1404—1405 годах был в Литве и присутствовал при встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе. В январе 1406 года прибыл в Москву. За четыре дня до смерти святитель Киприан продиктовал Духовную грамоту, которую велел прочесть при своем погребении. Почил 16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=268...

Киприан понимал дело, и хотел было ограничиться тем, чтобы оставить Антония при себе. Но Витовт грозил отнять у Киприана западные области, если Антоний не будет низложен, и святитель должен был уступить силе. Наконец в январе месяце 1406 года, св. Киприан в последний раз возвратился в Москву. Отягченный горькими лишениями и летами, он начал чувствовать близость кончины, и потому поселившись в любимом своем селе Голенищеве начал по преимуществу заниматься богомыслием и молитвою. В начале сентября, он уже больной посвятил в Голенищеве епископа Митрофана в Суздаль, – а 16 сентября того же 1406 года скончался мирно смертью праведника. 255 3) Святитель Фотий митрополит Киево-Московский на Волыни Блаженный Фотий посещал пределы Волынские во время управления всероссийскою митрополией два раза. Он был грек и поставлен во всероссийские митрополиты, спусти два года после смерти Киприана (1409) патриархом Цареградским Матфеем. 256 Сентября 1 того же года он прибыл в Киев, и как на юге России давно жаловались, что не видят у себя митрополита, то Фотий пробыл здесь более 7-ми месяцев, лично осматривая положение дел и решая жалобы. После этого он отправился в Москву, куда прибыл на кануне Пасхи 22 апреля 1410 года. Здесь особенно заняли его дела о возвращении митрополичьих имений и земель, захваченных во время набегов монгольских. Это сильно вооружало против него бояр и даже самого великого князя. Но несмотря на это, Фотий успел возвратить кафедре все ей принадлежащее. Но особенно тяжелое время настало для Фотия со времени подчинения Литвы и Волыни под власть Витовта, когда сей последний составил план об отделении своих владений от царства польского, и приобретении для своей династии титула королевского. Для достижения этой цели ему необходимо было с одной стороны задобрить папу, который один в то время считался раздаятелем корон, а с другой – прекратить всякие отношения своих русских подданных к Московским митрополитам, которые, проживая в Москве, своим влиянием постоянно поддерживали между литовско-русскими и московскими князьями дух братства, опасный для литовского самовластия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Заметим также его незлобие и постоянную готов­ность избегать всякого повода к вражде; когда брат его Стефан позавидовал его игуменству и начал оскорблять его, он не вступает с ним в пререкания, несмотря на любовь братии, тотчас удаляется и основывает новый рассадник духовной жизни – Махрищский монастырь. Вспомним как он избегал всякого приобретения, почестей, известно­сти. сколько раз отказывался от игуменства, как под ветхим рубищем скрывал свой высокий сан, получая за то оскорбления, которыми питалась смиренная душа его; а от святительства, несмотря на настояния московского святителя Алексия так и отказался, так что никакими доводами не удалось его склонить.. и так до конца дней своих остался первым и трудолюбивейшим работником в основанной им бедной, пустынной, ныне столь прославленной Лавре, сотворив в сердце своем непрестанную и неветшающую обитель Святой Живоначальной Троицы. Скончался препо­добный 25 Сентября 1391 г. на 78 году жизни. Учениками и современниками был целый сонм прославленных святых Божиих угодников, как то обещано было ему в видении. Памятка Друзьями и собеседниками преподобного Сергия были: Стефан Пермский ск. 1396 г., Стефан Махрищский 1406, Афанасий иг. Высоцкий 1401, Дмитрий Прилуцкий 1392, Дионисий Суздальский 1384, Евфимий Суздальский 1405, Михаил Смо­ленский. Учениками преподобного были: любимым Андроник Московский 1404 г., Савва Звенигородский, основавший Сторо­жевский Звенигородский монастырь близ Москвы 1406 г., Павел Комельский 1429, племянник Федор архиепископ Ростовский 1394, Сильвестр Обнорский им и пострижен, ск. 1379, Михей келейник его 1385, Никита Боровский, Ме­фодий Пешновский 1392, Авраамий Галицкий 1375, Иаков Галицкий 1422, Сергий Нуромский, долго подвизался в обители преподобного, затем, удалившись в Вологодские леса по гласу Божией Матери основал свою на р. Нуроме, ск. 1412 г. и многие другие, все прославившиеся святостью и основавшие обители в разных местах России. 26-го сентября И вот, к толпе, шумящей праздно, Подходит муж благообразный.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Похвальное слово Киприану, Чт. в О. И. и Д. Р., 1872, кн. I, стр. 25. 1935 «Идущи ми к вам, яко же и доспев реки,… река ж Немон бяше протичющиа Литвы, на ней жь горькому нам стретшю возвещению, ни ж плакати можахом, ни ж телесны органы ко естественному движимыи имети», и проч. Ibid. стр. 30. – Указание, что Цамблак получил известие о смерти дяди, когда достиг реки Немана, дает возможность с некоторою точностью определить время его прибытия в Литву. Киприан умер 16 сентября 1406 года. Недели через две, самое большее, известие о его смерти должно было дойти до западных границ Литвы. Цамблак достиг этих границ или одновременно с этою вестью, или несколькими днями позднее. Таким образом, он вступил в Литву приблизительно в начале октября 1406 года. 1936 Шевырев, наприм., готов даже отрицать самое существование этой загадочной обители. Производя название «Плинаирская» от πλν (вне) и ρ (воздух) – «вне воздуха сущая», – он спрашивает: «не понимал-ли Григорий эту обитель в смысле иносказательном?» (Лекции по ист. рус. Словесности, ч. 3, стр. 349 и 385). 1937 Из актов Константинопольского патриархата видно, что в XIV в. в Константинополе существовал какой-то Плинарский монастырь, – μον τς περγνου δεσπονης κα θεομτορος κα πικεκλημνη το Πλυναρου (Acta Patr. Const. t. I, p. 194–195), μον τν Πλυναρεων (Ibid., p. 423). Весьма возможно, что этот именно Константинопольский Плинарский монастырь и есть обитель Плинаирская Цамблака. Можно допустить, что Цамблак, состоя в Константинополе синкеллом при патриархе, в тоже время числился игуменом этого монастыря. Почему прибыв в Россию, он назывался игуменом этой именно обители, а не игуменом Дечанского монастыря, которым он управлял непосредственно пред тем, это можно объяснить некоторыми личными расчетами: титул игумена Константинопольского монастыря, без сомнения, имел для русских больше значения, чем титул игумена сербского монастыря. 1938 Хронология событий определяется чрез сравнение Никоновской летописи, где год считается от Сентября, с другими летописями, в которых факты записываются по Мартовскому году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана. Вся эта драматическая история православным людям достаточно хорошо известна, но менее известно ее продолжение, которое тоже было результатом всенародных молитв и необычайно повлияло на весь ход русской истории. Повернув от Москвы на юг, Тамерлан начал грандиозный разгром Золотой Орды. Все степные города, враждебные тогда Руси, были разграблены и уничтожены в течение одного года. Хан Тохтамыш, в 1382 году сжегший Москву в отместку за поражение на Куликовом поле, бежал в Литву. После этого тотального разгрома Золотая Орда фактически перестала существовать как степная цивилизация, как единое государство. Для Руси это событие имело колоссальное значение. Наступил XV век. Владыка Киприан был уже 70-летним старцем, утомленным напряженной многолетней борьбой и непрерывными трудами. В последние годы жизни он все более любил уединяться в своей подмосковной загородной резиденции, расположенной при слиянии рек Сетуни и Раменки. Сегодня это место можно увидеть в Москве вблизи Мосфильмовской улицы. Оно, в окружении современных домов, удивительным образом сохранило свое первозданное состояние, оставшись почти таким, каким было во времена Киприана. Нет только церкви Трех Святителей. Зато километрах в трех от этого места в XVII веке была построена другая церковь – Живоначальной Троицы в Голенищеве. Сюда в XVII веке была перенесена загородная резиденция московских первосвятителей, тогда уже патриархов. Последним делом митрополита Киприана было посещение им западных областей митрополии в 1404–1405 годах. Известно, что Витовт встретил его в Вильне с большими почестями и что святитель Киприан присутствовал при особой встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе. 1 января 1406 года святитель Киприан возвратился в Москву и 16 сентября 1406 года умер в своей загородной резиденции. Перед смертью он написал известную разрешительную молитву, которая и была прочитана над его гробом.

http://pravoslavie.ru/2559.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010