По известию Никоновской летописи и Степенной книги, Киприан любил заниматься собственноручным списыванием книг, а посему особенное тщание нужно было в так называемых образцовых списках, на что и обращал свое внимание Киприан. Избегая городского шума Москвы, Киприан любил жить вне ее или в своем подмосковном селе Голенищеве, или в своем Владимирском имении на Святом озере 32 . В Голенищеве он и скончался 16 сентября 1406 года, после 30-летнего, без полутора месяцев, пребывания в сане митрополита. За четыре дня до своей смерти он написал прощальную грамоту, в которой всем преподал прощение и благословение, и всех взаимно просил того же, и которую приказал прочитать над своим гробом при отпевании тела. Никоновская летопись делает общий отзыв о Киприане: «Сей Киприан митрополит всякаго любомудрия и разума божественного исполн (бяше), и вельми книжен и духовен зело, добродетельным житием подвизася, и учением и наказанием наслаждаше всех, много бо тщания ему и подвиг бяше учити всех слову Божию, неж праздная вещати и суетная глаголати, и смехливых человек уши наполняти». Сколько в этом отзыве правды и сколько некрологической риторики, сказать трудно. Митрополит Фотий Василий Дмитриевич, несмотря на свое нелюбье к Грекам, после смерти Киприана послал в Константинополь к Патриарху с его собором и к императору своих послов, через которых просил, чтобы патриарх и император избрали и прислали в Москву митрополита «по старой пошлине», т. е. прислали митрополита, избрав его по старому обычаю из Греков. В год смерти митр. Киприана открылась вражда, приведшая к войне между литовским вел. кн. Витовтом и его зятем, вел. кн. Московским. Находясь в ссоре с Москвой, Витовт не хотел иметь одного с нею митрополита. Поэтому, одновременно с посольством в Константинополь Василия Дмитриевича, Витовтом было отправлено туда свое посольство с прошением, чтобы ему поставили особого митрополита и послал своего кандидата, некоего Феодосия, родом Грека. Но просьба Витовта не была уважена: в Киев и для всей Руси поставлен был Грек Фотий (1408 г.) морейский грек, строгий подвижник и аскет, с юных лет подвизавшийся в пустыне под руководством знаменитого благочестивого старца Акакия. В 1409 г. Фотий прибыл из Константинополя в Киев, сопровождаемый послами императора и патриарха. Витовт встретил митрополита не с особенным радушием. Однако, Фотию удалось примирить его с собою, князь признал его за своего митрополита, и он прожил в Литве около 6 месяцев. В Москву Фотий прибыл 22 марта 1410 года, накануне Светлого Христова Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

В недавнее время пристроен к юго-западной стороне церкви придел св. Андрея Первозванного 954 . Что касается до Моисеевского придела с левой стороны, то он существует с давних времен и, вероятно, со времени устройства каменной Никитинской церкви в 1406 году. Но наименование его после XVI века, кажется, изменилось. Основанием сему предположению служит то, что в XIV или XV веке не могло быть придела в честь святителя Моисея, скончавшегося в 1362 году и обретенного нетленным в 1676 году 955 . При царе Иоанне IV, в 1571 году, по случаю большой бури на Никитской улице у Государского двора, упоминаются приделы Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая 956 . Из них придел св. Николая и был на месте нынешнего Моисеевского 957 . Подтверждением сему служит древнее настенное изображение св. Николая совне вверху на восточной стороне придела. Что касается до придела, бывшего в колокольне; то он был вероятно, в честь Антония Великого , а по другим Феодосия 958 потому что в росписи церквей, произведенной в 1615 году после шведского разорения, значится в Никитинской церкви три престола: Никита великомученик, Никола Чудотворец и Антоний Великий 959 . А в 1748 году упоминается три придела: св. Николая, св. Моисея и Антония и Феодосия Печерских 960 . Последний придел значится под колокольнею. В XVI веке Никитинская церковь , как стоявшая подле дворца государева, пользовалась особенным царским вниманием и преимуществами. С этого, вероятно, времени и начался в нее крестный ход, продолжавшийся в XVII веке. По уставу Софийского собора, на день св. великомученика Никиты (15 сентября), совершаем был крестный ход из Софийского собора в Никитинскую церковь и положена была в ней архиерейская служба. Именно, в 7 часов утра благовест был на собор, а в начале 9 часа звон, вовремя коего собирались настоятели монастырей к святителю в крестовую палату, откуда шли с ним в собор. По облачении, начинался крестный ход, вовремя коего совершаем был молебен. На молебне пели первую статью пресвятой Троице и Благовещению, и святитель читал евангелие у Черного (Чудного) креста; 2-я статья на Опоках Успению пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

—3— ных, не отсутствовало, по причине пропуска, большего или меньшего количества святых канонизированных. А таким образом, конечное слово есть то, что полный список святых, относительно которого мы могли бы быть уверенными, что он действительно есть полный, может быть составлен единственно указанным нами официальным путём. Вместе с каталогами святых читателю естественно вспомнить о святцах при богослужебных книгах. Но в святцы при богослужебных книгах, самые полные между которыми суть находящиеся в Уставе и в Следованной псалтири, и о которых нарочито мы скажем ниже, внесены только общие или обще-празднуемые Русские святые, без святых местных. А обще-празднуемые святые составляют менее чем треть всего числа святых, так что в них (святцах) не достаёт более чем двух третей последних. Точно также и о Месяцеслове всех святых, празднуемых православной Греко-восточной церковью, издаваемом от св. Синода, должно быть сказано, что он вовсе не отличается полнотой, в отношении к Русским святым и что из местных Русских святых в нём находятся только очень немногие. Обращаемся к дополнениям и поправкам, которые мы будем делать по епархиям и которые на сей раз мы сделаем очень не о многих епархиях. Московская епархия Митрополиты: Феогност, скончавшийся 14-го Марта 1353-го года 1768 , Киприан, скончавшийся 16-го Сентября 1406-го года и Фотий, скончавшийся 2-го Июля 1431-го года. Обыкновенно принимается, что празднование всем трём митрополитам установлено в 1472-м году, когда по случаю перестройки Московского Успенского собора были открываемы (и перенесены на новое место) мощи второго и третьего из них. Но общепринятое мнение должно быть признано за неосновательное. В 1472-м году, после от- —4— крытия или «обретения» мощей, было установлено празднование митрополиту Ионе, о чём прямо говорит одна летопись 1769 . Если бы были установлены празднования и нашим трём митрополитам, то по нераздельности предмета летопись необходимо должна была бы сказать об установлении и этих последних празднований, а между тем о них она вовсе не говорит 1770 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Единственною святынею ее считается камень с небольшим углублением посредник – как говорит мусульмане – оттиском ноги возносившегося на небо Христа. Ранее, по свидетельству Евсевия, место вознесения Христа на Елеонской горе было ознаменовано великолепным храмом, устроенным еще Константином Великим . Затем здесь были сооружен в 7-м веке круглый храм без крыши Иерус-м патр. Модестом. В настоящее время от этих построек не осталось почти никаких следов и христианское богослужение совершается 2 раза в год, в ограде мусульманской мечети, под открытыми небом: в праздники Вознесения и Лазареву субботу. Был уже почти вечер, когда мы направились к русским постройкам на горе Елеонской, к храму Вознесения, приютившемуся на гребне Галилейского холма. Церковь Вознесения господствуешь над всею Елеонскою горою, а ее пятиярусная колокольня принадлежит к самым высоким зданиям во всей Палестине (более 20 саж. высоты); колокол на ней (в 308 пудов) – самый большой в Палестине. Самый храм – очень вместительный; он имеет форму креста и осенен большими куполом, сквозь 18-ть окон которого льются в него обильные потоки света. Место, где в настоящее время расположен храм Вознесения, вероятно, было ознаменовано какими-нибудь священно-истори- —113— ческими воспоминаниями в старину, так как под выкопанною для фундамента землею был найден помост древней церкви с мозаическими изображениями на нем, свидетельствующими о почтенной древности этого пола. Предполагают, что он относится к 5-му веку. На полу мозаикою изображены рыбы, птицы и другие животные; часть его находится в комнатах о. Парфения, заведующего храмом, другая – в особом здании, где хранятся и другие вещи: кости, остатки посуды и т.д., вынутые при раскопках. Храм Вознесения на Елеоне едва ли не лучший памятник неутомимой, плодотворной деятельности на пользу православия во святой земле самоотверженного работника на ниве Христовой – архимандрита Антонина. 1406 Место это приобретено о. —114— Антонином еще в 60-х годах, а церковь сооружена в 1886 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Название свое получила она, вероятно, от гробницы Иосафата, под которым, как полагают тоже, нужно разуметь Иосафата, сына Ахилудова, бывшего летописца царей Давида и Соломона ( 2Цар.8:16 ; 3Цар.4:3 ). 1402 Храм Елены в первоначальном, виде существовал до XI-ro века; возобновлен же в 1161-ом году Меписиидою, дочерью Балдуина II. Паломники в 1187-м году описывают его таким, каким он является в настоящее время. Впрочем, по другим данным, первоначально храм над погребальною пещерою Богоматери сооружен в V веке императрицею Евдокией. 1403 В древнее время вся Елеонская гора была покрыта маслинами откуда и название ее: маслинная, елеонская. Слово «Гефсимания» значит давильня – место выделки из маслин оливк. масла. 1404 Гефсим. сад находится на склоне Елеонской горы, или, вернее, цепи гор, тянущихся на восток от Иерусалима. В этой цепи гор выделяются особенно три горы; средняя – гора Вознесения, правая – гора Соблазна, и левая, известная под именем Малой Галилеи. Горою Соблазна правая гора называется потому, что здесь Соломон в угоду своим женам воздвиг языч. храмы Астарте, и Молоху, уничтоженные потом Иосией. Здесь же, по преданию, удавился и Иуда, предавший Христа. 1405 Действительно ли Христос здесь научил учеников молиться – это решить трудно, так как в Евангелии нет относительно этого определенных данных; но предание, приурочивающее первую молитву «Отче наш» к данному месту Елеонск. горы, очень древнее. Наш знаменитый паломник XII в. Даниил уже видел здесь церковь великую, которою было ознаменовано место молитвы Господней. 1406 Место для храма сначала было приобретено о. Антонином за 600 р., на имя драгомана миссии Я.Г. Халеби-араба, так как, по турецким законам, иностранцев, покупающих землю в пределах Турец. Империи, принуждают принимать турец. подданство, и нужно очень много бакшиша, чтобы избавиться от этого. Поэтому-то о. Антонин делал все приобретения (в 5 местах) на имя Халеби – своего бывшего ученика. Архимандрит Антонин работал во св. земле на пользу православия 27 лет неутомимо и самоотверженно, при противодействии со стороны католиков и протестантов, при враждебном отношении со стороны греков и подозрительно-недоверчивом со стороны русского консульства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Киприан, открыв, истинную причину нерасположения к Епископу Туровскому, сначала думал удовлетворить требованию Витовта только тем, что удержал Антония при себе. Но Витовт настоял, чтоб он, совершенно был низложен; угрожал в противном случае Митрополиту отторгнуть от него все литовско-русские епархии: угроза, какую он чрез десять лет и привел в исполнение, при преемнике Киприана! – Избегая большего зла, Киприан решился снять с Епископа Туровского украшения святительского сана и взять его с собою в Москву, чтоб там его упокоить 150 . Такие дела ничего не предвещали отрадного в будущем! 1 Января 1406 г. Киприан возвратился в Москву. Это был уже последний год его земного странствования. Доселе крепкий здоровьем, он часто начал чувствовать припадки болезни, и, готовясь к своему исходу, удалился опять в свою уединенную келью, в Голенищеве. В последний раз отпраздновал там 26 августа, день избавления Москвы от грозных полчищ Тамерлана, рукоположил в этот день архимандрита симоновского Илариона в Епископа Коломенского; чрез две недели еще посвятил Епископа в Суздаль, Митрофана; слег и более не вставал. Последним словом его к оставляемым чадам было его завещание, в котором, всех прощая, и сам у всех просил прощения. Св. Киприан преставился 16 сентября. Архиепископ Ростовский Григорий с двумя новопоставленными Епископами и собором духовенства предали тело его земле в соборном Успенском храме, прочитав наперед вслух всех душевную грамоту почившего Пастыря 151 . В. Князя тогда не было в Москве: он уже выступил со своими войсками против Витовта. Почти тридцать лет св. Киприан носил на себе бремя управления Церковью Русскою, но из них не более осьмнадцати лет был действительно Митрополитом всея Руси, около полутора года при В. Князе Димитрии Иоанновиче, и шестнадцать с половиною при сыне его, Василии Димитриевиче. Мощи св. Киприана обретены при разобрании Успенского собора, в 1473 г. 152 1 В летописях помещена особая повесть о сем Михаиле, или Митяе, как обыкновенно называли его, вероятно, в уничижительном значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Иоанна Лествичника и творения Псевдо–Дионисия.   Русские исихасты XVI столетия, т. н. «нестяжатели», любили ссылаться на «Ответы» Киприана игумену Афанасию, в которых митрополит, ссылаясь на собственный афонский опыт, осуждает приобретение монастырями больших имений и работников, так как считает недопустимым извращение монашеских идеалов.   В последние годы Киприан уединенно жил в Голе–нищеве, погруженный в книжные занятия и молитву. Он избегал Москвы даже тогда, когда необходимо было совершать епископские поставления.   Умер митрополит Киприан в том же уединении 16 сентября 1406 г.   Заключение. Мечты и реальность История России чаше освещалась с точки зрения общих теорий, чем история любой другой европейской страны. В применявшиеся историками схемы неизбежно включался пункт о «влияниях» — византийском, западноевропейском или татарском. И всякий раз построения того или иного автора определялись его индивидуальным отношением к — соответственно — византийской, монгольской или западноевропейской цивилизации. Так что, когда речь идет о византийском влиянии в России, вывод зависит от взгляда автора на Византию и ее государственное устройство. В. Вальденберг, например,, широко используя источники, показал, что русские унаследовали от Византии идею ограниченности императорской власти и ее подчиненности высшим религиозным ценностям, хранимым церковью.   Англичанин Р. Г. Дженкинс, напротив, совершенно по–другому понимал Византию и, следовательно, ее влияние на Россию. Он считал, что в Византии получил развитие императорский абсолютизм, который переняли и русские цари, и современные советские руководители. «Современное русское государство, — пишет он, — просто сохраняет старую царистскую традицию… Многовековая структура остается в существе своем прежней», и «в этой структуре очень легко узнать византийский дворец Третьего Рима».   Похожие разногласия мы встречаем у историков, рассматривающих татарское влияние. Одни видят в татарах лишь враждебную силу, которая вызвала к жизни национальное сопротивление и тем самым стимулировала возрождение национального самосознания,   другие, следуя основоположнику русской историографии H.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Троицкое-Голенищево за Калужской заставой неподалеку от Воробьевых гор принадлежит в настоящее время ведомству государственных имуществ, прежде было митрополичьим и патриаршим селом. В XVII столетии здесь находился дворец патриархов, обнесенный каменной стеною с башнями; а также большой сад. От церкви шли на три версты пруды, изобилующие рыбой. Троицкое-Голенищево было особенно любимо митрополитом св. Киприаном († 1406 г. 16 сентября), который писал, живя в нем, свои сочинения, переводил на славянский язык с греческого Кормчую и другие священные книги. Русские государи часто бывали в Троицком-Голенищеве и молились в тамошней церкви. Существующая ныне церковь во имя Живоначальной троицы построена первоначально в 1644 году, но впоследствии была неоднократно перестраиваема и обновляема. В 1812 г. она была обращена французами в конюшни; к счастию, иконы древние сохранились до сего времени, так как при нашествии французов, они были вынесены из церкви и спрятаны в безопасном месте. Особенно примечательны в церкви: в южном приделе св. Ионы митрополита, в иконостасе, образ святителя Ионы с его деяниями, как-то: исцеления дочери велик. кн. Василия Димитриевича и неверовавшаго боярина Василия Кутузова; иконы: Воскресения Христова, св. Николая и Зосимы и Савватия Соловецких и др., помещающиеся на стенах трапезы, бывших здесь некогда келлий; а также деревянный потир вышиною в 5 вершков с плоским дном и прямыми стенками: на последних написаны с одной стороны деисус, а с другой – восьмиконечный крест. К потиру принадлежат два блюдца, на которых представлен в лежащем положении младенец Иисус, вверху над ним звезда и два ангела, осеняющие его репицами. По краям блюдец надпись: «Се агнец Божий вземляй грехи всего мира». Из книг церковных более древняя: Пролог, напечатанный в Москве в 1677 г., по листам которого следующая надпись: «Лета 7185, по указу Великого Господина Святейшего Патриарха Иоакима Московского и всея России дана сия книга Пролог из Патриарши домовые казны в Московский уезд Патриаршее дворцовое село Троицкое, что на реке на Сетуне, в церковь Живоначальныя Троицы, тояжь церкви при попе Софонии».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Главным достижением Киприана, бесспорно, было воссоединение Литовской и Московской митрополий в единую Русскую Церковь. Однако, ему так и не удалось вернуть под свой омофор Галицкую Русь. Здесь в течение 2 лет митрополитом являлся поставленный еще Казимиром Великим Антоний (1371-1391 г.г.). После его кончины кафедра Галицкая около двух лет была вакантной, и, вероятно, в это время Киприан сумел перевести в свою юрисдикцию ранее подчиненные Галицкому митрополиту епархии: Холмскую и Владимиро-Волынскую, - как относящиеся к Литве, а не собственно Польскому королевству. Однако, кафедры Галицкая и Перемышльская были переданы Ягайлом в ведение Луцкого епископа Иоанна. Последний отправился за поставлением на Галицкую митрополию в Царьград, но туда же пришла жалоба на него от Киприана, так как Иоанн продолжал оставаться епархиальным архиереем в юрисдикции митрополита Киевского и всея Руси. Иоанн, обвиняемый во многих недостойных деяниях, бежал из Константинополя. Луцкой кафедры Киприан его лишил, но в Галиции несмотря на отлучение, наложенное патриархом, Иоанн продолжал вершить все церковные дела властью, полученной от короля Владислава. Митрополитом Иоанн, вероятно, так и не стал, но и сместить его Киприан не мог вплоть до самой своей смерти. Лишь преемник Киприана Фотий сумел добиться упразднения Галицкой митрополии и возвращения ее под свой омофор. Киприан уже не имел нужды ездить за ярлыком в Орду, где наступил период неразберихи и усобиц. Вместо этого отныне великий князь выдавал митрополитам свои грамоты. Причем, эти грамоты отменяли некоторые прежние льготы, дарованные митрополитам ханами. Так, уже в некоторых случаях Церковь обязывали делать выплаты в пользу княжеской казны, хотя пока еще незначительные. Некоторое ограничение было наложено и на объем церковного суда: например, в случае жалоб от мирских на митрополичьих чиновников, судил их сам князь. Последние годы своей жизни престарелый Киприан проводил, главным образом, в Москве. Его любимым местом пребывания было село Голенищево. Митрополит много занимался литературными трудами, переводил с греческого. Например, заново перевел Служебник и ряд чинопоследований большинства таинств. Писал и собственные произведения. Много занимался вопросами упорядочения богослужения. В частности, это было связано с переходом на новый богослужебный устав - Иерусалимский Савваитский, - заменивший собою прежний, Студийский. Киприан много выступал против проникшего с Запада обливательного обряда крещения и ряда других новшеств. Он также стремился ужесточить каноническую дисциплину среди духовенства и мирян. Св. Киприан скончался 16 сентября 1406 г. в своем любимом селе Голенищеве. Погребен он был в Успенском соборе Кремля, где мощи его покоятся под спудом и ныне. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436257/

Известно, что из-под пера Киприана вышли восемь грамот и четыре письма к преподобному Сергию Радонежскому и его приемнику и ученику Феодору Симоновскому. К самостоятельным произведениям митрополита Киприана относится и его «Молитва разрешити царя и князя и всякого христианина», написанная в Луцке и прочитанная впервые у надгробия Луцкого князя Дмитрия. Из послания митрополита Киприана к духовенству Пскова следует, что он высылает ему «устав божественной службы Златоустовы и Великого Василья», службы при крестинах, бракосочетании, освещении воды и другие, обещает выслать еще ряд полезных книг по мере их списывания. «В 1402 году Киприан и Великий князь Василий нашли, утвердили и размножили древний Номоканон, содержащий Устав Ярослава (Русская правда), Судебник греческого царя Константина и Устав князя Владимира о церковных судах и десятинах, 25 ноября 1402 года с благословения Киприана была написана договорная грамота Великого князя Василия Дмитриевича и князей Владимира Андреевича и Юрия, Андрея и Петра Дмитриевичей с Великим князем Рязани Федором Ольговичем о дружбе, согласии и общей политике в отношении Орды и Литвы». По стечению обстоятельств посольство Республики Болгария в Москве находится именно там, где более 600 лет тому назад находилась летняя резиденция митрополита Киприана и его церковь Трех Святых. Эту местность и по сей день называют Трехсвятской горкой. Церковь и летняя резиденция постепенно стали местом поклонения. Недалеко находится и Источник Киприана. Священник И. Кузнецов писал, что святитель Киприан очень полюбил эти места, где тогда был, по свидетельству Степной книги, большой лес. Митрополит Киприан посвящал свободное время творческой деятельности «книги своею рукою писаше, понеже место бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей», а на старости лет святитель Киприан жил здесь постоянно «и тамо епископы поставляше». Здесь митрополит Киприан завершил свой земной путь 16 сентября 1406 года. История сохранила слова исследователя и первого директора Исторического музея Москвы Ивана Забелина о том, что древнее Голенищево имеет для потомков большое значение как первый в Москве приют наук и литературы и как Академия, какими впоследствии стали Крутицкий, Заиконоспаский и Андреевский монастыри.

http://pravoslavie.ru/2570.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010