Господи, помилуй. (Трижды.)   По сем глаголи со умилением сия стихи: Утверждение на Тя надеющихся,/утверди, Господи, Церковь,/юже стяжал еси//честною Твоею кровию. (Поклон.) Под Твою милость/прибегаем, Богородице Дево:/молений наших/не презри в скорбех,/но от бед избави нас,/Едина Чистая и Благословенная . (Поклон.) Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон.) Вси святии земли нашея, молите Бога о нас. (Поклон.)   И заключительные поклоны. Боже очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя. (Поклон.) Создавый мя Господи, помилуй мя. (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (грешную). (Поклон.) Молясь об Украине, нам уместно прибегать к заступничеству святых: Святого апостола. Андрея Первозванного (+ ок. 67, память 30 ноября), святых равноапостольных князя Владимира (+ 1015, память 15 июля)  и княгини Ольги (+ 969, память 11 июля), святых мучеников варягов Иоаннаи  Феодора (+ 983, память 12 июля), святых благоверных князей страстотерпцев Бориса (+ 1015, память 2 мая, 24 июля) и Глеба (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) и благоверного великого князя и инока Игоря Черниговского, страстотерпца (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября); святых благоверных князей. Ярослава Мудрого (+ 1054, память 20 февраля), Владимира Мономаха (+ 1125), святителей Михаила, (+ 992/998, память 15 июня, 30 сентября), Илариона (2-я пол. XI в., память 21 октября), митрополитов Киевских, святителей Московских, митрополитов Киевских Петра (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря), Феогноста (+ 1353, память 14 марта), Алексия (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая), Киприана (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября), Фотия (+ 1431, память 27 мая, 2 июля), Ионы (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня), Макария (+ 1497, память 1 мая), святителя Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского (+ 1857, память 21 декабря), Святителя Игнатия Мариупольского (1715-1786, память 3 февраля), святителей Исаии , епископа Ростовского (+ 1090, память 15 мая, 23 мая), Мины , епископа Полоцкого (+ 1116, память 20 июня), Феоктист а, епископа Черниговского (+ 1123, память 5 августа), Симона, епископа Суздальского (+ 1-ая пол. XII в.), Нифонта , епископа Новгородского (+ 1156, память 8 апреля), Лаврентия , епископа Туровского (+ 1194, память 29 января), Дионисия , архиепископа Суздальского (+ 1385, память 26 июня, 15 октября), Феодосия,, архиепископа Черниговского (+ 1696, память 5 февраля, 9 сентября) Димитрия , митрополита Ростовского (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября) Иоанна , митрополита Тобольского (+ 1715, память 10 июня). Иннокентия, (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября), и Софрония (+ 1771, память 30 марта, 30 июня), епископов Иркутских, Иоасафа , епископа Белгородского (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря); священномученика Арсения (Мацеевича) , митрополита Ростовского (+ 1772, память 28 февраля), Феофана , затворника Вышенского (+ 1894, память 10 января), Иоанна Шанхайского,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Киприан, митрополит Московский, всея России чудотворец (+ 1406) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 16 сент. в день преставления и 27 мая в день обретения мощей Святитель Киприан, родом болгарин, подвизался на Афоне. Подвиги его и образованность обратили на себя внимание Патриарха Константинопольского Филофея, который приблизил его к себе и рукоположил в митрополита Киевского и Литовского; а после кончины святителя Алексия (память его 12 февр.) он стал митрополитом всея Руси, вступив в управление Русской Церковью в 1390 г. При нем произошло чудесное избавление Москвы от нашествия Тамерлана. Когда Тамерлан приближался к берегам Дона, святитель отправил духовенство во Владимир — принести в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Когда шествие со святой иконой приблизилось к Москве, то навстречу ей вышел сам митрополит с духовенством и со всем народом, слезно взывая о помиловании. Молитва их была услышана, и Тамерлан оставил берега Дона, на которых стоял две недели. На месте сретения чудотворной иконы святителем был построен Сретенский монастырь. Святитель Киприан замечателен как церковный писатель и деятель по исправлению церковных книг: он сам переводил с греческого богослужебные книги и «Кормчую», он написал жития русских святых, из которых особенно замечательно житие святителя Петра Московского, написанное в благодарность за исцеление его от болезни и избавление от бед. Кроме того, он писал статьи литургического и исторического характера и собирал канонические статьи русских святителей и князей. Святитель Киприан много заботился о духовных нуждах своей паствы. Скончался он в глубокой старости 16 сентября 1406 г., в своем любимом подмосковном селе Голенищеве, куда любил он уединяться на безмолвие. На погребении его, по его завещанию, была прочитана грамота, в которой он всех верующих прощал и благословлял и сам просил прощения. Грамота эта читалась на погребении всех его преемников.

http://sedmitza.ru/lib/text/437651/

Святитель Киприан замечателен как церковный писатель и деятель по исправлению церковных книг: он сам переводил с греческого богослужебные книги и «Кормчую», он написал жития русских святых, из которых особенно замечательно житие святителя Петра Московского, написанное в благодарность за исцеление его от болезни и избавление от бед.  Кроме того, он писал статьи литургического и исторического характера и собирал канонические статьи русских святителей и князей.  Святитель Киприан много заботился о духовных нуждах своей паствы. Скончался он в глубокой старости 16 сентября 1406 г., в своем любимом подмосковном селе Голенищеве, куда любил он уединяться на безмолвие. На погребении его, по его завещанию, была прочитана грамота, в которой он всех верующих прощал и благословлял и сам просил прощения. Грамота эта читалась на погребении всех его преемников. •  Свт. Киприан происходил из знатного болгарского рода Цамблаков. В 1376 г. поставлен Патриархом Константинопольским Филофеем в митрополита Киевского. В 1382 г. удален из Москвы при св. Димитрии Донском, призван править всей Русской Православной Церковью при вел. князе Василии I — в 1390 г.   •  В память встречи в Москве Владимирской иконы Божией Матери вел. князем Василием 1 основан Сретенский монастырь. Обитель находилась в Белом городе и дала название совр. московской улице Сретенке, монастырские строения частично были разрушены в 20-х гг. нынешнего века, сохранился храм, действующий в настоящее время. Преподобный Стефан Махрищский (+ 1406) Память его празднуется 14 июля в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Стефан принадлежал к тем подвижникам, которые называются собеседниками прп. Сергия (память его 25 сент.). Родился он в Киеве. В то время Южная Русь была завоевана литовцами, и русские терпели притеснение от них. Поэтому Стефан, уже иеромонахом, пришел в Москву. Вел. князь Иоанн II Добрый (отец Димитрия Донского) принял подвижника с радостью и посоветовал ему поселиться в месте,  называемом Махрищи,  в 30 верстах от Радонежа. Преподобные сблизились, и прп. Сергий был частым гостем прп. Стефана. Прп. Стефан был очень строг к себе, нестяжательность его была необыкновенна: он ходил в рубище. В то же время он отличался большой добротой и мягкостью к другим и никогда никому не отдавал приказаний. Неприятности, которые ему делали соседи, заставили его уйти в Вологодскую страну. Там, в Авнежском княжестве (давно уже не существующем), он основал другой монастырь. Но вел. князь Димитрий Донской уговорил его вернуться, и он скончался в Махрищах в 1406 г. Авнежский свой монастырь он передал своим ученикам, Кассиану и Григорию (память их 15 июля).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В Москве будет установлен памятник святителю Киприану, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси 9 июня 2010 г. 17:45 Комиссия по монументальному искусству при Московской городской Думе на заседании 8 июня 2010 года одобрила предложение по установке в столице памятника святителю Киприану, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси, который будет передан в дар городу, сообщает портал «Интерфакс-религия» . Изначально памятник предлагалось поставить в основанном святителем Сретенском ставропигиальном мужском монастыре , но так как места для монумента в обители не нашлось, решено установить памятник у посольства Болгарии на Мосфильмовской улице, а в монастыре поставить памятный знак. Болгарское посольство находится в местности, где располагалась летняя резиденция митрополита Киприана, выходца из Болгарии. На месте деревянного храма, построенного святителем, был впоследствии возведен каменный храм Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве. Святитель Киприан (ок. 1340-1406), митрополит Киевский и всея Руси в 1381-82 и 1390-1406 гг. — выдающий церковно-общественный деятель, писатель, публицист, переводчик. Уроженец болгарского города Великое Тырново; принадлежал к аристократической семье Цамблаковых. Рано принял монашество и около 10 лет провел на Афоне, после чего служил в Константинополе. В 1375 г. Константинопольский Патриарх Филофей поставил Киприана митрополитом Литовским и Русским по требованию князя Литовского Ольгерда, но с условием, что после смерти митрополита Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель Алексий умер в 1378 г. В 1381 г. митрополит Киприан прибыл в Москву, но после нашествия Тохтамыша был выслан и жил в Киеве и Константинополе. Вернулся в Москву в 1390 г. 26 августа 1395 г., во время приближения к Москве полчищ Тимура, по инициативе святителя Киприана в Москву из Владимира была перенесена Владимирская икона Божией Матери. В память о чудесном избавлении от Тимура на месте встречи святыни был основан Сретенский монастырь. Главной заботой святителя Киприана было сохранение единой Русской митрополии. Человек высокой книжной культуры, знаток церковного Устава, святитель особенно заботился об исправлении церковных книг, упорядочении богослужения и иноческой жизни. При Киприане в русскую церковную практику вошел Иерусалимский богослужебный устав. Преставился 16 сентября 1406 г. и был погребен в Успенском соборе в Кремле. В 1472 г., при строительстве нового Успенского собора, были обретены нетленными мощи трех московских святителей: Киприана, Фотия и Ионы. Дни памяти свт. Киприана: 27 мая (9 июня) и 16 (29) сентября. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1178197.ht...

Наконец в Январе месяце 1406 г. св. Киприан, в последний раз возвратился в Москву. Отягченный горькими лишениями и летами, он начал чувствовать близость кончины и потому, поселившись в любимом своем селе Голенищеве, начал по преимуществу заниматься богомыслием и молитвою. В начале Сентября, он уже больной посвятил в Голенищеве епископа Митрофана в Суздале, а 16 Сентября того же (1406 года) скончался мирно смертью праведника. 299 Мощи его обретены в 1472 году и ныне почивают в Московском Успенском соборе под спудом. 300 Память его 16 Сентября и Мая 27. 301 III. Святитель Фотий митрополит Киево-Московский на Волыни.      Блаженный Фотий посещал пределы Волынские во время управления всероссийскою митрополией два раза. Он был грек и поставлен во Всероссийские митрополиты спустя два года после смерти Киприана (1409) Патриархом Царьградским Матфеем. 302 Сентября 1-го того же года он прибыл в Киев, и как на юге России давно жаловались, что не видят у себя Митрополита, то Фотий пробыл здесь более 7-ми месяцев, лично осматривая положение дел и решая жалобы. После этого он отправился в Москву, куда прибыл накануне Пасхи 22 Апреля 1410 г. Здесь особенно заняли его дела о возвращении митрополичьих имений и земель, захваченных во время набегов монгольских. Это сильно вооружало против него бояр и даже самого великого князя. Но несмотря на это, Фотий успел возвратить кафедре все ей принадлежащее. 303 Но особенно тяжелое время настало для Фотия со времени подчинения Литвы и Волыни под власть Витовта, когда сей последний составил план об отделении своих владений от царства польского и приобретении для своей династии титула королевского. – Для достижения этой цели ему необходимо было с одной стороны задобрить папу, который один в то время считался раздаятелем корон, а с другой – прекратить всякие отношения своих русских подданных к Московским Митрополитам, которые, проживая в Москве, своим влиянием постоянно поддерживали между литовско-русскими и московскими князьями дух братства, опасный для литовского самовластия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

2 . Пр. СТЕФАН, Игумен Махрищский, преставился в 1406 году, Июля 14. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Смотри Пролог, Июля 14. 3 . Св. КИПРИАН, Митрополит Киевский и всея России, преставился в 1406 году Сентября 16. Св. мощи его, в 1472 году, Мая 27, обретённые, почивают в Московском Успенском соборе. Смотри Пролог, Сентября 16 день, и Четь Минею того же дня, и Месяцеслов Киевский, Мая 27. 4 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ, Великая Княгиня Московская, преставилась в 1407 году Июля 7. Св. мощи её почивают в Вознесенском Девичьем Московском, созданном ею монастыре. Смотри Пролог, Июля 7. 5 . Пр. САВВА Сторожевский Звенигородский, преставился в 1407 году, Декабря 3, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Декабря 3. Св. мощи его почивают в Савине-Сторожевском монастыре. 6 . Св. АРСЕНИЙ, Епископ Тверской, преставился в 1409 году, Марта 2, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Желтикове, созданном им монастыре, в соборной церкви. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 2. 7 . Пр. МАКАРИЙ Унженский, Желтоводский, преставился в 1404 году, Июля 25, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 25. 8 . Пр. ДИОНИСИЙ, Игумен Глушицкий, преставился в 1412 году, Июня 1, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Глушицком Предтечеве монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 1. 9 . Пр. СЕРГИЙ Обнорский, Вологодский, преставился в 1413 году, Октября 7. Смотри Пролог и Четь Минею, Октября 7. 10 . Пр. ФЕРАПОНТ Белоезерский, преставился в 1426 году, Мая 27. Св. мощи его почивают в созданной от него обители, ныне в приходскую церковь превращённой, под спудом. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 37. 11 . Пр. НИКОН, Игумен Троицы-Сергиева монастыря, преставился в 1437 году, Ноября 17, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают под спудом в Троицкой Сергиевой Лавре в церкви, во имя его построенной. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

9 сентября Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны. Святаго мученика Севериана († ­320) Преподобнаго Иосифа Волоцкаго († 1515) Святителя Феодосия, архиепископа Черниговскаго (обретение и пренесение мощей, 1896) 10 сентября Святых мучениц дев Минодоры, Митродоры и Нимфодоры († ок. 305–311) Преподобнаго Иоасафа Каменскаго (князя Андрея) († 1453) Преподобнаго Павла Послушливаго, Печерскаго, в Дальних пещерах почивающего (XII–XIV) 11 сентября Преподобныя Феодоры Александрийския († ок. 474–491) Преподобнаго Силуана Афонскаго († 1938) Преподобных Сергия и Германа Валаамских (пренесение мощей) 12 сентября Отдание праздника Рождества Пресвятыя Богородицы. Святаго праведнаго Симеона Верхотурскаго (†1642; пренесение мощей, 1704) Святаго священномученика Автонома, епископа Италийскаго († 313; службу зри 11 сентября) 13 сентября Память обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня. Святаго священномученика Корнилия сотника (I) 14 сентября Всемирное Воздвижение честнаго и животворящаго Креста Господня Святителя Иоанна Златоустаго (†407; службу зри 13 ноября) 16 сентября Святыя великомученицы Евфимии Всехвальныя († 304) Святителя Киприана, Московскаго и всея России чудотворца († 1406) 18 сентября Преподобнаго Евмения, епископа Гортинскаго (VII) Преподобныя Евфросинии Суждальския († 1250; обретение мощей, 1699) 19 сентября Святых мученик Трофима, Севватия и Доримедонта (†276) Святаго благовернаго князя Феодора Смоленскаго (†1299) и чад его святых благоверных князей Давида († 1321) и Константина Ярославских Святаго благовернаго великаго князя стрестотерпца Игоря Черниговскаго и Киевскаго († 1147) 20 сентября Святаго великомученика Евстафия Плакиды, супруги его Феопистии и чад Агапия и Феописта († ок. 118) Святых мученик и исповедник Михаила, князя Черниговскаго, и болярина его Феодора († 1245) Преподобнаго и благовернаго князя Олега Брянскаго († ок. 1285) 21 сентября Отдание праздника всемирнаго Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня. Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго (обретение мощей, 1752)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Григорий I, митрополит Киевский (Южно-русский) (Цамблак) По происхождению серб (по другим сведениям – болгарин). Родился около 1364 года в городе Тырнове в боярской семье. Образование получил под руководством патриарха Тырновского Евфимия. Был пресвитером Великой (соборной) церкви Молдовлахийской (1402), затем игуменом Дечанского Пантократорова Нямецкого монастыря в Сербии (1403–1406), наконец, игуменом греческого монастыря Плинарского, около Константинополя. В Россию он прибыл по письменному приглашению своего дяди Киприана, митрополита Московского и всея Руси (1 1406, память 27 мая/9 июня и 16/29 сентября). В момент его приезда митрополит Киприан скончался, и Григорий остался в Литве. Будучи образованным человеком своего времени, Григорий завоевал расположение литовского князя Витовта, который решил назначить его митрополитом православных литовских епархий. Вопреки запрещению Константинопольского патриарха Евфимия и Киевского митрополита Фотия, князь Витовт 15 ноября 1415 года (по летописи Е. А. – 15 ноября 1414 года) собрал литовских епископов и заставил их посвятить Григория в сан митрополита. С этого времени произошло разделение русской митрополии на две части, которое, впрочем, продолжалось до смерти митрополита Григория. Преосвященный Григорий обладал ораторским талантом, но его речи и поучения отличались оторванностью от жизни, однако в них он активно обличал латинян в их заблуждениях и отступлениях от Православной веры. В 1418 году митрополит Григорий присутствовал на Констанцском Соборе, где присутствовал и папа Римский Мартин V. Митрополит Григорий открыто заявил папе Римскому о своем решительном протесте соединения с римскою Церковью, т. е. выступил противником унии. Скончался преосвященный Григорий в Киеве зимою 1419 года (по БЭЮ, т. 7, С. 588 – скончался в 1420 году). Труды: Житие и служба сербскому королю Стефану III. Житие и служба Иоанну Новому. Сказание о перенесении мощей преподобной Параскевы из Тырново в Видин и в Сербию. Надгробное слово Григория Цамблака российскому архиепископу Киприану//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1872, кн. 1. – С. 25–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   С 1371 г. ведет свою известность псковско-новгородская секта стригольников, отрицавшая действительность иерархии потому, что все ставленники опорочены симонией. Споры на эту тему прошли перед нами в начале XIV в. по поводу борьбы тверского велик. князя Михаила Ярославича против митр. Петра. Они не замерли. Преемник митр. Петра греч. митр. Феогност слыл среди новгородцев, как любитель собирать тяжелую денежную дань. При его преемнике, митр. Алексии, западные литовские конкуренты Алексия, Роман и Феодорит, врывались в пределы Алексия и пытались рукополагать ставленников, которых, конечно, не мог признать законными митр. Алексий. Новое десятилетие состязаний Киприана и Пимена породило в среде их ставленников тоже сомнения: кто из них канонически законен и кто нет? Все это подливало масла в огонь неумиравших споров о законности всей иерархии, и греческой, и русской, а на почве этих споров сложилось сектантское движение стригольников. Митрополит Киприан (1390—1406 гг.)    Поставленный митрополитом русским в 1375 г., т. е. уже 15 лет тому назад, митр. Киприан провел почти все это время вне Москвы. Но ему суждено было прослужить еще 16 лет (до 1406 г.) уже в прочном положении московского митрополита. Своей выдающейся разносторонней деятельностью в духе возвеличения Москвы и русской церкви, он вошел в серию ее святителей, прославленных и канонизованных. Память его празднуется 16 сентября.    Митр. Киприан прибыл в Москву через Киев в начале 1390 г. Вступив в союз с московским князем, митрополит Киприан, как и его предшественники, намеренно или ненамеренно своей иерархической деятельностью содействовал Москве в ее собирании земли русской. Такова, напр., его борьба (хотя и неудачная) с Новгородом из-за месячного суда.    В борьбе новгородцев с московскими митрополитами по церковным вопросам всегда сказывались мотивы политические. Время церковной смуты давало благоприятные условия для выражения сепаратистских стремлений новгородцев в церковной сфере. И вот, в 1385 г. все духовные и мирские люди Новгорода единодушно постановили на вече и целовали крест в том, чтобы впредь им не являться на суд в Москву к митрополиту, и не давать ему месячного суда в Новгороде, а судиться окончательно у своего владыки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Возвратясь из поездки в западные епархии, святитель Киприан, отягченный старостью и болезнями, удалился в уединенную келью свою в селе Голенищеве. Здесь он и преставился 16 сентября 1406 года. 290 При последнем посещении Смоленска блаженным Киприаном, этот древний город, захваченный Витовтом , принадлежал уже к Литовской Руси. Последний владетель Смоленский, князь Юрий Святославич, искал убежища в вольном Новгороде и получил звание наместника в Торжке, но там запятнал себя гнусным злодейством. Друг его, разделявший с ним изгнание, князь Симеон Вяземский имел прекрасную, добродетельную супругу, по имени Иулианию. Жестокий и сластолюбивый, Юрий пылал вожделением осквернить ложе Симеона; он не успел в том ни соблазном, ни угрозами и решился на явное злодеяние: в своем доме, среди веселого пира он убил князя Симеона, надеясь безнаказанно насытить похоть свою насилием. Но целомудренная Иулиания, любя непорочность более всего в мире, схватила нож и ранила насильника в плечо. Тогда любострастие уступило место ярости. Юрий, обнажив мечь, погнался за мужественной княгиней, изрубил ее и велел бросить тело ея в реку Тверцу. 291 Это было 21 декабря 1406 года. Другой поучительный примерь целомудрия и искреннего благочестия представляла собою мать великаго князя, святая великая княгиня Евдокия Димитриевна. Живя в супружестве, она была супругою нежною, кроткою, набожною, и вместе с мужем своим заботилась о спасении души, не предаваясь стремлениям чувственности. Благочестивое расположение молодых супругов поддерживали великие угодники Божии: святитель Алексий был отцем и хранителем юной четы; св. Феодор, игумен Симоновский, был духовником их, а великий чудотворец Сергий принимал детей их от святой купели. Благоверная княгиня поддерживала супруга своего в борьбе со скорбями и в ратных подвигах неусыпною молитвою и щедрою милостынею бедным. В память Мамаева побоища, она построила в Московском Кремле, на дворе княжеском, каменный храм Рождества Богородицы, 292 а лишившись супруга, основала, рядом с Чудовым монастырем, женскую обитель Вознесения Господня. Из духовного завещания Донского видно, что он высоко уважал подругу своей жизни. 293

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010