548 Преп. Феодосий в поучении «о казнях Божиих» обличает пьянство, блуд, игры злые, скоморохов, гусельщиков, волхвование, чародеяние». В другом порицает обычай целоваться на пирах с женским полом. Неизвестный учитель 12 в. о посте и служении церковном между делами ненавистными Богу поставляет идолослужение, моление при колодезях и реках, песни бесовские, плясание, бубны и сопели, козицы и игры бесовские». (Правосл. собес. 1858 г. 1:168). 551 Собр. л. 1, 127. 136; 2, 3. 289. Словарь святых 1836 г. стр. 30. Буслаева словес. и искусство 2, 242. 553 Фундуклея обозр. Киева стр. 101. Развалины и найденные в них вещи описаны в ж. м. просв. 1833 г., кн. 3, только здесь ошибочно отнесены они к Феодоровскому монастырю. 555 Ркп. святцы: «святой и блаженный Симон, иже Христа ради юродивый, юрьевецкий чудотворец, преставился в л. 7102 (1593) мес. ноября в 4 д.». – Здесь в годе ошибка – Свед. о монаст. 163. 556 Пролог нояб. 5. Волокол. записка у Карам. 5. пр. 386. «Воспоминание о блаж. Ионе», (изд. в 4 т. памятн. р. литтер. 27–35) говорит о св. Ионе: «иже въсиявшу пред очима нашима, добродетелей его и благодеяния все мы приимателе и свидетеле суще». – По этим словам можно думать, что воспоминание писано вскоре после кончины св. Ионы, – одним из свидетелей жизни его. – Но: а) в воспоминании есть несколько хронологических неточностей, не совсем уместных в описаний современника; б) о делах св. Ионы времени в. к. Иоанна в воспоминании почти ничего не сказано, что опять странно в современном описании; в) в конце жития сказано: «многа исцеления бываху от телесе святано отца да и до днесь». – А по описанию чудес первое чудо совершилось около 1540 г. при Иоанне грозном; г) Наконец старший список воспоминания, синодальный, писан 1608 г. Βпрочем сочинитель имел в руках записки о св. Ионе. «Малая инии оставиша, большая памяти писавшей; елика тии оставиша, аки мала, и не вписаша, к прочим своим письменам приложихом». 557 В 1406 г. «постави Харитон архимандрит киевский церковь древяну трех святителе, на Красном острове». (Собр. л. 4:3). В 1420 г. «поставлены две церкви древяных в Отни пустыни Николая чуд. и Онуфрия вел. на Красном острове, а строил архимандрит Харитон». (Собр. л. 3, 217; 4:119). По всей вероятности, архим. Харитон прибыл из Киева вместе с черниговскими боярами и кн. Свидригайлом, пришедшими в Москву весною 1408 г. (Собр. л. 5, 257; 6:136). Этим решаются недоумения о. Макария (Новгород. древн. 1:634).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И пребывая тамо, епископы и попы ставляше, идеже и книги своею рукой писаше. И многия святыя книги с греческаго языка на российский (словенский) язык преложи и доволна списания (довольно писания) к пользе нам остави. И великаго чудотворца Петра митрополита всея России житие написа и похвалами украси. И в молитве чисте тамо упражняшеся, и в прочитании божественных писаний, и в памяти смертней, всегда имея во уме страшный Суд Христов и мучение грешников, праведных же (праведникам же) благих наслаждение. И в таковых добродетельных исправлениих свято поживе и богоугодно подвизаяся, в старость велию достиже. В том же своем селе Голенищеве разболеся и неколико дний лежаше болезнуя, за четыре же дни прежде представления своего написа грамоту некаку чудну прощальную, всех правоверных прощая и благословляя, тако же и сам от всех прощения и благословения требуя и прося, еже есть истинное любомудрие и смирение. Сего ради сице сотвори, понеже смирением вся согрешения разрешаются и вся во благая поспеваются. И сице заповеда епископом и сущим там приставникам, глаголя: яко егда мя во гроб положите, тогда сию грамоту прочтите надо мною вслух людем, – еже и бысть. И с таковым смиренномудрием и со многим тамо благодарением представися к Богу, в лето 6914 (1406), месяца септевриа в 16 день. 5. Память св. благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского чудотворца и чад его, Давида и Константина (19 сентября) Сий святый благоверный князь Феодор сын бяше Ростиславль, рекомый Черный, девятый степению от святаго и равноапостольнаго Владимира, внук Мстиславль, правнук князя Давида Смоленскаго, праправнук же Ростислава Мстиславля Владимира Мономаха . Имеяше же два брата, Глеба и Михаила, от них же в жребии отечества обиден бысть: даша бо ему токмо в наследие един град Можаеск. Он же с безмолвием господствуя в нем и не гневашеся на братию свою; его же ради незлобия поручи ему Бог и славный град Ярославль, таковым обычаем (по такому случаю). В граде Ярославле бе княгиня Ксения, князя Василия Ростовскаго, у нея же бяше дщи единочадна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

928 С деятельностью митрополита Киприана (ок. 1330–1406, память 16 сентября) связан переход Русской Православной Церкви со Студийского устава на Иерусалимский богослужебный устав, введение большого количества новых богослужебных последований и текстов. См.: Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1881; О трудах митрополита Киприана по части богослужения//Прибавления к творениям святых отцов. 1882. Кн. 1. 4.1. С. 152–205; Кн. 2. С. 413–495; Кн. 3. С. 71–75; Церковный устав. М., 1885. С. 270–271. Из современной литературы: Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы Патриарха Филофея Коккина//Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 27. Л., 1972. С. 140–148. 929 Ср. молитву при погружении частиц в Святую Чашу: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих»//Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С 171–172. 932 Ср.: Пс. 132, 2–3 ; молитва при облачении в епитрахиль: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его»//Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 7в.–414. 934 Данную идею Флоренский в дальнейшем развивал в работе «Троице-Сергиева Лавра и Россия» (конец октября–ноябрь 1918 г.): «Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового праздника Троицкого собора–как чествование «Троицы» Андрея Рублева. Подобно тому, как служба Иерусалимского Храма Воскресения, в мире, по самому месту своего совершения, единственная,–делается образцом и образцом службы Воскресной, повеюдно совершаемой, и вводится затем в устав, и подобно тому, как празднество Воздвижения Креста Господня, опять-таки первоначально единственное, по самому предмету празднования, по единственности Животворящего Креста, уставно распространяется, в качестве образца (аналогичных примеров перехода единичного литургического явления в устав можно привести и еще немало), так точно местное празднование единственной иконы единственного храма, будучи духовною сущностью всего русского народа, бесчисленными отражениями воспроизводится в бесчисленных Троицких храмах, с бесчисленными иконами Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Святитель Каллист, патриарх Константинопольский, назывался Ксанфопулом. Он жил в большом единомыслии со своим другом преподобным Игнатием, и они духовно и богомудро издожили в ста главах учение об умной молитве. Оба они имели Божественное осияние и в душах, и в телах своих и казались огневидными. Святитель Ефрем, патриарх Сербский, жил на Афоне, потом в Сербии, где был посвящен в патриарха и многих утешал своей кротостью, ибо был яко Ангел. Почил на восемьдесят восьмом году жизни 15/28 июня 1400 года. Святитель Феодосий, митрополит Трапезундский, был игуменом обители Филофеевской, а затем возведен на кафедру митрополита в Трапезунде. Был братом прп. Дионисию и отличался благочестием и ревностью о вере Православной. Преподобный Дометий был духоносным подвижником и пастырем. После кончины прп. Дионисия он стал игуменом обители св. пророка Иоанна Предтечи. Память его совершается 25 июня/8 июля 1400 года. Преподобный Никодим подвизался в обители Ватопедской, где пребывал совместно со свт. Григорием Паламой в божественном любомудрии. Преподобный Григорий жил в лавре прп. Афанасия, был певец благоговейный. При нем определилось на литургиях свт. Василия Великого петь задостойник «О Тебе радуется...». Пресвятая Богородица в явлении Своем дала ему златницу и похвалила прп. Григория. Почил он 1/14 октября 1400 года. Преподобный Григорий. Был ктитором обители Григорианской. Родом из Сербии, подвизался преподобный на Афоне, в пещере, затем устроил обитель во имя свт. Николая Чудотворца. Почил о Господе 7/20 декабря 1405 года. Святитель Киприан, митрополит Киевский. Был родом из Болгарии, жил на Афоне, переписывал книги и занимался переводами. Затем патриархом Филофеем был посвящен в сан митрополита и тридцать лет был в управлении Русской Церкви. Много перенес скорбей, почил 16/29 сентября 1406 года. Преподобный Сергий Вологодский (или Нуромский) долго жил на Афоне, а потом подвизался в московских пределах под руководством прп. Сергия Радонежского. Он основал обитель на реке Нурме, где собрал сорок братий. Почил 7/20 октября 1412 года. Прославился чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2–4. Митрополиты Московские и всея России: Феогност, скончавшийся 11-го Марта 1353-го года, Киприан, скончавшийся 16-го Сентября 1406-го года, и Фотий, скончавшийся 1-го или 2-го Июля 1481-го года, все трое погребенные в Московском Успенском соборе. Установление празднования всем троим ошибочным образом связывается с построением нынешнего Успенского собора. Нынешний собор построен, так сказать, в два приема: в продолжение 1472–1474-го годов складен был собор по куполы, но когда приступили к кладке этих последних, он обрушился, затем в продолжение 1475–1479-го годов складен был второй собор (подразумевается – остающийся доселе). Отмеченные в летописях события с митрополитами по отношению к этим двух соборам суть: во-первых, перенесение их гробов из первоначального собора в первый новый собор (при чем были досмотрены их останки), имевшее место 29-го Мая (в месяцесловах ошибочно: 27-го Мая) 1472-го года; во-вторых, внесение их гробов во второй новый собор, имевшее место 27-го Августа 1479-го года. При первом случае, как мы говорили выше, установлено было местное празднование митр. Ионе, мощи которого найдены были нетленными и при гробе которого совершилось несколько чудесных исцелений; но так как гробы митрополитов Киприана и Фотия перенесли одновременно в новый собор с гробом Ионы, которому установлено было местное празднование, то образовалось ошибочное мнение, будто вместе с Ионой были установлены празднования и двум помянутым митрополитам. Читаемое в Прологе под 27-м Мая 400 сказание о перенесении мощей трех митрополитов в первый новый собор, оканчивается словами, передающими это издавна сложившееся, ошибочное мнение: «благоверный же князь Иоанн и преосвященный митрополит (Геронтий) и все православных множество о сем прославиша Бога и повелеша праздновати память обретения честных мощей их месяца Майя в двадесять седмый день». Гроб митр. Феогноста 401 не был переносим из первоначального собора в первый новый собор, – он не был трогаем, так как в новом соборе должен был оставаться на том же месте, на котором находился в первоначальном соборе; поэтому старые агиографы и не говорят об установлении ему празднования вместе с Киприаном и Фотием, но новые агиографы присоединяют и его к двум последним.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Е.Н. Погожев Святой Киприан митрополит Св. Киприан митрополит Святитель Киприан, родом серб, прислан был в 1377 году из Царьграда, чтоб занять престол русской митрополии. Тогда жив был еще святитель Алексий. Киприан был холодно встречен в Москве и должен был временно поселиться в Киев. Целых тринадцать лет прошло в церковной смуте. Разные лица домогались митрополии, и лишь в 1390 г. Киприан окончательно утвердился в Москве. При блаженном Киприане совершилось перенесение в Москву Владимирской иконы Богоматери. Святитель Киприан был пастырь учительный и книжный. Он написал житие святого митрополита Петра и тем напомнил жителям столицы, что возвышение Москвы началось с того времени, как святитель Петр перенес в Москву свою кафедру. Сам святитель Киприан в Царьграде был исцелен от тяжкой болезни благодатью святителя Петра. Киприан писал послания к пастве и к игуменам, вел летопись, составлял жития святых, перелагал с греческого на русский духовные книги. Этими книжными трудами святитель любил заниматься в уединении, в любимом своем селе Голенищеве, близ Москвы, окруженном тенистыми рощами. Эта местность лежит у села Волынского, на Трехсвятительской горе. † 1406 г. Мощи почивают в Успенском соборе. Память празднуется 16 сентября. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известны три сочинения, надписанные именем Епифания Премудрого: Житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского и Похвальное слово Сергию. Введенные в научный оборот списки Жития Стефана Пермского были не ранее XVI в., но В. П. Тузов выявил рукопись Жития, датированную 1480 г. (РНБ, собр. П. П. Вяземского, 10). Со своей стороны, могу указать еще более старший список 70–х годов XV в.: СанктПетербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Коллекция Н. П. Лихачева), оп. 1, 161 (его описание см. в части 3). Привожу заголовок по этому списку: «Месяца априлиа в 26. Многогрешнаго и надостойнаго въ иноцех Епифания, съчинено бысть слово о Стефане бывшем епископе иже в Перми» (Лих. 161. Л. 165). Все списки отражают в принципе одну редакцию (я не рассматриваю сокращенные варианты). В научной литературе распространено мнение, что Житие Стефана Пермского написано вскоре после 1396 г. (года смерти Стефана), называют даже точные хронологические границы — 1396—1398 гг. Некоторые ученые более осторожно подходят к решению вопроса и считают, что оснований для датировки, исключающих начало XV в., нет  . Между тем, в тексте Жития есть фраза, имеющая датирующее значение, которая до сих пор не привлекла внимание исследователей. Именно, в конце произведения автор обращается к святому: «князю великому в благоверстве многолетство даруй и благоденьство, и тишину мирну, и долготу дни устрой; митрополита же, правяща слово твоея истины, святительством честно встроена и благочестием преукрашена, в мире долгоденьствующа, даруй» . Я понимаю цитированный текст (ср. разные падежные окончания, когда речь идет о «князе» и о «митрополите») таким образом: автор просит о «даровании» Руси митрополита, что для периода с конца XIV в. по первую четверть XV в. возможно было только с 1406 до 1410 г. (в сентябре 1406 г. скончался митрополит Киприан, а в апреле 1410 г. в Москву пришел уже новый митрополит Фотий). Итак, создание Жития Стефана Пермского следует датировать 1406—1410 гг., причем более вероятными представляются 1408—1409 гг. (судя по тоскливому чувству, вызванному отсутствием на Руси митрополита).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

(Палея 1406, с. 330, то же ВМЧ, сентябрь, с. 28) или Судей (Палея 1406, с. 348). Слово бытие могло вводиться и в состав названий книг, как, например, си книгы бытиа исуса навгиина в Чуд. 349 (Лебедев 1890, с. 66). Псалтырь по преимуществу переписывалась отдельно как книга богослужебная, но другие поэтические книги или книги Премудрости –  Иов, Еккл., Песнь, Притчи и Сир. – входили в сборники более или менее устойчивого состава, в которые непременно включались Сир. и Еккл., а реже других попадал Иов. В таких сборниках русского происхождения нередко оказывалась еще одна книга Премудрости – Менандр, представляющая собою собрание афоризмов языческих мудрецов, иногда включался также Апокалипсис. Таковы, например, сборники XV-XVI вв. РНБ, Пог. 78 (Притч, Еккл., Песнь, Менандр, Сир.), РНБ, Пог. 227 (Откр., Менандр, Песнь, Притч), БАН 24.4.28 (Пророки, Притч, Сир., Менандр, Песнь, Еккл., Пс, НЗ), РГБ, ОИДР 189 (Песнь, Притч, Менандр, Сир.), РГБ, Волок. 13 (Песнь, Притч, Еккл, Менандр, Сир.), РГБ, Волок. 14 (то же), РГБ, Егорова 891 (то же) и др. Третий главный отдел Ветхого Завета – книги Пророков: 4 больших (Ис., Иер., Иез., Дан.) и 12 малых (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Авв., Соф., Аггей, Зах., Мал.). Обычной формой их существования был сборник, содержащий все 16 книг (4 † 12). Однако по своему происхождению большая часть этого сборника относится к толковому типу, четий его вариант образовался после удаления толкований в сравнительно позднее время. Поэтому подробнее о структуре и происхождении этого собрания пророческих книг говорится в этой главе, в разделе о толковом типе. Новозаветные книги группировались следующим образом: (1) Четвероевангелие, (2) Апостол (Деяния и Послания), (3) Апокалипсис. Четвероевангелие и Апостол существовали по преимуществу как отдельные кодексы, обычно снабженнные разметкой для богослужебного употребления, Апокалипсис входил в сборники с ветхозаветными книгами Премудрости (см. выше) или соседствовал с четьей Псалтырью и с небиблейскими текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Следовательно, первую дату, которую указывает пометка рядом со списками переводных греческих уставных чтений, – 1397 год – можно уточнить: после мая 1399 г. Верхняя же граница времени возникновения иконы определяется кончиной митрополита Киприана 16 сентября 1406 г., хотя более точный хронологический предел можно было бы назвать, если бы была установлена последовательность возникновения редакций текста «Повести о Темир-Аксаке», в которой датирующим признаком являются сведения о султане Баязиде, относящиеся к 1402 г. В этой связи необходимо отметить, что не только смысловые изменения в иконографической структуре иконы Успенского собора зависят от русского исторического повествования, но и последующие редакции А и Б «Повести о Темир-Аксаке», если считать текст Типографской летописи вариантом ранней редакции, учитывают в своих изменениях некоторые символические образы сюжетов иконы, которая, очевидно, была создана раньше, чем новые редакции исторического текста: так, например, фрагмент моления жителей Москвы из «Повести о Темир-Аксаке», сопоставленный выше сюжетом клейма τ, для большей ясности умышленно мною заимствован из редакции Б, которая использует символический образ иконы, завершая восклицание «Радуйся, заступнице хрестьаномъ непостыдная!» (Типографская летопись), являющееся аллюзией хайретизмов Акафиста, упоминанием Покрова: «Радуйся, заступнице християномъ и по крове граду нашему!», то есть повторяет основную идею сюжета клейма τ; в редакции А усиливается параллелизм с библейскими событиями и др. Таким образом, прежде чем продолжить описание иконографических и стилистических особенностей иконы Успенского собора «Похвала Богоматери с Акафистом», можно обозначить хронологические рамки ее возникновения и тем самым включить икону в определенный ряд произведений московских мастеров рубежа XIV–XV вв., времени Феофана Грека и Андрея Рублева: июнь 1399 г. – сентябрь 1406 (около 1402?) г. 118 Исключение составляет цикл в ц. св. Петра на Преспе, где сохранилась практически только композиция вводной строфы. Но именно по причине отсутствия других сцен нельзя сказать, какую редакцию воспроизводили эти фрески, вполне возможно, что греческую. См.: Грозданов Ц. опсаде Цареграда у цркви светог петра на Пресли//Зборник за ликовне умет- ности. Нови Сад, 1979. Т. XV. С. 277–287.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

1) Желающего присоединиться к Православной Церкви священник прежде всего наставляет и утверждает в учении Православной веры; самое же присоединение совершает по взятии от него письменного показания в следующей форме: ниже подписавшийся (звание, имя, фамилия и прежнее вероисповедание) сим изъявляю решительное намерение присоединиться к Православной Кафолической Восточной Церкви и обещание пребывать в послушании её всегда неизменно (подпись с означением времени). 2) За сим присоединение вносится в метрическую запись, а выше означенное показание немедленно представляется при донесении епархиальному преосвященному. 3) Пред совершением брака Православного лица с иноверным, по исполнении общих узаконенных предосторожностей, священник берет от сего последнего показание в следующей форме: нижеподписавшийся (звание, имя, фамилия, вероисповедание) сим удостоверяю, что вступаю в брак с (звание, имя и фамилия) Православного вероисповедания, в воспитании детей от сего брака буду поступать согласно с законами государства Российского, то есть буду крестить и воспитывать оных в Православной вере (подпись с означением времени). 4) По совершении брака и внесении оного в метрическую запись, вышеозначенное показание немедленно препровождается к епархиальному преосвященному при донесении священника и причта, совершивших брак. 5) Донесения и показания, означенные во 2 и 4 пунктах, по разрешении преосвященным, если не окажется в них ничего сомнительного, сдаются в консисторию для хранения и справок. 6) Если священник в деле сего рода встретит сомнение, то, не приступая к присоединению иноверного лица или к совершению брака Православного лица с иноверным, обязан донести епархиальному преосвященному с изложением причин сомнения, по рассмотрении которых преосвященный или разрешает дело лично от себя, или, когда потребует формального производства, предписывает консистории. Получив о сем указ из Святейшего Правительствующего Синода, от 20 истекшего февраля за 1406, один печатный экземпляр такового указа препровождаю в консисторию и предлагаю оной:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010