Первым создателем его был сын и преемник Димитрия Донского Великий Князь Василий 1397–1416 года, а по сомнительному свидетельству одной летописи, Владимирский Князь Андрей Александрович 1291 г., соорудивший первую церковь Благовещения деревянную на мест Кучкова села 486 . Сперва сей храм назывался церковью Благовещенья на площади, на Великокняжеском, Государевом дворе, потом на Царских стенах, у Царской казны 487 , а в 1722 и 26 г. у Его Императорскаго Величества на сенях, потому что он на запад соединялся с набережными Государевыми палатами посредством сеней, а с востока стояла подле него кирпичная палата, построенная в 1483 году, или Казенный двор, замененный в 1758 году каменными галереями, в коих помещались Оружейная, Мастерская и Конюшенная палаты, сломанные 1770 года. В грамотах он именуется, подобно соседственному с ним Архангельскому, святою, великою, божественной соборною церковию 488 . Пресловутый в свой век иконописец Андрей Рублев с Гречином Феофаном и Прохором старцем расписал ее в 1405 году; тогда же у этого храма поставлены были первые в Москве боевые часы (часомерье) Лазарем Сербином. Пришедший в ветхость 1482 или 83 года, при Великом и Князе Иоанне III, он разобран был по казну и подклет Псковскими мастерами и вновь выведен, чрез шесть лет, был окончен, и 9 Августа 1489 года освящен Митрополитом Геронтием 489 . В 1508 г. Великий Князь Василий велел Феодору Едикееву с братией расписать по золоту стены его, Деисус, Праздники и Пророки иконостаса обложил драгоценными окладами, верх церковный покрыл и позолотил; с того времени церковь сия стала именоваться златоверхою. После великого пожара в Москве 1547 года, когда в златоверхой церкви сгорел Деисус Рублева письма, обложенный золотом и многоценные образа Греческого письма Царских прародителей 490 , тогда Царь Иоанн Васильевич, при возобновлении сего храма, Новгородским золотом позолотил верхи его 491 ; там, как видно из актов собора 1554 года, устроение жертвенника не у стены, новонаписанные иконы, библейское письмо и притчи были предметом спора и рассмотрения собора 492 , который утвердил то и другое, основываясь на древних образцах. К Благовещенской церкви в последствии, с южной стороны пристроена была с крыльцом паперть, где, по преданию, слушал божественную литургию Иоанн IV, как оглашенный, со времени вступление своего в четвертый брак; на лестнице с этой паперти, в 1584 году, Царь увидев комету с крестообразным знамением между Благовещенским собором и церковью С. Иоанна Лествичника , предсказал: «вот знамение моей смерти!» 493

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Закрыть Гельмантоз или, Как России избавиться от гельманов Все статьи темы 15.01.2024 1867 08.08.2023 5673 21.07.2022 6210 26.07.2021 3605 Воровать можно дальше и больше Признанный виновным решением суда по «делу реставраторов» Михаил Миндлин благополучно продолжает руководить Центральным музеем имени Андрея Рублева 01.12.2017 1483 «Дело реставраторов» - воровать можно дальше и больше? Мягким приговором суда подается «сигнал» потенциальным расхитителям, что можно почти безнаказанно продолжать воровать миллионы бюджетных средств 10.10.2017 2159 23.09.2017 2108 28.07.2017 2824 «Сегодня манежские кощунства, а завтра кровавый Майдан?!» Участники пикета в Новосибирске призвали В.Мединского пресечь работу выставки «Скульптуры, которых мы не видим» 24.08.2015 1819 «Тем, кто стоит за спиной извращенцев от искусства, нужен раскол нашего общества» Общественность Новосибирска направила открытое письмо мэру города с требованием не назначать покровительницу Гельмана Терешкову на пост главы департамента культуры, спорта и молодёжной политики 12.05.2014 1397 Культура - камень преткновения в российском обществе и оружие в информационной войне против семьи Доклад на круглом столе в Госдуме РФ от 20 марта 2014 г. на тему: «Социальная ответственность бизнеса: нравственные нормы в экономике, праве, образовании, здравоохранении, культуре, и социальной политике» 27.03.2014 641 Реинкарнация Гельмана в Воронеже Константин Чаплин об открытии местными традиционалистами «культурного фронта» против гельманизации русской культуры 19.10.2013 1371 Наконец-то на Урале вспыхнуло сопротивление хамству, пошлости, мерзости и мраку Владимир Крупин об увольнении с поста директора музея «PERMM» галериста-кощунника Марата Гельмана 19.06.2013 2714 19.06.2013 1482 17.06.2013 2113 30.05.2013 531 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/tema/obwestvo/gelmano...

Святогорский монах Дионисий, родом серб († 1425 г.), был игуменом русского монастыря Спаса в Вологде, в котором он ввел святогорский устав. В его обители собралось множество монахов, двое из них, Арсений и Савва, были удостоены звания святых и по его благословению основали знаменитые монастыри. От них дух Св. Горы распространился далеко на север, укоренился и в женских монастырях, от них же просияло множество святых. Дионисий скончался в сане архиепископа Ростовского. Его биографом был Паисий Ярославов – друг и сподвижник прп. Нила Сорского 485 . Прп. Арсений Коневский († 1444/7 г.) вернулся с Афона в Россию в 1393 г., привезя с собой чудотворную икону Богоматери. В ее честь он основал монастырь около Коневского озера и собрал боголюбивую братию 486 . Прп. Савва Вишерский († 1461 г.) переселился на Св. Гору в 1397 г. и прожил там немало лет, упражняясь в умной молитве. Но уже на территории России, в 1418 г., недалеко от реки Вишера он основал обитель Вознесения Господня и начал подвизаться в столпничестве. Он оставил обитель своим святым преемникам и сотворил много посмертных чудес 487 . Прп. Макарий († 1483 г.) 488 возвратился на родину после 9 лет пребывания на Св. Горе и проводил жизнь в строгой аскезе. Он был игуменом Калязинской обители, в которой установил устав Св. Горы. Его жизнью восхищался еще прп. Иосиф Волоцкий († 1515 г.) 489 . Учеником его был прп. Кассиан Угличский († 1504 г.), приходившийся ему родственником 490 . Фигура прп. Нила Сорского († 1508 г.) – одна из наиболее замечательных в истории российского монашества. Его многолетнее ученичество на Афоне, и прежде всего в обители Ксилургу 491 , способствовало познанию сокровенных глубин монашеского жития, к коим он впоследствии приобщил своих соотечественников на родине, где им были заложены основы скитского жительства. Афонская школа преподала ему лучшие уроки философии исихазма. Преисполненный благоговения перед трудами святых афонских отцов-исихастов, он ввел в свой родной язык их терминологию, также использовал ее и в своих сочинениях, остерегаясь буквализма и искажений. Он составил монастырский устав, который служил руководством духовной жизни для монахов и мирян, поскольку аскеза как средство духовного совершенствования одинаково необходима для всех 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слова Дионисия заключают все совершенство таинственного богословия, по Винценту, но поняты неверно, особенно Герсоном. В конце 1452–начале 1453 Винцент говорит об этом бенедиктинцу Иоанну из Кемптена, а с 1 по 12.6.1453 составляет и рассылает трактат против Герсона. Начало “Таинственного богословия” Винцент понимает в том смысле, что чувство (боголюбивое) одно восходит к обожению без всякой работы и помощи интеллекта, sine cogitatione concomitante. Якобы так толковали Дионисия старые комментаторы Фома Сен-Викторский и Гроссетест (см. выше эти имена у Иоанна Шлитпахера), Герсон же усложнил эту простоту смешением мудрости, “вкушающего знания”, с незнанием и оттого утонул в неувязках, в том числе разноглася и сам с собой. Герсон путает тайновидение и созерцание, которые разнятся как реальная вещь и ее рисунок: созерцание это рассмотрение Бога не без участия мысли, но хотя оно иногда поднимается до божественного мрака, однако никогда не достигает тай-новидения, общения с сокровенным, оставляющего всякую мыслительную деятельность. Там “всепожирающее чувство единящей любви, утвержденной превыше всякой активности ума на вершине чувства”. Н. К. имел в виду людей, подобных Винценту, когда еще 22.9.1452 писал Гаспару Айндорферу из своего епископского дворца в Бриксене: “... есть совпадение науки и незнания, или умудренное незнание... Любящий восхищен не без всякого познания... но в восхищении многие обманываются, и воображаемое видение (visionem phantasticam) полагают истинным”. 3 Герсон (Жерсон, Жан Шарлье из Жерсона, 14.12.1363, г. Жерсон, ныне депт. Арденны – 12.7.1429, Лион), богослов и церковный политик, в 1395 сменил своего учителя Пьера д " Айа на посту канцлера Парижского ун-та и носил этот титул всю жизнь. Во время Великой западной схизмы (1378–1417) жил во Фландрии, где был деканом капитула св. Донациана в Брюгге (1397–1417), позднее в Австрии (1418–1419), был в аббатстве Ратембург. Первоначально Винцент Аггсбахский мог уважать его за защиту принципа соборности (концилиаризм) на соборе в Констанце (1414–1418). С 1419 Герсон удалился от дел в Лионе, где после смерти был окружен местным почитанием как блаженный. Среди 400 его сочинений трактат “О мистическом богословии”, стихотворно-прозаическое подражание Боэцию “Утешение теологией”, логика, метафизика, гносеология, “Два чтения против суетного любопытства” (антисхоластические), трактат “О праве церкви сместить папу”, книга гимнов, учебники для детей. Долгое время Герсону приписывалось “Подражание Христу” Фомы Кемпийского. Герсон, отметая схоластическую проблематику номинализмареализма, мечтает о “здравой теологии”, которая отказалась бы от диалектических ухищрений в пользу покаянного мистического чувства как “явственного и питающего душу проникновения в евангельские истины”. Известность Герсона была громадна, только между 1483 и 1521 вышло 9 полных собраний его сочинений, не считая отдельных изданий (новое: Oeuvres completes, ed. P. Glorieus. Т. I–VI. Paris-Tournay, 1961–1965).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

1385), Рождества Христова за-Стеною (основ. 1388), Воскресения за Домонтовой-Стеною (построена 1395), Богоявления (поставл. 1397), Покрова Богородицы (поставл. 1398), Николы на Звозе (1404), Софии за Домонтовой-Стеною (перестроена 1416), Варвары на Усохе (поставл. 1421), Благовещения на Песках (поставл. 1421), Знамения у Старого Вознесения (поставл. 1421), Старое Вознесение (существ. прежде 1421), Бориса и Глеба возле Петра и Павла (постав. 1434), Всемилостивого Спаса на Торгу (поставл. 1434), Похвалы Богородицы на Романовой горе (поставл. 1441, камен. постр. 1466), Успения на Завеличьи (поставл. 1444), Богоявления на Бродах (поставл. 1444), Димитрия в Довмонтовой-Стене (упомин. 1451), Космы и Дамиана на Запсковье. (дерев, упомин. в 1458 г., каменная построена в 1462), Воскресения на Полонище (деревян. упомин. 1458), Вознесения на Полонище (1467), Николы на Волку (1483), Афанасия (1483), Георгия в Печки (1483), Нерукотворенного образа на Запсковьи (1487), Анастасии на Полонище (1487), Алексея святого за Довмонтовою-Стеною (1508). Везде в пригородах, как новгородских, так и псковских, были главные патрональные церкви, стоявшие посреди укрепления: им приписывалось покровительство и над городком и над волостью к нему тянувшею. Так, в Ладоге была церковь Великомученика Георгия, в Русе Преображения, в Порхове Николая, в Городце св. Лазаря, в Демане св. Георгия, в Торжке св. Спаса, в Изборске-Старом св. Николая, а в Новом – св. Спаса, в Велье св. Михаила, в Выборе Воздвижения Креста, в Опочке св. Спаса, в Вороноче св. Георгия, во Владимирце св. Николы, в Вышгороде псковском Бориса и Глеба, в Кобыльем городе Архангела Михаила, в Красном Георгия, в Навережской губе св. Николы. 539 Обыкновенная архитектура новгородских и псковских церквей такова: внутри купол на четырех столпах, два отделяют алтарь от трапезы и образуют в алтаре своды, соединяясь со внешнею алтарною стеною; часто же идут стеною до внешней алтарной стены, и в этой поперечной стене (т. е. от столбов до внешней стены) сделаны полукруглые входы из боковых частей алтаря в главную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

251 ...Феодосиа митрополита всеа Руси... – Феодосий Бывальцев, митрополит московский и всея Руси, рукоположен 3 мая 1461 г. из архиепископов Ростовских, в 1464 г. удалился в Чудов монастырь, умер в Троице-Сергиевом монастыре в 1475 г. 252 ...настоателя тоя обители, Касиана именем... – Кассиан, настоятель Кирилло-Белозерского монастыря в 1443–1465 и 1466–1470 гг. Василий и митрополит Иона дважды посылали его по вопросам церковного управления к патриарху в Царьград. Впоследствии был переведен как игумен в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. 255 ...Мартиниана именемъ. – Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру – Михаил Стомонахов (1397–1483 гг.), основатель Вожеозерского монастыря (1427 г.), игумен Ферапонтова (1435–1447 гг.), затем Троице-Сергиева (1447–1455 гг.) монастырей. Β 1455 г. он вернулся в Ферапонтов монастырь, где по 1480 г. оставался строителем. Пахомий Серб, собирая сведения ο Кирилле, очевидно, посетил Ферапонтов монастырь, чтобы встретиться с Мартинианом. 256 ...Тимофею именем. – Тимофей Васильевич Вельяминов, окольничий великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Известен своим участием в сражении с татарами на р. Воже 11 августа 1378 г. 258 ...игумену Стефану. – Преподобный Стефан Махрищский, выходец из Киево-Печерской лавры, основатель, ок. 1358 г., Махрищского Троицкого монастыря, в 30 км от Троице-Сергиева, a затем, ок. 1370 г., Троицкой Авнежской пустыни в районе Тотьмы в Вологодской земле; был возвращен в Махрищскую обитель великим князем Дмитрием Ивановичем; умер 14 июля 1406 г., канонизирован в 1558 г. 261 ...на Симоново. – Московский Симонов монастырь Успения Богородицы, основанный ок. 1370 г. племянником Сергия Радонежского Феодором. 262 ...Феодору именем... – Феодор Симоновский (Ростовский) – племянник и воспитанник Сергия Радонежского, сын его брата Стефана, основатель и игумен, а затем архимандрит (до 1383 г.) московского Симонова монастыря, с 1390 г. епископ Ростовский. Умер в Ростове в 1395 г. 263 ...нкто Михаилъ... – Β то время иеросхимонах Симонова монастыря, в епископы Смоленские Михаил был рукоположен в 1383 г., a в 1386 г. смещен и 7 октября 1397 г. прибыл в Москву. Умер в Троице-Сергиевом монастыре в 1402 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

464. Василий Иванович, великий князь рязанский, единственный сын Ивана Федоровича, в иночестве Ионы, князя рязанского 901), от брака с неизвестной; правнук Олега, знаменитого князя рязанского 152). – Род. в Рязани, около 1448 г.; поручен умирающим отцом Василию Васильевичу, великому князю московскому 44), которым и взят в Москву, в 1456 г.; сел на княжение рязанское, в 1464 г.; ум. в Рязани, 7 января 1483 г. Тело его погребено там же, в тёплом Рождественским соборе. Был женат, с 22 января 1464 г., на Анне Васильевне, княжне московской 356), единственной дочери великого князя Василия Васильевича Тёмного 44), от брака с которой имел сыновей – Ивана 812), Федора ), князей рязанских, и дочь, неизвестную по имени, за кн. Фед. Ив. Бельским. 465. Василий Иванович 465. Василий Иванович, князь смоленский, младший из двух сыновей Ивана Александровича, князя смоленского 785), от брака с неизвестной. – О времени его рождения – вероятнее, в Смоленске – сведений нет; потерял отца в 1359 г.; лишился единственного сына (см. ниже), в 1386 г.; прибыль в Новгород и посажен Новгородцами на столь княжеский в 1396 г.; «пакы прииде» туда же, в Новгород, и ум. там, в 1397. Место погребения тело его не указывается. От брака с неизвестной, имел сына, по-видимому, единственного, Ивана, князя смоленского 813). Примечание. Оба эти князя именуются, в некоторых родословных – и, вероятно, по-названию их главной волости, – князьями селеховскими. 466. Василий Иванович Шемячич 466. Василий Иванович Шемячич, князь северский (Новгород-Северска, в нынешней Черниговской губернии), младший из четырех сыновей князя Ивана Дмитриевича Шемякина. 833), изгнанника, выкупавшего невольным отчуждением от родины политическую деятельность своего отца, князя Дмитрия Юрьевича (Георгиевича) Шемяки 75). – Время и место его рождения неизвестны; вследствие гонения, поднятого литовскими властями в Малороссии против православия, обратился к Ивану III Васильевичу, великому князю московскому 95), с просьбой: принять его к себе, и с вотчинами, на что полухил согласие, в 1500 г.; вместе с воеводами московскими, послан против Литовцев, в 1502 г. по мирному договору с Сигизмундом I, королем дольским, записан в число «служебных» князей московских, в 1509 г.; разбил Татар крымских, появившихся у Путивля, в 1518 г.; взят и заключен в тюрьму, а у его княгини, привезенной под стражей в Москву, отняты боярыни, в 1523 г.; ум. в Москве, заточеным в «набережной палате», в 1529 г. – Место погребения тело его не указывается. – От брака с неизвестной, оставил сына, князя Ивана , ум. иноком Троице-Сергиева монастыря, в 1561 г., и двух дочерей, княжен: Марфу ) и Евфросинию 736). 467. Василий Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Elias ecdicus, 1127–1176. Nicephorus Botaniata, 1481–84. Nicetas Seidus, 1483–88. CXXVIII-XXI (1864–65: CXXX et 1898, CXXIX). Euthymius Zigabenus. CXXXI . Anna Comnena, 59–1244. CXXXII (1864). Theophanes Cerameus, 9–1078. Nilus Doxopatrius, 1079–1114. Joannes Antiochenus, 1115–50. Joannes Comnenus, 1149–54. Isaac Catholicus, 1153–1266. CXXXIII (1864). Arsenius, 9–62. Alexius Aristenus, 61–114. Theorianus, 113–298. Joannes Cinnamus, 299–708. Manuel Comnenus, 707–90. Alexius II Comnenus, 789–92. Andronicus Comnenus, 791–924. Joannes Phocas, 027–62. Epiphanius, monachus, 963–61. Vide 120. Perdicas Ephesinus, 963–72. Anonymus, de locis sanctis, 973–90, Eugesippus, 991–1004. Theodorus Prodromus, 1003–1424. CXXXIV-V (1864). Joannes Zonaras. CXXXV (1864 et 1887). Isaac Angelus, 439–96. Neofihytus, 495–502. Joannes Chilas. 501–8. Nicolaus Methonensis, 507–18. CXXXV-VI (1864). Eustathius Thessalonicensis, 517–136–754, 1245–1334. CXXXVI . Euthymius Neopatrarum, 755–64. Antonius Melissa, 765–1244. CXXXVII-VIII (1865 et 1904: CXXXVIII). Theodorus Balsamon (et Zonaras atque Aristenus). CXXXIX (1863 et 1894). Isidorus Thessalonicensis, 9–164. Nicetas Maroneæ, 165–222. Joel Chronographus, 223–88. CXXXIX-XL (1865 et 1887: CXL). Nicetas Acominatus Choniates, 287–140–292 et 1221–46, Michael Acominatus Choniates, 299–384 et 1247–58. Græcorum Epistola ad Innocentium III, 293–98. Theodorus Alaniae, 385–414. Theodorus Andidensis, 413–68. Manuel, magnus rhetor, 469–82. Pantaleo, diaconus, 483–592. Germanus II СР., 593–758. Theodorus Ducas Lascaris, 759–80, 1259–1396.0 Methodius, monachus, 779–808, Constantinus Acropolita, 807–936. Arsenius Autorianus, СР., 935–58. Georgius Acropolita, 957–1220. Nicephorus Chumnus (Nathanael), 1397–1526. Alexander IV, papa, 1527–60. Sixtus IV, 1561–66. CXLI (1865 et 1881). Joannes Veccus, 9–1032. Constantinus Meliteniotes, 1031–1274. Georgius Metochita; 1275–1424. CXLII (1865 et 1886). Georgius Cyprius CP. (Gre gorius), 9–470, Athanasius СР., 471–528. Nicephorus Blemmyda, 527–1622.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

А Можайскому князю он предлагает целую правительственную и социальную программу: здесь и неподкупность суда, и отмена корчемства, и таможен, но вместе с тем и наказание " татей " и " уймание " людей от сквернословия, и ревность о храмовом благочестии. Поставленный от Бога и призванный к воспитанию людей в благочестии, князь еще не самодержец, и ничто не указывает на возможность его власти над Церковью и духовными людьми. Твердая, хотя и кроткая независимость к сильным мира сего характеризует как преп. Кирилла, так и всю его школу. Св. Кирилл, оставивший отеческие поучения князьям, отказывается посетить князя Юрия Дмитриевича: " Не могу чин монастырский разорить " . Преп. Мартиниан, напротив, появляется в Москве в хоромах Василия II, чтобы обличить великого князя, заключившего в оковы боярина вопреки данному им слову. " Не убоялся казни ниже заточения, но помяну Иоанна Златоустого глаголюща, яко прещение царево ярости львови уподобися " . Григорий Пельшемский обличает князя Юрия Дмитриевича и его сына Шемяку, неправдою захвативших великое княжение. Впрочем, эти столкновения с миром, как и всякий выход в мир редки и исключительны. Северный подвижник жаждет прежде всего безмолвия. Кирилл Белозерский являлся прямым продолжением Сергиевых традиций, подобно своему учителю Сергию Радонежскому, превосходя всех своих современников изобилием духовных дарований, он был вождем подвижников своей эпохи, когда особенно процветало " умное делание " . И, действительно, преп. Дионисий Глушицкий, возглавитель всего северо-восточного монашества, иначе Северной Фиваиды, был в Кирилловом монастыре еще при жизни преподобного, когда и написал с него портрет. Также и все заволжское нестяжательное отшельничество получило вдохновение от преп. Кирилла: из его монастыря выходит Паисий Ярославов, старец и учитель Нила Сорского. Преп. Мартиниан Белозерский (1397-1483) ученик преп. Кирилла, воспитанный им с детских лет. О нем говорится в житии: " Особо же вспоминаше блаженный и сия часто на уме учителя своего наказание преподобнаго си Кирилла чудотворца слово глаголюще, яко добро рече иноку Молчание хранити и нестяжание и отбегати вредящих душевныя чувства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

В этом университете в 1397–1399 гг. грек Мануил Хрисолор занимал профессорскую кафедру, а его лекции по красноречию пользовались огромной популярностью. Один из его слушателей, Леонардо Бруни, перевел с греческого на латинский «Этику» и «Политику» Аристотеля, диалоги Платона и речи Демосфена, драматические пьесы Эсхила. Тем самым, он дал толчок дальнейшей работе в данном направлении. В XV в. греки Иоанн Аргиропул и Андроник Каллист (из Константинополя) объясняли труды Аристотеля в Падуе и Флоренции. Георгий Трапезунций (с Крита) обучал студентов в Венеции, а затем в Риме; Феодор Газа (из Фессалоники) преподавал в Ферраре, Константин Ласкарис (из Константинополя) – в Милане, а позже в сицилийской Мессине, Димитрий Халкокандил (из Афин) – в Риме, Падуе, Флоренции. Всех их не перечесть. Одним из аванпостов православия явилась Венеция, поскольку туда из покоренного Константинополя бежали многие представители старшего духовенства, а с изобретением книгопечатания именно в венецианских типографиях стали заказывать книги, требующиеся оставшемуся на землях османов Константинопольскому патриархату. Некоторые из эмигрантов зарабатывали себе на кусок хлеба перепиской греческих книг. Они правили старые переводы и переводили неизвестные Европе греческие античные и средневековые тексты. Византийских ткачей приглашал дальновидный французский король Людовик XI (1461–1483 гг.) для первых французских мануфактур. Искусных ромейских зодчих нанимали самые могущественные феодалы западной и восточной Европы для строительства дворцов и храмов. Впрочем, далеко не все беглецы смогли найти себе занятие на чужбине, многие из них нуждались, жили впроголодь, предаваясь ностальгии по утраченному отечеству. Ну а духовный стержень – византийская Церковь ? Она потеряла большую часть своих земельных владений и богатств, ее духовенство должно было платить подать, но оно не утратило свое влияние после турецкого завоевания Константинополя. Патриарх сумел убедить султана признать его власть над всеми православными христианами, живущими на завоеванных османами территориях, и позволить ему организовать школу в Константинопольском патриархате, где будут преподавать византийское богословие, а значит, говорить и писать по-гречески. Таким образом, Вселенский Патриарх в Константинополе стал играть важную роль в сохранении христианства и остатков ромейской культуры на территории, подконтрольной османам, хотя это сопровождалось стремлением самого Патриарха к уничтожению местных Церквей. К тому же точно также, как Церковь доказывала превосходство своей догмы, унижая иудаизм, так и ислам в свою очередь стал утверждать свое собственное превосходство, унижая Церковь . Новые храмы теперь запрещалось возводить, также как восстанавливать старые. Христиане должны были скрывать свое богослужение от глаз мусульман, особенно в главные праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010