Святогорский монах Дионисий, родом серб († 1425 г.), был игуменом русского монастыря Спаса в Вологде, в котором он ввел святогорский устав. В его обители собралось множество монахов, двое из них, Арсений и Савва, были удостоены звания святых и по его благословению основали знаменитые монастыри. От них дух Св. Горы распространился далеко на север, укоренился и в женских монастырях, от них же просияло множество святых. Дионисий скончался в сане архиепископа Ростовского. Его биографом был Паисий Ярославов – друг и сподвижник прп. Нила Сорского 485 . Прп. Арсений Коневский († 1444/7 г.) вернулся с Афона в Россию в 1393 г., привезя с собой чудотворную икону Богоматери. В ее честь он основал монастырь около Коневского озера и собрал боголюбивую братию 486 . Прп. Савва Вишерский († 1461 г.) переселился на Св. Гору в 1397 г. и прожил там немало лет, упражняясь в умной молитве. Но уже на территории России, в 1418 г., недалеко от реки Вишера он основал обитель Вознесения Господня и начал подвизаться в столпничестве. Он оставил обитель своим святым преемникам и сотворил много посмертных чудес 487 . Прп. Макарий († 1483 г.) 488 возвратился на родину после 9 лет пребывания на Св. Горе и проводил жизнь в строгой аскезе. Он был игуменом Калязинской обители, в которой установил устав Св. Горы. Его жизнью восхищался еще прп. Иосиф Волоцкий († 1515 г.) 489 . Учеником его был прп. Кассиан Угличский († 1504 г.), приходившийся ему родственником 490 . Фигура прп. Нила Сорского († 1508 г.) – одна из наиболее замечательных в истории российского монашества. Его многолетнее ученичество на Афоне, и прежде всего в обители Ксилургу 491 , способствовало познанию сокровенных глубин монашеского жития, к коим он впоследствии приобщил своих соотечественников на родине, где им были заложены основы скитского жительства. Афонская школа преподала ему лучшие уроки философии исихазма. Преисполненный благоговения перед трудами святых афонских отцов-исихастов, он ввел в свой родной язык их терминологию, также использовал ее и в своих сочинениях, остерегаясь буквализма и искажений. Он составил монастырский устав, который служил руководством духовной жизни для монахов и мирян, поскольку аскеза как средство духовного совершенствования одинаково необходима для всех 492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

464. Василий Иванович, великий князь рязанский, единственный сын Ивана Федоровича, в иночестве Ионы, князя рязанского 901), от брака с неизвестной; правнук Олега, знаменитого князя рязанского 152). – Род. в Рязани, около 1448 г.; поручен умирающим отцом Василию Васильевичу, великому князю московскому 44), которым и взят в Москву, в 1456 г.; сел на княжение рязанское, в 1464 г.; ум. в Рязани, 7 января 1483 г. Тело его погребено там же, в тёплом Рождественским соборе. Был женат, с 22 января 1464 г., на Анне Васильевне, княжне московской 356), единственной дочери великого князя Василия Васильевича Тёмного 44), от брака с которой имел сыновей – Ивана 812), Федора ), князей рязанских, и дочь, неизвестную по имени, за кн. Фед. Ив. Бельским. 465. Василий Иванович 465. Василий Иванович, князь смоленский, младший из двух сыновей Ивана Александровича, князя смоленского 785), от брака с неизвестной. – О времени его рождения – вероятнее, в Смоленске – сведений нет; потерял отца в 1359 г.; лишился единственного сына (см. ниже), в 1386 г.; прибыль в Новгород и посажен Новгородцами на столь княжеский в 1396 г.; «пакы прииде» туда же, в Новгород, и ум. там, в 1397. Место погребения тело его не указывается. От брака с неизвестной, имел сына, по-видимому, единственного, Ивана, князя смоленского 813). Примечание. Оба эти князя именуются, в некоторых родословных – и, вероятно, по-названию их главной волости, – князьями селеховскими. 466. Василий Иванович Шемячич 466. Василий Иванович Шемячич, князь северский (Новгород-Северска, в нынешней Черниговской губернии), младший из четырех сыновей князя Ивана Дмитриевича Шемякина. 833), изгнанника, выкупавшего невольным отчуждением от родины политическую деятельность своего отца, князя Дмитрия Юрьевича (Георгиевича) Шемяки 75). – Время и место его рождения неизвестны; вследствие гонения, поднятого литовскими властями в Малороссии против православия, обратился к Ивану III Васильевичу, великому князю московскому 95), с просьбой: принять его к себе, и с вотчинами, на что полухил согласие, в 1500 г.; вместе с воеводами московскими, послан против Литовцев, в 1502 г. по мирному договору с Сигизмундом I, королем дольским, записан в число «служебных» князей московских, в 1509 г.; разбил Татар крымских, появившихся у Путивля, в 1518 г.; взят и заключен в тюрьму, а у его княгини, привезенной под стражей в Москву, отняты боярыни, в 1523 г.; ум. в Москве, заточеным в «набережной палате», в 1529 г. – Место погребения тело его не указывается. – От брака с неизвестной, оставил сына, князя Ивана , ум. иноком Троице-Сергиева монастыря, в 1561 г., и двух дочерей, княжен: Марфу ) и Евфросинию 736). 467. Василий Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В этом университете в 1397–1399 гг. грек Мануил Хрисолор занимал профессорскую кафедру, а его лекции по красноречию пользовались огромной популярностью. Один из его слушателей, Леонардо Бруни, перевел с греческого на латинский «Этику» и «Политику» Аристотеля, диалоги Платона и речи Демосфена, драматические пьесы Эсхила. Тем самым, он дал толчок дальнейшей работе в данном направлении. В XV в. греки Иоанн Аргиропул и Андроник Каллист (из Константинополя) объясняли труды Аристотеля в Падуе и Флоренции. Георгий Трапезунций (с Крита) обучал студентов в Венеции, а затем в Риме; Феодор Газа (из Фессалоники) преподавал в Ферраре, Константин Ласкарис (из Константинополя) – в Милане, а позже в сицилийской Мессине, Димитрий Халкокандил (из Афин) – в Риме, Падуе, Флоренции. Всех их не перечесть. Одним из аванпостов православия явилась Венеция, поскольку туда из покоренного Константинополя бежали многие представители старшего духовенства, а с изобретением книгопечатания именно в венецианских типографиях стали заказывать книги, требующиеся оставшемуся на землях османов Константинопольскому патриархату. Некоторые из эмигрантов зарабатывали себе на кусок хлеба перепиской греческих книг. Они правили старые переводы и переводили неизвестные Европе греческие античные и средневековые тексты. Византийских ткачей приглашал дальновидный французский король Людовик XI (1461–1483 гг.) для первых французских мануфактур. Искусных ромейских зодчих нанимали самые могущественные феодалы западной и восточной Европы для строительства дворцов и храмов. Впрочем, далеко не все беглецы смогли найти себе занятие на чужбине, многие из них нуждались, жили впроголодь, предаваясь ностальгии по утраченному отечеству. Ну а духовный стержень – византийская Церковь ? Она потеряла большую часть своих земельных владений и богатств, ее духовенство должно было платить подать, но оно не утратило свое влияние после турецкого завоевания Константинополя. Патриарх сумел убедить султана признать его власть над всеми православными христианами, живущими на завоеванных османами территориях, и позволить ему организовать школу в Константинопольском патриархате, где будут преподавать византийское богословие, а значит, говорить и писать по-гречески. Таким образом, Вселенский Патриарх в Константинополе стал играть важную роль в сохранении христианства и остатков ромейской культуры на территории, подконтрольной османам, хотя это сопровождалось стремлением самого Патриарха к уничтожению местных Церквей. К тому же точно также, как Церковь доказывала превосходство своей догмы, унижая иудаизм, так и ислам в свою очередь стал утверждать свое собственное превосходство, унижая Церковь . Новые храмы теперь запрещалось возводить, также как восстанавливать старые. Христиане должны были скрывать свое богослужение от глаз мусульман, особенно в главные праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А Можайскому князю он предлагает целую правительственную и социальную программу: здесь и неподкупность суда, и отмена корчемства, и таможен, но вместе с тем и наказание «татей» и «уймание» людей от сквернословия, и ревность о храмовом благочестии. Поставленный от Бога и призванный к воспитанию людей в благочестии, князь еще не самодержец, и ничто не указывает на возможность его власти над Церковью и духовными людьми. Твердая, хотя и кроткая независимость к сильным мира сего характеризует как преп. Кирилла, так и всю его школу. Св. Кирилл, оставивший отеческие поучения князьям, отказывается посетить князя Юрия Дмитриевича: «Не могу чин монастырский разорить». Преп. Мартиниан, напротив, появляется в Москве в хоромах Василия II, чтобы обличить великого князя, заключившего в оковы боярина вопреки данному им слову. «Не убоялся казни ниже заточения, но помяну Иоанна Златоустог о глаголюща, яко прещение царево ярости львови уподобися». Григорий Пельшемский обличает князя Юрия Дмитриевича и его сына Шемяку, неправдою захвативших великое княжение. Впрочем, эти столкновения с миром, как и всякий выход в мир редки и исключительны. Северный подвижник жаждет прежде всего безмолвия. Кирилл Белозерский являлся прямым продолжением Сергиевых традиций, подобно своему учителю Сергию Радонежскому, превосходя всех своих современников изобилием духовных дарований, он был вождем подвижников своей эпохи, когда особенно процветало «умное делание». И, действительно, преп. Дионисий Глушицкий, возглавитель всего северо-восточного монашества, иначе Северной Фиваиды, был в Кирилловом монастыре еще при жизни преподобного, когда и написал с него портрет. Также и все заволжское нестяжательное отшельничество получило вдохновение от преп. Кирилла: из его монастыря выходит Паисий Ярославов, старец и учитель Нила Сорского . Преп. Мартиниан Белозерский (1397–1483) ученик преп. Кирилла, воспитанный им с детских лет. О нем говорится в житии: «Особо же вспоминаше блаженный и сия часто на уме учителя своего наказание преподобнаго си Кирилла чудотворца слово глаголюще, яко добро рече иноку Молчание хранити и нестяжание и отбегати вредящих душевныя чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Elias ecdicus, 1127–1176. Nicephorus Botaniata, 1481–84. Nicetas Seidus, 1483–88. CXXVIII-XXI (1864–65: CXXX et 1898, CXXIX). Euthymius Zigabenus. CXXXI . Anna Comnena, 59–1244. CXXXII (1864). Theophanes Cerameus, 9–1078. Nilus Doxopatrius, 1079–1114. Joannes Antiochenus, 1115–50. Joannes Comnenus, 1149–54. Isaac Catholicus, 1153–1266. CXXXIII (1864). Arsenius, 9–62. Alexius Aristenus, 61–114. Theorianus, 113–298. Joannes Cinnamus, 299–708. Manuel Comnenus, 707–90. Alexius II Comnenus, 789–92. Andronicus Comnenus, 791–924. Joannes Phocas, 027–62. Epiphanius, monachus, 963–61. Vide 120. Perdicas Ephesinus, 963–72. Anonymus, de locis sanctis, 973–90, Eugesippus, 991–1004. Theodorus Prodromus, 1003–1424. CXXXIV-V (1864). Joannes Zonaras. CXXXV (1864 et 1887). Isaac Angelus, 439–96. Neofihytus, 495–502. Joannes Chilas. 501–8. Nicolaus Methonensis, 507–18. CXXXV-VI (1864). Eustathius Thessalonicensis, 517–136–754, 1245–1334. CXXXVI . Euthymius Neopatrarum, 755–64. Antonius Melissa, 765–1244. CXXXVII-VIII (1865 et 1904: CXXXVIII). Theodorus Balsamon (et Zonaras atque Aristenus). CXXXIX (1863 et 1894). Isidorus Thessalonicensis, 9–164. Nicetas Maroneæ, 165–222. Joel Chronographus, 223–88. CXXXIX-XL (1865 et 1887: CXL). Nicetas Acominatus Choniates, 287–140–292 et 1221–46, Michael Acominatus Choniates, 299–384 et 1247–58. Græcorum Epistola ad Innocentium III, 293–98. Theodorus Alaniae, 385–414. Theodorus Andidensis, 413–68. Manuel, magnus rhetor, 469–82. Pantaleo, diaconus, 483–592. Germanus II СР., 593–758. Theodorus Ducas Lascaris, 759–80, 1259–1396.0 Methodius, monachus, 779–808, Constantinus Acropolita, 807–936. Arsenius Autorianus, СР., 935–58. Georgius Acropolita, 957–1220. Nicephorus Chumnus (Nathanael), 1397–1526. Alexander IV, papa, 1527–60. Sixtus IV, 1561–66. CXLI (1865 et 1881). Joannes Veccus, 9–1032. Constantinus Meliteniotes, 1031–1274. Georgius Metochita; 1275–1424. CXLII (1865 et 1886). Georgius Cyprius CP. (Gre gorius), 9–470, Athanasius СР., 471–528. Nicephorus Blemmyda, 527–1622.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

собр. лет.», III, 183 (в 1840 г. архиеп. Новгор. Феофил сюда сослан, здесь погребен); IV, 148 (1462 г. чудо у гроба митр. Алексея), 150 (архим. Феодосий, с 1472 г. еписк. Рязан.), 152 (архиеп. Феофил Новгор. преставился в 1480 г.), 155 (архим. Геннадий в 1483 г.), 162 (пожар 1493 г.); V, 235 (погреб. в 1377 г. митроп. Алексея), 272 (чудо при гробе св. Алексея 1462 г.); VI, 19, 35 (в 1480 г. заключен в м-ре владыка Новгор. Филофей), 36 (в 1483 г. залож. церк. св. Алексея архим. Геннадием Гонозовым), 49 (в 1504 г. в м-ре поселился и погребен архиеп. Новгор. Геннадий), 123 (в 1393 г. погребен Данило Фованович близ дяди своего Алексея митроп.), 129 (в 1397 г. престав. еписк. Смолен. Даниил и положен у Чуда), 169 (в 1440 г. сюда посажен Сидор митроп. из Рима за латинство, но бежал в Тверь), 184 (чудо у гроба св. Алексия 1462 г.), 186 (в 1465 г. ушел сюда на покой митр. Феодосий), 194 (архим. Феодосий, с 1472 г. владыка Рязан.), 233 (архим. Геннадий 1482 г.), 234 (архим. Геннадий в 1482 г. разрешил братии после еды пить Богоявл. воду), 235 (в 1483 г. заложена камем. трапеза, а старая разрушена), 236 (архим. Геннадий, с 1485 г. архиеп. Новгор.), 238 (в 1488 г. архимандрита м-ря били в торгу кнутьем за подделку грамоты), 244 (в 1504 г. сюда сослан и здесь скончался архиеп. Новгород. Геннадий), 257 (архим. Иосиф, с 1515 г. еписк. Смолен.), 261 (в 1518 г. здесь поселены митр. Григорий Грек со старцы Св. Горы), 275 (в 1534 г. архим. Иона), 325 (чудо у гроба св. митр. Алексея); VIII, 13 (в 1365 г. св. Алексей митр. заложи церк. кам. на Москве бывшу чуду в Хонех Арх. Михаилом, того же лета и кончана бысть), 26 (в 1377 г. погреб. св. Алексей), 62 (в 1392 г. погреб. Матвей Гречин Андреянопол. и еписк. Твер. Евфимий Вислень), 63 (в 1392 г. погреб. боярин Данило Феофанович, в мниш. чину Давыд), 70 (в 1397 г. погреб. еписк. Смолен. Даниил), 144 (архим. Феодосий, с 1454 г. архиеп. Ростов.), 149 (чудо у гроба св. Алексея 1462 г.), 151 (в 1465 г. Феодосий Митроп., оставив митрополию, сниде в м-рь к Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Св. муч. Антонины при Диоклитиане. Акад. Антов. Сирл. 240. М. Р. (Вас. 2 марта. Вас. 240 вторично 12 июня, Неап. 11 июня. Дом. Пролог 18 июня). II. Мучч. Силивестра и Софрония мечем. 240. 1370. (По греч. 364 в Палестине). Св. Несториана мечем. 1370. Свв. муч. Харисия, Никифора и Агапия . 240. 1370. Пр. о. н. Агапия ватонедского. Пленен сарацынами и крестил их. Никод. Афон. патерик. III. Преставление пр. Мартирия зеленецкого, основателя монастыря на зеленом острове в Тихвинском уезде, † 1603 г. 209. †. Мощи под спудом Погод. IV. Св. Доната . Охр. Свв. пророк. Адама, Авеля, Сифа, Еноса, Еноха, Мелхиседека . Нан. 3. (Копт. Адама и Евы 1 апр. Филим. Авеля 20 марта.) 1000 мучч. при Савории. Греч. 364. V. Софрония монаха или епис. Неап. Син. 1. (11 марта патриарх). Феодосии тирской. Греч. 364 (29 мая). Св. о. н. Константина чудотворца. 51 (11 марта и 26 дек.). Св. праведного Елесваама . Син. 1. (Елезвой 24 овт.). 2 I. Св. мучч. Феодота , еп. киринейского, † 320. Вас. (имя). Иер. Кал. Сир. 43 . Мст. 240 и другие. МКр. М. 1345 г. Канон Иосифа по греч. Минее, что и у нас. Служба. (Вас. втор. 239. Сирл. 19 янв. 1295. 17 янв. 51 янв. 14. Свв. 1 янв. 13. Сирл. втор. и М. Р. 6 мая. МГр. и Максим Цитер. 12 мая). Пр. Агафона , † в ските в Египте в первой половине 5 в. 246. (Никод. 8 янв. Копт. 1425 сент. 11). Св. Троадия юноши при Декии в Неокесарии понтийской. Кончину его зрел духом св. Григорий неокесарийский (17 нояб.). Вас. (имя). (Сирл. 6 мая. М. Р. 28 дек. У Сурия 24 дек.). Свв. мучч. 440 в Италии от Лонгобардов пострадавших ок. 579 г. Ч. Мин. М. Р. Св. муч. Евфалии девы в Леонтинах в Сицилии в 257 году. 240. 1370 (М. Гр. М. Р. 27 авг. Сирл. 6 мая). Св. Арсения , еп. тверского, † 1409. Синод. Устав 1438 года. Собор 1547.Св. 1646. 1659. Пролог 1643 †. (по 51 положено тело его в церкви Успения). Службы XVI в. Канон и стихиры Феодосия, инока Желтикова монастыря, писаны в 1483 г. Это и год открытия мощей. См. опис. Рум. Муз. стр. 594. Мощи в Желтикове монастыре. Служба. III. Препп. братий Саввы и Варсанофия тверских, основавших в 1397 году Саввин монастырь в 20 верстах от Твери, ныне село Саввино. 209. Погод. ( Филим. 17 апр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1462. Лк. 1. 35. 1463.  Приходящий свыше и есть выше всех (Ин. 3. 31). 1464. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 81. Добротолюбие. Ч. 4. 1465. Святой Исаак Сирский. Слово 5. 1466. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 1467.  Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори… «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при свое. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.] (Притч. 3. 27, 28). 1468. Пс. 38. 4, 5. 1469.  …век мой как ничто пред Тобою (Пс. 38. 6). 1470. Закон математики. 1471. Лк. 14. 33, 26, 27. 1472. Преподобный Пимен Великий, Скитский патерик и Достопамятные сказания, гл. 144. 1473. Лк. 8. 2. 1474. Лк. 23. 40–43. 1475. Мф. 9. 13. 1476. Рим. 5. 6, 18. 1477. Мф. 5. 4. 1478. Мф. 18. 11. 1479. Ис. 53. 5–8. 1480. Еф. 2. 14. 1481. Ин. 5. 25. 1482. Мф. 25. 32. 1483. Ин. 11. 39. 1484.  Ангел Господень рече к Филиппу, глаголя: возстани и иди на полудне, на путь сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст. Деян. 8. 26. 1485. Пс. 118. 29, 30, 32. 33, 38. 1486. Ин. 11. 23. 1487. Ин. 11. 39. 1488. Ин. 11. 27. 1489. Мк. 11. 23. 1490. Ин. 11. 40. 1491. 1 Кор. 15. 42–44. 1492.  Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним (Откр. 20. 6). 1493.  Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор (Пс. 4. 2). 1494.  Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117. 16–18). 1495.  Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием (Пс. 4. 7, 8). 1496. Пс. 117. 19. 1497.  Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности (Пс. 4. 9). 1498. Притч. 11. 14. 1499. Лествица. Слово 1. 1500. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 14. Добротолюбие. Ч. 2. 1501.  …идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13. 44). 1502. Ин. 20. 17. 1503. Лк. 15. 6, 9. 1504. Лк. 15. 6, 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1481. Алфавитный патерик. 1482. Алфавитный патерик. 1483. Алфавитный патерик. 1484. Алфавитный патерик. 1485. Алфавитный патерик. 1486. Алфавитный патерик. 1487. Алфавитный патерик. 1488. Алфавитный патерик. 1489. Алфавитный патерик. 1490. Алфавитный патерик. 1491. Лямкою называется широкий кожаный пояс, который перекидывается через грудь. К этому поясу прикреплена бичева; тянущие лодку по реке обыкновенно упираются рукою в лямку и таким образом приводят в движение судно. 1492. Алфавитный патерик. 1493. Алфавитный патерик. 1494.  …до седмижды семидесяти раз (Мф. 18. 22). 1495. Мф. 5. 22. 1496. Алфавитный патерик. 1497.  А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные… Итак, кто будет чист от его, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2. 20, 21). 1498. 2 Тим. 2. 20, 21. 1499. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1500. Кол. 3. 12. 1501.  Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (Пс. 41. 2.) 1502. Алфавитный патерик, 1503. Алфавитный патерик. 1504. Алфавитный патерик. 1505. Алфавитный патерик. 1506. Алфавитный патерик. 1507. Алфавитный патерик. 1508. Алфавитный патерик. 1509. Алфавитный патерик. 1510. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1511. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1512. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1513. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1514. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1515.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 1516. Алфавитный патерик. 1517.  Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15. 13). 1518. Алфавитный патерик. 1519. Алфавитный патерик. 1520. Алфавитный патерик. 1521. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1522. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1523. Pag. 856, cap. 12. 1524. Pag. 856, cap. 13. 1525.  И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души (Иез. 14. 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Но дело в том, что в песни, приводимой в кн. Пар., мы видим ясные следы позднейшего ее происхождения. Таковы богослужебные формулы славословия Богу: «аллилуиа» (ст. 36) и «исповедайтеся Господу: ибо Он благ, ибо вечна милость Его» (ст. 34), – из которых о первой самые ранние свидетельства находим мы только в кн. Паралипоменон и Ездры, а о последней – в тех же книгах и еще у Иеремии пророка (33:11), и которых происхождение поэтому все ученые исследователи иудейских древностей не возводят раннее последнего времени существования Иудейского царства пред наступлением плена Вавилонского 1483 . Особенно же таково молитвенное обращение псалмопевца к Богу в заключении песни, ясно указывающее на пребывание Иудеев в плену, в рассеянии между народами: «спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим святое имя Твое, и да хвалимся славою Твоею» (ст. 35)! Очевидно, что песнь с подобного рода хронологическими указаниями никак не может принадлежать царю Давиду, а равно и всякому другому писателю, жившему ранее наступления плена Вавилонского. Новейшие рационалисты обыкновенно пользуются этим выводом для доказательства недостоверности книг Паралипоменон и совершенного произвола древних иудейских писателей в определении писателей и времени происхождения псалмов. Мы, конечно, далеки от подобного рода заключений и скорее готовы сознаться, что не знаем настоящего смысла того выражения писателя. Паралипоменон, в котором видят свидетельство о принадлежности следующей затем песни царю Давиду. Очень может быть, что словами: «в этот день (т.е. перенесения ковчега завета в Сионскую скинию) Давид, в первый раз, дал (псалом) для славословия Господу чрез Асафа и братьев его» (ст. 7), – писатель Паралипоменон хотел выразить только мысль, что с того дня Давид установил пение хвалебных и других священных песней при богослужении в скинии и таким образом на все последующие времена положил начало развитию священного псалмопения, в пример которого далее и привел наиболее известные в свое время песни, как непосредственный плод того же Давидова установления и выражение сущности обязанной ему своим происхождением, без сомнения, приходившей уже тогда к к концу, целой «Книги Хвалений Господу» 1484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010